г. Самара |
|
03 октября 2023 г. |
Дело N А72-18655/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 октября 2023 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Романенко С.Ш.,
судей Копункина В.А., Ястремского Л.Л.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Якобсон А.Э.,
при участии:
от ответчика - представитель Аварина И.А., по доверенности от 10.01.2023, инженер-эколог Туз Т.В., по доверенности от 09.01.2023,
в отсутствии иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 28 сентября 2023 года в помещении суда в зале N 7 апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской и Ульяновской областям на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 17.07.2023, по делу N А72-18655/2022 (судья Лубянова О.А.),
по иску Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской и Ульяновской областям (443010, Самарская область, Самара город, Красноармейская улица, 21, 505, ОГРН: 1046300456058, ИНН: 6315800795)
к Областному государственному казённому предприятию "Ульяновский областной водоканал" (433910, Ульяновская область, Радищевский район, Радищево рабочий поселок, Кооперативная улица, 58А, ОГРН: 1067313006727, ИНН: 7315905278)
о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2019-2021 годы в размере 5037214,66 руб., а также пени за несвоевременное и неполное внесение платы за период с 02.03.2020 по 15.12.2022 в размере 679385,38 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской и Ульяновской областям обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Областному государственному казённому предприятию "Ульяновский областной водоканал" о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2019-2021 годы в размере 5037214,66 руб., а также пени за несвоевременное и неполное внесение платы за период с 02.03.2020 по 15.12.2022 в размере 679385,38 руб.
Определением от 25.01.2023 суд удовлетворил ходатайство заявителя об уточнении заявленных требований, заявитель просит: взыскать с ОГКП "Ульяновский областной водоканал" в пользу Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской и Ульяновской областям задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2019-2021 год в размере 5037214,66 руб., пени за несвоевременное и неполное внесение платы за период с 02.03.2020 по 31.03.2022 в размере 241399,58 руб.
Определением от 25.04.2023 суд удовлетворил ходатайство заявителя об уточнении заявленных требований, заявитель просит взыскать с "Ульяновский областной водоканал" задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 - 2021 год в размере 4 687 932 рубля 86 копеек, пени за несвоевременное и неполное внесение платы за период с 241 399 рублей 58 копеек (с 02.03.2020 по 31.03.2022).
Протокольным определением от 07.07.2023 суд удовлетворил ходатайство заявителя об уточнении заявленных требований, заявитель просит взыскать с "Ульяновский областной водоканал" задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 - 2021 год в размере 4 687 932 рубля 86 копеек, пени за несвоевременное и неполное внесение платы за период с 02.03.2021 по 31.03.2022 в размере 198 917 рублей 86 копеек.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 17.07.2023, по делу N А72-18655/2022 заявленные требования удовлетворены частично.
Взыскано с Областного государственного казённого предприятия "Ульяновский областной водоканал" (ОГРН: 1067313006727, ИНН: 7315905278) в пользу Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской и Ульяновской областям (ОГРН: 1046300456058, ИНН: 6315800795) задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год в размере 110 236 (сто десять тысяч двести тридцать шесть) рублей 35 коп, за 2021 год в размере 156 410 (сто пятьдесят шесть тысяч четыреста десять) рублей 87 коп, пени за несвоевременное и неполное внесение платы за период (за 2020 год) с 02.03.2021 по 31.03.2022 в размере 52 622 (пятьдесят две тысячи шестьсот двадцать два) руб. 26 коп, пени за несвоевременное и неполное внесение платы за период (за 2021 год) с 02.03.2022 по 31.03.2022 в размере 3 980 (три тысячи девятьсот восемьдесят)рублей 30 коп.
В остальной части требования оставлены без удовлетворения.
Взыскано с Областного государственного казённого предприятия "Ульяновский областной водоканал" (ОГРН: 1067313006727, ИНН: 7315905278) в федеральный бюджет государственную пошлину в размере 3 135 (три тысячи сто тридцать пять) руб. 40 копеек.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой считает принятое решение незаконным и необоснованным, просит решение отменить, исковые требования удовлетворить в полном объеме.
При этом в жалобе заявитель указал, что требования были основаны на поданных самим ответчиком декларациях о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 и 2021 годы.
В ходе рассмотрения дела ответчиком были направлены уточнённые декларации, с необоснованным уменьшением платёжной базы.
Заявитель жалобы считает необоснованным принятие судом уточнённых деклараций по плате за негативное воздействие за 2020-2021 годы.
Сведения о месте и времени судебного заседания были размещены на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: WWW.11ааs.arbitr.ru и на доске объявлений в здании суда.
В судебном заседании представители ответчика возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, считают решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просили оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание представители иных лиц, участвующих в деле не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом в соответствии с частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии со ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрев представленные материалы и оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, выслушав представителей ответчика, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд установил.
Как следует из материалов дела, Областное государственное казённое предприятие "Ульяновский областной водоканал" зарегистрировано в качестве юридического лица (ОГРН: 1067313006727).
Областное государственное казённое предприятие "Ульяновский областной водоканал" осуществляет эксплуатацию очистного сооружения канализации по адресу Ульяновская область, Ульяновский район, р.п. Ишеевка, ул. Новокомбинатовская, 51, 2 категория НВОС и объект распределения воды для питьевых и промышленных нужд по адресу Ульяновская область, Радищевский район, р.п. Радищево, ул Кооперативная, 58А, 3 категория НВОС.
Согласно Декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду ОГКП "Ульяновский областной водоканал" за 2020 год плата за негативное воздействие на окружающую среду предприятия составляет 1 765 921,54 руб., за 2021 год - 3 271 081,17 руб.
26.10.2022 Управлением Росприроднадзора в адрес ОГКП "Ульяновский областной водоканал" направлено письмо N 01-26/9430 с требованием об оплате задолженности. Ответчик получил письмо 31.10.2022.
02.11.2022 ОГКП "Ульяновский областной водоканал" направило в адрес Управления Росприроднадзора письмо с просьбой об отмене ранее представленные декларации о плате НВОС за 2020 - 2021 года.
В связи с неоплатой ответчиком платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2020-2021 годы Управление Росприроднадзора обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
ОГКП "Ульяновский областной водоканал" требования не признает. ОГКП "Ульяновский областной водоканал" предоставил в Межрегиональном управлении Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской области Декларацию о плате за НВОС за 2020 -2021 гг. по объектам НВОС 73-0163-003087-П (Очистные сооружения канализации р.п. Ишеевка, Ульяновская область, Ульяновский район, р.п. Ишеевка, ул. Новокомбинатовская, д. 51, 2 категория НВОС), 73-0173-000897-П (Объект распределения воды для питьевых и промышленных нужд ОГКП "Ульяновский областной водоканал", 433910, Ульяновская область, Радищевский район, р.п. Радищево, ул. Кооперативная, д. 58а, 3 категория НВОС). При подаче отчетностей совершен ряд технических неточностей, для устранения которых принято решение подать корректирующие отчеты. Сформирована и отправлена через личный кабинет природопользователя с электронно-цифровой подписью Декларация о плате за НВОС за 2020 и 2021 года (номер корректировки 4) поданы взамен ранее поданных Деклараций о плате за 2020 г. и 2021 г.
В ранее поданных декларациях были ошибочно указаны данные по количествам загрязняющих веществ, неправильно указаны объемы сбора. В уточненных декларациях расчет произведен на основании бухгалтерских документов. Лабораторные исследования не проводились, так как не было разработано НДС. В связи с отсутствием соответствующих разрешений на сброс предприятием при расчетах были применены повышающие коэффициенты.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год составляет 532 883,65 руб., за 2021 год - 530707, 13 руб. Предприятие 01.03.2023 частично оплатило задолженность за 2020 и 2021 года.
Устанавливая фактические обстоятельства дела на основании полного и всестороннего исследования представленных доказательств, суд первой инстанции обосновано частично удовлетворил заявленные исковые требования по следующим основаниям.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со статьей 3 Закона об охране окружающей среды хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
В статье 16 Закона об охране окружающей среды определено, что плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды:
выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ);
сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ);
хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Частью 4 статьи 16.2 Закона об охране окружающей среды установлено, что при определении платежной базы учитываются объем и (или) масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов, превышающие такие нормативы, выбросы и сбросы (включая аварийные), технологические нормативы, а также учитываются лимиты на размещение отходов производства и потребления и их превышение.
В соответствии с пунктом 13 статьи 16.3 Закона об охране окружающей среды правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 утверждены "Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду" (далее - Правила N 255).
В соответствии с пунктом 4 Правил N 255 контроль за исчислением платы осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами.
Согласно пункту 2 Правил N 255 плата исчисляется и взимается за следующие виды негативного воздействия на окружающую среду:
выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ);
сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ);
хранение, захоронение отходов производства и потребления (далее - размещение отходов).
В соответствии с пунктом 5 Правил N 255 плату обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, IV категории.
Таким образом суд первой инстанции правомерно указал, что материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается, что у ОГКП "Ульяновский областной водоканал" за 2020 и 2021 годы отсутствовало комплексное экологическое разрешение на выбросы по объекту 2 и 3 категории. В результате своей деятельности указанное юридическое лицо оказывает негативное воздействие на окружающую среду: осуществляет выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сбросы загрязняющих веществ в водный объект, размещение отходов производства и потребления. Указанное подтверждается декларациями о плате ОГКП "Ульяновский областной водоканал" за негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии с пунктом 12 Правил N 255 при отсутствии комплексных экологических разрешений у лиц, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, при непредставлении лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, декларации о воздействии на окружающую среду, а также при непредставлении лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов такие лица для расчета платы используют формулы, указанные в пунктах 20 и 21(1) настоящих Правил, а в отношении расчета платы за размещение твердых коммунальных отходов - формулу, указанную в пункте 18(2) настоящих Правил.
В пункте 12(1) Правил N 255 установлено, что при превышении установленных нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, лимитов на выбросы загрязняющих веществ и лимитов на сбросы загрязняющих веществ (включая аварийные выбросы и сбросы), лимитов на размещение отходов такие лица при исчислении платы используют формулы, указанные в пунктах 18(2), 20 и 21 настоящих Правил.
Согласно пункту 21 Правил N 255 Плата при превышении установленных комплексным экологическим разрешением выбросов загрязняющих веществ или сбросов загрязняющих веществ для объектов I категории, при превышении выбросов загрязняющих веществ или сбросов загрязняющих веществ, указанных в декларации о воздействии на окружающую среду для объектов II категории, при превышении объема или массы выбросов загрязняющих веществ или сбросов загрязняющих веществ над указанными в отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля для объектов III категории, а также в случае, указанном в пункте 12(1) настоящих Правил (Ппр), рассчитывается по формуле:
где:
Mпрi - платежная база за выбросы или сбросы соответствующего i-го загрязняющего вещества, определяемая лицом, обязанным вносить плату, за отчетный период как разница между объемом или массой выбросов загрязняющих веществ или сбросов загрязняющих веществ при превышении их количества, установленного комплексным экологическим разрешением для объектов I категории либо указанного в декларации о воздействии на окружающую среду для объектов II категории, объемом или массой выбросов загрязняющих веществ или сбросов загрязняющих веществ, определенных указанными документами, тонна (куб. м).
Лицами, обязанными вносить плату, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, платежная база за выбросы или сбросы i-го загрязняющего вещества определяется как объем или масса выбросов или сбросов в количестве, превышающем объем или массу выбросов или сбросов i-го загрязняющего вещества, указанные в отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, тонна (куб. м);
Кпр - коэффициент к ставкам платы за выбросы или сбросы соответствующего i-го загрязняющего вещества за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, установленных комплексным экологическим разрешением для объектов I категории, а также за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, указанных в декларации о воздействии на окружающую среду для объектов II категории, равный 100.
На период реализации организациями, эксплуатирующими централизованные системы водоотведения поселений или городских округов, программ повышения экологической эффективности или планов мероприятий по охране окружающей среды при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду при сбросах загрязняющих веществ в отношении всей массы сбросов загрязняющих веществ (за исключением массы сбросов загрязняющих веществ в пределах технологических нормативов) вместо коэффициента Кпр применяется коэффициент 1.
Лица, обязанные вносить плату, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, а также лица, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, указанные в пункте 12(1) настоящих Правил, вместо коэффициента Кпр применяют коэффициент Кср, равный 25.
Судом первой инстанции верно установлено, что у ОГКП "Ульяновский областной водоканал" отсутствовало разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду и лимиты на сбросы загрязняющих веществ на 2020 и 2021 годы; декларацию о воздействии на окружающую среду за 2020 и 2021 годы предприятие представило.
При отсутствии разрешения на выбросы загрязняющих веществ, расчет платы производится с применением повышающего коэффициента (коэффициент Кпр), который для объектов II категории, исходя из вышеуказанных норм равен 100, для объекта 3 категории коэффициент Кср равный 25.
Плата в отсутствие действующей разрешительной документации исчисляется как за сверхлимитное воздействие.
Таким образом, приняв во внимание, что ОГКП "Ульяновский областной водоканал" осуществляло деятельность в отсутствие необходимых разрешительных документов на сброс загрязняющих веществ суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что при расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 и 2021 годы необходимо применять повышающий коэффициент 100 на объект 2 категории и коэффициент 25 на объект 3 категории.
Порядок представления декларации о плате и ее форма утверждены приказом Минприроды России от 10.12.2020 N 1043 "Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы и о признании утратившими силу приказов Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 9 января 2017 г. N 3 и от 30 декабря 2019 г. N 899" (зарегистрировано в Минюсте России 31.12.2020 N 62017).
В соответствии с пунктом 11 указанного Порядка при обнаружении лицом, обязанным вносить плату, в представленной им декларации о плате за отчетный год недостоверных сведений либо неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению или завышению суммы платы, подлежащей внесению, лицо, обязанное вносить плату, вправе представить уточненную декларацию о плате за данный отчетный год в течение трех лет после представления первичной декларации о плате в срок, не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным.
Таким образом, уточненную декларацию о плате можно представить в течение общего срока исковой давности, установленного гражданским законодательством.
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что ОГКП "Ульяновский областной водоканал" правомерно в 2023 году подал уточненную 4 декларацию за 2020 и 2021 годы. Материалами дела подтверждается, что на два объекта подана одна декларация, что соответствует требованиям пункта 7 Порядка представления декларации о плате. Данные, подтверждающие расчет сбросов в Декларациях имеется.
В уточненной 4 декларации предприятием для объекта II категории применен повышающий коэффициент 100, для объекта 3 категории - коэффициент Кср равный 25, дополнительный коэффициент применен 1.
Согласно Декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду ОГКП "Ульяновский областной водоканал" за 2020 год плата за негативное воздействие на окружающую среду предприятия составляет 532 883,65 руб.; за 2021 год - 530707, 13 руб.
Довод о составлении корректирующего расчета с нарушением норм действующего законодательства суд первой инстанции верно посчитал несостоятельным. Росприроднадзор в отзыве указал на неправильность проведения расчета, при этом не привел контррасчетов. Доказательства, подтверждающие сброс предприятием в спорном периоде таких загрязняющих веществ, как кадмий, медь, никель, кобальт, цинк, алюминий, хром, свинец, марганец, суду не представил.
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что предприятие обязано оплатить плату за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год в размере 532 883,65 руб., за 2021 год - 530707, 13 руб.
01.03.2023 ОГКП "Ульяновский областной водоканал" оплатил в счет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год в размере 422647 руб. 30 коп и за 2021 год в размере 374 296,26 руб.
На дату принятия данного решения задолженность предприятия по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год составляет 110236,35 руб., за 2021 год - 156410,87 руб.
В соответствии с пунктами 32 и 33 Правил 255 плата за отчетный период вносится не позднее 1 марта года, следующего за отчетным периодом. Несвоевременное или неполное внесение лицом, обязанным вносить плату, платы, в том числе квартальных авансовых платежей, влечет за собой уплату пеней в размере одной трехсотой действующей на день уплаты пеней ключевой ставки Банка России, но не более чем в размере 0,2 процента за каждый день просрочки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению платы, в том числе квартальных авансовых платежей, начиная со следующего дня после окончания сроков, определенных в пунктах 32 и 34 настоящих Правил.
За несвоевременное и неполное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду пени составляют:
-за 2020 год с 02.03.2021 по 31.03.2022 в размере 52 622 руб. 26 коп (532883,65 руб*395 дней*1/300 от 7,5%)
-за 2021 год с 02.03.2022 по 31.03.2022 в размере 3 980 рублей 30 коп.(530707,13 руб* 30 дн* 1/300 от 7,5%).
При таких обстоятельствах дела, суд первой инстанции правомерно посчитал, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению и взыскал с ОГКП "Ульяновский областной водоканал" в пользу Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской и Ульяновской областям задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год в размере 110 236 рублей 35 коп, за 2021 год в размере 156 410 рублей 87 коп, пени за несвоевременное и неполное внесение платы за за 2020 год с 02.03.2021 по 31.03.2022 в размере 52 622 руб. 26 коп. и за 2021 год с 02.03.2022 по 31.03.2022 в размере 3 980 рублей 30 коп. В остальной части требования обоснованно оставил без удовлетворения.
Доводы заявителя жалобы несостоятельны и не принимаются апелляционным судом, поскольку представленные ответчиком в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции уточненные декларации о плате за негативное воздействие N 9103407 за 2020 год, N9104169 за 2021 год приняты судом обоснованно, поскольку ранее поданные декларации о плате N7357222 за 2020 г., N7357900 за 2021 г., с приложенными к ним документами, поданы с техническими ошибками, а в соответствии с пунктом 11 Приложения 1 приказа Минприроды России от 10.12.2020 N 1043 "Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы и о признании утратившими силу приказов Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 9 января 2017 г. N 3 и от 30 декабря 2019 г. N 899" (зарегистрировано в Минюсте России 31.12.2020 N 62017), согласно которому при обнаружении лицом, обязанным вносить плату, в представленной им декларации о плате за отчетный период недостоверных сведений либо неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению или завышению суммы платы, подлежащей внесению, лицо обязанное вносить плату, вправе представить уточненную декларацию о плате за данный отчетный период в течение трех лет после предоставления первичной декларации о плате в срок, не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным.
Уточненные декларации о плате N 9103407 за 2020 год, N9104169 за 2021 год подготовлены ответчиком в соответствии с пунктом 8 Постановления Правительства РФ от 03.03.2017 N 255 "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду" (вместе с "Правилами исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду") (далее по тексту - Правила N255), согласно которому плата исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы для исчисления платы (далее -платежная база) по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный Правительством РФ от 08.07.2015 г. N131 б-р по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки платы, установленные постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 г. N913 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах" и постановлением Правительства РФ от 29.06.2018 г. N758 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов IV класса опасности (малоопасные) и внесение изменений в некоторые акты Правительства, с применением коэффициентов, установленных законодательством в области охраны окружающей среды, а также дополнительных коэффициентов, установленных постановлением N913 и постановлением N1148 и суммирования полученных величин (по каждому стационарному источнику загрязнения окружающей среды) (далее -стационарный источник) и (или) объекту размещения отходов, по виду загрязнения и в целом по объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, а также их совокупности).
Объемы и массы загрязняющих веществ при сбросе в водный объект рассчитаны ответчиком в уточненных декларациях в соответствии с п. 15 Правил N 255, где при сбросе загрязняющих веществ в водный объект платежная база определяется их объемом или массой, который (ая) поступил (а) в водный объект в результате использования воды, и рассчитывается как разница между объемом или массой содержащихся в сточной воде загрязняющих веществ и объемом или массой этих веществ, содержащихся в воде, забранного из того же водного объекта. Количество загрязняющих веществ выбрано в соответствии с проектом нормативов допустимых сбросов (далее - НДС), а также специфики местности (часть показателей загрязняющих веществ сокращено, так как полный перечень необходим только для абонентов с гальваническим производством, производствам тяжёлой промышленности, которые отсутствуют в р.п. Ишеевка)". Проект НДС приобщен судом первой инстанции к материалам дела по ходатайству Ответчика 29.06.2023 г, разработан ООО "Эколайф" и утвержден директором ОГКП "Ульяновский областной водоканал".
В соответствии с указанным проектом при выполнении расчета нормативов допустимых сбросов учитывались требования Приказа Минприроды России от 29.12.2020 г. N 1118 "Об утверждении Методики разработки нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты для водопользователей" и Приказа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 13.12.2016 г. N552 "Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения". Расчет нормативов выполнен с учетом предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ. Так как сброс осуществляется в поверхностный водный объект (р. Свияга) рыбохозяйственного назначения высшей категории, то расчет нормативов выполнен с учетом требований к рыбохозяйственным водоемам ПДКрыб.хоз. Нормирование по ПДК проводилось по следующим веществам: взвешенные вещества, хлориды, сульфаты, аммоний-ион, нитрит-анион, нитрат-анион, фосфат-ион, железо, нефтепродукты, АСПАВ. Загрязняющие вещества выбраны с учетом специфики местности (в том числе отсутствие тяжелой промышленности и гальванического производства на территории р.п. Ишеевка).
Согласно пункту 2 Правил N 255 плата исчисляется и взимается за следующие виды негативного воздействия на окружающую среду: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ); сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ); хранение, захоронение отходов производства и потребления (далее - размещение отходов). В соответствии с пунктом 5 Правил N 255 плату обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное
воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, IV категории.
Таким образом уточненную декларацию о плате можно представить в течение общего срока исковой давности, установленного гражданским законодательством.
У суда апелляционной инстанции нет оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, признавшего наличие оснований для частичного удовлетворения иска.
Принимая во внимание изложенное, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в связи с чем основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не доказывают нарушения судом первой инстанции норм материального или процессуального права либо несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, всем доводом в решении была дана надлежащая правовая оценка.
Иных доводов в обоснование апелляционной жалобы заявитель не представил, в связи с чем Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения Арбитражного суда Ульяновской области от 17.07.2023, по делу N А72-18655/2022, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отнести на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 266-271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 17.07.2023, по делу N А72-18655/2022 - оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской и Ульяновской областям - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
С.Ш. Романенко |
Судьи |
В.А. Копункин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-18655/2022
Истец: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ ПО САМАРСКОЙ И УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТЯМ
Ответчик: ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ВОДОКАНАЛ", ОГКП "Ульяновский областной водоканал"