г. Самара |
|
29 сентября 2023 г. |
Дело N А72-1481/2023 |
Резолютивная часть постановления оглашена 26 сентября 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 сентября 2023 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ястремского Л.Л.,
судей Коршиковой Е.В., Романенко С.Ш.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кистановой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Заместителя прокурора Ульяновской области в интересах Российской Федерации в лице Федерального агентства лесного хозяйства на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 17 июля 2023 года по делу N А72-1481/2023 (судья Ключникова М.Г.),
по иску Заместителя прокурора Ульяновской области в интересах Российской Федерации в лице Федерального агентства лесного хозяйства (ОГРН: 1047796366298, ИНН: 7705598840)
к Министерству природных ресурсов и экологии Ульяновской области, (ОГРН 1187325014326, ИНН 7325161645)
к индивидуальному предпринимателю Яшкину Валерию Ивановичу (ОГРНИП: 315731336710500, ИНН: 731102859761),
третье лицо - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области,
при участии представителей:
от истца - прокурор Высоцкая Е.А., представлено удостоверение,
от ответчика - Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области - представитель Анисимова Л.И. по доверенности от 09.01.2023,
от ответчика ИП Яшкина В.И. - ИП Яшкин В.И. лично, представлен паспорт, представитель Герасимов А.И. по доверенности от 01.03.2023, представитель Поташов В.Н. по доверенности от 01.03.2023,
от третьего лица - не явились, извещены надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Ульяновской области в интересах Российской Федерации в лице Федерального агентства лесного хозяйства обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Ульяновской области, к Индивидуальному предпринимателю Яшкину Валерию Ивановичу о признании недействительным договора аренды лесного участка от 10.06.2022 N 1093, заключенный между Министерством природных ресурсов и экологии Ульяновской области и Индивидуальным предпринимателем Яшкиным Валерием Ивановичем, применении последствия недействительности ничтожной сделки путем понуждения Индивидуального предпринимателя Яшкина Валерия Ивановича вернуть Министерству природных ресурсов и экологии Ульяновской области лесной участок, расположенный по адресу: Ульяновская область, муниципальное образование "Николаевский район", Николаевское лесничество, СПК "Давыдовский", квартал 1, кадастровый номер: 73:09:030101:910; целевое назначение: защитные леса, переданный по договору аренды лесного участка от 10.06.2022 N 1093.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области.
Арбитражный суд Ульяновской области решением от 17 июля 2023 года в удовлетворении исковых требований отказал.
Не согласившись с принятым судебным актом, прокурор обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой прocил отменить обжалуемое решение, принять новый судебный акт об удовлетворении иска, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
Предприниматель представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором прocил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором прocило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании прокурор поддержал доводы жалобы.
Яшкин Валерий Иванович и его представитель против удовлетворения апелляционной жалобы возражали, полагая обжалуемое решение законным и обоснованным.
Представитель Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, полагая обжалуемое решение законным и обоснованным.
Третье лицо явку представителей в судебное заседание не обеспечило, о месте и времени судебного разбирательства извещено надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный пришел к вывoду о наличии оснований для отмены судебного акта, принятого арбитражным судом первой инстанции.
Как следует из материалов дела, на основании протокола о результатах аукциона от 26.05.2022 N 3 между министерством (арендодатель) и ИП Яшкиным Валерием Ивановичем (арендатор) 10.06.2022 был заключен договор аренды лесного участка для заготовки древесины N 1093.
В соответствии с пунктом 1.1 договора арендодатель обязался предоставить, а арендатор принять во временное пользование лесной участок, находящийся в федеральной собственности, определенный в пункте 1.2 договора.
Из пункта 1.2 договора следует, что лесной участок имеет следующие характеристики: площадь: 127 га; местоположение: Ульяновская область, муниципальное образование "Николаевский район", Николаевское лесничество, СПК "Давыдовский", квартал 1; кадастровый номер 73:09:030101:910; целевое назначение: защитные леса.
Согласно приложению N 2 к договору аренды целевое назначение лесов, расположенных на предоставленном в аренду участке, включает леса, расположенные в водоохранных зонах (3 га) и леса, расположенные в лесостепных зонах (124 га). В состав переданного на праве аренды земельного участка входят также леса, расположенные на площади 25,3 га, относящиеся к категории особо защитных участков лесов.
В соответствии с пунктом 1.4 договора лесной участок передается в целях заготовки древесины.
Договор заключен сроком на 49 лет (пункт 6.1) и прошел государственную регистрацию в установленном законом порядке (дата регистрации 20.06.2022).
Лесной участок передан арендатору по акту приема-передачи от 10.06.2022 (приложение N 6 к договору).
В соответствии с пунктом 3.4 спорного договора арендатор обязан использовать лесной участок по назначению в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим договором, осуществлять использование в соответствие с проектом освоения лесов и лесной декларацией; соблюдать установленные режимы особо защитных участков лесов, расположенных в границах арендованного участка; осуществлять мероприятия по сохранению биоразнообразия в соответствии с лесохозяйственным регламентом.
Ссылаясь на положения статьи 422 ГК РФ, статей 10, 12, 110 - 119 Лесного кодекса Российской Федерации, прокурор указал, что рубки лесных насаждений в защитных лесах могут осуществляться только в определенных случаях, к которым заготовка древесины в коммерческих целях не относится. Осуществление такой деятельности не соответствует назначению защитных лесов и выполняемым ими защитным функциям.
Прокурор также указал, что при заключении договора аренды лесного участка ИП Яшкин В.И. преследует цель осуществления предпринимательской деятельности в виде рубок леса, приносящей ему как субъекту предпринимательской деятельности прибыль. Заключение спорного договора аренды позволило ИП Яшкину В.И. производить рубки в защитных лесах.
При этом предоставление в аренду защитных лесов в целях заготовки древесины в отсутствие оснований для такой заготовки свидетельствует о нарушении договором аренды требований закона и посягательстве на публичные интересы (интересы охраны окружающей природной среды), что влечет ничтожность указанного договора.
Кроме того, ИП Яшкин В.И. не является субъектом, которому законом предоставлено право на проведение санитарных рубок в защитных лесах. В связи с чем предоставление лесного участка в аренду для предпринимательской деятельности, связанной с рубкой лесных насаждений при заготовке древесины путем изъятия лесных ресурсов, противоречит положениям лесного законодательства, а сделка посягает на публичные интересы неопределенного круга лиц.
Полагая, что при таких обстоятельствах имеются основания для признания данного договора ничтожной сделкой в соответствии со ст. 168 ГК РФ как нарушающей публичные интересы, прокурор обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Судом установлено, что 10.06.2022 по результатам проведения аукциона между Министерством природных ресурсов и экологии Ульяновской области и ИП Яшкиным В.И. заключен договор аренды лесного участка N 1093, согласно которому ИП Яшкину В.И. предоставлен в аренду лесной участок.
Условиями договора в обязанности арендатора входит, в том числе:
- использовать лесной участок по назначению в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим договором;
- в течение 6 месяцев со дня заключения настоящего договора разработать и представить Арендодателю проект освоения лесов для проведения государственной экспертизы;
- не позднее чем за 6 месяцев до окончания срока действия проекта освоения лесов разработать и представить Арендодателю проект освоения лесов на следующий срок для проведения государственной экспертизы;
- в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, подавать лесную декларацию;
- производить отвод и таксацию лесосек в соответствии с Правилами заготовки древесины и особенностями заготовки древесины, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации лесничествах;
- осуществлять установленный настоящим Договором вид использования лесов в соответствии с законодательством Российской Федерации, проектом освоения лесов и лесной декларацией;
- не позднее чем за один месяц до начала лесовосстановительных работ представлять Арендодателю проекты лесовосстановления, а также информацию и документы, подтверждающие (удостоверяющие) качество посевного и посадочного материала и его происхождение;
- соблюдать установленные режимы особо охраняемых природных территорий, особо защитных участков лесов, расположенных в границах арендованного лесного участка, сохранять виды растений и животных, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и красную книгу Ульяновской области, а также места их обитания;
- осуществлять мероприятия по сохранению биоразнообразия (сохранять отдельные ценные деревья в любом ярусе и их группы и т.п.) в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка) и проектом освоения лесов;
- осуществлять меры по предупреждению лесных пожаров в соответствии с законодательством Российской Федерации, проектом освоения лесов и приложением N 7 к настоящему договору;
- осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия на переданном в аренду лесном участке в соответствии с законодательством Российской Федерации, проектом освоения лесов и приложением N 7 к настоящему Договору;
- осуществлять мероприятия по воспроизводству лесов на лесном участке в соответствии с законодательством Российской Федерации и проектом освоения лесов;
- при повреждении или уничтожении по вине Арендатора верхнего плодородного слоя почвы, искусственных или естественных водотоков, рек, ручьев приводить их в состояние, пригодное для использования по назначению, предусмотренному лесохозяйственным регламентом лесничества, восстанавливать объекты лесной инфраструктуры и объекты, не связанные с созданием лесной инфраструктуры, поврежденные по вине Арендатора;
- сдать выполненные работы по охране, защите и воспроизводству лесов в сроки, определенные Арендодателем в соответствии с подпунктом "м" п. 3.2 настоящего договора;
За неисполнение или ненадлежащее обязанностей Арендатор несет ответственность (п. 4.2 договора).
В Приложении N 3 к договору "Ежегодный объем заготовки древесины" указан максимально возможный объем изъятия (заготовки) древесины, полученной в результате рубок ухода.
Отказывая в удовлетворении заявленных прокурором требований, суд первой инстанции указал, что исходя из содержания п. 1 ч. 1 ст. 25, ч. 1 ст. 29 ЛК РФ заготовка древесины является одним из видов использования лесов и представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины.
Заготовка древесины осуществляется в эксплуатационных лесах, защитных лесах, если иное не предусмотрено названным кодексом, другими федеральными законами; для заготовки древесины предоставляются в первую очередь погибшие, поврежденные и перестойные лесные насаждения; запрещается заготовка древесины в объеме, превышающем расчетную лесосеку (допустимый объем изъятия древесины), а также с нарушением возрастов рубок (ч.ч. 2, 3, 5 ст. 29 ЛК РФ).
Суд первой инстанции отметил, что в силу ч. 4 ст. 111 ЛК РФ предоставление лесных участков в аренду для заготовки древесины в защитных лесах возможно, если данный вид использования лесов предусмотрен лесохозяйственным регламентом лесничества.
При этом Лесохозяйственным регламентом Николаевского лесничества, утвержденным приказом Минприроды Ульяновской области от 11.12.2018 N 38 (в ред. приказа от 23.11.2020 N 37), который прошел процедуру согласования в установленном порядке, в том числе с органами Прокуратуры Ульяновской области, опубликован в издании "Ульяновская правда", а также размещен на сайте Министерства, квартал 1 СПК "Давыдовский" отнесен к защитным лесам категории ценных лесов (таблица 1.1.5.1).
В таблице 1.12.1 данного лесохозяйственного регламента установлены виды разрешенного использования на территории лесничества, в том числе для осуществления заготовки древесины в защитных лесах.
Лесным планом Ульяновской области, утвержденным Указом Губернатора Ульяновской области от 24.01.2019 N 4, с внесенными в него изменениями, также согласованными в установленном порядке, в том числе с органами Прокуратуры, определены зоны использования лесов, в том числе для заготовки древесины, согласно которой территория Николаевского лесничества определена как зона использования лесов для заготовки древесины (п. 4.4.1).
Суд первой инстанции пришел к выводу, что законодательство не содержит безусловного запрета на осуществление заготовки древесины и рубок в защитных лесах, при условии соблюдения установленных законом ограничений.
Между тем, судом первой инстанции не учтено следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Лесного кодекса леса, расположенные на землях лесного фонда, делятся на три вида: защитные, эксплуатационные и резервные леса.
Пунктом 2 статьи 10 Лесного кодекса предусмотрено, что особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов устанавливаются статьями 110 - 119 Лесного кодекса.
Согласно положениям статьи 12 Лесного кодекса освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности (пункт 1).
Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций (пункт 2).
Эксплуатационные леса подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов (пункт 3).
Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями (пункт 4).
Таким образом, законодательно установлен такой правовой режим защитных лесов, который является препятствием для использования участков, на которых такие леса расположены, в целях, не соответствующих их изначальному предназначению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 102 Лесного кодекса к защитным лесам относятся леса, которые являются природными объектами, имеющими особо ценное значение, и в отношении которых устанавливается особый правовой режим использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.
В пункте 2 статьи 102 ЛК РФ приведены категории защитных лесов, среди них указаны леса, расположенные в водоохранных зонах и ценные леса.
Согласно пункту 6 ст. 102 ЛК РФ в защитных лесах запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.
В приложении N 2 к договору аренды лесного участка для заготовки древесины от 10.06.2022 N 1093 указано, что целевым назначением лесов, переданных в аренду, являются леса, расположенные в водоохранных зонах (3 га) и леса, расположенные в лесостепных зонах (124 га).
Согласно ч. 1 ст. 111 ЛК РФ к защитным относятся леса, которые являются природными объектами, имеющими особо ценное значение, и в отношении которых устанавливается особый правовой режим использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.
Леса, в водоохранных зонах выполняют защитные и охранные функции, в том числе рыбоохранные, а рубки леса по берегам рек или вблизи от них могут привести к нарушению выполняемой лесом нерестоохранной функции, а также функции по предотвращению загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира (ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 4 ч. 1 ст. 115 ЛК РФ лесостепные леса (леса, расположенные в степной зоне, лесостепной зоне, выполняющие защитные функции) отнесены к ценным лесам.
Из вышеуказанных норм лесного законодательства следует, что рубки лесных насаждений в защитных лесах могут осуществляться только в определенных случаях, к которым заготовка древесины в коммерческих целях не относится.
Осуществление такой деятельности не соответствует назначению защитных лесов и выполняемым ими защитным функциям.
Между тем при заключении договора аренды лесного участка индивидуальный предприниматель преследовал цель осуществления предпринимательской деятельности в виде рубок леса, приносящей ему прибыль. Заключение спорного договора аренды позволило индивидуальному предпринимателю производить рубки в защитных лесах.
Предприниматель в своих письменных пояснениях на иск и в отзыве на апелляционную жалобу указывал на то, что согласно приложению N 3 ежегодный объем заготовки древесины (тыс.куб.м) составляет 0,191 и включает в себя только выборочные рубки при уходе за лесом.
Целью договора является именно осуществление рубок ухода, а не осуществление предпринимательской деятельности и получение прибыли.
Древесина, полученная им в результате уходовых рубок, будет использоваться им исключительно в подсобном хозяйстве; древесина, которую предприниматель использует для осуществления своей основной деятельности (распиловка и строгание древесины), он приобретает в рамках договоров купли-продажи.
Законом действительно предусмотрена возможность производства рубок в защитных лесах. При этом случаи, при которых возможно проведение сплошных и выборочных рубок в защитных лесах, прямо предусмотрены Лесным кодексом.
Правовая позиция по вопросу использования защитных лесов выражена в решении Верховного Суда Российской Федерации от 18.11.2021 N АПКИ21-747, оставленным без изменения апелляционным определением Верховного Суда Российской Федерации от 10.03.2022 N АПЛ22-28.
Предметом рассмотрения указанного административного дела явилось оспаривание приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.06.2020 N 542, которым утвержден Типовой договор аренды лесного участка для заготовки древесины (приложение N 1 к Приказу) в части: - пункта 1.2, предусматривающего указание в Типовом договоре аренды лесного участка для заготовки древесины такой характеристики лесного участка, как "категория защитности", - подпункта "и" пункта 3.4 Типового договора в части, возлагающей на арендатора земельного участка обязанность соблюдать установленные режимы особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах арендованного лесного участка, - приложения N 3 к Типовому договору в части, включающей в ежегодный объем древесины сплошные и выборочные рубки хвойных, твердолиственных и мягколиственных лесных насаждений при рубке спелых и перестойных лесных насаждений, при уходе за лесами и при вырубке погибших и поврежденных лесных насаждений в защитных лесах, эксплуатационных лесах и всего в защитных и эксплуатационных лесах.
В обоснование признания указанных нормативных положений недействующими были положены доводы о нарушении ими федерального законодательства, со ссылкой на то, что оспариваемые нормы допускают предоставление защитных лесов, в том числе лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, в аренду для заготовки древесины. В признании недействующими названных положений Типового договора отказано.
В определении от 10.03.2022 N АПЛ22-28 апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации указала, что вопреки ссылке административного истца в апелляционной жалобе суд первой инстанции правильно отверг его доводы о наличии правовой неопределенности при разрешении судами вопросов о законности договоров аренды земельных участков, включающих земли особо охраняемой природной территории, в целях заготовки древесины, поскольку такие вопросы разрешаются в каждом конкретном случае в зависимости от содержания лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), проекта освоения лесов, режима охраны особо охраняемой природной территории, условий договора аренды соответствующего участка.
Таким образом, апелляционная коллегия не исключила возможности запрета рубки в защитных лесах, а указала на необходимость детального и внимательного изучения в каждом конкретном случае всех обстоятельств, которые могут предоставить возможность производства рубок в защитных лесах.
В соответствии с пунктом 15 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 01.12.2020 N 993 (далее - Правила), сплошные рубки в защитных лесах допускаются в случаях, предусмотренных частью 5.1 статьи 21 ЛК РФ, и в случаях, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции.
Частью 2 статьи 19 Лесного кодекса установлено, что мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов могут осуществляться государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса.
Индивидуальный предприниматель не является субъектом, которому законом предоставлено право на проведение санитарных рубок в защитных лесах. В связи с этим предоставление лесного участка в аренду для предпринимательской деятельности, связанной с рубкой лесных насаждений при заготовке древесины путем изъятия лесных ресурсов, противоречит положениям лесного законодательства, а сделка посягает на публичные интересы неопределенного круга лиц.
В определении Верховного Суда Российской Федерации от 28.09.2020 N 302-ЭС20-13263 высказана правовая позиция относительного того, что поскольку лесные участки, относящиеся к категории защитных лесов, переданы в аренду для заготовки древесины в отсутствие предусмотренных действующим законодательством оснований, при которых допускается заготовка древесины в защитных лесах, договор аренды в части передачи указанных лесных участков является недействительной сделкой, так как заключен с нарушением требований лесного законодательства и публичных интересов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Лесного кодекса мероприятия по сохранению лесов, в том числе работы по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению (далее также - мероприятия по сохранению лесов), а также мероприятия по лесоустройству осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах своих полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, и лицами, которые используют леса и (или) на которых настоящим Кодексом возложена обязанность по выполнению таких работ.
Согласно пункту 5 статьи 19 Лесного кодекса при осуществлении закупок работ по сохранению лесов одновременно осуществляется продажа лесных насаждений для заготовки древесины в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В этих целях в контракт на выполнение работ по сохранению лесов включаются условия о купле-продаже лесных насаждений.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 01.12.2020 N 993 утверждены Правила заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, указанные в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, устанавливающие требования к заготовке древесины для всех лесных районов Российской Федерации. В соответствии с пунктом 3 указанных Правил при осуществлении мероприятий, предусмотренных статьей 19 Лесного кодекса, заготовка соответствующей древесины осуществляется на основании договора купли-продажи лесных насаждений или указанного в части 5 статьи 19 Лесного кодекса контракта.
Таким образом, законодательно урегулирован вопрос относительно возможных способов реализации санитарных рубок в защитных лесах.
Целью производства выборочных рубок в защитных лесах является сохранение их первоначального функционала, между тем, суд первой инстанции применил формальный подход и исходил из наличия возможности производства рубки в защитных лесах. Между тем установление обстоятельств, имеющих значение при разрешении настоящего спора, возможно с обоснованием необходимости использования защитных лесов в целях заготовки древесины для получения прибыли, в то время как рубка в защитных лесах в первую очередь должна быть обусловлена сохранением предназначения таких лесов, а следовательно - должна быть аргументирована и обоснована.
При разрешении подобных как в настоящем деле споров подлежит установлению не только факт наличия договора аренды лесного участка, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), проекта освоения лесов, а именно их содержание.
Согласно определению Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 18.03.2021 N 307-ЭС20-17553 в силу части 1 статьи 19 Лесного кодекса на лиц, использующих леса, возложены мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов. Ввиду того, что защита и охрана леса в настоящее время имеют приоритетное направление в сфере государственной экономической политики, а также в целях пресечения правонарушений в сфере лесопользования и незаконной вырубки здоровой древесины под видом проведения санитарно-оздоровительных мероприятий (сплошной санитарной рубки, при проведении которой объемы древесины в силу части 3 статьи 60.8 Лесного кодекса не включаются в расчетную лесосеку), Федеральным законом от 30.12.2015 N 455-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части совершенствования регулирования защиты лесов от вредных организмов", вступившим в действие с 01.10.2016, положения данного Кодекса дополнены главой 3.1 "Защита лесов" в составе статей 60.1 - 60.11. Данной главой детально урегулированы правила и порядок осуществления защитных мероприятий, увеличено количество отчетности, которую должны представлять лесопользователи под контролем уполномоченных органов.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.09.2013 N 1724-р утверждены Основы государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в Российской Федерации на период до 2030 года (далее - Основы).
Согласно пункту 1 Основ Россия является крупнейшей лесной державой мира, на ее долю приходится четверть мирового лесного покрова.
Лесам России принадлежит исключительное глобальное биосферное значение, поскольку они обеспечивают экологическую безопасность страны и планеты.
В пункте 2 Основ указано, что длительное применение экстенсивной модели лесопользования, ориентированной на постоянное вовлечение в рубку новых лесных массивов, привело к снижению ресурсного и экологического потенциала лесов.
Лесной сектор экономики страны нуждается в адаптации к глобализации рынков, развитию технологий, появлению новых видов древесной продукции, усилению конкуренции и ужесточению экологических требований.
Пунктом 8 Основ предусмотрено, что государственная политика в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов направлена на сохранение и приумножение лесов, максимальное удовлетворение потребностей граждан Российской Федерации в качественных продуктах и полезных свойствах леса, а также на создание на государственном уровне условий, обеспечивающих устойчивое и динамичное развитие лесного сектора экономики.
Таким образом, заключение договоров аренды лесных участков должно строго соответствовать законодательному регулированию и каждый конкретный случай передачи защитных лесов в аренду для производства рубок должен быть детально изучен Министерством с целью исключения случаев безосновательной передачи защитных лесов хозяйствующим субъектам, преследующим первоочередной целью осуществление предпринимательской деятельности (одним из видов которой является рубка леса) и получение прибыли, что исключит нецелевое использование защитных лесов в коммерческих целях.
Частью 1 статьи 166 Гражданского кодекса предусмотрено, что сделка недействительна по основаниям, установленным законом, независимо от признания ее таковой судом (ничтожная сделка).
В соответствии с частью 2 статьи 168 Гражданского кодекса сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Согласно разъяснениям, изложенным в пунктах 74 - 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", применительно к статьям 166 и 168 Гражданского кодекса Российской Федерации под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды.
Аналогичные выводы при схожих обстоятельствах были сделаны в определении Верховного Суда Российской Федерации от 28 октября 2022 года N 304-ЭС22-12333.
Довод министерства о том, что расторжение договора аренды лесного участка делает невозможным привлечение сил и средств арендатора к тушению лесных пожаров в защитных лесах суд апелляционной инстанции находит необоснованным, поскольку условиями заключенного договора на арендатора возлагалась обязанность по осуществлению мероприятий по охране лесов от пожаров, но не тушению пожаров.
Ссылки министерства на то, что Лесохозяйственным регламентом Николаевского лесничества утверждённым Приказом Минприроды Ульяновской области N 38 от 11.12.2018 "Об утверждении лесохозяйственного регламента Николаевского лесничества Ульяновской области в разделе 1.2 таблице 1.2.1 определены виды разрешённого использования на территории лесничества, в том числе осуществление заготовки древесины в защитных лесах, а также на то, что Лесным планом Ульяновской области, утверждённым Указом Губернатора Ульяновской области от 24.01.2019 N 4, определены зоны использования лесов, в том числе для заготовки древесины, согласно которой территория Николаевского лесничества определена как зона использования лесов для заготовки древесины арендаторами, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении иска, поскольку сама по себе возможность заготовки древесины во всех кварталах Николаевского лесничества, наряду с возможностью осуществления других видов деятельности на этих же земельных участках, не свидетельствует о законности оспариваемой сделка.
Согласно положениям ст. 12 ЛК РФ освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности (пункт 1).
Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями (пункт 4).
Таким образом, законодательно установлен такой правовой режим защитных лесов, который является препятствием для использования участков, на которых такие леса расположены, в целях, не соответствующих их изначальному предназначению.
По смыслу указанных норм заготовка древесины в защитных лесах возможна одновременно с таким использованием лесов, которое совместимо с их целевым назначением.
Принимая во внимание, что осуществление коммерческой деятельности виде рубки в защитных лесах несовместимо с целевым назначением таких лесов, в договоре отсутствует условие о купле-продаже лесных насаждений, предприниматель не является субъектом, которому законом предоставлено право на проведение санитарных рубок в защитных лесах, заключенная сделка посягает на публичные интересы в сфере охраны окружающей среды и является недействительной.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене на основании части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации как принятое при нарушении норм материального права.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине по иску и апелляционной жалобе подлежат распределению пропорционально удовлетворенным требованиям.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 17 июля 2023 года по делу N А72-1481/2023 отменить. Принять новый судебный акт.
Исковые требования удовлетворить.
Признать недействительным договор аренды лесного участка от 10.06.2022 N 1093, заключенный между Министерством природных ресурсов и экологии Ульяновской области и индивидуальным предпринимателем Яшкиным Валерием Ивановичем.
Обязать индивидуального предпринимателя Яшкина Валерия Ивановича вернуть Министерству природных ресурсов и экологии Ульяновской области лесной участок, расположенный по адресу: Ульяновская область, муниципальное образование "Николаевский район", Николаевское лесничество, СПК "Давыдовский", квартал 1, кадастровый номер: 73:09:030101:910; целевое назначение: защитные леса, переданный по договору аренды лесного участка от 10.06.2022 N 1093.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Яшкина Валерия Ивановича в доход федерального бюджета государственную пошлину по иску в размере 3 000 руб. и по апелляционной жалобе в размере 1 500 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Л.Л. Ястремский |
Судьи |
Е.В. Коршикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-1481/2023
Истец: Заместитель прокурора Ульяновской области, Заместитель прокурора Ульяновской области в интересах Российской Федерации в лице Федерального агентства лесного хозяйства, Прокуратура Ульяновской области, Федеральное агентство лесного хозяйства
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Яшкин Валерий Иванович
Третье лицо: Управление Росреестра по Ульяновской области, УФРС по Ульяновской области