г. Санкт-Петербург |
|
14 марта 2024 г. |
Дело N А21-13522/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 марта 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 марта 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Геворкян Д.С., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Хариной И.С.,
при участии:
от заявителя: Мингазов А.В., паспорт (онлайн);
от заинтересованного лица: не явился, извещен;
3-е лицо: не явился, извещен;
не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4016/2024) общества с ограниченной ответственностью "Аксис-Икс" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 19.12.2023 по делу N А21-13522/2023, принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АКСИС-ИКС"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области
муниципальное бюджетное учреждение "Чистота"
общество с ограниченной ответственностью "Бюро судебных экспертиз"
о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Аксис-Икс" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и отмене решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области (далее - УФАС, Управление) N 039/10/5-795/2023 от 12.10.2023 о включении в реестр недобросовестных поставщиков.
К участию в дело в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены муниципальное бюджетное учреждение "Чистота" и общество с ограниченной ответственностью "Бюро судебных экспертиз" (далее - третьи лица).
Решением суда первой инстанции от 19.12.2023 в удовлетворении заявленных требований Обществу отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Обществом подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы ссылается на то, что товар соответствует контракту и представило все необходимые документы к товару. Экспертная организация ООО "Бюро судебных экспертиз" не направляла письменное уведомление о допустимости своего участия на почтовый адрес ООО "Аксис-Икс". Заказчик нарушил условие контракта, потребовав восполнить недопоставленное количество товара или заменить его на качественный в срок вместо 14 дней согласно пункту 4.1.7 контракта 7 дней, что ставит условия невыполнимы которые связаны с особенностью поставки товаров в Калининградскую область. МБУ "Чистота" не создало приемочную комиссию из пяти человек и не пригласило поставщика для проведение внутренней экспертизы и приемки товара.
По мнению подателя жалобы, МБУ "Чистота" требует выполнить поставку товара именно по Техническому заданию составленному самим же и не опираясь на стандарты принятые национальной системе стандартизации принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, что влечет к ограничению конкуренции участников закупок на поставку товаров.
Управление и третьи лица извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы, просил решение суда отменить.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, заказчиком - МБУ "Чистота" на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) извещения о проведении Запроса котировок - 19.07.2023года.
Начальная (максимальная) цена контракта - 232 584,00 рублей.
По результатам подведения итогов Запроса котировок (протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 27.07.2023 N ИЗК1) победителем признано - ООО "Аксис-Икс".
01.08.2023 между муниципальным бюджетным учреждением "Чистота" городского округа "Город Калининград" и ООО "Аксис-Икс" заключен контракт (извещение N 0335600001123000126), объектом которого являлась поставка пленки строительной (реестровый номер N 3390635362823000133) (далее - Контракт).
Цена контракта, заключенного с Поставщиком, составила 229 500,00 руб.
19.09.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с тем, что товар поставленный подрядчиком по своим характеристикам не отвечает техническому заданию, спецификации, являющейся неотъемлемой частью контракта.
04.10.2023 Заказчиком направлено в Калининградское УФАС России обращение о включении сведений об ООО "Аксис-Икс" в реестр недобросовестных поставщиков.
Решением УФАС по Калининградской области N 039/10/5-795/2023 от 12.10.2023 сведения об ООО "Балтинвесттехно", включены в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сроком на два года.
Общество оспорило указанное решение Управления в арбитражном суде.
Суд первой инстанции, пришел к выводу о том, что материалы дела не подтверждают неисполнение Обществом контракта по не зависящим от него причинам, включение в реестр недобросовестных поставщиков отвечает принципам соразмерности и справедливости за ненадлежащее исполнение муниципального контракта, на основании чего, в удовлетворении заявленных требований отказал.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок проведения торгов на право заключения контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд регулируется Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков установлен ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее также - Правила ведения РНП).
При этом в соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Уклонение от исполнения контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий, так и в бездействии, когда участник закупки не совершает необходимых действий для исполнения контракта, то есть создает условия, влекущие невозможность подписания (исполнения) контракта.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по осуществлению закупок.
Вместе с тем основанием для включения в РНП является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения его условий, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе, приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанным победителем закупки и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
Таким образом, поскольку необходимым условием является наличие в представленных материалах фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), то размещение сведений об участнике размещения заказа в РНП осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки выявит обстоятельства, свидетельствующие о направленности действий участника на несоблюдение условий контракта, то есть о его недобросовестном поведении.
Подавая заявку на участие в закупке, Общество дало согласие исполнить условия контракта в полном объеме, согласилась с условиями контракта, а также могла и должна была осознавать последствия неисполнения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 94 Закона о контрактной системе исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:
1. приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта;
2. оплату заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3. взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при исполнении, изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
Как следует из материалов дела, 01.08.2023 между Обществом (поставщик) и МБУ "Чистота" (заказчик) заключен контракт N 0335600001123000126 на поставку пленки строительной (далее - товар), в соответствии с которым поставщик обязался поставить товар, согласно Приложению N1 к контракту, а заказчик обязался принять и оплатить поставленный товар.
В соответствии с пунктом 3.1 контракта поставка товара осуществляется поставщиком в течение 10 (десяти) рабочих дней с даты заключения контракта. Окончательный срок поставки товара - 15.08.2023.
Поставщик поставил товар 18.08.2023 и разместил документ о приемке N 31 от 18.08.2023 г. через Единую информационную систему в сфере закупок (далее - ЕИС).
В соответствии с пунктом 2.9 контракта оплата осуществляется заказчиком по факту поставки товара по цене единицы товара, установленной в Спецификации (Приложение N 1), на основании выставленного поставщиком документа о приемке, оформленного в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в безналичной форме, путем перечисления денежных средств на расчетный счет поставщика не более чем в течение 7 (семи) рабочих дней с даты подписания Заказчиком документа о приемке.
Согласно п.п. 4.1.1, 4.1.3 контракта поставщик обязан осуществить поставку товара в соответствии с условиями контракта, требованиями законодательных и нормативно-правовых актов, установленными действующим законодательством Российской Федерации на поставку товаров такого рода, а также передать заказчику вместе с товаром сопроводительную документацию на русском языке, оформленную в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации: счёт-фактуру (при наличии), товарную накладную и/или товарно-транспортную накладную и/или универсальный передаточный документ, подписанные поставщиком; документы, подтверждающие качество товара, его соответствие требованиям безопасности согласно действующему законодательству РФ, и иные документы, подтверждающие качество товара; иные документы, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации, на бумажном носителе. Отсутствие указанных документов (или некоторых из них) является основанием для отказа в приемке товара.
18.08.2023 поставщиком поставлен товар, что подтверждается УПД N 31.
25.08.2023 заказчиком направлена претензия поставщику (исх. N 2020 от 25.08.2023) о нарушении сроков поставки товара и об оплате пени за просрочку исполнения обязательств.
25.08.2023 заказчик направил поставщику мотивированный отказ от подписания документа о приемке N 31 от 18.08.2023 (исх. N 2021 от 25.08.2023), с указанием необходимости предоставить сертификаты соответствия и паспорта качества. Заказчик сообщил, что фактическая толщина пленки не соответствует номинальной, установленной Спецификацией (Приложение N 1 Контракта).
28.08.2023 поставщик направил ответ на мотивированный отказ от подписания документа о приемке N 31 от 18.08.2023 (исх. N АА-2308-28-08:59 от 28.08.2023). Поставщик пояснил, что строительная пленка не подлежит обязательной сертификации и декларированию. Поставщик указал, что поставленная строительная пленка выполняет свое назначение (строительство временных сооружений, укрытие сыпучих материалов и т.д.).
28.08.2023 поставщиком оплачена пеня в полном объеме платежным поручением N 90 от 28.08.2023.
29.08.2023 поставщик направил заказчику ответ на мотивированный отказ от подписания документа о приемке N 31 от 18.08.2023 (исх. N АА-2308-29-14:36 от 29.08.2023).
05.09.2023 заказчиком в адрес поставщика направлено уведомление о времени и месте проведения независимой экспертизы (исх. N 2078 от 05.09.2023).
12.09.2023 заказчик в адрес поставщика направил претензию (исх. N 2154) о нарушении исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, с требованием в срок до 18.09.2023 заменить некачественный товар с приложением экспертного заключения (N 45919 от 07.09.2023).
13.09.2023 поставщик в адрес заказчика направил ответ на претензию исх. N АА-2309-13-23:32 с указанием нарушений проведения экспертизы.
17.09.2023 поставщик в адрес заказчика направил претензию о нарушении сроков приемке товара исх. N АХ-0917-19/14.
19.09.2023 (исх. N 2209) заказчик в адрес поставщика направил ответ на претензию о нарушении сроков приемке товара (исх. N АХ-0917-19/14) проинформировав о том, что нарушение сроков приемки товара заказчиком не допущено.
19.09.2023 заказчик в адрес поставщика направил мотивированный отказ от подписания документа о приемке товара N 31 от 29.08.2023 с приложением экспертного заключения и письма об исправлении технических опечаток (исх.N 2208 от 19.09.2023).
19.09.2023 заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
19.09.2023 поставщик в адрес заказчика направил письмо исх. N АА-2309-19-19:15 с предложением снизить цену контракта на 10%.
20.09.2023 поставщик в адрес заказчика направил претензию исх. N АА-2309-20-19:58 о приеме искового заявления в Арбитражный суд Калининградской области со всеми приложениями.
26.09.2023 заказчик уведомил поставщика о необходимости произвести вывоз товара со склада МБУ "Чистота".
28.09.2023 поставщик направил письмо (N АА-2309-28-19:42) с требованием принять товар и выполнить все свои обязательства.
В подтверждение довода о соответствии качества товара, представитель Общества пояснил, что на рулонах пленки имеется наклейка с указанием толщины 200 мкм, указанной производителем, а согласно ТУ 22.21.42-001-4066200-2020, допускается незначительное отклонение параметров пленки от заявленной толщины.
Согласно спецификации контракта (Приложение N 1) номинальная толщина пленки: 0,2 мм.
В соответствии с экспертным заключением (N 45919 от 07.09.2023) средняя арифметическая толщина пленки равна 0,089 мм. Максимальное значение толщины пленки у образца N1 равно 0,099; минимальное значение толщины пленки у образца N 1 равно 0,076. Максимальное значение толщины пленки равно у образца N 2 равно 0,145; минимальное значение толщины пленки у образца N 2 равно 0,078.
Документы, подтверждающие соответствие поставленной строительной пленки требованиям технического задания контракта (Приложение N 1), поставщиком предоставлены не были.
Кроме того представитель Общества не отрицает, что проведенные им самостоятельно замеры выявили отклонение толщины пленки от той, которую необходимо было поставить в рамках контракта.
В соответствии с условиями контракта поставщик принял на себя обязательства выполнить все его условия. По состоянию на момент принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта товар надлежащего качества поставлен не был.
В соответствии с пунктом 5.5 контракта для проверки поставленных поставщиком товаров, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ.
Во исполнение п.п. 4.3.2, 5.3, 5.4 контракта заказчиком был произведен осмотр поставленного товара на соответствие товара по количеству, по наименованию, качеству и целостности информации, указанной в контракте, и выявлены следующие недостатки:
Согласно Спецификации (Приложение N 1 к контракту) - поставленный товар должен иметь следующие характеристики: пленка для изготовления изделий технического назначения, строительства временных сооружений, защитных укрытий, упаковки и комбинированных пленок. Материал плёнки: полиэтилен высокого давления. Вид плёнки: полурукав. Ширина пленки в рулоне: 6000 мм. Номинальная толщина пленки: 0,2 мм. Минимальная длина отрезка пленки в рулоне: 50 м. Пленка не должна иметь трещин, запрессованных складок, разрывов и отверстий. Цвет пленки: черный.
При визуальном осмотре заказчиком было установлено, что товар поставлен с иными характеристиками, а именно: номинальная толщина пленки: 0,08 мм.; при передаче сопроводительных документов отсутствовали документы, подтверждающие качество и безопасность товара.
Для проверки качества поставленного товара, заказчик заключил с ООО "Бюро судебных экспертиз" договор на оказание услуг по проведению внешней экспертизы исполнения контракта N 0335600001123000126 на поставку пленки строительной N 39-ком от 04.09.2023.
05.09.2023 ООО "Бюро судебных экспертиз" направило в адрес заказчика и поставщика уведомление о допустимости своего участия в проведении внешней экспертизы результатов выполнения условий контракта.
Заказчик направил поставщику уведомлением от 05.09.2023 исх.N 2078 о дате и времени проведения внешней экспертизы поставленного товара.
07.09.2023 на складе заказчика экспертом ООО "Бюро судебных экспертиз" Чеботаревым Н.Д. в присутствии работников заказчика и генерального директора Общества Мингазова А.В. была проведена экспертиза поставленного товара.
Экспертом ООО "Бюро судебных экспертиз" Чеботаревым Н.Д. для проведения внешней экспертизы товара, была вскрыта упаковка товара и произведено измерение толщины пленки по длине рулона.
По результатам внешней экспертизы заказчику было выдано экспертное заключение N 45919 от 07.09.2023 с выводами о несоответствии поставленного товара условиям контракта.
Аналогичные пояснения были даны в суде первой инстанции экспертом ООО "Бюро судебных экспертиз" Чеботаревым Д.Н., который подтвердил, что пленка отличалась от заявленных характеристик не только по толщине, но и по целостности (пленка не с цельного отреза, а стыкованная по шву из нескольких частей).
В связи с выявленными недостатками, заказчик направлял поставщику мотивированный отказ (исх. N 2021 от 25.08.2023) от подписания документа о приемке товара N 31 от 18.08.2023, претензию о нарушении исполнения обязательств, предусмотренных контрактом (исх. N 2154 от 12.09.2023), с требованием поставить товар, соответствующий условиям контракта, то есть заменить товар характеристики, которого не соответствуют условиям контракта, а также направил письмо (исх. N 2209 от 19.09.2023) с разъяснениями о причине отказа в приемке товара и о сроках подписания документа о приемке товара.
Общество не произвело замену товара, в связи, с чем 19.09.2023 заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 2 статьи 450 Гражданского кодекса РФ определено, что существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно согласился с выводами Управления о том, что Обществом не выполнены условия контракта по поставке товара надлежащего качества, а в дальнейшем не устранены недостатки товара (не заменен товар на товар надлежащего качества) в приемлемый для заказчика срок.
Более того, даже после получения уведомления заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта Общество не предприняло мер по исполнению контракта в дополнительно представленный ему законом десятидневный срок.
Общество, действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, должно осознавать, что оно вступило в правоотношения по расходованию средств федерального бюджета на существенные социально-экономические цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении обязанности по исполнению государственного контракта. В данном случае Общество не проявило необходимую степень заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась, и не приняло все меры для надлежащего исполнения контракта.
При этом, как обоснованно заключил суд, обстоятельства, препятствующие исполнить обязательства в соответствии с контрактом, Обществом не приведены.
Доказательств осуществления действий, направленных на надлежащее исполнение условий контракта, в том числе связанных с заменой товара, Обществом не представлено.
При указанных выше обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о законности вынесенного УФАС решения, в связи, с чем правомерно отказал Обществу в удовлетворении заявления.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доводам и доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, в связи с чем апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы Общества.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 19.12.2023 по делу N А21-13522/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
Д.С. Геворкян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-13522/2023
Истец: ООО "АКСИС-ИКС"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: МБУ "Чистота"