город Омск |
|
02 октября 2023 г. |
Дело N А46-5132/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 октября 2023 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Еникеевой Л.И.,
судей Бодунковой С.А., Халявина Е.С.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Парфеновой П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9516/2023) акционерного общества "Омскэлектро" на решение от 03.08.2023 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-5132/2023 (судья Шмаков Г.В.), по исковому заявлению акционерного общества "Омскэлектро" (ИНН 5506225921, ОГРН 1135543015145) к обществу с ограниченной ответственностью "Интерстрой" (ИНН 5503071600, ОГРН 1035504005932) о взыскании 585 911 руб., при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, департамента городского хозяйства Администрации города Омска (ИНН: 5504061072, ОГРН: 1035507001199), Администрации города Омска (ИНН: 5503047244, ОГРН: 1025500757259), Управления Федерального казначейства по Омской области (ИНН: 5503029414, ОГРН: 1025500741530),
при участии в судебном заседании представителя акционерного общества "Омскэлектро" - Черниковой О.А. по доверенности от 14.08.2023,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Омскэлектро" (далее - АО "Омскэлектро", истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Интерстрой" (далее - ООО "Интерстрой", ответчик) о взыскании 585 911 руб. неосновательного обогащения.
Определением Арбитражного суда Омской области от 21.03.2023 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Департамент городского хозяйства Администрации города Омска (далее - Департамент), Администрация города Омска (далее - Администрация), Управление Федерального казначейства по Омской области (далее - УФК по Омской области).
Решением Арбитражного суда Омской области от 03.08.2023 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "Омскэлектро" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении иска.
В обоснование жалобы её податель указывает следующее: перечень работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, на финансовое обеспечение которых предоставлялась субсидия, согласован в локальных сметных расчётов на проведение строительно-монтажных работ, без проектной документации, однако здания, построенные в 1955 - 1970 годах, которые характеризуются пониженным уровнем капитальности и изначально заложенными низкими потребительскими качествами, в которых не проводились за последние годы капитальные ремонты, характеризовались значительным физическим износом, а также высокими расходами на содержание и ремонт, требовали проведения капитального ремонта с модернизацией или реконструкцией. При этом субсидия предоставлена обществу исключительно на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, без проведения модернизации элементов общего имущества.
Определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2023 апелляционная жалоба назначена к рассмотрению в судебном заседании на 25.09.2023.
От УФК по Омской области в материалы дела подступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя третьего лица.
От ООО "Интерстрой" поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором общество просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя ответчика.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили. На основании части 1 статьи 266, частей 3, 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) жалоба рассмотрена в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц.
Рассмотрев материалы дела, суд апелляционной инстанции установил, что по соглашению о предоставлении из бюджета города Омска субсидий на финансовое обеспечение затрат по проведению капитального ремонта многоквартирных домов от 23.12.2019 N 907-865/2019 (далее - соглашение от 23.12.2019 N 907-865/2019), заключённому на основании Положения о предоставлении из бюджета города Омска субсидий на финансовое обеспечение затрат по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, утвержденного Постановлением Администрации города Омска от 19.01.2018 N 40-п "О предоставлении из бюджета города Омска субсидий на финансовое обеспечение затрат по проведению капитального ремонта многоквартирных домов" (далее - Положение), истцу предоставлена субсидия в целях финансового обеспечения затрат на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, в которых на дату приватизации первого жилого помещения требовалось оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества.
Между АО "Омскэлектро" (заказчик) и ООО "Интерстрой" (подрядчик) заключен договор от 28.04.2021 N 312-69/21 (далее - договор).
В соответствии с пунктом 1.1 договора подрядчик обязался выполнить работы по разработке проектной документации и выполнению строительно-монтажных работ на объекте: "капитальный ремонт общего имущества по сохранению объекта культурного наследия: ул. Малунцева, д. 13".
В силу пункта 2.1 договора стоимость работ согласована сторонами в размере, предусмотренном в сметной документации:
- сводной сметы N 1 на проектные работы: ремонт кровли на объекте, расположенном по адресу: г. Омск, ул. Малунцева, д. 13, на сумму 585 911 руб.,
- локального сметного расчёта "на капитальный ремонт крыши МЖД по адресу: г. Омск, ул. Малунцева, д. 13" на сумму 15 523 099 руб. 83 коп.
Цена договора в соответствии с пунктом 2.2 включает в себя стоимость работ, расходы по приобретению и транспортировке необходимых материалов и оборудования, налоги, сборы и другие обязательные платежи, оплата всех необходимых заключений органов государственного надзора и эксплуатационных служб и иные расходы, которые подрядчик должен оплачивать в соответствии с исполнением договора.
Сторонами подписаны акты о приемке выполненных работ по унифицированной форме КС-2.
Со ссылкой на Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2022 по делу N А46-21559/2021 в обоснование иска истец указывает, что оплата работ по разработке проектно-сметной (сметной) документации Соглашением о предоставлении субсидии не предусмотрена. В тоже время, спорные виды работ оплачены ответчику за счет субсидии. При этом, полученные в рамках субсидии денежные средства в соответствующей части возвращены АО "Омскэлектро" в бюджет на основании предписания контрольного органа
По мнению истца, на момент заключения договоров ответчик был в полной мере осведомлен об условиях выполнения работ. При выполнении спорных работ при прочих равных обстоятельствах риск наступления неблагоприятных последствий должно нести ООО "Интерстрой" как профессиональный участник рынка оказания услуг в соответствующей области.
В частности, ответчик обязан был с должной степенью осмотрительности и заботливости, указать истцу как непрофессиональному участнику рынка и слабой стороне договора на последствия включения в условия договоров поименованного выше вида работ как не подлежащего оплате за счет субсидии.
По расчёту истца размер неправомерно оплаченных за счет субсидии работ составил 585 911 руб.
Претензия о возврате неосновательного обогащения оставлена ответчиком без удовлетворения, что послужило основанием для обращения истца в Арбитражный суд Омской области.
Проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены или изменения.
Статьёй 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в качестве оснований возникновения гражданских прав и обязанностей указаны основания, предусмотренные законом и иными правовыми актами, а также действия граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со статьёй 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счёт другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретённое или сбережённое имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьёй 1109 Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Правила о неосновательном обогащении подлежат применению также к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством (часть 3 статьи 1103 ГК РФ).
Из содержания указанных норм закона следует, что для возникновения обязательства вследствие неосновательного обогащения необходимо наличие одновременно двух оснований: обогащение одного лица за счёт другого и приобретение или сбережение имущества без предусмотренных законом, правовым актом или сделкой оснований.
На основании статьи 758 ГК РФ по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат.
Особенностью правоотношений, регулируемых данным договором, среди прочего является предусмотренная законом обязанность подрядчика согласовывать готовую документацию с заказчиком, а при необходимости вместе с заказчиком - с компетентными государственными органами и (или) органами местного самоуправления (абзац третий части 1 статьи 760 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 746 ГК РФ оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда. При отсутствии соответствующих указаний в законе или договоре оплата работ производится в соответствии со статьёй 711 настоящего Кодекса.
Основанием для возникновения обязательства заказчика по оплате выполненных работ является сдача результата работ заказчику. Результат работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляется актом, подписанным обеими сторонами (пункт 4 статьи 753 ГК РФ, пункт 8 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2000 N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда", далее - Информационное письмо N 51).
В данном случае факт выполнения ответчиком работ по разработке проектно-сметной документации истцом не оспаривается и подтверждается подписанным сторонами актом от 17.06.2021 N 17. Данный вид работ предусмотрен заключенным сторонами договором и оплачен подрядчику в предусмотренном им размере.
Согласно пункту 1 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 219 БК РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением. Получатель бюджетных средств подтверждает обязанность оплатить за счет средств бюджета денежные обязательства в соответствии с платежными и иными документами, необходимыми для санкционирования их оплаты (пункт 4 статьи 219 БК РФ).
В соответствии со статьёй 38 БК РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
На основании подпункта 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ участник бюджетного процесса обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Пунктом 1 статьи 306.4 БК РФ установлено, что нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Из разъяснений, приведенных в пункте 14.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", следует, что использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утверждённым бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, является нецелевым использованием бюджетных средств.
Постановлением Администрации города Омска от 19.01.2018 N 40-п "О предоставлении из бюджета города Омска субсидий на финансовое обеспечение затрат по проведению капитального ремонта многоквартирных домов" утверждено Положение о предоставлении из бюджета города Омска субсидий на финансовое обеспечение затрат по проведению капитального ремонта многоквартирных домов.
Пунктом 2 Положения предусмотрено, что субсидии предоставляются в целях финансового обеспечения затрат по проведению капитального ремонта многоквартирных домов (далее - капитальный ремонт), в том числе на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, в которых на дату приватизации первого жилого помещения требовалось оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества (далее - мероприятия по капитальному ремонту многоквартирных домов, по которым требовался ремонт на дату приватизации, проведение которого осуществляется в рамках государственных программ Омской области).
Между Департаментом и АО "Омскэлектро" заключено соглашение о предоставлении из бюджета города Омска субсидий на финансовое обеспечение затрат по проведению капитального ремонта многоквартирных домов от 23.12.2019 N 907-865/2019.
В соответствии с пунктом 1 соглашения обществу из бюджета города Омска в 2019 году предоставлена субсидия в целях финансового обеспечения затрат на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, в которых на дату приватизации первого жилого помещения требовалось оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества, проведение которого осуществляется в рамках государственных программ Омской области, по адресам согласно приложению N 1 к соглашению.
Пунктом 2 соглашения предусмотрено, что субсидия предоставляется в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Департаменту, как главному распорядителю бюджетных обязательств, по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации на цели, указанные в разделе I данного соглашения, в размере 997 611 030 руб. 59 коп.
Цель предоставления субсидии по соглашению - финансовое обеспечения затрат на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов.
АО "Омскэлектро" обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Омской области о признании недействительным представления от 27.08.2021 N 52-19-11/5652 в части пунктов 1, 7 мотивировочной части, пунктов 1, 2 резолютивной части.
Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2022 по делу N А46-21559/2021 в удовлетворении заявления отказано.
Как установлено апелляционным судом, в ходе проведения проверки УФК по Омской области сделан вывод о том, что в нарушение статьи 309 ГК РФ, пунктов 1 и 8, подпункта 3 пункта 11 соглашения АО "Омскэлектро" неправомерно приняты и оплачены за счет субсидии работы по разработке проектно-сметной (сметной) документации на общую сумму 6 623 633 руб. 12 коп., поскольку соглашением не предусмотрено проведение соответствующих работ при наличии составленной к конкурсу на получение субсидии готовой проектно-сметной (сметной) документации.
В соответствии с пунктом 7 Положения получатель субсидии для получения субсидии предоставляет в департамент проектно-сметную (сметную) документацию на капитальный ремонт, составленную в соответствии с требованиями действующего законодательства и нормативно-технических документов.
При рассмотрении заявки на получении субсидии обществом представлена проектно-сметной (сметной) документация по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов.
Обязанность предоставлять соответствующую документацию прямо предусмотрена нормативным правовым актом органа местного самоуправления (пункт 7 Положения).
Соглашение о предоставлении субсидии, приложение к соглашению, содержат указание только на предоставление субсидии в целях выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов.
Работы по разработке проектно-сметной (сметной) документации соглашением не предусмотрены.
Согласно части 12.2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществляется подготовка сметы на капитальный ремонт объектов капитального строительства на основании акта, утвержденного застройщиком или техническим заказчиком и содержащего перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов. Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку иных разделов проектной документации, а также подготовку проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства в иных случаях, не указанных в настоящей части.
При осуществлении капитального ремонта систем инженерно-технического обеспечения, оплачиваемого за счёт средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в обязательном порядке должна быть подготовлена смета на капитальный ремонт объектов капитального строительства на основании акта, содержащего перечень дефектов. Другие разделы проектной документации готовятся по собственной инициативе застройщика за счёт его средств.
Учитывая вышеназванные нормы права, а также условия предоставления субсидии, предусмотренные пунктом 7 Положения, апелляционный суд пришёл к выводу об отсутствии у общества оснований для принятия и оплаты работы по разработке проектно-сметной (сметной) документации на общую сумму 6 623 633 руб. 12 коп. за счёт средств субсидии.
При таких обстоятельствах истец полагает, что ответчик обогатился за счет истца, поскольку получил оплату за выполненные работы за счет субсидии, условиями которой оплата соответствующих работ не предусмотрена.
Между тем, суд апелляционной инстанции учитывает, что условиями спорного договора оплата спорных работ не поставлена в зависимость от возмещения данных затрат истцу за счёт средств субсидии по соглашению 23.12.2019 N 907-865/2019 в том смысле, что отсутствие такового освобождает заказчика от оплаты работ.
Факт выполнения спорных работ, равно как и определение их стоимости согласно заключенному с ответчиком договору, истец не оспаривает.
Как следует из пункта 7.1 договора, оплата осуществляется путём перечисления денежных средств на расчётный счёт подрядчика в течение 30 календарных дней с момента окончания проверки Департаментом актов о приёмке выполненных работ по капитальному ремонту (форма КС-2) и справок о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3) на каждый объект.
В силу пунктов 6.1 договора работы считаются выполненными окончательно и в полном объёме только после комиссионной приёмки выполненных в полном объёме работ на объекте, при участии заказчика, Департамента, организации и подписании сторонами справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3, акта передачи объекта, акта приёмки выполненных работ по форме КС-2.
Обязанность подрядчика по изготовлению проектно-сметной документации прямо предусмотрено условиями договора (пункты 1.1-1.3, 8.3.2; Приложение N 1).
В данном случае выполнение работ истцом не оспорено, претензии относительно их качества не заявлены, наличие потребительской ценности не опровергнуто.
Доказательства возможности выполнения работ по спорному договору без документации, изготовленной ответчиком, в материалы дела не представлены.
При таких обстоятельствах не усматривается оснований полагать, что денежные средства в счёт оплаты выполненных работ получены ответчиком в отсутствие правовых оснований.
Поэтому в удовлетворении иска судом первой инстанции обоснованно отказано.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Поэтому апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьёй 110 АПК РФ относятся на истца.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 03.08.2023 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-5132/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.И. Еникеева |
Судьи |
С.А. Бодункова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-5132/2023
Истец: АО "ОМСКЭЛЕКТРО"
Ответчик: ООО "ИНТЕРСТРОЙ"
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ОМСКА, Департамент городского хозяйства Администрации города Омска, УФК по Омской области