г. Киров |
|
28 сентября 2023 г. |
Дело N А29-16744/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 сентября 2023 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Чернигиной Т.В.,
судей Барьяхтар И.Ю., Минаевой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Плаксиной М.О.
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, дело N А29-16744/2022
по иску общества с ограниченной ответственностью "Комитеплоэнерго"
(ИНН: 1103006077, ОГРН: 1121103001062),
к Администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (ИНН: 1103023523, ОГРН: 1021100807716),
Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа "Воркута"
(ИНН: 1103007560, ОГРН: 1131103000214),
обществу с ограниченной ответственностью "Воркутинский управдом"
(ИНН: 1103045990, ОГРН: 1201100000738),
обществу с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационный участок 3" (ИНН: 1103012666, ОГРН: 1141103001016),
обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания"
(ИНН: 1103044837, ОГРН: 1171101006471)
о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Комитеплоэнерго" (далее - Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к Администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (далее - Администрация), Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (далее - Комитет, ответчик, заявитель), обществу с ограниченной ответственностью "Воркутинский управдом" (далее - ООО "Воркутинский управдом"), обществу с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационный участок 3" (далее - ООО "ЖЭУ-3"), обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания" (далее - ООО "Управляющая компания") о взыскании 95879,97 рублей задолженности за тепловую энергию и теплоноситель, поставленные в жилое помещение по адресу: г. Воркута, ул. Суворова, д. 22а, кв. 98 (далее - квартира) за период с января 2018 года по март 2022 года.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 31.05.2023 по делу N А29-16744/2022 (с учётом определения об исправлении арифметической ошибки от 19.06.2023) исковые требования к ООО "Управляющая компания" и к ООО "ЖЭУ-3" в части требований оставлены без рассмотрения, исковые требования к ООО "Воркутинский управдом" оставлены без рассмотрения. В удовлетворении исковых требований к Администрации отказано. В оставшейся части исковые требования удовлетворены: с Комитета в пользу Общества взыскано 19927,58 рублей долга; с ООО "Управляющая Компания" в пользу Компании взыскано 2042,69 рублей долга, с ООО "ЖЭУ-3" в пользу Компании взыскано 1826,50 рублей долга.
Не согласившись с принятым судебным актом, Комитет обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить.
По мнению заявителя, расчёт истца содержит дополнительный период (март 2022 года), не заявленный в иске. Более того, истец в расчёте задолженности четыре раза производит начисления по спорному периоду (с января 2018 года по февраль 2022 года), что, по мнению Комитета, является незаконным.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу доводы Комитета отклонило. Истец пояснил, что в иске ошибочно указан период взыскания январь 2018 года - февраль 2022 года, тогда как расчёт и детализация на сумму требований в 95879,97 рублей составлены за период январь 2018 года - март 2022 года. В последующем дополнениями от 30.03.2023 истец сообщил, что Комитет является надлежащим ответчиком в период с 01.06.2021 по 30.03.2022, при этом никаких уточнений в части увеличения требований не производилось. Таким образом, по мнению истца, имела место опечатка в иске.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 07.07.2023 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 08.07.2023 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Определением от 10.08.2023 Второй арбитражный апелляционный суд перешел к рассмотрению дела N А29-16744/2022 по правилам, установленным для арбитражного суда первой инстанции.
В порядке статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определением от 22.08.2022 в составе суда произведена замена председательствующего судьи Панина Н.В. на председательствующего судью Чернигину Т.В.
В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 21.09.2023 до 27.09.2023.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Исследовав доказательства по делу, суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, Компания, являясь ресурсоснабжающей организацией на территории г. Воркуты, в период с января 2018 года по март 2022 года осуществила поставку тепловых ресурсов на нужды отопления и горячего водоснабжения в квартиру. Выставленные к оплате счета на общую сумму 95879,97 рублей не были оплачены.
По сведениям ГИС ЖКХ, размещенным в сети "Интернет", многоквартирный дом по адресу: г. Воркута, ул. Суворова, д. 22а, в котором расположена квартира, в период с 27.04.2015 по 25.03.2018 находился под управлением ООО "ЖЭУ-3", с 26.03.2018 по 13.04.2021 - ООО "Управляющая компания", с 14.04.2021 по 20.01.2023 - ООО "Воркутинский Управдом".
Письмом от 27.04.2021 N 2811 Компания в порядке части 2 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации отказалась от исполнения договора теплоснабжения от 15.02.2021 N ОО-ВТ-208-86058 с ООО "Воркутинский Управдом" с 01.06.2021.
Апелляционным определением Воркутинского городского суда Республики Коми от 31.03.2022 по делу N 11-85/2022 установлено, что квартира является выморочным имуществом и перешла в собственность муниципального образования городского округа "Воркута".
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Согласно пункту 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы), поэтому такие отношения следует рассматривать как договорные (абзац 10 пункта 2 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров").
Факт поставки тепловых ресурсов в квартиру, объем и стоимость поставленного ресурса подтверждаются материалами дела и по существу участвующими в деле лицами не оспариваются.
В соответствии со статьей 161, частями 2 и 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, с пунктом 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), на управляющую организацию возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и по предоставлению собственникам помещений всего комплекса коммунальных услуг.
Следовательно, получение хозяйствующим субъектом в установленном законом порядке статуса управляющей организации влечет за собой возникновение у нее статуса исполнителя коммунальных услуг с неотъемлемой обязанностью по предоставлению коммунальных услуг конечным потребителям и расчетом за коммунальные ресурсы с ресурсоснабжающими организациями (определение Верховного Суда Российской Федерации от 06.07.2015 N 310-КГ14-8259).
Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией (часть 9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В пункте 14 Правил N 354 предусмотрено, что управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
По сведениям ГИС ЖКХ, размещенным в сети "Интернет", многоквартирный дом по адресу: г. Воркута, ул. Суворова, д. 22а, в котором расположена квартира, в период с 27.04.2015 по 25.03.2018 находился под управлением ООО "ЖЭУ-3", с 26.03.2018 по 13.04.2021 - ООО "Управляющая компания", с 14.04.2021 по 20.01.2023 - ООО "Воркутинский Управдом".
Вместе с тем, в материалы дела представлены договоры управления многоквартирным домом по адресу: г. Воркута, ул. Суворова, д. 22а от 01.01.2018 N УК-2018/25 и от 01.01.2021 N 2021/ВУ-44 (л.д. 79-133).
Согласно пункту 2.1 договора управления от 01.01.2018 N УК-2018 с ООО "Управляющая Компания" договор заключен на срок с 01.01.2018 по 31.12.2020.
Согласно пункту 2.1 договору управления от 01.01.2021 N 2021/ВУ-44 с ООО "Воркутинский Управдом" договор заключен на срок с 01.01.2021 по 31.12.2023.
Учитывая изложенное, применительно к рассматриваемому спору в период с января 2018 года по декабрь 2020 года управление спорным МКД осуществляло ООО "Управляющая Компания", в период с января 2021 года по май 2021 года - ООО "Воркутинский Управдом".
Сведения ГИС ЖКХ о периодах управления спорным МКД противоречат условиям договоров управления от 01.01.2018 N УК-2018/25 и от 01.01.2021 N 2021/ВУ-44, следовательно, не могут быть учтены при определении лица, обязанного вносить истцу плату за коммунальные ресурсы.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении исковых требований к ООО "ЖЭУ-3" следует отказать, поскольку данное лицо не осуществляло управление спорным МКД в спорный период.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации при прекращении между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией договора горячего водоснабжения, теплоснабжения в части снабжения коммунальными ресурсами в целях предоставления соответствующей коммунальной услуги собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме вследствие одностороннего отказа ресурсоснабжающей организации от исполнения договора ресурсоснабжения по основанию, предусмотренному частью 2 названной статьи, коммунальные услуги собственникам и пользователям помещений предоставляются ресурсоснабжающей организацией в соответствии с заключенным с каждым собственником помещения в многоквартирном доме договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Материалами дела подтверждается и участвующими в деле лицами не оспаривается, что истец отказался от исполнения договора теплоснабжения с ООО "Воркутинский Управдом" с 01.06.2021.
С учетом изложенного, исковые требования о взыскании задолженности за период с января 2018 года по декабрь 2020 года могут быть предъявлены к ООО "Управляющая компания", за период с января по май 2021 года - к ООО "Воркутинский управдом", за период с июня 2021 года по март 2022 года - к собственнику квартиры.
Однако, согласно расчету истца, представленному 21.09.2023, соответствующему расчету с разбивкой платежей, приобщенному к материалам дела 15.02.2023, он предъявляет требования к ООО "Управляющая компания" за период с апреля 2018 года по апрель 2021 года, к ООО "Воркутинский управдом" - за май 2021 года.
На основании вышеизложенного оснований для взыскания задолженности с ООО "Управляющая компания" за период с января по апрель 2021 года в сумме 8 170 руб. 76 коп. не имеется.
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) разделяет требования к должнику на те, что подлежат включению в реестр требований кредиторов должника (реестровые требования) или относятся за реестр, и на текущие платежи в зависимости от времени их возникновения. К первой группе относится список всех признанных и доказанных задолженностей, возникших до возбуждения дела о банкротстве. Вторая связана с различными обязательствами должника, возникшими уже в ходе процедур банкротства.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 5 Закона о банкротстве под текущими платежами понимаются денежные обязательства, требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур, применяемых в деле о банкротстве, не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.
В пункте 27 Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве" разъяснено, что в силу абзаца второго пункта 1 статьи 63, абзаца второго пункта 1 статьи 81, абзаца восьмого пункта 1 статьи 94 и абзаца седьмого пункта 1 статьи 126 Закона о банкротстве с даты введения наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления и конкурсного производства требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены только в рамках дела о банкротстве в порядке статей 71 или 100 Закона.
В абзаце третьем пункта 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 63 "О текущих платежах по денежным обязательствам в деле о банкротстве" установлено, что в договорных обязательствах, предусматривающих периодическое внесение должником платы за пользование имуществом (договоры аренды, лизинга), длящееся оказание услуг (договоры хранения, оказания коммунальных услуг и услуг связи, договоры на ведение реестра ценных бумаг и т.д.), а также снабжение через присоединенную сеть электрической или тепловой энергией, газом, нефтью и нефтепродуктами, водой, другими товарами (за фактически принятое количество товара в соответствии с данными учета), текущими являются требования об оплате за те периоды времени, которые истекли после возбуждения дела о банкротстве.
Определением Арбитражного суда Республики Коми от 23.04.2021 по делу N А29-4247/2021 к производству принято заявление о признании ООО "Управляющая Компания" несостоятельным (банкротом); решением Арбитражного суда Республики Коми от 01.11.2021 по делу N А29-4247/2021 суд признал ООО "Управляющая Компания" несостоятельным (банкротом), в отношении должника открыта процедура конкурсного производства.
Поскольку сроки оплат за тепловые ресурсы, поставленные в период с апреля 2018 года по декабрь 2020 года, истекли до возбуждения дела о банкротстве ООО "Управляющая Компания", исковые требования о взыскании задолженности за указанный период не относятся к текущим платежам и подлежат рассмотрению в деле о несостоятельности (банкротстве) ООО "Управляющая Компания". В связи с этим исковые требования к ООО "Управляющая Компания" в сумме 61 378 руб. 91 коп. подлежат оставлению без рассмотрения на основании пункта 4 часть 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением Арбитражного суда Республики Коми от 31.05.2022 по делу N А29-2331/2022 к производству принято заявление ООО "Воркутинский управдом" о признании его несостоятельным (банкротом); решением от 19.12.2022 по делу N А29-2331/2022 ООО "Воркутинский управдом" признано несостоятельным (банкротом), в отношении должника открыта процедура конкурсного производства.
Поскольку срок оплаты за тепловые ресурсы, поставленные в мае 2021 года, истек до возбуждения дела о банкротстве ООО "Управляющая Компания", исковые требования о взыскании задолженности за указанный период не относятся к текущим платежам и подлежат рассмотрению в деле о несостоятельности (банкротстве) ООО "Воркутинский управдом". В связи с этим исковые требования к ООО "Воркутинский управдом" подлежат оставлению без рассмотрения на основании пункта 4 часть 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев исковые требования о взыскании задолженности за период с июня 2021 года по март 2022 года по существу, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с выписками из ЕГРН (л.д. 13, 31-33) право собственности на квартиру зарегистрировано за Соколовым О.С., 11.10.1967 года рождения.
Как следует из справки о смерти от 27.07.2022 N 573, выданной Территориальным отделом записи актов гражданского состояния г. Воркуты Министерства юстиции Республики Коми (л.д. 64), Соколов О.С. умер 20.01.2018.
Правовое регулирование отношений, связанных с наследованием имущества, осуществляется нормами раздела V Гражданского кодекса Российской Федерации (статьи 1110 - 1185).
Согласно пункту 1 статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (статья 1117), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (статья 1158), имущество умершего считается выморочным.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации в порядке наследования по закону в собственность городского или сельского поселения, муниципального района (в части межселенных территорий) либо городского округа переходит следующее выморочное имущество, находящееся на соответствующей территории: жилое помещение; земельный участок, а также расположенные на нем здания, сооружения, иные объекты недвижимого имущества; доля в праве общей долевой собственности на указанные в абзацах втором и третьем настоящего пункта объекты недвижимого имущества.
В соответствии со статьей 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации для приобретения наследства наследник должен его принять. Для приобретения выморочного имущества принятие наследства не требуется (пункт 1).
Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось (пункт 2).
Согласно пункту 2 статьи 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
В пункте 50 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" (далее - Постановление N 9) разъяснено, что выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность соответственно Российской Федерации (любое выморочное имущество, в том числе невостребованная земельная доля, за исключением расположенных на территории Российской Федерации жилых помещений), муниципального образования, города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга (выморочное имущество в виде расположенного на соответствующей территории жилого помещения) в силу фактов, указанных в пункте 1 статьи 1151 ГК РФ, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации.
Наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и ее момента (если такая регистрация предусмотрена законом) (пункт 34 Постановления N 9).
Согласно пункту 60 Постановления N 9 ответственность по долгам наследодателя несут все принявшие наследство наследники независимо от основания наследования и способа принятия наследства, а также Российская Федерация, города федерального значения Москва и Санкт-Петербург или муниципальные образования, в собственность которых переходит выморочное имущество в порядке наследования по закону.
В соответствии с пунктом 49 Постановления N 9 неполучение свидетельства о праве на наследство не освобождает наследников, приобретших наследство, в том числе при наследовании выморочного имущества, от возникших в связи с этим обязанностей (выплаты долгов наследодателя, исполнения завещательного отказа, возложения и т.п.).
Из изложенного следует, что право на выморочное имущество в виде расположенного на соответствующей территории жилого помещения, в силу прямого указания закона переходит в порядке наследования в собственность соответствующего муниципального образования.
Согласно ответу нотариуса Воркутинского нотариального округа Истоминой Светланы Васильевны от 27.02.2023 N 63 на запрос суда и приложенным к данному ответу материалам наследственного дела (л.д.62-72), наследственное дело N 02-01/70/2020 на имущество Соколова О.С. открыто по заявлению Администрации от 04.08.2022 N 1379 (л.д. 65); в заявлении от 02.11.2022 N 2002 (л.д. 66) Администрация отказалась от получения свидетельства о праве на наследования выморочного имущества в связи с вновь открывшимися обстоятельствами.
Вместе с тем, апелляционным определением Воркутинского городского суда Республики Коми от 31.03.2022 по делу N 11-85/2022 установлено, что квартира является выморочным имуществом и перешла в собственность муниципального образования городского округа "Воркута".
Доказательств, свидетельствующих о совершении третьими лицами действий по фактическому принятию наследства, ни Комитет, ни Администрация в материалы дела не представили.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Пунктом 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность граждан и организаций своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно статье 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
Права собственника от имени муниципального образования в силу пункта 2 статьи 215 и статьи 125 названного Кодекса осуществляют органы местного самоуправления в рамках предоставленной им компетенции (пункт 2).
Совет муниципального образования городского округа "Воркута" своим решением от 26.04.2013 N 255 утвердил Положение о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа "Воркута" (далее - Положение N 255). Данное положение определяет порядок управления собственностью муниципального образования городского округа "Воркута" (далее - муниципальное образование), а также регулирует отношения, возникающие в связи с реализацией органами местного самоуправления правомочий собственника (пункт 1).
Согласно подпункту 5 пункта 2.2 Положения N 255 собственностью муниципального образования являются любые объекты гражданских прав, не изъятые из оборота или не ограниченные в обороте, в том числе муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные объекты инженерной инфраструктуры, а также другие муниципальные объекты, осуществляющие обслуживание населения.
В силу подпункта 4 пункта 8.1 Положения N 255 бремя содержания не используемых жилых и нежилых помещений, входящих в состав многоквартирного дома, находящихся в казне муниципального образования, лежит на отраслевом органе администрации муниципального образования, осуществляющем контроль за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда.
В соответствии с Положением о комитете по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа "Воркута", утвержденным решением Совета муниципального образования от 14.03.2013 N 228, к числу основных задач Комитета отнесены обеспечение в пределах компетенции проведения единой муниципальной политики в сфере управления и распоряжения движимым и недвижимым имуществом муниципального образования, а также обеспечение эффективного управления и распоряжения, рационального использования имущества муниципального образования (пункты 2.1 и 2.4).
Решением Совета муниципального образования городского округа "Воркута" от 01.06.2013 N 270 утверждено Положение о порядке управления и распоряжения жилищным фондом, находящимся в собственности муниципального образования городского округа "Воркута" (далее - Положение N 270).
Названное положение регулирует отношения, возникающие в связи с управлением и распоряжением жилищным фондом, находящимся в собственности муниципального образования (далее - муниципальный жилищный фонд), и определяет порядок управления и распоряжения данным фондом, который включает в себя, в том числе содержание, контроль использования и сохранности муниципального жилищного фонда.
Под содержанием муниципального жилищного фонда понимается совокупность действий органов местного самоуправления, направленных на поддержание сохранности муниципального жилищного фонда, его надлежащего санитарного и технического состояния, создание благоприятных и безопасных условий проживания граждан в жилых помещениях муниципального жилищного фонда. Под контролем за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда понимается совокупность действий всех органов местного самоуправления, направленных на достижение этих целей (пункты 2, 3 статьи 1 Положения N 270).
В состав муниципального жилищного фонда входят жилые помещения, перешедшие в собственность муниципального образования по установленным законодательством основаниям и в порядке, им определенном (пункт 1 статьи 2 Положения N 270).
Функции по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов в части муниципального жилищного фонда и до заселения жилых помещений муниципального жилищного фонда и расходов на их содержание и коммунальные услуги переданы Комитету (подпункты 13, 14 пункта 3 статьи 6).
Постановлением от 29.12.2020 N 1618 утверждена муниципальная программа муниципального образования городского округа "Воркута" "Муниципальное управление". Данная программа включает в себя подпрограмму "Управление муниципальным имуществом", целью которой является создание условий для повышения эффективности управления муниципальным имуществом муниципального образования городского округа "Воркута". В ее рамках решаются задачи: по совершенствованию системы учета муниципального имущества, оптимизация имущественного комплекса муниципального образования; обеспечение эффективного использования и распоряжения муниципальным имуществом; обеспечение реализации муниципальной подпрограммы. В частности, в рамках задач по обеспечению эффективного использования и распоряжения муниципальным имуществом, проводятся мероприятия, направленные на вовлечение в оборот и осуществление контроля за эффективным использованием муниципального имущества, включающего, в том числе жилой и нежилой фонд, муниципального образования городского округа "Воркута". При этом вовлечение в оборот муниципального имущества заключается как в передаче муниципального имущества (в аренду, безвозмездное пользование, залог, закрепление в оперативное управление, хозяйственное ведение), так и в исполнении обязательств, возникающих в процессе использования и распоряжения имуществом. Ответственным за исполнение данной программы является Комитет.
Таким образом, исковые требования к Комитету о взыскании 19927,58 рублей задолженности за период с июня 2021 года по март 2022 года являются законными и обоснованными и подлежат удовлетворению. В удовлетворении требований к Администрации следует отказать.
Ссылки ответчика на то, что истец в расчёте задолженности четыре раза производит начисления по спорному периоду, несостоятельны. Комитет не учитывает, что в расчёте задолженности истец отдельно предъявляет к оплате: 1) тепловую энергию на нужды отопления; 2) тепловую энергию на нужды ГВС; 3) теплоноситель (горячая вода) на нужды ГВС; 4) повышающий коэффициент за ГВС.
Заявление Комитета о применении срока исковой давности подлежит отклонению на основании следующего.
В силу статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
На основании статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Истец с ходатайством о привлечении в качестве соответчика обратился 15.02.2023. Таким образом, срок исковой давности по исковым требованиям к Комитету не пропущен.
В соответствии с абзацем вторым пункта 6.1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового судебного акта по делу.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по иску подлежат взысканию с Комитета в пользу Компании пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 31.05.2023 по делу N А29-16744/2022 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Исковые требования к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания" о взыскании задолженности за период с апреля 2018 года по декабрь 2020 года, к обществу с ограниченной ответственностью "Воркутинский управдом" о взыскании задолженности за май 2021 года оставить без рассмотрения.
В удовлетворении остальной части требований к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания", а также в удовлетворении исковых требований к обществу с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационный участок 3" и к Администрации муниципального образования городского округа "Воркута" отказать.
Взыскать с Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (ИНН: 1103007560, ОГРН: 1131103000214) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Комитеплоэнерго" (ИНН:1103006077, ОГРН:1121103001062) 19 927 рублей 58 копеек задолженности за период с июня 2021 года по март 2022 года, 797 рублей судебных расходов по оплате государственной пошлины.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Комитеплоэнерго" (ИНН:1103006077, ОГРН:1121103001062) из федерального бюджета 8 284 рубля государственной пошлины, уплаченной платежным поручением от 07.12.2022 N 19203.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Т.В. Чернигина |
Судьи |
И.Ю. Барьяхтар |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-16744/2022
Истец: ООО "Комитеплоэнерго"
Ответчик: Администрация МО ГО "Воркута", Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО "Воркута", ООО "ВОРКУТИНСКИЙ УПРАВДОМ", ООО "Жилищно-эксплуатационный усаток 3", ООО "Управляющая компания"
Третье лицо: Нотариус Истомина Светлана Васильевна, ООО Аргандеева Наталия Олеговна к/управляющий "Воркутинский управдом", ООО Русских Иван Аркадьевич к/управляющий "УК" и "ЖЭУ3", Служба Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля), Управление ГХиБ администрации МОГО "Воркута", ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Коми