г. Чита |
|
3 октября 2023 г. |
Дело N А19-22533/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 октября 2023 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Будаевой Е.А., Ломако Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жевтневым Р.А.,
при участии в судебном заседании представителей общества с ограниченной ответственностью "РУСАЛ Тайшетский алюминиевый завод" Руденко С.Н. (доверенность от 08.04.2021), Джальчинова Д.Л. (доверенность от 21.10.2022) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Иркутской области Бутрия П.В. (доверенность от 09.01.2023), Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области Бутрия П.В. (доверенность от 04.04.2023),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РУСАЛ Тайшетский алюминиевый завод" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 19 июля 2023 года по делу N А19-22533/2022,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "РУСАЛ Тайшетский алюминиевый завод" (ОГРН 1063815015494, 665040, Иркутская область, Тайшетский район, тер. промплощадки Тайшетского алюминиевого завода, далее - заявитель, общество, налогоплательщик, ООО "РУСАЛ Тайшетский алюминиевый завод") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Иркутской области (ОГРН 1043801972433, 665253, Иркутская область, г. Тулун, ул. Гидролизная, 2А, далее - инспекция, ИФНС N 6) о признании недействительным решения от 16.03.2022 N 01/887 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы России по Иркутской области (ОГРН 1043801064460, 664007, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Декабрьских Событий, д. 47, далее - УФНС России по Иркутской области).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 19 июля 2023 года по делу N А19-22533/2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт по мотивам, изложенным в жалобе. Полагает, что выводы суда первой инстанции о соответствии закону оспариваемого решения инспекции основаны на неправильном применении норм материального права.
Инспекция непосредственно перед судебным заседанием представила отзыв на апелляционную жалобу, в приобщении к материалам дела которого отказано на основании статей 9 и 65 АПК РФ в связи с тем, что заявитель с данным отзывом не знаком.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 31.08.2023. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителей сторон, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, налоговым органом в отношении ООО "РУСАЛ Тайшетский алюминиевый завод" с 23.04.2021 по 23.07.2021 проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 2020 год (проверяемый период с 01.01.2020 по 31.12.2020), предоставленной 23.04.2021, по итогам которой составлен акт налоговой проверки от 06.08.2021 N 05/4990.
По результатам проверки 16.03.2022 принято решение N 01/887 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым обществу доначислен налог на имущество организаций в размере 1 229 681 рублей.
Общество, не согласившись с выводами налогового органа, изложенными в решении от 16.03.2022 N 01/887, вынесенного по результатам камеральной налоговой проверки, обратилось в Управление Федеральной налоговой службы по Иркутской области с жалобой.
Решением управления от 06.07.2022 N 26-13/012214@ апелляционная жалоба заявителя оставлена без удовлетворения.
Заявитель, полагая, что решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Иркутской области от 16.03.2022 N 01/887 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, не соответствует требованиям закона, а также нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратился в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 АПК РФ на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).
В силу пункта 1 статьи 25.8 НК РФ региональным инвестиционным проектом признается инвестиционный проект, целью которого является производство товаров и который удовлетворяет одновременно установленным требованиям.
На основании подпункта 1 пунктом 1 статьей 25.9 НК РФ налогоплательщиком - участником регионального инвестиционного проекта признается российская организация, которая получила в порядке, установленном главой 3.3 НК РФ, статус участника регионального инвестиционного проекта и которая непрерывно в течение указанных в пункте 2 - 5 статьи 284.3 НК РФ налоговых периодов применения налоговых ставок, установленных пунктом 1.5 статьи 284 НК, отвечает одновременно следующим требованиям:
- государственная регистрация юридического лица осуществлена на территории субъекта Российской Федерации, в котором реализуется региональный инвестиционный проект;
- организация не имеет в своем составе обособленных подразделений, расположенных за пределами территории субъекта (территорий субъектов) Российской Федерации, в котором (которых) реализуется региональный инвестиционный проект;
- организация не применяет специальных налоговых режимов, предусмотренных частью второй настоящего Кодекса;
- организация не является участником консолидированной группы налогоплательщиков;
- организация не является некоммерческой организацией, банком, страховой организацией (страховщиком), негосударственным пенсионным фондом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, клиринговой организацией;
- организация не является резидентом особой экономической зоны любого типа или территории опережающего социально-экономического развития;
- организация ранее не была участником регионального инвестиционного проекта и не является участником (правопреемником участника) иного реализуемого регионального инвестиционного проекта.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 25.9 НК РФ организация получает статус участника РИП со дня включения организации в реестр участников РИП в порядке, предусмотренном главой 3.3 НК РФ.
Официальный статус участника РИП организация получает только после включения в реестр участников РИП, соответственно, признание организации участником реализации такого проекта для целей налогообложения и распространение на нее льгот, предусмотренных налоговым законодательством, происходит только после включения организации в реестр участников РИП.
Согласно абзацу четвертому пункта 3 статьи 25.8 НК РФ при определении объема капитальных вложений не учитываются затраты, понесенные российскими организациями, указанными в подпункте 1 пункта 1 статьи 25.9 НК РФ, на создание (приобретение) зданий, сооружений, расположенных на земельных участках, на которых осуществляется реализация инвестиционного проекта, на дату включения организации в реестр участников РИП.
На основании пункта 3 статьи 12 НК РФ законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ.
Проведенной камеральной налоговой проверкой установлено занижение суммы налога, подлежащего уплате в бюджет. Общество в налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 2020 год применило пониженную ставку 50% от установленной налоговой ставки за весь налоговый период в отношении объектов основных средств, используемых в деятельности, осуществляемой при реализации региональных инвестиционных проектов в соответствии с подпунктом 5 пункта 4 статьи 2 Закона Иркутской области от 08.10.2007 N 75-оз "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон N 75-оз).
Налоговый орган, посчитав данные действия общества ошибочными, по итогам проверки доначислил налог на имущество организаций в размере 1 229 681 рублей.
Основанием к доначислению налога на имущество организаций послужило неправомерное применение ООО "РУСАЛ Тайшетский алюминиевый завод" налоговой льготы, установленной подпунктом 5 пункта 4 статьи 2 Закона N 75-оз для организаций-участников региональных инвестиционных проектов (далее - РИП), поскольку налогоплательщиком учтены инвестиции, произведенные до даты включения организации в реестр участников РИП.
Как следует из материалов дела, распоряжением Министерства экономического развития Иркутской области от 17.07.2020 N 62-96-мр ООО "РУСАЛ Тайшетский алюминиевый завод", реализующее инвестиционный проект "Строительство 1-го пускового комплекса Тайшетского алюминиевого завода в г. Тайшете Иркутской области", включено с 01.08.2020 в реестр участников региональных инвестиционных проектов (РИП).
ООО "РУСАЛ Тайшетский алюминиевый завод" в налоговый орган представлено письмо от 30.06.2021 N ТАЗ-184и, в котором сообщено, что в 2019 году обществом направлено инвестиций в создание объектов основных средств, используемых в деятельности, осуществляемой при реализации регионального инвестиционного проекта в размере 8103 млн. руб., доля ввода объектов основных средств в 2019 году по отношению к общей остаточной стоимости на конец года составила 78%, в связи с чем, по мнению налогоплательщика, им соблюдены условия для уплаты налога на имущество организаций в размере 50% от установленной налоговой ставки.
Следовательно, обществом применена пониженная ставка при исчислении налога за 2020 год в отношении инвестиций, направленных на создание объектов основных средств за предыдущий период, то есть за 2019 год - до даты включения организации в реестр участников РИП.
Однако, для расчета условий применения льготы по налогу на имущество организаций учтены инвестиции, относящиеся к 2019 году, при том, что общество не включено в реестр участников РИП, налог на имущество организаций за 2020 год должен исчисляться по полной налоговой ставке, а именно 2,2%.
Суд первой инстанции, признавая оспариваемое решение налогового органа соответствующим закону, руководствовался положениями подпункта 1 пункта 1, подпункта 1 пункта 3 статьи 25.9, статьи 372 НК РФ, частей 4, 8 статьи 2 Закона N 75 и исходил из того, что уплата налога с учетом налоговой льготы устанавливается в отношении организаций - участников РИП, с момента включения в реестр участников РИП которых прошло не более десяти лет, в отношении реализации региональных инвестиционных проектов; налоговые льготы, предусмотренные частью 4 статьи 2 Закона N 75-оз, применяются не ранее налогового периода, в котором участник РИП включен в реестр участников региональных инвестиционных проектов; отчетным периодом для целей применения статьи 4 Закона N 75-оз признается налоговый период, предшествующий текущему налоговому периоду; Закон N 75-оз предусматривает уплату налога в размере 50% от установленной налоговой ставки в течение налогового периода, следующего за налоговым периодом, в котором объем инвестиций превысил установленные минимальные объемы и ввод основных средств превысил 25% от общей остаточной стоимости основных средств на конец отчетного периода (на конец налогового периода, предшествующего текущему налоговому периоду).
При правильном применении приведенных норм материального права суд первой инстанции правомерно сделал вывод о том, что при определении налоговой базы и использовании пониженной налоговой ставки за 2020 год учитываются налоговый период, в котором объем инвестиций превысил установленные минимальные объемы, то есть налоговый период 2019 года, тогда как в рассматриваемом случае общество в 2019 году не являлось участником РИП, следовательно, не вправе применять пониженную ставку по налогу на имущество организаций за 2020 год.
С учетом взаимосвязанных положений НК РФ и Закона N 75-оз налоговые льготы применяются к участникам РИП после признания их таковыми в порядке, установленном главой 3.3 НК РФ, то есть с момента включения в реестр участников региональных инвестиционных проектов за исключением случаев, установленных подпунктом 2 пункта 1 статьи 25.9 НК РФ.
ООО "РУСАЛ", как хозяйствующий субъект, самостоятельно выбрал дату обращения в уполномоченный орган для включения его в реестр участников РИП и последствия такого выбора не могут быть возложены заявителем на налоговый орган или бюджет субъекта Иркутской области.
Поскольку статьей 372 НК РФ закреплено, что законодательные органы субъектов Российской Федерации устанавливают налоговые ставки и особенности определения налоговой базы в соответствии с главой 30 НК РФ, постольку нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации должны рассматриваться в совокупности с положениями НК РФ, регулирующими одни и те же правоотношения в сфере налогообложения и не должны противоречить друг другу.
Несмотря на то, что Закон N 75-оз не содержит отсылки к статье 25.8 НК РФ, положения закона субъекта РФ не могут трактоваться без учета норм НК РФ.
В рассматриваемом случае, федеральный закон и закон субъекта определяют момент начала учета инвестиционных вложений моментом включения организации в РИП.
Таким образом, с учетом того, что льгота, предусмотренная Законом N 75-оз распространяется на участников РИП, особенности налогообложения при реализации которых установлены главой 3.3 НК РФ, налоговый орган, в оспариваемом решении обоснованно сослался не только на Закон N 75-оз, но и на положения НК РФ.
Выводы суда первой инстанции соответствуют правовому подходу, изложенному арбитражными судами по делу N А78-14744/2019.
При указанном правовом регулировании суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Иркутской области от 16.03.2022 N 01/887 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о неправильном толковании приведенных норм материального права.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет" по адресу www.kad.arbitr.ru.
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 19 июля 2023 года по делу N А19-22533/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Е.А. Будаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-22533/2022
Истец: ООО РУСАЛ Тайшетский алюминиевый завод "
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 6 по Иркутской области