г. Пермь |
|
02 октября 2023 г. |
Дело N А60-29732/2023 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Шаламовой Ю.В.,
рассмотрел без проведения судебного заседания и вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области,
На мотивированное решение Арбитражного суда Свердловской области.
от 04 августа 2023 года,
принятое в порядке упрощенного производства по делу N А60-29732/2023
по заявлению Федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области" Филиал Федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в
Свердловской области в городе Красноуфимск, Красноуфимском, Ачитском и
Артинском районах" (ИНН 6670081969, ОГРН 1056603530510)
к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области (ИНН 6661009187, ОГРН 1026605235623)
о признании недействительными ненормативных актов,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области" Филиал Федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области в городе Красноуфимск, Красноуфимском, Ачитском и Артинском районах" (далее - заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области (далее - Фонд, ОСФР по Свердловской области) о признании недействительными решений N 660423100043903 от 21.04.2023, N 660423100044003 от 25.04.2023 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Решением Арбитражного суда Свердловской области, принятым в порядке упрощенного производства (резолютивная часть вынесена 02.08.2023, мотивированное решение изготовлено 04.08.2023), заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с судебным актом, фонд обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, согласно которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, а также неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
В обоснование жалобы Фонд указывает на то, что идентифицировать страхователя по наименованию, руководителю филиала и иным признакам невозможно, поскольку при предоставлении отчетов в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей идентификация страхователей осуществляется только по регистрационному номеру. Таким образом, при направлении отчета с указанным неверным регистрационным номером, отчет не дойдет до "адресата", в данном случае - до филиала территориального органа Фонда, где юридическое лицо зарегистрировано в качестве страхователя. То есть, специалисты филиала N 4 ГУ - Свердловского РО ФСС РФ не видели и не могли видеть отчет по форме 4-ФСС в отношении учреждения.
Учреждение представило отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, доводы жалобы находит несостоятельными.
В соответствии с ч. 1 ст. 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Фондом в отношении учреждения 10.03.2023 проведена проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Фонд социального страхования Российской Федерации, а также правомерности произведенных расходов на выплату страхового обеспечения страхователем на основе расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам за 9 месяцев 2022 года и за 2022 год.
По результатам камеральной проверки составлены акты камеральной проверки N 660423100044001 от 10.03.2023, N 660423100043901 от 10.03.2023.
Как следует из пункта 3.3. указанных Актов, Фондом в ходе проверки было выявлено нарушение законодательства Российской Федерации по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, выраженное в непредставлении страхователем расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в территориальный орган страховщика по месту своего учета в срок, установленный статьей 24 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ), согласно п.1 ст.26.30 Закона N 125-ФЗ за 9 месяцев 2022 года и за 2022 год.
Не согласившись с указанными результатами проверки страхователем поданы возражения на Акты камеральной проверки от 10.03.2023 N 660423100044001, N 660423100043901 (исх. N 66-20-007/02-659-2023 от 27.03.2023, N 66-20-007/02-658-2023 от 27.03.2023).
21.04.2023 Фондом вынесено решение N 660423100043903 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Данным решением страхователь привлечен к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 26.30 Закона N 125-ФЗ, в виде взыскания штрафа за непредставление страхователем расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в территориальный орган страховщика по месту своего учета в срок, установленный статьей 24 Закона N 125-ФЗ, в размере 4531,72 руб.
25.04.2023 Фондом вынесено решение N 660423100044003 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Данным решением страхователь привлечен к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 26.30 Закона N 125-ФЗ, в виде взыскания штрафа за непредставление страхователем расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в территориальный орган страховщика по месту своего учета в срок, установленный статьей 24 Закона N 125-ФЗ, в размере 2263,62 руб.
Не согласившись с указанными решениями Фонда, учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Судом заявленные требования удовлетворены, оспариваемые решения Фонда признаны недействительными.
Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с требованиями пункта 1 статьи 24 Закона N 125-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2023) страхователи ежеквартально представляют в установленном порядке территориальному органу страховщика по месту их регистрации расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам по форме, установленной страховщиком по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции но выработке государственной политики и нормативно-правовом у регулированию в сфере социального страхования, в том числе и форме электронного документа не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Страхователи, у которых численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период превышает 10 человек, и вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, у которых численность указанных физических лиц превышает такой предел, представляют расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам в территориальный орган страховщика по форматам и в порядке, которые установлены страховщиком, в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ "Об электронной подписи". При представлении расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам в форме электронных документов территориальный орган страховщика обязан направить подтверждения приема указанных расчетов в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Согласно пункту 1 статьи 26.30 Закона N 125-ФЗ непредставление страхователем расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в территориальный орган страховщика по месту своего учета в срок, установленный данным Федеральным законом, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1000 рублей.
В силу пункта 1 статьи 26.22 Закона N 125-ФЗ нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) страхователя или банка (иной кредитной организации), за которое данным Федеральным законом установлена ответственность.
Приказом Фонда социального страхования Российской Федерации от 12.02.2010 N 19 "О внедрении защищенного обмена документами в электронном виде с применением электронной цифровой подписи для целей обязательного социального страхования" (далее - Приказ N 19) утверждена Технология приема расчетов страхователей по начисленным и уплаченным страховым взносам в системе Фонда социального страхования Российской Федерации в электронном виде с применением электронной цифровой подписи (далее - Технология).
С учетом пунктами 4.1, 4.5, 4.6 Технологии датой и временем получения расчета Фондом считаются соответственно дата и время, зафиксированное шлюзом приема расчетов после прохождения стадии получения файла расчета, и указанное в квитанции о приеме расчета или квитанции о приеме расчета с ошибками.
Расчет считается представленным своевременно, если отправленный файл расчета не получил отрицательных результатов при проверке на соответствие требованиям, предъявляемым к расчету в электронном виде, и срок его получения Фондом будет не позднее срока, установленного законодательством Российской Федерации.
При повторной отправке файла расчета одного и того же страхователя за один и тот же отчетный период последующие расчеты страхователя будут считаться корректирующими; датой и временем получения расчета Фондом в данном случае будет считаться дата и время, указанное в первой квитанции о приеме расчета или квитанции о приеме расчета с ошибками, в рамках сроков предоставления расчетов в соответствии с Законом N 125-ФЗ (пункты 4.7, 4.8 Технологии).
Таким образом, срок представления расчета по форме 4-ФСС в Фонд определяется первоначальным поступлением файла на шлюз приема расчетов и выдачей Фондом квитанции о получении расчета или квитанции о получении расчета с ошибками по нему.
Судом первой инстанции установлено, что учреждение зарегистрировано в качестве страхователя в филиале N 4 Государственного учреждения - Свердловского региональною отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (регистрационный номер - 6604101951).
Юридическое лицо Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области" также зарегистрировано в качестве страхователя в Фонде социального страхования Российской Федерации и состоит на учете в филиале N 10 Государственного учреждения - Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования РФ (регистрационный номер 6610006496).
18.10.2022 в 08.10 часов учреждение в установленный срок направило в Фонд в электронном виде файл 6610006496_2022_09.ef4, содержащий расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за 9 месяцев 2022 года с показателями, относящимися к филиалу, через автоматизированную Систему "Контур-Экстерн".
18.10.2022 в 08.10.53 получено подтверждение даты отправки, в последующем отправленный файл получил статус - "Отчет принят. ФСС проверил отчет и выдал квитанцию. Документооборот завершен". Квитанция о получении расчета ФСС от 18.10.2022, полученная филиалом, свидетельствует об успешном завершении проверки и контроля данных, содержащихся в файле расчета. Таким образом, файл расчета прошел все этапы внутреннего контроля системы и не получил отрицательных результатов на соответствие требованиям, предъявляемым к расчету в электронном виде.
Получение квитанции о получении расчета, свидетельствует о том, что филиалом было произведено своевременное направление расчета за соответствующий период.
Печатная форма расчета за 9 месяцев 2022 года также удостоверяет принятие указанного расчета фондом, о чем имеется соответствующая отметка о его принятии 18.10.2022 в 08.21.
30.01.2023 в учреждение поступила информация об отсутствии в ФСС расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за 9 месяцев 2022 года, сведения о получении фондом которого имелась в филиале.
При проверке данных, совместно с фондом, было установлено, что расчет за 09 месяцев 2022 года, направленный филиалом, распределен в иное подразделение фонда социального страхования по Свердловской области вместо филиала N 4 Свердловского регионального отделения ФСС, в связи с содержащимся в нем регистрационным номером не филиала, а юридического лица - Федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области", данные которого ошибочно погрузились при формировании расчета.
30.01.2023 расчет за 9 месяцев 2022 года был повторно направлен в адрес Фонда.
17.01.2023 в 13.45 часов учреждение в установленный срок направило в фонд в электронном виде файл 6610006496_2022_12.cf4, содержащий расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за 2022 год через автоматизированную систему "Контур.Экстерн".
17.01.2023 в 13.45.06 получено подтверждение даты отправки, в последующем отправленный файл получил статус - "Отчет принят. ФСС проверил отчет и выдал квитанцию. Документооборот завершен". Квитанция о получении расчета ФСС от 17.01.2023, полученная филиалом, свидетельствует об успешном завершении проверки и контроля данных, содержащихся в файле расчета. Учреждением также была получена квитанция о получении расчета.
30.01.2023 в учреждение поступила информация об отсутствии в ФСС расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за 2022 год, 30.01.2023 расчет был также повторно направлен в адрес Фонда.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь вышеприведенными нормами права, установив, что расчеты представлены страхователем своевременно (18.10.2022 за 9 месяцев 2022 года и 17.01.2023 за 2022 год), однако распределены в иное подразделение фонда социального страхования по Свердловской области вместо филиала N 4 Свердловского регионального отделения ФСС, в связи с содержащимися в них регистрационными номерами не филиала, а юридического лица - Федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области", данные которого ошибочно погрузились при формировании расчетов, при этом идентифицирующие сведения (ИНН, КПП 661943001, наименование страхователя, а также код подчиненности 66042,) указаны верно, а файлы отчетов прошли все этапы внутреннего контроля системы и не получили отрицательных результатов на соответствие требованиям, предъявляемых к расчету в электронном виде, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что наличие ошибок в расчетах по начисленным и уплаченным страховым взносам не являются основанием для привлечения страхователя к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 26.30 Закона N 125-ФЗ.
Наличие неверного регистрационного номера страхователя в первоначально представленном расчете само по себе не является основанием считать его не представленным в установленный срок.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленное учреждением требование и признал оспариваемые решения Фонда недействительными.
Доводы апелляционной жалобы о том, что у Фонда отсутствовала техническая возможность определить поступление отчетов 4 ФСС в другой территориальный орган, исходя из установленных обстоятельств по делу и применительно к вышеперечисленным нормам права, подлежат отклонению апелляционным судом, поскольку проблемы технического характера не могут являться причиной возложения ответственности на других лиц.
Кроме того, апелляционный суд обращает внимание, что учреждение после выявления ошибки в регистрационном номере, повторно направило в электронном виде расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам 30.01.2023 за 9 месяцев 2022 года и за 2022 год. Своевременное направление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам с ошибкой в части регистрационного номера плательщика не образуют состава правонарушения, вмененного учреждению.
В целом доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм права, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку податель апелляционной жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос о распределении в соответствии со статьей 110 АПК РФ судебных расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-29732/2023 принятое в порядке упрощенного производства (резолютивная часть вынесена 02.08.2023, мотивированное решение изготовлено 04.08.2023) оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Судья |
Ю.В. Шаламова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-29732/2023
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "ЦЕНТР ГИГИЕНЫ И ЭПИДЕМИОЛОГИИ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
Ответчик: ГУ ОТДЕЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ