г. Пермь |
|
03 октября 2023 г. |
Дело N А71-4450/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 октября 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Григорьевой Н.П.,
судей Балдина Р.А., Муталлиевой И.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Субботиной Е.Е.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца, индивидуального предпринимателя Перевощикова Олега Геннадьевича,
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 04 июля 2023 года
по делу N А71-4450/2023
по иску индивидуального предпринимателя Перевощикова Олега Геннадьевича (ОГРНИП 304183911200241, ИНН 183000021909)
к обществу с ограниченной ответственностью "Спецавтохозяйство" (ОГРН 1121841000390, ИНН 1841023336)
о признании договора оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами незаключенным, признании требования об оплате незаконным,
УСТАНОВИЛ:
истец, индивидуальный предприниматель Перевощиков Олег Геннадьевич (далее - ИП Перевощиков О.Г.) обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Спецавтохозяйство" (далее - ответчик, ООО "САХ") о признании договора N ТКО2020-0007165 от 02.12.2020 незаключенным, признании требования по оплате 90300 руб. 80 коп. незаконным.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 04.07.2023 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе заявитель указывает, что не явился в судебное заседание 04.07.2023 по уважительным причинам. Суд не принял во внимание, что с 2018 года ответчик является пенсионером, предпринимательской и хозяйственной деятельностью, в результате которой образуются ТКО, не занимается, что подтверждается справками УФНС по УР, соответственно не является потребителем по смыслу Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ). Однако суд не рассмотрел предоставленные ответчиком доказательства. Также указано на то, что договор на оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами NТКО2020-0007165 от 02.12.2020 ответчик не получал и не подписывал, как и не получал счетов-фактур на оказание услуг, актов выполненных работ. Претензию, копию искового заявления, определение о принятии искового заявления и рассмотрении дела в порядке упрощённого производства не получал.
Ответчиком в материалы дела представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором он отклонил приведенные в жалобе доводы, просил решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
До судебного заседания от ответчика поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, при этом в порядке части 2 статьи 156 АПК РФ ответчик письменно уведомил суд о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, в связи с чем в соответствии со статьями 156 и 266 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
Протокольным определением от 28.09.2023 в приобщении к материалам дела документов, приложенных к апелляционной жалобе, отказано на основании ч. 2 ст. 268 АПК РФ, поскольку часть документов имеется в материалах дела, оснований для приобщения к материалам дела оставшейся части не имеется, с учетом того, что истцом не обоснована невозможность их представления в суд первой инстанции по независящим от него причинам.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, с 01.01.2019 ООО "САХ" является региональным оператором по обращению с ТКО и осуществляет транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО на территории Удмуртской Республики.
Между Региональным оператором и Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртии заключено соглашение от 28.04.2018 об обеспечении сбора, транспортировки, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО в Удмуртской Республике.
ООО "САХ" являясь региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), в период времени с 21.09.2021 по 17.05.2022 оказывало услуги по обращению с ТКО ИП Перевощикову О.Г., предъявляя последнему для оплаты УПД, которые последним не оплачены.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N 2020-0007165 от 02.12.2020 между сторонами в двухстороннем порядке не подписан.
Полагая, что договор на оказание услуг по обращению с ТКО N 2020-0007165 от 02.12.2020 не заключен, поскольку отсутствуют подписи и оттиски круглой печати предпринимателя, обратился в суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции руководствовался положениями Закона N 89-ФЗ, Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (далее - Правила N 1156), и установил, что договор между сторонами спора считается заключенным на условиях типового договора, утвержденного Постановлением Правительства от 12.11.2016 N 1156. Также суд установил, что в рамках дела NА71-7716/2022 исковые требования ООО "САХ" к ИП Перевощикову О.Г. о взыскании задолженности за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 21.09.2021 по 17.05.2022 в размере 90 300 руб. 80 коп. в сумме 3 612 руб., удовлетворены, в связи с чем суд пришел к выводу, что требования истца направлены на оспаривание результатов рассмотрения дела N А71-7716/2022.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для изменения судебного акта.
Довод жалобы о том, что договор на оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N ТКО2020-0007165 от 02.12.2020 не заключен, отклоняется на основании следующего.
Как установлено судом первой инстанции, 01.01.2019 согласно Федеральному закону от 24.06.1998 N 89-ФЗ был определен региональный оператор по обращению с ТКО.
ООО "САХ" наделено статусом регионального оператора по обращению с ТКО в Удмуртской Республике сроком на 10 лет.
Между региональным оператором и Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртии заключено соглашение от 28.04.2018 об обеспечении сбора, транспортировки, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО в Удмуртской Республике.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО относится к числу публичных договоров, существенные условия которого определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ, а также регулируются нормами для отдельных видов обязательств, содержащихся в главе 39 Гражданского кодекса Российской Федерации о возмездном оказании услуг.
В силу ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, по общему правилу, является обязательным.
На основании пункта 8(17) Правил N 1156 региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с ТКО всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.
Пунктом 8(4) Правил N 1156 установлено, что основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО, согласно пункту 8(14) Правил N 1156, является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
В соответствии с пунктом 8(10) Правил N 1156, в случае если в заявке потребителя имеются все необходимые сведения и документы, предусмотренные соответственно пунктами 8(6) и 8(7) настоящих Правил, региональный оператор в течение 15 рабочих дней со дня получения заявки потребителя направляет ему 2 экземпляра подписанного со своей стороны проекта договора на оказание услуг по обращению с ТКО любым способом, позволяющим подтвердить его получение потребителем.
Согласно пункту 8(11) Правил N 1156 потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с ТКО обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с ТКО региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.
Пунктом 8(15) Правил N 1156 предусмотрено, что в случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с ТКО не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8(14) Правил N1156, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) Правил N 1156.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Пунктом 8(18) Правил N 1156 предусмотрено, что до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО услуга по обращению с ТКО оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с Законом N 89-ФЗ и п. 25 Правил N 1156 к существенным условиям договора относятся планируемый объем и (или) масса транспортируемых твердых коммунальных отходов, состав таких отходов; периодичность и время вывоза твердых коммунальных отходов; места приема и передачи твердых коммунальных отходов, маршрут в соответствии со схемой обращения с отходами; предельно допустимое значение уплотнения твердых коммунальных отходов; способ коммерческого учета количества твердых коммунальных отходов; сроки и порядок оплаты услуг по договору.
На основании пунктов 1, 2 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с ТКО в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса ТКО определяются исходя из нормативов накопления ТКО.
Нормативы накопления ТКО утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
В силу пункта 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" (далее - Правила N 505) коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из: а) нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО; б) исходя из массы ТКО, определенной с использованием средств измерения.
Пунктом 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора" разъяснено, что договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора (пункт 3 статьи 154 и пункт 1 статьи 432 ГК РФ).
Соглашение сторон может быть достигнуто путем принятия (акцепта) одной стороной предложения заключить договор (оферты) другой стороны (пункт 2 статьи 432 ГК РФ), путем совместной разработки и согласования условий договора в переговорах, иным способом, например, договор считается заключенным и в том случае, когда из поведения сторон явствует их воля на заключение договора (пункт 2 статьи 158, пункт 3 статьи 432 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 8(11) Правил N 1156 потребитель либо подписывает договор на условиях регионального оператора, либо направляет мотивированный отказ от его подписания с приложением предложений о внесении изменений.
Иных юридических действий указанными Правилами для потребителя не установлено.
Из положений пунктов 8(12), 8(15), 8(17) Правил N 1156 следует, что в случае, если данный договор между потребителем и региональным оператором не подписан, то он считается заключенным на условиях типового договора, утвержденного Постановлением Правительства от 12.11.2016 N 1156.
Следовательно, предприниматель имел возможность либо подписать договор на условиях регионального оператора, либо направить мотивированный отказ, не согласившись с предложенными региональным оператором условиями договора, либо до подписания договора обратиться в суд за разрешением разногласий, что им сделано не было.
Учитывая вышеизложенное, правовых оснований для признания договора незаключенным у суда первой инстанции не имелось.
Доводы жалобы о том, что с 2018 года ответчик является пенсионером, предпринимательской и хозяйственной деятельностью, в результате которой образуются ТКО, не занимается, отклоняются, поскольку надлежащих доказательств тому не представлено.
Оказание региональным оператором услуг по обращению с ТКО всем без исключения потребителям, находящимся в зоне его деятельности, предполагается, что не исключает возможность представления потребителем доказательств неоказания или ненадлежащего оказания региональным оператором данных услуг (статья 65 АПК РФ).
К таким доказательствам можно отнести как акт о нарушении региональным оператором обязательств по договору, составленный в порядке, предусмотренном в договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, так и иные доказательства, из которых очевидно следует факт нарушения региональным оператором исполнения его обязательств.
Кроме того, суд первой инстанции правильно указал, что указанные истцом обстоятельства не могут являться основанием для признания договора на оказание услуг по обращению с ТКО незаключенным, так как обстоятельства последующего исполнения договорного обязательства не могут быть признаны юридически значимыми для разрешения вопроса о заключенности сделки.
Поскольку обстоятельства фактического исполнения региональным оператором договорных обязательств не входят в предмет доказывания по иску о признании договора на оказание услуг по обращению с ТКО незаключенным, вопрос о наличии либо отсутствии оснований для оплаты предпринимателем задолженности по универсальным передаточным документам, выставленным в его адрес обществом может быть разрешен сторонами в самостоятельном, в том числе судебном порядке.
Более того, как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в рамках дела N А71-7716/2022 ООО "САХ" обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с исковым заявлением к ИП Перевощикову О.Г. о взыскании 90 300 руб. 80 коп. за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходам за период с 21.09.2021 по 17.05.2022, а также 3 612 руб. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам, предусмотренным главой 29 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 18.07.2022, принятым путем подписания резолютивной части, исковые требования удовлетворены.
ИП Перевощиков О.Г., не согласившись с принятым решением, 22.11.2022 обратился в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой на указанное решение, заявив ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока.
Установив, что срок апелляционного обжалования решения Арбитражного суда Удмуртской Республики от 18.07.2022 истек 08.08.2022, при этом апелляционная жалоба подана за пределами установленного процессуального срока, доказательств наличия обстоятельств, объективно препятствующих заявителю своевременно реализовать право на обжалование не представлено, апелляционный суд, отказав в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного процессуального срока на обращение с апелляционной жалобой, определением от 02.12.2022 возвратил жалобу заявителю со ссылкой на п. 3 ч.1 ст. 264 АПК РФ.
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 31.01.2023 определение Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2022 по делу N А71-7716/2022 Арбитражного суда Удмуртской Республики оставлено без изменения.
Таким образом, решение по делу N А71-7716/2022 вступило в законную силу.
Согласно ч.1 ст. 16 АПК РФ судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Учитывая изложенное, апелляционная коллегия поддерживает вывод суда о том, что требования истца в рамках настоящего дела, являются следствием несогласия с судебным актом по делу N А71-7716/2022, которым установлена обязанность предпринимателя оплатить оказанные услуги по обращению с ТКО, и направлены на его пересмотр, что недопустимо.
Таким образом, в удовлетворении исковых требований отказано судом первой инстанции законно и обоснованно.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит.
Судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства имеющие значение для дела, указанные обстоятельства исследованы полно и всесторонне, нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основаниями к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ судебные расходы на уплату государственной пошлины, понесенные при подаче апелляционной жалобы, относятся на ее заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 04 июля 2023 года по делу N А71-4450/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Н.П.Григорьева |
Судьи |
Р.А.Балдин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-4450/2023
Истец: Перевощиков Олег Геннадьевич
Ответчик: ООО "Спецавтохозяйство"