г. Москва |
|
28 сентября 2023 г. |
Дело N А40-30832/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 сентября 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.А. Ким,
судей В.В. Валюшкиной, Т.В. Захаровой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем А.А. Елмановой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 26 июня 2023 года по делу N А40- 30832/2023,
по иску Акционерного общества "Первая грузовая компания" (ОГРН: 1137746982856, ИНН: 7725806898)
к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" ОГРН: 1037739877295, ИНН: 7708503727)
о взыскании неосновательного обогащения,
при участии в судебном заседании:
от истца: Смирнова Л.А. по доверенности от 13.04.2022,
от ответчика: Колыбалов С.В. по доверенности от 23.11.2020.
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Первая грузовая компания" обратилось в арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" о взыскании 1 227 089 руб. 97 коп.
Оценив доводы и возражения сторон в совокупности с представленными доказательствами, руководствуясь ст.ст. 8, 12, 307-310, 314, 395, 401, 431, 784, 785, 790, 1102, 1107 ГК РФ, статьями 9, 41, 65-68, 70, 71-75, 110, 112, 123, 156, 159, 167-171, 176, 180-182 АПК РФ решением от 26 июня 2023 г. суд первой инстанции иск удовлетворил.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил указанное решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, в обоснование отмены ссылался на то, что судом не применена ст. 148 АПК РФ иск подлежал оставлению без рассмотрения, суд необоснованно применил ст. 27 ФЗ "О железнодорожном транспорте в РФ", применив к расчетам московское время, судом не учтены нормы о моратории на начисление санкций.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте www.kad.arbitr.ru в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме. Считает решение суда незаконным и необоснованным, просит решение суда отменить.
Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам, изложенным в отзыве. Считает решение суда законным и обоснованным, доводы апелляционной жалобы несостоятельными.
Девятый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы.
Судом установлено, между Акционерным обществом "Первая грузовая компания", (ОГРН 1137746982856, далее - АО "ПГК", Истец) и Открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, далее - ОАО "РЖД", Ответчик) заключен договор N 948-жд от 21.01.2015 (далее - Договор).
Согласно п. 1.1. предметом Договора являются взаимоотношения Сторон, связанные с организацией расчетов и оплатой Клиентом (АО "ПГК") провозных платежей, сборов, тарифов, иных причитающихся ОАО "РЖД" платежей при перевозках грузов и/или порожних вагонов в экспортном, импортном, транзитном и внутригосударственном сообщениях.
В соответствии с п. 1.2 Договора АО "ПГК" присвоен код плательщика 1000231777, указываемый в перевозочных и иных документах (далее - "ЕЛС").
В соответствии с условиями Договора, истец, как Клиент, обеспечивает наличие денежных средств на своем едином лицевом счете (ЕЛС) открытом в Центре фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) ОАО "РЖД", достаточных для оплаты причитающихся ОАО "РЖД" платежей, а Ответчик обязуется осуществлять согласование перевозок грузов, и с согласия Клиента оплачивать перевозку грузов, производить списание денежных средств с ЕЛС АО "ПГК", в качестве оплаты причитающейся ОАО "РЖД" платежей, при этом проверив правильность сумм провозных платежей.
Основанием для проведения расчетов и взыскания ОАО "РЖД" платежей, является указание кода плательщика в перевозочных документах.
ОАО "РЖД" неправомерно списало с ЕЛС АО "ПГК" провозную плату по накладным N N 32646040, ЭС747471, ЭС773662, ЭТ000026, ЭТ047545, ЭТ047546, ЭТ047547, ЭТ049766, ЭТ117755, ЭТ117756, ЭТ117902, ЭТ165597, ЭТ177160, ЭТ197617, ЭТ207942, ЭТ237794, ЭТ237795, ЭТ237803, ЭТ248225, ЭТ252644, ЭТ290124, ЭТ336961, ЭТ345129, ЭТ365802, ЭТ384909, ЭТ394092, ЭТ394094, ЭТ396267, ЭТ396526, ЭТ396633, ЭТ400999, ЭТ401263, ЭТ401264, ЭТ401265, ЭТ455560, ЭТ457445, ЭТ457455, ЭТ477171, ЭТ477194, ЭТ477210, ЭТ477303, ЭТ477365, ЭТ477550, ЭТ477661, ЭТ477761,ЭТ477778, ЭТ477806, ЭТ477837, ЭТ477947, ЭТ477983, ЭТ478045, ЭТ478146, ЭТ479115, ЭТ479153, ЭТ479218, ЭТ497694, ЭТ497698, ЭТ497701, ЭТ497709, ЭТ497725, ЭТ519168, ЭТ519175, ЭТ534148, ЭТ537630, ЭТ537633, ЭТ541152, ЭТ546932, ЭТ548933, ЭТ548934, ЭТ548935, ЭТ573304, ЭТ583318, ЭТ583467, ЭТ595662, ЭТ595922, ЭТ596046, ЭТ596177, ЭТ596281, ЭТ596401, ЭТ597654, ЭТ597730, ЭТ597800, ЭТ597871, ЭТ597959, ЭТ598043, ЭТ598114, ЭТ598184, ЭТ600354, ЭТ600914, ЭТ600947, ЭТ601894, ЭТ603098, ЭТ605677, ЭТ614086, ЭТ614666, ЭТ614904, ЭТ617342, ЭТ618510, ЭТ618521, ЭТ618522, ЭТ618523, ЭТ618528, ЭТ618532, ЭТ618537, ЭТ618541, ЭТ618543, ЭТ618544, ЭТ618559, ЭТ619450, ЭТ619536, ЭТ619642, ЭТ620006, ЭТ620279, ЭТ625039, ЭТ625601, ЭТ625645, ЭТ361677, ЭТ398548, ЭТ398622, ЭТ468543, ЭТ477193, ЭТ490429, ЭТ572196, ЭТ596917, ЭТ600067, ЭТ602593, ЭТ603108, ЭТ623081, ЭТ623165, ЭТ623223, ЭТ623233, ЭТ623237, ЭТ623251, ЭТ306730, ЭТ306736, ЭТ440459, ЭТ440542, ЭТ441103, ЭТ476459, ЭТ569347, ЭТ569350, ЭТ569357, ЭТ569359, ЭТ572524, ЭТ610194, ЭТ623214, ЭТ623218, ЭТ623224, ЭТ623227, ЭТ623231, ЭТ623232, ЭТ623240, ЭТ623241, ЭТ623243,ЭТ623247, ЭТ623693, ЭТ623732, ЭТ628275, ЭТ569345, указанным также в расчете исковых требований, в размере 1 194 447,20 рублей за перевозки в мае 2022 года.
Согласно заключенному между АО "ПГК" и ОАО "РЖД" Соглашению об оказании информационных услуг и предоставлении электронных сервисов в сфере грузовых перевозок (утв. ОАО "РЖД" 18.12.2017 N 2633р), по заявлению о присоединении N4/39/ЦФТО ЭОД 18 от 29.12.2017 оформление перевозочных документов осуществляется путем обмена электронными документами, подписанными электронной цифровой подписью (ЭЦП) в автоматизированной системе ЭТРАН.
В соответствии со ст. 25 УЖТ РФ ОАО "РЖД" предъявлены спорные накладные. Указанные транспортные железнодорожные накладные и выданные на ее основании перевозчиком грузоотправителю квитанции о приёме груза подтверждают заключение договора перевозки груза.
Согласно п. 5 Постановления Правительства РФ от 08.01.1992 N 23 "О порядке исчисления времени на территории РФ" движение железнодорожного, водного и междугородного автомобильного транспорта, открытого для общего пользования, а также работа междугородной телефонной и телеграфной связи на территории Российской Федерации производится по московскому времени.
В соответствии со ст. 27 Федерального Закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" на территории РФ применяется единое учетно-отчетное время - московское.
Согласно п. 2.6 Правил исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, утв. Приказом Минтранса РФ от 07.08.2015 N 245 (ред. от 28.12.2017), расчетный срок приема груза и порожних вагонов к перевозке и прибытия на железнодорожную станцию назначения определяется по московскому времени.
Размер провозной платы рассчитывается исходя из тарифов, установленных Постановлением ФЭК России от 17.06.2003 N 47-т/5 "Об утверждении Прейскуранта N10-01 "Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые Российскими железными дорогами".
Спорные перевозки оформлены в электронном виде, подписаны ЭЦП и приняты Ответчиком 31.05.2022 года по московскому времени.
Согласно Приказу ФАС от 10.12.2015 N 1226/15 "Об индексации ставок тарифов, сборов и платы за перевозку грузов и услуги по использованию инфраструктуры при перевозках грузов, выполняемые (оказываемые) ОАО "Российские Железные Дороги" установлены следующие индексы к базовым ставкам тарифов, сборов и платы за перевозку грузов и услуги по использованию инфраструктуры при перевозках грузов, расчеты за которые осуществляются в соответствии с Прейскурантом N 10-01:
Перевозчик ОАО "РЖД" при расчете тарифа применил местное время, которое отличается от московского времени в большую сторону, вследствие чего были применены повышающие индексы к ставкам Прейскуранта 10-01, действующие с 00 часов 01.06.2022, а именно:
ставки тарифов, сборов и плат раздела 2 части I Прейскуранта N 10 -01, за исключением тарифов, сборов и платы, указанных в пунктах 2-8 таблицы Приложения, а также тарифов на перевозки специальных грузов - 5,3407;
ставки тарифов раздела 2 части I Прейскуранта N 10-01 на перевозки грузов в собственных (арендованных) полувагонах, в зависимости от класса груза: грузов 1 класса - 4,9908; грузов 3 класса - 5,2198.
Так как, спорные перевозки приняты ОАО "РЖД" 31.05.2022 по московскому времени следует применить при расчете тарифа следующие индексы к ставкам тарифа, плат и сборов, действующие с 00 часов 01.01.2022 до 31.05.2022 включительно, согласно Приложению N 1 Приказа ФАС России от 10.12.2015 N 1226/15:
ставки тарифов, сборов и плат раздела 2 части I Прейскуранта N 10-01, за исключением тарифов, сборов и платы, указанных в пунктах 2 - 8 таблицы Приложения, а также тарифов на перевозки специальных грузов - 4,8114;
ставки тарифов раздела 2 части I Прейскуранта N 10-01 на перевозки грузов в собственных (арендованных) полувагонах, в зависимости от класса груза: грузов 1 класса - 4,4962; грузов 3 класса - 4,7025.
Дополнительная целевая надбавка на выполнение капитального ремонта инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования на 2022 год к действующим тарифам, сборам и плате составляет - 1,03.
На основании вышеизложенного, ОАО "РЖД" следовало взыскать тариф провозной платы по ставкам, действующим с 00 часов 01.01.2022 до 31.05.2022 включительно.
Истцом в адрес ответчика была направлена претензия N ИД/ПР/Ю-1148/22 от 01.09.2022, оставленная ответчиком без удовлетворения.
Поскольку досудебный порядок урегулирования спора, инициированный и реализованный истцом, не принес положительного результата, истец обратился в суд с иском.
Исследовав и оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, принимая во внимание конкретные обстоятельства данного дела, руководствуясь положениями действующего законодательства, суд первой инстанции признал исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению, поскольку ОАО "РЖД" неправомерно применены увеличивающие коэффициенты (индексы), применяемые с 01.06.2022 года, в результате чего ОАО "РЖД" неправомерно списало с ЕЛС АО "ПГК" денежные средства в размере 1 194 447,20 руб. Истцом документально доказано наличие обстоятельств, в совокупности свидетельствующее о возникновении неосновательного обогащения на стороне ответчика.
Апелляционный суд отклоняет доводы жалобы на основании следующего.
Довод жалобы о том, что судом первой инстанции не применены ст. 148 АПК РФ, ст. 46 СМГС, ст. 120 УЖТ РФ, а истцом не соблюден претензионный порядок урегулирования спора, подлежит отклонению.
Истцом в адрес ответчика была направлена претензия N ИД/ПР/Ю-1148/22 от 01.09.2022 с расчетом сумм по каждой накладной, имеющаяся в материалах дела, оставленная ответчиком без удовлетворения.
В указанной претензии и приложенном расчете указаны: станция отправления, станция назначения, дорога отправления и дорога назначения, номер накладной, дата накладной, номер вагона, дата и номер счет-фактуры, код груза, сумма провозных платежей по перечням грузовых отправок, сумма провозных платежей, необходимая к оплате, разница между суммой провозных платежей по перечням и необходимой к оплате, причина и основания создания претензии, наименование ошибки, проценты по денежному обязательству по ст.395 ГК РФ.
Согласно Постановлению Пленума Верховного суда РФ от 22 июня 2021 г. N 18 "О некоторых вопросах досудебного урегулирования споров, рассматриваемых в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства" если законом или договором установлен перечень документов и (или) сведений, которые необходимо направить в целях соблюдения досудебного порядка урегулирования спора, то не направление данных документов и (или) несообщение сведений, а также направление (сообщение) их в ненадлежащих форме или количестве не будет свидетельствовать о соблюдении указанного порядка.
Вместе с тем, если истец не смог представить все документы и (или) сведения (далее - документы), предусмотренные федеральным законом или договором для досудебного урегулирования спора, но представленные им документы с очевидностью свидетельствуют о существе и размере заявленных требований либо документы имеются у должника, то досудебное урегулирование спора считается соблюденным.
Таким образом, довод ответчика о не направления подтверждающих документов в адрес ответчика не состоятелен, так как такие документы имеются у ответчика. Более того, направленные истцом документы в адрес ответчика с очевидностью свидетельствуют о существе и размере заявленных требований.
На основании вышеизложенного, претензионный порядок урегулирования спора был соблюден истцом, судом применены соответствующие нормы права, выводы суда первой инстанции являются правомерными и законными, а довод ответчика в данной части не состоятелен.
Истцом в адрес ответчика была направлена претензия N ИД/ПР/Ю-1148/22 от 01.09.2022 с расчетом сумм по каждой накладной, имеющаяся в материалах дела, оставленная ответчиком без удовлетворения.
В указанной претензии и приложенном расчете указаны: станция отправления, станция назначения, дорога отправления и дорога назначения, номер накладной, дата накладной, номер вагона, дата и номер счет-фактуры, код груза, сумма провозных платежей по перечням грузовых отправок, сумма провозных платежей, необходимая к оплате, разница между суммой провозных платежей по перечням и необходимой к оплате, причина и основания создания претензии, наименование ошибки, проценты по денежному обязательству по ст.395 ГК РФ.
Согласно Постановлению Пленума Верховного суда РФ от 22 июня 2021 г. N 18 "О некоторых вопросах досудебного урегулирования споров, рассматриваемых в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства" если законом или договором установлен перечень документов и (или) сведений, которые необходимо направить в целях соблюдения досудебного порядка урегулирования спора, то не направление данных документов и (или) несообщение сведений, а также направление (сообщение) их в ненадлежащих форме или количестве не будет свидетельствовать о соблюдении указанного порядка.
Вместе с тем, если истец не смог представить все документы и (или) сведения (далее - документы), предусмотренные федеральным законом или договором для досудебного урегулирования спора, но представленные им документы с очевидностью свидетельствуют о существе и размере заявленных требований либо документы имеются у должника, то досудебное урегулирование спора считается соблюденным
Таким образом, довод ответчика о не направления подтверждающих документов в адрес ответчика не состоятелен, так как такие документы имеются у ответчика. Более того, направленные истцом документы в адрес ответчика с очевидностью свидетельствуют о существе и размере заявленных требований.
На основании вышеизложенного, претензионный порядок урегулирования спора был соблюден истцом, судом применены соответствующие нормы права, выводы суда первой инстанции являются правомерными и законными, а довод ответчика в данной части не состоятелен.
Довод о том, что судом неправильно применена ст. 27 Федерального Закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", необоснованно не применены подлежащие применению нормы права: пункт 5 постановления Правительства РФ от 08.01.1992 N23 "О порядке исчисления времени на территории Российской Федерации, пункт 2 "Порядка оформления, обработки документов и формирования управленческой и бухгалтерской отчетности на 00 часов 00 минут местного времени", утвержденного распоряжением ОАО "РЖД" N 2601/р от 29.12.2006. Ответчик считает, что указанные нормативные акты не регулируют спорные правоотношения по исчислению тарифа. Однако данное мнение является не состоятельным и подлежит отклонению.
Согласно п. 5 Постановления Правительства РФ от 08.01.1992 N 23 "О порядке исчисления времени на территории РФ" движение железнодорожного, водного и междугородного автомобильного транспорта, открытого для общего пользования, а также работа междугородной телефонной и телеграфной связи на территории Российской Федерации производится по московскому времени.
В соответствии со ст. 27 Федерального Закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" на территории РФ применяется единое учетно-отчетное время - московское.
Согласно п. 2.6 Правил исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, утв. Приказом Минтранса РФ от 07.08.2015 N 245 (ред. от 28.12.2017), расчетный срок приема груза и порожних вагонов к перевозке и прибытия на железнодорожную станцию назначения определяется по московскому времени.
Однако ответчик в жалобе указывает, что положения статьи 27 Федерального закона N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" устанавливают единую систему измерения для организаций железнодорожного транспорта независимо от места их расположения и часового пояса, в котором они находятся, и осуществляют деятельность в целях обеспечения непрерывного скоординированного управления перевозочным процессом. Тем самым подтверждая обоснованное применение данной статьй.
Ответчик приводил пример расчета провозной платы за перевозку порожнего вагона 54101670 по накладной ЭТ000026 сообщением Егозово ЗСБ - Ленинск-Кузнецкий 2 ЗСБ на 01.06.2022.
Тем самым указывая, что производит расчет на 01.06.2022.
Однако в накладной 01.06.2022 - местное время, а 31.05.2022 - московское.
Ответчик при расчете тарифа применил местное время, которое отличается от московского времени в большую сторону, вследствие чего были применены повышающие индексы к ставкам Прейскуранта 10-01, действующие с 00 часов 01.06.2022, а именно - 5,3407
Таким образом сам ответчик неправомерно применил увеличивающий коэффициент (индекс), применяемый с 01.06.2022 года, что является незаконным, противоречащим действующему законодательству.
На основании вышеизложенного, довод ответчика в данной части является не состоятельным, а суд первой инстанции в свою очередь правильно применил нормы материального права.
Постановление Правительства РФ от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" в данных правоотношениях не применим, поскольку правоотношения сторон возникли после ведения моратория, то есть после 01.04.2022 года, на основании изложенного данные платежи являются текущими, что связано с наличием у обеих сторон возможности при установлении обязательств учесть текущую экономическую ситуацию, что также соотносится с положениями подпункта 2 пункта 3 статьи 9.1 и абзаца 1 пункта 1 статьи 63 Федерального закона от 26.10.2022 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", допускающего начисление неустойки и иных финансовых санкций на текущие платежи в делах о банкротстве.
Заявителем апелляционной жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего спора по существу, апелляционным судом не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 26 июня 2023 года по делу N А40-30832/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.А. Ким |
Судьи |
В.В. Валюшкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-30832/2023
Истец: АО "ПЕРВАЯ ГРУЗОВАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"