г. Санкт-Петербург |
|
03 февраля 2023 г. |
Дело N А56-59775/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 февраля 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Семакиной Т.А.
при участии:
от заявителя: Шуклин О.П. по доверенности от 14.11.2022
от заинтересованного лица: Ревазов А.А. по доверенности от 17.01.2023
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-40359/2022) Балтийской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.09.2022 по делу N А56-59775/2022 (судья Сундеева М.В.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Стройгранит" (после изменения наименования - общество с ограниченной ответственностью Автоэкспресс")
к Балтийской таможне
об оспаривании решения от 09.12.2021 о внесении изменений в сведения в декларации на товары N 10216170/120921/0273046
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Стройгранит" (после изменения наименования - общество с ограниченной ответственностью Автоэкспресс") (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Балтийской таможни (далее - таможенный орган, Таможня) от 09.12.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары (далее - ДТ) N 10216170/120921/0273046, а также об обязании Таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем возврата излишне уплаченных таможенных платежей в размере 47472 руб. 99 коп.
Решением суда от 27.09.2022 заявленные Обществом требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, Таможня направила апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, просит отменить обжалуемое решение суда от 27.09.2022 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований. Податель жалобы ссылается на то, что факт согласования между продавцом и покупателем основных условий сделки, сведения о цене товаров документально не подтверждены, поскольку представленная в таможенный орган копия инвойса от 11.08.2021 N АN01168 не содержит подписи продавца, а также подписи и печати покупателя; проформа-инвойс, заказы, подтверждение заказов и спецификации (приложения) на поставку товаров по запросу таможенного органа декларантом не представлены. Также податель жалобы ссылается на непредставление Обществом экспортной декларации и отсутствие объективных причин ее непредставления, что не позволяет таможенному органу устранить сомнения в достоверности сведений, представленных Обществом для подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров. Кроме того, податель жалобы указывает, что при декларировании спорного товара Обществом представлены в формализованном виде договор ТЭУ, счета-фактуры от 06.09.2021 N N 09/06/09, 09/06/10 на транспортные расходы с приложениями, вместе с тем оригиналы указанных документов в таможенный орган Обществом не представлены; также не представлены поручения на перевозку груза, согласованные тарифы на услуги перевозки и банковские платежные документы по оплате перевозки, что свидетельствует о том, что декларантом документально не подтверждена структура таможенной стоимости. Кроме того, как указывает податель жалобы, условия оплаты, указанные в инвойсе от 11.08.2021 NАN01168, не корреспондируют фактически произведенной предоплате по представленным Обществом заявлениям на перевод от 02.04.2021 N 51, от 06.04.2021 N 52, от 07.04.2021 N 53, в связи с чем таможенный орган полагает неподтвержденными сведения об оплате товара, ввезенного по спорной ДТ. Таким образом, податель жалобы указывает на то, что представленные Обществом документы, сведения и пояснения не подтверждают полноту и достоверность проверяемых сведений о таможенной стоимости товара, задекларированного по ДТ N10216170/120921/0273046, и не устраняют основания для проведения проверки, в связи с чем оспариваемое решение Таможни от 09.12.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные ДТ N10216170/120921/0273046, является правомерным.
В судебном заседании представитель Таможни поддержал доводы апелляционной жалобы; представитель Общества против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом и следует из материалов дела, между ООО "Нева Трейдинг" (покупатель) и фирмой "ACTIVE SHARE S.L.", Испания (продавец) заключен внешнеэкономический контракт от 25.02.2015 N ASN-1 на поставку в Российскую Федерацию товаров для строительства, ремонта и обустройства дома.
Во исполнение агентского договора от 13.08.2021 N НТ_СГ_002_130821, заключенного между ООО "Нева Трейдинг" с ООО "Стройгранит" на условиях поставки EXW EMILIA ROMAGNA на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) Обществом ввезены и задекларированы по ДТ N 10216170/120921/0273046, в том числе следующие товары:
- товар N 5 "плитка керамическая облицовочная, для полов и стен, из керамогранита (каменная керамика), глазурованная, с коэффициентом поглощения воды не более 0,5 мас.%, модель X-ROCK36N, производитель Cooperativa Ceramica D'imola S.C., тов. знак IMOLA, код ТН ВЭД ЕАЭС: 6907219009, таможенная стоимость 47896,59 руб., цена товара 576,72 долларов США;
- товар N 6 "плитка керамическая облицовочная, для полов и стен, из тонкой керамики, глазурованная,с коэффициентом поглощения воды более 10 мас.%, различных моделей (4 артикула), производитель Cooperativa Ceramica D'imola S.C., товарный знак IMOLA, код ТН ВЭД ЕАЭС: 6907239009, таможенная стоимость 148219.25 руб., цена товара 1855.05 долларов США;
- товар N 8 "плитка керамическая облицовочная, для полов и стен, из керамогранита (каменная керамика), неглазурованная, с коэффициентом поглощения воды не более 0,5 мас.%, различных моделей (2 артикула), производитель Cooperativa Ceramica D'imola S.C., товарный знак Leonardo Ceramica, код ТН ВЭД ЕАЭС: 6907211000, таможенная стоимость 261537.91 руб., цена товара 3101.07 долларов США.
Таможенная стоимость товаров определена декларантом в соответствии со статьей 39 ТК ЕАЭС по "стоимости сделки с ввозимыми товарами".
При осуществлении контроля таможенной стоимости товара в соответствии со статьей 325 ТК ЕАЭС таможенным органом обнаружены признаки, указывающие на то, что сведения о таможенной стоимости товаров, заявленные в указанной ДТ, могут являться недостоверными либо должным образом не подтверждены, а именно: по результатам сравнительно-ценового анализа выявлен риск заявления недостоверных сведений, выражающийся в отклонении заявленной таможенной стоимости товаров от таможенной стоимости однородных товаров, в том числе того же производителя, задекларированных в соответствующий период времени другими участниками ВЭД; представленные к таможенному декларированию документы не обосновывают отличие задекларированной стоимости от стоимости аналогичных товаров в меньшую сторону.
В связи с изложенным, 14.09.2021 таможенным органом в адрес Общества был направлен запрос о предоставлении в срок до 21.09.2021 (при выпуске товара в соответствии со статьей 121 ТК ЕАЭС в срок до 10.11.2021) следующих документов и (или) сведений о:
1. Фактурной стоимости товара - представить пояснения по ценообразованию и согласования конечной стоимости товара.
2. Структуре таможенной стоимости - представить оригинал экспортной таможенной декларации страны отправления и заверенный ее перевод на русский язык, при отсутствии экспортной ДТ предоставить подтверждение факта запроса документа у продавца и подтверждение факта отказа продавца (отправителя); прайс-лист производителя и продавца, страховые документы; оригинал (копию) договора на ТЭО со всеми приложениями, поручениями на перевозку груза, заявками на перевозку, отражающими сведения об оказанных услугах, связанных с перевозкой груза, а также согласованных тарифах на услуги; оригинал (копию) счета на транспортные расходы, а также банковские платежные документы по оплате услуг, связанных с перевозкой груза, в том числе погрузкой на борт судна/ погрузкой/разгрузки в порту перегрузки; коносаменты, акт выполненных услуг экспедитора.
3. Формировании цены сделки - представить информацию об уровне стоимости декларируемых товаров на внутреннем / мировом рынке, с учетом страны происхождения, производителя, моделей и характеристик товара. Ценовые предложения на товары того же класса и вида других продавцов при продаже на экспорт.
4. Сведениях, необходимых для сравнительного анализа - представить документы, подтверждающие отсутствие/наличие возможных скидок, влияющих на установление контрактной цены.
5. Наличии ограничений покупателя на право пользования - представить документы по реализации ввозимого товара на внутреннем рынке РФ, счета-фактуры, товарные накладные к нему, банковские платежные документы по предшествующим поставкам указанного товара. Расчет цены реализации ввезенного товара на внутреннем рынке РФ.
6. Стоимости сделки - представить оригинал (копию) договора купли продажи со всеми имеющимися спецификациями, приложениями и дополнениями, либо надлежащим образом заверенная копия. Оригинал (копию) инвойса, проформы- инвойса, заказов, подтверждения заказов и спецификации (приложения) на поставку либо надлежащим образом заверенную копию.
7. Размере суммы, фактически уплаченной за товар - представить оригиналы (копии) банковских платежных документов по оплате счетов-фактур (инвойсов) в рамках контракта по данной и предыдущим поставкам: платежные поручения с отметками банка, выписка из лицевого счета, SWIFT с возможностью идентификации платежей с поставками, ведомость банковского контроля (в неформализованном виде), с отметками банка. Бухгалтерские документы по оприходованию товаров ввезённых по проверяемой ДТ (при выпуске под обеспечение).
Кроме того, таможенный орган направил заявителю расчет размера обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, который необходимо предоставить таможенному органу для выпуска товаров, задекларированных по ДТ N 10216170/120921/0273046.
16.09.2021 товары, сведения о которых заявлены в ДТ N 10216170/120921/0273046, выпущены в соответствии с заявленной таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления с предоставлением обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.
Письмом от 10.11.2021 Общество представило в таможенный орган запрошенные документы и пояснения: агентский договор N НТ_СГ002_130821 от 13.08.2021; пояснение о влияющих на цену физических характеристиках товаров и сведения о качестве и репутации товаров и их влияние на ценообразование; письмо об отсутствии экспортной декларации; оригиналы прайс-листов производителей товаров, являющиеся публичной офертой; договор оказания транспортно-экспедиторских услуг N 03/04/2019-2 от 03.04.2019; акты оказания услуг; счета на оплату транспортно-экспедиционных услуг NN 09/06/09; 09/06/10 от 06.09.2021; приложение к счетам на оплату; платежное поручение; письмо о не страховании; коносамент MEDULC692083; ценовая информация внутреннего рынка, корреспондирующая с ценовой информацией по ДТ N 10216170/120921/0273046; контракт N ASN-1 от 25.02.2015 с дополнительными соглашениями к нему, инвойс N AN01168 от 11.08.2021; документы по реализации ДТ N10216170/120921/0273046, а также по предыдущей поставке (договор поставки; счета-фактуры; пояснение о реализации); банковские платежные документы по оплате данной и предыдущей поставок в рамках контракта (информационное письмо; заявления на перевод с отметками банка, с указанием номера контракта, счёта покупателя и продавца; выписка о перечислении средств; ведомость банковского контроля от 04.10.2021; бухгалтерские документы по оприходованию товаров (карточки счета N N 19, 41, 60)).
По результатам анализа представленных Обществом документов Таможня пришла к выводу о том, что представленные декларантом при таможенном декларировании, а также дополнительно представленные документы и сведения о таможенной стоимости товаров не являются достаточными, количественно определяемыми, документально подтвержденными, в связи с чем 09.12.2021 Таможней принято решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10216170/120921/0273046.
Таможенная стоимость товаров N N 5, 6, 8 определена таможенным органом в соответствии со статьей 45 ТК ЕАЭС по резервному методу определения таможенной стоимости с гибким применением метода, предусмотренного статьей 42 ТК ЕАЭС по стоимости сделки с однородными товарами на основании имеющейся у таможенного органа ценовой информации по ДТ NN 10317120/120821/0102552 (в отношении товара N5), 10317120/090621/0075673 (в отношении товара N6), 10317120/210721/0094843 (в отношении товара N8), что привело к дополнительному начислению и уплате заявителем суммы таможенных платежей в размере 47472 руб. 99 коп.
Не согласившись с решением Таможни от 09.12.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10216170/120921/0273046, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные Обществом требования в полном объеме.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав доводы сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Таможни и отмены решения суда первой инстанции от 27.09.2022 в связи со следующим.
Таможенный контроль таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза, осуществляется в соответствии с главой 5 ТК ЕАЭС с применением форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, установленных ТК ЕАЭС.
В соответствии с пунктом 14 статьи 38 ТК ЕАЭС по общему правилу таможенная стоимость товаров определяется декларантом, а в случае, если в соответствии с пунктом 2 статьи 52 и с учетом пункта 3 статьи 71 настоящего Кодекса таможенные пошлины, налоги, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины исчисляются таможенным органом, таможенная стоимость товаров определяется таможенным органом.
Пунктом 9 статьи 38 ТК ЕАЭС предусмотрено, что определение таможенной стоимости товаров не должно быть основано на использовании произвольной или фиктивной таможенной стоимости товаров.
Таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации (пункт 10 статьи 38 ТК ЕАЭС).
В силу пункта 15 статьи 38 ТК ЕАЭС основой таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, определенном статьей 39 данного Кодекса.
В случае невозможности определения таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними таможенная стоимость товаров определяется в соответствии со статьями 41 и 42 настоящего Кодекса, применяемыми последовательно.
При невозможности определения таможенной стоимости ввозимых товаров в соответствии со статьями 41 и 42 настоящего Кодекса в качестве основы для определения таможенной стоимости товаров может использоваться либо цена, по которой оцениваемые, идентичные или однородные товары были проданы на таможенной территории Союза, в соответствии со статьей 43 настоящего Кодекса, либо расчетная стоимость товаров в соответствии со статьей 44 настоящего Кодекса. Декларант имеет право выбрать очередность применения указанных статей при определении таможенной стоимости ввозимых товаров.
В случае если для определения таможенной стоимости ввозимых товаров невозможно применить статьи 39, 41 - 44 настоящего Кодекса, определение таможенной стоимости товаров осуществляется в соответствии со статьей 45 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 статьи 45 ТК ЕАЭС предусмотрено, что таможенная стоимость товаров определяется исходя из принципов и положений главы 5 Кодекса на основе сведений, имеющихся на таможенной территории Союза (резервный метод - метод 6) в случае если таможенная стоимость ввозимых товаров не может быть определена в соответствии со статьями 39, 41 - 44 Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 39 ТК ЕАЭС таможенной стоимостью ввозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза таможенную территорию Союза и дополненная в соответствии со статьей настоящего Кодекса, при выполнении следующих условий:
1) отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением ограничений, которые:
- ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы;
- существенно не влияют на стоимость товаров;
- установлены актами органов Союза или законодательством государств-членов;
2) продажа товаров или их цена не зависит от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено;
3) никакая часть дохода или выручки от последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров покупателем не причитается прямо или косвенно продавцу, кроме случаев, когда в соответствии со статьей 40 Кодекса могут быть произведены дополнительные начисления;
4) покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами таким образом, что стоимость сделки с ввозимыми товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.
В случае если хотя бы одно из условий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, не выполняется, цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате, не является приемлемой для определения таможенной стоимости ввозимых товаров и метод 1 не применяется (пункт 2 статьи 39 ТК ЕАЭС).
Согласно пункту 3 статьи 39 ТК ЕАЭС ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или иному лицу в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государств-членов.
Исходя из изложенного, метод определения таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми товарами не может быть применен в случаях отсутствия документального подтверждения заключения сделки или отсутствия в документах, отражающих содержание сделки, ценовой информации, относящейся к количественно определенным характеристикам товара, условий поставки и оплаты либо наличия доказательств недостоверности таких сведений, то есть их необоснованного расхождения с аналогичными сведениями в других документах, выражающих содержание сделки, а также коммерческих, транспортных, платежных (расчетных) и иных документах, относящихся к одним и тем же товарам.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 313 ТК ЕАЭС при проведении таможенного контроля таможенной стоимости товаров, заявленной при таможенном декларировании, таможенным органом осуществляется проверка правильности определения и заявления таможенной стоимости товаров (выбора и применения метода определения таможенной стоимости товаров, структуры и величины таможенной стоимости товаров, документального подтверждения сведений о таможенной стоимости товаров).
При проведении контроля таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе запросить у декларанта пояснения в письменной форме о факторах, влияющих на формирование цены товаров, а также об иных обстоятельствах, имеющих отношение к товарам, перемещаемым через таможенную границу Союза.
Согласно пункту 4 статьи 325 ТК ЕАЭС таможенный орган вправе запросить коммерческие, бухгалтерские документы, сертификат о происхождении товара и (или) иные документы и (или) сведения, в том числе письменные пояснения, необходимые для установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в таможенной декларации, и (или) сведений, содержащихся в иных документах, в случае, если документы, представленные при подаче таможенной декларации либо представленные в соответствии с пунктом 2 данной статьи, не содержат необходимых сведений или должным образом не подтверждают заявленные сведения, либо если таможенным органом выявлены признаки несоблюдения положений ТК ЕАЭС и иных международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов, в том числе недостоверности сведений, содержащихся в таких документах.
Запрос документов и (или) сведений у декларанта в соответствии с пунктом 4 статьи 325 ТК ЕАЭС должен быть обоснованным и должен содержать перечень признаков, указывающих на то, что сведения, заявленные в таможенной декларации, и (или) сведения, содержащиеся в иных документах, должным образом не подтверждены либо могут являться недостоверными, перечень дополнительно запрашиваемых документов и (или) сведений, а также сроки представления таких документов и (или) сведений.
Перечень запрашиваемых документов и (или) сведений определяется должностным лицом таможенного органа исходя из проверяемых сведений с учетом условий сделки с товарами, характеристик товара, его назначения, а также иных обстоятельств (пункт 5 статьи 325 ТК ЕАЭС).
В соответствии с пунктом 17 статьи 325 ТК ЕАЭС при завершении проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в случае, если представленные в соответствии с настоящей статьей документы и (или) сведения либо объяснения причин, по которым такие документы и (или) сведения не могут быть представлены и (или) отсутствуют, либо результаты таможенного контроля в иных формах и (или) таможенной экспертизы товаров и (или) документов, проведенных в рамках такой проверки, не подтверждают соблюдение положений настоящего Кодекса, иных международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов, в том числе достоверность и (или) полноту проверяемых сведений, и (или) не устраняют оснований для проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, таможенным органом на основании информации, имеющейся в его распоряжении, принимается решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в таможенной декларации, в соответствии со статьей 112 настоящего Кодекса.
Как разъяснено в пункте 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" (далее - Постановление N 49), система оценки ввозимых товаров для таможенных целей, установленная Таможенным кодексом и основанная на статье VII ГАТТ 1994, исходит из их действительной стоимости - цены, по которой такие или аналогичные товары продаются или предлагаются для продажи при обычном ходе торговли в условиях полной конкуренции, определяемой с использованием соответствующих методов таможенной оценки. При этом согласно пункту 15 статьи 38 Таможенного кодекса за основу определения таможенной стоимости в максимально возможной степени должна приниматься стоимость сделки с ввозимыми товарами (первый метод определения таможенной стоимости).
С учетом данных положений примененная сторонами внешнеторговой сделки цена ввозимых товаров не может быть отклонена по мотиву одного лишь несогласия таможенного органа с ее более низким уровнем в сравнении с ценами на однородные (идентичные) ввозимые товары или ее отличия от уровня цен, установившегося во внутренней торговле.
Как указано в пункте 11 Постановления N 49, отсутствие подтверждения сведений о таможенной стоимости, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в иных представленных таможенному органу документах, а также выявление таможенным органом признаков недостоверного определения таможенной стоимости само по себе не может выступать основанием для вывода о неправильном определении таможенной стоимости декларантом, а является основанием для проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров в соответствии со статьей 313, пунктом 4 статьи 325 Таможенного кодекса.
При проведении такой проверки таможенный орган, осуществляя публичные полномочия, обязан предоставить декларанту реальную возможность устранения возникших сомнений в достоверности заявленной им таможенной стоимости, в связи с чем не может произвольно отказаться от использования закрепленного в пункте 15 статьи 325 Таможенного кодекса права на запрос у декларанта документов и (или) сведений, в том числе письменных пояснений, необходимых для установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в таможенной декларации, и (или) сведений, содержащихся в иных документах.
В порядке реализации положений пункта 2 статьи 313, пункта 15 статьи 325 Таможенного кодекса декларант вправе предоставить пояснения об экономических и иных разумных причинах значительного отличия стоимости сделки с ввозимыми товарами от ценовой информации, имеющейся у таможенного органа, которые должны быть приняты во внимание при вынесении окончательного решения.
В пункте 13 Постановления N 49 также разъяснено, что основываясь на положениях пункта 13 статьи 38, пункта 17 статьи 325 ТК ЕАЭС, таможенный орган принимает решение о внесении изменений (дополнений) в сведения о таможенной стоимости, заявленные в таможенной декларации по результатам проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, начатой до выпуска товаров, если соответствие заявленной таможенной стоимости товаров их действительной стоимости не нашло своего подтверждения по результатам таможенного контроля, в том числе при сохранении признаков недостоверности заявленной таможенной стоимости, не устраненных по результатам таможенного контроля.
В связи с этим при разрешении споров, касающихся правильности определения таможенной стоимости ввозимых товаров, судам следует учитывать, какие признаки недостоверного определения таможенной стоимости были установлены таможенным органом и нашли свое подтверждение в ходе проведения таможенного контроля, в том числе с учетом документов (сведений), собранных таможенным органом и дополнительно предоставленных декларантом.
Непредоставление декларантом документов (сведений), обосновывающих заявленную им таможенную стоимость товара, само по себе не может повлечь принятие таможенным органом решения о внесении изменений (дополнений) в сведения о таможенной стоимости, заявленные в таможенной декларации, если у декларанта имелись объективные препятствия к предоставлению запрошенных документов (сведений) и соответствующие объяснения даны таможенному органу.
В рассматриваемом случае, из материалов дела усматривается, что таможенная стоимость спорных товаров N N 5, 6, 8, задекларированных по ДТ N 10216170/120921/0273046, определена Обществом в соответствии со статьей 39 ТК ЕАЭС по "стоимости сделки с ввозимыми товарами", исходя из цены товара, указанной в инвойсе от 11.08.2021 N AN01168, с учетом транспортных расходов.
В подтверждение заявленного метода определения таможенной стоимости Обществом были представлены с ДТ N 10216170/120921/0273046, а также по запросу таможенного органа письмом от 10.11.2021 следующие документы и пояснения: агентский договор NНТ_СГ002_130821 от 13.08.2021; контракт от 25.02.2015 N ASN-1 (далее - Контракт) с дополнительными соглашениями, инвойс от 11.08.2021 N AN01168; пояснение о влияющих на цену физических характеристиках товаров и сведения о качестве и репутации товаров и их влияние на ценообразование; письмо об отсутствии экспортной декларации; оригиналы прайс-листов производителей товаров, являющиеся публичной офертой; договор оказания транспортно-экспедиторских услуг N 03/04/2019-2 от 03.04.2019; акты оказания услуг; счета на оплату транспортно-экспедиционных услуг NN 09/06/09; 09/06/10 от 06.09.2021; приложение к счетам на оплату; платежное поручение; письмо о не страховании; коносамент MEDULC692083; ценовая информация внутреннего рынка, корреспондирующая с ценовой информацией по ДТ N10216170/120921/0273046; документы по реализации ДТ N10216170/120921/0273046, а также по предыдущей поставке (договор поставки; счета-фактуры; пояснение о реализации); банковские платежные документы по оплате данной и предыдущей поставок в рамках контракта (информационное письмо; заявления на перевод с отметками банка, с указанием номера контракта, счёта покупателя и продавца; выписка о перечислении средств; ведомость банковского контроля от 04.10.2021; бухгалтерские документы по оприходованию товаров (карточки счета NN 19, 41, 60)).
В соответствии с пунктом 1.1 Контракта (в редакции дополнительного соглашения от 27.09.2017) продавец обязуется продать, а покупатель купить товары народного потребления и товары для строительства и обустройства дома, именуемые в дальнейшем товар, в том числе на условиях поставки EXW EMILIA ROMAGNA (Италия).
В соответствии с пунктами 1.2, 1.3, 1.4, 2.1, 2.2 Контракта поставка товаров по Контракту осуществляется партиями; количество товаров по каждой партии, наименование, цена товара (которая включает в себя стоимость маркировки, упаковки, транспортировки до порта погрузки, стоимость работ по погрузке, стоимость экспортных таможенных пошлин) указывается в инвойсах, которые являются неотъемлемой частью настоящего Контракта.
На основании пункта 3.1 Контракта расчеты за товары, поставляемые по контракту, производятся в долларах США или Евро (по курсу ЦБ на дату платежа).
В соответствии с пунктом 3.3 Контракта по договоренности сторон возможна 100% предоплата за поставленные товары.
В соответствии с условиями Контракта в инвойсе от 11.08.2021 N AN01168 сторонами Контракта согласованы наименование, количество, цена и общая стоимость поставляемого товара (50117,40 долларов США), а также условия поставки EXW EMILIA ROMAGNA.
Дополнительным соглашением от 04.02.2019 к Контракту установлено, что коммерческая наценка продавца устанавливается отдельно на каждую партию товара и составляет 1-2% от отпускной цены производителя (пункт 2.6). В инвойсе от 11.08.2021 N AN01168 также указана коммерческая наценка поставщика 1-2%. Указанное свидетельствует о том, что поставщик извлекает прибыль из каждой поставки.
Ссылки подателя жалобы на то, что инвойс от 11.08.2021 N AN01168 не подписан сторонами сделки, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку указанный документ содержит печать и подпись поставщика, а наличие подписи и печати получателя в инвойсе не предусмотрено нормативными актами, поскольку инвойс является односторонним документов, выставляемым продавцом в адрес покупателя.
В подтверждение факта оплаты (предоплаты) за поставленный товар Обществом представлены заявления на перевод от 02.04.2021 N 51, 06.04.2021 N52, 07.04.2021 N 53, от 26.02.2021 N 32, 02.03.2021 N 33, 03.03.2021 N 34, 04.03.2021 N 35 с отметками банка, с указанием номера контракта, счёта покупателя и продавца, на общую сумму 258485,59 Евро; выписка о перечислении средств; ведомость банковского контроля от 04.10.2021, согласно разделу III.I которой (Сведения о подтверждающих документах ведомости банковского контроля) в пункте 1025 указана сумма 50117,40 долларов США, а в качестве подтверждающего документа ДТ N10216170/120921/0273046.
В представленном в таможенный орган письме от 10.11.2021 Общество пояснило, что по представленным заявлениям на перевод произведена оплата по спорной и предыдущей поставкам.
Согласно письму ООО "Нева Трейдинг" от 01.11.2021 по инвойсу от 11.08.2021 N AN01168 на общую сумму 50117,40 долларов США произведена оплата по заявлениям на перевод от 02.04.2021 N51 на сумму 10052, 03 Евро (877,74 долл. США), от 06.04.2021 N52 на сумму 23776,88 Евро (27933,08 долл. США), от 07.04.2021 N53 на сумму 89169,52 Евро (21306,58 долл. США).
Оплата одним или несколькими заявлениями на перевод нескольких поставок является обычаем делового оборота и не противоречит нормам действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 15 статьи 325 ТК ЕАЭС если представленные в соответствии с настоящей статьей документы и (или) сведения либо объяснения причин, по которым такие документы и (или) сведения не могут быть представлены и (или) отсутствуют, не устраняют оснований для проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, таможенный орган до истечения срока, установленного абзацем вторым пункта 14 настоящей статьи, вправе запросить дополнительные документы и (или) сведения, в том числе письменные пояснения, необходимые для установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в таможенной декларации, и (или) сведений, содержащихся в иных документах.
Вместе с тем, как усматривается из материалов дела, таможенный орган в ходе проверки, получив от Общества документы и пояснения с письмом от 10.11.2021, не запросил в порядке пункта 15 статьи 325 ТК ЕАЭС у Общества дополнительные документы, поясняющие оплату товара по Контракту, в том числе пояснения относительно того, в счет оплаты каких инвойсов была учтена оплата по заявлениям на перевод от 02.04.2021 N 51, 06.04.2021 N 52, 07.04.2021 N 53, от 26.02.2021 N 32, 02.03.2021 N 33, 03.03.2021 N 34, 04.03.2021 N 35 в полном объеме.
Обществом также были представлены в таможенный орган документы, подтверждающие расходы на перевозку (транспортировку) товара по маршруту Италия (Emilia Romagna) - Санкт-Петербург, которые были включены Обществом в структуру таможенной стоимости в соответствии со статьей 40 ТК ЕАЭС: договор оказания транспортно-экспедиторских услуг от 03.04.2019 N 03/04/2019-2; поручения экспедитору от 15.08.2021, 16.08.2021, акты оказания услуг от 18.09.2021 NN09/06/09, 09/06/10; счета на оплату транспортно-экспедиционных услуг от 06.09.2021 NN 09/06/09; 09/06/10; приложение к счетам на оплату, согласно которому стоимость транспортно-экспедиционной услуги по организации международной перевозки до границы РФ составила 294000 руб., после пересечения границы РФ 156000 руб.; платежное поручение от 03.11.2021 N1570 на оплату по счетам, в том числе NN 09/06/09, 09/06/10.
Таким образом, в графе 17 ДТС-1 правомерно указаны расходы в размере 294000 руб. Также представлен коносамент MEDULC692083.
В запросе от 14.09.2021 таможенный орган запросил у Общества оригинал или копии договора на ТЭО со всеми приложениями, поручениями на перевозку груза, счетами на транспортные расходы.
Судом не установлено противоречий в сведениях, содержащихся в представленных Обществом в Таможню и в материалы дела документах, в связи с чем суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что представленные Обществом документы подтверждают заявленную стоимость товаров.
Ссылки подателя жалобы на непредставление декларантом экспортной декларации подлежат отклонению, поскольку в ответ на запрос таможенного органа Общество в письме от 10.11.2021 пояснило, что предоставить экспортную таможенную декларацию не представляется возможным, поскольку в ответ на запрос ООО "Нева Трейдинг" представитель иностранной компании "ACTIVE SHARE, S.L." сообщил, что предоставление экспортной таможенной декларации, принятой таможенными органами страны отправления, не предусмотрено внешнеторговым контрактом от 25.02.2015 N ASN-1 и дополнительными соглашениями к нему.
Поскольку Общество представило все необходимые, имеющиеся в его распоряжении в силу закона и делового оборота документы, выражающие содержание сделки и информацию по условиям ее оплаты, подтверждающие в полной мере заявленную им таможенную стоимость ввезенного товара, само по себе непредставление части запрошенных Таможней документов не повлекло указание недостоверной или неполной информации о таможенной стоимости товара, и не является рассматриваемом случае достаточным основанием для принятия оспариваемых решений о внесении изменений в сведения, заявленные в спорных ДТ.
В пункте 8 Постановления N 49 разъяснено, что таможенная стоимость ввозимых товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации. Принимая во внимание публичный характер таможенных правоотношений, при оценке соблюдения декларантом данных требований ТК ЕАЭС судам следует исходить из презумпции достоверности информации (документов, сведений), представленной декларантом в ходе таможенного контроля, бремя опровержения которой лежит на таможенном органе.
По мнению суда апелляционной инстанции, Таможней не доказана невозможность использования документов, представленных декларантом при таможенном оформлении в обоснование таможенной стоимости товара, в их совокупности. Доказательств несоблюдения Обществом установленного 325 ТК ЕАЭС условия о документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности стоимости сделки с ввозимыми товарами, таможенным органом не представлено.
Отсутствие отдельных документов (экспортной декларации) не свидетельствует о недостоверности заявленных Обществом сведений о таможенной стоимости товаров, которые были подтверждены иными представленными Обществом документами (в том числе инвойсом от 11.08.2021 N AN01168), достоверность которых таможенным органом не опровергнута.
Отличие примененной сторонами внешнеторговой сделки цены ввозимых товаров от имеющейся у таможенного органа информации о ценах на однородные (идентичные) ввозимые товары само по себе не свидетельствует о недостоверности заявленных Обществом в ДТ N 10216170/120921/0273046 сведений о таможенной стоимости спорных товаров.
Как следует оспариваемого решения от 09.12.2021, в качестве ценовой информации таможенным органом использования сведения по следующим ДТ:
- N 10317120/120821/0102552 (в отношении товара N5 спорной ДТ), по которой задекларирован товар "плитка керамическая" производитель - COOPERATTVA CERAMICA D'MOLA S.C., кол-во - 172,98 м2, таможенная стоимость - 225356,27 руб.;
- N 10317120/090621/0075673 (в отношении товара N6 спорной ДТ) задекларирован товар "плитка керамическая", производитель - COOPERATTVA CERAMICA DTMOLA S.C., кол-во - 71.25 м2, таможенная стоимость - 95158.69 руб.;
- N 10317120/210721/0094843 (в отношении товара N8 спорной ДТ)задекларирован товар "плитка керамическая", производитель - COOPERATTVA CERAMICA D'IMOLA S.C., кол-во - 195,84 м2, таможенная стоимость - 293259,97 руб.
Вместе с тем, ДТ N N 10317120/120821/0102552, 10317120/090621/0075673, 10317120/210721/0094843 таможенным органом в материалы дела не представлены, из пояснений таможенного органа не усматриваются модели, артикулы и размерный ряд плитки, ввезенных по данным ДТ.
Таким образом, апелляционная коллегия находит правомерным вывод суда первой инстанции о том, что Таможней в решении от 09.12.2021 о внесении изменений в сведения в ДТ N 10216170/120921/0273046, не приведены достаточные доводы, исключающие возможность применения Обществом метода "по стоимости сделки с ввозимыми товарами".
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные Обществом требования о признании недействительными решения Таможни от 09.12.2021 о внесении изменений в сведения в ДТ N 10216170/120921/0273046, а также в порядке восстановления нарушенных прав и законных интересов Общества обязал Таможню возвратить на расчетный счет Общества излишне уплаченные таможенные платежи в размере 47472 руб. 99 коп. (спор по сумме дополнительно уплаченных таможенных платежей между сторонами отсутствует).
Нарушения судом первой инстанции норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Таможни и отмены решения суда от 27.09.2022 не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27 сентября 2022 года по делу N А56-59775/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Балтийской таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.И. Денисюк |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-59775/2022
Истец: ООО "СТРОЙГРАНИТ"
Ответчик: БАЛТИЙСКАЯ ТАМОЖНЯ
Третье лицо: ООО "АВТОЭКСПРЕСС"