г. Владимир |
|
03 октября 2023 г. |
Дело N А79-3926/2023 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Захаровой Т.А. рассмотрел апелляционную жалобу акционерного общества "Почта Банк" на решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 20.07.2023 по делу N А79-3926/2023, рассмотренному в порядке упрощенного производства по заявлению акционерного общества "Почта Банк" (ИНН 3232005484, ОГРН 1023200000010) о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике-Чувашии N 35/2023 от 28.04.2023 о привлечении к административной ответственности, без вызова сторон и ведения протокола судебного заседания.
Исследовав материалы дела, суд установил следующее.
Акционерное общество "Почта Банк" (далее - Общество, Банк, АО "Почта Банк") обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике-Чувашии (далее - Управление) от 28.04.2023 N 35/2023 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Определением от 26.05.2023 арбитражный суд принял исковое заявление к производству, и назначил к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
В установленный судом срок Управление представило в материалы дела отзыв на заявление.
Решением Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии от 20.07.2023 (резолютивная часть) отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.
В связи с подачей апелляционной жалобы Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии составил мотивированное решение от 31.07.2023.
В обоснование апелляционной жалобы указано на неполное исследование обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Заявитель апелляционной жалобы настаивает на том, что оно не является объектом контроля со стороны Управления за исполнением Федерального закона от 03.07.2016 N 230-ФЗ "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях"; протокол об административном правонарушении составлен за пределами срока проведения административного расследования не уполномоченным лицом.
Более подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Отзыв на апелляционную жалобу в материалы дела не поступил.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Отказывая заявителю в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из доказанности административным органом события и состава административного правонарушения в действиях Общества, отсутствия оснований для признания правонарушения малозначительным, соблюдения процедуры привлечения юридического лица к административной ответственности.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
На основании пункта 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Частью 1 статьи 14.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за совершение кредитором или лицом, действующим от его имени и (или) в его интересах, действий, направленных на возврат просроченной задолженности и нарушающих законодательство Российской Федерации о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Правовые основы деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц (совершения действий, направленных на возврат просроченной задолженности физических лиц), возникшей из денежных обязательств, установлены Федеральным законом от 03.07.2016 N 230-ФЗ "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" (далее - Закон N 230-ФЗ).
В силу части 1 статьи 6 Закона N 230-ФЗ при осуществлении действий, направленных на возврат просроченной задолженности, кредитор обязан действовать добросовестно и разумно.
На основании части 1 статьи 9 Закона N 230-ФЗ кредитор в течение тридцати рабочих дней с даты привлечения иного лица для осуществления с должником взаимодействия, направленного на возврат просроченной задолженности, обязан уведомить об этом должника путем направления соответствующего уведомления по почте заказным письмом с уведомлением о вручении или путем вручения уведомления под расписку либо иным способом, предусмотренным соглашением между кредитором и должником. В предусмотренный настоящей частью срок кредитор, являющийся юридическим лицом, обязан также внести соответствующие сведения в Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности (далее - Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц).
В уведомлении должны быть указаны предусмотренные частью 7 статьи 7 Закона N 230-ФЗ сведения о лице, привлеченном для осуществления с должником взаимодействия, направленного на возврат просроченной задолженности, в том числе информация о кредиторе, а также лице, действующем от его имени и (или) в его интересах, сведения о договорах и об иных документах, подтверждающих полномочия кредитора, а также лица, действующего от его имени и (или) в его интересах.
Установлено по делу, что Колдашова С.У. и АО "Почта Банк" заключили кредитные договоры от 13.10.2015 N 14949689 и от 17.04.2017 N 20202488.
Колдашова С.У. не исполнила обязательства по указанным договорам, что привело к образованию просроченной задолженности.
На основании агентского договора N 19-0124/3/3-К от 15.08.2019 АО "Почта Банк" поручил ООО "Национальная служба взыскания" в период с 23.11.2022 по 12.01.2023 осуществить мероприятия по возврату просроченной задолженности по кредитному договору N 14949689 от 13.10.2015 Колдашовой С.У.
Вместе с тем, в нарушение части 1 статьи 9 Закона N 230-ФЗ АО "Почта Банк" не направило должнику Колдашовой С.У. уведомление о привлечении для осуществления действий по взысканию просроченной задолженности ООО "Национальная служба взыскания".
При этом согласно информационному письму Банка России от 03.10.2019 N ИН06-59/77 "О порядке изменения способа или частоты взаимодействия при взыскании просроченной задолженности" соглашение об изменении способа или частоты взаимодействия с должником, установленными Законом N 230-ФЗ, может быть заключено только после возникновения просроченной задолженности по договору потребительского кредита (займа), заключение таких соглашений при заключении договора потребительского кредита (займа) является недопустимым.
Повторно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, учитывая требования Закона N 230-ФЗ, его цели и задачи, суд апелляционной инстанции приходит к аналогичному заключению о том, что в действиях Общества имеется событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По мнению АО "Почта Банк", учитывая, что Банк с Колдашовой С.У. в кредитном договоре установили возможность обмениваться документами в электронном виде, заключать отдельное соглашение с Колдашовой С.У. об уведомлении должника о привлечении иного лица для взаимодействия по договору иным способом не требуется.
Вместе с тем, такая позиция признается несостоятельной, поскольку на момент заключения кредитного договора заемщик должником не являлся, соответственно, заключенные с ним соглашения для рассматриваемой ситуации, когда Колдашова С.У. стала должником, не имеют правовой силы.
С учетом изложенного, направление Банком в адрес Колдашовой С.У. 24.11.2022 в 16:03 текстового сообщения на адрес электронной почты koldashoval984@mail.ru. нельзя признать надлежащим уведомлением в порядке части 1 статьи 9 Закона N 230-ФЗ.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемом случае Общество имело возможность не допустить совершение административного правонарушения, однако при отсутствии объективных, чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств не приняло все зависящие от него меры для соблюдения требований закона, что свидетельствует о виновности юридического лица.
В действиях АО "Почта Банк" имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Позиция Банка со ссылкой на положения статьи 23.92 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о том, что Управление не вправе рассматривать дело о привлечении Банка к административной ответственности по части 1 статьи 14.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку не является органом, контролирующим деятельность банка, который не осуществляет деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, не соответствует положениям статьи 23.92 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Закона N 230-ФЗ и Постановления Правительства Российской Федерации от 19.12.2016 N 1402, определяющими, что Управление, являющееся территориальным органом Федеральной службы судебных приставов, уполномочено на рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных как частью 1 статьи 14.57 Кодекса (субъектами по которым выступают юридические лица, не включенные в вышеназванный государственный реестр), так и иными частями названной статьи.
Кроме того, Федеральным законом от 11.06.2021 N 205-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации", вступившим в законную силу 22.06.2021, в абзаце первом части 1 статьи 14.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях слова "за исключением кредитных организаций" исключены, следовательно, начиная с 22.06.2021 субъектом указанного административного правонарушения является кредитор, в том числе и кредитная организация, или лицо, действующее от его имени и или в его интересах.
Следовательно, указанными изменениями кредитные организации включены в число субъектов административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В рассматриваемом случае административное правонарушение совершено Банком уже после вступления в законную силу изменений, согласно которым кредитные организации определены в качестве субъектов административного правонарушения по части 1 статьи 14.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно статье 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 18 постановления Пленума от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Оценив конкретные обстоятельства рассматриваемого дела, принимая во внимание характер и степень общественной опасности правонарушения, суд апелляционной инстанции также не нашёл исключительности в характере совершенного административного правонарушения. Совершенное правонарушение содержит существенную угрозу охраняемым общественным отношениям.
Процессуальных нарушений, носящих существенный характер, при производстве дела об административном правонарушении судом не установлено.
Вопреки позиции Банка нарушение установленных статьями 28.5, 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сроков проведения административного расследования, составления протокола об административном правонарушении не свидетельствует об их существенном характере исходя из положений пункта 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", пункта 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не является безусловным основанием для признания незаконным и отмены постановления по делу об административном правонарушении.
Установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности административным органом не нарушен.
Наказание в виде административного штрафа в размере 60000 руб. назначено Управлением исходя из конкретных обстоятельств совершенного правонарушения с учетом положений статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отвечает положениям статей 3.5, 4.1, 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
Основания для применения положений статей 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в рассматриваемом случае не установлены.
В силу части 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии законно и обоснованно отказал Обществу в удовлетворении заявления.
Постановление административного органа является законным и обоснованным.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены решения арбитражного суда первой инстанции в данном случае отсутствуют.
Одновременно судом не допущено предусмотренных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае.
Обжалуемый судебный акт отвечает требованиям законности, обоснованности и мотивированности, предусмотренным частью 4 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основан на правильном применении норм материального права и соблюдении норм процессуального права, содержит обоснование сделанных судом выводов применительно к конкретным обстоятельствам дела.
Апелляционная жалоба АО "Почта Банк" признается необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
На основании части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271, 2721 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 20.07.2023 по делу N А79-3926/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Почта Банк" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Т.А.Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-3926/2023
Истец: АО "Почта Банк"
Ответчик: Управление Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике-Чувашии