г. Пермь |
|
03 октября 2023 г. |
Дело N А60-640/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2023 года.
Постановление в полном объёме изготовлено 03 октября 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Яринского С.А.,
судей Власовой О.Г., Назаровой В.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Шималиной Т.В.,
при участии:
от истца - Унитарного муниципального предприятия "Водоканал" городского округа Ревда (УМП "Водоканал"): не явились,
от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Ремонтно-эксплуатационное предприятие" (ООО "РЭП"): Мохначевой Л.В. (паспот, доверенность от 15.05.2023)
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путём размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда)
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
истца - УМП "Водоканал"
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 05 июля 2023 года
по делу N А60-640/2023
по иску УМП "Водоканал" (ИНН 6627012077, ОГРН 1026601642880)
к ООО "РЭП" (ИНН 6684031140, ОГРН 1186658023221)
о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
УМП "Водоканал" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к ООО "РЭП" (далее - ответчик) о взыскании 1 276 213 руб. 08 коп. задолженности по оплате услуг по водоснабжению с водоотведению, оказанных в период с июня по октябрь 2022 года на основании договора холодного водоснабжения и водоотведения N 67/2019 от 16.04.2019 (с учётом уточнения исковых требований, принятого судом первой инстанции в порядке статьи 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 05 июля 2023 года исковые требования удовлетворены частично в сумме 592 682 руб. 86 коп. основного долга. В остальной части иска отказано.
Не согласившись, истец обратился в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе заявитель, ссылаясь на отсутствие переплаты со стороны ответчика и задолженности истца перед ответчиком, указывает на то, что УМП "Водоканал" к материалам дела приобщена копия письма от 01.12.2021 N 2204, согласно которой Водоканал выполнил корректировку задолженности ООО "РЭП" по выставленным счетам и рассмотренным делам. Предъявленная сумма исковых требований (с учётом уточнений) рассчитана исходя из суммы долга, которая взыскана с ответчика по ранее рассмотренным делам. Оснований для занижения задолженности ООО "РЭП" перед Водоканалом путём зачёта встречных требований не имеется.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу ответчик просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Доводы, приведённые в отзыве на апелляционную жалобу, согласуются с выводами суда первой инстанции.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в отзыве.
В судебное заседание истец, извещённый надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, не явился, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, что в соответствии со статьёй 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, установлено судом первой инстанции, ООО "РЭП" является исполнителем коммунальных услуг в МКД.
УМП "Водоканал" (организация водопроводно-канализационного хозяйства) и ООО "РЭП" (абонент) заключён договор холодного водоснабжения и водоотведения N 67/2019 от 16.04.2019, по условиям которого организация водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющая холодное водоснабжение и водоотведение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду, в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах на объектах абонента: многоквартирные дома (перечислены в приложении N 2) в объёме, установленном в соответствии с настоящим договором.
Согласно пункту 7 договора N 67/2019 от 16.04.2019 расчётный период, установленный настоящим договором, равен одному календарному месяцу.
Абонент вносит оплату по настоящему договору в следующем порядке (если иное не предусмотрено в соответствии с Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации":
- 50 процентов стоимости объёма воды (сточных вод), потребленной (сброшенных) абонентом за предыдущий месяц, вносится до 18-го числа текущего месяца;
- оплата за фактически поданную в истекшем месяце холодную воду и (или) оказанные услуги водоотведения с учетом средств, ранее внесенных абонентом в качестве оплаты за холодную воду и водоотведение в расчётном периоде, осуществляется до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата, на основании счетов, выставляемых к оплате ОВКХ не позднее 5-го числа месяца, следующего за расчётным месяцем.
В период с июня по октябрь 2022 года истцом ответчику оказаны услуги по холодному водоснабжению и водоотведению. На оплату оказанных услуг выставлены счета-фактуры на общую сумму 1 474 213 руб. 08 коп., которые ответчиком своевременно не оплачены.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд.
В соответствии с произведенными истцом расчётами, с учётом частичной оплаты ответчиком суммы в размере 617 896 руб. 28 коп., задолженность ответчика перед истцом по оплате поставленного ресурса и оказанных услуг за период с июня по октябрь 2022 года составила 1 276 213 руб. 08.коп.
Возражая против исковых требований, ответчик указал, что перерасчеты произведены с нарушением порядка, установленного Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, в связи с корректировкой начислений по индивидуальному потреблению по ИПУ за пределами шестимесячного периода.
Ответчиком представлен контррасчёт, который основан на исключении из объёма ресурса, приходящегося на СОИ, разницы, образовавшейся при перерасчёте истцом индивидуального потребления по показаниям приборов учёта.
Судом первой инстанции расчёт ответчика признан обоснованным.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований частично, признал обоснованными доводы ответчика и принял его контррасчёт.
Оценив в порядке, предусмотренном статьи 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, суд апелляционной инстанции считает, что оснований для изменения (отмены) обжалуемого судебного акта не имеется, в связи со следующим.
Согласно статье 13 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) по договору горячего или холодного водоснабжения организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую, питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объёме, определённом договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учёта.
Согласно пункту 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим её потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии со статьей 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (часть 1); порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (часть 2).
Согласно статье 14 Закона N 416-ФЗ по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать нормативы состава сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения, вносить плату за нарушение указанных нормативов и требований.
К договору водоотведения применяются положения договора о возмездном оказании услуг, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоотведения.
В силу статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии со статьями 307, 309 ГК РФ в силу обязательств одно лицо (должник) обязано совершать в пользу другого лица (кредитора) определенные действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства должны исполняться надлежащим образом. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается. Только надлежащее исполнение прекращает обязательство (статья 408 ГК РФ).
Судом первой инстанции указано, что правоотношения по поводу оказания услуг в целях содержания общего имущества, в том числе оказания коммунальных услуг в приоритетном порядке регулируются жилищным законодательством, состоящим из Жилищного кодекса Российской Федерации, принятых в соответствии с ним других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (часть 2 статьи 5, пункт 10 части 1 статьи 4, статья 8 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объёма потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учёта, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Постановления Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 "Правила N 124, утверждённые настоящим Постановлением, применяются к отношениям, вытекающим из договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности)), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах), заключенных до вступления в силу этих Правил управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами с ресурсоснабжающими организациями, в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления в силу этих Правил".
Правилами N 124 установлен порядок определения расчётов между управляющей организацией (ответчиком) и ресурсоснабжающей организацией (истцом) объёма коммунального ресурса потребляемого на предоставление, в том числе только на общедомовые нужды.
Нормы жилищного законодательства РФ, в том числе и Правил N 124, являются специальными перед общими отраслевыми нормами о водоснабжении, которые применяются конкретно в случаях начисления объемов потребленных коммунальных ресурсов (предусмотрены ситуации и случаи начисления).
Порядок определения расчётов между управляющей (ответчиком) и ресурсоснабжающей организацией (истцом) организациями объёма коммунального ресурса на содержание общего имущества, установлен Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утверждены 14.02.2012 N 124.
При этом Правила N 124 предусматривают порядок определения объёма ресурса в целях содержания общего имущества в МКД в зависимости от наличия или отсутствия ОДПУ соответствующего коммунального ресурса.
Согласно пунктам 86 - 88, 90, 92, 93 Правил N 354 при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учёта, в связи с отсутствием технической возможности его установки, подтверждённым в установленном указанными Правилами порядке, осуществляется перерасчёт размера платы за предоставленную потребителю в таком жилом помещении коммунальную услугу, за исключением коммунальных услуг по отоплению, электроснабжению и газоснабжению на цели отопления жилых (нежилых) помещений. Если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учёта и при этом отсутствие технической возможности его установки не подтверждено в установленном порядке, либо если индивидуальный или общий (квартирный) прибор учёта в жилом помещении неисправен и потребитель не исполнил обязанность по устранению его неисправности, перерасчёт не производится, за исключением подтверждённого соответствующими документами случая отсутствия всех проживающих в жилом помещении лиц в результате действия непреодолимой силы.
Перерасчёт размера платы за коммунальные услуги производится пропорционально количеству дней периода временного отсутствия потребителя, которое определяется исходя из количества полных календарных дней его отсутствия, не включая день выбытия из жилого помещения и день прибытия в жилое помещение.
В случае подачи заявления о перерасчёте до начала периода временного отсутствия потребителя, перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем за указанный в заявлении период временного отсутствия потребителя, но не более чем за 6 месяцев.
Если по истечении 6 месяцев, за которые исполнителем произведён перерасчёт размера платы за коммунальные услуги, период временного отсутствия потребителя продолжается и потребитель подал заявление о перерасчёте за последующие расчётные периоды в связи с продлением периода временного отсутствия, то перерасчёт размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем за период, указанный в заявлении о продлении периода временного отсутствия потребителя, но не более чем за 6 месяцев, следующих за периодом, за который исполнителем произведен перерасчёт размера платы за коммунальные услуги.
Из подпункта к(1) пункта 33 Правил N 354 следует, что при наличии индивидуального прибора учёта потребитель имеет право ежемесячно снимать его показания и передавать полученные данные исполнителю или уполномоченному им лицу не позднее даты, установленной договором, содержащим положение о предоставлении коммунальных услуг.
Между тем, подпунктом ж) пункта 31 Правил N 354 установлена обязанность исполнителя принимать от потребителей показания индивидуальных приборов учёта, в том числе способами, допускающими возможность удаленной передачи сведений о показаниях приборов учёта и использовать их при расчёте размера платы за коммунальные услуги за тот расчётный период, за который были сняты показания.
В свою очередь исполнитель коммунальных услуг обязан осуществлять мероприятия по снятию показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учёта с периодичностью не чаще 1 раза в 3 месяца и не реже 1 раза в 6 месяцев предусмотренной подпункты "е" и "е(1)" пункта 31 Правил N 354. А также согласно пункту 84 Правил N 354, при непредоставлении потребителем показаний индивидуального прибора учёта в течение 6 месяцев подряд, не позднее 15 дней по истечении этого срока исполнитель услуг обязан осуществить проверку достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях и снять показания прибора учёта.
Согласно пунктам 61-62 и 81-82 Правил N 354 при проведении исполнителем проверки состояния индивидуального прибора учёта подлежит: целостность прибора учёта, отсутствие механических повреждений, отсутствие непредусмотренных изготовителем отверстий или трещин, плотное прилегание стекла индикатора; наличие и сохранность контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб, а также пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета; отсутствие свободного доступа. Нарушение показателей указанных выше признается несанкционированным вмешательством в работу прибора учета. При обнаружении в ходе проверки указанных нарушений исполнитель составляет акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора, в присутствии потребителя и представителя управляющей компании.
Соответствующих документов, подтверждающих законность и достоверность применяемых минусовых значений при расчёте общего объёма потребления МКД по холодному водоснабжению истцом не представлено, произведенный расчёт не может быть признан обоснованным.
В связи с этим суд первой инстанции обоснованно принял во внимание расчёт ответчика, основанный на исключении из объёма ресурса, приходящегося на СОИ, разницы, образовавшейся при перерасчёте истцом индивидуального потребления по показаниям приборов учёта.
Вместе с тем, положения статьи 65 АПК РФ возлагают на лицо, участвующее в деле, обязанность доказывания обстоятельств, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Лицо, обращающееся за взысканием стоимости коммунального ресурса, обязано доказать обоснованность размера указываемых им исковых требований, в том числе с учётом обстоятельств потребления соответствующего коммунального ресурса.
Обязанностью суда является проверка, представленного истцом в подтверждение размера исковых требований, расчёта объёма ресурса на соответствие нормам материального права и условиям договора (статьи 168, 170 АПК РФ, пункт 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 N 65 "О подготовке дела к судебному разбирательству").
В отсутствие доказанных объёмов потребления ресурса в расчётном споре в качестве доказательств, подтверждающих обоснованность предъявленных требований, судом не могут быть приняты одни лишь формально составленные документы.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, расчёты истца не подтверждены первичными документами; с учётом того, что ответчик не может предоставить доказательств в опровержение доводов истца о правомерности начислений, поскольку дополнительным соглашением к договору, утверждённым при разрешении разногласий, констатировано, что у управляющей организации обязанность снятия показаний по ИПУ признана отсутствующей. Следовательно, с учётом названного дополнительного соглашения, указанная обязанность возлагается на истца.
Судом первой инстанции рассмотрены возникшие между сторонами разногласия.
Пункт 61 Правил N 354 предусматривает, что если в ходе проводимой исполнителем проверки достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учёта и (или) проверки их состояния исполнителем будет установлено, что прибор учёта находится в исправном состоянии, в том числе пломбы на нём не повреждены, но имеются расхождения между показаниями проверяемого прибора учёта, распределителей и объёмом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю и использован исполнителем при расчёте размера платы за коммунальную услугу за предшествующий проверке расчётный период, то исполнитель обязан произвести перерасчёт размера платы за коммунальную услугу и направить потребителю в сроки, установленные для оплаты коммунальных услуг за расчётный период, в котором исполнителем была проведена проверка, требование о внесении доначисленной платы за предоставленные потребителю коммунальные услуги либо уведомление о размере платы за коммунальные услуги, излишне начисленной потребителю. Излишне уплаченные потребителем суммы подлежат зачету при оплате будущих расчётных периодов.
Перерасчёт размера платы должен быть произведён исходя из снятых исполнителем в ходе проверки показаний проверяемого прибора учёта. При этом, если потребителем не будет доказано иное, объём (количество) коммунального ресурса в размере выявленной разницы в показаниях считается потребленным потребителем в течение того расчётного периода, в котором исполнителем была проведена проверка.
Таким образом, последствия разграничения обязанностей по оплате за коммунальную услугу и за ресурс на содержание общего имущества (СОИ), и обязанности по контролю за объёмом (за индивидуальными приборами учёта) у одного лица либо у контрагентов ведут к различным последствиям и результатам, а именно: по прямым расчётам, как в данном случае по настоящему делу, обязанность оплачивать исключительно за ресурс на СОИ лежит на управляющей организации, а достоверность расчётов оплаты с учётом разграничения коммунальной услуги и ресурса на СОИ зависит исключительно от исполнения обязанности по контролю за показаниями индивидуальных приборов учёта другой стороной (в данном случае истцом, с учётом дополнительного соглашения к договору).
При этом по прямым расчётам возникает встречная обязанность, и при неисполнении её истцом невозможно достоверно с учётом разграничения индивидуального потребления по коммунальной услуге и услуге на СОИ определить объём ресурса на СОИ.
В рассматриваемом случае обязанность ответчика по оплате фактически принятого объёма ресурса на СОИ обусловлена встречной обязанностью истца при непредставлении потребителем исполнителю показаний индивидуального или общего (квартирного) прибора учёта в течение 6 месяцев подряд произвести перерасчёт размера платы только при условии снятия показаний приборов учёта исполнителем в ходе проверки показаний проверяемого прибора учёта.
Суд апелляционной инстанции находит расчёт ответчика в части определения объёмов и стоимости поставленного ресурса на общедомовые нужды обоснованным.
Судом первой инстанции исковые требования правомерно удовлетворены частично в соответствии с контррасчётом ответчика, арифметическая и методологическая правильность которого истцом не оспорена, в размере 592 682 руб. 86 коп.
С учётом изложенного, суд апелляционной инстанции считает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку установленных по настоящему делу обстоятельств и фактических отношений сторон, которые являлись предметом исследования по делу и получили надлежащую правовую оценку в соответствии со статьёй 71 АПК.
Учитывая, что заявитель в апелляционной жалобе не ссылается на доказательства, и не приводит доводы, которые бы не были учтены и оценены судом первой инстанции, равно как и доказательства, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, апелляционный суд приходит к мнению о том, что спор рассмотрен судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, в связи с чем, не имеется правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
В соответствии со статьёй 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 05 июля 2023 года по делу N А60-640/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
С.А. Яринский |
Судьи |
О.Г. Власова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-640/2023
Истец: УНИТАРНОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "ВОДОКАНАЛ" ГОРОДСКОГО ОКРУГА РЕВДА
Ответчик: ООО "РЕМОНТНО-ЭКСПЛУАТАЦИОННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ"