город Ростов-на-Дону |
|
02 октября 2023 г. |
дело N А53-24447/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 октября 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Фахретдинова Т.Р.,
судей Величко М.Г., Илюшина Р.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Чекуновой А.Т.,
при участии:
от истца: представитель Чилингарашвили А.Г. по доверенности от 09.01.2023,
от ответчика: представитель Дроботова Е.Н. по доверенности от 01.08.2023,
от третьего лица (Министерства труда и социального развития Ростовской области): представитель Балашова М.Ю. по доверенности от 09.08.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "РТК"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 26.07.2023 по делу N А53-24447/2022
по иску общества с ограниченной ответственностью "РТК"
к Министерству финансов Ростовской области
при участии третьих лиц: Муниципального унитарного предприятия "Ростовпассажиртранс"; Департамента транспорта города Ростова-на-Дону; Министерства труда и социального развития Ростовской области
о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "РТК" (далее - общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Министерству финансов Ростовской области (далее - министерство, ответчик) о взыскании убытков в виде выпадающих доходов по перевозке льготных пассажиров, включенных в федеральный регистр за 2019-2021 года в размере 80 520 003,40 руб.
Исковые требования мотивированы тем, что в указанный период истец осуществлял в городе Ростове-на-Дону регулярные перевозки пассажиров, имеющих льготы по оплате проезда. Поскольку утвержденные тарифы не обеспечили полной компенсации расходов, истец просит взыскать выпадающие доходы с Ростовской области.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное унитарное предприятие "Муниципальная транспортная компания "Ростовпассажиртранс", Департамент транспорта города Ростова-на-Дону, Министерство труда и социального развития Ростовской области.
Решением от 26.07.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Истец обжаловал решение суда в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просил решение отменить, иск удовлетворить.
Жалоба мотивирована следующим.
Пункт 6.1.3 Положения N 232 от 15.12.2011, который был положен в основу судебного акта, является недействующим и утратил силу на основании постановления Правительства Ростовской области от 30.12.2022 N 1199. Обязанность по компенсации расходов, понесенных транспортным предприятием, оказывающим услуги льготным категориям граждан, возникает не из договора, а из закона, в связи с чем наличие либо отсутствие условия об изменении цены договора, установленного лимита финансирования, предельных порогов возмещения, не влияет на право транспортной организации по возмещению понесенных убытков. Судом сделан неправильный вывод о пропуске срока исковой давности, поскольку возможность расчета убытков и их взыскания появилась у истца после получения данных обследования пассажиропотока за год, по которому предъявлены убытки.
В отзывах ответчик и министерство труда и социального развития Ростовской области указали на несостоятельность доводов жалобы.
Администрация города Ростова-на-Дону, департамент транспорта города Ростова-на-Дону, муниципальное унитарное предприятие "Ростовпассажиртранс", явку представителей в судебное заседание не обеспечили, извещены о процессе, апелляционная жалоба рассматривалась в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель истца в судебном заседании в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, дал пояснения по существу спора.
Представитель ответчика против доводов апелляционной жалобы возражали, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель третьего лица (министерства труда и социального развития Ростовской области) против доводов апелляционной жалобы возражал, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ООО "РТК" является коммерческой организацией, осуществляющей деятельность по перевозке пассажиров в 2019-2021 годах по маршрутам: N 26, N 30, N 56, N 82, N 2, N 38, N 93, N 94, N 96 регулярных перевозок на платной основе.
С мелью возмещения расходов за предоставленные меры социальной поддержки ООО "РТК" (ранее ООО "Ипопат-Юг") заключило договор N 13 от 23.11.2018 с МУП MKT "Ростовпассажнртранс" на возмещение затрат, связанных с перевозкой федеральных льготников.
ООО "РТК" (ранее ООО "Ипопат-Юг") полностью исполнило взятые на себя обязательства, предусмотренные заключенными договорами по перевозке.
Между ООО "РТК" (ранее ООО "Ипопат-Юг") и МУП MKT "Ростовпассажнртранс" ежемесячно составлялись отчеты о количестве перевезенных граждан на городском пассажирском транспорте, оказание мер социальной поддержки, которых относится к ведению Российской Федерации и Ростовской области.
ООО "РТК" полностью исполнило взятые на себя обязательства, предусмотренные заключенными договорами по перевозке.
Заявитель указывает, что понесенные ООО "РТК" расходы на перевозку льготных категорий граждан компенсированы частично, в размере, не приводящем к полному возмещению оплаты по провозной плате. Произведенное в пользу ООО "Ипопат-Юг" возмещение не покрывает в полном объеме фактически понесенные расходы Общества на перевозку федеральных льготников.
В соответствии с произведенным ООО "РТК" расчетом, размер выпадающих доходов Общества по перевозке льготной категории граждан федерального регистра за период 2019-2021 годах составляет 80 520 003,40 руб., из которых: за 2019 год - 28 502 677,80 руб., за 2020 год - 32 191 991,30 руб., за 2021 год - 19 825 334,30 руб.
Истец направил в адрес Министерства финансов Ростовской области претензию о возмещении убытков, в виде неполученной платы за фактическую перевозку льготных категорий пассажиров, включенных в федеральный регистр, которая оставлена без финансового удовлетворения.
Полагая, что выпадающие доходы, понесенные в результате оказания услуг по перевозке граждан льготных категорий, подлежат взысканию с Ростовской области, истец обратился в арбитражный суд с исковым заявлением.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Статьей 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ), предусмотрено, что полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 этой статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Согласно подпункту 24 пункта 2 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ социальная поддержка и социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, социальная поддержка ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, жертв политических репрессий, в том числе, за счет средств предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, отнесена к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением N 232 утверждено Положение о расходовании средств областного бюджета на предоставление гражданам в целях оказания социальной поддержки субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, материальной и иной помощи для погребения, мер социальной поддержки в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами социальной направленности, а также об условиях и порядке их предоставления (далее - Положение о расходовании средств), которым установлен порядок расходования субвенций, представляемых из областного бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов Ростовской области, на осуществление, в числе прочего, полномочий в части предоставления мер социальной поддержки в денежном и (или) натуральном выражении, предусмотренных Областным законом Ростовской области от 22.10.2004 N 175-ЗС "О социальной поддержке ветеранов труда", Областным законом Ростовской области от 22.10.2004 N 163-ЗС "О социальной поддержке тружеников тыла", Областным законом Ростовской области от 22.10.2004 N 164-ЗС "О социальной поддержке граждан, пострадавших от политических репрессий", Областным законом Ростовской области от 20.09.2007 N 763-ЗС "О ветеранах труда Ростовской области", за исключением проезда на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения и на автомобильном транспорте пригородного межмуниципального и междугородного внутриобластного сообщения.
В соответствии с областными законами Ростовской области ветеранам труда, труженикам тыла, гражданам, пострадавшим от политических репрессий, ветеранам труда Ростовской области предоставляются льготы по бесплатному проезду в городском пассажирском транспорте.
Согласно пункту 4.1 Положения о расходовании средств администрации муниципальных образований заключают с поставщиками транспортных услуг муниципальные контракты о предоставлении транспортных услуг на очередной финансовый год.
Субвенции из бюджета Ростовской области, предназначенные для финансирования указанных льгот, направляются органам социальной защиты населения муниципальных образований, которые расходуют их на выплаты поставщикам транспортных услуг (пункт 5, подпункт 6.1 пункта 6 Положения о расходовании средств).
Пунктом 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
При осуществлении правового регулирования такого вида предпринимательской деятельности, как оказание услуг по перевозке пассажиров общим принципом регулирования правоотношений в названной сфере является необходимость соблюдения баланса между интересами пассажиров как экономически более слабой стороны в этих правоотношениях, которым должна быть обеспечена равнодоступность предлагаемых услуг, и интересами перевозчиков, эффективное функционирование которых предполагает возмещение им затрат на оказание таких услуг; пункт 5 статьи 790 Гражданского кодекса, закрепляющий возмещение транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета расходов, понесенных в связи с установлением на основании закона или иного правового акта льгот и преимуществ по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, направлен на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов; при этом все элементы правового механизма, обеспечивающего возмещение потерь в доходах перевозчика, в том числе порядок их возмещения, определяются соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22.09.2022 N 2101-О).
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" в тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя.
Таким образом, именно неисполнение обязанности по выплате компенсации, не полученной от потребителей платы, влечет возникновение убытков.
Вместе с тем, согласно подпункту 6.1.3 пункта 6 Положения о расходовании средств (действовавшему в спорном периоде), льготный проезд в соответствии с областными законами Ростовской области осуществляется по единому проездному талону, выдача которого производится органами социальной защиты населения бесплатно и без ограничения срока действия. Финансирование расходов за проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси), внутрирайонных маршрутов осуществляется органами социальной защиты населения или финансовыми органами муниципальных образований ежемесячно согласно договорам, заключенным с транспортными организациями и отчетам общества на первое число месяца.
Порядок компенсации, методика расчета и исходные данные, необходимые для расчета размера выпадающих доходов перевозчиков установлен постановлением N 232, которое является действующим нормативным правовым актом и подлежало применению при рассмотрении данного дела.
Судом первой инстанции установлено, и обществом не оспаривается, что понесенные обществом расходы на перевозку льготных категорий граждан регионального регистра в спорном периоде (2019-2021) возмещены обществу в соответствии с постановлением N 232 и условиями договоров (с которыми при их заключении согласилось общество) на основании представленных обществом отчетов. Несоответствие закону норм постановления N 232, по которым обществу произведено фактическое возмещение расходов по перевозке в общественном транспорте областных льготников за спорный период, судом не установлено.
С учетом установленных судебными инстанциями фактических обстоятельств по данному делу, правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 28.06.2023 N 308-ЭС23-2251, основания для удовлетворения заявленного обществом требования отсутствуют.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что пункт 6.1.3 Положения N 232 от 15.12.2011, который был положен в основу судебного акта, является недействующим и утратил силу на основании постановления Правительства Ростовской области от 30.12.2022 N 1199, не принимается судебной коллегией во внимание, поскольку обществом предъявлены требования о взыскании убытков в виде выпадающих доходов по перевозке льготных пассажиров, включенных в федеральный регистр за 2019-2021, то есть в период действия указанного пункта положений N 232.
Кроме того, при рассмотрении дела в суде первой инстанции ответчиком было заявлено ходатайство о пропуске обществом срока исковой давности.
Статья 196 Гражданского кодекс предусматривает, что общий срок исковой давности устанавливается в три года.
В пункте 2 статьи 199 Гражданского кодекса предусмотрено, что исковая давность применяется только по заявлению стороны в споре, которая в силу положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации несет бремя доказывания обстоятельств, свидетельствующих об истечении срока исковой давности (пункт 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", далее - Постановление N 43).
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 12 Постановления N 43, бремя доказывания наличия обстоятельств, свидетельствующих о перерыве, приостановлении течения срока исковой давности возлагается на лицо, предъявившее иск.
Согласно пункту 15 Постановления N 43 истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац второй пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса). Если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и не имеется уважительных причин для восстановления этого срока для истца - физического лица, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела.
Суд первой инстанций, установив дату обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском (21.07.2022) и приняв во внимание период, за который общество предъявило требование о возмещении выпадающих доходов, возникающих от перевозки пассажирским транспортом льготных категорий граждан (2019-2021), пришел к верному выводу о том, что требования о взыскании заявлены с частичным пропуском срока исковой давности за 2019 год.
Доводы апеллянта о том, что судом сделан неправильный вывод о пропуске срока исковой давности, поскольку возможность расчета убытков и их взыскания появилась у истца после получения данных обследования пассажиропотока за год, по которому предъявлены убытки, подлежат отклонению судебной коллегией, поскольку результаты пассажиропотока не являются документом, которым изменены или определены порядок и сроки возмещения денежных средств.
С учетом изложенного, приведенные в апелляционной жалобе доводы не подтверждают нарушений норм материального и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, были предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку, по существу, повторяют позицию ответчика по спору, не опровергают выводы суда, основаны на ином толковании положений законодательства, направлены на переоценку доказательств и установление по делу новых фактических обстоятельств, в связи с чем не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 26.07.2023 по делу N А53-24447/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев.
Председательствующий |
Т.Р. Фахретдинов |
Судьи |
М.Г. Величко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-24447/2022
Истец: ООО "ИПОПАТ-ЮГ", ООО "РТК"
Ответчик: Министерство финансов Ростовской области, ПУБЛИЧНО-ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ В ЛИЦЕ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РО
Третье лицо: Департамент транспорта г Ростова на Дону, Департамент транспорта города Ростова-на-Дону, МГКА "ЮСКО", Министерство труда и социального развития по Ростовской области, Министерство труда и социального развития Ростовской области, МУП "МУНИЦИПАЛЬНАЯ ТРАНСПОРТНАЯ КОМПАНИЯ "РОСТОВПАССАЖИРТРАНС", МУП "Ростовпассажиртранс", ООО ТРАНСПОРТНАЯ КОМПАНИЯ "САМАРСКОЕ", Ростовская область, в лице Министерства Финансов РО