г. Москва |
|
29 сентября 2023 г. |
Дело N А40-103490/23 |
Судья Девятого арбитражного апелляционного суда Е.А. Птанская,
без вызова сторон рассмотрев апелляционную жалобу
Открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 14 июля 2023 года
по делу N А40-103490/23, принятое судьей Хайло Е.А.,
в порядке упрощенного производства
по иску Общества с ограниченной ответственностью "СВС ТРАНС"
(ОГРН: 1156196057742)
к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги"
(ОГРН: 1037739877295)
о взыскании пени
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "СВС-ТРАНС" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковыми требованиями к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ответчик) о взыскании 738 013 рублей 14 копеек пени за просрочку доставки груза.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 12.05.2023 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о чем стороны извещены надлежащим образом.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 14.07.2023 исковые требования удовлетворены частично по основаниям, изложенным ниже.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил отменить решение суда и вынести по делу новый судебный акт.
Заявитель указывает на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу (www.kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
От истца в порядке ст. 262 АПК РФ поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором он возражает против ее удовлетворения.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268, 272.1 АПК РФ, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 14.07.2023 на основании следующего.
Как установлено судом апелляционной инстанции, в августе 2022 года между ООО "СВС-Транс" (грузоотправитель) и ОАО "РЖД" (перевозчик) заключены договоры на перевозку груза - продукт полевошпатовый со станции Новороссийск эксп. СКЖД на станцию Малино, Лужки-Орловские Моск.ж.д. в адрес грузополучателя - ООО "Керама Марацци". Факт перевозки подтверждается прилагаемыми транспортными железнодорожными накладными в количестве 13 шт.
Размер провозной платы, оплаченной ООО "СВС-Транс" за перевозку указанного груза, составил 4 576 358 рублей, что подтверждается отметкой перевозчика в накладных.
В соответствии со статьей 792 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков, в разумный срок.
Согласно статье 33 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ РФ) перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки. Сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики. Грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки грузов.
Исчисление срока доставки грузов начинается с 24 часов дня приема грузов для перевозки. Дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки грузов, определенную исходя из правил перевозок грузов железнодорожным транспортом или на основании соглашения сторон, указывает перевозчик в транспортной железнодорожной накладной и выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов.
Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения, указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов, срока доставки перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей
За несоблюдение сроков доставки грузов, как установлено статьей 33 УЖТ РФ, перевозчик согласно ст. 97 УЖТ РФ уплачивает пени в размере шести процентов платы за перевозку грузов за каждые сутки просрочки, но не более чем в размере 50 процентов платы за перевозку данных грузов.
Согласно расчету истца, размер пени за допущенную перевозчиком просрочку доставки грузов по 13 железнодорожным накладным составил 738 013 рублей 14 копеек.
В соответствии ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательств и одностороннее изменение его условий не допускаются (ст. 310 ГК РФ).
Согласно п. 1 ст. 329 ГК РФ одним из способов обеспечения обязательств является неустойка.
В силу п. 1 ст. 330 ГК РФ неустойкой (пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
В соответствии с п. 1 ст. 333 ГК РФ, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку. Если обязательство нарушено лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, суд вправе уменьшить неустойку при условии заявления должника о таком уменьшении.
Исследовав и оценив представленные доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, принимая во внимание конкретные обстоятельства именно данного дела, руководствуясь положениями действующего законодательства, суд первой инстанции считает исковое заявление обосновано и подлежит удовлетворению в части 442 807 рублей 88 копеек, в остальной части иск удовлетворению не подлежит.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению исходя из следующего.
Исковые требования возникли из договоров перевозки, заключенных в июле-августе 2022 года на доставку грузов по железнодорожным накладным, то есть, нарушение обязательства ответчиком имело место в указанное время 2022 года.
В силу п.п. 2 п. 3 ст. 9.l Федерального закона от 26.10.2002 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее Закон о банкротстве) на срок действия моратория в отношении должников, на которых он распространяется, наступают последствия, предусмотренные абз. 5 и 7-10 п. I ст. 63 Закона о банкротстве. Согласно абз. 10 п. I ст. 63 Закона о банкротстве не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей. В соответствии с разъяснениями пункта 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2020 N 44 "О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее Постановление Пленума ВС РФ от 24.12.2020 N44) "в период действия моратория проценты за пользование чужими денежными средствами (статья 395 ГК РФ), неустойка (статья 330 ГК РФ), пени за просрочку уплаты налога или сбора (статья 75 НК РФ), а также иные финансовые санкции не начисляются на требования, возникшие до введения моратория, к лицу, подпадающему под его действие.
В частности, это означает, что не подлежит удовлетворению, предъявленное в общеисковом порядке, заявление кредитора о взыскании с такого лица финансовых санкций, начисленных за период действия моратория". Однако обязательство по своевременной доставке грузов, как принято на себя ответчиком (либо должно было быть исполнено ответчиком в соответствии с УЖТ РФ), так и нарушено им (августе 2022 года) после начала действия моратория. Следовательно, ответчик не подлежит освобождению от ответственности.
Таким образом, исключением из общего правила о неначислении финансовых санкций за нарушение денежных обязательств являются текущие платежи (гип. 2 п. 3 ст. 9,1, абз. 10 п. I ст. 63 Закона о банкротстве). Согласно п. 1. ст. 5 Закона о банкротстве под текущими платежами понимаются денежные обязательства, требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Возникшие после возбуждения производства по делу о банкротстве требования кредиторов об оплате поставленных товаров, оказанных услуг и выполненных работ являются текущими.
Ответчик не подлежит освобождению от ответственности по правилам о моратории, поскольку не пострадал от обстоятельств, послуживших основанием для его введения.
Мораторий не освобождает ОАО "РЖД" от ответственности перед ООО "СВС Транс", поскольку нарушенное ответчиком обязательство является неденежным.
В силу п.п. 2 п. З ст. 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее Закон о банкротстве) на срок действия моратория в отношении должников, на которых он распространяется, наступают последствия, предусмотренные абз. 5 и 7-10 п.1 ст. 63 Закона о банкротстве. В соответствии с абз. 10 п.1 ст. 63 Закона о банкротстве не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей.
Из буквального толкования п.п. 2 п. 3 ст. 9.1, 10 п. I ст. 63 Закона о банкротстве следует, что в период действия моратория не подлежат начислению неустойки за неисполнение исключительно денежных обязательств. Согласно статье 33 Федерального закона от 10.01 2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки, что является неденежным обязательством. Таким образом, неустойкой/пени, о взыскании которой просит истец, обеспечено неденежное обязательство - обязательство по своевременной доставке грузов, предусмотренной законом, и на ее начисление мораторий не распространяется.
В период действия моратория неустойка не начисляется только за неисполнение денежных обязательств, которым обязательство АО "РЖД" перед ООО "СВС Транс" не является. Нарушения, за которые начислена неустойка, имели место после его введения, как изложено выше: пени за просрочку доставки груза начислены за период перевозки в августе 2022 года, а не ранее.
Также не является основанием для освобождения от ответственности в части пени в размере 273 987 рублей, со ссылкой на п. 6.4. Правил исчисления сроков, в связи с задержкой вагонов в пути следования вследствие обстоятельств, установленных частью первой ст. 29 УЖТ РФ
В соответствии с требованиями ст. 29 УЖТ перевозки могут быть временно прекращены либо ограничены перевозчиком или владельцем инфраструктуры с немедленным уведомлением в письменной форме руководителя федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта о таком прекращении или об ограничении. Указанный руководитель устанавливает срок действия прекращения или ограничения погрузки и перевозки грузов, грузобагажа, перевозок порожних грузовых вагонов и уведомляет об этом перевозчиков и владельцев инфраструктур. Перевозчики в письменной форме, если иная форма не предусмотрена соглашением сторон, уведомляют грузоотправителей (отправителей) и заинтересованных грузополучателей (получателей) о прекращении и об ограничении погрузки и перевозки грузов, грузобагажа, перевозок порожних грузовых вагонов. Порядок и способ уведомления устанавливаются по соглашению сторон.
Согласно п. 3 ст. 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В судебной практике под обстоятельствами непреодолимой силы понимаются чрезвычайные и непредотвратимые явления, события, воздействие которых происходит извне и не зависит от субъективных факторов: наводнения, стихийные бедствия, землетрясения, ураганы, сход снежных лавин, иные природные катаклизмы, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки, запретительные меры государства. Также, в судебной практике обстоятельство непреодолимой силы, в том числе, может отвечать такому признаку, как непредвиденность его возникновения, то есть стороны не предвидели и не могли предвидеть наступления такого обстоятельства. Однако, в данном случае, учитывая сложившуюся политическую обстановку в стране, задержку доставки вагонов ответчик мог предвидеть, и, поэтому, принимая груз к перевозке, ОАО "РЖД" могло предусмотреть наступление неблагоприятных обстоятельств.
Вопреки позиции ответчика, суд апелляционной инстанции не усматривает доказанности наличия обстоятельств для дополнительного снижения пени по ст. 333 ГК РФ.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Учитывая изложенное, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 АПК РФ, для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 14 июля 2023 года по делу N А40-103490/23 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.А. Птанская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-103490/2023
Истец: ООО <<СВС ТРАНС>>
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"