г. Москва |
|
02 октября 2023 г. |
Дело N А40-2453/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 октября 2023 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе
Председательствующего судьи Яремчук Л.А. |
|
Судей Елоева А.М., Лялиной Т.А., |
|
при ведении протокола судебного заседания секретарем Вальковым А.Д.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации
на решение Арбитражного суда города Москвы от 28.06.2023 по делу N А40-2453/22
по иску АО "Пассажирская компания "Сахалин"
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации
о взыскании,
при участии в судебном заседании:
от истца: не явился, извещен;
от ответчика: Ткаченко Н.Г. по доверенности от 25.01.2023;
от третьего лица: Прошкина И.В. по доверенности от 29.12.2022;
УСТАНОВИЛ:
АО "Пассажирская компания "Сахалин" обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с иском о взыскании с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации убытков в сумме 1 837 480 руб..
Решением суда от 21.06.2022 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2022 года, в удовлетворении заявленных требований АО "Пассажирская компания "Сахалин" отказано.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 27.01.2023 года вышеуказанные судебные акты отменены, с направлением дела на новое рассмотрение в Арбитражный суд г.Москвы.
При новом рассмотрении, решением суда от 28.06.2023 года требования АО "Пассажирская компания "Сахалин" удовлетворены. При принятии решения суд исходил из обоснованности и документального подтверждения заявленных требований.
Министерство финансов Российской Федерации не согласилось с решением суда первой инстанции, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, указав на неправильное применение судом норм материального права.
Рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие представителя истца, извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, выслушав объяснение представителя ответчика и третьего лица, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения с учетом постановления кассационной инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
Как следует из материалов дела, во исполнение Бюджетного кодекса Российской Федерации и Правил предоставления субсидий организациям железнодорожного транспорта на компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате установления льгот по тарифам на перевозку обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений старше 10 лет железнодорожным транспортом общего пользования в общих и плацкартных вагонах в поездах дальнего следования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 года N 1172, между АО "Пассажирская компания "Сахалин" (перевозчик) и Федеральным агентством железнодорожного транспорта (Агентство) заключено соглашение N 109-11-2019-007 от 30.01.2019 года о предоставлении в 2019 -2021 годах из федерального бюджета субсидии АО "Пассажирская компания "Сахалин" на компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате установления льгот по тарифам на перевозку обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений старше 10 лет железнодорожным транспортом общего пользования в общих и плацкартных вагонах в поездах дальнего следования.
Пунктом 2 Правил установлено, что субсидии предоставляются организациям, осуществляющим перевозку школьников старше 10 лет с 1 января по 31 мая текущего финансового года включительно и с 1 сентября по 31 декабря текущего финансового года включительно в поездах дальнего следования (пассажирских и скорых) в общих и плацкартных вагонах во внутригосударственном сообщении Российской Федерации со скидкой в размере 50 процентов установленного государством тарифа (далее - льгота по тарифам).
В соответствии с пунктом 2.1 соглашения, субсидия предоставляется в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Агентству как получателю средств федерального бюджета по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации на цели, указанные в разделе 1 настоящего соглашения, в 2019 году в сумме 1 828 400 руб..
Федеральным агентством железнодорожного транспорта на расчетный счет истца перечислена сумма 1 347 592 руб.40 коп., что подтверждено представленными в материалы дела доказательствами и стороной ответчика не оспаривается.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на неисполнение ответчиком обязательства по возмещению в полном объеме расходов, возникших в результате установления льгот по провозной плате обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений старше 10 лет железнодорожным транспортом общего пользования в общих и плацкартных вагонах поездов дальнего следования в 2019 году.
Порядок возмещения потерь в доходах перевозчика, возникающих в результате установления льгот по тарифам на перевозку обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений старше 10 лет железнодорожным транспортом общего пользования в общих и плацкартных вагонах в поездах дальнего следования определен Правилами.
В соответствии с данным нормативным актом субсидия предоставляется организации ежемесячно в размере объема потерь в доходах организации, определяемого на основании отчета, и перечисляется Федеральным агентством железнодорожного транспорта в установленном порядке на расчетный счет организации, открытый в кредитной организации.
Расчеты с организациями, осуществляющими перевозку пассажиров в поездах дальнего следования, осуществляет Агентство на основании заключенного договора.
В соответствии с пунктом 6 Правил, Федеральное агентство железнодорожного транспорта в 5-дневный срок с даты получения отчета осуществляет проверку полноты и правильности оформления отчета и принимает решение о предоставлении организации субсидии либо о возврате отчета организации с указанием причин возврата.
В соответствии с пунктом 5 ст. 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет соответствующего бюджета.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 10.01.2003 года N N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" потери в доходах перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы.
Пунктом 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 года N 23 предусмотрено, что когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя.
Российская Федерация, устанавливая льготы на перевозку обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений старше 10 лет, приняла на себя и обязанность полного возмещения транспортным предприятиям потерь в доходах, возникающих в результате установления льгот за счет средств федерального бюджета.
В силу пункта 3 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, главный распорядитель средств федерального бюджета выступает в суде от имени Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации.
По правилам ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации. эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Согласно ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Порядок возмещения указанных потерь за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, Российская Федерация, субъект Российской Федерации и муниципальное образование, установившие нормативным правовым актом льготы по провозной плате за перевозку определенной категории пассажиров, в силу прямого указания закона обязаны в полном объеме возместить понесенные в связи с этим перевозчиками расходы за счет средств соответствующего бюджета.
В соответствии с пунктом 2 ст. 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств осуществляется с начала очередного финансового года либо в текущем финансовом году.
Таким образом, федеральный законодатель предусматривает возможность увеличения бюджетных обязательств и не исключает обязанности по их возмещению.
Поскольку обязанность по возмещению истцу расходов возникла в связи с установлением на федеральном уровне права обучающихся на льготный проезд, соответствующее обязательство Российской Федерации перед организацией, понесшей расходы, может быть прекращено только путем возмещения данных расходов в полном объеме. На лицо, занимающееся коммерческой деятельностью по осуществлению перевозок пассажиров, не может быть возложено бремя несения расходов, возникших в результате реализации нормативных актов, устанавливающих льготы для отдельных категорий граждан.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам предоставляются из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов).
На основании пунктов 2 и 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законами (решениями) о бюджете и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, в которых определяются цели предоставления субсидий и критерии отбора лиц, имеющих право на получение субсидий.
Исходя из взаимосвязанных положений статей 69 и 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам - производителям товаров, работ и услуг являются безвозмездными и безвозвратными бюджетными ассигнованиями, имеющими целевой характер - возмещение недополученных доходов и (или) финансовое обеспечение (возмещение) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг хозяйствующими субъектами.
Следовательно, само по себе исчерпание выделенных лимитов бюджетных обязательств не могло служить законным основанием для отказа в предоставлении субсидии обществу, поскольку возможность такого отказа, с учетом природы рассматриваемой субсидии, не вытекает из положений статей 69 и 78 Бюджетного кодекса и не предусмотрена Правилами предоставления субсидий.
Учитывая, что Федеральное агентство железнодорожного транспорта Российской Федерации выполнило свои обязательства по договору на сумму 1 347 592 руб.40 коп., суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что обязательства по оплате некомпенсированных потерь в доходах перевозчика, превышающих сумму договора на сумму 1 837 480 руб., обязано выполнить государство за счет средств федерального бюджета.
Расчет убытков проверен судом, является правильным и обоснованным, соответствующим обстоятельствам дела, и требованиям действующего законодательства.
Судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, дана правильная оценка представленным доказательствам и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы уже были предметом судебного разбирательства в суде первой инстанции, им была дана соответствующая правовая оценка, и оснований для переоценки выводов суда не имеется.
Судебные расходы распределяются в соответствии со ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 28.06.2023 г. по делу N А40-2453/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.А.Яремчук |
Судьи |
А.М.Елоев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-2453/2022
Истец: АО "ПАССАЖИРСКАЯ КОМПАНИЯ "САХАЛИН"
Ответчик: РФ В ЛИЦЕ МИНФИН РФ
Третье лицо: Федеральное агенство железнодорожного транспорта (Росжелдор)
Хронология рассмотрения дела:
24.01.2024 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-35291/2022
02.10.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-57038/2023
27.06.2023 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-2453/2022
27.01.2023 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-35291/2022
13.09.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-53108/2022
21.06.2022 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-2453/2022