город Ростов-на-Дону |
|
29 сентября 2023 г. |
дело N А53-26046/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 сентября 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Чотчаева Б.Т.,
судей Ковалевой Н.В., Маштаковой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Комиссаровой А.О.,
при участии:
от истца: представитель Неровная А.М. по доверенности от 07.02.2023,
от ответчика: представитель Садырева И.В. по доверенности от 09.01.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Новороссийский прокатный завод"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 13.07.2023 по делу N А53-26046/2022
по иску государственного унитарного предприятия Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения" (ОГРН 1136195001227 ИНН 6167110467)
к обществу с ограниченной ответственностью "Новороссийский прокатный завод" (ОГРН 1172375048196 ИНН 2315995868)
при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью "Очистные сооружения" (ОГРН 1036155001684 ИНН 6155041000)
о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
государственное унитарное предприятие Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения" (далее - истец, предприятие) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Новороссийский прокатный завод" (далее - ответчик, завод) о взыскании задолженности по внесению платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения по договору по транспортировке сточных вод N 1330 СТ от 13.03.2020 за период с 01.10.2021 по 31.12.2021 в размере 445 496 рублей 83 копейки, пени за период с 18.03.2022 по 06.07.2023 в размере 75 049 рублей 08 копеек, а также пеней, начисленных на сумму основной задолженности, в размере 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты, от невыплаченной в срок суммы за каждый день просрочки, начиная с 07.07.2023, по день фактической оплаты (уточненные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Очистные сооружения" (далее - третье лицо, общество).
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 13.07.2023 иск удовлетворен.
Не согласившись с принятым судебным актом, завод обжаловал его в порядке главы 34 АПК РФ.
В апелляционной жалобе апеллянт просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В апелляционной жалобе ответчик ссылается на то, что цикл водоотведения невозможно разделить между двумя гарантирующими поставщиками, между заводом и обществом договор не заключен, право взыскания оплаты принадлежит обществу, со стороны предприятия и общества допущены нарушения,
В отзыве на апелляционную жалобу предприятие просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дополнительным решением Арбитражного суда Ростовской области от 20.07.2023 суд взыскал с завода в пользу предприятия пени, начисленные на сумму основной задолженности 445 496 рублей 83 копейки, в размере 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты, от невыплаченной в срок суммы за каждый день просрочки, начиная с 07.07.2023, по день фактической оплаты.
Данное дополнительное решение ответчиком не обжаловано.
Третье лицо, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства путем публикации определения суда на сайте суда согласно пункту 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", явку представителя в судебное заседание не обеспечило.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие третьего лица в порядке статьи 156 АПК РФ.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель истца в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 13.03.2020 между предприятием (ресурсоснабжающая организация) и заводом (абонент) заключен договор N 1330 СТ по транспортировке сточных вод, согласно условиям которого завод обязуется соблюдать требования законодательства РФ установленные к составу и свойствам отводимых сточных вод, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, установленные законодательством РФ в целях предотвращения негативного воздействия на централизованную систему водоотведения.
В силу пункта 3.1.9 договора предприятие вправе требовать от абонента реализации мероприятий, направленных на достижение установленных нормативов допустимых сбросов абонента, нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на централизованную систему водоотведения.
Письмом от 12.10.2021 N ПДК/763 предприятие уведомило завод о проведении контроля и отбора проб сточных вод, отводимых в систему коммунальной канализации по адресу: Ростовская область, г. Шахты, пос. Фрунзе, ул. Чаплыгина, 34, о чем составлен акт N 6-Ш от 12.10.2021.
По данным химического анализа проб сточных вод, отобранных 12.10.2021 в контрольном канализационном колодце завода, сбрасываемые абонентом сточные воды содержат химические вещества, концентрация которых превышает предельно допустимые величины, установленные Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительства Российской Федерации Постановлением Правительства РФ N 644 от 29.07.2013 (далее - Правила N 644) по показателям: рН.
Отобранная проба в соответствии с актом отбора проб направлена в аккредитованную испытательную лабораторию ООО "Научно-исследовательский центр "ПРОМЭКС" (Аттестат аккредитации RA.RU.517899 от 15.10.2015).
В результате лабораторного анализа проб установлено превышение максимально допустимых значений нормативных показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах абонента.
Предприятием заводу направлены уведомление и счет на внесение платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и платы за сброс загрязняющих веществ с превышением норм допустимых концентраций на общую сумму 445 496 рублей 83 копейки (за период с 01.10.2021 по 31.12.2021).
Счет не оплачен заводом.
Ссылаясь на то, что плата подлежит взысканию с абонента, предприятие обратилось в суд с настоящим иском.
Оценив представленные доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что предприятие вправе претендовать на получение платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
В соответствии с пунктом 5 статьи 7 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключают с гарантирующими организациями договоры водоотведения.
Статьей 2 Закона N 416-ФЗ водоотведение определено как прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.
Согласно пункту 1 статьи 14 Закона N 416-ФЗ по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать нормативы состава сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения, вносить плату за нарушение указанных нормативов и требований.
В силу пункта 10 статьи 7 Закона N 416-ФЗ в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Договоры водоотведения заключаются в соответствии с типовым договором водоотведения, утвержденным Правительством Российской Федерации (пункт 8 статьи 14 Закона N 416-ФЗ).
Форма типового договора утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 645.
Согласно подпункту "г" пункта 11 договора организация водопроводно-канализационного хозяйства как сторона договора водоотведения, заключаемого с абонентом, имеет право взимать с абонента плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему сточных вод и нормативов состава сточных вод, плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения. Подпунктом "е" пункта 12 данного договора предусмотрена корреспондирующая обязанность абонента.
Согласно подпункту "ж" пункта 35 Правил N 644 абонент обязан, в том числе вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов по объему сточных вод и нормативов состава сточных вод в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с данными Правилами.
На основании пункта 118 названных Правил в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие установленным требованиям, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (далее - плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения), в порядке и размере, которые определены данными Правилами.
Таким образом, в силу прямого указания закона субъектом, имеющим право на получение платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, является гарантирующая организация, с которой абонентом заключен договор на водоотведение.
Данная правовая модель не зависит от того, оказывает ли гарантирующая организация услуги водоотведения посредством собственных централизованных сетей либо с привлечением транзитной организации (организации, осуществляющей эксплуатацию водопроводных и (или) канализационных сетей и (или) сооружений на них, оказывающей услуги по транспортировке воды и (или) сточных вод.
Статьей 17 Закона N 416-ФЗ закреплено, что по договору о транспортировке сточных вод транзитная организация обязуется осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание канализационных сетей и сооружений на них в состоянии, соответствующем установленным законодательством Российской Федерации требованиям, контроль за составом принимаемых в канализационную сеть сточных вод и транспортировку сточных вод в соответствии с режимом приема (отведения) сточных вод от точки приема сточных вод до точки отведения сточных вод, расположенных на границе эксплуатационной ответственности организации, а гарантирующая организация (иная организация, осуществляющая водоотведение) обязуется принимать сточные воды в соответствии с режимом приема сточных вод и требованиями названного закона и оплачивать услуги по транспортировке сточных вод.
Согласно приведенной норме права, а также содержанию типового договора по транспортировке сточных вод, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 645, сторонами такого договора являются транзитная организация и организация, осуществляющая водоотведение, но не абонент.
Обязанность обеспечить транспортировку сточных вод абонента возложена на гарантирующую либо иную водоотводящую организацию, для чего последней и заключается договор транспортировки сточных вод с транзитной организацией.
В силу положений пунктов 7 и 8 статьи 31 Закона N 416-ФЗ к регулируемым видам деятельности в сфере водоотведения относятся прием и транспортировка сточных вод; регулированию подлежат тариф на водоотведение и тариф на транспортировку сточных вод.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, пунктом 37(1) которых, в частности, предусмотрено, что при установлении тарифов на транспортировку холодной воды и (или) транспортировку сточных вод метод экономически обоснованных расходов (затрат) применяется в отношении регулируемой организации в случаях, указанных в пункте 37 данного документа, если протяженность сетей холодного водоснабжения (водоотведения), эксплуатируемых этой регулируемой организацией, превышает 10 километров в централизованной системе холодного водоснабжения (водоотведения) или такая организация является гарантирующей организацией.
Согласно пункту 38 данных Основ ценообразования при применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется, в том числе с учетом суммы планируемых на очередной период регулирования производственных расходов; ремонтных расходов; расходов на амортизацию основных средств.
Пунктом 123(5) Правил N 644 прямо предусмотрено, что средства, полученные организациями, осуществляющими водоотведение, в виде платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, используются целевым образом в качестве источника финансирования производственной и (или) инвестиционной программ организации, осуществляющей водоотведение, на выполнение иных мероприятий, связанных с ремонтом, реконструкцией или строительством объектов централизованных систем водоотведения, а также в качестве средств на возврат займов и кредитов, процентов по займам и кредитам, привлекаемым на реализацию производственной и (или) инвестиционной программ.
Исходя из установленной пунктом 123 Правил N 644 формулы расчета, плата за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения представляет собой произведение коэффициента, полученного суммированием кратности превышения допустимых значений показателей и концентраций, объема отведенных сточных вод и тарифа на водоотведение.
Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Законом N 416-ФЗ, Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения и Правилами регулирования тарифов в сере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 (далее - Основы ценообразования и Правила соответственно), и другими нормативными правовыми актами в сфере государственного регулирования цен (тарифов).
На основании части 1 статьи 31 Закона N 416-ФЗ к регулируемым видам деятельности в сфере холодного водоснабжения относятся: 1) холодное водоснабжение, в том числе: а) транспортировка воды, включая распределение воды; б) подвоз воды в случаях, установленных частью 3 статьи 31 Закона N 416-ФЗ; 2) подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоснабжения.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона N 416-ФЗ регулированию подлежат следующие тарифы в сфере холодного водоснабжения: 1) тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение); 2) тариф на техническую воду; 3) тариф на транспортировку воды; 4) тариф на подвоз воды; 5) тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения.
В силу части 7 статьи 31 Закона N 416-ФЗ к регулируемым видам деятельности в сфере водоотведения относятся: 1) водоотведение, в том числе очистка сточных вод, обращение с осадком сточных вод; 2) прием и транспортировка сточных вод; 3) подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения.
На основании части 8 статьи 31 Закона N 416-ФЗ регулированию подлежат следующие тарифы в сфере водоотведения: 1) тариф на водоотведение; 2) тариф на транспортировку сточных вод; 3) тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения.
Согласно статье 5 Закона N 416-ФЗ к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения относится в том числе установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с пунктом 4 раздела II Основ ценообразования в систему регулируемых тарифов в сфере водоотведения входят: тариф на водоотведение, тариф на транспортировку сточных вод, тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 6 раздела II Основ ценообразования после определения органами местного самоуправления поселений и (или) городских округов гарантирующей организации в сфере водоотведения орган регулирования тарифов начиная с очередного периода регулирования устанавливает, в том числе, тарифы на водоотведение в случае, если регулируемая организация осуществляет очистку сточных вод и (или) обращение с осадком сточных вод.
Порядок установления тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения определен Правилами регулирования тарифов в сере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406.
Согласно Правилам регулирования регулируемые тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения устанавливаются на основании предложения об установлении тарифов (заявление об установлении тарифов и необходимые обосновывающие материалы), представляемого в орган регулирования ресурсоснабжающей организацией.
В соответствии с Положением о РСТ, утвержденным постановлением Правительства Ростовской области от 13.01.2012 N 20 (далее - Положение), РСТ является органом исполнительной власти Ростовской области в области государственного регулирования тарифов, входящим в систему органов исполнительной власти Ростовской области и осуществляет государственное регулирование цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на товары (работы, услуги), а также контроль за их применением в соответствии с действующим законодательством.
На основании пунктов 2.1.4, 2.1 Положения РСТ утверждает (устанавливает) в том числе: тарифы в сфере холодного водоснабжения: тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение); тариф на техническую воду; тариф на транспортировку воды; тариф на подвоз воды; тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения; тарифы в сфере водоотведения: тариф на водоотведение; тариф на транспортировку сточных вод; тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения; плату за подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в индивидуальном порядке; производственные программы организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Удовлетворяя исковые требования предприятия, суд первой инстанции верно определил, что истец вправе претендовать на получение платы за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения.
Постановлением администрации от 14.11.2014 N 7250 определены гарантирующие поставщики в сфере водоотведения: предприятие - отведение сточных вод за пределы населенных пунктов, общество - очистка и обеззараживание сточных вод и их осадков.
Установлены два отдельных тарифа на вышеуказанные услуги. Тарифы в сфере водоотведения на территории г. Шахты на 2020 год установлены в следующих размерах (без учета НДС):
1) для предприятия на транспортировку сточных вод на 2020 год (постановление РСТ от 18.12.2019 N 66/57):
- с 01.01.2020 по 30.06.2020 - 14,69 руб./куб. м,
- с 01.07.2020 по 31.12.2020- 14,69 руб./куб. м.
2) для общества на очистку сточных вод на 2020 год (постановление РСТ от 12.12.2019 N 63/26):
- с 01.01.2020 по 30.06.2020 - 21,59 руб./куб. м,
- с 01.07.2020 по 31.12.2020 - 22,24 руб./куб. м. на текущий 2022 год (без учета НДС):
1) для предприятия на транспортировку сточных вод на 2022 год (постановление РСТ от 20.12.2021 N 71/20):
- с 01.01.2022 по 30.06.2022 - 14,96 руб./куб. м.,
- с 01.07.2022 по 31.12.2022 - 27,75 руб./куб. м.
2) для общества на очистку сточных вод на 2022 год (постановление РСТ от 05.10.2021 N 48/19):
- с 01.01.2022 по 30.06.2022 - 22,66 руб./куб. м,
- с 01.07.2022 по 31.12.2022-25,55 руб./куб. м.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона N 416-ФЗ расчет тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется исходя из объема поставленных товаров, оказанных услуг и величины необходимой валовой выручки.
Согласно пункту 74 Основ ценообразования при установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль гарантирующей организации, и рассчитывается по формуле (30) Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 N 1746-э.
В состав необходимой валовой выручки входят операционные расходы (в том числе расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды, расходы на приобретение сырья и материалов и их хранение, ремонтные расходы, административные расходы), расходы на приобретение энергоресурсов, неподконтрольные расходы, амортизация, нормативная прибыль, расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации.
Сведения о заявленных организациями и принятых РСТ расходах, а также размере необходимой валовой выручки в тарифах на водоотведение для предприятия и общества на 2020 указаны в приложении N 26.1 к протоколу заседания Правления РСТ от 12.12.2019 N 63 и приложении N 57.4 к протоколу заседания Правления РСТ от 18.12.2019 N 66, на 2022 год - в приложении N 19.1 к протоколу заседания Правления РСТ от 05.10.2021 N 48 и приложении N 20.8 к протоколу заседания Правления РСТ от 20.12.2021 N 71.
Заводом и предприятием заключены договоры с потребителями на очистку сточных вод и транспортировку сточных вод. Данные обстоятельства сторонами не оспариваются.
Также заводом заключен договор на водоотведение (транспортировка сточных вод) от 13.03.2020 N 1330/СТ с предприятием.
Доводы апеллянта сводятся к тому, что в рамках дела N А53-1765/2021 с него уже взыскана плата.
Однако данные доводы признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, поскольку в постановлении суда кассационной инстанции по вышеуказанному делу прямо указано на то, что оценка правоотношениям предприятия и завода не может быть дана судом ввиду рассмотрения арбитражных дел между истцом и ответчиком нижестоящими судами.
Более того, суд кассационной инстанции отдельно отметил, что судам необходимо учесть возможность тарификации для одной территориальной зоны в рамках одной централизованной системы водоотведения для две гарантирующих организаций в соответствии с оказываемыми каждой из них отдельными услугами в сфере водоотведения.
В г. Шахты нормативными актам утверждены тарифы для двух гарантирующих организаций.
Между тем постановление органа местного самоуправления не оспорено, однако одно основанием для утверждения обеим организациям тарифов регулирующим органом, по сути, повлекло разделение функций гарантирующей организации между обществом и предприятием, создало предпосылку для договорного взаимодействия абонентов по публичным договорам с обеими гарантирующими организациями в пределах функций последних.
В то же время в силу пункта 1 статьи 30.2 Закона N 416-ФЗ в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения (канализации), содержат загрязняющие вещества, концентрация которых превышает установленные нормативы состава сточных вод, абонент обязан внести организации, осуществляющей водоотведение, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод в порядке, установленном правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 30.2 Закона N 416-ФЗ средства, полученные организацией, осуществляющей водоотведение, в виде платы за сброс загрязняющих веществ сверх установленных нормативов состава сточных вод, используются на внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду, возмещение вреда, причиненного водным объектам, а также в качестве источника финансирования инвестиционной программы организации, осуществляющей водоотведение, в части осуществления мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду.
Согласно пункту 26(1) Основ ценообразования средства, начисленные регулируемой организацией в течение текущего долгосрочного периода регулирования в виде платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод и (или) платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, за вычетом средств, целевым образом направленных на мероприятия производственной программы и (или) инвестиционной программы, ремонт, реконструкцию или строительство объектов централизованных систем водоотведения, на возврат займов и кредитов, процентов по займам и кредитам, привлекаемым на реализацию производственной программы и (или) инвестиционной программы (не более половины от начисленной за указанный период платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения), и оставшиеся в ее распоряжении после уплаты налога на прибыль организации, внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, компенсации вреда, причиненного водному объекту, целевым образом направляются на финансирование мероприятий утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы по строительству, реконструкции и модернизации объектов централизованной системы водоотведения. Указанные средства, оставшиеся в распоряжении регулируемой организации и не направленные на мероприятия инвестиционной программы, подлежат исключению из необходимой валовой выручки регулируемой организации, за исключением следующих случаев: вступившее в законную силу решение суда, на основании которого плата (часть платы) за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод и (или) плата (часть платы) за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения не подлежит взысканию; признание задолженности абонента по внесению платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод и (или) платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения безнадежной в связи с невозможностью взыскания, что подтверждено постановлением судебного пристава-исполнителя о прекращении исполнительного производства, вынесенным в порядке, установленном Федеральным законом "Об исполнительном производстве"; утверждение или корректировка в установленном порядке инвестиционной программы в части мероприятий, источником финансирования которых является плата за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод и (или) плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Указанные в абзаце первом пункта 26(1) Основ ценообразования средства, начисленные регулируемой организацией в течение текущего долгосрочного периода, за исключением последних 2 лет текущего долгосрочного периода, и оставшиеся в ее распоряжении, подлежат исключению из необходимой валовой выручки регулируемой организации в последний год текущего долгосрочного периода, а средства, начисленные регулируемой организацией в течение последних 2 лет указанного долгосрочного периода и оставшиеся в ее распоряжении, подлежат исключению из необходимой валовой выручки регулируемой организации при установлении (корректировке) тарифов для регулируемой организации на второй год следующего долгосрочного периода регулирования, за исключением случаев, указанных в абзацах втором - четвертом настоящего пункта.
В рамках дела N А53-1765/2021 тариф на транспортировку, утвержденный для предприятия и не включенный в тариф общества при определении размера взыскиваемой платы, не учитывался, доводы завода о двойном взыскании платы суд апелляционной инстанции полагает неправомерными.
Представленными доказательствами подтверждено, что фактически отбор проб производился из колодца, который указан как контрольный канализационный колодец в акте разграничения эксплуатационной ответственности между предприятием и заводом. Превышение нормативов заводом не опровергнуто.
Вместе с тем, отказ во взыскании данной платы с абонента может повлечь образование на стороне завода неосновательного обогащения в результате освобождения его от обязанности по внесению установленной законом платы в предусмотренном Правилами N 644 размере.
В рамках дела N А53-1765/2021 при первоначальном рассмотрении спора судом кассационной инстанции было указано, что субъектом, имеющим право на получение платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения является гарантирующая организация, с которой абонентом заключен договор на водоотведение.
При этом данная правовая модель не зависит от того, оказывает ли гарантирующая организация услуги водоотведения посредством собственных централизованных сетей либо с привлечением транзитной организации (организации, осуществляющей эксплуатацию водопроводных и (или) канализационных сетей и (или) сооружений на них, оказывающей услуги по транспортировке воды и (или) сточных вод.
Указание апеллянтом на то, что предприятие не является гарантирующей организацией, не является основанием для отмены решения, поскольку субъектом, имеющим право на получение взыскиваемой платы, является организация, осуществляющая водоотведение, в том числе эксплуатирующая отдельные объекты централизованной системы водоотведения, т.е. предприятие.
Внутренние городские сети, эксплуатируемые предприятием в процессе транспортировки, являются составляющей частью централизованной сети, ввиду чего предприятие является организацией, осуществляющая водоотведение в соответствии с положениями Закона N 416-ФЗ.
Между предприятием и заводом заключен договор на водоотведение, по которому истец выступает гарантирующей организацией. Договор по транспортировке сточных вод N 1330 СТ от 13.03.2020 не расторгнут между сторонами по настоящее время.
На возможность наделения субъекта статусом гарантирующей организации в отсутствие у такой организации в законном владении отдельных объектов централизованной системы указано также и в постановлении суда кассационной инстанции по делу N А53-1765/2021.
Ввиду чего абонент обязан вносить гарантирующей организации, осуществляющей водоотведение и очистку плату, предусмотренную пунктами 118 и 194 Правил.
Таким образом, плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения правомерно взыскана в пользу предприятия, а поэтому оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на апеллянта в соответствии со статьей 110 АПК РФ ввиду отклонения жалобы.
Размер государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы составляет 3 000 руб. Поскольку ответчиком при подаче апелляционной жалобы уплачено 2 000 руб. государственной пошлины, с ответчика в доход федерального бюджета надлежит взыскать 1 000 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 13.07.2023 по делу N А53-26046/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Новороссийский прокатный завод" (ОГРН 1172375048196 ИНН 2315995868) в доход федерального бюджета 1 000 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Б.Т. Чотчаев |
Судьи |
Н.В. Ковалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.