город Томск |
|
2 октября 2023 г. |
Дело N А03-5185/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 октября 2023 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Чикашовой О.Н.,
судей Назарова А.В.,
Ходыревой Л.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Горецкой О.Ю., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу (N 07АП-7172/2023) акционерного общества "Алтайэнергосбыт" на решение от 17.07.2023 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-5185/2023 (судья Хворов А.В.) по иску краевого государственного бюджетного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказывающее социальные услуги "Кытмановский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей" (659240, Алтайский край, Кытмановский район, поселок Кытманушка, Заречная ул., д.4 к.а, ОГРН 1022202103813, ИНН 2255000995) к акционерному обществу "Алтайэнергосбыт" (656038, Алтайский край, г Барнаул, Обской б-р, д. 30, ОГРН 1062224065166, ИНН 2224103849) об обязании произвести перерасчет платы за электроэнергию, с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, публичного акционерного общества "Россети Сибирь" (1) (660021, Красноярский край, город Красноярск, ул. Бограда, д.144а, ОГРН 1052460054327, ИНН 2460069527), Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов (2) (656038, Алтайский край, город Барнаул, Молодежная ул., д.1, ОГРН 1102225002923, ИНН 2221177627),
при участии в судебном заседании:
от истца - без участия (извещен),
от ответчика - Сорока В.В. (паспорт, доверенность N 50 от 31.12.2022) (участие путем присоединения к веб-конференции),
от третьих лиц- без участия (извещены)
УСТАНОВИЛ:
Краевое государственное бюджетное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказывающее социальные услуги, "Кытмановский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей" (далее - учреждение, истец) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с иском к акционерному обществу "Алтайэнергосбыт" (далее - общество, ответчик) об обязании произвести перерасчет платы за электроэнергию, начисленную с 01.01.2022 по 31.12.2022, согласно тарифу по категории "население, проживающее в сельских населенных пунктах, и приравненные к нему" на сумму 232 285 руб. 60 коп.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Управление Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов (далее - Управление по тарифам) и публичное акционерное общество "Россети Сибирь".
Решением от 17.07.2023 Арбитражного суда Алтайского края исковые требования удовлетворены. Суд обязал общество произвести учреждению перерасчет платы за электроэнергию, отпущенную в период с 01.01.2022 по 31.12.2022 по тарифу для категории "население, проживающее в сельских населенных пунктах, и приравненные к нему" на сумму 232 285 руб. 60 коп. в течение десяти дней после вступления решения в законную силу.
Не согласившись с данным решением, ответчик обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что учреждение исходя из понятия "коммунальной услуги" не относится к категории "исполнитель коммунальных услуг", а также не оказывает коммунальных услуг находящимся в указанном центре помощи детям, оставшимся без попечения; весь объем потребленной электроэнергии, поставленный учреждению, используется для целей обеспечения условий проживания детей (коммунально-бытовые нужды), направлен на осуществление основной цели деятельности учреждения; учреждение коммунальные услуги не оказывает, приобретает электрическую энергию для коммунально-бытового потребления; АО "Алтайэнергосбыт" обоснованно производило начисления за потребленную электроэнергию в спорном периоде по тарифу 4,50 руб./кВт.ч за 1 полугодие и 4,68 руб./кВт.ч за 2 полугодие.
Истец в порядке статьи 262 АПК РФ представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором с доводами и требованиями апеллянта не согласился, просил оставить обжалуемое решение суда первой инстанции без изменения.
Ответчиком заявлено ходатайство о направлении судебного запроса в Федеральную антимонопольную службу России о разъяснении, какой тариф подлежит применению к детским домам.
Судом заявленное ходатайство отклонено как необоснованное, поскольку Федеральная антимонопольная служба России не наделена полномочиями по официальному толкованию законодательных актов и их разъяснению, указанная позиция не будет носить нормативно-правовой характер, являться обязательной для арбитражного суда. Кроме того, с указанным ходатайством апеллянт в суд первой инстанции не обращался, доказательств невозможности обращения самостоятельно в Федеральную антимонопольную службу России не представил.
Истец и третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, явку своих представителей в судебное заседание апелляционной инстанции не обеспечили. В порядке частей 1, 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей истца и третьих лиц.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав представителя ответчика, проверив в порядке статьи 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционный суд не нашел оснований для его отмены или изменения.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, между учреждением (потребитель) и обществом (продавец) заключен государственный контракт на энергоснабжение от 01.01.2022 N 22060361005493 (далее - контракт), в соответствии с которым продавец обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, а потребитель обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги (пункт 1.1 контракта).
Договор вступает в силу с даты подписания, действует до 31.12.2022 и пролонгируется на следующий календарный год на тех же условиях, если за 30 дней до окончания срока его действия ни одна из сторон письменно не заявит другой стороне о его прекращении, изменении или заключении нового договора. Датой и временем начала исполнения обязательств по договору является 00:00 ч. 01.01.2022. Начало исполнения обязательств по договору каждой из сторон не может быть ранее даты начала оказания потребителю услуг по передаче электроэнергии (пункт 8.1 контракта).
Точки поставки электрической энергии (мощности) потребителю определены в приложении N 1 "Перечень точек поставки и приборов коммерческого учета электрической энергии (мощности)" (далее - приложение N 1) к договору в соответствии с актами разграничения балансовой принадлежности и (или) эксплуатационной ответственности электроустановок и сооружений или иными документами, подтверждающими технологическое присоединение объектов потребителя к объектам электросетевого хозяйства (пункт 1.2 контракта).
Согласно приложению N 1 к контракту отпуск электрической энергии осуществляется на энергопринимающие устройства детского дома, расположенного по адресу: Алтайский край, Кытмановский район, п. Кытманушка, ул. Заречная, 4А.
Цены на электроэнергию за период с 01.01.2022 по 31.12.2022 установлены решением управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 24.12.2021 N 561.
Исходя из счетов, представленным в адрес учреждения за 2022 год, ответчиком применяется тариф 4,50 рублей за кВт/ч. включая НДС (пункт 6.1 Приложения с отнесением учреждения к категории "Потребителей приравненных к населению").
Считая, что для учреждения, должен быть применен тариф по пункту 5.1 с категорией "Население, проживающее в сельских населенных пунктах, и приравненные к нему", поскольку учреждение находится в сельской местности и является жилым помещением для социальной защиты отдельных категорий, а именно: для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, истец направил в адрес ответчика претензию от 30.08.2022 с требованием произвести перерасчет, начисленных обществом сумм в качестве оплаты за энергоснабжение.
Требования претензии исполнены не были, что послужило основанием для обращения с исковым заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из расположения учреждения в сельском населенном пункте, характера его деятельности и цели приобретения коммунального ресурса для обеспечения коммунальной услугой воспитанников, находящихся на его содержании.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Гражданские права и обязанности могут возникать, в частности, из договоров и иных сделок.
Согласно статье 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов; односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
В соответствии со статьей 539 ГК РФ на основании договора энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Статьей 544 ГК РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с передачей, потреблением электроэнергии с использованием систем электроснабжения, права и обязанности потребителей электроэнергии, энергоснабжающих организаций, сетевых организаций регулируются Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения N 442), Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
Пунктом 1 статьи 23 Закона об электроэнергетике предусмотрено, что государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации. При этом регулируемые цены (тарифы), надбавки могут устанавливаться как в числовом выражении, так и в виде формул или порядка определения таких цен (тарифов) и надбавок.
Пунктом 27 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом ФСТ России от 06.08.2004 N 20-э/2 (в редакции от 24.04.2018, действовавшей в спорный период), к тарифной группе "население" относятся граждане, использующие электроэнергию на коммунально-бытовые нужды, а также приравненные к населению категории потребителей, которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам).
Перечень категорий потребителей, которые приравнены к населению и которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам) (в отношении объемов потребления электрической энергии, используемых на коммунально-бытовые нужды и не используемых для осуществления коммерческой (профессиональной) деятельности), приведен в приложении N 1 (пункт 67 Постановления Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" (далее - Постановление N 1178).
Пунктом 1 Приложения N 1 к Постановлению N 1178, исполнители коммунальных услуг (товарищества собственников жилья, жилищно-строительные, жилищные или иные специализированные потребительские кооперативы либо управляющие организации), наймодатели (или уполномоченные ими лица), предоставляющие гражданам жилые помещения специализированного жилищного фонда, включая жилые помещения в общежитиях, жилые помещения маневренного фонда, жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения, жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев, для временного поселения лиц, признанных беженцами, а также жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан, приобретающие электрическую энергию (мощность) для коммунально-бытового потребления населения в объемах фактического потребления электрической энергии населения и объемах электрической энергии, израсходованной на места общего пользования, приравнены к категории потребителей "население".
Из смысла приведенных норм следует, что возможность применения в расчетах сторон за поставленную электрическую энергию регулируемых цен зависит от наличия у потребителя определенного статуса, приравнивающего его к категории "население", а основополагающим признаком является факт использования электрической энергии для коммунально-бытовых нужд в жилых помещениях либо жилых домах. Соответствующий критерий является универсальным для любого вида ресурсоснабжения и определяется целями использования коммунального ресурса, заключающимися в потреблении такового на коммунально-бытовые нужды. Тарифы на коммунальные услуги дифференцируются в зависимости не от вида помещения, а от категории потребителей, являющихся получателем коммунальных услуг.
Согласно пункту 8 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 N 42 (далее - Правила N 42), к домам системы социального обслуживания относятся специально построенные или переоборудованные здания, оснащенные необходимым для обеспечения жизнедеятельности и безопасности проживания граждан оборудованием.
В домах системы социального обслуживания оборудуются жилые помещения для проведения мероприятий медицинского, психологического и социального характера, посильной трудовой деятельности, а также другие жилые помещения, которые могут быть использованы для обеспечения жизнедеятельности.
В соответствии с контрактом, заключенным между обществом и учреждением на энергоснабжение является: детский дом, расположенный по адресу: Алтайский край, Кытмановский район, п. Кытманушка, ул. Заречная, 4А.
Из существа законодательного регулирования следует, что тарифы дифференцируются в зависимости не от вида помещения и географической общности, а от категории потребителей, являющихся получателями услуг. Весь объем электроэнергии, поставляемый в соответствии с условиями государственного контракта в здания, используется для целей обеспечения условий проживания детей.
Объекты учреждения связаны единым назначением: социальное обслуживание населения, обеспечение жизнедеятельности определенных категорий граждан, в том числе для проведения мероприятий медицинского, психологического и социального характера, посильной трудовой деятельности, для организации питания, медицинского, административно-бытового обслуживания, культурно-массового и физкультурно-оздоровительных назначения, профессиональной подготовки и социальной адаптации; хозяйственные помещения и т.д.
Особые правила формирования цены (тарифа) на электрическую энергию (мощность), а также входящего в нее тарифа на услуги по передаче электрической энергии, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, обеспечивают социальную защиту указанных экономически слабых субъектов гражданского оборота.
Согласно пункту 6 Методических указаний по расчету тарифов на электрическую энергию (мощность) для населения и приравненных к нему категорий потребителей, тарифов на услуги по передаче электрической энергии, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 16.09.2014 N 1442-э, которые действовали на момент принятия рассматриваемого по иску тарифного решения, для приравненных к населению категорий потребителей, указанных в пункте 71.1 Основ ценообразования, цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) устанавливаются и применяются равными ценам (тарифам), установленным для населения.
В пункте 1 приложения 1 Основ ценообразования на то, что в перечень потребителей, которые приравнены к населению и которым энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам) включены, в том числе, наймодатели, предоставляющие гражданам жилые помещения специализированного жилищного фонда, включая жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения, жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан, приобретающие электрическую энергию (мощность) для коммунально-бытового потребления населения в объемах фактического потребления электрической энергии населения и объемах электрической энергии, израсходованной на места общего пользования.
Пунктом 71 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, предусмотрено, что при утверждении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению, проживающему в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками, что подтверждается техническим паспортом жилого помещения, а также для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, в зависимости от региональных особенностей, социальных и экономических факторов, сложившихся в субъекте Российской Федерации, по решению органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов применяются понижающие коэффициенты от 0,7 до 1.
Тарифы на электрическую энергию для населения Алтайского края утверждаются решением Управления по тарифам на соответствующий год.
Из материалов дела следует, что при установлении тарифов на 2022 года для сельского населения Управлением по тарифам был применен понижающий коэффициент 0,783, в связи с чем, размер тарифа составил меньшую величину.
На основании приложения N 1 к приложению N 2 к Приказу ФАС России от 19.06.2018 N 834/18, тарифы для населения и приравненных к нему категорий потребителей дифференцируются в зависимости от места проживания (городской или сельский населенный пункт), а также от степени благоустройства дома, то есть оборудования или не оборудования дома стационарными электрическими плитами и (или) электроотопительными установками. Иной дифференциации на настоящий момент законодательством не предусмотрено.
Согласно приложению N 1 к приложению N 2 к Приказу ФАС России от 19.06.2018 N 834/18 выделены следующие группы потребителей:
- население и приравненные к ним, за исключением населения и потребителей, указанных в пунктах 2 и 3,
- население, проживающее в городских населенных пунктах в домах, оборудованных стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками, и приравненные к ним;
- население, проживающее в сельских населенных пунктах, и приравненные к ним;
- потребители, приравненные к населению (с более детальной дифференциацией на подгруппы).
В составе первой группы потребителей выделяются наймодатели, предоставляющие гражданам жилые помещения специализированного жилищного фонда, включая жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения, жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан, приобретающие электрическую энергию (мощность) для коммунально-бытового потребления населения в объемах фактического потребления электрической энергии населения и объемах электрической энергии, израсходованной на места общего пользования, и наймодатели, предоставляющие гражданам жилые помещения специализированного жилищного фонда, включая жилые помещения в общежитиях, жилые помещения маневренного фонда, жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения, жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев, жилые помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами, а также жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан, приобретающие электрическую энергию (мощность) для предоставления коммунальных услуг пользователям таких жилых помещений в объемах потребления электрической энергии населением и содержания мест общего пользования в домах, в которых имеются жилые помещения специализированного жилого фонда.
Принимая во внимание указанные законоположения, пункты 5.1, 6.1 приложения к тарифному решению Управления по тарифам от 24.12.2021 N 561 "Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей на территории Алтайского края на 2022 год", факт того, что учреждение расположено в сельском населенном пункте, учитывая, характер его деятельности и цели приобретения коммунального ресурса (для обеспечения коммунальной услугой воспитанников, находящихся на его содержании), суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что требование по иску является обоснованным, из чего следует обязанность ответчика произвести перерасчет платы за электроэнергию, отпущенную в период с 01.01.2022 по 31.12.2022 по тарифу для категории "население, проживающее в сельских населенных пунктах, и приравненные к нему" на сумму 232 285 руб. 60 коп. в течение десяти дней после вступления решения в законную силу.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе иные доводы, суд апелляционной инстанции установил, что в них отсутствуют ссылки на факты, которые не были бы предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленного требования по существу, в связи с чем признаются несостоятельными.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Основания для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренные статьей 270 АПК РФ, не установлены.
По правилам статьи 110 АПК РФ в связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 17 июля 2023 года Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-5185/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Алтайэнергосбыт" (ОГРН 1062224065166, ИНН 2224103849) - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
О.Н. Чикашова |
Судьи |
А.В.Назаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-5185/2023
Истец: КГБУ "Кытмановский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей"
Ответчик: АО "Алтайэнергосбыт".
Третье лицо: ПАО "МРСК Сибири" в лице филиала "Алтайэнерго", Управление АК по государственному регулированию цен и тарифов, Лореш А. В.