г. Москва |
|
02 октября 2023 г. |
Дело N А41-15347/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 октября 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бархатовой Е.А.,
судей Боровиковой С.В., Виткаловой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Алешкевич В.М.,
при участии в заседании:
от ИП Стефанова К.В. - Прунцев В.Ю. по доверенности от 15.03.2023, паспорт, диплом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации городского округа Истра Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 28.06.2023 по делу N А41-15347/23,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Стефанов Константин Владимирович (далее - заявитель, ИП Стефанов К.В., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к администрации городского округа Истра Московской области (далее - заинтересованное лицо, администрация) с требованиями о признании незаконным и отмене Решения от 10.02.2023 N Р001-1177482104-68054842 об отказе в предоставлении государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов" в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:08:0010108:732, обязании осуществить подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:08:0010108:732 в двух экземплярах и их подписание, а также направить проекты указанных договоров для подписания с индивидуальным предпринимателем.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют Комитет по архитектуре и градостроительству МО Главное управление культурного наследия Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 28.06.2023 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с данным судебным актом, администрация обратилась с апелляционной жалобой в Десятый арбитражный апелляционный суд, в которой просит судебный акт отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неправильное применение норм права.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121-124, 153, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителя администрации, третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru, а также на сайте арбитражных судов www.arbitr.ru).
Представитель ИП Стефанова К.В. возражал против доводов заявителя апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее, просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Десятый арбитражный апелляционный суд, в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ, выслушав представителя ИП Стефанова К.В., исследовав материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы администрации.
Как следует из материалов дела, ИП Стефанову К.В. на праве собственности принадлежит объект недвижимого имущества - нежилое здание, с кадастровым номером 50:08:0010108:327, общей площадью 198,5 кв. м, расположенное по адресу: Московская область, р-н Истринский, г. Истра, ул. Ленина, д. 115, что подтверждается сведениями из ЕНГРН (л.д. 12-15).
Также предпринимателю на праве аренды принадлежит земельный участок с кадастровым номером 50:08:0010108:732, общей площадью 6 217+/- 28 кв. м, категории земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - под здание и прилегающую территорию, расположенный под вышеуказанным зданием, что также подтверждается сведениями из ЕГРН.
В целях реализации права на приобретение указанного земельного участка в собственность за плату без проведения торгов, на основании п. 1 ст. 29.20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), предприниматель обратился в администрацию с заявлением о предоставлении государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность без проведения торгов".
Решением администрации от 10.02.2023 N Р001-1177482104-68054842 в предоставлении государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов" отказано.
Основанием для отказа в предоставлении государственной услуги администрацией указано:
- предусмотренное п. 13.2.45 Административного регламента - установленный вид разрешенного использования земельного участка не соответствует его фактическому использованию и Правилам землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Истра Московской области утверждены постановлением администрации городского округа Истра Московской области от 12.05.2021 N 2835/5 (ред. от 17.10.2022 N 10056/10), предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается;
- нахождение отнесение испрашиваемого земельного участка к землям, изъятым из оборота в соответствии со ст. 27 ЗК РФ, со ссылками на сводное заключение Минимущества от 09.02.2023 N 24-О.
Администрация ссылается, что согласно сводной информации Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области N СИ-РГИС-9280787641 от 25.01.2023, а именно Таблице 2:
1. По данным ЗОУИТ по сведениям Росреестра испрашиваемый земельный участок расположен в Зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности объекта культурного наследия федерального значения - ансамбля Ново-Иерусалимского монастыря XVII-XIX вв. (участок 1).
2. Также, согласно Таблице 2 заключения испрашиваемый земельный участок расположен на территории объекта культурного наследия: "Достопримечательное место - Религиозно-историческое место: Русская Палестина: Граница территории объекта культурного наследия: 6216.98 кв. м согласно Приказу Министерства культуры Российской Федерации от 07.09.2017 N 1497 О включении выявленного объекта культурного наследия достопримечательное место "Религиозно-историческое место: Русская Палестина" (Московская область, Истринский район) в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия федерального значения, а также об утверждении границ, требований к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах его территории.
3. Расположен в зоне охраны объектов культурного наследия: Достопримечательное место - Религиозно-историческое место: Русская Палестина: Территория режима реставрационного восстановления утраченных объектов участок 1, индекс Р-1: 311.65 кв. м; Достопримечательное место - Религиозно-историческое место: Русская Палестина: Территория режима реставрационного восстановления утраченных объектов участок 4, индекс Р-1: 5907.95 кв. м; Ансамбль Ново-Иерусалимского монастыря XVII - XIX вв.: Зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности участок 1, индекс Р-2: 6216.98 кв. м согласно Приказа Министерства культуры Российской Федерации от 07.09.2017 N 1497 О включении выявленного объекта культурного наследия -достопримечательное место "Религиозно-историческое место: Русская Палестина" (Московская область, Истринский район).
Не согласившись с указанным решением, заявитель обратилась с рассматриваемым заявлением в Арбитражный суд Московской области.
Исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявления в связи со следующим.
Из анализа норм ст. ст. 198, 200 АПК РФ следует, что для удовлетворения требований заявителя необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: незаконность решения заинтересованного лица и нарушение данным решением прав и законных интересов заявителя.
В силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания законности оспариваемого решения лежит на соответствующем органе. Вместе с тем, в соответствии со ст. 65 АПК РФ, поскольку каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, бремя доказывания наличия факта нарушения оспариваемым решением прав и законных интересов заявителя лежит на последнем.
В соответствии с п. 1 ст. 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;
3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9 - 11 Земельного кодекса Российской Федерации (ст. 39.2 ЗК РФ).
Подпунктом 6 и 7 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ предусмотрено, что без проведения торгов осуществляется продажа: земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных ст. 39.20 ЗК РФ; земельных участков, находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании юридических лиц, указанным юридическим лицам, за исключением лиц, указанных в п. 2 ст. 39.9 настоящего Кодекса;
Из п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ следует, что если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен ст. 39.17 названного Кодекса.
Указанный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
Пунктом 5 указанной выше статьи предусмотрена обязанность уполномоченного органа, рассматривающего заявление, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка проверить наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов и по результатам рассмотрения и проверки совершить одно из следующих действий: осуществить подготовку проекта договора купли-продажи (пп. 1 п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ) либо принять решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных ст. 39.16 названного Кодекса, и направить принятое решение заявителю. В данном решении должны быть указаны все основания отказа (пп. 3 п. 5 ст. 39.17 названного Кодекса).
В соответствии с пп. 6 ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии, в том числе следующего основания: указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.
В силу п. 1 ст. 27 ЗК РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Согласно п. 2 ст. 27 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с пп. 4 п. 5 ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте земельные участки занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями заповедниками.
Согласно Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 73-ФЗ), закона Московской области от 08.02.2018 N 11/2018-O3 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Московской области" и Положения о Главном управлении культурного наследия Московской области, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 11.04.2016 N 287/11, Главное управление является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Московской области в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и, реализующим государственную политику в указанной сфере.
Из материалов дела следует, что согласно представленному в материалы дела Заключению Главного управления культурного наследия Московской области на N Р001-0595367062-59527991 от 25.05.2022, в соответствии с постановлением Правительства Московской области от 22.04.2011 N 363/14 "Об утверждении зон охраны объекта культурного наследия федерального значения - ансамбля Ново-Иерусалимского монастыря XVII-XIX вв. в городе Истре Московской области", земельный участок с кадастровым номером 50:08:0010108:732 по адресу: Московская область, г.о. Истра, г. Истра, ул. Ленина, расположен в границах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности Р-2.
Режим использования земель в границах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности ансамбля Ново-Иерусалимского монастыря: для участков 1, 3, 4, 5, 8, 14 (Р-2) запрещает:
архитектурные решения зданий, резко диссонансные, нарушающие облик и характер сложившейся застройки - по местоположению, размерам, пропорциям, параметрам, чрезмерно активному силуэту, цвету, материалу;
хозяйственную деятельность, оказывающую разрушающее воздействие на застройку и характерную среду;
для участка 1 запрещает:
изменение планировочной структуры, общего характера и масштаба застройки, красных линий кварталов;
изменение ритмичности границ межевания вдоль исторических улиц;
размещение рекламных конструкций вдоль ул. Советской.
Градостроительный регламент в границах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности ансамбля Ново-Иерусалимского монастыря направлен на сохранение доминирующей композиционной роли объекта культурного наследия в облике, панорамах, ландшафте данного места, учитывает основные закономерности сложившейся характерной застройки, масштабное соответствие проектируемой застройки историческому окружению: для участков 1, 3, 4, 5, 8, 14 (Р-2) разрешает:
строительство экологически безопасных объектов и построек высотой до 12 м до конька кровли, уплотнение сложившейся застройки в пределах допустимых норм;
проведение работ по благоустройству и озеленению территории;
прокладку подземных инженерных коммуникаций;
устанавливает особые требования для участка 1 - разрешается размещение жилой застройки усадебного типа с участками не менее 0,1 га с соблюдением характера сложившейся застройки вдоль улицы, с отступом от красной линии 5-10 м, протяженностью построек по фасаду 8-10 м.
Вместе с тем, в соответствии с приказом Министерства культуры Российской Федерации от 07.09.2017 N 1497 "О включении выявленного объекта культурного наследия - достопримечательное место "Религиозно-историческое место: Русская Палестина" (Московская область, Истринский район) в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия федерального значения, а также об утверждении границ, требований к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах его территории" Земельный участок расположен в границах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности (основная часть Земельного участка расположена в регламентном участке с режимом Р-1-4, небольшая часть - с режимом Р-1-1).
В границах режима Р-1 разрешается:
- установление границ территорий объектов культурного наследия регионального значения ("Могила Босова Алексея Петровича (1910 - 1941), танкиста Героя Советского Союза", "Братская могила советских воинов, 1941 г."), выявленного объекта культурного наследия "Церковь святителя Николая (кладбищенская), 1840 - 1850-е гг." в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в сфере государственной охраны объектов культурного наследия;
- сохранение ценных исторических зданий и сооружений ("Дом купца М.С. Судакова", "Дом купца П.С. Звягина", "Дом купца П.И. Бородина", "Здание Городского Училища", "Дом купца Карелина", "Здание земского городского "Народного дома", "Дом Иосифа Патти", "Здание Городской Управы", "Пилоны въездных ворот бывшего Воскресенского приходского училища", "Дом культуры, нач. 1950-х гг.", "Жилые дома, 1950-е гг.");
- строительство в зоне индивидуальной жилой застройки при условии сохранения единой линии застройки и границ земельных участков вдоль проездов;
- строительство на объединенных земельных участках в зоне индивидуальной жилой застройки при условии сохранения ритма застройки вдоль проездов;
- ремонт, реконструкция существующих зданий и сооружений;
- новое строительство экологически безопасных объектов при условии сохранения ценных видовых раскрытий объектов-символов "Русской Палестины";
- проведение работ по благоустройству и озеленению территории, кронирование деревьев с целью восстановления видовых раскрытий Ансамбля Ново-Иерусалимского монастыря и визуальных связей с объектами "Русской Палестины";
- восстановление утраченных элементов исторической планировки улично-дорожной сети города Истры (Воскресенска) Московской области, элементов застройки и благоустройства;
- устройство видовых площадок;
- реконструкция и ремонт дорожной сети;
- прокладка дорог с твердым покрытием.
В границах режима Р-1 запрещается:
- размещение промышленных предприятий, транспортных, складских и других сооружений, эксплуатация которых может повлечь увеличение грузового, транспортного потока, загрязнению воздушного и водного бассейна;
- строительство в индивидуальной жилой зоне с нарушением единой линии застройки и ограждения земельных участков вдоль проездов;
- размещение рекламных конструкций, не связанных с формированием образа "Русской Палестины", вдоль трасс паломнических маршрутов.
В границах регламентного участка Р-1-4 разрешается размещение индивидуальных жилых домов, а также объектов обслуживания населения и инженерной инфраструктуры.
Предельные параметры разрешенного строительства (реконструкции) объектов и требования к строительным материалам для регламентного участка Р-1-4:
- протяженность по фасаду 8 - 10 м;
- высота до конька кровли до 12 м;
- устройство скатных крыш с углом наклона 30° - 40°;
- для хозяйственных построек высота до конька кровли до 4 м;
- материал отделки фасадов - дерево, кирпич, штукатурка;
- площадь застройки участка до 30%;
- высота ограждений земельных участков до 1,5 м.
В границах регламентного участка Р-1-4 запрещается:
- строительство новых многоквартирных жилых домов;
- размещение рекламных конструкций вдоль улицы Советской города Истры Московской области.
В границах регламентного участка Р-1-1 разрешается:
восстановление утраченного объекта-символа "Русской Палестины" - Елеонской часовни;
формирование особого облика Советской улицы города Истры Московской области в качестве главного подъезда к Ансамблю Ново-Иерусалимского монастыря и части паломнического маршрута, включая благоустройство, озеленение, установку информационных знаков и малых архитектурных форм;
возможное изменение названия улицы Советской города Истры Московской области или ее участка на историческое, а также связанное с формированием образа "Русской Палестины".
В границах регламентного участка Р-1-1 запрещается:
размещение сплошных оград по улице Советской города Истры Московской области;
размещение рекламных конструкций, нарушающих видовую перспективу главного подъезда к Ансамблю Ново-Иерусалимского монастыря;
устройство парковок и автостоянок.
В соответствии с Положением о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2015 N 972), в случае распространения на одну и ту же территорию в границах зон охраны объекта культурного наследия разных режимов использования земель и градостроительных регламентов на указанной территории действуют более строгие режимы использования земель и градостроительные регламенты вне зависимости от уровня и даты принятия акта органа государственной власти, утвердившего указанные режимы использования земель, требования к градостроительным регламентам и категории историко-культурного значения объекта культурного наследия.
Таким образом, освоение Земельного участка с кадастровым номером 50:08:0010108:732 по адресу: Московская область, г.о. Истра, г. Истра, ул. Ленина, возможно в строгом соответствии с режимами, утвержденными Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 07.09.2017 N 1497.
Вместе с тем, как верно учтено судом первой инстанции, администрацией нарушений предпринимателем режима, утвержденного Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 07.09.2017 N 1497, не выявлено, в том числе в ходе обследования земельного участка, что подтверждается содержанием акта обследования земельного участка от 30.01.2023 (л.д. 59).
Кроме того, согласно выписке из ЕГРН отсутствуют данные об ограничении обороноспособности земельного участка с кадастровым номером 50:08:0010108:732.
По поводу несоответствия вида разрешенного использования земельного участка, судом первой инстанции обоснованно установлено следующее.
Согласно п. п. 1 и 2 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории: земли, указанные в п. 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Основой правоотношений, регулируемых градостроительным законодательством, является градостроительная деятельность в целях развития соответствующей территории.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) градостроительная деятельность - это деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений.
При территориальном планировании осуществляется планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального, регионального и местного значения (п. 2 ст. 1, глава 3 ГрК РФ).
Градостроительное зонирование представляет собой зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (п. 6 ст. 1, глава 4 ГрК РФ).
В п. 9 ст. 1 ГрК РФ определено, что градостроительный регламент устанавливает в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения.
Согласно п. 1 ч. 6 ст. 30 ГрК РФ виды разрешенного использования земельного участка определяются в градостроительном регламенте, входящем в состав правил землепользования и застройки.
Правила землепользования и застройки разрабатываются применительно ко всем территориям поселений и городских округов (часть 1 статьи 31 ГрК РФ).
Исходя из положения ст. 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам (пункт 1);
Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений (п. 2 ст. 85 ЗК РФ).
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (п. 3 ст. 85 ЗК РФ).
Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если: виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования; их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.
Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.
В случаях, если использование не соответствующих градостроительному регламенту земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), в соответствии с федеральными законами может быть наложен запрет на использование таких объектов.
Реконструкция существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами (п. 4 ст. 85 ЗК РФ).
Частью 8 ст. 36 ГрК РФ также установлено, что земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
В случае, если использование указанных в ч. 8 ст. 36 ГрК РФ земельных участков и объектов капитального строительства продолжается и опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия, в соответствии с федеральными законами может быть наложен запрет на использование таких земельных участков и объектов (ч. 10 ст. 36 ГрК РФ).
Таким образом, из п. 4 ст. 85 ЗК РФ, частей 8 - 10 ст. 36 ГрК РФ прямо следует, что объекты капитального строительства, правомерно возведенные до утверждения градостроительных регламентов правилами землепользования и застройки, а также земельные участки, на которых они расположены, виды разрешенного использования которых не соответствуют градостроительному регламенту могут быть использованы по прежнему фактическому виду разрешенного использования, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия. При этом любая реконструкция таких объектов, то есть изменение этих объектов, может осуществляться только путем приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, а изменение видов разрешенного использования может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования, установленными градостроительным регламентом.
Следовательно, и земельное, и градостроительное законодательство исходит из сохранения прав на использование объектов капитального строительства и земельных участков под ними по прежнему фактическому разрешенному использованию в случае, когда происходит изменение градостроительной документации, предусматривающей иное зонирование территории (ст. 30 ГрК РФ), и существующее фактическое использование объектов не опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Данные выводы соответствуют правовой позиции, изложенной в п. 6 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка, утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14.11.2018, а также в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 09.12.2015 N 308-КГ15-7455, 03.06.2019 по делу N 301-КГ18-25680.
Судом первой инстанции правомерно установлено, что принадлежащее предпринимателю на праве собственности нежилое здание, с кадастровым номером 50:08:0010108:327, общей площадью 198,5 кв. м, расположенное по адресу: Московская область, р-н Истринский, г. Истра, ул. Ленина, д. 115, расположено на земельном участке с кадастровым номером 50:08:0010108:732, общей площадью 6 217+/- 28 кв. м, категории земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - под здание и прилегающую территорию, что подтверждается сведениями из ЕГРН.
Таким образом, оспариваемый отказ администрации признается судом незаконным, как нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Согласно правилам доказывания, установленным ч. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 200 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами оспариваемых актов, возлагается на соответствующий орган.
В силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В данном случае администрацией таких доказательств не представлено.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 АПК РФ, представленные заявителем в обоснование своих доводов доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, руководствуясь положениями действующего законодательства, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что оспариваемый отказ администрации является незаконным, как нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В силу п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции судебного акта, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в любом случае, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что арбитражным судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, полно и правильно установлены и оценены обстоятельства дела, применены нормы материального права, подлежащие применению, и не допущено нарушений процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта не имеется.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 28.06.2023 по делу N А41-15347/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Е.А. Бархатова |
Судьи |
С.В. Боровикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.