г. Санкт-Петербург |
|
29 сентября 2023 г. |
Дело N А26-2648/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 сентября 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Мильгевской Н.А.
судей Семеновой А.Б., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарь Пиецкая Н.С.
при участии:
от заявителя: Перепечкина Д.А. по доверенности от 17.10.2022,
от Министерства: Мелоева Н.В. по доверенности от 26.07.2023 (онлайн),
от Управления: Матюнькина А.А. по доверенности от 14.07.2023 (онлайн),
от Правительства: Алешина С.С. по доверенности от 16.01.2023 (онлайн),
остальные участники извещены, представителей не направили,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-22562/2023) Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 05.06.2023 по делу N А26-2648/2023 (судья Цыба И.С.), принятое
по заявлению публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 1"
к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия, Администрации Кемского муниципального района Республики Карелия
третьи лица: Федеральное агентство водных ресурсов Невско-Ладожское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов (Отдел водных ресурсов по Республике Карелия), Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Карелия, акционерное общество "Лесопромышленная холдинговая компания "Кареллеспром", Федеральное агентство водных ресурсов, Правительство Республики Карелия
о признании незаконным бездействия
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 1" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением (с учетом уточнений в порядке статьи 49 АПК РФ) к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия (далее - Министерство) и Администрации Кемского муниципального района (далее - Администрация) о признании незаконным бездействия по непринятию мер, направленных на предотвращение возникновения чрезвычайной ситуации и минимизации последствий чрезвычайной ситуации, а также организации и проведению ликвидации загрязнения, засорения на реке Кемь, а также возложении на Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия и Администрацию Кемского муниципального района обязанности по принятию мер по предотвращению негативного воздействия вод реки Кемь путем ликвидации заброшенных объектов инфраструктуры лесосплава (запаней, плиток-поплавков и иных объектов) на участке реки Кемь протяженностью 5 км от Подужемской ГЭС вверх по течению в течение шести месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное агентство водных ресурсов Невско-Ладожское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов (Отдел водных ресурсов по Республике Карелия), Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Карелия, акционерное общество "Лесопромышленная холдинговая компания "Кареллеспром", Федеральное агентство водных ресурсов, Правительство Республики Карелия.
Решением суда первой инстанции от 05.06.2023 требования Общества удовлетворены частично:
признаны незаконным бездействие Министерства, выразившееся в непринятии мер по организации и проведению мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий на реке Кемь (Республика Карелия),
суд обязал Министерство устранить допущенное нарушение посредством организации и проведения мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий на реке Кемь:
- в срок до 01.11.2023 осуществить организацию и проведение обследования участка реки Кемь протяженностью 5 км от Подужемской ГЭС вверх по течению на предмет установления объема и точного местоположения заброшенных объектов инфраструктуры лесосплава (лесоудерживающих устройств) с составлением необходимых расчетов и заключений;
- в срок до 01.12.2023 в соответствии с пунктом 3 Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2006 N 629 согласовать с Федеральным агентством водных ресурсов целевые прогнозные показатели на очередной финансовый год в отношении мероприятий по ликвидации заброшенных объектов инфраструктуры лесосплава (лесоудерживающих устройств) на реке Кемь на участке протяженностью 5 км от Подужемской ГЭС вверх по течению,
- в срок до 31.12.2024 осуществить мероприятия по ликвидации заброшенных объектов инфраструктуры лесосплава (лесоудерживающих устройств) на реке Кемь на участке протяженностью 5 км от Подужемской ГЭС вверх по течению.
В удовлетворении заявленного к Администрации требования отказано.
Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции в части удовлетворенных требований, Министерство направило апелляционную жалобу, в которой просит отменить обжалуемое решение суда от 05.06.2023 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований.
В судебном заседании представитель Министерства поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы. Остальные присутствующие участники процесса изложили свои позиции.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы с учетом положений части 1 статьи 121 АПК РФ и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу статей 156 и 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы опубликована на официальном сайте Тринадцатого арбитражного апелляционного суда.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как верно установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Общество является арендатором земельных участков по договору N 248 от 16.05.2005 аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности, заключенного с МТУ Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия, в целях размещения и эксплуатации гидроэлектростанций каскада Кемских ГЭС. Подужемская ГЭС (ГЭС-10) располагается на территории земельного участка и акватории, в границах земельного участка с кадастровыми номерами 10:02:0000000:2 (10:02:0111204:8, 10:02:0111204:3), установленных в соответствии с земельным и водным законодательством. Срок действия договора - 07.02.2054.
Приказом N 78 Министерства лесной промышленности СССР от 17.02.1989 был прекращен лесосплав по реке Кемь. После остановки деятельности лесосплавной конторы на реке остались промежуточные запани, предназначенные для регулирования подачи сплавляемого леса, состоящие из набора плиток-поплавков, скрепленных стальными канатами, которые закреплены на берегах реки в районе 24 км старой автодороги Кемь-Калевала.
В 2016 году при плановом осмотре водохранилища Подужемской ГЭС сотрудниками Каскада Кемских ГЭС филиала "Карельский" ПАО "ТГК-1" было выявлено, что часть плиток-поплавков промежуточной запани на реке Кемь плохо удерживаются на стальных канатах, которые имеют значительный коррозионный износ. Колебанием уровня и течением реки плитки-поплавки начинает разворачивать, что может привести к разрыву стальных канатов и сносу всей запани в сторону Подужемской ГЭС. Часть плиток уже оторвана от основной запани и прибита к правому берегу реки Кемь.
ПАО "ТГК-1" обратилось в Администрацию Кемского муниципального района с просьбой решить вопрос о выемке на берег плиток-поплавков запани для дальнейшей утилизации. Администрация в ответном письме предложила обратиться в Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия.
Заявитель полагает, что возможный разрыв стальных канатов и снос всей запани в реке Кемь создает угрозу населению близлежащих населенных пунктов Кемского района, дачным поселкам, рыбакам, охотникам, иным лицам, отдыхающим на водоеме, а также создает угрозу выхода из строя гидроэлектростанции Каскада Кемских ГЭС филиала "Карельский" ПАО "ТГК-1" и, как следствие, к возникновению чрезвычайной ситуации - гидродинамической аварии, которая является чрезвычайным событием, связанным с выходом из строя (разрушением) гидротехнического сооружения или его части, и неуправляемым перемещением больших масс воды, несущих разрушения и затопления обширных территорий. Последствием такой аварии может быть прекращение снабжения электроэнергией объектов Кемского района, в т.ч. населения, и иных социально-значимых объектов. Кроме того, авария может привести к поражению людей и разрушению гидротехнического сооружения, а также к катастрофическому затоплению обширных территорий.
Обществом были направлены запросы в адрес Администрации и Министерства, Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок (далее - Комитет) с целью выявления собственника промежуточных запаней.
В ответ на вышеуказанные запросы поступили ответы о том, что на балансе Администрации и Комитета отсутствуют указанные в запросах промежуточные запани.
В ответ на письмо Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карели сообщило, что на балансе Министерства и подведомственных ему государственных организаций отсутствует указанный в обращении объект, уборка заброшенных объектов инфраструктуры лесосплава не относится к сфере деятельности Министерства. Ссылаясь на статью 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" Министерство предложило ПАО "ТГК-1" самостоятельно устранить заброшенные объекты инфраструктуры лесосплава.
Невско-Ладожское бассейновое водное управление в письме от 21.10.2020 N Р10-1606 сообщило, что учитывая сложившуюся экологическую ситуацию на участке русла р.Кемь в районе Подужемской ГЭС (на 24 км старой автодороги Кемь - Калевала), Отделом водных ресурсов по Республике Карелия Невско-Ладожского бассейнового водного управления направлено письмо в Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия о рассмотрении вопроса о возможности расчистки и восстановления русла реки Кемь на рассматриваемом участке за счет средств субвенций, представляемых органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации из федерального бюджета.
22.10.2020 Общество направило в Карельскую межрайонную природоохранную прокуратуру обращение с просьбой провести проверку на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности водного объекта путем устранения имеющихся плиток-поплавков промежуточных запаней на реке Кемь и применить к обязанным лицам соответствующие меры прокурорского реагирования.
Министерство по результатам рассмотрения обращения Карельской природоохранной прокуратуры направило в адрес Общества письмо от 04.12.2020 N 18637/МПРиЭ-и, в котором указало, что в письме Министерства от 12.10.2020 N 15713 дана исчерпывающая информация по данному вопросу.
Администрация письмом от 16.11.2020 N 06/3193, сославшись на статью 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", где закреплены обязанности собственника гидротехнических сооружений, обеспечение его безопасности, а также работ по предотвращению и ликвидации последствий аварии гидротехнического сооружения, предложила ПАО "ТГК-1" разработать План локализации и ликвидации аварийных ситуаций (ПЛАС) по данной ситуации и предусмотреть источники финансирования его на 2021 год.
Общество 26.10.2020 обращалось в Министерство с просьбой разъяснить, возможно ли осуществление мероприятий по расчистке и восстановлению русла реки Кемь за счет средств субвенций, предоставляемых органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации из федерального бюджета и в какие сроки возможно осуществить данные мероприятия. Министерство письмом от 25.01.2021 N 970/МПРиЭ-и сообщило Обществу, что ликвидация запаней не может быть осуществлена в рамках возложенных на Министерство полномочий в области водных отношений.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения Общества в суд с настоящими требованиями.
Суд первой инстанции удовлетворил требования Общества в части, заявленного к Министерству, в остальной части требования Общества оставлены без удовлетворения.
Министерство обжалует решение суда первой инстанции только в части удовлетворенных требований.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Министерства и отмены решения суда первой инстанции в обжалуемой часть в связи со следующим.
Пунктом 16 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ВК РФ) определено, что негативное воздействие вод - затопление, подтопление или разрушение берегов водных объектов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 67.1 ВК РФ, в целях предотвращения негативного воздействия вод на определенные территории и объекты и ликвидации его последствий осуществляются следующие мероприятия по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в рамках осуществления водохозяйственных мероприятий, предусмотренных статьей 7.1 настоящего Кодекса:
1) предпаводковые и послепаводковые обследования территорий, подверженных негативному воздействию вод, и водных объектов;
2) ледокольные, ледорезные и иные работы по ослаблению прочности льда и ликвидации ледовых заторов;
3) восстановление пропускной способности русел рек (дноуглубление и спрямление русел рек, расчистка водных объектов);
4) уполаживание берегов водных объектов, их биогенное закрепление, укрепление песчано-гравийной и каменной наброской, террасирование склонов.
Статьей 7.1 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что мероприятия по изучению, использованию, охране водных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий (далее - водохозяйственные мероприятия) осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах своих полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса или лицами, которые в соответствии с настоящим Кодексом используют водные объекты и (или) на которых настоящим Кодексом возложена обязанность по осуществлению таких мероприятий.
Водохозяйственные мероприятия могут осуществляться государственными (муниципальными) учреждениями, подведомственными органам государственной власти, органам местного самоуправления, в пределах полномочий указанных органов, определенных статьями 24 - 27 настоящего Кодекса.
В случае, если осуществление водохозяйственных мероприятий не возложено в установленном порядке на государственные (муниципальные) учреждения, указанные в части 2 настоящей статьи, или на указанных в части 1 настоящей статьи лиц, которые используют водные объекты и (или) на которых настоящим Кодексом возложена обязанность по осуществлению таких мероприятий, органы государственной власти, органы местного самоуправления осуществляют закупки работ, услуг по осуществлению водохозяйственных мероприятий в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и настоящим Кодексом.
В силу подпунктов 1 и 17 статьи 24 ВК РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области водных отношений относятся владение, пользование, распоряжение водными объектами, находящимися в федеральной собственности, а также осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 10.11.2022 проведено комиссионное обследование промежуточных запаней на р. Кемь в районе 24-ого км автодороги "Кемь-Калевала" и составлен акт, согласно которому, промежуточные запани расположены на расстоянии ориентировочно 4,31 км вверх по течению от Подужемской ГЭС на противоположном берегу от СНТ Энергетик и состоят из набора плиток-поплавков, скрепленных стальным канатом диаметром 50-60 мм, визуально установить место крепления каната к береговой линии не представилось возможным. В результате обследования промежуточных запаней установлено, что на момент осмотра промежуточные запани не эксплуатируются, металлические элементы имеют следы коррозии. Промежуточные запани лежат на поверхности дна, преимущественно каменистого. На момент осмотра уровень воны в верхнем бьефе Подужемской ГЭС составляет 39,851 мБс. В свою очередь разрушение промежуточных запаней может привести к нарушению работы Подужемской ГЭС, что может привести к возникновению чрезвычайной ситуации.
Так же в материалы дела представлен акт от 08.12.2022, согласно которому, на момент проведения осмотра на расстоянии 4,3 км вверх по течению от Подужемской ГЭС на противоположном берегу от СНТ Энергетик в реке Кемь расположены промежуточные запани, состоящие из набора плиток-поплавков, представляющих собой бревна, скрепленные стальным канатом диаметром 50-60 мм, частично находящиеся под поверхностью воды. Визуальная точка начала расположения запаней (у берега) на момент осмотра имеет координаты - широта: 64,9164° долгота: 34,1725°. Согласно спутниковому снимку, сделанному с помощью публичной карты (адрес в сети интернет pkk.rosreestr.ru), часть запани имеет длину 137 м, к которой прикреплена часть запани длиной 108 м.
Как установлено судом первой инстанции и не оспаривается сторонами, собственник инфраструктуры лесосплава не установлен, данный объект не эксплуатируется, имеет следы разрушения, в связи с чем мероприятия по ликвидации заброшенных объектов инфраструктуры лесосплава в рассматриваемой ситуации следует отнести к мероприятиям по увеличению пропускной способности русел рек, расчистке водных объектов от завалов.
В соответствии с частью 1 статьи 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субвенциями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2006 N 63 утверждены Правила расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений (далее - Правила расходования и учета средств), согласно подпункту "в" пункта 2 которых, субвенции предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Федеральному агентству водных ресурсов на соответствующий финансовый год, на финансовое обеспечение переданных полномочий: осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории субъектов Российской Федерации.
Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17.05.2022 N 75н утверждены коды (перечни кодов) бюджетной классификации Российской Федерации на 2023 год (на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов).
В данный приказ включен код 51280 "Осуществление отдельных полномочий в области водных отношений". По данному направлению расходов отражаются расходы федерального бюджета в рамках государственной программы Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов" по предоставлению субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений. Поступление субвенций на указанные цели отражается по коду вида доходов 000 2 02 35128 02 0000 150 "Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий в области водных отношений" классификации доходов бюджетов.
Проанализировав указанную нормативную базу, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что мероприятия по ликвидации заброшенных объектов инфраструктуры лесосплава должны быть реализованы Министерством в рамках переданных полномочий применительно к пункту 3 части 1 статьи 26 ВК РФ, и обязанность по инициированию обращения в Росводресурсы за согласованием целевых прогнозных показателей на очередной финансовый год и плановый период (в случае необходимости установления) и мероприятий, направленных на их достижение, а также обязанность по последующей реализации данных мероприятий должна быть возложена на Министерство.
Указанные обстоятельства явились основанием для удовлетворения заявленных требований к Министерству, поскольку, как верно отметил суд первой инстанции, бездействие Министерства, выразившееся в непринятии соответствующих мер, не соответствует закону, нарушает законные интересы заявителя в области безопасной эксплуатации гидротехнического сооружения и недопущения риска причинения ущерба самой станции, а также людям и окружающей среде.
Кроме того, суд первой инстанции верно указал, что заявленные Обществом требования направлены на защиту его законных интересов (охрана законного интереса ПАО "ТГК-1" выражается в предоставлении Обществу возможности исполнить свои обязанности, возложенные на него Законом N 117-ФЗ) и предъявление Обществом требования к Министерству является исполнением ПАО "ТГК-1" своих обязанностей в рамках требований, предъявляемых Законом N 117-ФЗ. Требование о ликвидации заброшенных объектов инфраструктуры лесосплава напрямую соотносится с обязанностью Общества проводить регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о законном и обоснованном удовлетворении требований Общества, заявленных в отношении Министерства, в связи с чем решение в обжалуемой части отменен не подлежит.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые были бы не проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи, с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Несогласие Министерства с выводами суда, иная оценка ими фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона, не означают допущенной судом при рассмотрении дела ошибки и не подтверждают существенных нарушений судом норм права, в связи с чем нет оснований для отмены судебного акта. Выводы суда являются верными.
Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка. Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 05 июня 2023 года по делу N А26-2648/2023 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.А. Мильгевская |
Судьи |
А.Б. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.