г. Челябинск |
|
29 сентября 2023 г. |
Дело N А76-8885/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 сентября 2023 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Арямова А.А., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Эгамова Мухаммадкарима Ихтиеровича на решение Арбитражного суда Челябинской области от 27.06.2023 по делу N А76-8885/2023.
Индивидуальный предприниматель Эгамов Мухаммадкарим Ихтиерович (ОГРН 320745600094737, далее - ИП Эгамов М.И., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска (далее - КУИиЗО г. Челябинска, Комитет) о признании недействительной строки N 1915/1915 Перечня выявленных и подлежащих демонтажу незаконно размещенных нестационарных объектов, содержащей информацию о павильоне "Овощи-фрукты", расположенном по адресу: г. Челябинск, ул. Дмитрия Неаполитанова, д. 26.
Определением от 18.05.2023 на основании статей 46 и 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве созаинтересованного лица привлечено управление благоустройства города Челябинска (далее - Управление благоустройства), в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное казенное учреждение "Городская среда" (далее - МКУ "Городская среда") и Администрация города Челябинска (далее - Администрация).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 27.06.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ИП Эгамов М.И. (далее также - апеллянт, податель жалобы), не согласившись с вынесенным судебным актом, обжаловал его в апелляционном порядке, просит решение суда отменить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что внесение изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов (далее - НТО), не может служить основанием для пересмотра мест размещения НТО, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы. Киоск эксплуатировался до утверждения схемы. Был приобретен истцом в собственность. По мнению апеллянта, отсутствовали основания для включения спорного НТО в Перечень выявленных и подлежащих демонтажу незаконно размещенных НТО.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного разбирательства на сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не прибывших в судебное заседание участников процесса.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Управлением благоустройства выявлен незаконно размещенный нестационарный объект на территории города Челябинска и внесен в Перечень выявленных и подлежащих демонтажу незаконно размещенных нестационарных объектов на территории города Челябинска: павильон "Овощи-фрукты", расположенный по адресу: г.Челябинск, ул. Дмитрия Неаполитанова, 26 (строка 1915/1915).
Не согласившись с внесением вышеуказанного нестационарного объекта в Перечень, полагая, что последнее нарушает права и законные интересы заявителя в экономической сфере, ИП Эгамов М.И. обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции исходил из недоказанности заявителем наличия прав на размещение спорного НТО в соответствии с действующим законодательством.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В силу положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходима совокупность двух условий: несоответствие закону или иному нормативному правовому акту оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие хотя бы одного из указанных условий исключает удовлетворение заявленных требований.
Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута, в том числе в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Законом N 381-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон о торговой деятельности, Закон N381-ФЗ) размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Закона N 381-ФЗ).
Утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы (часть 6 статьи 10 Закона N 381-ФЗ).
В соответствии с подпунктом 15 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относятся создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
Законом Челябинской области от 09.04.2020 N 131-30 "О порядке и условиях размещения нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности Челябинской области или муниципальной собственности, землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута" (далее - Закон N 131-30) установлено, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута осуществляется за плату на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов (далее - схема размещения) в соответствии с договором на размещение нестационарного торгового объекта, который заключается между органом исполнительной власти Челябинской области, уполномоченным на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности Челябинской области, или органом местного самоуправления, уполномоченным на распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (далее - уполномоченный орган), и индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом.
Использование земельных участков для эксплуатации нестационарных торговых объектов на территории города Челябинска регламентировано постановлением Администрации города Челябинска от 20.08.2020 N 356-п "Об утверждении Положения о порядке оформления документов для размещения нестационарных торговых объектов и порядке организации и проведения аукциона при размещении нестационарного торгового объекта на территории города Челябинска".
Решением Челябинской городской Думы от 05.09.2013 N 45/1 утвержден Порядок демонтажа незаконно размещенных нестационарных объектов на территории города Челябинска" (далее - Порядок N 45/1, действовавший до 01.03.2021), регламентирующий деятельность Администрации, ее структурных подразделений по осуществлению мероприятий, связанных с демонтажем незаконно размещенных нестационарных объектов, для установки которых не требуется разрешение на строительство.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 Порядка N 45/1 демонтажу подлежат нестационарные объекты, установленные без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю или документов на размещение таких нестационарных объектов как оборудование автостоянок и парковок, не являющихся объектами недвижимости.
До 28.05.2020 работу по выявлению незаконно размещенных нестационарных объектов на территории города Челябинска осуществляла Администрация в лице КУИиЗО г. Челябинска в соответствии с Порядком N 45/1.
В силу пункта 4 Порядка N 45/1 при выявлении незаконно размещенного нестационарного объекта работники Комитета осматривают объект, производят фотосъемку, составляют акт о выявлении незаконно размещенного нестационарного объекта на территории города Челябинска по установленной форме согласно приложению 1 к Порядку.
Информация о выявлении незаконно размещенного нестационарного объекта вносится в Перечень выявленных и подлежащих демонтажу незаконно размещенных нестационарных объектов (далее - Перечень) по установленной форме согласно приложению 2 к Порядку и направляется в адрес уполномоченного, в том числе на работы по демонтажу незаконно размещенных нестационарных объектов, муниципального учреждения (далее - муниципальное учреждение), созданного на основании правового акта Администрации города Челябинска (пункт 5 Порядка N 45/1).
С 01.03.2021 демонтаж незаконно размещенных нестационарных объектов на территории города Челябинска проводится в соответствии с Порядком демонтажа незаконно размещенных нестационарных объектов на территории города Челябинска, утвержденного решением Челябинской городской Думы от 30.03.2021 N 17/8 (далее - Порядок N 17/8).
Пунктом 2 данного Порядка N 17/8 установлено, что демонтажу в порядке, установленном пунктами 8, 9 Порядка, подлежат нестационарные объекты, размещенные на момент выявления на земельных участках, являющихся муниципальной собственностью, и земельных участках из земель, государственная собственность на которые не разграничена, без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю или документов на размещение таких нестационарных объектов.
В соответствии с пунктом 3 Порядка N 17/8 работу по выявлению незаконно размещенных нестационарных объектов на территории города Челябинска осуществляет Администрация в лице Управления благоустройства, в том числе во исполнение поручений должностных лиц органов местного самоуправления города Челябинска.
Информация о выявленных незаконно размещенных нестационарных объектах, расположенных на земельных участках, являющихся муниципальной собственностью, и земельных участках из земель, государственная собственность на которые не разграничена, в течение 10 рабочих дней со дня составления акта о выявлении вносится Управлением в Перечень выявленных и подлежащих демонтажу незаконно размещенных нестационарных объектов (далее - Перечень N 1) по установленной форме согласно приложению 2 к настоящему Порядку (пункт 6 Порядка N 17/8).
В силу пункта 8 Порядка N 17/8 муниципальное учреждение, созданное на основании правового акта Администрации города Челябинска, на основании решения о демонтаже, принятого КУИиЗО г. Челябинска планирует и осуществляет демонтаж незаконно размещенных нестационарных объектов, включенных в Перечень 1.
Согласно пункту 11 Порядка N 17/8 нестационарный объект не подлежит демонтажу, и соответствующая информация вносится в Перечень в случае:
1) заключения с хозяйствующим субъектом договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения торгов в порядке, предусмотренном пунктом 1-1 части 2 статьи 3 Закона Челябинской области от 09.04.2020 N 131-30;
2) демонтажа незаконно размещенного нестационарного объекта, произведенного в соответствии с настоящим Порядком;
3) заключения с хозяйствующим субъектом договора пользования и благоустройства территории общего пользования для размещения объекта благоустройства (площадки автостоянки) без проведения аукциона в порядке и сроки, предусмотренные пунктами 6, 12, 13 Порядка благоустройства территории общего пользования города Челябинска для размещения объектов благоустройства (площадок автостоянок), утвержденного решением Челябинской городской Думы от 09.12.2020 N 15/6;
4) признания объектом капитального строительства по результатам проведения строительной экспертизы при наличии признаков капитальности;
5) принятия судом обеспечительных мер в отношении нестационарного объекта.
Из материалов настоящего дела следует, что Управлением благоустройства выявлен незаконно размещенный нестационарный объект на территории города Челябинска: павильон "Овощи-фрукты", расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. Дмитрия Неаполитанова, 26, акт N 1915 от 31.05.2021 (л.д. 26).
На основании акта от 31.05.2021 N 1915 в связи с проведением актуализации информация Управлением благоустройства 31.05.2021 была внесена в Перечень, в соответствии с пунктом 6 Порядка N 17/8.
Судом установлено, что на момент проведения осмотра вышеуказанного нестационарного объекта (составления соответствующего Акта) у заявителя отсутствовал договор на размещение спорного нестационарного объекта с хозяйствующим субъектом, предусмотренные пунктом 1-1 части 2 статьи 3 Закона N 131-ЗО. Заявителем не предоставлены доказательства, свидетельствующие об обратном.
Заявителем не представлено доказательств принятия мер по оформлению прав на размещение спорного НТО в соответствии с действующим законодательством.
При таких обстоятельствах, учитывая отсутствие в материалах дела доказательств, с достоверностью подтверждающих факт обращения предпринимателя с заявлением о заключении договора в Администрацию (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ИП Эгамов М.И. не представлены доказательства законного размещения спорного НТО в указанном выше месте г. Челябинска.
Материалами дела подтвержден факт размещения принадлежащего заявителю НТО на земельном участке в отсутствие к тому законных оснований.
Как указано выше, Законом N 131-ЗО установлено, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута осуществляется за плату на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов (далее - схема размещения) в соответствии с договором на размещение нестационарного торгового объекта, который заключается между органом исполнительной власти Челябинской области, уполномоченным на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности Челябинской области, или органом местного самоуправления, уполномоченным на распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (далее - уполномоченный орган), и индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом.
В соответствии с частью 3 статьи 10 Закона N 131-ЗО схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 24 Положения об организации размещения нестационарных торговых объектов на территории города Челябинска, утвержденного решением Челябинской городской Думы от 28.04.2020 N 8/22, размещение нестационарных торговых объектов на территории города Челябинска осуществляется исключительно в соответствии со Схемой, разработанной и утвержденной в соответствии с постановлением Правительства Челябинской области от 25.01.2016 N 5-П "О Порядке разработки и утверждения органами местного самоуправления схемы размещения нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности" (далее - Постановление N 5-П), с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, установленных в соответствии с постановлением Правительства Челябинской области от 20.12.2016 N 682-П "О нормативах минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов для Челябинской области".
Однако, как верно указал суд первой инстанции, на момент выявления и включения в Перечень выявленного и подлежащего демонтажу незаконно размещенного нестационарного объекта на территории города Челябинска в Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Челябинска, утвержденной постановлением администрации города Челябинска от 06.09.2021 N 289-П, отсутствовала информация о спорном НТО по указанному адресу.
Учитывая отсутствие у заявителя законных оснований для размещения спорного НТО по указанному адресу, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что включение спорного НТО в Перечень выявленных и подлежащих демонтажу незаконно размещенных нестационарных объектов на территории г. Челябинска - строки 1915, является законным, соответствующим действующему законодательству.
Судом первой инстанции правомерно отклонен довод заявителя о том, что включение спорного НТО в вышеуказанный Перечень нарушает его права и законные интересы в экономической сфере, поскольку в нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определение суда от 18.05.2023 им не исполнено, не доказано наличие прав на спорный нестационарный объект, не доказано то, что спорный объект является объектом капитального строительства.
Кроме того, согласно акту от 09.08.2021 N 405 о демонтаже незаконно размещенного нестационарного объекта на территории г. Челябинска незаконно размещенный нестационарный объект демонтирован собственником (л.д. 29).
Также, судом верно отмечено, что 28.10.2022 Порядок N 17/8 утратил силу в связи с принятием решения Челябинской городской Думы от 25.10.2022 N33/7.
Вступление в законную силу решения Челябинской городской Думы от 25.10.2022 N 33/7 влечет утрату силы Перечня выявленных и подлежащих демонтажу незаконно размещенных нестационарных объектов на территории города Челябинска, а также утрату силы решений о включении мест размещения нестационарных объектов в указанный перечень.
Таким образом, на момент подачи ИП Эгамовым М.И. заявления - 23.03.2023, предмет настоящего спора отсутствовал.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований заявителя.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают обстоятельств, установленных арбитражным судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и не влияют на законность принятого судом решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения и удовлетворения жалобы не имеется.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат распределению в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в силу оставления апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на апеллянта.
Руководствуясь статьями 176, 268- 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 27.06.2023 по делу N А76-8885/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Эгамова Мухаммадкарима Ихтиеровича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.П. Скобелкин |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-8885/2023
Истец: Эгамов Мухаммадкарим Ихтиерович
Ответчик: КОМИТЕТ ПО УПРАВЛЕНИЮ ИМУЩЕСТВОМ И ЗЕМЕЛЬНЫМ ОТНОШЕНИЯМ ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА, Управление благоустройства города Челябинска
Третье лицо: Администрация г. Челябинска, МКУ "Городская среда"