г. Москва |
|
29 сентября 2023 г. |
Дело N А40-274555/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 сентября 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: Александровой Г.С.
судей: Левченко Н.И., Мезриной Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарём Воргулевой А.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ООО "Линком-1", Департамента городского имущества города Москвы, Правительства Москвы
на решение Арбитражного суда города Москвы от 21 июня 2023 года
по делу N А40-274555/22, принятое судьей Коноваловой Е.В.
по иску ООО "Линком-1" (ИНН 7733067866, ОГРН 1027739448868)
к Департаменту городского имущества города Москвы
(ИНН 7726639745, ОГРН 1037739510423)
третье лицо: Правительство Москвы
о признании права на имущественную поддержку,
при участии в судебном заседании:
от истца: Астафьев И.С. по доверенности от 09.03.2022 г., диплом ВСГ 027045 от 22.03.2006;
от ответчика и третьего лица: Пелевина Е.А. по доверенностям от 20.02.2023 и 01.03.2023, диплом 107714 1128315 от 13.07.2017;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Линком-1" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Департаменту городского имущества города Москвы (далее - ответчик) об обязании ответчика предоставить имущественную поддержку в виде установления льготной ставки арендной платы за нежилое помещение по договору аренды нежилого помещения N 09-00396/05 от 08.07.2005 за период с 01 сентября 2019 года по 31 декабря 2019 года исходя из ставки арендной платы в размере 4.500 руб. за кв.м. в год, с 01 января 2020 года по 31 декабря 2020 года - 4.750 руб. за кв.м в год, с 01 января 2021 года по 31 декабря 2021 года - 4.750 руб. за кв.м в год.
В обоснование исковых требований истец ссылается на то, что является субъектом малого предпринимательства, в связи с чем на основании пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса РФ, пунктов 1 и 5 Постановления Правительства Москвы от 25 декабря 2012 г. N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы", части 1 статьи 16 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", пункта 1 части 1 статьи 18 Закона города Москвы от 26 ноября 2008 г. N 60 "О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве", имеет право на применение льготной ставки арендной платы, однако, ответчик в установлении такого размера неправомерно отказал.
К участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено: Правительство Москвы.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 21 июня 2023 года исковые требования удовлетворены частично. Суд признал за арендатором право на применение в период с 01.01.2020 по 31.12.2020 льготной ставки в размере 4.750 руб. за кв.м в год по договору аренды от 08.07.2005 N 09-003396/05. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, истец, ответчик и третье лицо обратились в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами.
В своей апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить в отказанной части, требования по иску полностью удовлетворить, по основаниям, изложенным в жалобе. По доводам апелляционной жалобы ответчика и третьего лица возражал, отзыв на апелляционную жалобу не представил.
В своей апелляционной жалобе Департамент городского имущества города Москвы, Правительство Москвы просят решение суда отменить в удовлетворенной части, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме, по основаниям, изложенным в жалобе, по доводам апелляционной жалобы истца возражал, отзыв на апелляционную жалобу не представили.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в порядке ст. ст. 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, оценив объяснения лиц, участвующих в деле, считает, что обжалуемое решение суда подлежит изменению, исходя из следующего.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, между ответчиком (арендодатель) и истцом (арендатор) заключен договор аренды нежилого помещения от 08.07.2005 N 09-00396/05 площадью 54,40 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, Планерная, д. 7 корп. 1. Помещение предоставлено для размещения парикмахерской.
Согласно п. 2.1 договора срок действия договора установлен с 01.07.2005 г. по 28.06.2006. Договор заключен без проведения торгов.
В договоре указано, что он заключен на основании договора аренды N 9-352/00 от 25.07.2000. Доказательств, что договор заключен по результатам торгов, в дело не представлено. Ответчиком не оспаривается, что помещение передано истцу в аренду без торгов.
18.08.2015 сторонами на основании частей 9 и 10 ст. 17.1 ФЗ от 26.07.06 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" заключено дополнительное соглашение о продлении срока действия договора до 30.06.2020. Ставка арендной платы установлена в размере 13.272 руб. за кв.м в год на основании заключения об определении рыночной стоимости права аренды.
Указанным дополнительным соглашением отменены пункты 2.2-2.3 раздела 2 договора и разделы с 3 по 10, условия договора установлены в редакции дополнительного соглашения (п.3 Дополнительного соглашения от 18.08.2015), что свидетельствует о заключении договора на новый срок, при котором неизменным остался только объект аренды и цели его предоставления.
Согласно п. 5.1 договора в редакции дополнительного соглашения договора от 18.08.2015 г. арендатор обязан вносить арендную плату ежемесячно не позднее 5-го числа текущего месяца, в бюджет города Москвы.
Истец относится к категории субъектов малого и среднего предпринимательства Москвы, в связи с чем, имеет имущественную поддержку со стороны органов исполнительной власти города Москвы.
В силу постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы" субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда, площадью до 300 кв.м, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов предоставляется имущественная поддержка в виде установления ставки арендной платы в размере 4.500 руб. за 1 кв. м в год без учета НДС на 2019 г., 4.750 руб. за 2020 г. и 4750 руб. на 2021 г.
Согласно условиям договора, в случае принятия решения Правительством Москвы о централизованном изменении ставки арендной платы, ставка считается измененной в одностороннем порядке.
Истец с 01.01.2019 г. и по состоянию на 2022 год числится в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства г. Москвы.
Как указывал истец в суде первой инстанции, истец, числясь в Реестре субъектов малого и среднего предпринимательства г. Москвы, был лишен права на применение льготной ставки арендной платы по арендуемому объекту недвижимости, что является неправомерным и противоречит нормам законодательства.
Истец обратился с заявлением в Департамент о предоставлении имущественной поддержки на указанный период. Однако, ответчик отказал истцу в предоставлении имущественной поддержки.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с соответствующими исковыми требованиями.
Суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, установив, что истец доказал правовые основания для применения к нему льготной ставки арендной платы, статус микропредприятия истцом не утрачен, истец относится к категории субъектов малого и среднего предпринимательства Москвы, требование по иску частично удовлетворил и признал за арендатором право на применение льготной ставки в размере 4.750 руб. за кв.м в год на период с 01.01.2020 г. по 31.12.2020 г.
В удовлетворении права арендатора на применение льготной ставки на 2019 г. и 2021 г. отказал, т.к вступившим в законную силу решением Арбитражного суда г. Москвы от 17.01.2023 г. по делу N А40-26477/19 суд установил наличие переплаты арендатора на 01 апреля 2018 г. в размере 1.587.021 руб. 83 коп.
Апелляционный суд соглашается с данными выводами суда первой инстанции.
В применении права арендатора на применение льготной ставки на 2021 г. суд отказал, т.к в этот период с истцом как арендатором договор был перезаключен на условиях ч.9 ст. 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", то с 01.01.2021 г. действие п. 1 постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП на правоотношения сторон по таким договорам в виде предоставления имущественной поддержки в виде льготой ставки арендной платы в размере 4.750 руб. за 1 кв.м площади в год не распространяются, без обращения в Межведомственную комиссию по предоставлению имущественной поддержки в виде установления ставки арендной платы, указанной в пункте 1(1) постановления Правительства Москвы 800-ПП и удовлетворении иска в этой части отказал.
Между тем, судом первой инстанции не учтено следующее.
Истец является субъектом малого предпринимательства и арендует помещения площадью менее 300 кв.м. по договору аренды нежилого фонда N 09-00396/05 от 08.07.2005 г. площадью 54,40 кв.м. заключенного в редакции дополнительного соглашения к нему от 18.08.2015 г. о продлении срока действия договора до 30.06.2020 г.
При этом, само по себе заключение истцом и Департаментом дополнительного соглашения о продлении срока аренды, и последующее возобновление срока действия договора на неопределенный срок в соответствии с ч. 9 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" не исключило при определении размера арендной платы по договору аренды предоставление имущественной поддержки в виде установления льготной арендной ставки. Такой правовой подход по применению положений законодательства о поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства (в том числе нормативно-правовых актов Москвы) соответствует правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определениях Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 01.10.2020 N 305-ЭС20-1800, 305-ЭС19-26856, от 23.10.2020 N 305-ЭС20-4888, 305-ЭС20-7258.
В силу чего, применение льготной ставки арендной платы по договору аренды сохранилось и на 2021 г.
Доводы Департамента городского имущества города Москвы, Правительства Москвы об отсутствии оснований применения к арендатору льготной ставки арендной платы без наличия решения Межведомственной комиссии в спорный период, апелляционным судом отклоняются как необоснованные и противоречащие сложившейся судебной практики по рассматриваемому вопросу исходя из установленных фактических обстоятельств данного спора; Департамент городского имущества города Москвы и Правительство Москвы не представили доказательств, подтверждающих, что арендатор перестал отвечать критериям, которые установлены для применения льготной ставки, утратил статус субъекта малого предпринимательства либо превысил лимит площади арендуемых объектов в соответствующий период с 01.01.2021 г.
В Постановлении N 800-ПП приведен исчерпывающий перечень оснований, при которых субъекты малого предпринимательства утрачивают право на льготную арендную плату (в случае выявления нецелевого использования помещений, наличия задолженности по арендной плате, передачи без согласия арендодателя помещений в субаренду).
При этом ответчик не доказал, что истец допустил какие-либо нарушения, являющиеся основанием утраты права на льготную арендную плату, либо перестал соответствовать критериям получения льготы.
Изменение редакции п. 1.1 Постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 г. N 800-ПП (в редакции Постановления Правительства Москвы от 16.12.2020 г.) не является основанием утраты права применения льготной ставки на 2021 г.
В силу изложенного, принимая во внимание конкретные обстоятельства настоящего дела, разъяснения (правовые позиции в т.ч. изложенной в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 18 апреля 2022 г. N 305-ЭС22-3695) по рассматриваемому вопросу, содержащиеся в вышеуказанных Определениях Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводом суда первой инстанции, т.к истец имеет право на имущественную поддержку на спорное арендуемое помещение, которое сохранилось за истцом на 2021 г.
При таких обстоятельствах, требование по иску о признании за истцом права на применение льготной ставки аренды за период с 01.01.2021 г. по договору аренды N 09-00396/05 от 08.07.2005 г. в размере 4.750 руб. за 1 кв.м в год, подлежит удовлетворению.
Довод ответчика и третьего лица о том, что у истца отсутствует право на применение льготной ставки, т.к истец не обращался с заявление в МВК о предоставлении льготы, апелляционным судом отклоняется, поскольку право на применение льготной ставке по оплате арендной платы возникло у истца на основании принятых Правительством Москвы нормативных актов, а само предоставление льготы напрямую обусловлено площадью арендованного помещения не более 300 кв.м.
При этом, ответчиком не представлено доказательств несоответствия истца критериям, указанным в постановлении Правительства Москвы от 25.12.2012 г. N 800-ПП, для предоставления льготной арендной ставки.
Довод жалобы о том, что у истца имелась задолженность в виду невнесения арендной платы, в связи с чем, истец утратил право на применение льготы по оплате арендной платы, апелляционным судом отклоняется, поскольку указанное документально ответчиком не подтверждается.
На основании изложенного, решение суда подлежит отмене в части отказа в применении льготной ставки на 2021 г. по основаниям, изложенным выше. В остальной части решение суда подлежит оставлению без изменения.
Расходы по уплате госпошлины по иску и за подачу апелляционной жалобы распределяются судом в порядке ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пропорционально удовлетворенным требованиям.
Руководствуясь ст. ст. 4, 9, 65 - 66, 110, 170, 176, 266 - 268, п. 2 ст. 269, ч. 2 ст. 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 21 июня 2023 года по делу N А40-274555/22 изменить, изложив резолютивную часть в следующей редакции.
Признать за ООО "Линком-1" (ИНН: 7733067866) право на применение льготной ставки в период с 01.01.2020 г. по 31.12.2020 г. и в период с 01.01.2021 г. по 31.12.2021 г. в размере 4.750 руб. за 1 кв.м в год по договору аренды от 08.07.2005 г. N 09-003396/05.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Взыскать с Департамента городского имущества города Москвы в пользу ООО "Линком-1" расходы по оплате государственной пошлины по иску в размере 6.000 (шесть тысяч) руб. и по апелляционной жалобе в размере 3.000 (три тысячи) руб.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Александрова Г.С. |
Судьи |
Левченко Н.И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-274555/2022
Истец: ООО "ЛИНКОМ-1"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ