город Москва |
|
28 сентября 2023 г. |
Дело N А40-57450/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 сентября 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.Н. Яниной,
судей: В.Р. Валиева, О.О. Петровой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем А.М. Кулиш,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело N А40-57450/2023, по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции,
по иску общество с ограниченной ответственностью "ТОРГВЕНД" (ОГРН: 1151690104675, ИНН: 1660258872)
к акционерному коммерческому БАНК "АВАНГАРД"- публичному акционерному обществу (ОГРН: 1027700367507, ИНН: 7702021163)
третье лицо - Центральный Банк Российской Федерации
о признании незаконным действия ПАО АКБ "АВАНГАРД"
при участии в судебном заседании:
от истца: Гафаров Д.Р. по доверенности от 31.03.2023, Шарифуллина Р.Ф. по доверенности от 31.08.2023;
от ответчика: Мартель Ю.О. по доверенности от 13.12.2022;
от третьего лица: Андреянова М.Н. по доверенности от 18.07.2023, Исаев Д.Б. по доверенности от 03.09.2020;
УСТАНОВИЛ:
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ТОРГВЕНД" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к АКЦИОНЕРНОМУ КОММЕРЧЕСКОМУ БАНКУ "АВАНГАРД" - ПУБЛИЧНОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО (далее - ответчик) о признании незаконным действия ПАО АКБ "АВАНГАРД" по применению в отношении ООО "ТОРГВЕНД" мер, предусмотренных п. 5 ст. 7.7 Федерального закона от 07.08.2021 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"; об обязании возобновить банковское обслуживание ООО "ТОРГВЕНД" в соответствии с договором N б/н от 25-01.2018 г. банковского счета в течении 5 рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 07.06.2023 г по делу N А40-57450/2023 исковые требования удовлетворены частично. Суд обязал АКБ "АВАНГАРД" - ПАО в течении 5 рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу возобновить банковское обслуживание ООО "ТОРГВЕНД" (ОГРН: 1151690104675, ИНН: 1660258872) в соответствии с договором банковского счета N б/н от 25.01.2018 г. Суд взыскал с АКБ "АВАНГАРД" - ПАО в пользу ООО "ТОРГВЕНД"расходы по оплате государственной пошлины в размере 6 000 руб., в удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу решением суда первой инстанции, Центральный Банк Российской Федерации, в порядке ст. 42 АПК РФ, как не привлеченное к участию в деле лицо, и ПАО АКБ "АВАНГАРД" обратились с апелляционными жалобами, в которой просили обжалуемое решение отменить, рассмотреть настоящий спор по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Информация о судебном акте вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте www.kad.arbitr.ru в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее- АПК РФ).
Определением Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2023 суд перешел к рассмотрению дела N А40-57450/23 по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции, привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Центральный Банк Российской Федерации.
В судебном заседании Девятого арбитражного апелляционного суда представитель истца поддержал исковые требования в полном объеме.
Представители ответчика и третьего лица возражали относительно удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в отзыве и письменных пояснениях.
Изучив материалы дела, оценив доводы сторон, заслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 25.01.2018 г. между ООО "ТОРГВЕНД" (Истец) и ПАО АКБ "АВАНГАРД" (Ответчик) был заключен договор банковского счета N Б/Н (далее - договор банковского счета), в рамках которого Ответчик обязался принимать и зачислять поступающие на счет Истца денежные средства, выполнять распоряжения Истца о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету.
В соответствии с договором банковского счета Истцу был открыт расчетный счет в валюте Российской Федерации N 40702810850100001817 (далее - банковский счет).
09.01.2023 г. Банком была получена информация "об отнесении Центральным банком Российской Федерации клиента ООО "ТоргВенд" к группе высокой степени (уровня) риска совершения подозрительных операций", в связи с чем ответчик применил в отношении ООО "ТОРГВЕНД" меры, предусмотренные п. 5 ст. 7.7 Федерального закона от 07.08.2021 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ от 07.08.2021).
Обращаясь в суд с настоящим иском, истец полагает, что применение Ответчиком по отношению к Истцу мер, предусмотренных п. 5 ст. 7.7 Федерального закона N 115-ФЗ от 07.08.2021 является незаконным и необоснованным по нижеследующим основаниям.
Полагая, что действия Банка нарушают нормы действующего законодательства, права и интересы общества, истец обратился с иском в суд.
При принятии решения об обоснованности заявленных требований, суд апелляционной инстанции полагает необходимым руководствоваться следующим.
В соответствии со статьей 845 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что по договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету.
Согласно ст. 858 ГК РФ ограничение прав клиента на распоряжение денежными средствами, находящимися на счете, не допускается, за исключением наложения ареста на денежные средства, находящиеся на счете, или приостановления операций по счету в случаях, предусмотренных законом.
Исключения из указанного правила содержатся в Законе N 115-ФЗ, в котором содержатся требования, предъявляемые к операциям по исполнению кредитными организациями платежных поручений, возлагающие на банки как на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, ряд публично-правовых обязанностей, к числу которых относятся: идентификация клиента, документальное фиксирование информации об отдельных видах совершаемых банковских операций, а также отказ в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, по которой не представлены документы, необходимые для фиксирования информации в соответствии с положениями этого Закона.
Обязанность по документальному фиксированию информации об операциях с денежными средствами или иным имуществом возложена на кредитные организации в п. 2 ст. 7 Закона N 115-ФЗ, согласно которому кредитные организации должны разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления.
При этом указанный Закон не устанавливает перечень данных, подлежащих обязательному фиксированию, тем самым позволяя кредитной организации самостоятельно определять объем соответствующих сведений.
Основаниями для документального фиксирования информации о соответствующих операциях и сделках являются:
- запутанный или необычный характер сделки, не имеющий очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;
- несоответствие сделки целям деятельности организации, установленными учредительными документами этой организации;
- выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных данным законом;
- иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
При реализации правил внутреннего контроля в случае, если операция, проводимая по банковскому счету клиента, квалифицируется банком в качестве операции, подпадающей под какой-либо из критериев, перечисленных в п. 2 ст. 7 Закона N 115-ФЗ и, соответственно, являющихся основаниями для документального фиксирования информации, банк вправе запросить у клиента представление не только документов, выступающих формальным основанием для совершения такой операции по счету, но и документов по всем связанным с ней операциям, а также иной необходимой информации, позволяющей банку уяснить цели и характер рассматриваемых операций, в том числе документов, подтверждающих источники поступления денежных средств на счет клиента.
В соответствии со ст. 5 Закона N 115-ФЗ на кредитные организации возложена обязанность предпринимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. Одной из таких мер является организация и осуществление внутреннего контроля.
В качестве меры оперативного реагирования и воздействия на клиента, при наличии оснований полагать совершение операций, противоречащих указанному закону, банку предоставлены полномочия по запросу у клиента документов для идентификации клиента, представителей выгодоприобретателей, документальному фиксированию сведений по операциям и предоставлению их в уполномоченный орган.
Непредставление клиентом запрошенных документов, в силу п. 11 ст. 7 Закона N 115-ФЗ, является основанием для отказа банка в выполнении распоряжения клиента о совершении операции.
В свою очередь, использование установленных Законом N 115-ФЗ прав не может иметь произвольный характер и вступать в противоречие с нормой ст. 845 ГК РФ, согласно которой банк не вправе определять и контролировать направления использования денежных средств клиента и устанавливать другие, не предусмотренные законом или договором банковского счета ограничения права клиента распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению.
Обязанность банка на основании Закона N 115-ФЗ принимать меры по отношению к клиентам при возникновении подозрений в отношении совершаемых ими операций, сама по себе не свидетельствует о правомерности действий банка, на который, в силу ст. 65 АПК РФ, возложена обязанность по доказыванию того, что совершаемые клиентом перечисления (как сделки) противоречат закону, то есть имеют запутанный или необычный характер, не имеют очевидного экономического смысла или очевидной законной цели, не соответствуют целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации.
Решение о квалификации (неквалификации) операции клиента в качестве подозрительной операции кредитная организация принимает самостоятельно на основании имеющейся в ее распоряжении информации и документов, характеризующих статус и деятельность клиента, осуществляющего операцию.
Согласно разъяснениям, содержащимся в Постановления Пленума ВАС РФ N 3173/13 от 09.09.2013 при реализации правил внутреннего контроля в случае, если операция, проводимая по банковскому счету клиента, квалифицируется банком в качестве операции, подпадающей под какой-либо из критериев, перечисленных в п. 2 ст. 7 Закона N 115-ФЗ и, соответственно, являющихся основаниями для документального фиксирования информации, банк вправе запросить у клиента предоставления не только документов, выступающих формальным основанием для совершения такой операции по счету, но и документов по всем связанным с ней операциям, а также иной необходимой информации, позволяющей банку уяснить цели и характер рассматриваемых операций.
Судом первой инстанции не учтено, что с 01.07.2022, согласно п. 18.8 ст. 4 и ст. 9.1 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Закона N 86-ФЗ) Банк России относит каждого клиента кредитной организации (будь то юридическое лицо, либо индивидуальный предприниматель, зарегистрированные в соответствии с законодательством РФ) к одной из трех групп риска совершения подозрительных операций в зависимости от следующих степеней (уровней) риска совершения им подозрительных операций:
1) низкая степень (уровень) риска совершения подозрительных операций;
2) средняя степень (уровень) риска совершения подозрительных операций;
3) высокая степень (уровень) риска совершения подозрительных операций.
Целями отнесения клиентов к группам риска совершения подозрительных операций являются, в числе прочего, обеспечение защиты прав и законных интересов клиентов кредитных организаций при осуществлении кредитными организациями внутреннего контроля в соответствии с законодательством РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
В соответствии с пунктом 5 статьи 7.7 Закона N 115-ФЗ при осуществлении внутреннего контроля Банк в отношении клиента - юридического лица, который отнесен кредитной организацией и Банком России к группе высокой степени (уровня) риска совершения подозрительных операций, обязан применить следующие меры:
- не проводить операции по списанию денежных средств с банковского счета (вклада, депозита), по уменьшению остатка электронных средств, не осуществлять переводы денежных средств с использованием системы быстрых платежей платежной системы Банка России, операции выдачи наличных денежных средств, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 6 настоящей статьи, а также операции с иным имуществом;
- не выдавать при расторжении договора банковского счета (вклада, депозита) остаток денежных средств на счете либо не перечислять его на другой счет такого клиента или на счет третьего лица по указанию такого клиента, за исключением случаев, предусмотренных абзацами седьмым и десятым пункта 6 настоящей статьи;
- прекращать обеспечение возможности использования таким клиентом электронного средства платежа.
Как следует из материалов дела, уведомление о применении к Истцу указанных мер было направлено Клиенту по системе дистанционного банковского обслуживания 08.01.2023.ъ
Согласно выписке из решения межведомственной комиссии, созданной при Центральном банке РФ от 09.02.2023 г. N МВК-59-5-3/87, комиссия пришла к выводу о том, что представлены достаточные обоснования отнесения ООО "Торгвенд" к высокой степени (уровня) риска совершения подозрительных операций и соответственно ПАО АКБ "Авангард" обоснованно применил к заявителю ограничительные меры.
Таким образом, суд вывод суда первой инстанции о необоснованном отключении ДБО Банком, вступил в противоречие с ранее сделанным выводом Межведомственной комиссии Банка России, в связи с чем, суд апелляционной инстанции привлек Банк России к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что Банк, правомерно действуя в рамках установленных прав и возложенных на него Законом N 115-ФЗ публично-правовых обязанностей (что установлено судом первой инстанции), после поступления 09.01.2023 информации из Центрального банка Российской Федерации в порядке статьи 7.6 Закона N 115-ФЗ, не вправе был самостоятельно принимать решение об отмене мер, предусмотренных п. 5 статьи 7.7. указанного Закона, поскольку это прямо противоречило нормам пункта 7 статьи 7.7 Закона N 115-ФЗ.
В данном случае, истцом избран ненадлежащий способ защиты, истец вправе оспорить решение Межведомственной комиссии, созданной при Центральном банке РФ от 09.02.2023 г. N МВК-59-5-3/87 в порядке главы 24 АПК РФ, в связи,с чем суд не дает правовой оценке доводам истца о том, что все представленные первичные документы бухгалтерской отчетности Общества раскрывают экономический характер деятельности истца.
Таким образом, решение суда первой инстанции в части обязания Банка возобновить обслуживание счета, в том числе с использованием системы дистанционного банковского обслуживания подлежит отмене с вынесением нового судебного акта об отказе в удовлетворении исковых требований Общества в указанной части.
В связи с отменой решения суда судебные расходы по делу по правилам статьи 110 АПК РФ относятся на истца и подлежат возмещению банку в сумме 3 000 руб. за подачу апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 266-268, п. 1 ст. 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 07.06.2023 по делу N А40-57450/2023 отменить.
В удовлетворении иска ООО "ТОРГВЕНД" отказать.
Взыскать с ООО "ТОРГВЕНД" в пользу ПАО АКБ "АВАНГАРД" 3 000 руб. судебных расходов по уплате государственной по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.Н. Янина |
Судьи |
В.Р. Валиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-57450/2023
Истец: ООО "ТОРГВЕНД"
Ответчик: ПАО АКЦИОНЕРНЫЙ КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК "АВАНГАРД"
Третье лицо: ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ