г. Красноярск |
|
02 октября 2023 г. |
Дело N А33-5285/2023 |
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Петровской О.В.,
судей: Дамбарова С.Д., Пластининой Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Астраханцевым Д.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска
(ИНН 2466010657, ОГРН 1032402940800)
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 09 августа 2023 года по делу N А33-5285/2023,
УСТАНОВИЛ:
департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска (ИНН 2466010657, ОГРН 1032402940800, далее - истец) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Юрвест" (ИНН 2225210280, ОГРН 1202200005512, далее - ответчик, ООО "Юрвест") о взыскании 199 872 руб. 53 коп. долга за период с 29.07.2020 по 20.09.2020, 847 руб. 73 коп. за период с 29.07.2020 по 20.09.2020 по договору аренды земельного участка от 20.09.2019 N 400.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 09 августа 2023 года иск удовлетворен частично. Взыскано с ООО "Юрвест" в пользу департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска 50 191 руб. 72 коп., в том числе 49 968 руб. 13 коп. долга и 223 руб. 59 коп. пени. В удовлетворении остальной части иска отказано. Взыскано с ООО "Юрвест" в доход федерального бюджета 1 754 руб. государственной пошлины.
Не согласившись с данным судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении исковых требований отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить требования департамента в полном объеме.
В апелляционной жалобе заявитель указал, что суд первой инстанции необоснованно отказал в применении коэффициента К3, равному 4, установленного Решением Красноярского городского Совета депутатов от 25.06.2013 N В-377, к расчету размера арендной платы за спорный период. Полагает, что истцом обоснованно применен коэффициент К3 при расчете арендной платы, т.к. целью предоставления земельного участка являлось строительство административного объекта и инженерного обеспечения, что не относится к жилищному строительству.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 04.09.2023 апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 02.10.2023.
Материалами дела подтверждается надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом первой инстанции.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступном информационном сервисе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет").
В Третий арбитражный апелляционный суд от истца поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
При изложенных обстоятельствах в силу статей 121 - 123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции признает лиц, участвующих в деле надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы и рассматривает жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Согласно части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Поскольку соответствующих возражений от сторон не поступило, судебный акт подлежит проверке апелляционной инстанцией в обжалуемой части - в части отказа в удовлетворении исковых требований.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Между Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска (арендодатель) и ООО "Юрвест" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка от 20.09.2019 N 400, согласно пункту 1.1. которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок с категорией земель - земли населенных пунктов, с кадастровым номером 24:50:0400130:638, находящийся по адресу: г. Красноярск, Советский район, ул. Взлетная, общей площадью 3309 кв.м., с наложением на охранные зоны инженерных сетей: водоснабжения; электроснабжения; канализации; связи (далее - участок), в границах, указанных в выписке ЕГРН об участке, которая прилагается к настоящему договору и является его неотъемлемой частью (приложение N 1), для использования в целях для завершения строительства административного объекта и инженерного обеспечения. Земельный участок передается по акту приема-передачи по договору от 08.11.2017 N 2602.
Согласно пункту 2.1. договора срок аренды участка устанавливается с 11.10.2019 по 10.10.2022 (три года).
Пунктом 3.1. договора предусмотрено, что размер арендной платы за участок составляет 113 342 руб. 35 коп. в месяц. Арендная плата вносится арендатором ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, за который вносится плата путем перечисления на счет (пункт 3.5. договора).
Через год после заключения договора размер арендной платы подлежит ежегодной индексации арендодателем в одностороннем порядке на размер уровня инфляции, устанавливаемого федеральными законами о бюджете на очередной финансовый год. В последующие периоды индексация арендной паты на размер уровня инфляции осуществляется на начало следующего календарного года.
В соответствии с пунктом 5.2. договора за нарушение срока внесения арендной платы по договору, арендатор выплачивает арендодателю пени за каждый календарный день просрочки в размере одной трехсотой, действующей на календарный день просрочки, процентной ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени перечисляются в порядке, предусмотренном пунктом 3.6 договора.
Все споры между сторонами, возникающие по договору, разрешаются в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 7.1. договора).
В приложении N 2 договора приведен расчет арендной платы, согласно которому с 11.10.2019 оплата в месяц составляет 113 342 руб. 35 коп. из расчета площади - 3309 кв.м., кадастровой стоимости - 22 668 469,95 руб., коэффициент, учитывающий вид разрешенного использования - 0,015, коэффициент, учитывающий категорию арендатора - 1, коэффициент, учитывающий срок, по истечении которого арендатором земельного участка, предоставленного для строительства, не введен в эксплуатацию объект, для строительства которого был предоставлен в аренду такой земельный участок) - 4.
Согласно выпискам из ЕГРН от 11.02.2023 N КУВИ-001/2023-33997449 и от 05.06.2023 N КУВИ-001/2023-129440264 объект незавершенного строительства с кадастровым номером 24:50:0400130:1545, назначение - нежилое здание, площадью 17 085,5 кв.м., расположенный по адресу: г. Красноярск, ул. Взлетная, 15 "Ж", в период с 29.07.2020 по 21.09.2020 принадлежал на праве собственности ООО "Юрвест" (запись N 24:50:0400130:1545-24/118/2020-8), расположен на земельном участке с кадастровым номером 24:50:0400130:638, степень готовности объекта составляет 80%.
Досудебным предупреждением от 09.11.2022 N 21583 (направлено ответчику 10.11.2022) истец просил ответчика погасить задолженность по арендной плате за период с 29.07.2020 по 20.09.2020 в размере 199 872 руб. 53 коп. и пени за период с 29.07.2020 по 20.09.2020 в размере 847 руб. 73 коп. в срок до 09.12.2022.
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по внесению арендной платы за пользование имуществом, департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью ""Юрвест" о взыскании 199 872 руб. 53 коп. долга за период с 29.07.2020 по 20.09.2020, 847 руб. 73 коп. за период с 29.07.2020 по 20.09.2020 по договору аренды земельного участка от 20.09.2019 N 400.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Между сторонами заключен договор аренды, отношения по которому урегулированы главой 34 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В силу пункта 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Из содержания норм главы 34 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что обязательства сторон по договору аренды являются взаимными - арендодатель обязан предоставить арендатору имущество в состоянии, позволяющем использовать его в соответствии с условиями договора и назначением имущества, в то время как арендатор, получив возможность такого использования, обязан вносить арендную плату.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли является земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Как следует из подпунктов 2 и 3 пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
В абзаце четвертом пункта 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (далее - Постановление N 73) разъяснено, что к договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом, даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений.
Согласно пункту 19 Постановления N 73 арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
Отношения по использованию и охране земель в Красноярском крае урегулированы Законом Красноярского края от 04.12.2008 N 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае" (далее - Закон N 7-2542).
В соответствии с пунктом 5.1 статьи 12 Закона N 7-2542, расчет годовой суммы арендной платы за использование земельных участков, предоставленных для строительства (за исключением земельных участков, предоставленных для жилищного строительства), производится по формуле: А = Кс x К1 x К2 x К3, где: А - арендная плата за земельный участок в год (рублей); Кс - кадастровая стоимость земельного участка (рублей); К1 - коэффициент, учитывающий вид разрешенного использования земельного участка; К2 - коэффициент, учитывающий категорию арендатора; К3 - коэффициент, учитывающий срок (определяемый с даты предоставления в аренду земельного участка), по истечении которого арендатором земельного участка, предоставленного для строительства (за исключением земельного участка, предоставленного для жилищного строительства), не введен в эксплуатацию объект, для строительства которого был предоставлен в аренду такой земельный участок.
Представленная в Законе края формула расчета арендной платы содержит корректирующие коэффициенты, устанавливаемые и дифференцируемые в зависимости от вида категории и разрешенного использования земельного участка, с учетом его специфических индивидуальных характеристик. Таким образом, представленные элементы формулы позволяют определить доходность предоставляемого в аренду земельного участка, и, как следствие, рассчитать размер арендной платы с учетом принципа экономической обоснованности.
Пунктом 6 указанной статьи Закона края предусмотрено, что коэффициенты К1, К2 и К3 определяются решениями органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, на территории которых расположены передаваемые в аренду земельные участки, исходя из принципа экономической обоснованности. В случае если решениями органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов размер коэффициента К3 не определен, такой размер признается равным единице.
Решением Красноярского городского Совета депутатов от 25.06.2013 N В-377 размер коэффициента К3 установлен равный 4, данный коэффициент подлежит применению по истечении 6 лет с даты предоставления в аренду земельного участка при нарушении арендатором срока введения объекта в эксплуатацию.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Постановление N 582) утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, которые сформулированы как основные начала, общие базовые правила определения арендной платы.
В числе принципов предусмотрен принцип экономической обоснованности, заключающийся в установлении размера арендной платы, соответствующего доходности земельного участка, с учетом категории земель, к которой отнесен земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на земельном участке.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 28.02.2017 N 424-О, государственным органам и органам местного самоуправления надлежит руководствоваться принципом экономической обоснованности при установлении ставок арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, в частности, необходимо обеспечить эффективное использование земли на основании оценки ее экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно указал, что при принятии нормативного правового акта, устанавливающего размер арендной платы за использование земельных участков, помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли должны проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности. При этом, соблюдение принципа экономической обоснованности должно быть доказано компетентным государственным или муниципальным органом путем представления соответствующих расчетов и также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков, и документов, непосредственно подтверждающих проведение расчета величины базовой ставки.
Оценив представленные в дело доказательства, суд установил, что земельный участок, являющийся объектом договора аренды 20.09.2019 N 400, представляет собой земли населенных пунктов и предоставлен обществу для использования в целях завершения строительства административного объекта с инженерным обеспечением.
В этой связи, руководствуясь вышеприведенными нормами материального права, суд первой инстанции обоснованно признал, что применение повышенного коэффициента при расчете арендной платы за публичный земельный участок, предоставленный под строительство объекта, не связанного с жилищным строительством, в случае превышения сроков строительства объекта, не отвечает принципам экономического обоснования и является противоречащим нормам действующего законодательства.
При рассмотрении споров, связанных с защитой гражданских прав, суд не применяет противоречащий закону акт государственного органа или органа местного самоуправления независимо от признания этого акта недействительным (абзац 4 пункта 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Применительно к статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и статье 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе давать оценку нормативным актам публичных образований, регламентирующим размеры арендной платы за соответствующие земельные участки, с точки зрения их соответствия законодательству (в том числе основным принципам, изложенным в Постановлении N 582) и при рассмотрении гражданско-правовых споров, вытекающих из договоров аренды таких земельных участков (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 апреля 2012 года N 15837/11 по делу N А47-7623/2010).
Как следует из определения Верховного Суда Российской Федерации от 28 апреля 2016 года N 14-АПГ16-7, само по себе нарушение сроков строительства, не связанного с жилищным, не может быть основанием для того, чтобы без учета принципа экономического обоснования повысить в несколько раз арендную плату за земельный участок, предоставленный под такое строительство. Подобное повышение следует рассматривать как санкцию за нарушение сроков строительства, меру ответственности за несвоевременное освоение земельного участка, что не предусмотрено земельным законодательством.
С учетом изложенного применение коэффициента К3 равного 4, в договорных отношениях сторон по данному конкретному делу не соответствует принципу экономической обоснованности размера арендной платы, установленному Постановлением N 582, применение данного коэффициента, равно как и его размер, материалами дела и необходимыми расчетами не обоснованы.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции, учитывая, что земельный участок с кадастровым номером 24:50:0400130:638 предоставлен обществу в аренду для использования не в целях жилищного строительства, также принимая во внимание, что повышающих платежей за земельные участки в случае превышения сроков строительства, не относящееся к жилищному строительству, федеральное законодательство не содержит, пришел к верному выводу о неправомерности применения повышающего коэффициента, установленного Решением Красноярского городского Совета депутатов от 25.06.2013 N В-377.
Таким образом, расчет арендной платы за период с 29.07.2020 по 20.09.2020 произведен с нарушением действующего законодательства, нарушает права ответчика.
Согласно расчету суда первой инстанции с учетом коэффициента К3 = 1, арендная плата за спорный период подлежит начислению в сумме 49 968 руб. 13 коп.
Повторно проверив расчет, суд апелляционной инстанции признает его арифметически верным. Указанный расчет сторонами не оспорен.
С учетом изложенного требование истца правомерно частично удовлетворено судом в размере 49 968 руб. 13 коп.
Истцом также заявлено требование о взыскании с ответчика 847 руб. 73 коп. пени за период с 29.07.2020 по 20.09.2020.
Согласно статье 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
В соответствии со статьей 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Согласно расчету суда первой инстанции, за спорный период неустойка составит 223 руб. 59 коп.
Проверив расчет неустойки, суд апелляционной инстанции признает его верным, соответствующим установленным по делу обстоятельствам.
При указанных обстоятельствах решение суда в обжалуемой части является законным и обоснованным, основания для отмены отсутствуют.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска освобожден от уплаты государственной пошлины. Следовательно, расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не понесены, в связи с чем, не подлежат распределению.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 09 августа 2023 года по делу N А33-5285/2023 в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.В. Петровская |
Судьи |
С.Д. Дамбаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-5285/2023
Истец: департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска
Ответчик: ООО "ЮРВЕСТ"