г. Хабаровск |
|
02 октября 2023 г. |
А04-4353/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 октября 2023 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Вертопраховой Е.В., Швец Е.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ивановой Н.А.
при участии в заседании:
от Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Амурской области: не явились;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области: Кушнер Ж.В., по доверенности от 26.09.2023
от ООО "Охранное агентство "Титан": не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Амурской области
на решение от 29.06.2023 по делу N А04-4353/2023
Арбитражного суда Амурской области
по заявление Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Амурской области
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Амурской области
о признании незаконным решения
третье лицо: Общество с ограниченной ответственностью "Охранное агентство "Титан"
УСТАНОВИЛ:
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Амурской области (далее - ОСФР по Амурской области, фонд) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (далее - управление, УФАС по Амурской области) от 18.04.2023 N АД/284/23 по делу N 028/06/99-196/2023.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Общество с ограниченной ответственностью "Охранное агентство "Титан" (далее - общество).
Решением суда от 29.06.2023 в удовлетворении требования отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, фонд обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил его отменить по мотиву неполного выяснения всех обстоятельств спора, а также неправильным применением норм материального права, регулирующих спорные отношения.
По мнению апеллянта, суд ошибочно посчитал фонд и его территориальные органы входящими в систему государственной власти, и как следствие, не подлежащими его объектов частной охране. Кроме того, указал на ошибочность принятия во внимание судебного решения по делу А04-6706/2022.
Антимонопольный орган в отзыве на жалобу и заседании суда второй инстанции отклонил доводы апеллянта, настаивал на законности судебного акта.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе с учетом опубликования соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, представителей в судебное заседание не направили, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Повторно исследовав материалы дела, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы с учетом отзыва и пояснений представителя управления, Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Из материалов дела видно, что 07.07.2022 государственным заказчиком - Отделением ПФР по Амурской области на электронной площадке РТС-тендер опубликовано извещение N 0223100000622000106 на оказание охранных услуг, и согласно протоколу подведения итогов от 18.07.2022 победителем аукциона признано ООО "Охранное агентство "Титан".
09.03.2023 общество обратилось в антимонопольный орган с заявлением, в котором указало, что оно привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ по факту осуществления охраной деятельности в отношении объекта закупки, объявленной вышеуказанным извещением N 0223100000622000106, в нарушение требований части 3 статьи 11 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", в связи с чем просило провести проверку по факту законности заключения контракта по результатам спорной закупки, и установить, правомерно ли заказчиком установлена возможность осуществления частной охранной деятельности объекта закупки.
Решением комиссии УФАС по Амурской области от 18.04.2023 по делу N 028/06/99-196/2023 по результатам внеплановой проверки соблюдения законодательства РФ о контрактной системе признано в действиях государственного заказчика - Государственного учреждения - отделения пенсионного фонда Российской Федерации по Амурской области, установлено нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Не согласившись с указанным решением, Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Амурской области (правопреемник ГУ - отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Амурской области) обратилось в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В качестве оснований для этого процессуальный закон предусматривает совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному правовому акту и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Арбитражный суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, пришел к выводу об отсутствии совокупности таких условий.
Возражения заявителя апелляционной жалобы направлены на несогласие с данным выводом.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются Законом N 44-ФЗ..
Как установлено частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу частей 1, 2 статьи 24 Закона N 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс в электронной форме, закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме), аукционы (открытый аукцион в электронной форме, закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме), запрос котировок.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ заказчиком при описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно материалам настоящего дела, на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru в разделе рассматриваемой закупки заказчиком выбран код позиции 80.10.12.000-00000002 Услуги частной охраны (Выставление поста охраны).
Правовую основу частной детективной и охранной деятельности составляют Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", другие законы и иные правовые акты Российской Федерации.
На основании части 3 статьи 11 Закона N 2487-1 частная охранная деятельность не распространяется на объекты государственной охраны и охраняемые объекты, предусмотренные Федеральным законом от 27.05.1996 N 57-ФЗ "О государственной охране", а также на объекты, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 N 587 "Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности" утвержден Перечень объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется (далее - Перечень N 587).
В Перечень объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется, включены здания (помещения), строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории, используемые федеральными органами законодательной и исполнительной власти (за исключением зданий (помещений), строений, сооружений, прилегающих к ним территорий Управления делами Президента Российской Федерации, территориальных органов ФНС России, Росприроднадзора, Ростехнадзора, Росалкогольрегулирования, а также зданий (помещений), строений, сооружений, прилегающих к ним территорий Минтранса России и подведомственных ему федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, которым в установленном Правительством Российской Федерации порядке в связи с обеспечением антитеррористической защищенности присвоена категория, кроме первой категории), иными государственными органами Российской Федерации (пункт 1 Перечня).
Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 2122-1 утверждено Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации (России) (далее - Положение N 2122-1, утратило силу с 01.01.2023).
В соответствии с пунктами 1, 2, 3 указанного Положения ПФР является самостоятельным финансово - кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Положением. ПФР и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Денежные средства ПФР не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат. ПФР обеспечивает: целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов, а также финансирование расходов, предусмотренных пунктом 6 настоящего Положения; организацию работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца; организацию и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования", а также организацию и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (России).
Средства ПФР направляются на: выплату в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством, межгосударственными и международными договорами государственных пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы Российской Федерации; выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет; оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам; финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности ПФР и его органов; другие мероприятия, связанные с деятельностью ПФР (пункт 6 Положения).
ПФР выполняет отдельные функции государственного органа с предоставлением государственных услуг с учетом утвержденных административных регламентов в установленной сфере деятельности.
На основании части 1 статьи 5 Закона N 167-ФЗ обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд Российской Федерации.
Пенсионный фонд Российской Федерации обязан обеспечивать целевое использование средств обязательного пенсионного страхования, а также осуществлять контроль за их использованием, в том числе на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 13 Закона N 167-ФЗ).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 3 постановления от 25.06.2001 N 9-П "По делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 года N 1709 "О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы", Пенсионный фонд Российской Федерации выполняет, по сути, функции страховщика, осуществляющего оперативное управление средствами обязательного (государственного) пенсионного страхования, и обеспечивает назначение и своевременную выплату государственных пенсий. Следовательно, Пенсионный фонд Российской Федерации наделен публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию, в том числе по назначению указанных пенсий, именно законом, и такие полномочия, по смыслу статей 7 (часть 2), 10, 11 (часть 1), 15 (часть 2), 39, 45 (часть 1), 71 (пункты "в", "ж"), 72 (пункт "ж" части 1), 78 (часть 1), 110, 114 (пункты "в", "г", "е" части 1) и 115 Конституции Российской Федерации, относятся к сфере функционирования исполнительной власти и ее органов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 14.07.2022 N 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации" (статья 2 действует с 01.01.2023) Фонд создается при Правительстве Российской Федерации в организационно-правовой форме государственного внебюджетного фонда, являющегося типом государственного учреждения.
Фонд может от имени Российской Федерации своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде в рамках компетенции, установленной настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации (пункт 11 статьи 2 Закона N 236-ФЗ).
Статьей 5 Закона N 236-ФЗ (действует с 01.01.2023) установлено, что Фонд осуществляет:
1) назначение и выплату пенсий по обязательному пенсионному страхованию и государственному пенсионному обеспечению;
2) предоставление иных видов обеспечения, устанавливаемых дополнительно к страховым пенсиям и пенсиям по государственному пенсионному обеспечению, а также иных выплат и компенсаций в соответствии с законодательством Российской Федерации;
3) назначение и выплату государственных пособий, обеспечения по обязательному социальному страхованию, иных видов обеспечения, установленных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования;
4) организацию и ведение индивидуального (персонифицированного) учета в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования;
5) организацию инвестирования средств пенсионных накоплений;
6) актуарное оценивание финансового состояния систем обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования, долгосрочное прогнозирование их развития;
7) предоставление государственных гарантий, мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг отдельным категориям граждан, в том числе в рамках оказания государственной социальной помощи;
8) организацию мероприятий в области медицинской, социальной и профессиональной реабилитации застрахованных лиц;
9) иные функции и полномочия, предусмотренные международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таким образом, осуществление Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами публично-властных полномочий, направленных на защиту государственных интересов в сфере государственного регулирования обязательного пенсионного страхования, назначения и выплаты пенсий по государственному пенсионному обеспечению и страховых пенсий в Российской Федерации, относятся к сфере функционирования исполнительной власти и ее органов.
Данная правовая позиция изложена в пункте 17 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2021), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 07.04.2021.
Как следует из документации спорной закупки, объектом является охрана нежилого помещения, используемого Отделением ПФР по Амурской области для выполнения возложенных на него функций.
Следовательно, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что частная охранная деятельность не может распространяться на спорный объект закупки, в связи с чем пришел к выводу, что оспариваемое решение управления соответствует нормам действующего законодательства и не нарушает прав и интересов заявителя.
Ссылка фонда на то, что арбитражным судом не обоснованно принято во внимание судебное решение по делу N А04-6706/2022, которым общество привлечено к ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ, отклоняется апелляционной коллегией, поскольку выводы о том, что отделения пенсионного фонда, не входя в структуру и систему органов государственной власти, выполняют отдельные публично-правовые функции в связи с чем для целей применения пункта 1 Перечня могут быть отнесены к иным государственным органам, не противоречат выводам, сделанным как в рамках настоящего дела, так и рамках дела сложившейся судебно-арбитражной практики в целом.
Иные доводы апеллянта повторяют утверждения, исследованные и правомерно отклоненные судом первой инстанции, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного решения, поскольку не свидетельствуют о нарушении норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 29.06.2023 по делу N А04-4353/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.И. Сапрыкина |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-4353/2023
Истец: Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Амурской области
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Амурской области
Третье лицо: ООО "ОА "Титан", Шестой арбитражный апелляционный суд (4353/23 2 т,3028/23 2т, 3465/23 1т, 7293/20 1т, 3155/23 1т, 7796/22 1т)