г. Москва |
|
25 апреля 2024 г. |
Дело N А40-98634/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 апреля 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи С.М. Мухина,
судей: |
В.И. Попова, Л.Г. Яковлевой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Королевой М.С., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 08.02.2024 по делу N А40-98634/2023
по заявлению: Департамента городского имущества города Москвы
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
о признании незаконным решения
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от заинтересованного лица: |
Власов Д.Е. по доверенности от 15.01.2024; |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 08 февраля 2024 года, принятым по настоящему делу, удовлетворены требования Департамента городского имущества города Москвы (заявитель, Департамент) о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (заинтересованное лицо, Управление) от 17.02.2023 N КУВД-001/2022-50030252/5 об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности города Москвы на нежилое здание площадью 149,0 кв.м. по адресу: г. Москва, ул. Хавская, д. 1А, суд также обязал Управление устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Департамента путем осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности города Москвы на нежилое здание площадью 149,0 кв.м. по адресу: г. Москва, ул. Хавская, д. 1А. в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Управление обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просило решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. В судебном заседании представитель поддержал доводы жалобы в полном объеме, указал на нарушения судом норм права.
Департамент, извещенный в порядке статьи 123 АПК РФ надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, явку представителей в суд апелляционной инстанции не обеспечил. На основании статей 156, 266 АПК РФ суд провел судебное заседание в его отсутствие.
Проверив в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, изучив материалы дела и доводы жалобы, заслушав представителя управления, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из нижеследующего.
Как следует из фактических материалов дела, 10.11.2022 Департамент обратился в регистрирующий орган с заявлением N МFC-0558/2022-1758842-1 КУВД-001/2022-34247454 в рамках единой учетно-регистрационной процедуры о проведении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности города Москвы на нежилое здание площадью 149,0 кв.м. по адресу: г. Москва, ул. Хавская, д. 1А.
В связи с не устранением причин, послуживших основанием для приостановления государственной регистрации прав, 17.02.2023 на основании статьи 27 Федерального закона N 218-ФЗ от 13.07.2015 "О государственной регистрации недвижимости", Управлением принято решение об отказе в осуществлении регистрационных действий, формализованное в уведомлении N КУВД-001/2022-50030252.
Полагая, что отказ регистрирующего органа не соответствует закону, нарушает права заявителя в исполнении возложенных на него функциональных обязанностей по обеспечению учета и регистрации объектов недвижимости, находящихся в собственности города Москвы, Департамент обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Руководствуясь статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", суд первой инстанции признал оспариваемое решение Управления недействительным и обязал последнее устранить допущенные нарушения.
Управление осуществляет свою деятельность в рамках полномочий, предоставленных ему в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ) и иными законами и подзаконными нормативно-правовыми актами.
В силу п. 3 ст. 1 Федерального закона N 218-ФЗ, государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Судом установлено, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 29.07.2022 по делу N А40-245693/2021 удовлетворены требования Департамента, Правительства Москвы о признании права собственности города Москвы на нежилое здание площадью 142,3 кв. м, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Хавская, д. 1А.
В ГБУ МосгорБТИ Департаментом заказаны работы по постановке на государственный кадастровый учет (далее - ГКУ) объекта недвижимости - здания, расположенного по адресу: ул. Хавская, д. 1А.
В целях выполнения работ по Заявке в адрес Управления Росреестра по Москве было направлено соответствующее заявление от 10.11.2022 с приложением технического плана, однако, по результатам рассмотрения вышеуказанного заявления, ГБУ МосгорБТИ получено уведомление о приостановлении ГКУ и государственной регистрации прав от 17.11.2022 N КУВД-001/2022-50030252/1 (далее - Уведомление), а также уведомление о не устранении причин приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от 08.12.2022 N КУВД001/2022-50030252/3 (далее - Уведомление о не устранении).
Причиной принятия вышеуказанного решения, послужило наличие противоречивых сведений в представленных документах в части указания площади объекта (сведения, указанные в техническом плане, не соответствуют сведениям в представленном решении Арбитражного суда города Москвы).
Согласно представленному решению суда площадь объекта составляет 142,3 кв. м., что соответствует сведениям учетно-технической документации ГБУ МосгорБТИ на последнюю дату обследования - 18.10.2022.
В связи с наличием возражений у кадастрового инженера в отношении причины приостановления ГКУ Объекта, указанной в Уведомлении, в адрес апелляционной комиссии Управления было подано соответствующее заявление от 02.12.2022 N 77/22- 667 (далее - Заявление) об обжаловании решения о приостановлении с указанием подробного описания позиции кадастрового инженера о несоответствии указанной причины нормативно-правовым актам.
Однако 12.12.2022 апелляционной комиссией было принято решение об отклонении заявления N 398/2022 (далее - решение) в связи с наличием разночтений между сведениями представленного технического плана и Решением суда в части площади Объекта.
Вместе с тем, в постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав собственности города Москвы на объект недвижимости, расположенный по адресу: г. Москва, улица Хавская, дом 1А было отказано 17.02.2023.
Департамент городского имущества города Москвы (далее - Департамент) в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП, выполняет полномочия собственника в отношении имущества города Москвы, обеспечивает в установленном порядке регистрацию права собственности города Москвы на недвижимое имущество, осуществляет защиту интересов города Москвы в установленной сфере деятельности в судах.
В соответствии с п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитута, а также иные права в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации и иными законами.
В силу п. 2 ст. 14 Федерального закона N 218-ФЗ, основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; вступившие в законную силу судебные акты, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременении объектов недвижимости.
Согласно ч. 1 ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
В соответствии с п. 2 ст. 209 ГК РФ, собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
В силу п. 7 ч. 2 ст. 14 Федерального закона N 218-ФЗ межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ являются основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Осуществление государственного кадастрового учета зданий, строений и сооружений в общем порядке производится на основании технического плана кадастрового инженера, подготовленного с соблюдением требований ст. 24 Закона N 218-ФЗ, Приказа Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 и прочих подзаконных нормативных актов.
В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 14 Федерального закона N 218-ФЗ вступившие в законную силу судебные акты являются основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с п. 11 ст. 24 Закона N 218-ФЗ если законодательством Российской Федерации в отношении объектов недвижимости (за исключением единого недвижимого комплекса) не предусмотрены подготовка и (или) выдача разрешений и проектной документации, соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации.
Таким образом, для осуществления государственного кадастрового учета здания в регистрирующий орган предоставлены все необходимые документы, в том числе технический план, декларация и судебный акт о признании права собственности города Москвы.
Как правомерно указано судом, что мотивы государственного регистратора, касающиеся разночтений в площади объекта, указанного в техническом плане и решении суда, не являются препятствием к осуществлению регистрационных действий.
Площадь здания, указанная в техническом плане, определена согласно требованиям Приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 23.10.2020 N П/0393 и составляет 149,0 кв. м.
В ходе выполнения кадастровых работ было установлено, что площадь 142,3 кв.м., указанная в решении суда, состоит из суммы площадей всех помещений.
Не соответствия площадей объекта, указанные в Техническом плане и решении суда, объясняется различием требований для их подсчета и данный факт не является ошибкой.
Обстоятельства использования различных методик подсчета площади объекта, использованных судом и кадастровым инженером, отражены в разделе технического плана "Заключение кадастрового инженера".
Мотивы государственного регистратора в части нарушения очередности указания документов, использованных при подготовке технического плана, противоречат содержанию технической документации.
На основании изложенного суд пришел к верному выводу о том, что кадастровым инженером при подготовке технического плана соблюдены все предъявляемые к его составлению требования, утвержденные ст. 23 Федерального закона N 218-ФЗ и подзаконными нормативными актами.
Технический план и приложенные к нему документы являются достаточными для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности города Москвы на заявленный объект.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами (ч. 5 ст. 18 Закона N 218-ФЗ).
Исходя из вышеизложенного, суд пришел к выводу о том, что обжалуемое решение Управления Росреестра по Москве нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку лишает его в установленном порядке возможности по обеспечению учета и регистрации объектов недвижимости, находящихся в собственности города Москвы.
В качестве способа восстановления нарушенного права заявителя в силу пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ, исходя из заявленных Департаментом требований, суд правомерно обязал Управление Росреестра по Москве устранить нарушения прав и законных интересов Департамента в установленном законом порядке и сроки.
Указанные в апелляционной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки суда при принятии обжалуемого акта. Каких-либо новых доводов апелляционная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда года Москвы от 08.02.2024 по делу N А40-98634/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.М. Мухин |
Судьи |
В.И. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-98634/2023
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ