28 сентября 2023 г. |
Дело N А83-912/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 сентября 2023 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Градовой О.Г.,
судей Приваловой А.В.,
Кузняковой С.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Каримовым А.А.,
с участием в судебном заседании:
индивидуального предпринимателя Чобанян Р. В.,
представителя индивидуального предпринимателя Чобанян Р.В. - Потапова П.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Евпатории Республики Крым, Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Евпатории Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 04 апреля 2023 года по делу N А83-912/2021 по заявлению индивидуального предпринимателя Чобанян Рафика Вардановича, заинтересованное лицо - Администрация города Евпатории Республики Крым, при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Отдела архитектуры и градостроительства Администрации города Евпатории Республики Крым, Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Евпатории Республики Крым, Департамента муниципального контроля, потребительского рынка и развития предпринимательства Администрации города Евпатории Республики Крым о признании незаконными действия и постановления, об обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
ИП Чобанян Р.В. обратился в суд первой инстанции с заявлением о признании незаконными действий Администрации г. Евпатории по принятию с нарушением установленного срока постановления N 2274-п от 11.12.2020, о признании незаконным постановления N 2274-п от 11.12.2020 Администрации об отказе в определении вида разрешенного использования земельного участка площадью 16.922 кв.м., КН: 90:18:010152:146, расположенного по адресу: г. Евпатория, ул. Немичевых, 47, по коду 6.9 "Склады".
Решением суда первой инстанции требования удовлетворены частично; постановление Администрации об отказе в определении ВРИ земельного участка по коду 6.9 "Склады" признано незаконным, на Администрацию возложена обязанность рассмотреть поданное заявление; в остальной части требований отказано; с Администрации в пользу ИП Чобаняна Р.В. взысканы понесенные судебные расходы в виде государственной пошлины в сумме 300 руб.
Судебный акт мотивирован тем, что на земельном участке расположены принадлежащие заявителю на праве собственности склады, при определении ВРИ земельного участка уполномоченный орган обязан учитывать назначение расположенных на земельном участке зданий.
Администрацией и ДИЗО подана апелляционная жалоба, в которой эти участники просят решение суда отменить и отказать в удовлетворении заявленных требований по тем основаниям, что судебный акт принят при неправильном применении норм материального права, так как при определении ВРИ земельного участка учтено его фактическое использование - для расположения коммерческих объектов, на земельном участке также расположены самовольные постройки.
Из отзыва на апелляционную жалобу следует, что Отдел архитектуры и градостроительства Администрации города Евпатории Республики Крым согласен с ее доводами, так как на расположенные на земельном участке здания используются под магазин кровельных материалов, шиномонтаж, автомойку, СТО, автомастерскую; Отдел просил дело рассмотреть без участия представителя Отдела в судебном заседании.
В судебном заседании заявитель и его представитель возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, так как первоначально земельный участок предоставлен для производственно-складской базы, на которой находились и находятся сейчас здания складов, эти здания не реконструировались, заявитель, используя свое право на выбор одного из установленных градостроительной документацией основных видов разрешенного использования земельного участка, выбрал - склады.
Представители иных участников в судебное заседание не явились. О месте и времени судебного заседания извещены в установленном законом порядке.
На основании статьи 268 АПК РФ суд апелляционной инстанции истребовал и приобщил к делу дополнительные доказательства; исследовав доказательства в совокупности, установил следующие обстоятельства.
05.04.2016 на государственный кадастровый учет поставлен как ранее учтенный (с 10.01.2007) земельный участок площадью 16.922 кв.м., КН: 90:18:010152:146 (до этого КН: 0110900000:01:052:0018), категория - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - предпринимательство (код 4.0). Эти обстоятельства участники не оспаривают и они подтверждены выпиской из ЕГРН от 12.07.2023.
Вид разрешенного использования земельного участка определен постановлениями Администрации:
- N 1305-п от 31.05.2016 - предпринимательство (код 4.0), производственная деятельность (код 6.0); вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Крым от 06.09.2021 по делу NА83-19787/2020 в признании этого постановления незаконным отказано; 19.04.2022 - в апелляционном и 30.08.2022 в кассационном порядках этот судебный акт оставлен без изменений; 23.11.2022 определением Верховного Суда РФ ходатайство ИП Чобаняна Р.В. о восстановлении пропущенного процессуального срока оставлено без удовлетворения, кассационная жалоба возвращена заявителю;
- N 1886-п от 09.10.2020 на основании протокола Комиссии N 11 от 20.08.2020 внесены изменения в постановление N 1305-п от 31.05.2016, согласно которым ВРИ - предпринимательство (код 4.0).
05.08.2020 ИП Чобанян Р.В. подал в Администрацию заявление об изменении основного ВРИ земельного участка на "Склады" (код 6.9), обосновав это первоначальным предоставлением по законодательству Украины земельного участка для размещения производственно-складской базы, нахождением земельного участка в зоне П-1 производственной и коммунально-складской, расположением на земельном участке складов.
09.09.2020 ИП Чобанян Р.В. подал в Администрацию заявление о повторном рассмотрении его заявления.
11.12.2020 Администрацией г. Евпатории на основании протокола заседания комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Евпатории Республики Крым N 14 от 29.10.2020 вынесено постановление N2274-п об отказе в определении ВРИ земельного участка по коду 6.9 "Склады".
Постановление мотивированно тем, что ВРИ установлен постановлениями Администрации N 1305-п от 31.05.2016 и N 1886-п от 09.10.2020, у заявителя отсутствует договор аренды земельного участка, имеется задолженность за фактическое пользование, земельный участок используется для осуществления предпринимательской деятельности.
На поданные ИП Чобаняном Р.В. заявления Администрация давала письменные ответы от 26.08.2020 N Ч-4/3035/2, от 07.10.2020 N Ч-4/3656/2, от 02.11.2020 NЧ-4/3655/2.
Названный земельный участок по заключенному по законодательству Украины договору от 29.08.2006 и дополнению к нему был предоставлен ИП Чобаняну Р.В. в аренду сроком до 27.05.2016 для производственной базы и ведения прочей коммерческой деятельности. По законодательству Российской Федерации право аренды не оформлено, что следует из данных в судебном заседании пояснений ИП Чобаняна Р.В. и письма ДИЗО N 3368/09 от 29.10.2020 о не подписании арендатором направленного 05.08.2019 проекта договора ввиду не согласия с пунктами проекта договора.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 14.08.2023 по делу N NА83 - 10589/2020 с ИП Чобаняна Р.В. в пользу ДИЗО Евпатории взыскана задолженность за фактическое использование земельного участка КН:90:18:010152:146 за период с 28.05.2016 по 31.05.2022 в размере 16.533.097,24 руб., а также взысканы проценты за пользование чужими денежными средствами с учетом применения моратория. Сведений об апелляционном обжаловании этого судебного акта система "Мой Арбитр" не содержит.
Не вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Крым от 23.03.2023 по делу N А83-18874/2022 ИП Чобаняну Р.В. отказано в признании незаконным бездействия ДИЗО Евпатории по поданному 26.04.2022 за вх.N 290/07 заявлению о предварительном согласовании предоставления без торгов в собственность за плату земельного участка КН:90:18:010152:146. Судебное заседание по апелляционному пересмотру назначено на 18.10.2023.
По Плану зонирования территории города, утвержденному решением Евпаторийского городского совета N 6-23/17 от 27.04.2012 земельный участок по ул. Немичевых, 47, отнесен к зоне коммунальных предприятий, складов, баз, о чем суду первой инстанции Отделом архитектуры и градостроительства Администрации города Евпатории Республики Крым представлен цветной фрагмент из ПЗЗ.
По Генеральному плану МО ГО Евпатория, утвержденному решением Евпаторийского городского совета Республики Крым N 1-81/1 от 02.11.2018 (с изм. Решением N 2-21/5 от 25.09.2020), земельный участок КН: 90:18:010152:146 отнесен к производственной зоне, зоне инженерной и транспортной инфраструктур.
Согласно фрагмента ПЗЗ МО ГО Евпатория, утвержденных решением Евпаторийского городского совета Республики Крым N 1-86/2 от 22.02.2019 (с изм. по решению N2-11/1 от 28.02.2020), земельный участок КН:90:18:010152:146 отнесен к производственной и коммунально-складской зоне (П-1), в которой к основным ВРИ отнесены (в том числе) предпринимательство (4.0) и склады (6.9); магазины (код 4.4) отнесены к условно-разрешенным ВРИ, в подтверждение чего в дело представлены названный фрагмент и письменный ответ Отдела архитектуры N 1904/01-09 от 17.07.2023.
Заявителю на праве собственности принадлежат расположенные по адресу: г. Евпатория, ул. Немичевых, 47, нежилые здания:
1) склад площадью 285кв.м., КН: 90:18:010151:701,
2) склад - 54,7кв.м., КН: 90:18:010151:703,
3) склад - 227кв.м., КН: 90:18:010151:704,
4) склад - 556,3кв.м., КН: 90:18:010151:707,
5) административное - 37,5в.м., КН: 90:18:010151:708,
6) склад - 134,8кв.м., КН: 90:18:010151:709,
7) склад - 136,6кв.м., КН: 90:18:010151:710,
8) проходная - 12,2кв.м., КН: 90:18:010151:711,
9) контора - 78,6кв.м., КН: 90:18:010151:712,
10) склад - 408,9кв.м., КН: 90:18:010151:760,
о чем по законодательству Российской Федерации 02.11.2018 и 31.01.2019 осуществлена государственная регистрация ранее возникшего права собственности, что следует из выписки из ЕГРН.
Из пояснений заявителя следует, что названные нежилые здания приобретены ИП Чабоняном Р.В. перед заключением в 2006 году договора аренды земельного участка, назначение этих знаний, их реконструкция или переоборудование не осуществлялись, основное функциональное назначение зданий осталось прежним - склады. Суду первой инстанции представлен договор аренды складских помещений от 01.01.2021 с арендатором ИП Андреасян Г.Г.
Администрацией в подтверждение размещения в принадлежащих заявителю нежилых зданиях объектов торговли и оказания услуг, в частности магазинов кровельных и строительных материалов, автомойки представлены составленные 25.10.2018 ДИЗО Администрации Евпатории акт N 422 осмотра (обследования) земельного участка в сфере земельного и градостроительного законодательства и 08.04.2021 Департаментом муниципального контроля, потребительского рынка и развития предпринимательства Администрации Евпатории акт N 137 осмотра (обследования) земельного участка в сфере земельного законодательства с фототаблицами. Кроме того, в этих актах указаны сведения о самовольном возведении на земельном участке строений, против чего возражает заявитель.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений; в отношении земельного участка в соответствии с федеральным законом могут быть установлены один или несколько основных, условно разрешенных или вспомогательных видов разрешенного использования; любой основной или вспомогательный вид разрешенного использования из предусмотренных градостроительным зонированием территорий выбирается правообладателем земельного участка в соответствии с настоящим Кодексом и законодательством о градостроительной деятельности.
По утвержденному Приказом Росреестра от 10.11.2020 N П/0412 Классификатору видов разрешенного использования земельных участков код 6.0 "Склады" предусматривает размещение на земельных участках сооружений, имеющих назначение по временному хранению, распределению и перевалке грузов (за исключением хранения стратегических запасов), не являющихся частями производственных комплексов, на которых был создан груз: промышленные базы, склады, погрузочные терминалы и доки, нефтехранилища и нефтеналивные станции, газовые хранилища и обслуживающие их газоконденсатные и газоперекачивающие станции, элеваторы и продовольственные склады, за исключением железнодорожных перевалочных складов.
Этот Классификатор предусматривает, что по коду 4.0 "Предпринимательство" на земельных участках допускается размещение объектов капитального строительства в целях извлечения прибыли на основании торговой, банковской и иной предпринимательской деятельности. Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования, предусмотренных кодами 4.1 - 4.10, в том числе: код 4.4 "Магазины", код 4.9.1 "Объекты дорожного сервиса", код 4.9.1.3 "Автомобильные мойки", 4.9.1.4 "Ремонт автомобилей".
Подпункт 3 пункта 1, пункт 7 статьи 85 ЗК РФ устанавливают, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к территориальным зонам, в том числе - к производственной зоне, в которой земельные участки предназначены для застройки промышленными, коммунально-складскими, иными предназначенными для этих целей производственными объектами согласно градостроительным регламентам.
По части 4 статьи 85 ЗК РФ земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если: виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования; их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом. Реконструкция существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.
В соответствии с действовавшим на 11.12.2020 Административным регламентом предоставления муниципальной услуги "Отнесение земельных участков к землям определенной категории" в новой редакции, утвержденным постановлением Администрации г. Евпатории Республики Крым от 30.06.2016 N 1679-п, для получения муниципальной услуги заявитель предоставляет (в том числе) правоустанавливающие документы на земельный участок (подпункт 2.7.1.6), правоустанавливающие документы на строения и кадастровые паспорта объектов недвижимости (подпункты 2.7.1.8 и 2.7.1.9); основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги может явиться непредставление документов, указанных в перечне документов, необходимых для оказания муниципальной услуги (подпункт 2.9.1), результатом выполнения административной процедуры "Проверка предоставленных документов и принятие решения о возможности предоставления муниципальной услуги" является подготовка постановления или письменного мотивированного уведомления об отказе в предоставлении муниципальной услуги (пункт 3.3).
Оснований для отказа в установлении, изменении категории и ВРИ, кроме как непредоставление необходимых документов, этот Административный регламент не содержал.
29.11.2022 постановлением Администрации г. Евпатории Республики Крым от N 2824-п утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Отнесение земель и земельных участков в составе таких земель к определенной категории или перевод земель из одной категории в другую", согласно пунктам 13.2, 13.3 которого основаниями для отказа в предоставлении муниципальной услуги являются:
- наличие отрицательного заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;
- установление несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации;
- в случае обращения с заявлением о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, дополнительно - федеральными законами установлены ограничения или запреты на перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую.
Отдельного муниципального правового нормативного акта об изменении вида разрешенного использования Администрацией г. Евпатории Республики Крым не принималось.
Как установлено, земельный участок КН:90:18:010152:146 расположен в производственной и коммунально-складской зоне (П-1), в которой к основным ВРИ отнесены (в том числе) предпринимательство (4.0) и склады (6.9); на земельном участке расположены здания складов; заявитель выбрал из предусмотренных градостроительной документацией о зонировании вид разрешенного использования - склады, такое право выбора предусмотрено законом. В связи с чем, оспариваемое постановление Администрации принято с нарушением требований закона и нарушает права заявителя.
Доводы Администрации и ДИЗО об отсутствии согласования комиссией по подготовке проекта правил землепользования и застройки МО ГО Евпатории изменения ВРИ не принимаются во внимание, так как решение такой комиссии не основано на предусмотренных законом основаниях для отказа в изменении ВРИ.
Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы Администрации и ДИЗО о наличии основания для отказа в изменении ВРИ - фактическое использование ИП Чобаняном Р.В. земельного участка не под склады, а для предпринимательства, самовольное строительство на земельном участке, так как такое основание не предусмотрено законом, при установлении надлежащими доказательствами фактов нецелевого использования земельного участка, самовольного строительства, уполномоченный орган вправе принять предусмотренные законом меры реагирования и обратиться за судебной защитой права собственности на земельный участок, включая требование о сносе самовольной постройки.
Кроме того, Администрация и ДИЗО не доказали законность составления представленных при рассмотрении дела судом первой инстанции актов N 422 от 25.10.2018 и N 137 от 08.04.2021 осмотра (обследования) земельного участка, в частности соблюдения требований Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", а потому такие акты не являются надлежащими доказательствами и в учет не принимаются.
На основании изложенного, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение суда первой инстанции принято при правильном применении и без нарушений норм материального права, иных (в том числе безусловных) оснований для отмены решения суда не установлено; апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 04 апреля 2023 года по делу N А83-912/2021 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Администрации города Евпатории Республики Крым, Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Евпатории Республики Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев со дня его принятия по правилам, предусмотренным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Г. Градова |
Судьи |
А.В. Привалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-912/2021
Истец: ИП Чобанян Рафик Варданович
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ИМУЩЕСТВЕННЫХ И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, Департамента муниципального контроля, потребительского рынка и развития предпринимательства Администрации города Евпатории Республики Крым, ОТДЕЛ АРХИТЕКТУРЫ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ