г. Владивосток |
|
29 сентября 2023 г. |
Дело N А59-3656/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 сентября 2023 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой,
судей О.Ю. Еремеевой, С.В. Понуровской,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.Д. Спинка,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью рыбокомбинат "Островной",
апелляционное производство N 05АП-4769/2023
на решение от 11.07.2023
судьи О.Н. Боярской
по делу N А59-3656/2023 Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению общества с ограниченной ответственностью рыбокомбинат "Островной" (ОГРН 1176501000631 ИНН 6501289105)
к Пограничному управлению Федеральной службы безопасности Российской Федерации
по Сахалинской области (ОГРН 1062536004277 ИНН 6501165653) о:
- признании незаконными действий, выразившихся в подтверждении получения пограничным органом уведомлений о намерении осуществлять неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации на море российскими судами,
- признании незаконным бездействие, выразившееся в умолчании о наличии в поступавших в пограничный орган уведомлений о намерении осуществлять неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации на море российскими судами неверно указанного срока осуществления деятельности,
при участии: от Пограничного управления ФСБ РФ по Сахалинской области: представитель Кучеров М.В. по доверенности от 01.01.2023, сроком действия до 31.12.2023, копия диплома о высшем юридическом образовании (регистрационный номер 502), служебное удостоверение; представитель Тургеников А.В. по доверенности от 02.01.2023, сроком действия до 31.12.2023, копия диплома о высшем юридическом образовании (регистрационный номер 223), паспорт;
от ООО рыбокомбинат "Островной": представитель Копытов И.А. по доверенности от 30.04.2023, сроком действия 3 года, удостоверение адвоката,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью рыбокомбинат "Островной" (далее - ООО рыбокомбинат "Островной", заявитель) обратилось в суд с заявлением о признании незаконными действий Пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Сахалинской области (далее - управление), выразившихся в подтверждении получения пограничным органом уведомлений о намерении осуществлять неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации на море российскими судами, о признании незаконным бездействие управления, выразившееся в умолчании о наличии в поступавших в пограничный орган уведомлений о намерении осуществлять неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации на море российскими судами неверно указанного срока осуществления деятельности.
Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 11.07.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой в Пятый арбитражный апелляционный суд. согласно которой просит решение суда от 11.07.2023 отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По тексту апелляционной жалобы ООО рыбокомбинат "Островной" настаивает на том, что должностные лица пограничного органа обязаны были осуществить специальный механизм проверки поступивших уведомлений и направить подтверждение получения уведомлений пограничным органом только после того, когда пограничный орган признает уведомление соответствующим требованиям закона. Полагает, что пограничный орган, зная о допускаемой в предварительных уведомлениях ошибках в указании периода времени, в который судно было намерено неоднократно пересекать государственную границу, каждый раз подтверждал получение соответствующих уведомлений от судна, умалчивая о наличии ошибок. По мнению заявителя, под подтверждением получения уведомления следует понимать удостоверение пограничным органом правильности исполнения обязанностей пользователями по предоставлению информации в пограничный орган о времени и месте планируемых неоднократных пересечений судном государственной границы, что говорит об обязанности изучения пограничным органом получаемых уведомлений.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу, который в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) приобщен к материалам дела, управление выразило несогласие с доводами жалобы, считает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
В канцелярию суда от ООО рыбокомбинат "Островной" поступили письменные пояснения по делу, которые приобщены к материалам дела в порядке статьи 81 АПК РФ.
Представитель ООО рыбокомбинат "Островной" поддержал доводы апелляционной жалобы: решение суда первой инстанции просил отменить.
Представитель Пограничного управления ФСБ РФ по Сахалинской области на доводы апелляционной жалобы возражал по доводам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Из материалов дела коллегией установлены следующие обстоятельства.
ООО рыбокомбинат "Островной" осуществляет промышленное рыболовство по добыче (вылову) водных биологических ресурсов на основании разрешения N 2520230110925 от 9 марта 2023 года. В собственности общества имеется рыболовное судно РС "Островной-4", капитаном которого приказом (распоряжением) N 60 от 21 января 2023 года назначен Афанасьев И.М.
Капитаном судна РС "Островной-4" Афанасьевым И.М. в адрес ситуационного отдела Пограничного управления ФСБ России по Сахалинской области поданы Уведомления о намерении осуществления неоднократного пересечения государственной границы Российской Федерации на море российским судном, имеющим право на неоднократное пересечение государственной границы РФ без прохождения пограничного, таможенного и иных видов контроля:
- уведомление от 15 марта 2023 года, которое поступило в ситуационный отдел 14 марта 2023 года в 18:30, регистрационный N 1756,
- уведомление от 18 марта 2023 года, которое поступило в ситуационный отдел 18 марта 2023 года в 00:09, регистрационный N 1836,
- уведомление от 22 марта 2023 года, которое поступило в ситуационный отдел 21 марта 2023 года в 22:37, регистрационный N 1937,
- уведомление от 25 марта 2023 года, которое поступило в ситуационный отдел 25 марта 2023 года в 07:44, регистрационный N 2014,
- уведомление от 27 марта 2023 года, которое поступило в ситуационный отдел 27 марта 2023 года в 18:17, регистрационный N 2087,
- уведомление от 3 апреля 2023 года, которое поступило в ситуационный отдел 2 апреля 2023 года в 18:19, регистрационный N 2236,
- уведомление от 8 апреля 2023 года, которое поступило в ситуационный отдел 8 апреля 2023 года в 00:33, регистрационный N 2418 ( том 4 л.д.56,57, 59, 60, 62, 87, 90, 93).
При этом в графе "10. Географические координаты района и сроки осуществления деятельности" указан срок осуществления деятельности "с 10.08.2022 г. по 31.12.2022 г.".
В период с 06 часов 55 минут 15 марта 2023 года по 16 часов 56 минут 10 апреля 2023 года судно РС "Островной-4" 41 раз пересекло государственную границу Российской Федерации в указанных в уведомлениях географических координатах, однако вне временного периода осуществления деятельности.
В отношении ООО Рыбокомбинат "Островной" Пограничным управлением ФСБ России по Сахалинской области вынесены 41 постановление о признании юридического лица виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания по каждому постановлению административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Полагая, что Пограничным управлением ФСБ России по Сахалинской области допущены незаконные действия, выразившиеся в подтверждении получения пограничным органом уведомлений о намерении осуществлять неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации на море российскими судами, а также допущено незаконное бездействие, выразившееся в умолчании о наличии в поступавших в пограничный орган уведомлений о намерении осуществлять неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации на море российскими судами неверно указанного срока осуществления деятельности, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и отзыве на нее, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда на основании следующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" (Закон N 4730-1) государственная граница Российской Федерации есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации.
Защита Государственной границы - часть системы обеспечения безопасности Российской Федерации и реализации государственной пограничной политики Российской Федерации (статья 3 Закона N 4730-1).
Прохождение Государственной границы, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, устанавливается на море - по внешней границе территориального моря Российской Федерации (пункт "б" части 2 статьи 5 Закона N 4730-1).
Статьей 7 Закона N 4730-1 установлено, что режим Государственной границы включает правила, в том числе, пересечения государственной границы лицами и транспортными средствами, пропуска через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных, ведения на государственной границе либо вблизи нее на территории Российской Федерации хозяйственной, промысловой и иной деятельности. Хозяйственная, промысловая и иная деятельность, связанная с пересечением Государственной границы и иным образом затрагивающая интересы Российской Федерации или иностранных государств, осуществляемая российскими и иностранными юридическими и физическими лицами должна осуществляться в соответствии с международными договорами Российской Федерации или иными договоренностями с иностранными государствами, с соблюдением правил пересечения Государственной границы и на основании разрешения пограничных органов, включающего сведения о местах, времени пересечения Государственной границы и производства работ, количестве участников, используемых промысловых и иных судов, транспортных и других средств, механизмов (часть 2 статьи 13 Закона N 4730-1).
В силу пункта "б" части 1 статьи 9.1 Закона N 4730-1 в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, допускается неоднократное пересечение Государственной границы на море без прохождения пограничного, таможенного (за исключением ограничения, установленного пунктом 7 настоящей статьи) и иных видов контроля российскими судами, прошедшими пограничный, таможенный и иные виды контроля при убытии с территории Российской Федерации, прибывающими на территорию Российской Федерации без цели захода в российские порты с последующим убытием с территории Российской Федерации.
При этом по правилам части 2 этой же статьи Закона N 4730-1 неоднократное пересечение Государственной границы судами допускается при соблюдении следующих условий:
а) выполнение требований к оснащению судов техническими средствами контроля, обеспечивающими постоянную автоматическую некорректируемую передачу информации о местоположении судов, и другими техническими средствами контроля местоположения судов;
б) передача в пограничные органы данных о местоположении таких судов;
в) уведомление пограничных органов о каждом фактическом пересечении Государственной границы.
В соответствии с частью 4 статьи 9.1 Закона N 4730-1 неоднократное пересечение Государственной границы российскими судами осуществляется с предварительным уведомлением пограничных органов.
Правила уведомления пограничных органов о намерении осуществлять неоднократное пересечение Государственной границы и порядок получения разрешения пограничных органов на неоднократное пересечение Государственной границы устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 9.1 Закона N 4730-1).
Во исполнение положений статьи 9.1 Закона N 4730-1 Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2019 N 341 утверждены Правила уведомления пограничных органов федеральной службы безопасности о намерении осуществлять неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации на море российскими судами (Правила N 341), которые устанавливают порядок уведомления пограничных органов федеральной службы безопасности о намерении осуществлять неоднократное пересечение государственной границы РФ на море, в том числе, российскими судами, прошедшими пограничный, таможенный и иные виды контроля при убытии с территории Российской Федерации, прибывающими на территорию Российской Федерации без цели захода в российские порты с последующим убытием с территории Российской Федерации (подпункт "б" пункта 1).
Пунктом 2 названных Правил предусмотрено, что уведомление пограничных органов о намерении осуществлять неоднократное пересечение Государственной границы Российской Федерации на море направляется однократно на весь период осуществления деятельности, указанной в уведомлении.
Пунктом 3 Правил N 341 установлено, что российские суда неоднократно пересекают государственную границу Российской Федерации на море в целях осуществления указанной в уведомлении деятельности в районе (районах) и сроки, которые заявлены в уведомлении.
Уведомление для судов, указанных в подпункте "а" пункта 1 Правил, направляется по форме согласно приложению N 1 капитаном судна или судовладельцем, или уполномоченным им лицом (далее - заявитель) не позднее чем за 4 часа до выхода судна из российского порта (далее - порт), из которого планируется убытие судна с намерением осуществлять неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации на море.
Уведомление направляется в пограничный орган, в зоне ответственности которого находится порт убытия судна, по факсимильной связи либо по электронной почте (пункт 4 Правил N 341).
В соответствии с пунктом 8 Правил N 341 пограничный орган в течение одного часа подтверждает получение уведомления. В случае если от пограничного органа не поступило подтверждение о получении уведомления, заявитель в течение одного часа после его направления проверяет по телефонной связи получение пограничным органом уведомления.
Согласно Приложению N 1 к Правилам N 341, которым определена форма заявления о выдаче разрешения на неоднократное пересечение государственной границы в Российской Федерации, лицо, обратившееся за разрешением, помимо прочих сведений, указывает предполагаемые координаты и сроки пересечения государственной границы Российской Федерации при следовании судна в район промысла водных биологических ресурсов (графа "10" уведомления).
Из указанных положений следует наличие обязанности пограничных органов в течение одного часа подтверждать получения уведомления. Но, вопреки позиции заявителя, обязанность пограничного органа проверять корректность сведений, изложенных в уведомлении, вышеприведенными нормативными актами не предусмотрена.
По обоснованному выводу суда первой инстанции приведенное правовое регулирование касается правоотношений, связанных с таким объектом как охрана государственной границы и государственная политика обеспечения национальной безопасности, при его применении не может допускаться отступлений от требований нормативных актов или любое вольное их толкование.
Вместе с тем, заявитель не привел нормы, возлагающие на пограничные органы обязанности проверки содержания уведомлений о намерении неоднократного пересечения государственной границы при его подтверждении, а также нормы, которые возлагали бы на пограничные органы обязанность известить юридическое лицо о некорректных сведениях, о допущенных ошибках и описках в уведомлениях.
Обязанность по направлению в адрес пограничных органов корректных уведомлений о намерении неоднократного пересечения Государственной границы Российской Федерации лежит на заявителе (капитане судна, юридическом лице). Невыполнение указанных требований влечет за собой соответствующие виды ответственности физических, должностных и юридических лиц, вина которых устанавливается в соответствии с законодательством.
Непосредственно пересечение границы судном по разрешению на неоднократное пересечение границы в определенных координатах и в определенное время носит уведомительный характер.
В отличие от разрешительного порядка получения права на пересечение государственной границы, когда такое право юридическое лицо получает после проверки всех представленных документов, при уведомительном порядке юридическое лицо имеет право на пересечение государственной границы с предварительным уведомлением пограничных органов и получением подтверждения такого уведомления.
Однако, как верно отмечено судом первой инстанции, заявитель допускает вольное толкование вышеназванных норм права, в результате которого, ООО рыбокомбинат "Островной" усматривает измененный смысл указанных норм закона и, соответственно, их правоприменение.
Действия пограничного органа по подтверждению получения уведомлений, предусмотренные пунктом 8 Правил, коллегия признает законными и обоснованными.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что оспариваемые действия и бездействия не противоречат закону и не нарушают права и законные интересы обществу ООО рыбокомбинат "Островной", в связи с чем суд первой инстанции правомерно в порядке части 3 статьи 201 АПК РФ отказал в удовлетворении заявленных требований.
Несогласие заявителя с толкованием судом первой инстанции вышеуказанных норм не свидетельствует о том, что судом допущены существенные нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В целом доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
Таким образом, судебная коллегия считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и примененным нормам материального права. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1500 рублей на основании статьи 110 АПК РФ относятся коллегией на заявителя, а в оставшейся части подлежат возврату из бюджета как излишне уплаченные в порядке подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 АПК РФ, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 11.07.2023 по делу N А59-3656/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью рыбокомбинат "Островной" из федерального бюджета 1 500 (одну тысячу пятьсот) рублей государственной пошлины, излишне уплаченной за подачу апелляционной жалобы по платежному поручению N 10731 от 21.07.2023.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А.В. Гончарова |
Судьи |
О.Ю. Еремеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-3656/2023
Истец: ООО РЫБОКОМБИНАТ "ОСТРОВНОЙ"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ПОГРАНИЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ"
Третье лицо: Копытов Игорь Александрович