г. Москва |
|
29 сентября 2023 г. |
Дело N А41-1141/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 сентября 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Немчиновой М.А.,
судей Иевлева П.А., Стрелковой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Скомороховой Д.Е.,
при участии в заседании:
от заявителя ООО "Ново-Рижская застава" (ИНН: 7730652516, ОГРН: 1117746794990) - Северцев С.В. - представитель по доверенности от 01 сентября 2022 года, диплом о высшем юридическом образовании, Панин А.Л. - представитель по доверенности от 01 сентября 2022 года, диплом о высшем юридическом образовании,
от заинтересованных лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (ИНН: 7727270299, ОГРН: 1047727043561), Филиала ППК "Роскадастр" по Московской области, третьих лиц: Министерства жилищной политики Московской области (ОГРН: 1185053037476, ИНН: 5024190060), Администрации городского округа Красногорск Московской области (ОГРН: 1025002864710, ИНН: 5024002077) представители не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 10 июля 2023 года по делу N А41-1141/23, по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Ново-Рижская застава" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Филиалу ППК "Роскадастр" по Московской области о признании незаконным уведомления об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от 11 октября 2022 года N КУВД-001/2021-55018345/11, с участием третьих лиц Министерства жилищной политики Московской области, Администрации городского округа Красногорск Московской области,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Ново-Рижская застава" (далее по тексту - ООО "Ново-Рижская застава") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании незаконными решения об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от 11 октября 2022 г. N КУВД-001/2021-55018345/11; обязании осуществить государственный кадастровый учет и одновременную государственную регистрацию права по заявлению от 22 декабря 2021 г. N КУВД-001/2021-55018345.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Филиал ППК "Роскадастр" по Московской области, в качестве третьих лиц Министерство жилищной политики Московской области, Администрация городского округа Красногорск Московской области,
Решением Арбитражного суда Московской области от 10 июля 2023 года по делу N А41-1141/23 заявленные требования удовлетворены частично.
Суд признал незаконным уведомление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав от 11 октября 2022 года N КУВД-001/2021-55018345/11, обязал Управление осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав по заявлению ООО "Ново-Рижская застава" от 22 декабря 2021 года N КУВД-001/2021-55018345.
Не согласившись с данным судебным актом, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области обратилось в Десятый арбитражный апелляционный уд с апелляционной жалобой полагая, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей заинтересованных лиц и третьих лиц, извещенных надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Десятого арбитражного апелляционного суда (www.10aas.arbitr.ru) и на сайте (www.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители ООО "Ново-Рижская застава" возражали по доводам апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, ООО "Ново-Рижская застава" является арендатором земельного участка с кадастровым номером 50:11:0040110:181, расположенного по адресу: Московская область, Красногорский муниципальный район, г/п Нахабино, р.п. Нахабино, ул. Счастливая, дом 90, на основании договора аренды земельного участка N 202 от 04 июля 2011 года.
На данном земельном участке находится объект недвижимого имущества - здание ресторана, общей площадью 1410,6 кв.м., принадлежащее на праве собственности Обществу. Здание было построено и введено в эксплуатацию в соответствии с действующим законодательством, на основании разрешения на ввод в эксплуатацию N RU50505101-220 от 26.05.2014.
Заявитель указывает, что для обслуживания и полноценной эксплуатации вышеуказанного здания Обществу потребовалось создание на этом же земельном участке объекта недвижимости вспомогательного использования, именуемого "Гостевым домом ресторана".
По мнению Заявителя, Гостевой дом относится к объектам вспомогательного использования в соответствии с п.3 ч. 17 ст.51 Градостроительного кодекса РФ и не требует получения разрешения на строительство.
22 декабря 2021 года заявителем через МФЦ было представлено заявление N КУВД001/2021-55018345 вместе с документами для осуществления государственного кадастрового учета и одновременной государственной регистрации прав в отношении здания - "Гостевой дом", расположенного по адресу: Московская область, городской округ Красногорск, рабочий поселок Нахабино, улица Счастливая, которое выступает объектом вспомогательного использования в соответствии с п.3 ч. 17 ст.51 Градостроительного кодекса РФ.
11 октября 2022 года Управлением Росреестра по Московской области (далее - "Управление") принято решение об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав N КУВД-001/2021-55018345/11.
В обоснование принятого решения, Управление сослалось на письмо Министерства жилищной политики Московской области от 24 августа 2022 года N 13 исх. 13127, в соответствии с которым, разрешительной документации на строительство объектов недвижимости "гостевые дома", расположенных на земельном участке с кадастровым номером 50:11:0040110:181, не выдавалось, а сам объект не относится к объектам вспомогательного использования и требует получения разрешения на строительство, а также разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Также управление указало, что в нарушение подпункта 7 пункта 51 Приказа Минэкономразвития РФ N 953 от 18 декабря 2015 года "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений" (далее-Требования) некорректно внесены сведения об адресе в раздел "Характеристики объекта недвижимости", а именно: -адрес здания, сооружения, помещения, объекта незавершенного строительства в структурированном в соответствии с федеральной информационной адресной системой (ФИАС) виде на основании сведений, предоставленных оператором информационной адресной системы, осуществляющим ведение государственного адресного реестра; копия документа, подтверждающего присвоение адреса, включается в состав Приложения; при отсутствии присвоенного в установленном порядке адреса здания, сооружения, помещения, объекта незавершенного строительства, а также в отношении машино-места, заполняется строка "Местоположение объекта недвижимости", в которой в структурированном в соответствии с ФИАС виде указывается местоположение здания, сооружения, помещения, машино-места, объекта незавершенного строительства с указанием: слов "Российская Федерация", наименования субъекта Российской Федерации, муниципального образования, населенного пункта (город, село), улицы (проспект, шоссе, переулок, бульвар) - при наличии, номера здания (сооружения), номера помещения, в том числе с учетом сведений, содержащихся в документах.; Кроме того управление указало, что в представленном электронном техническом плане содержатся противоречивые сведения, в графической части, со сведениями, содержащимися в представленной проектной документации. Считая уведомление заинтересованного лица об отказе в государственной регистрации права, незаконным, и нарушающими права заявителя, ООО "НовоРижская застава" обратилась с настоящими требованиями в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно частям 4 и 5 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
По смыслу приведенных норм необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Согласно части 4 статьи 1 Закона N 218-ФЗ, государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН.
В силу части 1 статьи 3 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение ЕГРН и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами. Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (часть 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Пунктом 7 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации. Основанием для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, является, случай, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 указанного Закона (ч.1 ст. 27 Закона N 218-ФЗ).
Как следует из материалов дела, 22 декабря 2021 года заявитель обратился с заявлением о государственном кадастровом учете объекта вспомогательного назначения "Гостевой дом" N 26 площадью 56,8 кв.м.
11 октября 2022 г. Управлением Росреестра по Московской области принято решение об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав N КУВД-001/2021-55018345/11.
В обоснование принятого решения Управление указало, что в соответствии с письмом Министерства жилищной политики Московской области от 24 августа 2022 N 13исх-13127, исходя из представленной информации, объекты недвижимости "гостевые дома", расположенные на земельном участке с кадастровым номером 50:11:0040110:181, не относятся к объектам вспомогательного использования и требуют получения разрешения на строительство, а также разрешение па ввод объекта в эксплуатацию); в нарушение подпункта 7 пункта 51 Приказа Минэкономразвития РФ N. 953 от 18.12.2015 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений" некорректно внесены сведения об адресе в раздел "Характеристики объекта недвижимости", в представленном электронном техническом плане содержатся противоречивые сведения, в графической части, со сведениями, содержащимися в представленной проектной документации. Рассмотрев доводы заинтересованного лица, изложенные в оспариваемом решении, суд указывает следующее.
В части пункта 1 оспариваемого Уведомление об отказе в государственной регистрации прав, касающегося сообщения из Министерства жилищной политики Московской области от 24,08.2022 N 13исх-13127, суд отмечает следующее.
В соответствии с частью 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12,2004 N 190-ФЗ объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
В силу пункта 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей, а именно: пунктом 3 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривающей, что выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.
То есть, объекты вспомогательного назначения создаются без получения разрешения на строительство, и на ввод объекта в эксплуатацию, а также без направления уведомления о планируемом строительстве или об окончании строительства, предусмотренного статьей 51.1. Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Критерием для отнесения строений и сооружений к вспомогательным является наличие на земельном участке основного здания, строения или сооружения, по отношению к которому новое строение или сооружение выполняет вспомогательную или обслуживающую функцию (Определение ВАС РФ от 03.12.2012 N ВАС-15260/12 по делу N А51-2472/2012). Эти объекты могут быть связаны между собой технологически, эксплуатационно и т.п.
В соответствии с письмом ФГБУ "ФКП Росреестра" от 15.12.2015 N 10-4482- КЛ, в разделе технического плана "Заключение кадастрового инженера" должно быть указано, что объект недвижимости является вспомогательным по отношению к основному зданию, сооружению, объекту незавершенного строительства, в связи, с чем получение разрешения на строительство и (или) ввод объекта в эксплуатацию не требуется. Помимо указания на то, что соответствующий объект является объектом вспомогательного использования, требуется отражение информации о том, в отношении какого объекта такой объект выполняет вспомогательную функцию и в чем именно данная функция заключается (письмо Минэкономразвития России от 03.03.2017 N Д23и-1179).
Согласно письму Управления Росреестра по Московской области от 07.02.2019 N 50/700-10-1018/19 - основным критерием для отнесения строений и сооружений к вспомогательным является - наличие основного объекта недвижимости имущества, по отношению к которому объект будет являться вспомогательным. Это связано с предназначением вспомогательного строения или сооружения выполнять своего рода обслуживающую функцию по основному объекту недвижимости, эти объекты должны быть связаны между собой технологически, эксплуатационно и т.п.
В соответствии с Письмом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 13 апреля 2020 г. N 3215-АБ/20, а также п. 10 ст. 40 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" единственными документами для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права на спорный объект является технический план, составленный, в том числе, на основании декларации об объекте недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости.
В настоящее время, Правительством РФ утверждены критерии отнесения строений и сооружений к строениям и сооружениям вспомогательного значения (постановление от 04.05.2023 N 703, к которым в том числе отнесены: строение или сооружение строится в целях обеспечения эксплуатации основного объекта, имеет обслуживающее назначение по отношению к основному объекту, не является особо опасным, технически сложным и уникальным объектом, его общая площадь составляет не более 1500 кв. метров, не требует установления санитарно-защитных зон и размещается на земельном участке, на котором расположен основной объект.
Данный нормативный правовой акт подлежит применению с 01.09.2023, но критерии в нем установленные коррелируются с ранее обозначенными.
В ходе судебного разбирательства установлено, что заявленный для регистрации объект недвижимости, именуемый как "Гостевой дом " расположен на одном земельном участке с основным зданием, не имеет самостоятельного значения, поскольку объект является объектом вспомогательного использования и предназначен для обслуживания и эксплуатации основного здания ресторана, что подтверждается проектной документацией, техническим планом, содержащим заключение кадастрового инженера, декларацией об объекте недвижимости, представленные в регистрирующий орган.
В пояснениях кадастрового инженера, являющегося частью технического плана на вспомогательный объект, указано "об отсутствии в здании водоснабжения и канализации, оно имеет непосредственную функциональную и эксплуатационную связь и выполняет вспомогательную и обслуживающую функцию; является объектом пониженного уровня ответственности".
Как следует из пояснительной записки к проектной документации Гостевого дома - водоснабжение и канализация не предусматриваются (л.д. 35 т.2).
Кроме того, в материалы дела представлено заключение специалиста по результатам проведения строительно-технического исследования, согласно которого он установил, что объект является капитальным; относится к приватной зоне обслуживания клиентов ресторана, и временному пребыванию в нем; самостоятельное его использование не представляется возможным ( л.д. 42-62 т.2).
Таким образом, объект "Гостевой дом" относится к объектам капитального строительства вспомогательного использования, предназначенным для обслуживания основного здания и в соответствии с п. 3 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ и не требует получения разрешения на строительство.
Частью 10 ст. 40 Закона N 218-ФЗ предусмотрены основания для государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на созданные здание или сооружения (помещения или машино-места в таких здании, сооружении), для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, в том числе соглашения об установлении сервитута, решения об установлении публичного сервитута, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что при обращении за государственным кадастровым учетом и государственной регистрации прав на объект вспомогательного использования, Обществом заинтересованному лицу был представлен соответствующий и достаточный пакет документов, согласно ч.10 ст.40 Закона N 218-ФЗ, для проведения регистрационных действий. Кроме того, суд отмечает, что отказывая заявителю в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права Управление ссылается, в том числе и на письмо Министерства жилищной политики Московской области от 24.08.2022 г. N 13исх-13127.
Вместе с тем, в решении Арбитражный суд Московской области от 20 января 2023 года по делу А41-72032/22, дана оценка указанному письму Министерства жилищной политики Московской области, указано, что оно является лишь документом, фиксирующим результаты рассмотрения обращения и само по себе не может расцениваться как нарушающее чьи-либо права и законные интересы, поскольку не устанавливает, не изменяет и не отменяет чьих-либо прав и обязанностей, не носит властно-распорядительного характера, не влечет само по себе каких-либо материально-правовых и негативных последствий, затрагивающих права и интересы заявителя; носит лишь информационный характер и само по себе не влечет каких-либо материально-правовых и негативных последствий, затрагивающих права и интересы заявителя. Апелляционная инстанция, поддержав выводы суда первой инстанции, также отметила, что "круг полномочий Министерства жилищной политики Московской области закреплен в Положении о Министерстве жилищной политики Московской области, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 02.10.2018 N 688/35. Последствием обращения заявителя с целью государственного кадастрового учета и государственной регистрации права является результат рассмотрения данных заявлений органом государственной регистрации, а не Министерством жилищной политики Московской области. В связи с чем, отсутствие у Министерства полномочий по определению критериев отнесения к объектам вспомогательного использования не имеет правового значения (Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2023 по делу А41-72032/22).
В части пункта 2 оспариваемого Уведомление об отказе в государственной регистрации прав, касающегося, по мнению заинтересованного лица, некорректного внесения сведений об адресе в раздел "Характеристики объекта недвижимости", что является нарушением подпункта 7 пункта 51 Приказа Минэкономразвития РФ N . 953 от 18.12.2015, суд отмечает следующее. В соответствии с пунктом 43 Требований к подготовке технического плана и составу содержащихся в нем сведений, утвержденных приказом Министерства экономического развития РФ от 18.12.2015 N 953, в раздел "Характеристики объекта недвижимости" технического плана включаются, в том числе, сведения о виде (видах) разрешенного использования здания, сооружения, помещения. Согласно пп. 7 п. 43 Приказа Минэкономразвития N 953 адрес здания, сооружения, помещения, объекта незавершенного строительства в структурированном в соответствии с федеральной информационной адресной системой (ФИАС) виде на основании сведений, предоставленных оператором информационной адресной системы, осуществляющим ведение государственного адресного реестра.
В случае отсутствия в государственном адресном реестре адреса здания, сооружения, помещения, объекта не завершенного строительства, присвоенного в порядке, установленном до вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2014 г. N 1221 "Об утверждении правил присвоения, изменения и аннулирования адресов", адрес здания, сооружения, помещения, объекта незавершенного строительства вносится в технический план на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на присвоение адресов объектам недвижимости.
При отсутствии присвоенного в установленном порядке адреса здания, сооружения, помещения, объекта незавершенного строительства, а также в отношении машино-места, заполняется строка "Местоположение объекта недвижимости", в которой в структурированном в соответствии с ФИАС виде указывается местоположение здания, сооружения, помещения, машино-места, объекта незавершенного строительства с указанием: слов "Российская Федерация", наименования субъекта Российской Федерации, муниципального образования, населенного пункта (город, село), улицы (проспект, шоссе, переулок, бульвар) - при наличии, номера здания (сооружения), номера помещения, в том числе с учетом сведений, содержащихся в документах, указанных в пункте 20 Требований.
Если здание, сооружение, объект незавершенного строительства расположены в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, в строке "Местоположение объекта недвижимости" указывается адрес земельного участка, присвоенный в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2014 г. N 1221 "Об утверждении Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов", а при его отсутствии - местоположение земельного участка, на котором расположен такой объект недвижимости (включая наименование соответствующего некоммерческого товарищества и номер земельного участка).
Как следует из материалов дела, технический план подготовлен 05 октября 2022 года. Между тем на дату подготовки технического плана действовал Приказ Росреестра от 15 марта 2022 года N П/0082 "Об установлении формы технического плана, требований к его подготовке и состава содержащихся в нем сведений". Приказ Минэкономразвития N 953 от 18.12.2015 утратил силу с 18.06.2022.
В соответствии с пунктом 10 Приказ Росреестра от 15 марта 2022 года N П/0082 "Об установлении формы технического плана, требований к его подготовке и состава содержащихся в нем сведений", в разделе "Характеристики объекта недвижимости" строки, относящиеся к соответствующему виду объекта недвижимости, при подготовке технического плана в результате выполнения кадастровых работ заполняются в отношении здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, единого недвижимого комплекса, объектов недвижимости, включаемых (включенных) в единый недвижимый комплекс.
В отношении помещений, машино-мест раздел "Характеристики объекта недвижимости" заполняется при подготовке технического плана в результате выполнении кадастровых работ в связи с изменением характеристик помещений и (или) машино-мест в результате перепланировки помещений, расположенных в многоквартирном доме и права на которые зарегистрированы в ЕГРН, изменения границ помещений, права на которые зарегистрированы в ЕГРН, образования помещений, машино-мест из помещений, машино-мест, права на которые зарегистрированы в ЕГРН (за исключением случая образования помещений, машиномест или изменения их границ в результате реконструкции здания, сооружения), или в отношении помещений, машино-мест, указанных в части 15 статьи 70 Федерального закона N 218-ФЗ, а также в случае, если подготовка технического плана помещения, машино-места необходима для обеспечения исправления реестровой ошибки или исполнения судебного акта.
В случае подготовки технического плана в соответствии с частью 9.1 статьи 24 Федерального закона N 218-ФЗ в разделе "Характеристики объекта недвижимости" заполняется только строка 2 "Кадастровый номер объекта недвижимости", а также если в ЕГРН отсутствуют соответствующие сведения, заполняются строки 5 "Номер кадастрового квартала (кадастровых кварталов), в котором (которых) находится объект недвижимости" и 6.1 "Кадастровый номер земельного участка (земельных участков), в границах которого (которых) расположены здание, сооружение или объект незавершенного строительства". Т
аким образом судом устанволено, что Приказ Росреестра от 15.03.2022 N П/0082 "Об установлении формы технического плана, требований к его подготовке и состава содержащихся в нем сведений", в разделе "Характеристики объекта недвижимости" не содержит обязательного порядка указания в техническом плене здания конкретного адреса объекта, при наличии указания кадастрового номера земельного участка.
Кроме того, при рассмотрении настоящего спора заявителем представлено Постановление Администрации городского поселения Нахабино Красногорского муниципального района Московской области от 21.07.2014 N 344/113 "О присвоении почтового адреса зданию ресторана, расположенному на земельном участке вблизи д. Бузланово, Красногорского района Московской области.
Как следует из постановления, зданию ресторана (кадастровый номер 50:11:0040110:478), расположенному на земельном участке вблизи д. Бузланово, Красногорского района Московской области, присвоен почтовый адрес: Московская область, Красногорский район, р.п. Нахабино, ул. Счастливая, д. 90.
Рассматривая пункт 3 оспариваемого Уведомления об отказе в государственной регистрации прав, касающегося, противоречий в представленном электронном техническом плане в графической части, со сведениями, содержащимися в представленной проектной документации, суд отмечает, что конкретных фактов выражения противоречивости сведений технического плана и представленной проектной документации, заинтересованным лицом не описано.
В силу п. 71 Приказа Минэкономразвития России от 07.06.2017 N 278 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество", Уведомление об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав должно содержать все причины, послужившие основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с указанием норм (пунктов, частей, статей) нормативных правовых актов, несоблюдение которых привело к приостановлению, а неустранение этих причин - к отказу в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, и содержание данных норм, а также указание на то, в чем именно заключалось несоблюдение требований указанных нормативных правовых актов.
Данные причины должны быть указаны таким образом, чтобы заявителю, не обладающему специальными знаниями в области права, было ясно без дополнительных разъяснений, на основании каких правовых норм и какие действия он должен был совершить в целях устранения этих причин, неустранение которых привело к принятию решения об отказе в оказании ему государственной услуги, а также для подачи вновь документов на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав или подготовки им заявления в суд, арбитражный суд об обжаловании отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Из оспариваемого Уведомления не ясно, в чем конкретно выразилась некорректность заполнения графы вид (виды) разрешенного использования здания, сооружения, помещения, какие действия должно совершить общество и какие конкретно документы необходимо представить для возобновления государственной регистрации права, что является не соответствующим требованиям Приказа Минэкономразвития России от 07.06.2017 N 278.
Таким образом, судом установлено, что при обращении с заявлением о проведении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на вспомогательный объект "Гостевой дом" Общество представило все необходимые документы для его осуществления, следовательно, у Управления отсутствовали законные основания для вынесения оспариваемого Уведомления об отказе в проведении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, в связи с чем, заявленные Обществом требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В целях устранения допущенных нарушений суд правомерно счел возможным обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав по заявлению ООО "Ново-Рижская застава" от 22 декабря 2021 года N КУВД-001/2021-55018345 (MFC-0555/2021-2998622-1). Удовлетворение требований заявителя в части, касается указания последним в качестве оспариваемого ненормативного правового акта - решения, тогда как заинтересованном лицом вынесено Уведомление.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 10 июля 2023 года по делу N А41-1141/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.А. Немчинова |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-1141/2023
Истец: ООО НОВО-РИЖСКАЯ ЗАСТАВА
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Администрация городского округа Красногорск, Министерство жилищной политики Московской области