г. Хабаровск |
|
02 октября 2023 г. |
А16-1076/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 октября 2023 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Самар Л.В.
судей Мангер Т.Е., Ротаря С.Б.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мухиной К.Р.
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного предприятия Еврейской автономной области "Облэнергоремонт плюс"
на решение от 21.06.2023
по делу N А16-1076/2022
Арбитражного суда Еврейской автономной области
по иску публичного акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания"
к государственному предприятию Еврейской автономной области "Облэнергоремонт плюс"
о взыскании задолженности в сумме 1 620 524,74 рублей,
по встречному исковому заявлению государственного предприятия Еврейской автономной области "Облэнергоремонт плюс"
к публичному акционерному обществу "Дальневосточная энергетическая компания"
о признании договора энергоснабжения от 29.09.2021 N 5947 недействительным,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Дальневосточная энергетическая компания" (далее - ПАО "ДЭК", истец) обратилось в Арбитражный суд Еврейской автономной области с исковым заявлением к государственному предприятию Еврейской автономной области "Облэнергоремонт плюс" (далее - ГП ЕАО "Облэнергоремонт плюс", ответчик) о взыскании задолженности в сумме 1 620 524 рублей 74 копеек, из которой: 1 598 510 рублей 05 копеек - основной долг за потреблённую электрическую энергию в декабре 2021 года, январе-феврале 2022 года, 22 014 рублей 69 копеек - пени за период с 21.01.2022 по 31.03.2022, а также пеней, исходя из суммы основного долга в размере 1 598 510 рублей 05 копеек с 01.04.2022 по день фактического исполнения обязательства по оплате долга, в соответствии с абзацем 10 пункта 2 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике".
В обоснование заявленного требования обществом указано на неисполнение предприятием условий договора энергоснабжения от 29.09.2021 N 5947 в части оплаты поставленной электрической энергии.
Решением от 21.06.2023 исковые требования ПАО "ДЭК" удовлетворены частично, с ГП ЕАО "Облэнергоремонт плюс" в пользу ПАО "ДЭК" взыскана задолженность в размере 1 598 510 рублей 05 копеек - основного долга за потреблённую электрическую энергию в декабре 2021 года, январе-феврале 2022 года; 22 014 рублей 69 копеек - пени за период с 21.01.2022 по 31.03.2022; пени, исходя из суммы основного долга в размере 1 598 510 рублей 05 копеек со 02.10.2022 по день фактического исполнения обязательства по оплате долга, в соответствии с абзацем 10 пункта 2 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", а также 29 205 рублей судебных расходов.
В удовлетворении остальной части исковых требований ПАО "ДЭК" отказано.
В удовлетворении встречного иска ГП ЕАО "Облэнергоремонт плюс" о признании договора энергоснабжения от 29.09.2021 N 5947 недействительным отказано.
С ГП ЕАО "Облэнергоремонт плюс" в доход федерального бюджета взыскано 6 000 рублей государственной пошлины по встречному иску.
Не согласившись с принятым судебным актом, ГП ЕАО "Облэнергоремонт плюс" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит решение от 21.06.2023 отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований ПАО "ДЭК", иск ГП ЕАО "Облэнергоремонт плюс" удовлетворить. В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на то, что ГП ЕАО "Облэнергоремонт плюс" не было выбрано в качестве управляющей компании в отношении домов, поименованных в спорном договоре. Полагает, что у управляющей организации отсутствует обязанность по возмещению расходов поставщику на коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества при временном управлении.
Определением Шестого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2023 апелляционная жалоба принята к производству, информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Шестого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.6aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 АПК РФ.
К дате судебного заседания в материалы дела от ПАО "ДЭК" поступил отзыв, считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, указывает, что оснований для освобождения предприятия от оплаты коммунального ресурса, фактически осуществляющего деятельность по управлению общим имуществом собственников помещений МКД, не имеется.
Лица, участвующие в деле, включая конкурсного управляющего, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания, не явились в судебное заседание суда апелляционной инстанции.
Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены апелляционным судом в порядке главы 34 АПК РФ по имеющимся в деле доказательствам.
Как следует из материалов дела и установлено судом, постановлением администрации Смидовичского городского поселения Смидовичского муниципального района Еврейской автономной области от 20.10.2021 N 264, распоряжением администрации Бирского городского поселения Облученского муниципального района Еврейской автономной области от 09.08.2021 N 76, постановлением мэрии города муниципального образования "город Биробиджан" Еврейской автономной области от 14.09.2021 N 1778, в соответствии с частью 17 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Постановлением Правительства РФ от 21.12.2018 N 1616 "Об утверждении Правил определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Правила N 1616) ГП ЕАО "Облэнергоремонт плюс" определено управляющей организацией в отношении МКД, расположенных на территории муниципального образования "Город Биробиджан" ЕАО, пос. Бира, с. Будукан, с. Семисточный, п. Смидович, с. Песчаное, с. Аур, согласно приложениям к указанным распоряжению и постановлениям.
Между ПАО "ДЭК" (гарантирующим поставщиком) и ГП ЕАО "Облэнергоремонт плюс" (покупатель) 29.09.2021 заключен договор энергоснабжения N 5947, по условиям которого гарантирующий поставщик обязуется оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии покупателю, для целей обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги электроснабжения и коммунального ресурса, потребляемого при использовании общего имущества в многоквартирном доме, а покупатель обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги, а также соблюдать режим потребления энергии и мощности, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением электрической энергии.
Разделом 9 договора установлено, что он вступает в силу с 01.09.2021 и считается ежегодно продленным, если за месяц до окончания срока не последует заявления одной из сторон об отказе от настоящего договора на следующий год, или о заключении договора на иных условиях.
Перечень МКД, находящихся в управлении покупателя, указан в Приложении N 1 к договору, в том числе МКД, расположенные на территории муниципального образования "Город Биробиджан" ЕАО, пос. Бира, с. Будукан, с. Семисточный, п. Смидович, с. Песчаное, с. Аур.
Порядок расчетов за электрическую энергию определен сторонами в разделе 5 договора.
Пунктом 5.3 договора установлено, что расчетным периодом является один календарный месяц (с 01 числа каждого месяца по последнее число текущего месяца).
Согласно пункту 5.4 договора окончательный расчет за потребленную электрическую энергию осуществляется покупателем до 20 числа месяца, следующего за расчетным.
За потребленную в декабре 2021, январе-феврале 2022 года электрическую энергию обществом предприятию выставлены счета-фактуры от 31.12.2021 N 36599/4, от 31.01.2022 N 81/4, от 28.02.2022 N 3329/4 на общую сумму 5 355 724 рубля 25 копеек.
Согласно счетам-фактурам и приложенным к ним расчетам - 1 598 510 рублей 05 копеек составляет сумма за электроэнергию на общедомовые нужды, которая определена как разница между объемом электроэнергии, поставляемым в МКД за вычетом объемов поставки коммунального ресурса собственникам жилых и нежилых помещений.
Оплата потребленной электрической энергии на общедомовые нужды (далее - ОДН) ответчиком в срок, установленный договором, не произведена.
В связи с ненадлежащим исполнением условий договора по оплате потребленной на ОДН электрической энергии ПАО "ДЭК" в адрес ответчика направлена претензия от 21.03.2022 N 344 с требованием оплатить образовавшуюся задолженность.
Претензия оставлена ГП ЕАО "Облэнергоремонт плюс" без удовлетворения, что послужило основанием для обращения ресурсоснабжающей организации в суд с настоящим иском о взыскании основного долга и законной неустойки.
Предприятие, полагая, что договор является недействительной сделкой, так как исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме, которые не выбрали способ управления или выбранный способ управления не реализован, является ресурсоснабжающая организация, обратилось со встречным иском о признании договора недействительным.
Повторно исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражения на них, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены.
В соответствии с частью 17 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в том числе по причине признания несостоявшимся открытого конкурса по отбору управляющей организации, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, осуществляется управляющей организацией, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, определенной решением органа местного самоуправления в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации. Такая управляющая организация осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом до выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом или до заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в многоквартирном доме или по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, но не более одного года.
Согласно пункту 3 Правил определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.12.2018 N 1616 (далее - Правила N 1616) предоставление коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в период управления многоквартирным домом управляющей организацией, определенной решением об определении управляющей организации, осуществляется ресурсоснабжающими организациями в соответствии с подпунктом "б" пункта 17 Правил о предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Из подпункта "б" пункта 17 Правил N 354 следует, что ресурсоснабжающая организация, для которой заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14 и 15 настоящих Правил, либо управление которым осуществляет управляющая организация на основании части 17 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, - со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения жилищным кооперативом, со дня заключения договора найма, со дня заключения договора аренды, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, или со дня прекращения ранее выбранного способа управления многоквартирным домом до дня начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанных в пункте 14 или 15 настоящих Правил, а в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией на основании части 17 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации - со дня внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением соответствующего договора управления таким домом.
В силу прямого указания подпункта "а" пункта 31 (1) Правил N 354 временная управляющая организация обязана заключить с ресурсоснабжающей организацией договор о приобретении коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, согласно положениям статьи 156, части 17 статьи 161 ЖК РФ, подпункта "б" пункта 17, пунктов 63 и 64 Правил N 354 ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальных услуг по отношению к собственникам и пользователям помещений в спорных МКД в части индивидуального потребления, тогда как поставка энергоресурса для целей содержания мест общего пользования осуществляется в рамках отношений с управляющей организацией, независимо от основания и порядка наделения ее соответствующими полномочиями.
Учитывая изложенное, апелляционная коллегия считает правильным вывод суда о том, что обязанность временной управляющей организации по внесению платы за электроэнергию, поставленную на ОДН, не отличается от обязанности управляющей организации, избранной общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.
Объем электроэнергии, поставленной ресурсоснабжающей организацией на соответствующие цели в спорные многоквартирные дома, установлен судом и подтвержден материалами дела.
При таких обстоятельствах суд правомерно удовлетворили заявленные истцом требования о взыскании с ответчика стоимости электроэнергии, потребленной на ОДН в спорных МКД.
В удовлетворении требований по встречному иску о признании недействительной сделкой заключенный между ПАО "ДЭК" (гарантирующим поставщиком) и ГП ЕАО "Облэнергоремонт плюс" (покупатель) 29.09.2021 договор энергоснабжения N 5947 в отсутствие к тому правовых оснований судом первой инстанции также верно отказано.
Учитывая изложенное, апелляционный суд заключает, что выводы суда первой инстанции согласуются с имеющимися в деле доказательствами, судом верно применены нормы материального права, верно установлены имеющие значение для дела обстоятельства, оснований для их переоценки апелляционным судом не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда, по содержащимся в апелляционной жалобе доводам, отмене или изменению не подлежит.
Нарушений являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Еврейской автономной области от 21.06.2023 по делу N А16-1076/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Взыскать с Государственного предприятия Еврейской автономной области "Облэнергоремонт плюс" государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 3000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Л.В. Самар |
Судьи |
Т.Е. Мангер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А16-1076/2022
Истец: ПАО "ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ", Публичное акцинерное общество "ДЭК"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ "ОБЛЭНЕРГОРЕМОНТ ПЛЮС"