г. Москва |
|
02 октября 2023 г. |
Дело N А40-92458/23 |
Судья Девятого арбитражного апелляционного суда Е.А. Птанская,
без вызова сторон
рассмотрев апелляционную жалобу Закрытого акционерного общества "Локотранс" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 27 июля 2023 года по делу N А40-92458/23, принятое судьей Селивестровым А.В.,
по иску Закрытого акционерного общества "Локотранс" (ОГРН: 1027600682010)
к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (ОГРН: 1037739877295)
о взыскании убытков
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Локотранс" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковыми требованиями к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ответчик) о взыскании убытков, в связи с повреждением колесных пар N N 1422-74660-2021, 1422-72452-2021, 1175-72444-2021, 1175-71246-2021 вагона N 29086105, колесных пар NN 1226-909-2017, 1226-1077-2017, 1175-101021-2016, 1175-8438-2017 вагона N 29060282 в размере 752 416 рублей 47 копеек.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 28.04.2023 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о чем стороны извещены надлежащим образом.
13.06.2023 истцом заявлено ходатайство об уменьшении размера исковых требований на 43 700 рублей (упущенная выгода) до суммы 708 716 рублей 47 копеек.
В силу ч. 1 ст. 49 АПК РФ истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.
Суд, рассмотрев ходатайство истца об уменьшении размера исковых требований в порядке ст. 49 АПК РФ, принимает его.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 27.07.2023 исковые требования удовлетворены частично по основаниям, изложенным ниже.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил отменить решение суда и вынести по делу новый судебный акт.
Заявитель указывает на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу (www.kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268б 272.1 АПК РФ, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 27.07.2023 на основании следующего.
Как установлено судом апелляционной инстанции, в обоснование своих требований вагонам N N 29086105, 29060282 собственности истца, проведен текущий отцепочный ремонт в обособленных структурных подразделениях ответчика, что подтверждается актами выполненных работ от 27.12.2022 N 8279193 и от 31.12.2022 NАВЯ312000395.
Вагон N 29086105 выпущен из ремонта 27.12.2022.
Для участия в комиссионном осмотре вагона N 29086105 вызван представитель ответчика, что подтверждается телеграммой N102 от 17.12.2022.
Вагон N 29086105 осмотрен представителем истца Зайкиным Е.А. на основании договора "7/020822 от 02.08.2022. По результатам осмотра составлен акт комиссионного вагона N 29086105 от 19.12.2022, согласно которому при осмотре вагона установлено: на колесной паре N 1175-72444-2021 обнаружен дефект: выщербина 80 * 1,5 мм, на одностороннем ползуне; на колесной паре N 1175-71246-2021 обнаружен дефект: выщербина 50 * 1,7 мм, на одностороннем ползуне; на колесной паре N 1422-74660-2021 обнаружен дефект: выщербина 55 * 1,5 мм, на одностороннем ползуне; на колесной паре N 1422-72452-2021 обнаружен дефект: выщербина 53 * 1,7 мм, на одностороннем ползуне.
Согласно акту, указанные неисправности относятся к термомеханическим повреждениям колес, к акту приложены фотоматериалы.
Вагон N 29060282 выпущен из ремонта 31.12.2022.
Для участия в комиссионном осмотре вагона N 29060282 вызван представитель ответчика, что подтверждается телеграммой N 160 от 28.12.2022.
Вагон N 29060282 осмотрен представителем истца Киреевым Д.А. на основании договора N 7/01102020 от 01.10.2020. По результатам осмотра составлен акт комиссионного вагона N 29060282 от 30.12.2022, согласно которому, при осмотре вагона установлено: на колесной паре N 1226-909-2017 обнаружены дефекты: выщербина 35 * 1,5 мм, образовавшаяся на одностороннем ползуне; на колесной паре N 1226-1077-2017 обнаружены дефекты: выщербина 60 * 2,5 мм, образовавшаяся на одностороннем ползуне; на колесной паре N 1175-101021-2016 обнаружены дефекты: выщербина 40 * 2 мм, образовавшаяся на одностороннем ползуне; на колесной паре N 1175-8438-2017 обнаружены дефекты: выщербина 45 * 1,5 мм, образовавшаяся на одностороннем ползуне.
Согласно акту указанные неисправности относятся к термомеханическим повреждениям колес, к акту приложены фотоматериалы.
07.12.2007 ОАО "РЖД" утвержден классификатор неисправностей вагонных колесных пар и их элементов 1.20.001-2007 (далее - классификатор неисправностей), согласно которому неисправности колесных пар распределены по классам по признаку, характеризующему главное свойство неисправности и причинно-следственные связи их появления.
В соответствии с классификатором неисправностей, по причинам возникновения выделяют три типа выщербин: выщербины по светлым пятнам, ползунам, наварам; выщербины по усталостным трещинам; выщербины по термическим трещинам на поверхности катания обода колеса.
Причиной возникновения выщербин типа 1 - по светлым пятнам, ползунам, наварам (код неисправности - 611), согласно классификатору неисправностей, является выкрашивание участков поверхности катания, образующихся в результате закалки металла при скольжении заклиненных колесных пар по рельсам.
Согласно разделам 5 и 6 классификатора, неисправность "ползун" отнесена к термомеханическим повреждениям колес. Ползуны могут быть на обоих колесах (при скольжении колесной пары, заклиненной тормозом вагона) или на одном колесе (в результате торможения вагона съемным башмаком на сортировочной горке).
Классификатор неисправностей устанавливает содержание понятия "ползун" - это локальный износ колеса, характеризующийся образованием плоской площадки на поверхности катания; основными причинами указанного повреждения являются скольжение колеса по рельсу, вызывающее местное истирание и деформацию металла колеса. Такое скольжение возможно вследствие неисправности тормозных приборов нарушения правил регулировки рычажной передачи, неправильное управление тормозами локомотива, роспуск вагонов на немеханизированных сортировочных горках со скоростями, превышающими допустимые.
Из того обстоятельства, что "выщербина по ползуну" образуется путем выкрашивания участков поверхности катания при скольжении заклиненных колесных пар по рельсам, следует, что по происхождении выщербины типа 1 являются повреждением, то есть неисправностями, вызванными нарушением установленных правил и условий эксплуатации вагона.
Определение ползунов и выщербин по светлым пятнам, ползунам и наварам, как повреждений, имеет свое обоснование не только в классификаторе неисправностей, но и в классификаторе ИТМ1-В Министерства путей сообщения, введенным в действие с 01.01.1979, который в силу Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" является действующим и не отмененным Минтрансом РФ, классификация ползунов, выщербин отнесена к повреждениям в результате скольжения (юза) колеса по рельсу.
Раскрывая понятия ползуна и выщербин по ползунам, данные классификаторы характеризуют их общие признаки и определяют причинно-следственную связь их появления, ставя в зависимость причины возникновения данных повреждений именно от действий перевозчика (неисправности тормозных приборов; нарушение правил регулировки рычажной передачи; неправильное управление тормозами локомотива; poспуск вагонов на немеханизированных сортировочных горках со скоростями, превышающими допустимые).
Таким образом, неисправности, а именно: односторонний ползун; выщербина по одностороннему ползуну, обнаруженные в ходе ремонта спорных вагонов, являются повреждениями, и их образование зависит от действий перевозчика.
Причины возникновения неисправностей определены вышеназванным классификатором.
В соответствии с пунктами 2 и 6 инструкции по эксплуатации тормозов подвижного состава железных дорог ЦТ-ЦВ-ЦЛ-ВНИИЖТ/277, утверждённой 16.05.1994 г. с дополнениями и изменениями, утверждёнными указаниями МПС России от 11.06.1997 N В-705у и от 19.02.1998 N В-181у техническое обслуживание тормозного оборудования локомотивов проверяют локомотивные бригады, слесари локомотивных депо, с последующей проверкой мастером (или бригадиром) и приемщиком локомотивных перевозчика.
Аналогичная ситуация при техническом обслуживании тормозного оборудования вагонов, которое осуществляют работники пунктов технического обслуживания (ПТО) эксплуатационных вагонных депо ответчика. Выполнение работ контролирует старший по смене или старший осмотрщик вагонов.
Истец как владелец железнодорожного подвижного состава, обеспечивает содержание подвижного состава в исправном техническом состоянии путем заключения с вагонными ремонтными предприятиями договоров на текущий отцепочный и плановый (деповской и капитальный) ремонт вагонов.
Перевозку вагонов и обслуживание при перевозке вагонов тормозного оборудования локомотивов и вагонов осуществляет перевозчик (ОАО "РЖД").
В силу ст. 20 Федерального закона от 10.01.2003 "18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ РФ) техническую пригодность подаваемых под погрузку вагонов, контейнеров определяет перевозчик.
Согласно п. 2.5.2 инструкции по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации (инструкция осмотрщику вагонов), утвержденной 22.05.2009 на 50-ом заседании совета по железнодорожному транспорту СНГ, все вагоны перед подачей под погрузку должны предъявляться работниками железнодорожной станции к техническому обслуживанию. Вагоны, требующие ремонта с отцепкой от состава, после разметки осмотрщиками и выдачи на них уведомления формы ВУ-23-М (ВУ-23) средствами станции подаются на специализированные пути, оснащенные необходимыми технологическими устройствами. Определение технического состояния и пригодности ходовых частей, колесных пар, буксового узла, рамы вагона, тормозного оборудования, автосцепного устройства грузовых вагонов производится работниками железнодорожной станции.
В силу п. 2.5.3 Инструкции запрещается подавать вагоны под погрузку без предъявления к техническому обслуживанию и записи в книге формы ВУ-14 о признании их технически исправными.
Перевозчик принял вагон N 29086105, что подтверждается накладной N ЭЯ393348, вагон N 29060282, что подтверждается накладной N ЭА113557.
Исходя из указанных обстоятельств усматривается, что в момент принятия к перевозке спорных вагонов ответчиком, вагоны были исправны.
Статьей 105 УЖТ РФ установлено, что при повреждении или утрате перевозчиком принадлежащих грузоотправителям, грузополучателям, другим юридическим или физическим лицам вагонов, контейнеров или их узлов и деталей перевозчик такие вагоны, контейнеры обязан отремонтировать либо возместить владельцу вагонов, контейнеров стоимость ремонта или фактическую стоимость поврежденных или утраченных вагонов, контейнеров или их узлов и деталей. Кроме того, перевозчик возмещает убытки, понесенные владельцами вагонов, контейнеров вследствие их повреждения или утраты.
Общая сумма предъявленных истцом к возмещению убытков, вызванных повреждением колесных пар N N 1422-74660-2021, 1422-72452-2021, 1175-72444-2021, 1175-71246-2021 вагона N 29086105, колесных пар N N 1226-909-2017, 1226-1077-2017, 1175-101021-2016, 1175-8438-2017 вагона N 29060282 составила 708 716 рублей 47 копеек, с учетом принятого судом уменьшения размера исковых требований в порядке ч. 1 ст. 49 АПК РФ.
Истцом ответчику направлены претензии N И23-00813 от 16.03.2023, N И2З-00819 от 17.03.2023 с требованием возмещения убытков, причиненных ответчику повреждением колесных пар спорных вагонов, оставленные последним без удовлетворения.
Учитывая тот факт, что причины возникновения неисправностей определены вышеназванным актами и указывают на вину ответчика, повреждение вагонов произошло из-за неправильной эксплуатации перевозчиком колёсных пар собственности истца.
Размер убытков, в связи с повреждением колесных пар N N 1422-74660-2021, 1422-72452-2021, 1175-72444-2021, 1175-71246-2021 вагона N 29086105, колесных пар N N 1226-909-2017, 1226-1077-2017, 1175-101021-2016, 1175-8438-2017 вагона N 29060282 содержится в расчете, произведенном истцом на основании следующего.
Стоимость ремонта вагона N 29086105, в связи с устранением повреждений, согласно акту выполненных работ от 27.12.2022 г. N 8279193 и расчетно-дефектной ведомости от 27.12.2022 составила 17 598 рублей 05 копеек. Факт понесенных истцом расходов, подтверждается платежными поручениями N 8402 от 20.12.2022 и N 453 от 20.01.2023.
Для устранения неисправностей колесным парам N N 1422-74660-2021, 1422-72452-2021, 1175-72444-2021, 1175-71246-2021 проведен ремонт ООО "НацТорПроект", стоимость которого согласно акту выполненных работ N 1619 от 26.12.2022 составила 15 840 рублей. Факт понесенных истцом расходов, подтверждается платежным поручением N 8604 от 28.12.2022.
Уменьшение толщины обода колесных пар N N 1422-74660-2021, 1422-72452-2021, 1175-72444-2021, 1175-71246-2021 в результате выполненных работ по обточке, что повлекло ухудшение их технических свойств и снижение рыночной стоимости. По мнению истца, потери в рыночной стоимости колесных пар NN1422-74660-2021, 1422-72452-2021, 1175-72444-2021, 1175-71246-2021 составляют убытки истца в размере 321 703 рублей 20 копеек.
Осмотр вагона N 29086105 произведён на основании договора N7/020822 от 02.08.2022 (отчет агента от 09.01.2023, платежные поручения от 16.01.2023 NN 324, 327). Стоимость услуг по осмотру вагона согласно п. 2.1 договора составила 2 000 рублей.
Расходы на уведомление перевозчика о расследовании причин отцепки и участии в комиссионном осмотре вагона N 29086105 путем направления телеграммы от 17.12.2022 N 102 составили 479 рублей 16 копеек. Факт несения истцом расходов подтверждается выпиской из детализации телеграмм по договору N 1-451113/Т за декабрь 2022 года.
Кроме того, вследствие повреждения вагона N 29086105 возникла необходимость в его транспортировке в депо ремонта и обратно. Из накладной N ЭЯ817962 следует, что стоимость тарифа по пересылке вагона из ремонта составила: 1 340 * 1,20 = 1 608 рублей; из накладной N ЭЯ976938 следует, что стоимость тарифа по пересылке вагона из ремонта составила: 1 340 * 1,20 = 1 608 рублей. Общий размер убытков, связанных с транспортировкой вагона в ремонт и из ремонта составила 3 216 рублей (1 608 рублей + 1 608 рублей).
Стоимость ремонта вагона N 29060282, в связи с устранением повреждений, согласно акту выполненных работ от 31.12.2022 N АВЯ312000395 и расчетно-дефектной ведомости от 31.12.2022 составила 32 878 рублей 66 копеек. Факт понесенных истцом расходов, подтверждается платежными поручениями N 94 от 10.01.2023.
Уменьшение толщины обода колесных пар N N 1226-909-2017, 1226-1077-2017, 1175-101021-2016, 1175-8438-2017 в результате выполненных работ по обточке, что повлекло ухудшение их технических свойств и снижение рыночной стоимости. По мнению истца, потери в рыночной стоимости колесных пар NN1226-909-2017, 1226-1077-2017, 1175-101021-2016, 1175-8438-2017 составляют убытки истца в размере 312 511 рублей 68 копеек.
Осмотр вагона N 29060282 произведён на основании договора N 7/01102020 от 01.10.2022 (отчет агента от 09.01.2023, платежные поручения от 10.01.2023 N N168, 169). Стоимость услуг по осмотру вагона согласно п. 2.1 договора составила 2 000 рублей.
Расходы на уведомление перевозчика о расследовании причин отцепки и участии в комиссионном осмотре вагона N 29060282 путем направления телеграммы от 28.12.2022 N 160 составили 489 рублей 72 копеек. Факт несения истцом расходов подтверждается выпиской из детализации телеграмм по договору N 1-451113/Т за декабрь 2022 года.
Довод ответчика о том, что уменьшение стоимости колеса в результате обточки не подлежит возмещению, суд находит состоятельным по следующим основаниям.
Уменьшение стоимости колес в результате обточки не является убытком истца. Уменьшение ценности колеса в процессе его эксплуатации и износа является нормальным следствием изнашиваемости любой детали вагона
Поскольку ответчик не причинял имуществу истца вред, у истца отсутствует право на возмещение убытков в виде уменьшения стоимости колес в результате их обточки.
Убытки в виде уменьшения стоимости колес в результате обточки не могут рассматриваться отдельно от основного требования, которым является взыскание расходов по ремонту колес вагонов. Учитывая эксплуатационный характер отремонтированных поломок, надлежащее исполнение ответчиком своих обязательств по ремонту, отсутствие вины ответчика в возникновении указанных поломок, указанные расходы не могут быть отнесены на ответчика.
Кроме того, истцом не доказана причинно-следственная связь между виновными действиями ответчика и убытками истца, если обточка колеса является необходимым способом устранения выявленных дефектов и далее колесные пары также используются истцом.
Уменьшение ценности колеса в процессе его эксплуатации и износа является нормальным следствием изнашиваемости любой детали вагона. Со временем колеса изнашиваются, стираются, обтачиваются и теряют первоначальную стоимость до периода перевода их в металлолом. Это не означает, что любая разница в стоимости может быть взыскана с ответчика как убытки собственника.
При этом, производное требование от реального ущерба поврежденных колёс по вагонам N N 29086105, 29060282 превышает более чем в 9 раз. В случае удовлетворения данных требований при условии, что в ходе эксплуатации происходит износ колёс, на стороне истца может возникнуть неосновательное обогащение, что в силу ст. 10 ГК РФ недопустимо.
С учетом непредставления истцом в материалы дела доказательств, подтверждающих заявленные требования о взыскании разницы в стоимости колес в качестве убытков, с учетом неопределенности периода её использования истцом, исковые требования в части уменьшения рыночной стоимости колесных пар N N 1422-74660-2021, 1422-72452-2021, 1175-72444-2021, 1175-71246-2021 в размере 321 703 руб. 20 коп. и колесных пар N N 1226-909-2017, 1226-1077-2017, 1175-101021-2016, 1175-8438-2017 в размере 312 511 рублей 68 копеек не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, исковые требования подлежат удовлетворению в размере 74 501 рублей 59 копеек, за вычетом убытков в связи с уменьшением рыночной стоимости спорных колесных пар.
Вышеуказанные подтвержденные материалами дела обстоятельства документально истцом не опровергнуты, таким образом, истец не обосновал наличие оснований для изменения либо отмены принятого по существу судебного акта.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Учитывая изложенное, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 АПК РФ, для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 27 июля 2023 года по делу N А40-92458/23 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.А. Птанская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-92458/2023
Истец: ЗАО "ЛОКОТРАНС"
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"