г. Киров |
|
02 октября 2023 г. |
Дело N А82-17264/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 октября 2023 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Чернигиной Т.В.,
судей Барьяхтар И.Ю., Щелокаевой Т.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Плаксиной М.О.,
при участии в судебном заседании представителей:
истца - Карпова Д.А., по доверенности от 16.01.2023,
ответчика - Демидовой Н.Б., по доверенности от 05.07.2022,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - публичного акционерного общества "Промсвязьбанк", ИНН 7744000912, ОГРН 1027739019142
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 08.05.2023 по делу N А82-17264/2022
по иску индивидуального предпринимателя Синицына Евгения Владимировича (ИНН 760601543601 ОГРН 318762700059387)
к публичному акционерному обществу "Промсвязьбанк" (ИНН 7744000912 ОГРН 1027739019142),
третьи лица: Министерство экономического развития Российской Федерации, Федеральная налоговая служба Российской Федерации, Государственное учреждение - Пенсионный фонд Российской Федерации, Государственная корпорация развития "ВЭБ.РФ",
о признании незаконным решения кредитора о переводе кредитного договора на период погашения и обязании списать задолженность,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Синицын Евгений Владимирович (далее - Предприниматель, истец) обратился в Арбитражный суд Ярославской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к публичному акционерному обществу "Промсвязьбанк" (далее - Общество, Банк, ответчик, заявитель) об отмене решения Общества о переводе кредитного договора от 08.07.2020 N 72-20014/0185/20 (далее - Договор) на период погашения и признании его не подлежащим исполнению; о признании за Предпринимателем права на полное списание задолженности по Договору, в порядке, предусмотренном пунктом 4.4.4 Правил предоставления кредитов ПАО "Промсвязьбанк" в редакции на дату заключения Договора, а также Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета российскими кредитными организациями на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности, утвержденными постановлением Правительства РФ N 696 от 16.05.2020, а также обязании Общества списать имеющуюся задолженность Предпринимателя в полном объеме; о признании обязательства Предпринимателя по Договору о возврате суммы кредита прекращенными.
Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство экономического развития Российской Федерации, Федеральная налоговая служба Российской Федерации, Государственное учреждение - Пенсионный фонд Российской Федерации, Государственная корпорация развития "ВЭБ.РФ".
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 08.05.2023 иск удовлетворен.
Не согласившись с принятым решением, Общество обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе заявитель считает ошибочным и основанным на неправильном применении Правил субсидирования вывод суда о том, что для подтверждения выполнения истцом требования по сохранению занятости при принятии решения о прощении долга Банк обязан учитывать численность работников истца, указанную в Отчете по работникам за май 2020 года. Ссылаясь на Письмо Минэкономразвития N Д13и-22474, заявитель указал, что для расчета максимальной суммы кредита и подтверждения соблюдения заемщиком Требования по сохранению занятости в соответствии с п. 24 Правил субсидирования Получателю субсидии необходимо использовать данные, размещенные на Платформе по состоянию на дату обращения заемщика к получателю субсидии. Получатель субсидии не вправе устанавливать самостоятельно условия и порядок определения численности работников заемщиков в рамках Правил субсидирования, отличные от установленных Правительством Российской Федерации в нормативном правовом акте. В соответствии с Правилами субсидирования Банк не проводит самостоятельного расчета количества работников заемщика, в том числе для проверки соблюдения заемщиком требований Правил субсидирования. Определяющее значение для такой проверки имеют данные, размещенные на Платформе. Учитывая, что единственным источником получения Получателем субсидии данных о численности работников заемщика является Платформа, для правильного разрешения спора имеет значение не дата получения ПФР от заемщика Отчета по работникам и не дата передачи ПФР сведений о застрахованных лицах в ФНС России, а дата размещения соответствующих сведений на Платформе. С учетом сроков передачи ПФР Отчета по работникам за май 2020 года в ФНС России по состоянию на 1 июня 2020 г. на Платформе на дату обращения для Банка могли быть доступны сведения о численности работников по итогам апреля 2020 года, которые должны использоваться Банком для расчета максимальной суммы кредита, о чем истец, ознакомившись с Правилами предоставления кредитов и Правилами субсидирования, не мог не знать. По сведениям, размещенным на Платформе в дату обращения, численность работников истца по состоянию на 1 июня 2020 г. составляла 11 человек. Довод суда о том, что по состоянию на 17.06.2020 в ФНС России уже имелись сведения о численности работников истца за май 2020 г., а по состоянию на 8 июля 2020 г. они были размещены на Платформе, не основан на материалах дела. Данные по численности работников заемщика, размещенные на Платформе по состоянию на 1 июня 2020 г. и примененные для расчета максимального размера кредита, не подлежат актуализации при предоставлении заемщиком Отчета по работникам за май 2020 г. Вывод суда о том, что для расчета максимальной суммы кредита для истца Банком использована численность работников истца за май 2020 г., не подтверждается материалами дела. Ни Правила субсидирования, ни Правила предоставления кредитов не обязывают Банк предоставить кредит в размере, равном максимальной сумме кредита. Численность работников Истца в августе-октябре 2020 года снизилась до 8 человек, что составляет 72,7% от численности работников Истца по состоянию на 1 июня 2020 г., таким образом, основания для использования с целью подтверждения выполнения истцом Требования по сохранению занятости данных, указанных в Отчете по работникам за май 2020 г., отсутствуют.
Признание судом права истца на полное списание задолженности по Договору и обязание Банка списать имеющуюся задолженность в полном объеме основаны на неправильном применении норм ГК и положений Правил субсидирования. Условия Договора (в том числе п. 4.4, п. 4.4.4 Правил предоставления кредитов) истцом не оспаривались, претензий в адрес Банка относительно содержания Договора истцом не направлялось. Принятие решения о списании задолженности является правом Получателя субсидии. Банк не принимал решения о списании задолженности по Договору; субсидию по списанию Банк не получал и не получил бы в случае обращения с соответствующим заявлением. Ни законом, ни Договором не предусмотрено возможности принуждения Банка к совершению сделки по прощению (списанию) долга. Даже в случае принятия Банком решения о прощении (списании) долга, такое решение в силу п. 4.4.4 Правил предоставления кредитов не является безусловным. Заключая Договор, Банк рассчитывал на компенсацию потерь и упущенной выгоды, образовавшихся в связи с предоставлением кредита на явно нерыночных условиях. Предоставление денежных средств на безвозвратной и безвозмездной основе не соответствует целям деятельности кредитной организации и противоречит положениям Закона о банках. В отсутствие выплаты Субсидии по списанию по Договору списание задолженности по данному договору является невозможным, сумма кредита должна быть возвращена истцом.
Истец в отзыве отклонил доводы заявителя, изложил контраргументы, просит оставить обжалуемое решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Подробно позиция изложена письменно.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 07.07.2023 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 08.07.2023 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. На основании указанной статьи лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Третьи лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей третьих лиц.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Ярославской области проверены Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Материалами дела подтверждены следующие фактические обстоятельства.
16.05.2020 Правительством Российской Федерации принято Постановление N 696 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности".
В соответствии с указанными Правилами Банком разработаны Правила предоставления кредитов ПАО "Промсвязьбанк" в рамках кредитования на возобновление деятельности" (далее - Правила кредитования).
В первой половине июня 2020 года Предприниматель обратился в Банк с анкетой-заявлением на получение кредитного продукта для малого и среднего бизнеса, предоставив согласие на обработку персональных данных от 16.06.2020.
17.06.2020 Банк внес заявку заемщика в информационный сервис ФНС России.
08.07.2020 Банк акцептовал заявление-оферту Предпринимателя на заключение договора об открытии кредитной линии с лимитом выдачи в рамках кредитования на возобновление деятельности 72-20014/0185/20.
08.07.2020 стороны заключили Договор, по условиям которого Заемщику был предоставлен кредит в сумме 788 450 руб. на срок по 30.06.2021 с уплатой процентов за пользование кредитом в период льготного кредитования в размере 2% годовых (далее - Льготная ставка), в период погашения - 12% годовых (далее - Стандартная ставка).
Предприниматель получил по Договору 08.07.2020 - 315 380 руб., 03.08.2020 - 315 380 руб., 02.09.2020 - 115 690 руб.
Согласно Правилам кредитовая установлены следующие периоды:
базовый период - период с даты заключения Договора до "30" ноября 2020 (включительно),
период наблюдения период - с "01" декабря 2020 по "01" апреля 2021,
период погашения - период продолжительностью в 3 (три) месяца, в течение которого Заемщик обязан погасить текущую задолженность по основному долгу и процентам в соответствии с условиями Договора.
Разделом 4 Правил кредитовая определен порядок возврата кредита и уплаты процентов: период наблюдения по Договору по окончании базового периода начинается в случае одновременного соблюдения следующих условий:
- численность работников Заемщика в течение базового периода на конец каждого отчетного месяца составила 80 и более процентов численности работников Заемщика по состоянию на "1" июня 2020;
- в отношении Заемщика по состоянию на "25" ноября 2020 не введена процедура банкротства, деятельность Заемщика не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, Заемщик, являющийся индивидуальным предпринимателем, не прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя (пункт 4.1 Правил кредитования).
Согласно сведениям ПФР количество работников предпринимателя: апрель 2020 - 11 чел., май, июнь 2020 - 10 чел., июль 2020 - 9 чел., август, сентябрь, октябрь 2020 - 8 чел., ноябрь 2020 - апрель 2021 - 10 человек.
В случае несоблюдения условий, указанных в п.4.1. Правил, по окончании Базового периода начинается период погашения, о чем Кредитор направляет соответствующее уведомление Заемщику о начале Периода погашения в срок до "30" ноября 2020 г.
В случае соблюдения условий, указанных в п.4.1. Правил, а также в случае наступления даты прекращения периода льготного кредитования в Период наблюдения, Период погашения начинается по окончании Периода наблюдения, о чем Кредитор направляет соответствующее уведомление Заемщику о начале Периода погашения в срок до "31" марта 2021, погашение задолженности производится Заемщиком ежемесячно равными долями в следующие сроки: "30" апреля 2021 г., "30" мая 2021 г. и "30" июня 2021.
Обязательства Заемщика по Договору могут быть прекращены полностью или частично по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, в том числе, на основании прощения долга.
Решение о прощении долга может быть принято Кредитором, в том числе, при одновременном соблюдении следующих условий:
- 4.4.1. в отношении Заемщика на дату завершения Периода наблюдения не введена процедура банкротства, деятельность Заемщика не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, а Заемщик, являющийся индивидуальным предпринимателем не должен прекратить деятельность в качестве индивидуального предпринимателя;
- 4.4.2. численность работников Заемщика в течение Периода наблюдения на конец каждого отчетного месяца составила не менее 80 (Восемьдесят) процентов численности работников Заемщика по состоянию на "01" июня 2020 г.;
- 4.4.3. средняя заработная плата, выплачиваемая одному работнику Заемщика в течение Периода наблюдения, не может быть менее минимального размера оплаты труда;
- 4.4.4. заемщиком не нарушены иные условия Программы.
При этом, если численность работников Заемщика по состоянию на "01" марта 2021 составила не менее 90 (Девяносто) процентов численности работников Заемщика по состоянию на "01" июня 2020 г., может быть принято Решение о прощении долга в полном объеме.
Если численность работников Заемщика по состоянию на "01" марта 2021 составила менее 90 (Девяносто), но не менее 80 (Восемьдесят) процентов численности работников Заемщика по состоянию на "01" июня 2020 г., может быть принято Решение о прощении долга в размере 50 процентов от суммы Задолженности.
Оставшаяся Задолженность подлежит погашению в порядке, предусмотренном с п.4.1. Договора.
В случае принятия Решения о прощении долга Кредитор вправе установить условия такого прощения, в том числе получение сумм субсидий на цели возмещения затрат на списание задолженности по Договору в порядке и на условиях, предусмотренных Правилами субсидирования. В случае не наступления соответствующих условий прощение долга считается несостоявшимся.
По окончании базового периода заемщик был переведен Банком на период наблюдения, несмотря на то, что, по мнению Банка, заемщик допустил снижение численности работников более чем 80%.
Уведомлением от 05.04.2021 Банк известил Предпринимателя о переводе Договора на период погашения с 01.04.2021 в следующие сроки: 30.04.2021, 30.05.2021, 30.06.2021.
При переводе Договора на период погашения Банк исходил из того, что истцом не соблюдены условия по сохранению численности работников в базовом периоде: на конец каждого отчетного месяца (август-октябрь 2020 года) базового периода численность работников заемщика составила менее 80% численности работников Заемщика по состоянию на 01.06.2020: на 01.06.2020 банк использовал численность - 11 человек (за апрель 2020 года), а в августе-октябре 2020 - 8 человек, согласно сведениям информационной базы ФНС.
Истец не согласился с решением Банка о переводе кредитного договора в период погашения, что послужило основанием для обращения Предпринимателя в суд.
Согласно пункту 1 статьи 819 Гражданского кодекса Российской Федерации по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты за пользование ею, а также предусмотренные кредитным договором иные платежи, в том числе, связанные с предоставлением кредита.
К отношениям по кредитному договору применяются предусмотренные параграфом 1 главы 42 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, если иное не предусмотрено правилами настоящего параграфа и не вытекает из существа кредитного договора (пункт 2 статьи 819 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Постановлением N 696 утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности, которые устанавливают цель, условия и порядок предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности (далее - Правила N 696).
Из положений пункта 5 Правил N 696 следует, что имеется три периода в течение срока действия кредитного договора:
"базовый период кредитного договора (соглашения)" - период с даты заключения кредитного договора (соглашения) до 01.12.2020, который должен быть предусмотрен кредитным договором (соглашением) на дату его заключения;
"период наблюдения по кредитному договору (соглашению)" - период с 01.12.2020 по 01.04.2021, который должен быть предусмотрен кредитным договором (соглашением) на дату его заключения;
"период погашения по кредитному договору (соглашению)" - период продолжительностью 3 месяца.
В силу пункта 11 Правил N 696 кредитный договор (соглашение) должен быть переведен получателем субсидии на период погашения по окончании базового периода кредитного договора в следующих случаях:
- численность работников заемщика, за исключением заемщиков, обратившихся получателю субсидии до 25.06.2020, в течение базового периода кредитного договора на конец одного или нескольких отчетных месяцев по состоянию на 25.11.2020 составила менее 80% численности работников заемщика, определенной при расчете максимальной суммы кредитного договора в соответствии с п. 24 данных Правил;
- численность работников заемщика, обратившегося к получателю субсидии до 25.06.2020, в течение базового периода кредитного договора на конец одного или нескольких отчетных месяцев по состоянию на 25.11.2020 составила менее 80% численности работников заемщика, определенной исходя из сведений о застрахованных лицах, поданных заемщиком в органы Пенсионного фонда РФ по итогам мая 2020 года, если численность работников заемщика по итогам мая 2020 года составила менее 80% численности работников заемщика, определенной при расчете максимальной суммы кредитного договора в соответствии с п. 24 данных Правил, либо исходя из сведений о численности работников заемщика, определенной при расчете максимальной суммы кредитного договора в соответствии с п. 24 данных Правил, если численность работников заемщика по итогам мая 2020 года составила 80 или более процентов численности работников заемщика, определенной при расчете максимальной суммы кредитного договора в соответствии с п. 24 данных Правил;
- в отношении заемщика по состоянию на 25.11.2020 введена процедура банкротства, либо деятельность заемщика приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, либо заемщик - индивидуальный предприниматель прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.
Исходя из пункта 12 Правил N 696, субсидия по списанию предоставляется получателю субсидии при соблюдении следующих условий:
а) в отношении заемщика на дату завершения периода наблюдения по кредитному договору (соглашению) не введена процедура банкротства, деятельность заемщика не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, а заемщик - индивидуальный предприниматель не должен прекратить деятельность в качестве индивидуального предпринимателя;
б) численность работников заемщика, за исключением заемщиков, обратившихся к получателю субсидии до 25 июня 2020, в течение периода наблюдения по кредитному договору (соглашению) на конец каждого отчетного месяца по состоянию на 25 марта 2021 составила не менее 80 процентов численности работников заемщика, определенной при расчете максимальной суммы кредитного договора (соглашения) в соответствии с пунктом 24 настоящих Правил;
г) получателем субсидии осуществлено списание не позднее 1 апреля 2021 задолженности заемщика по кредитному договору (соглашению), включая проценты по кредитному договору (соглашению), начисленные и перенесенные в основной долг по кредитному договору (соглашению) в соответствии с подпунктом "д" пункта 9 настоящих Правил;
д) соблюдены условия, предусмотренные пунктом 9 настоящих Правил.
Заемщик в течение периода наблюдения по кредитному договору (соглашению) выплачивает заработную плату работникам в соответствии с требованиями трудового законодательства Российской Федерации.
Согласно пункту 24 Правил N 696 максимальная сумма кредитного договора (соглашения) определяется как произведение расчетного размера оплаты труда, численности работников заемщика и количества полных месяцев.
Численность работников заемщика, а также размеры районных коэффициентов и процентных надбавок за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в иных местностях с особыми климатическими условиями определяются получателем субсидии на основании сведений по состоянию на 1 июня 2020, размещенных в информационном сервисе Федеральной налоговой службы.
В информационном сервисе Федеральной налоговой службы размещаются сведения о застрахованных лицах, подаваемые заемщиком в органы Пенсионного фонда Российской Федерации и передаваемые Пенсионным фондом Российской Федерации в Федеральную налоговую службу для целей реализации данных Правил.
Таким образом, из указанных положений следует, что банк не производит самостоятельный расчет численности сотрудников заемщика, а использует доступные сведения о количестве работающих по состоянию на дату обращения такого лица в кредитную организацию.
На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 30.11.2020 N 1976 в Правила N 696 внесены изменения, в частности согласно пункту 24 данных Правил для заемщиков, обратившихся к получателю субсидии до 25.06.2020 для определения максимальной суммы кредитного договора (соглашения), допустимо определение численности работников исходя из сведений о застрахованных лицах, поданных заемщиком в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по итогам апреля 2020 г. (абзац пятый). Изменения, внесенные в Правила N 696, не изменяли правового содержания Договора, заключенного сторонами 08.07.2020, в том числе обязательства заемщика.
Из материалов дела следует, что Предприниматель обратился в Банк с анкетой-заявлением на получение кредитного продукта для малого и среднего бизнеса, предоставив согласие на обработку персональных данных от 16.06.2020.
Правила N 696, в которых дается понятие заемщика как юридического лица или индивидуального предпринимателя, за исключением индивидуальных предпринимателей, не имеющих наемных работников (пункт 5), и содержится указание, что заемщик самостоятельно выбирает получателя субсидии для получения кредита (пункт 8), непосредственно не регулируют правоотношения заемщика и банка, возникающие на основании кредитного договора (соглашения), который заключается банком (получателем субсидии) с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в период с 01.06.2020 по 01.11.2020 на возобновление деятельности на срок до 30.06.2021.
Из содержания Правил N 696 следует, что они регулируют правоотношения российских кредитных организаций и Министерства экономического развития Российской Федерации по предоставлению субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности.
Максимальная сумма кредитного договора (соглашения) определяется как произведение расчетного размера оплаты труда, численности работников заемщика и базового периода по кредитному договору (соглашению). Численность работников заемщика, а также размеры надбавок и доплат, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иных выплат компенсационного характера определяются получателем субсидии на основании сведений, размещенных в информационном сервисе Федеральной налоговой службы по состоянию на 1 июня 2020 г. В информационном сервисе Федеральной налоговой службы размещаются сведения о застрахованных лицах, подаваемые заемщиком в органы Пенсионного фонда Российской Федерации и передаваемые Пенсионным фондом Российской Федерации в Федеральную налоговую службу для целей реализации настоящих Правил. Доступ получателей субсидии к информационному сервису Федеральной налоговой службы осуществляется в порядке, размещаемом на официальном сайте Федеральной налоговой службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Использование такого порядка определения кредитными организациями численности работников заемщика подтверждается Письмом Министерства экономического развития Российской Федерации от 17.07.2020 N Д13и-22474.
В Письме Минэкономразвития России разъясняется, что с учетом сроков предоставления указанной отчетности по состоянию на 1 июня 2020 г. в информационном сервисе ФНС России доступны сведения о численности работников по итогам апреля 2020 г., при этом сведения о численности работников по итогам мая 2020 г. страхователи вправе предоставить в Пенсионный фонд РФ до 15 июня 2020 г. В связи с этим для оценки соблюдения заемщиком требования по сохранению занятости получателю субсидии необходимо использовать данные, размещенные в информационном сервисе ФНС России по состоянию на дату обращения заемщика в кредитную организацию. Датой обращения заемщика является дата внесения кредитной организацией заявки заемщика в информационный сервис ФНС России. При этом размещенные в информационном сервисе ФНС России по состоянию на 1 июня 2020 г. и примененные для расчета максимального размера кредита, не подлежат актуализации при предоставлении заемщиком отчетности по форме СЗВ-М по итогам мая 2020 года.
Из материалов дела следует, что Банк рассчитал Предпринимателю максимальную сумму кредита на возобновление деятельности в размере 1 040 754 руб., при этом одобренная сумма кредита 788 450 руб., которую получил Предприниматель, рассчитана исходя из 10 работников (12130*1,3*10*5мес). Истец с расчетом согласился, указав предложенную банком сумму в заявлении-оферте N 72-20014/0185/20.
Таким образом, вопреки доводу заявителя в расчете использованы предоставленные истцом сведения статистической отчетности по форме СЗВ-М за май 2020, согласно которым численность работников общества составляла 10 человек.
Согласно имеющемуся в материалах дела протоколу контроля отчетности сведения о численности работников Предпринимателя по итогам мая 2020 года в количестве 10 человек поступили в ПФР 05.06.2020, и были размещены в информационном сервисе платформы ФНС.
Следовательно, по состоянию на 17.06.2020 в ФНС уже имелись сведения о численности работников общества за май 2020 года, а на день заключения сторонами кредитного договора (08.07.2020) эти сведения уже были размещены в информационном ресурсе.
Стороны в целях расчета максимальной суммы кредита не руководствовались сведениями о численности работников за апрель 2020 года, и при расчете максимально возможной суммы кредита в 1 040 754 руб., которая могла быть определена исходя из численности 11 человек, Предпринимателю был выдан кредит на сумму 788 450 руб. из расчета численности работников 10 человек.
Условия Договора, определяя поведение заемщика по сохранению 80 и более процентов численности работников по состоянию на 01.06.2020, не возлагали на заемщика обязанность исходить из численности работников за апрель 2020 года, стороны договора фактически имели в виду численность работников за май 2020 года, которая и была использована в расчете кредита.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно указал, что в связи с этим нельзя признать правомерной ситуацию, когда к заемщику, который воспользовался льготным кредитом исходя из фактической численности работников по состоянию на 01.06.2020, то есть, численности за май 2020 года, меньшей по сравнению с апрелем 2020 года, для целей списания задолженности применялись бы такие показатели, как если бы он воспользовался максимально возможной суммой кредита, исчисленной по количеству работников за апрель 2020 года.
Учитывая, что на момент заключения Договора в информационном сервисе Федеральной налоговой службы уже имелись данные о численности работников общества за май 2020 года, Банк в соответствии с указанными выше положениями Кодекса обязан был уведомить заемщика о том, что для проверки соблюдения условий кредитования им будут применяться сведения о численности работников за апрель 2020 года, неисполнение подобной обязанности вступает в противоречие с упомянутыми целями и задачами, разрешаемыми в рамках разработанного Правительством Российской Федерации механизма оказания финансовой помощи субъектам предпринимательской деятельности.
Согласно пункту 28 Правил субсидирования перечисление субсидии по списанию получателям субсидии осуществляется в размере задолженности по кредитным договорам (соглашениям) по состоянию на 01.04.2021, соответствующим требованиям по принятию решения о списании, установленным настоящими Правилами, в случае, если отношение численности работников заемщика по состоянию на 1 марта 2021 г. к численности работников заемщика, определенной при расчете максимальной суммы кредитного договора (соглашения) в соответствии с пунктом 24 настоящих Правил, составляет не менее 0,9.
Принимая во внимание, что отношение численности работников предпринимателя по состоянию на 1 марта 2021 - 10 человек к численности работников заемщика по состоянию на 1 июня 2020 - 10 человек (численность за май 2020) составляет 100%, заемщик вправе требовать списания задолженности в полном объеме в соответствии с Правилами N 696 и Правилами кредитования.
Таким образом, действия Банка по переводу Договора с 01.04.2021 на Период погашения не соответствовали требованиям Правил N 696 и положениям кредитного договора, Банком должно было быть принято решение о списании 100% кредитной задолженности.
Довод заявителя о том, что принятие решения о списании задолженности является правом Банка, а не его обязанностью, признается несостоятельным, поскольку пунктом 11 Правил субсидирования прямо указано, что кредитный договор (соглашение) должен быть переведен получателем субсидии на период погашения по кредитному договору (соглашению) по окончании базового периода кредитного договора (соглашения) при наличии одного из условий, отраженных в настоящем пункте.
В рассматриваемом случае Предпринимателем выполнены все условия для списания задолженности по кредитному договору в полном объеме. Соответственно, Банком должно было быть принято решение о списании 100% кредитной задолженности.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловными основаниями для отмены обжалуемого решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 08.05.2023 по делу N А82-17264/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Промсвязьбанк" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ярославской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Т.В. Чернигина |
Судьи |
И.Ю. Барьяхтар |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-17264/2022
Истец: ИП Синицын Евгений Владимирович
Ответчик: ПАО "Промсвязьбанк", ПАО "Промсвяз-ьбанк" Ярославский филиал
Третье лицо: ГК РАЗВИТИЯ "ВЭБ.РФ", ГУ - Пенсионный фонд РФ, Министерство эеономического развития РФ, Федеральная налоговая служба РФ