г. Владимир |
|
02 октября 2023 г. |
Дело N А43-10741/2023 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Новиковой Е.А.,
ознакомившись с апелляционной жалобой открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда Нижегородской области
от 08.08.2023 по делу N А43-10741/2023,
принятое в порядке упрощенного производства,
по иску акционерного общества "Новая перевозочная компания" (ИНН 7705503750, ОГРН 1037705050570) к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) о взыскании 123 796 руб. 49 коп.,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Новая перевозочная компания" (далее - АО "НПК", истец) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", ответчик) о взыскании 123 127 руб. 20 коп. неосновательного обогащения, процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных на сумму неосновательного обогащения 100 572 руб. начиная с 02.10.2022 по день фактической оплаты долга, 669 руб. 29 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 08.11.2022 по 13.04.2023, процентов за пользование чужими денежным средствами на сумму неосновательного обогащения 22 555 руб. 20 коп. начиная с 14.04.2023 по день фактической оплаты долга.
В соответствии с частью 2 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) иск рассмотрен в порядке упрощенного производства.
Решением от 08.08.2023 суд удовлетворил исковые требования.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО "РЖД" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своих возражений заявитель жалобы указал, что правомерно произвело добор тарифа за расстояние следования вагона в ремонт и обратно, руководствуясь статьей 30 УЖТ РФ, Правилами выдачи грузов, а также договорами на организацию расчетов, в связи с осуществленной перевозкой спорного вагона в ремонт и до места назначения, по прибытии спорного вагона на станцию назначения. Грузоотправитель, оплачивающий провозную плату исходя из тарифного расстояния, обязан оплатить добор провозного тарифа в порядке, установленном договором на организацию расчетов, что не является повторным списанием, а сам добор в провозной плате обоснован, поскольку тарифное расстояние перевозки увеличилось не по вине перевозчика.
Подробно доводы ОАО "РЖД" изложены в апелляционной жалобе от 18.07.2023 N 5/290/РНЮ.
В определении от 31.08.2023 Первый арбитражный апелляционный суд предложил лицам, участвующим в деле, представить отзыв на апелляционную жалобу в срок до 29.09.2023.
АО "НПК" в отзыве на апелляционную жалобу от 28.09.2023 N 5935-УД указало на отсутствие оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, размещена арбитражным судом на официальном сайте Первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.1aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным в статье 121 АПК РФ.
Законность и обоснованность судебного акта, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 257 - 262, 265, 266, 268, 270, 272.1 АПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы.
Повторно оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, Первый арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Согласно материалам дела ОАО "Новая перевозочная компания" (в настоящее время АО "НПК") и ОАО "РЖД" заключили договор на организацию расчетов от 03.05.2012 N 188/38/12 (далее - договор), в силу которого оплата провозных и иных причитающихся ОАО "РЖД" платежей осуществляется через единый лицевой счет N 1000712335, открытый ТЦФТО Горьковской железной дороги.
АО "НПК" в августе 2022 года выступало плательщиком тарифа при перевозке порожних вагонов со станции Одинцово Московской железной дороги по накладной от 26.06.2022 N ЭУ934822 на станцию Курбакинская Московской железной дороги, со станции Жилево Московской железной дороги по накладной от 27.06.2022 N ЭУ504128 на станцию Курбакинская Московской железной дороги, со станции Новопролетарская Московской железной дороги по накладной от 03.07.2022 N ЭФ217523 на станцию Курбакинская Московской железной дороги, со станции Балабаново Московской железной дороги по накладной от 17.07.2022 N ЭХ047921 на станцию Курбакинская Московской железной дороги, в связи с чем, в рамках договора на организацию расчетов, перевозчик списал с ЕЛС АО "НПК" 6916 руб. 80 коп. провозной платы.
При осуществлении перевозок в пути следования по причине технической неисправности вагоны N 52234671, 56077266, 52933538 отцеплены на станции Брянск-Льговский Московской железной дороги и направлены в ремонт на станцию Полпинская Московской железной дороги, вагон N 56990468 отцеплен на станции Узловая 1 Московской железной дороги и направлен в ремонт на станцию Северная Московской железной дороги, не являющиеся станциями отцепки.
После проведения текущего ремонта вагоны N 52234671, 56077266, 52933538, 56990468 следовали в первоначальный пункт назначения по досылочной ведомости.
По прибытии вагонов на станцию назначения при раскредитации перевозочного документа N ЭУ934822, ЭУ504128, ЭФ217523, ЭХ047921 ответчик в безакцептном порядке списал 2370 руб. 80 коп. дополнительной провозной платы с учетом НДС 20% за перевозку вагонов в ремонт и из ремонта.
АО "НПК" в июне 2022 года выступало плательщиком тарифа при перевозке порожнего вагона N 53775565 со станции Новороссийск (эксп.) Северо-Кавказской железной дороги по накладной от 15.06.2022 N ЭУ383103 на станцию Нижний Баскунчак Приволжской железной дороги, в связи с чем в рамках договора на организацию расчетов перевозчик списал с ЕЛС АО "НПК" 22 782 руб. провозной платы.
При осуществлении перевозки в пути следования на станции им. Максима Горького Приволжской железной дороги по причине технической неисправности вагон N 53775565 был отцеплен и направлен в ремонт на станцию Сарепта Приволжской железной дороги, не являющуюся станцией отцепки.
После проведения текущего ремонта вагон N 53775565 следовал в первоначальный пункт назначения по досылочной ведомости.
По прибытии вагона на станцию назначения при раскредитации перевозочного документа N ЭУ383103 ответчик в безакцептном порядке списал 3130 руб. 80 коп. дополнительной провозной платы с учетом НДС 20% за перевозку вагона в ремонт и из ремонта.
АО "НПК" в июне 2022 года выступало плательщиком тарифа при перевозке порожнего вагона N 56112782 со станции Темрюк (эксп.) Северо-Кавказской железной дороги по накладной от 05.06.2022 N ЭТ812951 на станцию Стойленская Юго-Восточной железной дороги, в связи с чем в рамках договора на организацию расчетов перевозчик списал с ЕЛС АО "НПК" 25 936 руб. 80 коп. провозной платы.
При осуществлении перевозки в пути следования на станции им. Максима Горького Приволжской железной дороги по причине технической неисправности вагон N 56112782 был отцеплен и направлен в ремонт на станцию Сарепта Приволжской железной дороги, не являющуюся станцией отцепки.
После проведения текущего ремонта вагон N 56112782 следовал в первоначальный пункт назначения по досылочной ведомости.
По прибытии вагона на станцию назначения при раскредитации перевозочного документа N ЭТ812951 ответчик в безакцептном порядке списал 14 344 руб. 80 коп. дополнительной провозной платы с учетом НДС 20% за перевозку вагона в ремонт и из ремонта.
АО "НПК" в мае 2022 года выступало плательщиком тарифа при перевозке порожнего вагона N 52752094 со станции Новороссийск (эксп.) Северо-Кавказской железной дороги по накладной от 23.05.2022 N ЭТ069890 на станцию Стойленская Юго-Восточной железной дороги, в связи с чем в рамках договора на организацию расчетов перевозчик списал с ЕЛС АО "НПК" 22 977 руб. 60 коп. провозной платы.
При осуществлении перевозки в пути следования на станции Валуйки Юго-Восточной железной дороги по причине технической неисправности вагон N 52752094 был отцеплен и направлен в ремонт на станцию Котел Юго-Восточной железной дороги, не являющуюся станцией отцепки.
После проведения текущего ремонта вагон N 52752094 следовал в первоначальный пункт назначения по досылочной ведомости.
По прибытии вагона на станцию назначения при раскредитации перевозочного документа N ЭТ069890 ответчик в безакцептном порядке списал 1652 руб.40 коп. дополнительной провозной платы с учетом НДС 20% за перевозку вагона в ремонт и из ремонта.
АО "НПК" в июне 2022 года выступало плательщиком тарифа при перевозке порожнего вагона N 52975141 со станции Магнитогорск-Грузовой Южно-Уральской железной дороги по накладной от 10.05.2022 N ЭС243989 на станцию Бойцы Свердловской железной дороги, в связи с чем в рамках договора на организацию расчетов перевозчик списал с ЕЛС АО "НПК" 15 111 руб. 60 коп. провозной платы.
При осуществлении перевозки в пути следования на станции Кузино Свердловской железной дороги по причине технической неисправности отцеплен вагон N 52975141 и направлен в ремонт на станцию Асбест Свердловской железной дороги, не являющуюся станцией отцепки.
После проведения текущего ремонта вагон N 52975141 следовал в первоначальный пункт назначения по досылочной ведомости.
По прибытии вагона на станцию назначения при раскредитации перевозочного документа N ЭС243989 ответчик в безакцептном порядке списал 9084 руб. дополнительной провозной платы с учетом НДС 20% за перевозку вагонов в ремонт и из ремонта.
АО "НПК" в июне - июле 2022 года выступало плательщиком тарифа при перевозке порожних вагонов со станции Магнитогорск-Грузовой Южно-Уральской железной дороги по накладной от 17.06.2022 N ЭУ438656 на станцию Курбакинская Московской железной дороги, со станции Муслюмово Южно-Уральской железной дороги по накладной от 19.06.2022 N ЭУ582694 на станцию Курбакинская Московской железной дороги, со станции Челябинск-Южный Южно-Уральской железной дороги но накладной от 18.06.2022 N ЭУ463539 на станцию Курбакинская Московской железной дороги, в связи с чем в рамках договора на организацию расчетов перевозчик списал с ЕЛС АО "НПК" 1 041 505 руб. 40 коп. провозной платы.
При осуществлении перевозки в пути следования по причине технической неисправности вагон N 53422580 отцеплен на станции Узловая 1 Московской железной дороги и направлен в ремонт на станцию Плеханово Московской железной дороги, вагоны N 52747839, 56246051 отцеплены на станции Брянск-Льговский Московской железной дороги и направлены в ремонт на станцию Поплинская Московской железной дороги, не являющиеся станцией отцепки.
После проведения текущего ремонта вагоны N 53422580, 52747839, 56246051 следовали в первоначальный пункт назначения по досылочной ведомости.
По прибытии вагонов на станцию назначения при раскредитации перевозочного документа N ЭУ438656, ЭУ582694, ЭУ463539 ответчик в безакцептном порядке списал 18 381 руб. 60 коп. дополнительной провозной платы с учетом НДС 20% за перевозку вагонов в ремонт и из ремонта.
АО "НПК" в июле 2022 года выступало плательщиком тарифа при перевозке порожнего вагона N 53423653 со станции Металлургическая Южно-Уральской железной дороги по накладной от 04.06.2022 N ЭТ769572 на станцию Егозово Западно-Сибирской железной дороги, в связи с чем в рамках договора на организацию расчетов перевозчик списал с ЕЛС АО "НПК" 30 226 руб. 80 коп. провозной платы.
При осуществлении перевозки в пути следования по причине технической неисправности вагон N 53423653 отцеплен на станции Алтайская Западно-Сибирской железной дороги и направлен в ремонт на станцию Бийск Западно-Сибирской железной дороги, не являющуюся станцией отцепки.
После проведения текущего ремонта вагон N 53423653 следовал в первоначальный пункт назначения по досылочной ведомости.
По прибытии вагона на станцию назначения при раскредитации перевозочного документа N ЭТ769572 ответчик в безакцептном порядке списал 15 494 руб. 40 коп. дополнительной провозной платы с учетом НДС 20% за перевозку вагонов в ремонт и из ремонта.
АО "НПК" в июне 2022 года выступало плательщиком тарифа при перевозке порожних вагонов со станции Карадаг (Самур эксп.) Азербайджанской железной дороги по накладной от 20.05.2022 N 22057764 на станцию Ардон Северо-Кавказской железной дороги, со станции Карадаг (Самур эксп.) Азербайджанской железной дороги по накладной от 20.05.2022 N 22061710 на станцию Алагир Северо-Кавказской железной дороги, со станции Апшерон (Самур эксп.) Азербайджанской железной дороги по накладным от 04.06.2022 N 22064153, 22064150, 22064156 на станцию Алагир Северо-Кавказской железной дороги, в связи с чем в рамках договора на организацию расчетов перевозчик списал с ЕЛС АО "НПК" 89 272 руб. 80 коп. провозной платы.
При осуществлении перевозки по причине технической неисправности вагоны N 55049019, 55050355, 52309747, 54060611, 52934007 отцеплены на станции Беслан Северо-Кавказской железной дороги и направлены в ремонт на станцию Прохладная Северо-Кавказской железной дороги, не являющиеся станцией отцепки.
После проведения текущего ремонта вагоны N 55049019, 55050355, 52309747. 54060611, 52934007 следовали в первоначальный пункт назначения по досылочной ведомости.
По прибытии вагонов на станцию назначения при раскредитации перевозочного документа N 22057764, 22061710, 22064153, 22064150, 22064156 ответчик в безакцептном порядке списал 23 320 руб. 80 коп. дополнительной провозной платы с учетом НДС 20% за перевозку вагонов в ремонт и из ремонта.
АО "НПК" в июне 2022 года выступало плательщиком тарифа при перевозке порожнего вагона N 52987849 со станции Аншерон Азербайджанская железной дороги по накладной от 04.06.2022 N 22064159 через сухопутную пограничную станцию Самур (эксп.) Северо-Кавказской железной дороги на станцию Алагир Северо-Кавказской железной дороги, в связи с чем в рамках договора на организацию расчетов перевозчик списал с ЕЛС АО "НПК" 13 735 руб. 20 коп. провозной платы.
При осуществлении перевозки по причине технической неисправности вагон N 52987849 отцеплен на станции Беслан Северо-Кавказской железной дороги и направлен в ремонт на станцию Прохладная Северо-Кавказской железной дороги, не являющуюся станцией отцепки.
После проведения текущего ремонта вагон N 52987849 следовал в первоначальный пункт назначения по досылочной ведомости.
По прибытии вагона на станцию назначения при раскредитации перевозочного документа N ЭТ769572 ответчик в безакцептном порядке списал 4908 руб. дополнительной провозной платы с учетом НДС 20% за перевозку вагонов в ремонт и из ремонта.
АО "НПК" в октябре, ноябре 2022 года выступало плательщиком тарифа при перевозке порожних вагонов со станции Минеральные воды Северо-Кавказской железной дороги по накладной от 23.10.2022 N ЭЬ192154 и по накладной от 23.10.2022 N ЭЬ192136 на станцию Ардон Северо-Кавказской железной дороги, со станции Каменоломни Северо-Кавказской железной дороги по накладной от 04.11.2022 N ЭЬ853978 на станцию Замчалово Северо-Кавказской железной дороги, со станции Скачки Северо-Кавказской железной дороги по накладной от 04.11.2022 N ЭЬ771723 на станцию Алагир Северо-Кавказской железной дороги, со станции Горная Северо-Кавказской железной дороги по накладной от 28.11.2022 N ЭЭ929974 на станцию Замчалово Северо-Кавказской железной дороги, в связи с чем в рамках договора на организацию расчетов перевозчик списал с ЕЛС АО "НПК" 20 006 руб. 40 коп. провозной платы с учетом НДС 20%.
При осуществлении перевозки по причине технической неисправности вагоны N 61752127, 55384101, 58575705 на станции Беслан Северо-Кавказской железной дороги отцеплены и направлены в ремонт на станцию Прохладная Северо-Кавказской железной дороги, вагоны N 56228026, 56061302 отцеплены на станции Лихая Северо-Кавказской железной дороги и направлены в ремонт на станцию Каменоломни Северо-Кавказской железной дороги, не являющиеся станцией отцепки.
После проведения текущего ремонта вагоны N 61752127, 55384101, 56228026, 58575705, 56061302 следовали в первоначальный пункт назначения по досылочной ведомости.
По прибытии вагонов на станцию назначения при раскредитации перевозочного документа N ЭЬ192154, ЭЬ192136, ЭЬ853978, ЭЬ771723, ЭЭ929974 ответчик в безакцептном порядке списал 22 555 руб. 24 коп. дополнительной провозной платы с учетом НДС 20% за перевозку вагонов в ремонт и из ремонта.
Списание ответчиком указанных сумм произведено по счетам-фактурам, актам оказанных услуг и перечням первичных документов к актам оказанных услуг.
Таким образом, ОАО "РЖД" осуществило добор провозной платы в сумме 123 127 руб. 20 коп. за фактически пройденное вагонами расстояние с учетом его дополнительного пробега до станции ремонта и обратно.
Не согласившись с взысканием дополнительно начисленных сумм тарифа, истец направил ответчику соответствующие претензии.
Оставление претензий без удовлетворения послужило основанием для обращения АО "НПК" с соответствующим иском в арбитражный суд.
В соответствии с пунктом 2 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.
В отношении перевозок железнодорожным транспортом, порядок установления платы за перевозку определен в Федеральном законе от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) и Федеральном законе от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее - Закон N 17-ФЗ).
На основании статьи 2 Устава, статьи 8 Закона N 17-ФЗ плата за перевозку грузов взимается на основе тарифов, утверждаемых в централизованном порядке уполномоченным органом. Постановлением ФЭК от 17.06.2003 N 47т/5 утвержден Прейскурант N 10-01, в котором установлены тарифы на перевозку грузов.
В статье 15 Устава предусмотрено, что плата за перевозки грузов взимается за кратчайшее расстояние, на которое осуществляются перевозки грузов. В случаях, указанных в тарифном руководстве, плата за перевозки грузов взимается исходя из фактически пройденного расстояния.
В силу пункта 2 статьи 785 ГК РФ заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
Согласно статье 25 Устава при предъявлении груза для перевозки грузоотправитель должен представить перевозчику на каждую отправку груза составленную в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом транспортную железнодорожную накладную и другие предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами документы. Указанная транспортная железнодорожная накладная и выданная на ее основании перевозчиком грузоотправителю квитанция о приеме груза подтверждают заключение договора перевозки груза.
Суд первой инстанции установил, что истец и ответчик заключили договоры перевозки вагонов N 55049019, 55050355, 52309747, 54060611, 52934007, 52987849, 61752127, 55384101, 56228026, 58575705, 56061302, 52234671, 56990468, 56077266, 52933538, 53775565, 52752094, 56112782, 52975141, 53422580, 52747839, 56246051, 53423653, о чем составлены транспортные железнодорожные накладные N 22057764, 22061710, 22064153, 22064150, 22064156, 22064159, ЭЬ192154, ЭЬ192136, ЭЬ853978, ЭЬ771723, ЭЭ929974, ЭУ934822, ЭУ504128, ЭФ217523, ЭХ047921, ЭУ383103, ЭТ069890, ЭТ812951, ЭС243989, ЭУ438656, ЭУ582694, ЭУ463539, ЭТ769572.
В соответствии с Правилами перевозок железнодорожным транспортом грузов, порожних грузовых вагонов группами вагонов по одной накладной, утвержденными приказом Минтранса России от 26.02.2015 N 32, во всех транспортных накладных указано расстояние перевозки и размер провозной платы.
Стоимость перевозки напрямую зависит от расстояния перевозки, что следует из таблиц, приведенных в Прейскуранте N 10-01.
На основании пункта 4.2.2 Прейскуранта N 10-01 "Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами" Тарифного руководства N 1 части 1 и 2 (утверждены постановлением ФЭК России от 17.06.2003 N 47-т/5 (в редакции от 12.03.2014) плата за организацию продвижения по инфраструктуре ОАО "РЖД" единиц подвижного состава в составе грузовых поездов исчисляется за суммарное расстояние, пройденное единицей подвижного состава в составе одного или нескольких грузовых поездов, в соответствии с согласованными маршрутами их следования, от станции приема единицы подвижного состава до станции сдачи в зависимости от вида сообщения.
В силу пункта 2.16.1 Прейскуранта N 10-01 плата за порожний пробег с локомотивом РЖД собственных (арендованных) вагонов определяется по ставкам за ось в зависимости от расстояния перевозки и количества осей вагона по тарифным схемам, указанным в таблице N 15 приложения 5 Тарифного руководства.
Плата за порожний пробег с локомотивом РЖД собственных (арендованных) универсальных полувагонов и платформ, специализированных платформ для лесоматериалов длиной по осям сцепления автосцепок менее 19,6 м, независимо от назначения перевозки (за исключением порожнего пробега универсальных полувагонов моделей 12-9761-02, 12-9833-01, 12-9853, 12-9869, 12-196-01, 12-196-02, 12-2143), а также любых специализированных вагонов длиной по осям сцепления автосцепок менее 19,6 м после перевозки контейнерных отправок, определяется по ставкам за ось в зависимости от расстояния перевозки и количества осей вагона по тарифной схеме N 25(1), с применением коэффициентов таблицы N 3 и пункта 13 примечаний к таблице N 4 приложения 3 к разделу 2 Тарифного руководства, таблицы N 5 приложения 4 к разделу 2 Тарифного руководства, независимо от тарифного класса и рода груза предшествующей перевозки.
Согласно статье 15 Устава расчет платы за перевозки груза производится исходя из кратчайшего расстояния, на которое осуществляются перевозки, в том числе в случае увеличения расстояния, на которое они перевозятся, по причинам, зависящим от владельца инфраструктуры и перевозчика, за исключением случаев, указанных в тарифном руководстве.
Прейскурант N 10-01 не содержит оснований для расчета тарифа за фактически пройденное расстояние при отцепке груженых вагонов в ремонт, в том числе путем деления общего тарифного расстояния на части. Возможность деления тарифного расстояния на части для определения общей стоимости перевозки как суммы стоимости за каждый участок перевозки предусмотрена только в определенных случаях тарифным руководством, к которым спорный случай не относятся.
При этом расстояние, по которому согласно плану формирования следует поезд, не всегда будет кратчайшим.
В связи с этим перевозчиком взимается плата за кратчайшее расстояние, однако движение поездов происходит в соответствии с планом формирования поездов, что не противоречит статье 15 Устава, где прямо указано, что плата за перевозки грузов взимается за кратчайшее расстояние, на которое осуществляются перевозки грузов, в том числе, в случае увеличения расстояния, на которое они перевозятся, по причинам, зависящим от владельца инфраструктуры и перевозчика. Данной причиной является исполнение перевозчиком плана формирования поездов.
В соответствии с пунктом 22 Приложения N 2 "Правил технической эксплуатации железных дорог РФ", (утверждены приказом Минтранса России от 23.06.2022 N 250) поезда должны формироваться в соответствии с Инструкцией, Правилами, графиком движения и планом формирования поездов (подпункт 2.12.52 пункта 2.12 ГОСТ 34530-2019). Нормы массы и длины грузовых поездов по направлениям и по каждому участку устанавливаются в графике движения и плане формирования поездов и должны соответствовать типу локомотива, профилю железнодорожного пути на участках обращения поездов.
Перевозчиком провозная плата взимается за кратчайшее расстояние, однако движение поездов происходит в соответствии с графиком движения и планом формирования поездов, что не противоречит статье 15 Устава.
Согласно пункту 39.4 Правил выдачи грузов от 18.06.2003 N 29 кратчайшее расстояние перевозки для вагонов, отцепленных для текущего ремонта по причинам, не зависящим от перевозчика, определяется отдельно: от железнодорожной станции отправления до железнодорожной станции обнаружения технической неисправности, от железнодорожной станции обнаружения технической неисправности до железнодорожной станции ремонта и от железнодорожной станции ремонта до железнодорожной станции назначения.
При применении пункта 39.4 Правил выдачи грузов от 18.06.2003 N 29 следует учитывать, что данный пункт определяет кратчайшее расстояние перевозки, но не дает право производить расчет тарифа исходя из отдельного применения Прейскуранта N 10-01 для каждого расстояния при отцепке, поскольку такой подход допустим только при оформлении отдельного договора перевозки на каждый участок следования вагона (расчет тарифа, как за три отдельных перевозки).
Суд первой инстанции установил, что на спорные перевозки заключен только один договор, следовательно, даже при отцепке вагонов в ремонт по общему правилу (статья 15 Устава) с учетом применения пункта 39.4 Правил выдачи грузов от 18.06.2003 N 29, расстояние перевозки следует считать но кратчайшему расстоянию, которое состоит из суммы трех расстояний (от станции отправления до станции отцепки, от станции отцепки до станции ремонта и от станции ремонта до станции назначения) с учетом отцепки вагона в ремонт.
Кроме того, в соответствии с пунктом 8 Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов группами вагонов по одной накладной, утвержденными приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 32, после устранения технической неисправности вагон следует до станции назначения в рамках ранее заключенного договора. Отцепка вагона влияет только на исчисление срока доставки, не влечет за собой добор тарифа, не изменяет условие о цене.
При этом определение кратчайшего расстояния перевозки, имеющего существенное значение в выборе тарифа на перевозку, зависит от причины возникновения неисправности: по зависящим либо независящим от перевозчика.
Суд установил и это подтверждено материалами дела, что по всем спорным вагонам ответчик, до отцепки вагонов в ремонт, в одностороннем порядке изменил маршрут следования по спорным накладным.
Изменение фактического расстояния произошло по причинам, зависящим от перевозчика - в связи с исполнением перевозчиком плана формирования поездов, то есть направлением вагонов не по кратчайшему маршруту, рассчитанному перевозчиком при заключении договора перевозки.
Таким образом, именно по вине перевозчика, отправившего вагон не по кратчайшему маршруту, увеличилось фактическое расстояние перевозок.
Поскольку увеличение расстояния произошло по причинам, зависящим от перевозчика, то кратчайшее расстояние определяется от станции отправления до станции назначения, то есть соответствует расстоянию, указанному в накладной при отправке вагона, основания для добора провозной платы у ответчика отсутствовали.
Списание 123 127 руб. 20 коп. подтверждено актами оказанных услуг и счетами-фактурами, а также перечнями первичных документов к актам оказанных услуг и ответчиком не опровергается.
В силу пункта 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
На основании изложенного суд первой инстанции верно установил, что необходимость перерасчета стоимости перевозок отсутствовала, правовых оснований для получения денежных сумм в больших размерах, чем это установлено действующими правовыми нормами и договором, у ответчика не имелось, соответственно добор тарифа произведен неправомерно и денежные средства в размере 123 127 руб. 20 коп. с лицевого счета истца списаны необоснованно.
Таким образом, оценив все имеющиеся в деле доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи, как того требуют положения статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что требования истца являются обоснованными, и подлежащими удовлетворению в заявленной сумме.
Одновременно истец заявил требование о взыскании с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных на сумму неосновательного обогащения 100 572 руб. начиная с 02.10.2022 по день фактической оплаты долга, 669 руб. 29 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 08.11.2022 по 13.04.2023, процентов за пользование чужими денежным средствами на сумму неосновательного обогащения 22 555 руб. 20 коп. начиная с 14.04.2023 по день фактической оплаты долга.
В пункте 2 статьи 1107 ГК РФ предусмотрено, что на сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами (статья 395) с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств.
В случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором. Проценты за пользование чужими средствами взимаются по день уплаты суммы этих средств кредитору, если законом, иными правовыми актами или договором не установлен для начисления процентов более короткий срок (пункты 1, 3 статьи 395 ГК РФ).
В пункте 48 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" разъяснено, что сумма процентов, подлежащих взысканию по правилам статьи 395 ГК РФ, определяется на день вынесения решения судом исходя из периодов, имевших место до указанного дня. Проценты за пользование чужими денежными средствами по требованию истца взимаются по день уплаты этих средств кредитору.
Факт необоснованного списания денежных средств судом установлен, следовательно, начисление процентов в порядке статьи 395 ГК РФ и требование об их взыскании является правомерным.
Ответчик арифметически расчет процентов за пользование чужими денежными средствами не оспорил, контррасчет не представил.
Расчет процентов судом апелляционной инстанции проверен и признан верным, в связи с чем заявленное требование истца в части взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами удовлетворено обоснованно.
Доводы заявителя жалобы об отсутствии его вины в проведенном ремонте спорных вагонов, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не нашедшими своего подтверждения материалами дела.
Аргументы ОАО "РЖД" о том, что дополнительная провозная плата списана обоснованно, судом апелляционной инстанции проверены и отклоняются как противоречащие установленным по делу обстоятельствам.
Все иные приведенные в апелляционной жалобе доводы, также рассмотрены судом апелляционной инстанции и признаются несостоятельными, поскольку сводятся к несогласию заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом первой инстанции представленных в материалы дела доказательств, что не свидетельствует о нарушении судом первой инстанции норм материального и права.
В ходе проверки законности и обоснованности принятого по делу судебного акта суд апелляционной инстанции не установил каких-либо нарушений со стороны суда первой инстанции и полностью согласился с оценкой представленных в дело доказательств.
Судебный акт первой инстанции принят при полном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, нормы процессуального и материального права применены судом верно, с учетом конкретных обстоятельств дела, содержащиеся в нем выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, судом первой инстанции не нарушено единообразие в толковании и применении норм права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Согласно статье 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 08.08.2023 по делу N А43-10741/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия через Арбитражный суд Нижегородской области.
Судья |
Е.А. Новикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-10741/2023
Истец: АО "Новая перевозочная компания"
Ответчик: ОАО "Российские железные дороги"