г. Санкт-Петербург |
|
28 сентября 2023 г. |
Дело N А56-124797/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 сентября 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Мильгевской Н.А., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Макашевым В.Э.,
при участии:
от истца: не явился, извещен;
от ответчика: Кулыбин К.А., по доверенности от 20.12.2021;
от 3-го лица: Дербинян А.К., по доверенности от 20.01.2023;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-24608/2023) закрытого акционерного общества "Турборус" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.06.2023 по делу N А56-124797/2022 (судья Косенко Т.А.), принятое
по иску закрытого акционерного общества "Турборус"
к публичному акционерному обществу "Звезда"
3-е лицо: публичное акционерное общество Судостроительный завод "Северная верфь"
Министерство обороны Российской Федерации
об урегулировании разногласий,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Турборус" (далее - ЗАО "Турборус", истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к публичному акционерному обществу "Звезда" (далее - ПАО "Звезда", ответчик) об урегулировании разногласий при заключении Дополнительного соглашения от 20.01.2021 N 3 (далее - ДС N3) к договору от 01.06.2015 N 1018187404892020105000118/11027 (далее - договор) и считать договор, заключенным в редакции ДС N 3 на следующих условиях:
"п. 1. Установить фиксированную цену договора в размере 506 309 399,33 руб. (Пятьсот шесть миллионов триста девять тысяч триста девяносто девять рублей 33 копейки), в т.ч. НДС (20%) 84 384 899,89 руб. (Восемьдесят четыре миллиона триста восемьдесят четыре тысячи восемьсот девяносто девять рублей 89 копеек).
Фиксированная цена может быть скорректирована по результатам рассмотрения Головным Исполнителем (ПАО СЗ "Северная верфь"), Государственным Заказчиком работ.
2. По п. 4.3: Транспортировка Товара (включая транспортные расходы и расходы по страхованию груза) не входит в стоимость договора. В случае осуществления транспортировки Товара силами Продавца и за счет его средств, понесенные Продавцом расходы по транспортировке Товара до Покупателя подлежат полному возмещению (оплате) Покупателем после предоставления Продавцом всех подтверждающих документов (заверенных копий транспортных документов, страховых полисов, актов и счетов-фактур за выполненные услуги по транспортировке, копий договоров с транспортной компанией и страховой компанией по страхованию груза), в течение 10 банковских дней с даты выставления Продавцом счета-фактуры на транспортировку Товара, оформленного на основании подписанного Покупателем акта.
3. По п. 4.7: Товарная накладная с действующей на момент отгрузки Товара (фиксированной или ориентировочной) ценой;
4. Ввести в Договор п. 4.10: В случае отсутствия оформленного на дату отгрузки Товара дополнительного соглашения о переводе цены из ориентировочной в фиксированную, допускается отгрузка Товара по ориентировочной (действующей на момент отгрузки) цене. В случае отгрузки Товара по ориентировочной цене, Продавец оформляет товарные накладные и счета-фактуры на отгружаемый Товар с ориентировочными ценами, а Покупатель принимает продукцию по ориентировочным ценам с подписанием товарной накладной с ориентировочной ценой за поставленный Товар датой не ранее подписания обеими сторонами настоящего Протокола урегулирования разногласий N 8.
В срок 5 календарных дней после подписания дополнительного соглашения о переводе цены из ориентировочной в фиксированную Продавец предоставляет Покупателю откорректированную по фиксированной цене товарную накладную и корректировочный счет-фактуру, оформленные в соответствии с Протоколом согласования цены продукции и выбора вида цены (Приложение N 1 к Дополнительному соглашению N 3).
5. По п. 8.5: Право собственности на Товар переходит от Продавца к Покупателю в момент подписания Покупателем товарной накладной с действующей на момент поставки Товара ценой (фиксированной или ориентировочной)".
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц ЗАО "Турборус" 10.04.2023 переименовано в АО "ТУРБОРУС".
Истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил исковые требования и просил урегулировать возникшие между сторонами разногласия при заключении ДС N 3 к Договору и считать Договор заключенным в редакции ДС N 3 на следующих условиях:
"п. 1. Установить фиксированную цену договора в размере 506 309 399,33 руб. (Пятьсот шесть миллионов триста девять тысяч триста девяносто девять рублей 33 копейки), в т.ч. НДС (20%) 84 384 899,89 руб. (Восемьдесят четыре миллиона триста восемьдесят четыре тысячи восемьсот девяносто девять рублей 89 копеек).
Фиксированная цена может быть скорректирована по результатам рассмотрения Головным Исполнителем (ПАО СЗ "Северная верфь"), Государственным Заказчиком работ".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены публичное акционерное общество Судостроительный завод "Северная верфь" (далее - Завод) и Министерство обороны Российской Федерации (далее - Минобороны).
Решением суда от 02.06.2023 в иске отказано.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме. По мнению подателя жалобы договорные отношения между сторонами должны регулироваться с особенностями, установленными нормами ФЗ N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе". Считает, что надлежащим доказательством согласования фиксированный цены выполненных работ является протокол фиксированный цены, подписанный со стороны Департамента аудита государственных контрактов Министерства обороны Российской Федерации.
Истец извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своего представителя не направил, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
В судебном заседании представители ответчика и третьего лица просили в удовлетворении жалобы отказать, решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, между ЗАО "Турборус" (покупателем) и ПАО "Звезда" (продавцом) заключен договор, по условиям которого продавец изготовит, поставит покупателю и произведет шеф - монтажные работы в соответствии с условиями договора.
Основанием для заключения договора является государственный контракт N 704/27/2/ОНК/КН/0494-10 от 25.03.2010.
Стороны к договору заключили дополнительные соглашения от 16.11.2015 N 1, от 06.06.2016 N 2, от 20.01.2021 N 3, подписали протоколы урегулирования разногласий к договору.
Как указывает истец, проект Дополнительного соглашения N 3 с протоколом урегулирования разногласий N 8 от 17.11.2022 направлены с письмом от 12.10.2022 исх. N ТР-733/05-484, однако ответчиком не согласованы, в связи, с чем ЗАО "Турборус" обратилось в суд с иском.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, пришел к выводу, что отсутствует совокупность условий, позволяющих изменить предложенное истцом условие.
Исследовав доказательства, представленные в материалы дела, оценив их в совокупности и взаимной связи в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, с учетом установленных обстоятельств по делу суд апелляционной инстанции считает, что решение суда подлежит изменению.
По смыслу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Согласно пункту 1 статьи 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
В соответствии со статьей 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена названным Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством. При этом стороны могут заключить договор как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами.
Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Согласно пункту 2 статьи 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с ГК РФ или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В соответствии со статьей 446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 ГК РФ либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Договор между сторонами заключен в сфере исполнения государственного оборонного заказа, в силу чего должны применяться специальные положения Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее - Закон N 275-ФЗ), которые регулируют порядок определения цены по такому договору: при его заключении определяется ориентировочная цена, которая, затем, должна быть установлена с учетом согласования ее калькуляции специальным уполномоченным органом - военным представительством.
Нормы Закона N 275-ФЗ в части особенностей правового регулирования в области заключения и исполнения контрактов по ГОЗ, являются специальными по отношению не только к общим нормам в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд, но и по отношению к нормам Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
С учетом требований Закона N 275-ФЗ денежные средства на оплату работ выделяются только после проверки затрат, понесенных исполнителями, так как все исполнители оборонного заказа обязаны отчитываться перед стоящим выше его по цепочке контрагентом о целевом расходовании выделенных бюджетных средств и несут ответственность за нецелевое расходование выделенных из бюджета средств.
Согласно пунктам 4 и 5 Положения о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 N 1465 "О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, а также о внесении изменений и признании утратившими сил некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение N 1465) государственное регулирование цен осуществляется при формировании, размещении и выполнении ГОЗ в соответствии с целями и принципами, установленными статьей 9 Закона N 275, которое предусматривает, в том числе, определение вида цены на продукцию, уточнение размера цены и вида цены на продукцию, а также размера цены заключенного государственного контракта.
Абзацем 2 пункта 43 Положения N 1465 установлено, что условиями государственного контракта на поставку продукции, цена на которую является ориентировочной (уточняемой), может быть установлено предельное значение цены государственного контракта в случае взаимного согласия государственного заказчика и единственного поставщика.
В пункте 45 Положения N 1465 определено, что фиксированная цена на продукцию устанавливается также на завершающем этапе выполнения государственного контракта, в котором на продукцию установлена ориентировочная (уточняемая) цена.
Как следует из материалов дела, в рамках заключенного договора цена продукции являлась ориентировочной и подлежит окончательному установлению сторонами в ходе исполнения контракта.
По пункту 2.1 спорного договора цена на продукцию определена, как ориентировочная. Перевод ее из ориентировочной в фиксированную производится за 1 месяц до окончания работ, путем оформления дополнительного соглашения с протоколом согласования цены на фиксированную цену. В подтверждение фиксированной цены продавец представляет Заключение 1 отдела 307 ВП МО РФ по цене на выполненную работу.
Пунктом 8 Положения о военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.1995 N 804 (далее - Положение N 804), установлено, что военные представители принимают участие в подготовке и согласовании контрактов; проверке качества и комплектности принимаемой военной продукции; приёмке продукции в сроки, предусмотренные контрактами; осуществляют контроль за отработкой технической документации на военную продукцию, проверку ее соответствия требованиям нормативно-технических документов и условиям государственных контрактов (контрактов), а также согласование изменений, вносимых в эту документацию, и проверку состояния ее подлинников, ведение и учет материальных ценностей, созданных или приобретенных организациями; а также выдачу заключений о цене военной продукции, в том числе прогнозной.
Абзацем 9 пункта 13 Положения N 804 установлено, что руководители организаций, в которых созданы военные представительства Министерства обороны Российской Федерации, обеспечивают обоснование цен на военную продукцию, согласование их с военными представительствами.
Пунктом 14 Положения N 804, установлено, что руководители организаций, в которых созданы военные представительства Министерства обороны Российской Федерации, обеспечивают предоставление на согласование ВП МО РФ в том числе: проекты тактико-технических (технических) заданий на разработку военной продукции и комплектующих изделий, программы их испытаний, отчеты по результатам этих испытаний; планы мероприятий по устранению недостатков и дефектов, выявленных при испытаниях, конструкторскую (а при необходимости и технологическую) документацию, необходимую для производства военной продукции, а также все измерения, вносимые в эту документацию.
Пунктом 15 Положения N 804 руководитель предприятия обязан в том числе: своевременно предъявлять военным представительствам расчетно-калькуляционные материалы, обосновывающие уровень цены на военную продукцию; своевременно принимать меры по устранению недостатков и дефектов военной продукции, выявленных при ее разработке, производстве, монтаже, испытаниях, приемке и передаче в эксплуатацию; проводить работы по повышению качества и надежности военной продукции на протяжении всего ее жизненного цикла; предоставлять руководителям военных представительств информацию о номенклатуре и содержании работ, выполняемых организациями, независимо от источника их финансирования в целях определения работ, имеющих военное значение.
Согласно Указаниям Заместителя Министра обороны Российской Федерации Криворучко А.Ю. от 05.03.2019 N 205/2/102, определен порядок участия военных представительств Министерства обороны Российской Федерации, в ценообразовании на военную продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу (копия указаний прилагается). В соответствии с Указаниями, цена на продукцию (комплектующие изделия, сырье и материалы), должна определяться военными представительствами, закрепленными за организациями кооперации, только после ее детальной проработки и согласования с головным военным представительством.
При этом цена на военную продукцию формируется с учетом ценовых показателей определенных государственной программой вооружения, государственного оборонного заказа и не более установленных ранее на нее ориентировочных цен.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, фиксированная цена была подтверждена Заключением об обоснованности отнесения затрат при изготовлении и поставке вооружений и военной техники, осуществляемой в интересах Министерства обороны, выданным ВП МО РФ 808 (ранее 307 ВП МО РФ) от 24.12.2020 N 808/829.
25.01.2021 ПАО "Звезда" направило с сопроводительным письмом N 21-2-1207 Дополнительное соглашение N 3 на сумму 421 924 499,44 руб. без НДС (что составляет 506 309 399,33 руб. с НДС).
Истец Дополнительное соглашение N 3 не подписал.
Письмами N 21-2-0871 от 25.02.2021, N 21-2-0898 от 01.03.2021, N 21-2-1070 от 20.03.2021 ПАО "Звезда" просило ЗАО "Турборус" подписать направленное Дополнительное соглашение N 3, однако истец отказался его подписать, направив протокол разногласий.
В рассматриваемом случае, у сторон договора имеется добровольно обязанность по заключению дополнительного соглашения с предложенной истцом оговоркой изменения цены.
Судом апелляционной инстанции установлено, что ответчик поддерживает требования истца об урегулировании разногласий в части включения в Дополнительное соглашение N 3 пункта 1 в части установления фиксированный цены договора в размере 506 309 399, 33 руб., однако возражает против предложенной формулировки, свидетельствующей о возможности корректировки фиксированной цены по результатам рассмотрения третьими лицами.
Между тем действующим законодательством не предусмотрено понуждение сторон по согласованию фиксированной цены, которая фактически не является фиксированной, поскольку может быть скорректирована.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение суда подлежит изменению в части определения фиксированной цены, по которой у сторон отсутствуют разногласия.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.06.2023 по делу N А56-124797/2022 изменить:.
Установить фиксированную цену договора в размере 506 309 399,33 руб. (Пятьсот шесть миллионов триста девять тысяч триста девяносто девять рублей 33 копейки), в т.ч. НДС (20%) 84 384 899,89 руб. (Восемьдесят четыре миллиона триста восемьдесят четыре тысячи восемьсот девяносто девять рублей 89 копеек).
В остальной части Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.06.2023 по делу N А56-124797/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с публичного акционерного общества "Звезда" в пользу закрытого акционерного общества "Турборус" 6000 руб. расходов по оплате госпошлины по иску, 3 000 руб. расходов по оплате госпошлины за подачу апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
Н.А. Мильгевская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-124797/2022
Истец: ЗАО "ТУРБОРУС"
Ответчик: ПАО "ЗВЕЗДА"
Третье лицо: Министерство обороны РФ, ПАО СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД "СЕВЕРНАЯ ВЕРФЬ", ПАО "СЕВЕРНАЯ ВЕРФЬ"