14 марта 2024 г. |
дело N А40-197432/23 |
Резолютивная часть постановления оглашена 20.02.2024.
Постановление изготовлено в полном объеме 14.03.2024.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Сумина О.С., Кочешкова М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "КТН-Транс"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.11.2023 по делу N А40-197432/23
по заявлению ООО "КТН-Транс"
к ИФНС России N 4 по г. Москве
о признании недействительным решения;
при участии:
от заявителя - Бронников А.В. по доверенности от 28.11.2022;
от заинтересованного лица - Немтинов А.В. по доверенности от 17.08.2023;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 17.11.2023 в удовлетворении заявленных ООО "КТН-Транс" требований о признании недействительным решения ИФНС России N 4 по г. Москве от 02.05.2023 N 11 о принятии обеспечительных мер в виде приостановления операций по счетам в банках на сумму 249.212.818 руб. в отношении всех открытых счетов ООО "КТН-Транс", отказано.
ООО "КТН-Транс" не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представители общества и налогового органа в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что ИФНС России N 4 по г. Москве проведена выездная налоговая проверка ООО "КТН-Транс" по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов за период с 01.01.2018 по 31.12.2020, по результатам которой составлен акт налоговой проверки от 27.06.2022 N 12/8636, дополнения к акту налоговой проверки от 21.10.2022 N 12/41 и вынесено решение от 16.01.2023 N 12/894 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной п. п. 1, 3 ст. 122 Налогового Кодекса Российской Федерации за неуплату (неполную уплату) налога на прибыль организаций, НДС в виде штрафа в общей сумме 60.275.413 руб., обществу предложено уплатить недоимку по налогу на прибыль организаций за 2018 - 2020 в сумме 112.051.260 руб. и НДС в сумме 91.674.293 руб.
По итогам рассмотрения жалобы общества УФНС России по г. Москве отменено решение ИФНС России N 4 по г. Москве от 16.01.2023 N 12/894 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения полностью и вынесено новое решение от 20.04.2023 N 21-10/045271@, которым ООО "КТН-Транс" доначислены к уплате за 2018 - 2020 налог на прибыль организаций в общей сумме 112.051.260 руб., НДС в общей сумме 91.674.293 руб., ООО "КТН-Транс" привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной п. п. 1, 3 ст. 122 Налогового Кодекса Российской Федерации за неуплату (неполную уплату) налога на прибыль организаций, НДС в виде штрафа в общей сумме 45.487.263, 80 руб.
02.05.2023 ИФНС России N 4 по г. Москве принято решение N 11 о принятии обеспечительных мер в виде приостановления операций по счетам в банках на сумму 249.212.818 руб. в отношении всех открытых на текущую дату счетов ООО "КТН-Транс".
Решением УФНС России по г. Москве по жалобе от 01.06.2023 N 21-10/061220@ отказано в удовлетворении вышеуказанной жалобы ООО "КТН-Транс".
Общество, не согласившись с решением от 02.05.2023 N 11 о принятии обеспечительных мер в виде приостановления операций по счетам в банках на сумму 249.212.818 руб. в отношении всех открытых счетов ООО "КТН-Транс" и полагая, что оно нарушает его права и подлежит признанию недействительным, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из соответствия оспариваемого акта и отсутствия нарушений прав и законных интересов общества.
Рассмотрев повторно материалы дела, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
В соответствии с п. 10 ст. 101 Налогового Кодекса Российской Федерации после вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе принять обеспечительные меры, направленные на обеспечение возможности исполнения указанного решения, если есть достаточные основания полагать, что непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение такого решения и (или) взыскание недоимки, пеней и штрафов, указанных в решении.
Для принятия обеспечительных мер руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение, вступающее в силу со дня его вынесения и действующее до дня исполнения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо до дня отмены вынесенного решения вышестоящим налоговым органом или судом. Обеспечительными мерами могут быть: запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа; приостановление операций по счетам в банке в порядке, установленном ст. 76 Налогового Кодекса Российской Федерации.
Приостановление операций по счетам в банке в порядке принятия обеспечительных мер может применяться только после наложения запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества и в случае, если совокупная стоимость такого имущества по данным бухгалтерского учета меньше общей суммы недоимки, пеней и штрафов, подлежащей уплате на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Приостановление операций по счетам в банке допускается в отношении разницы между общей суммой недоимки, пеней и штрафов, указанной в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, и стоимостью имущества, не подлежащего отчуждению (передаче в залог) в соответствии с пп. 1 п. 10 ст. 101 Налогового Кодекса Российской Федерации.
Предусмотренные п. 10 ст. 101 Налогового Кодекса Российской Федерации обеспечительные меры направлены на оперативную защиту интересов бюджета с целью предотвращения ситуаций, когда вследствие истечения определенного времени может быть затруднено либо невозможно исполнение принятого решения налогового органа.
Из материалов дела следует, что обеспечительные меры приняты инспекцией с учетом решения УФНС России по г. Москве от 20.04.2023 N 21-10/045271@.
Сумма, подлежащая обеспечению, соответствует сумме, указанной в решении УФНС России по г. Москве.
Таким образом, оспариваемое решение принято в целях обеспечения исполнения решения УФНС России по г. Москве от 20.04.2023 N 21-10/045271@.
В качестве основания для принятия обеспечительных мер в оспариваемом решении о принятии обеспечительных мер указано: вывод активов (отчуждение имущества налогоплательщика); применение схем ухода от налогообложения; налоговыми органами установлены занижение выручки от реализации товаров (работ, услуг); вывод активов; непредставление налогоплательщиком документов (информации) для проведения мероприятий налогового контроля. Кроме того, согласно ЕНС по состоянию на 22.09.2023 у общества имеется отрицательное сальдо в общей сумме 354.970.691,17 руб., в том числе по решению УФНС России по г. Москве от 20.04.2023 N 21-10/045271@.
Принимая во внимание установленные обстоятельства, налоговым органом сделан обоснованный вывод о наличии достаточных оснований полагать, что непринятие обеспечительных мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение решения, вынесенного по результатам выездной налоговой проверки и (или) взыскание недоимки, пени и штрафов, указанных в решении. Инспекция при принятии обеспечительных мер по своему усмотрению определяет наличие оснований полагать, что непринятие обеспечительных мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения и (или) взыскание недоимки, пеней и штрафов, отраженных в указанном решении.
С целью соблюдения последовательности принятия обеспечительных мер, инспекцией проведены мероприятия, направленные на установление принадлежащего обществу на праве собственности и не находящегося под обременением имущества и установлено отсутствие недвижимого имущества; отсутствие движимого имущества (транспортных средств); имеются реальные активы на 31.12.2021, в том числе запасы, основные средства, дебиторская задолженность.
В ходе выездной налоговой проверки в адрес общества по ТКС направлено требование от 18.11.2022 N 12/109206/ОУЗ о предоставлении сведений об имуществе, принадлежащем налогоплательщику на праве собственности и не находящегося под обременением о составе готовой продукции, основных средствах, запасах, сведениях о дебиторской задолженности, подтвержденной актами на актуальную дату, находящемся у него на балансе, с указанием его актуальной бухгалтерской стоимости на дату такого требования.
На требование налогового органа от 18.11.2022 N 12/109206/ОУЗ обществом представлен ответ, что запрашиваемые документы ранее в ходе выездной налоговой проверки представлены в налоговый орган.
Учитывая крайне низкую степень актуальности представленной информации на момент принятия обеспечительных мер, инспекцией с целью получения актуальных данных об имуществе общества в адрес налогоплательщика по ТКС направлено требование от 27.03.2023 N 32187 и разъяснено о том, что в случае отсутствия сведений об имуществе инспекция вправе применить обеспечительные меры в виде приостановления операций по счетам в банке.
Данное требование получено организацией и 12.04.2023 представлен ответ с отказом предоставлять запрошенные документы.
Обществом не представлена информация об имуществе, принадлежащем на праве собственности и не находящемся в обременении по данным бухгалтерского учета на текущую дату.
Согласно данным бухгалтерской (налоговой) отчетности за 2021 и 2022 заявитель располагает преимущественно оборотными активами, состав и сумма которых в результате ведения финансово-хозяйственной деятельности изменяется, и без расшифровки данных бухгалтерского учета установить такие активы налоговому органу не представляется возможным.
По результатам проведенных мероприятий налоговым органом установлено отсутствие имущества, достаточного для погашения сумм доначисленных по результатам контрольных мероприятий, в связи с чем приняты решения о приостановлении операций по счетам в банке от 02.05.2023 N 103689 - 103696 в порядке, установленном ст. 76 Налогового Кодекса Российской Федерации, в соответствии с пп. 2 п. 10 ст. 101 Налогового Кодекса Российской Федерации.
Относительно применения п. 10 ст. 101 Налогового Кодекса Российской Федерации в части дебиторской задолженности, то открытый перечень видов имущества, на которые налоговый орган может наложить запрет на отчуждение, содержится в пп. 1 п. 10 ст. 101 Кодекса.
Дебиторская задолженность в перечне не указана.
Кроме того, для целей Налогового Кодекса Российской Федерации по общему правилу имущественные права, к которым относится и дебиторская задолженность, не признаются имуществом.
Наличие у общества значительной дебиторской задолженности не подтверждает наличие достаточного имущества, поскольку дебиторская задолженность представляет собой право требования кредитора по неисполненным денежным обязательствам, что не может быть приравнено к какому-либо виду объектов гражданских прав.
Дебиторская задолженность правомерно не учтена инспекцией при оценке обстоятельств в момент принятия обеспечительных мер.
Доводы апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме и отклонены, судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, нормы процессуального законодательства при рассмотрении дела не нарушены.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.11.2023 по делу N А40-197432/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
О.С. Сумина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-197432/2023
Истец: ООО "КТН-ТРАНС"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ N 4 ПО ЦЕНТРАЛЬНОМУ АДМИНИСТРАТИВНОМУ ОКРУГУ Г. МОСКВЫ