г. Москва |
|
02 октября 2023 г. |
Дело N А41-17601/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 октября 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Боровиковой С.В.,
судей: Бархатовой Е.А., Виткаловой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Топчий К.Б.
в судебном заседании участвуют представители:
от ООО "РИВАС МО" (ИНН 5024058111, ОГРН 1035004461953)- Панова Н.Е. по доверенности от 27.02.2023;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (ОГРН 1047727043561; ИНН 7727270299) - представитель не явился, извещен,
рассмотрев апелляционную жалобу Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 19.07.2023 по делу N А41-17601/23, по заявлению ООО "РИВАС МО" к Управлению Росреестра по Московской области о признании незаконным решения
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "РИВАС МО" (далее- ООО "РИВАС МО") обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление) с требованиями:
1. Признать незаконным решение Управления Росреестра по Московской области, изложенное в уведомлении от 28.12.2022 N КУВД-001/2022-41913716;
2. Обязать Управление Росреестра по Московской области произвести действия по регистрации прав по заявлению от 23.09.2022 N КУВД-001/2022-41913716 по представленным документам в установленном законодательством о регистрации недвижимости порядке и сроки;
3. Обязать Управление Росреестра по Московской области произвести действия по снятию с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 50:11:0020408:10336, расположенного по адресу: Московская область, Красногорский муниципальный район, д. Путилково, площадью 26428 кв.м
Решением Арбитражного суда Московской области от 19.07.2023 по делу N А41-17601/23 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с указанным судебным актом, Управление обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом не полностью исследованы обстоятельства, имеющие значение для дела, а так же неправильно применены нормы материального права
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании апелляционного суда представитель истца против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, сославшись на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя ответчика, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд считает что решение суда первой инстанции надлежит оставить без изменения по следующим основаниям..
Как усматривается из материалов в 2022 году заявителем принято решение о разделе земельного участка с кадастровым номером 50:11:0020408:7214 площадью 18 942 кв.м. по адресу: Московская область, Красногорский муниципальный район, сельское поселение Отрадненское, д. Путилково, с сохранением в измененных границах и образованием нового земельного участка площадью 3 377 кв.м.
23.09.2022 заявитель обратился в Управление Росреестра по Московской области с заявлением об осуществлении действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав в связи с принятием указанного решения.
Уведомлением Управления от 28.09.2022 N КУВД-001/2022-41913716/1 заявителю сообщено о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на основании п.п. 7, 20, 26 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации) в связи с обнаружением пересечения с земельным участком с кадастровым номером 50:11:0020408:10336, непредставлением заявителем документа, подтверждающего полномочия лица, подписавшего решение о разделе земельного участка с кадастровым номером 50:11:0020408:7214 действовать от имени ООО "Ривас МО", а также нарушением требований к форме и содержанию межевого плана, утвержденных Приказом Росреестра от 14.12.2021 NП/0592 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке", в том числе:
- в нарушение п.53 Требований в представленном межевом плане не указаны предельные минимальный и максимальный размеры, соответствующие виду разрешенного использования земельного участка, в реквизите "4" раздела "Сведения об образуемых земельных участках", в реквизите "3" раздела "Сведения об уточняемых земельных участках" указываются на основании документов, устанавливающих такие размеры в соответствии с действующим законодательством. Сведения о таких документах указываются в разделе "Исходные данные". Согласно информации предоставленной в порядке межведомственного информационного взаимодействия, предусмотренного статьей 32 Закона о регистрации, Главным Управлением архитектуры и градостроительства Московской области земельный участок с кадастровым номером 50:11:0020408:7214 расположен в зоне Ж-1.1 "Ж-1-1 Зона многоквартирной жилой застройки" на основании правил землепользования и застройки городского округа Красногорск Московской области. Вместе с этим, вид разрешенного использования исходного земельного участка не предусмотрен списком основных видов разрешенного использования данной территориальной зоны, в связи с чем определить минимальный и максимальный размер земельного участка не представляется возможным, до приведения в соответствии с градостроительным зонированием, принятым в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
- в нарушение п. 76, 77 Требований чертеж оформляется в масштабе, обеспечивающем читаемость местоположения характерных точек границ земельных участков. Чертеж составляется таким образом, чтобы в поле его изображения отображались все образуемые и(или) уточняемые земельные участки, а также части земельных участков. Допускается показывать местоположение отдельных характерных точек границ (частей границ) в виде выносок или врезок, оформляемых на отдельных листах в составе Чертежа; - в нарушение п. 74, 75 Требований раздел "Схема расположения земельных участков" подготовлен не надлежащим образом.
Отсутствуют сведения о границе земельного участка, в отношении которого проводятся кадастровые работы, а также смежных с ним земельных участков; границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов (при необходимости); границы кадастрового деления (для земельных участков, занятых линейными и тому подобными сооружениями, а также если земельный участок располагается в нескольких кадастровых кварталах либо земельный участок примыкает к границе кадастрового деления); границы территориальных зон, зон с особыми условиями использования территории, территорий объектов культурного наследия (если земельный участок располагается в границах такой зоны или территории).
Схема оформляется на основе сведений ЕГРН об определенной территории, содержащих картографические изображения, либо с использованием картографического материала. При этом изображение должно обеспечивать читаемость Схемы, в том числе местоположения земельного участка, в отношении которого проводятся кадастровые работы. Схема предназначена для отображения местоположения земельных участков Относительно смежных земельных участков, границ кадастрового деления (для земельных участков, занятых линейными и тому подобными сооружениями, а также если земельный участок располагается в нескольких кадастровых кварталах либо земельный участок примыкает к границе кадастрового деления), природных, объектов и (или) объектов искусственного происхождения (если отдельные части границы земельного участка совпадают с местоположением внешних границ таких объектов и сведения о таких объектах содержатся в ЕГРН), Земель общего пользования, земельных участков общего пользования территорий общего пользования; - имеются противоречивые сведения в части указания земельного участка, посредством которого осуществляется доступ к образуемым земельным участкам.
Согласно сведений ЕГРН, образуемый земельный участок не имеет непосредственного доступа к земельному участку 50:11:0020408:7175; в нарушение п.26 ч.1 ст.26 Закона о кадастре доступ (проход или проезд от земельных участков общего пользования) к образуемому или измененному земельному участку не будет обеспечен, в том числе путем установления сервитута.
Уведомлением от 28.12.2022 N КУВД-001/2022-41913716/4 обществу отказано в государственном кадастровом учете и государственной регистрации.
Считая указанный отказ незаконным, истец; обратился с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, исходил из того, что спорное здание не существует как объект недвижимого имущества.
Оспаривая решение суда первой инстанции по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе Управление указывает на то, что решение суда необоснованное.
Апелляционный суд не может согласиться с доводами апелляционной жалобы в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Удовлетворение требования о признании ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным или его решения, действия (бездействия) незаконным возможно при установлении несоответствия названных акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса).
В соответствии с ч. 7 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
В силу пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином Государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно части 1 статьи 21 Закона о регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые, для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено данным Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Согласно ч. 1 ст. 29 Закона о регистрации государственная регистрация прав включает в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав (пункт 3).
При этом понятие "правовой экспертизы" представленных на государственную регистрацию документов в соответствии со ст. 29 Закона о регистрации представляет собой проверку на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Правовая экспертиза не затрагивает содержание гражданского права, а лишь удостоверяет юридическую силу правоустанавливающих документов.
В соответствии со статьей 27 Закона о регистрации в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
В рассматриваемом споре отказ регистрирующего органа был мотивирован тем, что не устранены замечания, послужившие основанием для приостановления государственной регистрации.
Обосновывая приостановление, Управление указывало на основания, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации.
Вместе с тем, приостанавливая регистрацию по указанным мотивам, а в последующем отказывая в регистрации, Управление не учло следующее. Заявитель являлся собственником земельных участков с кадастровыми номерами 50:11:0020408:7214 площадью 18 942 кв.м. (запись о государственной регистрации права собственности N 50-50/001-50/062/007/2016-5042/5 от 09.12.20216) и 50:11:0020408:7215 (в настоящее время право собственности ООО "Ривас МО" прекращено) площадью 7 486 кв.м., расположенных по адресу: Московская область, Красногорский муниципальный район, д. Путилково.
На основании решения собственника об объединении указанных земельных участков в 2017 образован земельный участок с кадастровым номером 50:11:0020408:10336 по адресу: Московская область, Красногорский муниципальный район, д. Путилково, площадью 26428 кв.м. Дата постановки на кадастровый учет 24.11.2017.
Согласно части 3 статьи 41 Закона о регистрации снятие с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения прав на исходные объекты недвижимости осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом и государственной регистрацией прав на все объекты недвижимости, образованные из таких объектов недвижимости.
Согласно п. 2 ч. 3 ст. 14 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с образованием объекта недвижимости.
Однако регистрация права собственности заявителя на земельный участок с кадастровым номером 50:11:0020408:10336 одновременно с государственным кадастровым учетом данного земельного участка не была осуществлена.
Сведения о зарегистрированных правах в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:11:0020408:10336 в ЕГРП отсутствуют (выписка из ЕГРП на 17.05.2022), а преобразуемые на тот момент земельные участки 50:11:0020408:7214, 50:11:0020408:7215 с государственного кадастрового учета не сняты.
Кроме того, не произведена государственная регистрация прекращения права собственности ООО "Ривас МО" на преобразуемые земельные участки.
Случаи, при которых Законом о регистрации предусматривается снятие с государственного кадастрового учета земельных участков установлены частями 3,14,15,18,19 статьи 41, частями 10, 11 статьи 60, статьей 60.2. частями 3,3.1,3.2 статьи 70 Закона о регистрации, а также п. 214 Приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 01.06.2021 N П/0241 "Об установлении порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, формы специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, состава сведений, включаемых в специальную регистрационную надпись на документе, выражающем содержание сделки, и требований к ее заполнению, а также требований к формату специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, в электронной форме, Порядка изменения в ЕГРН сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки, обеспечивающим реализацию части 3 статьи 70 Закона о регистрации.
В иных случаях снятие с государственного кадастрового учета возможно лишь на основании вступившего в законную силу решения суда.
Право собственности ООО "Ривас МО" в силу допущенной непоследовательности регистрационных действий при постановке на государственный кадастровый учет вновь образованного земельного участка 50:11:0020408:10336 не зарегистрировано.
В связи с чем заявитель лишен возможности обратиться с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 50:11:0020408:10336 по основаниям, предусмотренным Законом о регистрации. Управление от 23.12.2022 (исх. N 11-15062/22) сообщило, что земельный участок с кадастровым номером 50:11:0020408:10336 не является преобразуемым, Управлению не представляется возможным снять с государственного кадастрового учета указанный земельный участок.
В связи с тем, что государственный кадастровый учет указанного земельного участка осуществлен в 2017 году, основания для снятия с государственного кадастрового учета земельного участка по основаниям, предусмотренным п. 214 Приказа N П/0241, отсутствуют.
Фактически сложилась ситуация, при которой земельный участок 50:11:0020408:10336 зарегистрирован в государственном кадастровом учете, однако объектом права не является, в хозяйственном обороте не участвует.
Последствия, оформленные в 2017 году решением ООО "Ривас МО" об объединении земельных участков 50:11:0020408:7214, площадью 18 942 кв.м., 50:11:0020408:7215, площадью 7 486 кв.м., наступили лишь в виде государственного кадастрового учета земельного участка 50:11:0020408:10336.
С учетом изложенного у регистрационного органа отсутствуют законные основания для снятия земельного участка с кадастровым номером 50:11;0020408:10336, а в связи с тем, что права заявителя в ЕГРН на данный участок не зарегистрированы, у ООО "Ривас МО" отсутствует возможность совершения предусмотренных законом действий по преобразованию исходного земельного участка 50:11:0020408:7214, площадью 18 942 кв.м., чем нарушаются права и законные интересы заявител.
Относительно довода Управления о том, что на регистрацию не был представлен документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего решение о разделе земельного участка с кадастровым номером 50:11:0020408:7214, действовать от имени ООО "Ривас МО", суд отмечает следующее.
Согласно п. 1 ст. 14 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке. Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются по заявлению собственника, представителя собственника или иного лица, указанного в п. 1 - 3 ст. 15 Закона о регистрации, при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом (п. 4 ст. 15 Закона о регистрации).
В силу части 4 статьи 18 Закона о регистрации к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Согласно части 5 статьи 18 Закона о регистрации не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Закона о регистрации и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Решение о разделе земельного участка 50:11:0020408:7214, собственником которого является заявитель (запись о государственной регистрации права собственности N 50-50/001-50/062/007/2016-5042/5 от 09.12.2016) подписано Генеральным директором ООО "Ривас МО" Духовным Геннадием Лазаревичем. Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления (п. 1, 2 ст. 51 Гражданского кодекса РФ).
Единоличный исполнительный орган общества без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки пп.З п. 3 с. 50 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью". Замечание Управления о непредоставлении документа, подтверждающего полномочия лица, принявшего решение о разделе земельного участка, опровергается данными ЕГРЮЛ и не соответствует требованиям с. 14 Закона о регистрации.
Также подлежат отклонению доводы Управления, указанные в уведомлении о приостановлении государственной регистрации прав, о том, что в межевом плане не указаны предельные минимальный и максимальный размеры, соответствующие виду разрешенного использования земельного участка.
Земельный участок с кадастровым номером 50:11:0020408:7214, расположен в зоне Ж1.1 "Ж-1-1 Зона многоквартирной жилой застройки" на основании правил землепользования и застройки городского округа Красногорск Московской области.
Вид разрешенного использования исходного земельного участка не предусмотрен Списком основных видов разрешенного использования данной территориальной зоны, в связи с чем определить минимальный и максимальный размер земельного участка не представляется возможным, до приведения в соответствии с градостроительным зонированием, принятым в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Согласно статье 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Подпункт 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ устанавливает принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, указанные в данном пункте. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с Классификатором (Приложение к Приказу Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 г. N 540).
При этом согласно части 11 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации Классификатора от 01.09.2014 N 540, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному Классификатору.
До 1 января 2021 года орган 4 местного самоуправления поселения, орган местного самоуправления городского округа обязаны внести изменения в правила землепользования и застройки в части приведения установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными классификатором видов разрешенного использования земельных участков.
При этом проведение публичных слушаний по проекту изменений, вносимых в правила землепользования и застройки, не требуется (п. 12 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ).
Право собственности заявителя на земельный участок с кадастровым номером 50:11:0020408:7214 зарегистрировано 09.12.2016 (запись о государственной регистрации права собственности N 50-50/001-50/062/007/2016-5042/5), вид разрешенного использования земельного участка - комплексное освоение в целях жилищного строительства и рекреации, для строительства жилого комплекса, объектов инфраструктуры и рекреационных целей.
Правила землепользования и застройки (части территории) городского округа Красногорск Московской области территории утверждены Решением Совета Депутатов городского округа Красногорск Московской области от 30.11.2017 N 322/20.
Из Правил землепользования и застройки следует, что градостроительным регламентом для жилых зон территориальная зона Ж-1-1 спорного земельного участка не установлена, как и параметры размеров земельных участков с видом разрешенного использования: "комплексное освоение в целях жилищного строительства и рекреации, для строительства жилого комплекса, объектов инфраструктуры и рекреационных целей" и отсутствует ссылка на то, что предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков подлежат установлению.
Согласно пункту 3 статьи 11.2 ЗК РФ целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Вид разрешенного использования образованного земельного участка: 7214:ЗУ1, указанный в межевом плане, представленном на регистрацию, идентичен разрешенному использованию исходного земельного участка с кадастровым номером 50:11:0020408:7214. Замечание регистрационного органа не мотивировано ссылкой на требования законодательства, требующие определения вида разрешенного использования образованных в результате перераспределения в земельных участков в соответствии с градостроительным регламентом.
Кроме того, ссылаясь на несоответствие вида разрешенного использования образованного земельного участка, указанного в межевом плане, градостроительному регламенту территориальной зоны, регистрирующим органом не учтены положения части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ и пункта 4 статьи 85 ЗК РФ, согласно которым земельные участки, виды разрешенного использования которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Замечания регистрирующего органа о неуказании предельных минимальных и максимальных размеров, соответствующих виду разрешенного использования земельного участка, не основаны на положениях действующего градостроительного и земельного законодательства.
Касаемо нарушений Требования по подготовке межевого плана (п.п. 76, 77, 74, 75 Требований к подготовке межевого плана), суд обоснованно указал следующее
В состав Межевого плана, направленного заявителем в приложение к заявлению о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права, включены: Схема у геодезических построений, Схема расположения земельных участков, Чертеж земельных участков и их частей. Чертеж оформляется в масштабе, обеспечивающем читаемость местоположения характерных точек границ земельных участков, составляется таким образом, чтобы в поле его изображения отображались все образуемые и (или) уточняемые земельные участки, а также части земельных участков (п. 76 Требований).
На Чертеже отображаются местоположение существующих, новых и прекращающих существование характерных точек границ, а также частей границ земельных участков, частей земельных участков; обозначения земельных участков, частей земельных участков и характерных точек границ (п. 77 Требований).
Чертеж земельных участков в составе Межевого плана, представленного заявителем, выполнен надлежащим образом и без нарушения действующего законодательства. Регистрирующим органом указано на отсутствие о границе земельного участка, являющегося объектом кадастровых работ, смежных с ним земельных участков; границ муниципальных образований и (или) населенных пунктов; границ природных объектов и (или) объектов искусственного происхождения; границ кадастрового деления (для земельных участков, занятых линейными и тому подобными сооружениями, а также если земельный участок располагается в нескольких кадастровых кварталах, либо земельный участок примыкает к границе кадастрового деления или имеет с ней общие части границ).
Схема расположения земельного участка межевого плана содержит все необходимые границы земельного участка, являющегося объектом кадастровых работ. Требования регистрирующего органа об указании сведений о границах муниципальных образований, населенных пунктов границ кадастрового деления противоречат положениям п. 75 Требований к подготовке межевого плана, устанавливающего необходимость отображения указанных границ только при условии примыкания земельного участка к границе муниципального образования, населенного пункта или границе кадастрового деления.
Согласно сведений ЕГРН, образуемый земельный участок не имеет непосредственного доступа к земельному участку 50:11:0020408:7175; в нарушение п.26 ч. 1 ст. 26 Закона о кадастре доступ (проход или проезд от земельных участков общего пользования) к образуемому или измененному земельному участку не будет обеспечен, в том числе путем установления сервитута.
Согласно заключению кадастрового инженера Савиной Н.А. межевой план подготовлен в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием земельного участка путем раздела земельного участка с кадастровым номером 50:11:0020408:7214, расположенного Московская область, Красногорский муниципальный район, сельское поселение Отрадненское, д. Путилково, с сохранением исходного в измененных границах.
Доступ к образуемому земельному участку 50:11:0020408:7214:ЗУ1 осуществляется через 50:11:0020408:7214, а доступ к изменяемому земельному участку 50:11:0020408:7214 осуществляется через земельный участок 50:11:0020408:7175 (категория - земли населенных пунктов), с расположенным на нем ОКС 50:11:0020408:16190 для строительства внутриквартальных проездов в мкр. Путилково, 1 очередь.
Так как земельные участки принадлежат одному лицу, согласия на обеспечение доступом не требуется.
Учитывая изложенное, заявителем при обращении в Управление полностью соблюдены требования законодательства и предоставлены документы, достаточные для проведения регистрационных действий.
Документы соответствуют требованиям законодательства и отражают информацию, необходимую для осуществления регистрационных действий.
Согласно ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими.
Следовательно, у Управления отсутствовали правовые основания для отказа в осуществлении действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации права в связи с принятием решения о разделе земельного участка с кадастровым номером 50:11:0020408:7214, расположенного по адресу: Московская область, Красногорский муниципальный район, сельское поселение Отрадненское, д. Путилково.
При этом снятие с кадастрового учета объекта недвижимости может явиться также следствием признания незаконными действий регистрирующего органа при осуществлении кадастрового учета объектов недвижимости исходя из правового подхода, приведенного в абзацах 2 и 3 пункта 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав"
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования.
.Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, аналогичны приводимым в суде первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения Арбитражного суда Московской области.
Иное толкование заявителем апелляционной жалобы положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 19.07.2023 по делу N А41-17601/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий |
С.В. Боровикова |
Судьи |
Е.А. Бархатова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.