г. Москва |
|
29 сентября 2023 г. |
Дело N А40-228423/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 сентября 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Александровой Г.С.
судей Левченко Н.И., Мезриной Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарём Воргулевой А.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Ассоциация делового сотрудничества" на решение Арбитражного суда города Москвы от 31 мая 2023 года по делу N А40-228423/22, принятое судьей Волковой Е.И.
по иску ООО "Ассоциация делового сотрудничества" (ИНН 4909099139, ОГРН 1084910001989)
ответчики: 1) Префектура Северо-Восточного административного округа города Москвы (ИНН 7702149170, ОГРН 1037700110238); 2) ПАО "Московская Объединенная Энергетическая Компания"; (ИНН 7720518494, ОГРН 1047796974092)
третьи лица: 1) Департамент Жилищно-Коммунального хозяйства города Москвы; 2) Департамент городского имущества города Москвы; 3) Управа района Отрадное города Москвы; 4) Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве
о признании незаконным бездействие по непринятию мер по постановке на учет бесхозяйного имущества,
при участии в судебном заседании от истца: Завольский С.Ю. по доверенности от 16.01.2023 г., диплом ВСГ 0209773 от 11.07.2007; Лебедева М.Ю. по доверенности от 12.12.2022 г., диплом ВСА 0311782 от 11.07.2007; от ответчиков: от Префектуры СВАО г.Москвы: Акинфиева Т.В. по доверенности от 19.09.2022 г., диплом 107724 0558412 от 27.06.2014; от ПАО "МОЭК": Корнева А.С. по доверенности от 30.10.2018 г., диплом 107724 0736162 от 03.07.2015; от третьих лиц: от ДГИГМ: Минин Д.С. по доверенности от 22.11.2022 г., диплом 107718 1010653 от 26.07.2019; от ДЖКХ: Тарханова Г.Б. по доверенности от 13.02.2023 г., диплом 107704 0371537 от 07.04.2023; от Управы района Отрадное города Москвы и Управления Росреестра по Москве: не явились, извещены;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Ассоциация делового сотрудничества" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Префектуре Северо-Восточного административного округа города Москвы и публичному акционерному обществу "Московская Объединенная Энергетическая Компания" (далее - ответчики) содержащим следующие требования:
- о признании незаконным бездействия Префектуры СВАО города Москвы по непринятию мер по постановке на учет бесхозяйного имущества - участка тепловой сети от наружной стороны стены ЦТП N 0923/011 до наружной степны камеры N 2306/04;
- об обязании Префектуру СВАО города Москвы совершить предусмотренные законом действия по постановке на учет бесхозяйного имущества - участка тепловой сети от наружной стороны стены ЦТП N 0923/011 до наружной стены камеры N2306/04, в том числе принять распорядительный акт о квалификации указанного участка тепловой сети в качестве бесхозяйного, а также обратится в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет указанного бесхозяйного участка тепловой сети;
- определив, что границей балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон по договору теплоснабжения от 27.12.2017 N 03.211165-ТЭ между теплоснабжающей организацией ПАО "МОЭК" и потребителем ООО "Ассоциация делового сотрудничества" является наружная сторона стены ЦТП N 0923/011 по адресу: г. Москва, Алтуфьевское ш., д. 31Ж, стр. 3. (с учетом принятых судом уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ).
К участию в деле, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: 1) Департамент Жилищно-Коммунального хозяйства города Москвы 2) Департамент городского имущества города Москвы 3) Управа района Отрадное города Москвы 4) Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 31 мая 2023 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска, по основаниям, изложенным в жалобе.
Представитель заявителя апелляционной жалобы в судебном заседании доводы жалобы поддержал.
Представители ответчиков и явившихся третьих лиц в удовлетворении апелляционной жалобы возражают, просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, отзывы на жалобу не представили, ПАО "Московская Объединенная Энергетическая Компания" ходатайствует о приобщении к материалам дела отзыва на апелляционную жалобу.
Управа района Отрадное города Москвы, Управление Росреестра по Москве, будучи надлежащим образом извещенными о дате, времени и месте настоящего судебного разбирательства, явку представителей в судебное заседание апелляционного суда не обеспечили, дело рассмотрено судом в порядке ст.ст. 123, 156 АПК РФ, в отсутствие не явившихся лиц.
Законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции проверены на основании ст. ст. 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Девятый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев и оценив все представленные по делу доказательства, не находит оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, между ОАО "Мосэнерго" (энергоснабжающая организация) и ОАО ПО "ГУПИКС" (абонент) заключен договор энергоснабжения для потребителей тепловой энергии в горячей воде от 01.12.2011 N 0923011, в соответствии с которым энергоснабжающая организация обязуется подавать (поставлять) абоненту (потребителю) тепловую энергию через присоединенные тепловые сети теплосетевой организации, а абонент обязуется принять тепловую энергию и оплатить, а также соблюдать предусмотренный договором режим потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении систем теплопотребления и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии.
Точкой поставки тепловой энергии абоненту, являющаяся местом исполнения обязательств по поставке тепловой энергии, является наружная стена камеры N 2306/3, энергопринимающее устройство абонента расположено по адресу: г. Москва, Алтуфьевское ш., д. 31.
В соответствии с приложением N 5б к договору "Акт разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон от 01.12.2011 г." границей балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон между энергоснабжающей организацией и абонентом 0923018 ГУП "Экотехпром" Спецзавод N 2 является наружная стена камеры 2306/3, между абонентом 0923018 ГУП "Экотехпром" Спецзавод N 2 и абонентом 0923011 ОВО ПО "ГУПИКС" - наружная стена камеры 2306/4.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 0.06.2015 г. по делу N А40-127488/14-124-142Б по заявлению ООО "РемСтрой" о признании несостоятельным (банкротом) ОАО Производственное объединение "ГУПИКС" должник признан несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство сроком на 6 месяцев, конкурсным управляющим утверждена Максимова Т.В.
Согласно сообщению от 15.09.2015 г. N 747175 конкурсным управляющим должника проведена инвентаризация имущества, результаты которой размещены в установленном законодательством РФ порядке.
В соответствии инвентаризационной описью ОАО Производственное объединение "ГУПИКС" от 14.09.2015 г. в состав имущества спорный объект не включен, в состав имущества включено здание котельной (п. 3).
Согласно объявлению о проведении торгов (сообщение от 18.11.2017 г. N 2244330) в состав реализуемого входили, в том числе, здание для охраны и деж. механика, здание котельной, здание трансформаторной подстанции (лот N1).
Как следует из протокола о результатах проведения открытых торгов от 24.11.2017 г. и сообщения о результатах торгов от 18.12.2017 г. N 2321207, победителем торгов признано ООО "Ассоциация делового сотрудничества" (ИНН 4909099139).
Между ОАО Производственное объединение "ГУПИКС" (продавец) и ООО "Ассоциация делового сотрудничества" (покупатель) заключен договор купли-продажи от 29.11.2017 г. N 16Т, в соответствии с которым продавец передает покупателю, а покупатель обязуется принять и оплатить следующее имущество:
- здание для охраны и деж.механика, расположенное по адресу: г. Москва, Алтуфьевское ш., вл. 31;
- здание котельной, расположенное по адресу: г. Москва, Алтуфьевское ш., вл. 31;
- здание трансформаторной подстанции (ТП), расположенное по адресу: г. Москва, Алтуфьевское ш., вл. 31.
В п. 1.4 договора установлено, что отчуждаемое имущество принадлежит продавцу, право собственности не зарегистрировано.
Исполнение истцом обязанности по оплате недвижимого имущества подтверждается платежными поручениями от 22.11.2017 г. N 367, от 27.12.2017 г. N 414, исполнение продавцом обязанности по передаче объектов недвижимости истцу - актом приема-передачи от 28.12.2017 г.
Истцом в материалы дела представлены справка, содержащая сведения о характеристиках объекта государственного технического учета, выданная ГБУ МосгорБТИ, в соответствии с которой в архивной учетно-технической документации, принятой на постоянное хранение в рамках исполнения Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", в отношении объекта государственного технического учета по адресу: г. Москва, Алтуфьевское ш., д. 31Ж, стр. 3, по состоянию на 15.01.1993 г. имеются следующие сведения: год постройки - 1968 г., назначение - котельная, этажность - 1, площадь 69,6 кв.м, материал стен - кирпичные, износ основного строения - 24%, а также технической паспорт на здание.
Между ПАО "МОЭК" (теплоснабжающая организация) и ООО "Ассоциация делового сотрудничества" (потребитель) заключен договор теплоснабжения от 27.12.2017 г. N 03.211165-ТЭ, в соответствии с которым теплоснабжающая организация обязуется поставить потребителю тепловую энергию и теплоноситель, а потребитель обязан принять и оплатить тепловую энергию и теплоноситель, соблюдая режим потребления тепловой энергии.
В соответствии с п. 1.2 договора теплоснабжения местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации признается точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации и теплосетевой организации либо в точке подключения к бесхозяйной тепловой сети.
Согласно п. 1.2.1 договора теплоснабжения точки поставки тепловой энергии и теплоносителя определяются по каждой точке поставки в подписанных сторонами актах разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон, которые являются неотъемлемой частью договора (приложение N 9 к договору).
В приложении 1 к договору теплоснабжения установлено, что точками поставки в объектах теплоснабжения (строения потребителя) по адресам: г. Москва, Алтуфьевское ш., д. 31Ж, д. 31Ж, стр. 1, является наружная стена камеры N 2306/3, ЦТП N 03-06-0923/011.
В сопроводительным письме от 27.12.2017 г. N 02Ф11/03-63348/17 к указанному договору ПАО "МОЭК" сообщило истцу о том, что акт разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон и температурный график к договору будут направлены истцу дополнительно.
ПАО "МОЭК" с сопроводительным письмом от 16.07.2020 г. N 02-Ф11/03-3100320 направило в адрес истца дополнительное соглашение к договору теплоснабжения, содержащее приложение 1 к дополнительному соглашению "Реестр точек поставки", в котором в качестве ЦТП указано 03-06-0923/011, точки поставки - наружная сторона стены камеры N 2306/4, а также приложение "Акт разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон", в соответствии с которым тепловой ввод от наружной стены камеры N 2306/3 до наружной стены камеры N 2306/4 является бесхозяйным и находится во временной эксплуатации ПАО "МОЭК" на основании распоряжения от 14.11.2018 г. N Р-1260/18 "О приемке во временную эксплуатацию теплоэнергетических объектов", границей эксплуатационной ответственности сторон между теплоснабжающей организацией и потребителем является стена камеры N 2306/4.
В письме от 05.08.2020 г. N 02-Ф11/03-35784/20 ПАО "МОЭК" сообщило истцу о том, что по информации, представленной эксплуатационным филиалом N 3 ПАО "МОЭК", тепловые сети от камеры 2306/4 до ЦТП N 923/011, расположенного по адресу: г. Москва, Алтуфьевское ш., д. 31Ж, стр. 1, не находятся в аренде/эксплуатации/техническом обслуживании ПАО "МОЭК", у ПАО "МОЭК" отсутствуют основания для внесения изменений в отношении границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности в связи с отсутствием распоряжения Департамента ЖКХиБ о признании указанного участка тепловых сетей бесхозяйными, ПАО "МОЭК" может принять спорные участки тепловых сетей в эксплуатацию/техническое обслуживание после выхода соответствующего распоряжения об определении ПАО "МОЭК теплосетевой организацией, эксплуатирующей данные участки.
Истцом в адрес префекта СВАО города Москвы направлено письмо от 20.08.2020 г. с указанием на то, что между ООО "АДС" и ПАО "МОЭК" заключен договор теплоснабжения от 27.12.2017 г. N 03.211165-ТЭ, 16.07.2020 г. ПАО "МОЭК" направило в адрес истца дополнительное соглашение с приложениями, в том числе с приложением 1 "Реестр точек поставки", согласно которому точкой поставки тепла указана наружная стена камеры N 2306/4, однако, истец с этим несогласен, так как точкой поставки является ЦТП 03-06-0923/011, так как истцом на торгах приобретались исключительно здания, а участок тепловой сети до камеры 2306/4 в состав приобретенного истцом не входил, и просьбой помочь в решении сложившейся ситуации и признать границу эксплуатационной ответственности сторон - тепловую камеру 03-06-0923/011, расположенную в здании по адресу: г. Москва, Алтуфьевское ш., д. 31, со ссылкой на признание участка тепловой сети от тепловой камеры 03-06-0923/ до камеры 2306/4 бесхозяйным.
Письмом от 18.09.2020 г. N 01-92-4907/20 Префектура СВАО города Москвы запросила у истца действующий договор с ПАО "МОЭК", а именно: акт разграничения балансовой принадлежности.
В сопроводительном письме от 02.10.2020 г. N 29А/1 истец довел до префекта СВАО г. Москвы сведения о том, что подписанного между истцом и ПАО "МОЭК" акта разграничения балансовой принадлежности не существует, с полученным от ПАО "МОЭК" актом истец не может согласиться.
В письме от 18.10.2020 г. Префектура СВАО г. Москвы сообщила истцу о том, что для инициирования процедуры признания участка тепловой сети по адресу: г. Москва, Алтуфьевское ш., д. 31, бесхозяйным управой района "Отрадное" организовано комиссионное обследование объекта с составлением соответствующего акта, для чего представители ООО "АДС" будут приглашены.
Ответным письмом от 25.01.2021 г. N 01-82-4907/20-2 на запрос от 21.12.2020 г. N 29/139 до истца Префектурой СВАО г. Москвы доведено, что по результатам проведенного обследования участка тепловой сети по адресу: г. Москва, Алтуфьевское ш., д. 31, установлено, что по состоянию на 28.10.2020 г. ООО "АДС" является конечным потребителем теплового ресурса от тепловой камеры ТК 2306/4, иные потребители или абоненты на указанной тепловой сети отсутствуют, оснований для признания бесхозяйным спорного участка тепловой сети отсутствуют.
Истцом в адрес заместителя префекта СВАО города Москвы направлено письмо от 07.04.2021 г. N 29А/14, в котором со ссылкой на то, что ООО "АДС" не является теплосетевой организацией, не имеет аттестованного персонала для эксплуатации тепловой сети высокого давления, просил признать тепловую часть от ТК 2306/4 до точки 1 бесхозяйной и определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанным бесхозяйными тепловыми сетями или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения для эксплуатации данного участка теплосети.
На данный запрос истцом получено письмо от Префектуры СВАО города Москвы от 28.04.2022 г. N 01-82-1713/22, в котором сообщалось о том, что по информации филиала N 3 ПАО "МОЭК" тепловая сеть используется только для нужд теплового пункта N 03-06-0923/011, здание которого находится в собственности ООО "АДС", который является конечным потребителем теплового ресурса от тепловой камеры ТК 2306/4, и разъяснило, что с целью уточнения подключения к тепловой сети иных абонентов истцу как балансодержателю необходимо организовать комиссионное обследование с участием всех заинтересованных лиц и обеспечением доступа на территорию предприятия.
В письме от 14.05.2021 г. N ФЗ/07-1004/21 Филиал N 3 ПАО "МОЭК" сообщило Главе управы района Отрадное г. Москвы о том, что для определения балансодержателя спорной тепловой сети, а также проверки подключения к данному тепловому вводу других потребителей, запитанных на участке от камеры 2306/4 до ТП N 03-06-0923/011, необходимо проведение дополнительного комиссионного обследования с участием представителей заинтересованных сторон для уточнения ряда вопросов: провести обследование теплового ввода с определением границ наземной прокладки сети и уточнения существующей трассировки, имеются ли на действующем участке спорной тепловой сети другие врезки до прибора учета потребителя ООО "АДС, если такие врезки имеются, необходимо определить заключен ли договор теплоснабжения к выявленному потребителю, находится ли помещение теплового пункта N 03-06-0923/011 в собственности ООО "АДС", уточнение адресов строений, подключенных от ТП N 03-06-0923/011 (по адресному реестру ГБУ МосгорБТИ), с разбивкой тепловых нагрузок, а также спорная тепловая сеть не поставлена на учет в ФГИС ЕГРН и не имеет кадастрового паспорта, поэтому при сделке купли-продажи сеть не могла фигурировать как самостоятельный объект недвижимости.
Истцом в адрес Префектуры СВАО г. Москвы и Департамента городского имущества города Москвы направлено письмо от 21.06.2022 г. N 30/41 с сообщением о том, что в границах земельных участков с кадастровыми номерами 77:02:0007002:101 и 77:02:0007002:102 по адресу: г. Москва, Алтуфьевское ш., д. 31, расположены бесхозяйные сети теплоснабжения от камеры ТК 2304/6 до ТП 03-06-0923/011, через которые осуществляется снабжение теплом истца, и с просьбой организовать составление акта о выявлении бесхозяйного объекта и обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, для принятия на учет бесхозяйного объекта теплоснабжения и обеспечить выполнение кадастровых работ в отношении такого объекта.
Департамент городского имущества города Москвы в письме от 12.07.2022 г. N ДГИ-Э-84736/22-1 сообщил истцу о том, что в обращении истца отсутствуют кадастровые номера сооружений, в связи с чем идентифицировать их в качестве объектов недвижимого имущества не представляется возможным, в соответствии с Положением о Департаменте городского имущества города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 г. N 99-ПП, выявление бесхозяйных объектов инженерно-коммунального назначения не относится к компетенции Департамента городского имущества города Москвы.
В ответном письме от 14.07.2022 г. N 01-82-3412/22 префектура СВАО г. Москвы ответила истцу о том, что Управой района Отрадное города Москвы направлено обращение в адрес ПАО "МОЭК" для подтверждения информации об отсутствии балансодержателя данного участка в соответствии с актом разграничения и эксплуатационной ответственности сторон, являющегося неотъемлемой частью договора теплоснабжения, и предоставления информации о наличии или отсутствии иных абонентов, подключенных к указанному тепловому пункту.
Аналогичного содержания истцом получен ответ Префектуры СВАО г. Москвы, содержащийся в письме от 08.08.2022 г. N 01-82-3412/22-1, на свой запрос в письме от 14.07.2022 г. N 30/52.
В письме от 12.08.2022 г. N 01-01-09-16865/22 Департамент жилищно-коммунального хозяйства города Москвы разъяснило истцу, что префектурами административных округов города Москвы ведется работа по выявлению бесхозяйных объектов теплоснабжения на территории города Москвы, истцу необходимо обратиться в префектуру СВАО г. Москвы для проведения обследования объектов и, в случае подтверждения их бесхозяйности, включения в распоряжение префектуры СВАО города Москвы "О выявленных бесхозяйных теплосетевых объектах по признаку отсутствия эксплуатации на территории" и дальнейшего включения в распоряжение Департамента жилищно-коммунального хозяйства города Москвы "Об определении теплосетевой организации, эксплуатирующей выявленные бесхозяйные тепловые сети и тепловые пункты".
ПАО "МОЭК" направило в адрес истца письмо от 30.09.2022 г. N ФЗ/07-3650/22, в котором содержится информация о том, что 03.06.2022 г. представителями Филиала N 3 ПАО "МОЭК" проведена проверка теплофикационного оборудования, в результате которой было выявлено, что тепловая энергоустановка подготовлена к ОЗП 2022/2023 не в полном объеме, так как истцом не проведены гидравлические испытания теплового ввода от камеры 2306/4 до теплового пункта аб. N 03-06-0923/011, который является неотъемлемой частью тепловой энергоустановки, что отражено в накопительной ведомости (порядковый номер 1, ввод в ЦТП), запуск отопления будет произведен после устранения замечаний и оформления акта готовности к отопительному периоду 2022/2023г.г.
Ссылаясь на то, что спорный объект является бесхозным, истец обратился с настоящим иском в суд за защитой нарушенного права.
Суд первой инстанции, оценив представленные в дело доказательства, руководствуясь положениями статей 225, 236 ГК РФ, п. 3 ч. 1 ст. 85 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ, п. 6 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" исходил из того, что по смыслу приведенных правовых положений, муниципальное образование, в случае выявления бесхозяйного имущества должно принять предусмотренные законом меры к постановке такого имущества на учет, в дальнейшем признать на него право муниципальной собственности, а также обеспечить, ввиду отсутствия собственника имущества, его эксплуатацию. Для принятия вещи в муниципальную собственность как бесхозяйной необходимым условием является установление факта отсутствия собственника как такового или отказ собственника от своего права.
На основании п. 6 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" в течение шестидесяти дней с даты выявления бесхозяйного объекта теплоснабжения орган местного самоуправления поселения, городского округа или муниципального округа либо уполномоченный орган исполнительной власти города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя обязан обеспечить проведение проверки соответствия бесхозяйного объекта теплоснабжения требованиям промышленной безопасности, экологической безопасности, пожарной безопасности, требованиям безопасности в сфере теплоснабжения, требованиям к обеспечению безопасности в сфере электроэнергетики, проверки наличия документов, необходимых для безопасной эксплуатации объекта теплоснабжения, обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, для принятия на учет бесхозяйного объекта теплоснабжения, а также обеспечить выполнение кадастровых работ в отношении такого объекта теплоснабжения. Датой выявления бесхозяйного объекта теплоснабжения считается дата составления акта выявления бесхозяйного объекта теплоснабжения по форме, утвержденной органом местного самоуправления поселения, городского округа или муниципального округа либо уполномоченного органа исполнительной власти города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя.
Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований (п. 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 г. N 931).
Законодательство РФ не предусматривает передачу бесхозяйных объектов недвижимости в муниципальную собственность помимо воли муниципальных образований, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет регистрирующим органом по заявлению органа местного самоуправления, при этом специальным субъектом, обладающим правом обращения, как в регистрирующий орган, так и в суд, является муниципальный орган, поскольку в случае установления у вещи признаков бесхозяйной, может возникнуть лишь право муниципальной собственности, в связи с чем, иных лиц указанное право отсутствует.
Вместе с этим, для принятия на учет недвижимого имущества в качестве бесхозяйной недвижимой вещи должны быть представлены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник не известен, или от права собственности на него собственник отказался, отсутствуют притязания на объект либо фактическое владение данным имуществом каким-либо лицом.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.07.2013 г. N 1150/13, отсутствие государственной регистрации права собственности какого-либо лица на объект само по себе не может являться основанием для признания его бесхозяйным. При этом не принятое на учет в ЕГРН недвижимое имущество не может быть признано бесхозяйным при наличии хотя бы одного из обстоятельств: правопритязание на объект недвижимого имущества, фактическое владение данным имуществом каким-либо лицом.
В соответствии с п. 4 ст. 132 Федерального закона от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" объекты коммунальной инфраструктуры, относящиеся к системам жизнеобеспечения, в числе прочих, подлежат продаже путем проведения торгов в форме конкурса в порядке, установленном ст. 110 указанного закона.
Поскольку обращение истца в орган местного самоуправления не является безусловным основанием для признания такого участка тепловой сети бесхозяйным и понуждения органа местного самоуправления к совершению действий по постановке спорных электрических сетей на учет, т.к в данном случае заявитель требует принудить ответчика Префектура СВАО города Москвы использовать свое субъективное право, предусмотренное ст. 225 ГК РФ, что недопустимо в силу п. 1 ст. 9 ГК РФ, согласно которой граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права, оспариваемым бездействием Префектуры СВАО города Москвы не могут быть нарушены права и законные интересы истца, поскольку закон гарантирует надежность обеспечения его, как потребителя, тепловой энергией соответствующего качества независимо от того, определен ли собственник тепловых сетей, а решение вопроса о принадлежности спорных сетей не может быть осуществлено посредством обязания муниципального органа совершить действия, направленные на признание их бесхозяйным имуществом и последующее получение их в муниципальную собственность вопреки воле органа местного самоуправления и в отсутствие для этого правовых оснований, акт разграничения балансовой принадлежности является одним из документов, фиксирующих подключение к системам теплоснабжения, в котором указываются границы раздела тепловых сетей, границы эксплуатационной ответственности сторон, границы балансовой принадлежности электросетей и т.д, акт разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон, согласованный сторонами в подписанном ранее договоре теплоснабжения, является действующим, поскольку объекты истца свое местоположение не изменяли, реконструкция объектов недвижимости либо тепловых сетей не производилась, точки подключения также не изменялись, кроме того, истцом в материалы дела не представлено доказательств того, является ли спорный участок тепловой сети объектом недвижимого имущества, соответствующих ходатайств о проведении экспертизы не заявлял, суд первой инстанции правомерно в удовлетворении исковых требованиях полностью отказал.
Апелляционный суд соглашается с данными выводами суда первой инстанции.
Правовых оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, у апелляционного суда не имеется.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права, а лишь указывают на несогласие с оценкой судом доказательств.
Судом первой инстанции исследованы обстоятельства, имеющие значение для настоящего дела, которым дана надлежащая оценка доводам сторон и имеющимся в деле доказательствам.
С учетом изложенного, апелляционный суд считает, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, в связи с чем, апелляционная жалоба по изложенным в ней основаниям удовлетворению не подлежит.
Расходы по уплате госпошлины за подачу апелляционной жалобы распределяются судом в порядке ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 4, 9, 49, 65-66, 110, 123, 156, 176, 266-268, п.1 ст. 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый Арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 31 мая 2023 года по делу N А40-228423/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Г.С. Александрова |
Судьи |
Н.И. Левченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-228423/2022
Истец: ООО "АССОЦИАЦИЯ ДЕЛОВОГО СОТРУДНИЧЕСТВА"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ, ДЕПАРТАМЕНТ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА ГОРОДА МОСКВЫ, ПРЕФЕКТУРА СЕВЕРО-ВОСТОЧНОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА ГОРОДА МОСКВЫ, УПРАВА РАЙОНА ОТРАДНОЕ ГОРОДА МОСКВЫ
Третье лицо: ПАО "МОСКОВСКАЯ ОБЪЕДИНЕННАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ", УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ