г. Саратов |
|
03 октября 2023 г. |
Дело N А12-3977/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена - 02.10.2023 года.
Полный текст постановления изготовлен - 03.10.2023 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Землянниковой В.В.,
судей Комнатной Ю.А., Пузиной Е.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Филипповой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области, Департамента жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Администрации Волгограда на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 20 июля 2023 года по делу N А12-3977/2023
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "УК Ривьера" (400009, г. Волгоград пр-т им. В.И. Ленина, д. 125, оф. 3, ОГРН: 1213400007952, ИНН: 3459082596)
заинтересованные лица: Администрация Советского района Волгограда (400011, г. Волгоград, Университетский пр-кт, 45, ОГРН: 1023404241332, ИНН: 3446500831),
Департамент жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса (400066, г. Волгоград 62-й Армии наб., д. 5, ОГРН: 1023403430082, ИНН: 3444069673), Инспекция государственного жилищного надзора Волгоградской области (400074, г. Волгоград, ул. Козловская, д. 39А, оф. 205, ОГРН: 1063460031580, ИНН: 3445079787)
о признании незаконным бездействия Департамента жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Администрации Волгограда, выразившегося в отказе в актуализации перечня организаций для управления многоквартирными домами, аннулировании сведений об управлении многоквартирными домами,
о признании незаконным решения Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области по внесению сведений о многоквартирных домах в реестр лицензий от 13.01.2023 и об обязании аннулировать сведения об управлении многоквартирными домами,
при участии в судебном заседании:
участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "УК Ривьера" (далее - заявитель, ООО "УК Ривьера") обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Департамента жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического хозяйства администрации Волгограда (далее - Департамент), выразившегося в не актуализации сведений перечня организаций для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, по заявлению ООО "УК Ривьера" от 22.12.2022; исключении заявителя из перечня организаций для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация на основании заявления от 22.12.2022; обязании Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (далее - Инспекция) аннулировать сведения об управлении многоквартирными домами по адресам: тер. Поселок 4-й участок, д. 16, д. 23, д. 20, ул. 2-я Штурманская, д. 4, д. 34, д. 30, ул. Морская, д. 76, тер. Поселок 40 домиков д. 4, ул. Саушинская, д. 2, ул. 2-я Караванная, д. 13, д. 15, ул. Удыгейская, д. 21, д. 25, тер. рабочий поселок Горьковский, ул. Деповская, д. 4, тер. рабочий поселок Горьковский, ул. им. Голубятникова, д. 2 в г. Волгограде ООО "УК Ривьера" в реестре лицензий с 14 января 2023 года; признании незаконным решения Инспекции по внесению сведений о многоквартирных домах в реестр лицензий ООО "УК "Ривьера" от 13.01.2023.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 20 июля 2023 года заявленные требования удовлетворены частично, суд признал незаконным бездействие Департамента, выразившееся в не актуализации сведений перечня организаций для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, по заявлению ОООО "УК "Ривьера" от 22.12.2022; признал незаконным решение Инспекции от 13.01.2023 по внесению сведений о многоквартирных домах в реестр лицензий ООО "УК "Ривьера" и обязал Инспекцию аннулировать сведения об управлении ООО "УК "Ривьера" многоквартирными домами в г. Волгограде тер. Поселок 4-й участок, д. 16, д. 23, д. 20, ул. 2-я Штурманская, д. 34, д. 4, д. 30, ул. Морская, д. 76, ул. Саушинская, д. 2, тер. Поселок 40 Домиков, д. 4, ул. 2-я Караванная, д. 13, д. 15, ул. Удыгейская, д. 25, д. 21, в течение 10 рабочих дней со дня вступления решения в законную силу. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Кроме того, с Департамента в пользу ООО "УК "Ривьера" взыскана госпошлина в размере 1500 рублей, с Инспекции в пользу ООО "УК "Ривьера" взыскана госпошлина в размере 1500 рублей.
Департамент не согласился с решением суда первой инстанции и обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части признании незаконным бездействия департамента, выразившегося в не актуализации сведений Перечня управляющих организаций для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, по заявлению ООО "УК "Ривьера" от 22.12.2022 и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований ООО "УК "Ривьера" отказать в полном объеме.
Инспекция также не согласилась с решением суда первой инстанции и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда о признании незаконными действий инспекции, выразившихся в принятии решения от 13.01.2023 по внесению сведений о многоквартирных домах в реестр лицензий ООО "УК "Ривьера" и об обязании инспекции аннулировать сведения об управлении ООО "УК "Ривьера" многоквартирными домами в г. Волгограде тер. Поселок 4-й участок, д. 16, д. 23, д. 20, ул. 2-я Штурманская, д. 34, д. 4, д. 30, ул. Морская, д. 76, ул. Саушинская, д. 2, тер. Поселок 40 Домиков, д. 4, ул. 2-я Караванная, д. 13, д. 15, ул. Удыгейская, д. 25, д. 21 и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований ООО "УК "Ривьера" отказать в полном объеме.
Из текста апелляционных жалоб следует, что решение суда первой инстанции не оспаривается в части отказа в удовлетворении заявленных требований.
Лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились. Надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 20.09.2023, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Законность и обоснованность судебного акта арбитражного суда первой инстанции проверяется апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Из правовой позиции, изложенной в пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", следует, что при применении части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации необходимо иметь в виду следующее: если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, суд апелляционной инстанции в судебном заседании выясняет мнение присутствующих в заседании лиц относительно того, имеются ли у них возражения по проверке только части судебного акта, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания.
Отсутствие в данном судебном заседании лиц, извещенных надлежащим образом о его проведении, не препятствует суду апелляционной инстанции в осуществлении проверки судебного акта в обжалуемой части.
При непредставлении лицами, участвующими в деле, указанных возражений до начала судебного разбирательства суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку в порядке апелляционного производства Инспекцией и Департаментом обжалуется только часть решения суда первой инстанции, возражений против этого не заявлено, на пересмотре судебного акта в полном объеме стороны не настаивают, суд апелляционной инстанции не вправе выйти за пределы апелляционной жалобы и проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции только в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела, 15 августа 2022 в адрес Департамента поступило заявление ООО "УК Ривьера" о включении в Перечень организаций для управления многоквартирным домом, в отношении которого не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация (далее - Перечень) (т. 1 л.д. 79).
Распоряжением Департамента от 16.08.2022 N 132-р ООО "УК Ривьера" включено в Перечень (т. 1 л.д. 17).
Распоряжением Департамента от 05.09.2022 N 142-р ООО "УК Ривьера" определена управляющей организацией в отношении 1 МКД в отношении которого собственниками помещений в МКД не выбран способ управления такими домами или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация (т. 1 л.д. 21).
20 сентября 2022 года в реестр лицензий Волгоградской области внесены сведения об управлении многоквартирным домом N 5 по ул. Линейная в г. Волгограде ООО "УК "Ривьера" (т. 1 л.д. 22).
21 сентября 2022 года в Департамент поступило заявление ООО "УК Ривьера" об исключении из Перечня (т. 1 л.д. 23).
Распоряжением Департамента от 23.09.2022 N 168-р ООО "УК Ривьера" исключено из Перечня (т. 1 л.д. 24).
Администрацией Советского района Волгограда был объявлен открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, расположенными на территории Советского района Волгограда N 22000128210000000007 от 14.11.2022.
14 декабря 2022 года ООО "УК Ривьера" подало заявку на участие в конкурсе с согласием на включение в Перечень (т. 1 л.д. 106-107).
16 декабря 2022 года конкурсной комиссией по проведению открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом N 11 по ул. им. Тимирязева Советского района Волгограда составлен протокол рассмотрения заявок, согласно которому ООО "УК "Ривьера" является единственным участником подавшим заявку на участие в конкурсе по лоту N 1 и соответствует требованиям, установленным пунктами 15, 52, 53 Правил проведения органами местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 (т. 1 л.д. 28).
22 декабря 2022 года в Департамент поступило заявление ООО "УК Ривьера" об исключении из перечня (т. 1 л.д. 103).
26 декабря 2022 года из администрации Советского района Волгограда в Департамент поступило сообщение по конкурсу в отношении МКД по ул. Тимирязева, 11 (т. 1 л.д. 104-105).
Распоряжением Департамента от 29.12.2022 N 227-р ООО "УК Ривьера" включено в Перечень (т. 1 л.д. 109-110).
Распоряжениями от 30.12.2022 N 228-р, N 229-р, N 230-р, N 231-р, N 232-р, N 233-р, N 234-р, N 235-р, N 236-р, N 237-р, N 238-р, N 239-р, N 240-р, N 241-р, N 242-р ООО "УК Ривьера" определена управляющей организацией в отношении 15 МКД в отношении которых собственниками помещений в МКД не выбран способ управления такими домами или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация (т.1 л.д. 37-51).
Распоряжением Департамента от 30.12.2022 N 243-р утвержден Перечень в новой редакции (т. 1 л.д. 120-127).
10 января 2023 года в Департамент поступило заявление ООО "УК Ривьера" об исключении из Перечня (т. 1 л.д. 131).
Распоряжением Департамента от 11.01.2023 N 2-р ООО "УК Ривьера" исключено из Перечня (т. 1 л.д. 132-133).
Письмом Департамента от 11.01.2023 исх. N ДЖКХ/06/2-486 в ответ на заявление ООО "УК "Ривьера" об исключении из Перечня от 22.12.2022 было отказано в исключении из Перечня в связи с тем, что на момент поступления указанного заявления управляющая организация ООО "УК "Ривьера" из Перечня была исключена (т. 1 л.д. 30-32).
09 января 2023 года в Инспекцию поступили распоряжения Департамента от 30.12.2022 об определении ООО "УК Ривьера" для управления МКД.
Решением инспекции с 14.01.2023 в реестр лицензий Волгоградской области внесены сведения об управлении ООО "УК Ривьера" МКД согласно перечню.
На основании приказа Инспекции N 28 от 27.02.2023 с 27 февраля 2023 года прекращено действие лицензии N 034-000555 от 20.12.2021 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД ООО "УК Ривьера" (т. 2 л.д. 16).
Считая, что Департамент в нарушение подпункта "д" пункта 7 Правил определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2018 N 1616 (далее - Правила N 1616) Департамент не актуализировал Перечень, путем не исключения из него ООО "УК "Ривьера", что нарушает права и свободы общества, принцип свободы заключения договора, общество обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования в части, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что на дату оформления заявления от 22.12.2022 общество было определено управляющей организацией для управления хотя бы одним многоквартирным домом. Поэтому в силу абзаца 3 пункта 8 Правил N 1616, правовых оснований для включения общества в Перечень организаций у Департамента на указанную дату не имелось.
Также суд первой инстанции пришел к выводу, что, поскольку приказом Департамента от 11.01.2023 ООО "УК "Ривьера" исключено из Перечня, то оснований для обязания указанного органа в судебном порядке исключить заявителя из Перечня не имеется.
Кроме того, поскольку на дату вынесения решения ООО "УК Ривьера" не являлось управляющей организацией МКД по адресам г. Волгоград, тер. Рабочий поселок Горьковский, ул. Деповская, 4, ул. Голубятникова, 2, суд первой инстанции пришел к выводам об отсутствии оснований для обязании Инспекции внести в реестр сведения по указанным домам в отношении заявителя.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб Инспекции и Департамента, арбитражный суд апелляционной инстанции находит, что апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В силу части 2 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
Согласно частям 2, 3, 9 статьи 161 ЖК РФ при выборе собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления домом управляющей организацией, ей передается весь комплекс полномочий по управлению домом.
На основании части 17 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном настоящим Кодексом, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в том числе по причине признания несостоявшимся открытого конкурса по отбору управляющей организации, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом, осуществляется управляющей организацией, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, определенной решением органа местного самоуправления в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации. Такая управляющая организация осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом до выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом или до заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в многоквартирном доме или по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, но не более одного года. Орган местного самоуправления в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения об определении управляющей организации, предусмотренного настоящей частью, письменно уведомляет всех собственников помещений в многоквартирном доме о принятии указанного решения, об условиях договора управления этим домом и об условиях прекращения договора управления с данной управляющей организацией. Договор управления многоквартирным домом между управляющей организацией и собственниками помещений в многоквартирном доме считается заключенным со дня принятия органом местного самоуправления решения об определении управляющей организации.
В силу части 4 статьи 161 ЖК РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации в случаях, указанных в части 13 настоящей статьи и части 5 статьи 200 Кодекса, а также в случае, если в течение шести месяцев до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
В силу пункта 5 Правил N 1616, в качестве управляющей организации решением об определении управляющей организации может быть определена управляющая организация, имеющая лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и включенная в перечень организаций для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация.
Перечень организаций формируется уполномоченным органом и размещается в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
В перечень организаций включаются управляющие организации, представившие в уполномоченный орган заявление о включении в перечень организаций, и (или) управляющие организации, признанные участниками открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, расположенным на территории соответствующего муниципального образования, в соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, предусмотренным Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2006 N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом", одним из условий участия в котором является согласие управляющей организации на включение в перечень организаций, представляемое в порядке, предусмотренном указанными Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом.
Управляющие организации включаются в перечень организаций в соответствии с датой подачи управляющими организациями заявлений о включении их в перечень организаций или датой составления протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе (в хронологическом порядке) (пункт 6 Правил N 1616).
Управляющая организация, определенная решением об определении управляющей организации для управления хотя бы одним многоквартирным домом, вправе подать заявление об исключении из перечня организаций, на основании которого она подлежит исключению из перечня организаций (абзац 3 пункта 8 Правил N 1616).
В силу подпункта "д" пункта 7 Правил N 1616, Перечень организаций подлежит актуализации уполномоченным органом в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня наступления перечисленных в пункте 7 Правил N 1616 событий, в частности, со дня поступления заявления управляющей организации об исключении ее из перечня организаций.
Постановлением Администрации Волгограда от 14.08.2019 N 932 конкретизирован порядок взаимодействия отраслевых и территориальных структурных подразделений Администрации Волгограда при определении управляющей организации для управления МКД, в отношении которого собственниками помещений не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном ЖК РФ, или выбранный способ управления таким домом не реализован, не определена управляющая компания.
В соответствии с пунктом 2.1 постановления Администрации Волгограда от 14.08.2019 N 932 администрации районов обязаны направлять не позднее одного рабочего дня со дня оформления протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, предусмотренного Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06 февраля 2006 г. N75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом", сведения об управляющих организациях, признанных участниками открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, расположенным на территории соответствующего района в департамент.
Судом первой инстанции правомерно установлено, что ООО "УК Ривьера" на основании собственного заявления от 15.08.2022 включено Департаментом приказом от 16.08.2022 в Перечень организаций.
Поскольку 05 сентября 2022 года заявитель получил в управление МКД, то он воспользовался своим правом и подал заявление от 21.09.2022 об исключении его из перечня.
23 сентября 2022 года Департамент исключил ООО "УК Ривьера" из перечня.
Впоследствии, 13 декабря 2022 года заявителем, с целью участия в конкурсе, организованном администрацией Советского района Волгограда, в заявке на участие дано согласие на включение в перечень.
16 декабря 2022 года конкурсной комиссией по проведению открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом N 11 по ул. им. Тимирязева Советского района Волгограда составлен протокол рассмотрения заявок, согласно которому ООО "УК "Ривьера" является единственным участником подавшим заявку на участие в конкурсе по лоту N 1 и соответствует требованиям, установленным пунктами 15, 52, 53 Правил проведения органами местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 (т. 1 л.д. 28).
Таким образом, ООО "УК "Ривьера подлежала включению в Перечень, поскольку участвовала в открытом конкурсе по отбору управляющей организации.
На основании пункта 6 Правил N 1616 управляющие организации включаются в перечень организаций в соответствии с датой подачи управляющими организациями заявлений о включении их в перечень организаций или датой составления протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе (в хронологическом порядке).
В дальнейшем, поскольку заявитель получил в управление МКД по результатам конкурса, 22.12.2022 он подал в Департамент заявление об исключении его из перечня. Однако, получив такое заявление, Департамент 30.12.2022 распоряжениями определяет заявителя управляющей организацией 15 МКД, включив перед этим, на основании несвоевременно полученной информации, ООО "УК Ривьера" 29.12.2022 в Перечень.
Во исполнение пункта 2.1 постановления Администрации Волгограда от 14.08.2019 N 932 администрация Советского района Волгограда должна была направить не позднее одного рабочего дня со дня оформления протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, предусмотренного Правилами N 75, сведения об управляющих организациях, признанных участниками открытого конкурса, расположенным на территории соответствующего района Волгограда, в департамент.
Поскольку протокол оформлен 16 декабря 2022 года, администрация Советского района Волгограда обязана была направить в Департамент информацию об участниках конкурса не позднее 19 декабря 2022 года, однако, информация направлена в адрес Департамента и получена им лишь 26 декабря 2022 года, в то время как ООО "УК "Ривьера" направило заявление об исключении из Перечня 22 декабря 2022 года, то есть через 3 рабочих дня с момента оформления протокола конкурса.
В силу подпункта "д" пункта 7 Правил N 1616, Перечень организаций подлежит актуализации уполномоченным органом в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня наступления перечисленных в пункте 7 Правил N 1616 событий, в частности, со дня поступления заявления управляющей организации об исключении ее из перечня организаций.
Однако, в связи с нарушением сроков направления протокола от 16 декабря 2022 года администрацией Советского района Волгограда, Департаментом нарушены сроки актуализации Перечня.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия считает обоснованными выводы суда первой инстанции о том, что на дату оформления заявления от 22.12.2022 об исключении из Перечня, Общество было определено управляющей организации для управления хотя бы одним многоквартирным домом, поэтому в силу абзаца 3 пункта 8 Правил N 1616, правовых оснований для включения общества в Перечень организаций у Департамента на указанную дату не имелось.
С учетом изложенного, Департамент при формировании и утверждении 29.12.2022 нового Перечня должен был учесть отказ Общества, изложенный в письме от 22.12.2022 и в последующем не выносить распоряжения от 30.12.2022 и не определять в качестве управляющей организации для управления 15 многоквартирными домами ООО "УК "Ривьера".
Из материалов дела следует, что включение Общества в перечень, утвержденный распоряжением от 29.12.2022 N 227-р, повлекло принятие решения Инспекции от 13.01.2023 по внесению сведений о многоквартирных домах в реестр лицензий ООО "УК "Ривьера".
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно признал незаконным бездействие Департамента, выразившееся в не актуализации сведений перечня организаций для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, по заявлению ОООО "УК "Ривьера" от 22.12.2022; признал незаконным решение Инспекции от 13.01.2023 по внесению сведений о многоквартирных домах в реестр лицензий ООО "УК "Ривьера" и обязал Инспекцию в течение 10 рабочих дней со дня вступления решения в законную силу аннулировать сведения об управлении ООО "УК "Ривьера" многоквартирными домами в г. Волгограде тер. Поселок 4-й участок, д. 16, д. 23, д. 20, ул. 2-я Штурманская, д. 34, д. 4, д. 30, ул. Морская, д. 76, ул. Саушинская, д. 2, тер. Поселок 40 Домиков, д. 4, ул. 2-я Караванная, д. 13, д. 15, ул. Удыгейская, д. 25, д. 21, в отношении которых ООО "УК "Ривьера" значилась управляющей организацией в реестре лицензий на момент рассмотрения дела.
Поскольку доводы апелляционных жалоб выражают несогласие с судебным актом, но не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит оставлению в обжалуемой части без изменения, апелляционные жалобы Департамента и Инспекции - без удовлетворения.
Постановление суда, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, и другим заинтересованным лицам посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 20 июля 2023 года по делу N А12-3977/2023 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.В. Землянникова |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-3977/2023
Истец: ООО "УК РИВЬЕРА"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА И ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДА
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ СОВЕТСКОГО РАЙОНА г. ВОЛГОГРАДА, АДМИНИСТРАЦИЯ СОВЕТСКОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДА, ИНСПЕКЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО НАДЗОРА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ