г. Пермь |
|
29 сентября 2023 г. |
Дело N А60-12806/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 сентября 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Якушева В.Н.,
судей Герасименко Т.С., Муравьевой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания Шляковой А.А.,
при участии:
от заявителя Уральской транспортной прокуратуры - Зинакаева Е.А., удостоверение, доверенность от 27.07.2023;
от заявителя ООО "Неразрушающий контроль" (в режиме веб-конференции) - Дребнева Е.А., паспорт, доверенность от 91.12.2022, диплом;
от заинтересованного лица Уральской оперативной таможни - Нечаев Д.Н., удостоверение, доверенность 09.01.2023, диплом;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица Уральской оперативной таможни
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 17 июля 2023 года по делу N А60-12806/2023
по заявлениям Уральской транспортной прокуратуры (ИНН 6671233692, ОГРН 1076671024451), ООО "Неразрушающий контроль"
к Уральской оперативной таможне (ИНН 6608006631, ОГРН 1036605203480),
об оспаривании постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
Уральская транспортная прокуратура (далее - заявитель, прокуратура) обратилась в суд с заявлением о признании незаконным постановления Уральской оперативной таможни (далее - заинтересованное лицо, таможня, административный орган) от 02.03.2023 о назначении административного наказания по делу об административное правонарушении N 10507000-4/2023, вынесенное в отношении ООО "Неразрушающий контроль".
Общество с ограниченной ответственностью "Неразрушающий контроль" (далее - заявитель, общество) также обратилось в арбитражный суд к Уральской оперативной таможне о признании незаконным постановления от 02.03.2023 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10507000-4/2023.
Определением суда от 24.05.2023 суд объединил в одно производство для совместного рассмотрения дела N А60-11979/2023 и N А60-12806/2023, объединенному делу присвоен номер N А60-12806/2023.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 17.07.2023 заявленные требования удовлетворены. Постановление Уральской оперативной таможни от 02.03.2023 N 10507000-4/2023 признано незаконным и отменено.
Не согласившись с принятым судебным актом, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. Заявитель жалобы настаивает на том, что решение принято с нарушениями норм материального права. Выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. По мнению заявителя жалобы, судом неправильно истолкованы положения Постановления N 312. Кроме того, утверждение суда о нарушении таможенным органом порядка привлечения общества к административной ответственности не основано на материалах дела.
Заявители представили письменные отзывы на апелляционную жалобу, в соответствии с которыми просят решение суда оставить без изменения, жалобу заинтересованного лица - без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции представители сторон спора поддержали доводы, изложенные в жалобе и отзывах на нее соответственно.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, ООО "Неразрушающий контроль" во исполнение договора от 25.01.2022 N 912 в соответствии со спецификацией от 14.02.2022 N 2, счет-фактурой от 31.03.2022 в адрес ТОО "КАЗ-EN" (Республика Казахстан) поставило товар - "радиографическая пленка AGFA STRUCTURIX D4 Nif 10*48", весом 51,6 кг., стоимостью 628 964,34 рублей, код ТН ВЭД ЕАЭС 3702 10 000 0, страна происхождения Бельгия.
Вывоз товара осуществлен в Республику Казахстан 01.04.2022 через МАПП Бугристое. В этой связи обществом в Екатеринбургскую таможню представлена статистическая форма N 10502000/110422/С493333 (далее - статистическая форма).
В ходе проведенной проверки достоверности заявленных в статистической форме сведений таможенный орган (служебная записка службы федеральных таможенных доходов Уральского таможенного управления от 08.12.2022 N 24-11/437) пришел к выводу, что вывезенный обществом товар классифицируется в подсубпозиции 3701 10 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС, и в соответствии с приложением N 6 к постановлению Правительства РФ от 09.03.2022 N 312 (в ред. постановления Правительства РФ от 17.03.2022 N 390) относится к товарам медицинского назначения, в отношении которых установлен разрешительный порядок вывоза за пределы территории Российской Федерации на территорию государств-членов ЕАЭС.
В ходе проверочных мероприятий таможенным органом установлено отсутствие у ООО "Неразрушающий Контроль" разрешения Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (далее - Росздравнадзор) на вывоз из Российской Федерации товара "радиографическая пленка AGFA STRUCTURIX D4 Nif 10*48".
В связи с изложенными обстоятельствами в отношении ООО "Неразрушающий Контроль" Уральской оперативной таможней 17.01.2023 вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении N 10507000-4/2023 и проведении административного расследования, по окончании которого 17.02.2023 составлен протокол об административном правонарушении, действия общества квалифицированы по статье 16.3 КоАП РФ.
Постановлением Уральской оперативной таможни от 02.03.2023 по делу об административном правонарушении N 10507000-4/2023 ООО "Неразрушающий контроль" привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Полагая, что в постановление Уральской оперативной таможни от 02.03.2023 N 10507000-4/2023 является незаконным, заявители обратились в арбитражный суд.
Признавая оспариваемое постановление таможни незаконным, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии действиях общества состава вмененного административного правонарушения.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда и не усматривает оснований для их переоценки.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 АПК РФ судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно статье 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
По делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение (часть 4 статьи 210 АПК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Статьей 26.1 КоАП РФ установлено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: 1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; 3) виновность лица в совершении административного правонарушения.
В силу части 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 КоАП РФ).
В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Статьей 16.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 КоАП РФ, является установленный порядок ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию или вывоза из нее товаров, в отношении которых применяются запреты и ограничения, установленные в соответствии с международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Объективная сторона данного административного правонарушения состоит в несоблюдении установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на территорию Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ - таможенное регулирование в Российской Федерации заключается в установлении порядка и правил регулирования таможенного дела в Российской Федерации. Таможенное дело в Российской Федерации представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения, в том числе, и порядка и условий ввоза товаров в Российскую Федерацию, вывоза товаров из Российской Федерации, их нахождения и использования в Российской Федерации или за ее пределами, порядка проведения таможенного контроля, порядка соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с правом Союза и (или) законодательством Российской Федерации. В случаях и порядке, которые предусмотрены Договором о Союзе, международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, Российская Федерация применяет отдельные меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения в одностороннем порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации могут быть определены методы и средства обеспечения соблюдения, указанных мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, введенных Российской Федерацией в одностороннем порядке, а также федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору за соблюдением установленных мер.
Согласно пункта 3 части 1 статьи 5 Федерального закона от 3 августа 2018 N 289-ФЗ под вывозом товаров из Российской Федерации понимается фактическое перемещение (убытие) любым способом товаров за пределы территории Российской Федерации и (или) пределы искусственных островов, установок и сооружений, в отношении которых Российская Федерация имеет суверенные права и юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, в другие государства - члены Союза или на территории, не входящие в таможенную территорию Союза, а также совершение лицами действий, направленных на такое фактическое перемещение (убытие) товаров, до фактического пересечения товарами Государственной границы Российской Федерации или пределов искусственных островов, установок и сооружений, в отношении которых Российская Федерация имеет суверенные права и юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.
Кроме того, в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 04.06.2018 N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств" меры воздействия (противодействия) вводятся независимо от других мер, направленных на устранение или минимизацию угрозы интересам и безопасности Российской Федерации, ее суверенитету и территориальной целостности, угрозы нарушений прав и свобод граждан Российской Федерации, а их реализация обязательна для государственных органов, органов местного самоуправления, а также для граждан Российской Федерации и находящихся под юрисдикцией Российской Федерации юридических лиц.
Указом Президента Российской Федерации от 08.03.2022 N 100 "О применении в целях обеспечения безопасности Российской Федерации специальных экономических мер в сфере внешнеэкономической деятельности" введены запреты и ограничения на вывоз за пределы территории Российской Федерации продукции и (или) сырья согласно перечням, определяемым Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.03.2022 N 312 "О введении на временной основе разрешительного порядка вывоза отдельных видов товаров за пределы территории Российской Федерации" (далее- Постановление Правительства Российской Федерации N 312 от 09.03.2022) до 31 декабря 2023 года включительно установлен разрешительный порядок вывоза за пределы территории Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза отдельных видов сельскохозяйственной техники и частей к ней по перечню согласно приложению N 1, отдельных видов транспортных средств, их частей и комплектующих по перечню согласно приложению N 2, отдельных видов промышленной продукции по перечню согласно приложению N 3, отдельных видов телекоммуникационного оборудования, частей и материалов по перечню согласно приложению N 4, отдельных видов лабораторного, добычного, геолого-разведочного, геофизического оборудования и частей к нему по перечню согласно приложению N 5 и отдельных видов товаров медицинского назначения по перечню согласно приложению N 6.
Приложением N 6 к Постановлению Правительства Российской Федерации N 312 от 09.03.2022 предусмотрено, что на продукцию с кодом ТН ВЭД ЕАЭС 3701 10 000 0 распространяется разрешительный порядок вывоза. При этом, необходимо отметить, что код ТН ВЭД 3701 10 000 0 расположен в группе 37 "Фото и кинотовары".
В свою очередь, код 3701 "Фотопластинки и фотопленки плоские, сенсибилизированные, неэкспонированные, из любых материалов, кроме бумаги, картона или текстильных; пленки плоские для моментальной фотографии, сенсибилизированные, неэкспонированные, в упаковке или без упаковки" подразделяется на: - 3701 10 000 0 - рентгеновские; - 3701 20 000 0 - для моментальной фотографии; - 3701 30 000 0 - пластинки и пленки прочие, длина любой из сторон которых более 255 мм.
Из положений, приведенных в Решении Совета Евразийской экономической комиссии от 14.09.2021 N 80 "Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых решений Совета Евразийской экономической комиссии", не следует, что код ТН ВЭД 3701 10 000 0 применяется исключительно к медицинским рентгеновским пленкам.
Рентгеновская пленка бывает не только медицинского назначения, но и, например, промышленного назначения, как в рассматриваемом случае. Промышленная рентгеновская пленка используется для контроля промышленных деталей, в частности сварных швов, такая пленка не может использоваться для медицинских целей.
При этом Приложением N 6 "Перечень отдельных видов медицинских товаров, в отношении которых на временной основе вводится разрешительный порядок вывоза" к Постановлению Правительства Российской Федерации от 09.03.2022 г. N 312 "О введении на временной основе разрешительного порядка вывоза отдельных видов товаров за пределы территории Российской Федерации" установлен разрешительный порядок ввоза именно для медицинских товаров, классифицируемых в товарной позиции 3701 10 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС.
Заинтересованным лицом не опровергнуто, что товар "Радиографическая пленка AGFA STRUCTURIX D4 Nif 10*48", страна происхождения - Бельгия, предназначена для исследования объектов невысокой плотности, изготовленных из различных материалов. Применяется такая пленка для просвечивания сварных швов, литых деталей, паяных соединений, компонентов электроники, изделий из композитов, разнотолщинных элементов конструкций и рекомендуется для контроля особо ответственных объектов оборонной, в том числе атомной и аэрокосмической промышленности.
Промышленность радиографической пленки также подтверждается ответом официального дилера ООО "АСК-Рентген", согласно которому радиографическая пленка AGFA STRUCTURIX D4 Nif 10*48 не может быть применена в медицинских целях, поскольку требует большую дозу поглощения, что не соответствует критериям безопасности в медицине.
Поскольку радиографическая пленка AGFA STRUCTURIX D4 Nif 10*48 не относится к медицинским товарам, то соответствующее разрешение от Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения в данном случае не требуется, хотя иными Приложениями к Постановлению Правительства Российской Федерации N 312 от 09.03.2022 не предусмотрен разрешительный порядок вывоза продукции с кодом ТН ВЭД 3701 10 000 0.
Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.
Провозглашенные Конституцией Российской Федерации общие принципы юридической ответственности, подтвержденные Конституционным Судом Российской Федерации, в частности Постановлении от 27.04.2001 N 7-П, устанавливают наличие состава правонарушения в качестве необходимого основания для всех видов юридической ответственности, при этом признаки состава правонарушения прежде всего в публично-правовой сфере, как и содержание конкретных составов правонарушений, должны согласовываться с конституционный принципами демократического правового государства, включая требование справедливости, в его взаимоотношениях с физическими и юридический лицами как субъектами юридической ответственности.
Отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим привлечение лица к административной ответственности, как следует из пункта 2 части 1 статьи 24.5, пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ.
С учетом изложенного, наличие вины лица, привлекаемого к административной ответственности, события и объективной стороны вменяемого правонарушения, должно быть установлено при рассмотрении дела об административном правонарушении. Все обстоятельства, связанные с наличием указанных элементов состава правонарушения, а также доказательства, подтверждающие ее наличие, административный орган обязан отразить в постановлении о назначении наказания, что в настоящем случае отсутствует, ввиду чего ссылка на материалы административного дела не может быть принята.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что административным органом не доказано наличие в деянии общества состава вмененного ему административного правонарушения, в связи с чем у административного органа отсутствовали достаточные правовые основания для привлечения общества к административной ответственности по статье 16.3 КоАП РФ.
Кроме того, принимая решение, суд первой инстанции доводы заявителя о ненадлежащем извещении общества о составлении протокола об административном правонарушении.
При этом, повторно рассмотрев материалы настоящего дела по правилам статьи 268 АПК РФ, судом апелляционной инстанции установлено, что письмо Уральской оперативной таможни от 18.01.2023 содержало уведомление о том, что протокол в отношении общества будет составлен 17.02.2023. при этом датой составления протокола об административном правонарушении является 17.02.2022 (л.д. 163, т. 1), определение об описки в дате протокола материалы административного производства не содержат.
Поскольку доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с судебным актом, но не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции считает, что принятое судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом в полном объеме установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, доказательствам, имеющимся в материалах дела, дана надлежащая правовая оценка, с которой апелляционный суд согласен.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, как необоснованные.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 17 июля 2023 года по делу N А60-12806/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
В.Н.Якушев |
Судьи |
Т.С.Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-12806/2023
Истец: УРАЛЬСКАЯ ТРАНСПОРТНАЯ ПРОКУРАТУРА
Ответчик: УРАЛЬСКАЯ ОПЕРАТИВНАЯ ТАМОЖНЯ
Третье лицо: ООО "НЕРАЗРУШАЮЩИЙ КОНТРОЛЬ"