2 октября 2023 г. |
дело N А40-32861/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 октября 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Кузнецовой Е.Е.
Судей Бодровой Е.В., Семикиной О.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ветух А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Истца
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 21.07.2023 г. (резолютивная часть от 26.06.2023 г.) по делу N А40-32861/23
по иску ООО "СК СТИМУЛ" (ОГРН 1187154015157)
к ООО "БАРСТТ" (ОГРН 1127747141774) о взыскании,
при участии в судебном заседании:
от истца: не явился, извещен,
от ответчика: Пурахин В.Ю. по доверенности от 09.01.2023
УСТАНОВИЛ:
ООО "СК СТИМУЛ" (подрядчик) предъявило ООО "БАРСТТ" (заказчик) иск о взыскании задолженности в размере 7 338 093,25 руб., в том числе НДС 20%, из которых:
- по договору N 31/06-21-СМП от 04.06.2021 г. в размере 3 202 142,15 руб.;
- по договору N 37/07-21-ДР от 02.08.2021 г. в размере 4 016 947,10 руб.;
- по договору N 43-07-21-ДР от 15.07.2021 г. в размере 119 004 руб.
Решением Арбитражного суда г. Москвы, объявленным в порядке ч. 2 ст. 176 АПК РФ 26.06.2023 г., изготовленным в полном объеме 21.07.2023 г. в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с решением, Истец подал апелляционную жалобу.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Ответчик по требованиям и доводам жалобы возражал, неявившийся Истец уведомлен о времени и месте рассмотрения дела посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте суда в сети Интернет (т. 7 л.д. 81).
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, полагает его подлежащим оставлению без изменения.
В обоснование заявленных требований истец указал, что между ООО "Барстт" (подрядчик) и ООО "СК Стимул" (субподрядчик) в целях исполнения первым работ по государственным контрактам были заключены договоры строительного субподряда:
1)N 35/06-21-БУ от 23.06.2021 г. на выполнение благоустройства территории на объекте ГБУЗ МО "Королевская городская больница" (блоки Г и Д), расположенной по адресу: МО, г. Королев, ул. Циалковского, д. 24.
Цена договора составила 10 823 977,75 руб., в т.ч., НДС 20%.
Фактическое исполнение субподрядчиком - 4 256 824,90 руб., в т.ч., НДС 20%.
Оплата работ заказчиком - 8 450 000 руб., в т.ч., НДС 20%.
Задолженность в пользу ответчика - 4 193 175,10 руб., в т.ч., НДС 20%.
2)N 31/06-21-СМР от 04.06.2021 г. на выполнение ремонтно-восстановительных работ.
Цена договора составила 13 351 209 руб., в т.ч., НДС 20%.
Фактическое исполнение субподрядчиком - 6 983 132,40 руб., в т.ч., НДС 20%.
Оплата работ заказчиком - 3 780 990,25 руб., в т.ч., НДС 20%.
Задолженность в пользу истца - 3 202 142,15 руб., в т.ч., НДС 20%.
3)N 37/07-21-ДР от 02.08.2021 г. на выполнение работ по благоустройству территории на Объекте: МО, г. Чехов, ГБУЗ МО "Чеховская областная больница", расположенном по адресу: 142304, г. Чехов, МО, ул. Гагарина, 37.
Цена договора составила 8 210 122,20 руб.
Фактическое исполнение субподрядчиком - 8 210 122,20 руб., в т.ч., НДС 20%. Оплата работ заказчиком - 0 руб.
Задолженность в пользу истца - 8 210 122,20 руб., в т.ч., НДС 20%.
4)N 43-07-21-ДР от 15.07.2021 г. на выполнение демонтажных работ на 2-м этаже ГБУЗ МО "Королевская городская больница", филиал Юбилейный, ул. Пионерская, д. 8/10.
Цена договора составила 119 004 руб.
Фактическое исполнение субподрядчиком - 119 004 руб., в т.ч., НДС 20%. Оплата работ заказчиком - 0 руб.
Задолженность в пользу истца - 119 004 руб., в т.ч., НДС 20%.
Истец ссылается, что в некоторых платежных поручениях были некорректно указаны назначения платежей, тем не менее, суммы оплат распределялись таким образом.
30.09.2022 г. ООО "СК Стимул" направило требование в адрес ООО "БАРСТТ" оплатить работы и акты КС-2 по всем контрактам на сумму фактически исполненных обязательств ценным письмом с описью вложения.
Согласно отчету отслеживания почтового отправления требование было вручено ООО "БАРСТТ" 20.10.2022 г.
Ответ, как и оплата, равно как и мотивированный отказ от ответчика в адрес истца не поступили.
Истец ссылается, что ООО "СК Стимул" выполнило работ по всем договорам на сумму 19 569 083,50 руб., ООО "БАРСТТ" оплатило сумму в размере 12 230 990,25 руб. По расчету истца, итоговая задолженность ООО "БАРСТТ" в пользу ООО "СК Стимул" составляет сумму в размере 7 338 093,25 руб., в т.ч., НДС 20%.
Таким образом, заявляет о взыскании суммы задолженности в размере 7 338 093,25 руб., в том числе, НДС 20%, из которых:
- по договору N 31/06-21-СМП от 04.06.2021 г. в размере 3 202 142,15 руб.;
- по договору N 37/07-21-ДР от 02.08.2021 г. в размере 4 016 947,10 руб.;
- по договору N 43-07-21-ДР от 15.07.2021 г. в размере 119 004 руб.
Поскольку направленная в адрес ответчика претензия с требованием об оплате долга оставлена ответчиком без удовлетворения, истец обратился в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции пришел к выводу о необоснованности требований подрядчика.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции.
Судом установлено, что 03.06.2021 года Ответчик заключил государственный контракт N 134772 с Государственным бюджетным учреждение здравоохранения Московской области Московская областная станция скорой медицинской помощи" (ГБУЗ МО "МОССМП"), на выполнение аварийно-восстановительных работ объекта, расположенного по адресу: Московская область, г. Королев, ул. Строителей, д. 4 (А- А1) (Объект), на общую сумму 18 900 000,00 руб.
04.06.2021 года, Ответчик и Истец заключили договор субподряда N 31/06-21-СМР (Договор N 1) на выполнение ремонтных работ (Работы), на объекте расположенном по адресу: Московская область, г. Королев, ул. Строителей, дом 4 Королевская подстанция скорой медицинской помощи (Объект), в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 1 к Договору N 1), сметной документацией (Приложение N 2 к Договору) в сроки, установленные в Графике выполнения работ (Приложение N 3 к Договору N 1).
Истец обязался в установленные настоящим Договором N 1 сроки, собственными силами выполнить ремонт помещений (стены, полы, потолки), сантехнические работы, следующие работы:
Первый этап: Демонтажные работы;
Второй этап: Общестроительные работы; Третий этап: Электромонтажные работы;
Четвертый этап: Пуско-наладочные работы (ПНР) и сдача объекта в эксплуатацию.
Цена Договора составляла 13 351 209 (Тринадцать миллионов триста пятьдесят одна тысяча двести девять) рублей 00 коп. НДС 20% 2 225 201 (Два миллиона двести двадцать пять тысяч двести один) рубль 50 коп. (Цена Договора).
Согласно дополнительному соглашению от 10.08.2021 г. N 1, в Договоре N 1, по соглашению Сторон, были внесены изменения с дополнением пунктом 2.7. Договора N 1, с изложением в следующей редакции: "По Договору со стороны Подрядчика предусмотрено авансирование Работ на сумму 2 000 000 (Два миллиона) рублей.
11.08.2021, Ответчик, во исполнение достигнутых договоренностей с Истцом произвел оплату в виде аванса, согласно платежному поручению N 889 от 11.08.2021, на сумму 1 000 000 (Один миллион) 00 рублей;
11.08.2021 на основании платежного поручения N 890 от 11.08.2021, Ответчик произвел оплату в пользу истца аванса в сумме 1 000 000 (Один миллион) 00 рублей.
Согласно дополнительному соглашению от 20.08.2021 г. N 1/2 внесены изменения в п. 2.1. Договора N 1 и Цена Договора N 1 составила 9 897 106 (Девять миллионов восемьсот девяносто семь тысяч сто шесть) рублей 35 коп. НДС 20% 1 649 517 (Один миллион шестьсот сорок девять тысяч пятьсот семнадцать) рублей 72 коп. (Далее - Цена Договора).
О факте снижения суммы Договора, Истец документы по данному факту в суд не предоставил.
24.08.2021 Принято (41 от 24.08.2021) 300 000,00 передано материалов.
10.09.2021 Принято (52 от 10.09.2021) 1 341 658,00 передано материалов. 10.09.2021 на основании платежного поручения N 1055 от 10.09.2021, Ответчик
произвел оплату в пользу Истца аванс в сумме 658 342 руб.
24.09.2021 Передано материалов (65 от 24.09.2021) на общую сумму 345 000 руб.
01.10.2021 Передано материалов (1168 от 01.10.2021) на общую сумму 120 648 руб. руб.
15.10.2021 Передано материалов (66 от 15.10.2021) на общую сумму 98 718,84 Согласно акту сверки, за период с 04.06.2021 г. по 22.10.2021 г. на расчетный счет Истца были перечислены денежные средства и передано материалов, приобретенных материалов, на общую сумму 4 864 366 (Четыре миллиона восемьсот шестьдесят четыре тысячи триста шестьдесят шесть) руб. 84 коп.
Согласно п. 1.3. Договора N 1 "Работы по Договору выполняются иждивением Субподрядчика, то есть с использованием материалов и оборудования, комплектацию которых обеспечивает Субподрядчик".
В соответствие с требованиями ст. 702 ГК РФ, по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Согласно статье 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между Сторонами в Договоре были предусмотрены окончательные сроки завершения Работ, которые составили 20 августа 2021 года.
Согласно Акту выполненных работ N 1 от 23.08.2021 г. (по форме КС-2) в период с 05.06.2021 г. по 23.08.2021 г. Ответчик выполнил работы на сумму 4 880 978 (Четыре миллиона восемьсот восемьдесят тысяч девятьсот семьдесят восемь) руб. 04 коп.
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
В адрес Истца была направлена претензия, на которую ответ от Истца в адрес Ответчика не поступил.
Согласно претензии, было указано, что начиная с 23.08.2021 г. и на момент направления претензии, а именно 26.10.2021 года, ни одного документа, подтверждающего факт выполнения Работ, Истцом в адрес Ответчика, не было предоставлено.
По состоянию на 26.10.2021 года, Истцом Работы выполнены были частично (согласно Акту выполненных работ от 23.08.2021 г.) и некачественно (согласно Акту проверки качества выполненных работ от 14.10.2021 г.)
А именно не были выполнены Работы:
- Общестроительные работы, Административно-бытовое здание с гаражами;
- Общестроительные работы. Ремонтная зона (помещения 16, 17, 18, 20, 21, 22, 23, 24);
- Общестроительные работы. Боксы (помещения 1, 2, 3, 4, 5, б, 7, 8, 9);
- Замена кровли;
В соответствии с п. 2 ст. 328 ГК РФ в случае не предоставления обязанной
стороной обусловленного договором исполнения обязательства, либо наличия обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что такое исполнение не будет произведено в установленный срок, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства либо отказаться от исполнения этого обязательства и потребовать возмещения убытков,
Для выполнения обязательств по государственному контракту Ответчик был вынужден заключить новый договор на выполнение работ, которые принял на себя обязательства, которые должен был выполнить Истец,
Согласно п. 5.4 Договора, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Истцом его обязательств, предусмотренных п. 1.1. настоящего Договора N 1, Ответчик вправе требовать от первого уплату пени в размере 0,01% от просроченной суммы за каждый календарный день просрочки, но не более 5% от просроченной суммы.
В нарушении п. 9.8 Договора, у Истца с 26.10.2021 года образовалась просрочка выполнения работ по Договору.
На основании вышеизложенных фактов, учитывая невыполнения обязательств со стороны Истца, со стороны Ответчика были выдвинуты требования в виде письменной претензии, по выплате пени по Договору N 1, согласно п. 9.8. в размере 139 384 руб. 25 коп.
Спорная задолженность Ответчика перед Истцом по исполнению Договора N 1, на момент его расторжения, составила 16 611,20 руб.
Также Истец в своем заявлении указывает на наличие задолженности у Истца перед Ответчиком по Договору подряда N 35/06-21-БУ от 23.06.2021 г. на выполнение благоустройства территории ГБУЗ МО "Королевская городская больница" (блоки Г и Д), расположенной по адресу: МО, г. Королев, ул. Циолковского, д. 24, в сумме 4 193 175 руб. 10 коп., в т.ч. НДС 20%.
На 20.01.2022, согласно акту сверки между ООО "Барстт" и ООО "СК СТИМУЛ", общая задолженность, без пеней и штрафов, составляет в пользу ООО "Барстт" денежную сумму в размере 4 050 522,29 руб.
Данный факт подтверждается следующие материалами.
03.06.2019 Ответчик заключил Государственный контракт N 0148200005419000102 с Государственным казенным учреждением Московской области "Дирекция единого заказчика по ремонтным работам Министерства здравоохранения Московской области" на выполнение работ по капитальному ремонту здания ГБУЗ МО "Королевская городская больница", Блоки Г и Д, на общую сумму 435 397 628,74 руб. 23 июня 2021 года Ответчик в рамках выполнения государственного контракта, заключил с Истцом договор субподряда N 35/06-21-БУ (Договор N 2), на выполнение благоустройства территории на объекте ГБУЗ МО "Королевская городская больница" (блок Г и Д), расположенной по адресу: Московская область, г. Королев, ул. Циолковского, д. 24, (Работы) согласно, сметной документации (Приложение N 1 к Договору N 2).
Согласно п. 2.1 Договора N 2, его цена составила 10 823 977 (Десять миллионов восемьсот двадцать три тысячи девятьсот семьдесят семь) рублей 75 коп., в том числе, НДС 20%, на сумму 1 803 996 (Один миллион восемьсот три тысячи девятьсот девяносто шесть) рубль 21 коп.
Согласно п. 3.1. сроки выполнения работ по Договору составляли 30 (Тридцать) календарных дней и работы должны были быть завершены не позднее 25 июля 2021 года.
Согласно п. 3.3 Договора, датой фактического исполнения Получателем претензии обязательств по Договору считается дата, указанная в Акте приемки благоустройства и озеленения территории Объекта.
Согласно п. 2.5. Договора, были предусмотрены промежуточные расчеты и окончательный расчет, в течение 10 (десяти) рабочих дней, на основании выставленного Ответчиком, с учетом фактически выполненного объема работ и после подписания между Ответчиком и Истцом Актов о приемке выполненных работ и Справок о стоимости выполненных работ и затрат от Цены Договора.
Также согласно п. 2.5.2. Договора, со стороны Ответчика было определено право осуществление авансирования Работ.
Во исполнение условий Договора N 2 п. 2.52, Ответчик на основании выставленного Истцом счета N 4 от 01.07.2021 г., произвел оплату на расчетный счет Ответчика (Платежное поручение N 585 от 01.07.2021) на сумму 2 000 000 (два миллиона) рублей 00 копеек, в том числе НДС в размере 333 333 (Триста тридцать три тысячи триста тридцать три) рубля 00 копеек.
09.07.2021 г. Ответчик произвел оплату в виде аванса на расчетный счет Истца (Платежное поручение N 635 от 09.07.2021) на сумму 500 000 (пятьсот тысяч) рублей 00 копеек, в том числе, НДС в размере 83 333 (Восемьдесят три тысячи триста тридцать три) рубля 33 копейки.
14.07.2021 г. Ответчик произвел оплату в виде аванса на расчетный счет Истца (Платежное поручение N 664 от 14.07.2021) на сумму 300 000 (Триста тысяч) рублей 00 копеек, в том числе, НДС в размере 50 000 (Пятьдесят тысяч) рублей 00 копеек.
11.08.2021 г. Ответчик произвел оплату в виде аванса на расчетный счет Истца (Платежное поручение N 888 от 11.08.2021) на сумму 800 000 (Восемьсот тысяч) рублей 00 копеек, в том числе, НДС в размере 133 333 (Сто тридцать три тысячи триста тридцать три) рубля 33 копейки.
11.08 2021 г. Ответчик произвел оплату в виде аванса на расчетный счет Истца (Платежное поручение N 889 от 11.08.2021) на сумму 1 000 000 (Один миллион) рублей 00 копеек, в том числе, НДС в размере 166 666 (Сто шестьдесят шесть тысяч шестьсот шестьдесят шесть) рублей 67 копеек.
20.08.2021 г. Ответчик произвел оплату в виде аванса на расчетный счет Истца (Платежное поручение N 962 от 20.08.2021) на сумму 500 000 (Пятьсот тысяч) рублей 00 копеек, в том числе, НДС в размере 83 333 (Восемьдесят три тысячи триста тридцать три) рубля 33 копейки.
14.09.2021 г. Истец произвел оплату в виде аванса на расчетный счет Истца (Платежное поручение N 1096 от 14.09.2021) на сумму 3 000 000 (Три миллиона) рублей 00 копеек, в том числе, НДС в размере 500 000 (Пятьсот тысяч) рублей 00 копеек.
11.10.2021 г Ответчик за выполнение работ по Договору N 2, произвел платеж на расчетный счет Истца (Платежное поручение N 761 от 11.10.2021) на сумму 350 000 (Триста пятьдесят тысяч) рублей 00 копеек, в том числе, НДС в размере 58 333 (Пятьдесят восемь тысяч триста тридцать три) рубля 33 копейки.
Ответчик, по условиям Договора N 2, произвел платежей на общую сумму 8 450 000 (Восемь миллионов четыреста пятьдесят тысяч) рублей 00 копеек.
В соответствии с актом сверки от 22.10.2021, составленного между Ответчиком и Истцом, задолженность Истца в пользу Ответчика за невыполненные работы, составила 4 050 522 рубля 29 копеек.
В соответствие с требованиями ст. 702 ГК РФ, по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Согласно статье 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы.
По согласованию между Сторонами в Договоре были предусмотрены окончательные сроки завершения Работ, которые должны были быть завершены 25 июля 2021 года.
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
За нарушение условий Договора N 2, Ответчик направил письменную претензию в адрес Истца, по невыполненным условиям и обязательства Истца, согласно Договору N 2.
Начиная с 26.07.2021 г. и на момент направления претензии, а именно 20.01.2022 года, представлено в адрес Истца, подтверждающих факт выполнения Работ, Истцом на сумму 4 399 477 (Четыре миллиона триста девяносто девять тысяч четыреста семьдесят семь) рублей 71 копейка.
По состоянию на 20.01.2022 года, Истец, согласно условиям Договора и сметной документации, Работы не выполнил, нарушив существенные условия Договора, такие как сроки выполнения Работ.
Кроме того, со стороны Истца, не выполнены следующие виды работ:
1) Демонтаж: Разработка грунта произведена (не выполнено 200 кв.м.)
2) Асфальтовый проезд.
3) Устройство подстилающего слоя (не выполнено 300 кв.м.)
4) Укладка металлической сетки (не выполнено в полном объёме)
5) Бетонная подготовка (не выполнено в полном объёме)
6) Плитка
7) Не выполнена устройство подстилающего слоя (не выполнено 300 кв.м.)
8) Не выполнена укладка металлической сетки (не выполнено 250 кв.м.)
9) Не выполнена бетонная подготовка (не выполнено 300 кв.м.)
10) Покрытие из тротуарной плитки (не выполнено 350 кв.м.)
11) Газон
12) Не выполнена подготовка почвы.
13) Не выполнен посев газона.
14) Бордюрный камень.
15)Бортовой камень (не выполнено 260 п.м.)
16) Не установлены лотки водоотводные.
17)Не установлены дождеприёмники.
18) Отмостка.
19) Устройство бетонной подготовки (не выполнено 130 кв.м.)
20) Устройство подстилающих слоёв (не выполнено 130 кв.м.)
21) Покрытие из тротуарной плитки (не выполнено 150 кв.м.)
22) Повреждения при производстве работ.
23)Повреждение фасадных панелей в проезде под надземным проходом.
24)Сколы керамической плитки на фундаменте здания.
25)Повреждение приямка.
В соответствии с п. 2 ст. 328 ГК РФ в случае не предоставления обязанной стороной обусловленного договором исполнения обязательства, либо наличия обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что такое исполнение не будет произведено в установленный срок, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства, либо отказаться от исполнения этого обязательства и потребовать возмещения убытков.
Согласно п. 5.1.4. Договора, если во время выполнения Работ станет очевидным, что Работа не будет выполнена надлежащим образом, назначить Субподрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении Субподрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от исполнения Договора либо поручить исправление работ другому лицу за счет Субподрядчика, а также потребовать возмещения убытков в соответствии с ч. 3 ст. 715 ГК РФ.
Ответчик был вынужден заключить новый договор с ООО "КИТ", определяющий новые условия и сметный расчет, на проведение Работ, которые необходимо было выполнить Ответчику по Государственному контракту в пользу Заказчика, которые не были получены из-за отказа Истца доделывать, комиссионно выявленные нарушения при приемки выполненных Истцом работ.
В соответствии с вышеизложенным, у Истца образовалась задолженность в пользу Ответчика по невозврату неотработанного авансе, связанного с отсутствием результата работ и истечение согласованного срока на его передачу Ответчику.
Предоставление аванса не порождает у Истца права на эти денежные средства, так как основанием для их владения Истцом является будущее исполнение работ.
Отсутствие выполненных работ устраняет правовое основание у Истца для владения полученными от Ответчика денежных средств в виде авансов. При таких условиях, Истец каких-либо юридических оснований для удержания аванса на общую сумму 4 050 522 рубля 29 копеек, не имеет.
Согласно п. 9.7. Договора N 2, в случае просрочки исполнения Субподрядчиком обязательств (в том числе гарантийных обязательств), предусмотренных Договором, а также в иных случаях неисполнения и/или ненадлежащего исполнения Субподрядчиком обязательств, предусмотренных Договором N 2, Подрядчик вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней) и направляет Субподрядчику требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Согласно п. 9.8 Договора N 2, пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Субподрядчиком обязательства, предусмотренного Договором N 2, и устанавливается в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены Договора, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных Договором N 2 и фактически исполненных Субподрядчиком.
В нарушении п. 9.7 Договора N 2, у Истца, с 27.07.2021 года образовалась просрочка выполнения работ по Договору N 2.
Вследствие нарушения Истцом обязательств, Ответчик был лишен возможности получить свою прибыль.
При обнаружении недостатков в произведенной Работе, Истец по требованию Ответчика обязан был безвозмездно переделать ее и соответственно, произвести необходимые дополнительные работы, а также возместить Ответчику причиненные убытки (п. 5.2 Договора).
На основании вышеизложенных фактов, учитывая невыполнения обязательств со стороны Истца, ему было предложено перечислить на расчетный счет Ответчика денежные средства, образовавшиеся в виде основного долга, в размере 4 050 522 рубля 29 копеек.
Также Истцу было предложено выплатить неустойку по Договору N 2 в размере 1/300 от просроченной суммы за каждый календарный день просрочки цены Договора N 2, с 27.07.2021 по 20.01.2022, что составляло сумму неустойки 173 564 (Сто семьдесят три тысячи пятьсот шестьдесят четыре) рубля 88 копеек.
Кроме того, Истцу было предложено выплатить проценты за пользование чужими денежными средствами и за их удержание, и уклонение от их возврата, за период, с 27.07.2021 по 20.01.2022, в сумме 143 599 (Сто сорок три тысячи пятьсот девяносто девять) рублей 34 копейки.
Также, в ходе выполнения субподрядных работ, Истцом было повреждено чужое имущество, а именно вентилируемый, утепленный фасад из плит керамогранита, принадлежащий ГБУЗ "Королевская городская больница". Учитывая данный факт, Истцу надлежит выплатить сумму ущерба за поврежденное чужое имущество (вентилируемый, утепленный фасад из плит керамогранита), принадлежащее ГБУЗ "Королевская городская больница", с учетом оплаченных выполненных работ ООО "Барстт" по ремонту поврежденного фасада, на общую сумму 334 775 (Триста тридцать четыре тысячи семьсот семьдесят пять) рублей 00 копеек.
Образовавшуюся задолженность на 20.01.2022, на общую сумму 4 702 461 (Четыре миллиона семьсот две тысяч четыреста шестьдесят один) рубль 51 копейка, Ответчик потребовал перечислить в течение 5 рабочих дней, с момента получения претензии, согласно реквизитам Ответчика.
Ответ на претензию ООО "Барстт" от ООО "СК СТИМУЛ" не поступил и никакие предложения по реструктуризации или иным предложениям по условиям погашения задолженности, в адрес ООО "Барстт" не поступили.
Истец в своем исковом заявлении не дает разъяснения по какой причине он уклонился от подтвержденной со своей стороны задолженности перед Ответчиком, образовавшейся в результате выполнения договора подряда N 35/06-21-БУ от 23.06.2021 г.
Также Истцом предъявлены Ответчику требования за невыполненные Ответчиком обязательства по договору от 15.07.2021 г. N 43-07-21-ДР на выполнение демонтажных работ на 2-м этаже ГБУЗ МО "Королевская городская больница", филиал Юбилейный, ул. Пионерская, д. 8/10, на общую сумму 119 004 руб.
01.07.2021 Государственное казенное учреждение Московской области "Дирекция единого заказчика по ремонтным работам Министерства здравоохранения Московской области", именуемое в дальнейшем "Заказчик" и ООО "Барстт", заключили государственный контракт N 0148200005421000176, на выполнение работ по капитальному ремонту ГБУЗ МО "Королевская городская больница", филиал Юбилейный поликлиника смещенного приема (Контракт N 2), расположенной по адресу: г. Королев, мкр. Юбилейный, ул. Пионерская, д. 8/10.
15.07.2021, во исполнение обязательств по Государственному контракту N 0148200005419000176, Ответчик заключил с Истцом договор субподряда N 43/07-21- ДР (Договор N 3) на выполнение демонтажные работы в установленные настоящим Договором N 3 сроки (Работы), на 2-м этаже, в здании ГБУЗ МО "Королевская городская больница", филиал Юбилейный, поликлиника смешенного приема, расположенная по адресу: г. Королев, мкр. Юбилейный, ул. Пионерская, д. 8/10, (Объект) в соответствии со сметой, являющейся неотъемлемой частью Договора (Приложение N 1 к Договору) в сроки, установленные в Графике выполнения работ (Приложение N 2 к Договору), а Подрядчик обязуется принять выполненные Работы и оплатить их в порядке и на условиях, предусмотренных Договором.
Согласно п. 1.2. Договора, Работы по Договору выполняются в соответствии с действующими СНиП и ГОСТами.
Цена Договора по просьбе Истца постоянно изменялась и с первоначальным предложением со стороны Истца выполнить демонтажные работы на объекте в объеме, определяющую ее сметную стоимость в размере 623 040 руб., в итоге была согласована и составляла 119 004 (Сто девятнадцать тысяч четыре) рубля 00 копеек, НДС-20%, 19 834 (Девятнадцать тысяч восемьсот тридцать четыре) рубля 00 копеек (Цена Договора), в соответствие с Локальной сметой.
И даже по согласованной стоимости оказания услуг по демонтажным работам, Истец отказался их выполнять в одностороннем порядке, не приступая к ним.
Согласно подпункту 4.4.9. Договора N 3, Истец обязался осуществлять фотофиксацию выполняемых Работ, предусмотренных Договором и сметной документацией (Приложение N 1 к Договору), отражающую ход выполнения работ, а также все факты и обстоятельства, связанные с их выполнением.
Сами материалы фотофиксации должны были быть оформлены на бумажном и цифровом носителях в порядке, содержать дату и время проведения работ, а также позволять определить вид выполняемой работы.
Согласно п. 4.4.12. Договора N 3, Истец обязался предоставлять (выставлять) Ответчику счета для оплаты выполненных работ не позднее 3 (трех) рабочих дней после подписания Подрядчиком соответствующих документов об их приемке.
Для производства оплаты Работ, Истец обязан предоставить Ответчику первичные бухгалтерские документы (счета-фактуры, счета на оплату и проч.), с пакетом документов: форму N КС-2, форму N КС-3 в двух экземплярах (п. 4.4.13, Договора N 3).
Ни одного из вышеуказанных документов Истец в адрес Ответчика не предоставлял. Фактически после подписания Договора N 3 Истец один раз появился на Объекте и, не приступая к выполнению работ, отказался от их выполнения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Согласно статье 717 ГК РФ если иное не предусмотрено договором подряда, заказчик может в любое время до сдачи ему результата работы отказаться от исполнения договора, уплатив подрядчику часть установленной цены пропорционально части работы, выполненной до получения извещения об отказе заказчика от исполнения договора. Заказчик также обязан возместить подрядчику убытки, причиненные прекращением договора подряда, в пределах разницы между ценой, определенной за всю работу, и частью цены, выплаченной за выполненную работу.
Согласно представленным Истцом документам в суд формы КС-2, КС-3, подписанные в одностороннем порядке Истцом, по истечение годичной давности, с даты заключения Договора N 3, иных документов подтверждающих факт выполнения демонтажных работ на Объекте, Истец не предоставил,
Согласно п. 5.1 Договора N 3 определено, что Субподрядчик ведет общий журнал работ, специальные журналы работ, журнал учета выполненных работ, в которых отражается весь ход производства работ, а также все факты и обстоятельства, связанные с производством работ, имеющие значение для взаимоотношений Подрядчик и Субподрядчика.
Подрядчик проверяет и своей подписью подтверждает записи в общем журнале работ. Если Подрядчик не удовлетворен ходом и качеством работ или записями Субподрядчика, то он излагает свое мнение в общем журнале работа
Форма журнала учета выполненных работ должна соответствовать форме КС-6а, утвержденной постановлением Госкомстата от 11.11.1999 N 100 (Рекомендуемая эталонная форма. Каждая запись в журнале подписывается Субподрядчиком и представителем Подрядчика).
Каждая запись в журналах подписывается Субподрядчиком и представителем Подрядчика/уполномоченного представителя исполнителя по строительному контролю.
Субподрядчик одновременно с формой N КС-2, предоставляет Подрядчику должным образом заверенную копию журнала учета выполненных работ, заполненного на отчетную дату.
Данные документы Истцом, ни Ответчику, ни в суд также не представлены, что не позволяет признать факт выполнения демонтажных работ на объекте Ответчика.
Истцом предъявлены к Ответчику требования за якобы невыполненные Ответчиком обязательств по оплате выполненных работ Истцом по договору от 02.08.2021 г. N 37/07-21-ДР на выполнение работ по благоустройству территории на Объекте, МО, г. Чехов, ГБУЗ МО "Чеховская областная больница", расположенном по адресу: 142304, г. Чехов, МО, ул. Гагарина, 37, на общую сумму 8 210 122 руб. 20 коп.
Предъявляемые требования по существующей задолженности со стороны Истца, судом не признаются обоснованными по следующим основаниям.
У ООО "Барстт" возникли основания выполнять работы по Государственному контракту только 22 ноября 2021 года и не могли возникнуть 02 августа 2021 года, так как ООО "Барстт" не знало и не предполагало, что по результатам участия в открытом конкурсе в электронной форме, может получить возможность заключить Государственный контракт и выполнять подрядные работы по ремонту здания бывшего военного госпиталя в целях обеспечения надлежащего технического состояния Государственного казенного учреждения Московской области "Чеховская областная больница".
Извещение и конкурсная документация о проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение подрядных работ по ремонту здания бывшего военного госпиталя в целях обеспечения надлежащего технического состояния государственного казенного учреждения Московской области "Чеховская областная больница", были размещены 08.09.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru/, а также на сайте электронной площадки "РТС-тендер".
По итогам изучения представленной конкурсной документации к участию к конкурсу, было допущено 2 конкурсанта.
И только 11.11.2021, на основании результатов рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме и руководствуясь ст. 54.7 Закона N 4-ФЗ, конкурсной комиссией было принято решение о присвоении первого и второго порядковых номеров следующим заявкам, где первый номер был присвоен ООО "Барстт".
22.11.2021, ООО "Барстт" заключило Государственный контракт N 0148200005419000102 с Государственным казенным учреждением Московской области "Чеховская областная больница" на выполнение работ по ремонту здания бывшего военного госпиталя в целях обеспечения надлежащего технического состояния на общую сумму 37 993 740,00 руб.
Предъявляемые Истцом требования за не выполнение Ответчиком обязательств по договору N 37/07-21-ДР от 02.08.2021 г. на выполнение работ на благоустройство территории на Объекте, МО, г. Чехов, ГБУЗ МО "Чеховская областная больница", расположенном по адресу: 142304, г. Чехов, МО, ул. Гагарина, 37, на общую сумму 8 210 122 руб. 20 коп., в т.ч. НДС 20%, то согласно требованиям ст. 8 ГК РФ, гражданско- правовые отношения между Ответчиком и Истцом не возникли, так как договор, на который ссылается Истец, между Ответчиком и Истцом не заключался, что исключает порождение у Ответчика обязательств перед Истцом.
Учитывая факты невыполнения и наличие действующих задолженностей со стороны Истца по ранее заключенным договорам, Истцу не было предложено выполнять субподрядные работы на новом объекте капитального ремонта.
23.11.2021, во исполнение обязательств по Государственному контракту N 0148200005419000102, ООО "Барстт" (Подрядчик), заключило договор субподряда N 69/11-21-СМР с Обществом с ограниченной ответственностью "СД ГРУПП" (ООО "СД ГРУПП") в дальнейшем "Субподрядчик", в лице генерального директора Воротынцева Владимира Александровича, действующего на основании Устава, на выполнение следующих видов работ по ремонту здания бывшего военного госпиталя:
Согласно п. 1.1. Договора, Субподрядчик обязуется в установленные настоящим Договором сроки собственными силами выполнить следующие виды работ капитального ремонта:
1.1.1.Демонтажные работы;
1.1.2.Общестроительные работы;
1.1.3.Обустройство системы отопления;
1.1.4.Обустройство системы водоснабжения;
1.1.5.Обустройство система электроснабжения;
1.1.6.Пуско-наладочные работы (ПНР), сдача объекта в эксплуатацию и вывоз мусора.
Согласно п. 1.2. Договора, Субподрядчик обязуется выполнить работы на объекте Подрядчика (Работы), расположенном по адресу: 142304, Московская область, г. Чехов, м-н Ванюково, ул. Гагарина, 37А, в соответствии со сметной документацией (Приложение N 1 к Договору) в сроки, установленные п. п. 3.1. Договора, а Подрядчик обязуется принять выполненные Работы и оплатить их в порядке и на условиях, предусмотренных Договором.
Цена Договора составляет 16 094 784 рубля 96 коп., в том числе, НДС 20%, что составляет 2 682 464 рубля 16 коп. (Цена Договора) (п. 2.1. Договора).
Согласно п. 3.1. Договора, сроки выполнения работ определяются в соответствии с Графиком выполнения работ (Приложение N 5 к Договору).
Срок выполнения работ по Договору составляет 34 (Тридцать четыре) календарных дня, но должны быть завершены не позднее 26 декабря 2021 года.
Согласно п. 4.2. Договора, в течение 2 (Двух) рабочих дней с даты окончания выполнения работ по каждому этапу исполнения Договора, в соответствии с Графиком выполнения работ (Приложение N 5 к Договору), Субподрядчик представляет Подрядчику следующие документы, подписанные со своей Стороны:
- отчётную документацию, Акты скрытых работ (Приложение N 4 к Договору), при наличии скрытых работ, исполнительная схема, сертификаты соответствия и паспорта на применяемые материалы, материалы фотофиксации, выполненной в соответствии с п. 5.4.9. Договора, в 2 экземплярах;
- Акт о приемке выполненных работ по этапу исполнения Договора - документ, составляемый по форме N КС-2, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 11.11.1999 года N 100, на основании данных Журнала производства работ, подписываемый уполномоченными представителями сторон, имеющих право подписи. (Далее форма N КС-2), по этапу исполнения Договора, в двух экземплярах;
- Справка о стоимости выполненных работ и затрат - документ, составляемый по форме N КС-3, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 11.11.1999 года 100 (форма N КС- 3), в двух экземплярах;
- счет на оплату и счет-фактуру в двух экземплярах.
Субподрядчик в период с 23.11.2021 по 07.12.2021 выполнял Работы на Объекте. 07.12.2021 во исполнение п. 4.2. Договора, Субподрядчик предоставил в адрес Подрядчика Акт КС-2 N 1/2 на общую сумму 9 363 553,92 руб., в том числе, НДС-20% 1 560 592,32 руб.
07.12.2021 во исполнение п. 4.2. Договора, Субподрядчик предоставил в адрес Подрядчика Акт КС-2 N 1/4 на общую сумму 3 448 081,92 руб., в том числе, НДС-20% 574 680,32 руб.
07.12.2021 во исполнение п. 4.2. Договора, Субподрядчик предоставил в адрес Подрядчика Акт КС-2 N 1/5 на общую сумму 2 196 502,08 руб., в том числе, НДС-20% 366 083,68 руб.
07.12.2021 во исполнение п. 4.2. Договора, Субподрядчик предоставил в адрес Подрядчика Акт КС-2 N 1/3 на общую сумму 1 086 647,04 руб., в том числе, НДС-20% 181 107,81 руб.
07.12.2021 Субподрядчик предоставил Подрядчику Справку КС-3 N 1, подтверждающую стоимость выполненных работ на сумму 16 094 784,96 руб.
Также Субподрядчик предоставил Подрядчику Счет на оплату и счет-фактуру N 12017 на сумму 16 094 784,96 руб.
15.12.2021 Заказчик направил в адрес Подрядчику дополнительное соглашение, согласно которому он отказался от необходимости выполнения части работ, исключив их из сметы, определив окончательную цену контракта в сумме 29 703 220,80 руб., в том числе НДС-20%.
21.12.2021 Подрядчик во исполнение своих обязательств по Договору принял выполненные работы Субподрядчиком и согласно платежному поручению N 1719 произвел оплату работ на сумму 16 094 784 руб.
31.12.2021 Заказчик разместил информацию в ЕИС об исполнении обязательств Подрядчика по Государственному контракту в полном объеме, без замечаний.
Согласно полученным в соответствии с требованиями ст. 41 АПК РФ Ответчиком документам, предоставленными Истцом в суд, Ответчику стало известно, что в суд представлен договор под номером N 37/07-21-ДР от 02.08.2021 г., имеющий признаки недостоверности, связанной с фактом его не заключения, не подписания со стороны генерального директора ООО "Барстт" Лопатина Владимира Александровича, с внесением в текст договора изменений, отличных от примененного общего форматирования текста и использованного шрифта в договоре при его написании.
За основу формирования несуществующих обязательств у Ответчика, взят договор субподряда на выполнение благоустройства от 23.06.2021 N 35/06-21-БУ, находящийся в распоряжении Истца.
По косвенным признакам недостоверности следует отнести то, что в полностью сформированный документ в виде договора N 37/07-21-ДР от 02.08.2021 г., представленный Истцом в суд, внесены изменения в п. 2.1. договора от 23.06.2021 N 35/06-21-БУ, с встраиванием в текст договора цены договора в сумме 8 210 122,20 руб., в том числе НДС (20%) 1 368 353,70 руб, с исполнением цифрового формата шрифта в режиме "уплотнённый", отличным от используемого в самом предложении текста договора и в целом в самом договоре.
Кроме того, в п. 2.3, раздела 2 договора "Цена Договора. Порядок и сроки оплаты выполненных работ", имеется характерный пробел в самом общем тексте договора, образовавшийся вследствие того, что из сформированного в качестве доказательства возникновения обязательств у Ответчика перед Истцом по договору N 37/07-21-ДР от 02.08.2021 г., исключены абзацы "с 1.1.1. по 1.1.4", как указаны в договоре от 23.06.2021 N 35/06-21-БУ.
В силу пункта 2.1 договора, представленного Истцом в качестве факта подтверждающего возникновения обязательств у Ответчика перед Истцом, определено, что работы выполняются согласно сметной документацией (Приложение N 1 к Договору), которая к договору не приложена и в суд не предоставлена.
Согласно п. 14.2. договора указано, что "неотъемлемыми частями настоящего договора являются", "Сметная документация", которая публикуется отдельным файлом.
Согласно п. 4.2. договора, в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты окончания выполнения работ по каждому этапу исполнения Договора, Субподрядчик представляет Подрядчику следующие документы, подписанные со своей стороны:
- Отчетную документацию, сертификаты соответствия и паспорта на применяемые материалы, материалы фотофиксации, в 2 экземплярах;
- Акт о приемке выполненных работ по этапу исполнения Договора - документ, составляемый по форме N КС-2, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 11.11.1999 года N 100, на основании данных Журнала производства работ, подписываемый уполномоченными представителями сторон, имеющих право подписи, (форма N КС-2), по этапу исполнения Договора, в двух экземплярах;
- Справка о стоимости выполненных работ и затрат - документ, составляемый по форме N КС-3, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 11.11.1999 года N 100 (Далее форма N КС-3), в двух экземплярах;
- счет на оплату и счет-фактуру в двух экземплярах.
Кроме того, согласно п. 4.16, договора, в течение 5 (пяти) дней после окончания выполнения всех Работ, предусмотренных Договором, Субподрядчик предоставляет Подрядчику подписанные со своей стороны:
- комплект Исполнительной документации;
- форма N КС-2 по этапу исполнения Договора, в двух экземплярах;
- форма N КС-3 в двух экземплярах;
- Счет на оплату выполненных работ;
- Журнал учета выполненных работ N КС-6а;
- Акт приемки завершенных работ по благоустройству и озеленению территории на Объекте (Акт благоустройства), в двух экземплярах.
Согласно п. 4.17 договора, при получении вышеуказанных документов Подрядчиком проводится приемка выполненных Работ по Договору, либо принимается решение об отказе в их приемке;
Подрядчик со всеми членами Приемочной комиссии подписывает Акт благоустройства и направляет 1 (один) его экземпляр Субподрядчику, либо в случае выявления при приемке Работ недостатков (дефектов) и/или невыполненных Работ и принятии решения об отказе (полностью или частично) в их приемке направляет Субподрядчику в письменной форме мотивированный отказ от приемки Работ с указанием недостатков и установлением Субподрядчику срока для их устранения.
Согласно п. 4.18. договора, после подписания Акта благоустройства, Подрядчик подписывает представленную за последний этап работ по Договору форму N КС-2 и форму N КС-3 или отражает основания для отказа от их подписания (полностью или частично) в мотивированном отказе, оформляемом и направляемом Субподрядчику в порядке, предусмотренном в п. 4.17 Договора.
Согласно предъявленным документам Истцом в суд, кроме КС-2 и КС-3, иные документы представлены не были.
И учитывая факт на который ссылается Истец по работам, которые согласно оформленным документам Истец считает выполненными в сентябре 2021 года, то документы формы КС-2, КС-3, которые, прежде всего, даже не относятся к договору, на который указывает и ссылается Истец, по необъяснимым причинам были направлены Ответчику только в сентябре 2022 года.
Истец также не дает разъяснения в своем исковом заявлении, по какой причине он в октябре 2021, уклонился от подтвержденной настоящим исковым заявлением задолженности, образовавшейся в результате выполнения договора подряда N 35/06- 21-БУ от 23.06.2021 г.
С учетом изложенного, истец не доказал факт наличия на стороне ответчика задолженности.
Учитывая совокупность установленных по делу обстоятельств, суд апелляционной инстанции согласен с выводами суда первой инстанции о неправомерности заявленных исковых требований.
Доводов по существу заявленных исковых требований апелляционная жалоба ООО "СК СТИМУЛ" не содержит, документальных доказательств, опровергающих обоснованность оспариваемого судебного акта, заявителем в суд первой инстанции не представлено.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь ст. ст. 176, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 21.07.2023 г. (резолютивная часть от 26.06.2023 г.) по делу N А40-32861/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.Е. Кузнецова |
Судьи |
О.Н. Семикина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.