03 октября 2023 г. |
дело N А84-35/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.09.2023.
Постановление в полном объеме изготовлено 03.10.2023.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Баукиной Е.А., судей: Зарубина А.В., Мунтян О.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шишкой Я.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Севастопольэнерго" и общества с ограниченной ответственностью "Электромонтажное предприятие "Гефест" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 12.04.2023,
принятое по иску департамента городского хозяйства города Севастополя (ОГРН 1149204009932, ИНН 9204005268, 299011, город Севастополь, ул. Ленина, д. 2)
к обществу с ограниченной ответственностью "Севастопольэнерго" (ОГРН 1179204000964, ИНН 9201519473, 299040, город Севастополь, ул. Хрусталева улица, дом 44)
и к обществу с ограниченной ответственностью "Электромонтажное предприятие "Гефест" (ОГРН 1149204031481, ИНН 9203004367, 299004, город Севастополь, Хрулева улица, дом 12, квартира 21)
о понуждении к выполнению определённых действий,
с привлечением третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания" (ОГРН 1189204000534, ИНН 9204568302, 299055, город Севастополь, генерала Хрюкина улица, дом 10),
в присутствии:
от департамента городского хозяйства города Севастополя - представителя Павлова Евгения Юрьевича по доверенности от 29.11.2022 N 67,
от общества с ограниченной ответственностью "Севастопольэнерго" - представителя Шемонаева Льва Юрьевича по доверенности от 26.12.2022 N Д-126/2-22,
от общества с ограниченной ответственностью "Электромонтажное предприятие "Гефест" - представителя Волкова Павла Евгеньевича по доверенности от 07.07.2022,
в отсутствие представителя общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания", надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
департамент городского хозяйства города Севастополя (далее - Департамент) обратился в Ленинский районный суд города Севастополя к обществу с ограниченной ответственностью "Севастопольэнерго" (далее - ООО "Севастопольэнерго") и обществу с ограниченной ответственностью "Электромонтажное предприятие "Гефест" (далее - ООО "ЭП "Гефест") с иском об обязании солидарно восстановить нарушенное благоустройство: асфальтовое покрытие в районе подъезда N 1 дома N 149 и подъезда N 6 дома N 147 по пр. Генерала Острякова г. Севастополя в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Ленинский районный суд города Севастополя определением 15.07.2022 принял исковое заявление к производству и возбудил гражданское дело.
Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 16.09.2022 исковое требование Департамента удовлетворено.
Апелляционным определением Севастопольского городского суда от 15.12.2022 решение Ленинского районного суда города Севастополя отменено, дело направлено по подсудности в Арбитражный суд города Севастополя для рассмотрения по существу.
Определением Арбитражного суда города Севастополя от 12.01.2023 исковое заявление принято к производству.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 12.04.2023 иск Департамента удовлетворён. На ООО "Севастопольэнерго" и ООО "ЭП "Гефест" возложена солидарная обязанность восстановить нарушенное в результате проведения земляных работ благоустройство, а именно: произвести восстановление покрытия проезжей части большими картами (по ширине от борта до борта проезжей части, по длине - по всей протяженности участка разрытия плюс пять метров в обе стороны от кромки разрытия) на протяжении около 50 м. от ТП-1127 вдоль дома N 147 и проезжей части между домам N 147 и N 149 по пр. им Генерала Острякова в городе Севастополе, в течение 1 (один) месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Не согласившись с решением суда от 12.04.2023, ООО "Севастопольэнерго" обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. Апелляционная жалоба ООО "Севастопольэнерго" мотивирована тем, что решение суда первой инстанции принято с нарушением норм материального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела: судом не была дана оценка тому факту, что ООО "Севастопольэнерго" исполнило свои обязательства своевременно и в полном объеме, перечислив денежные средства по договору подряда ООО "ЭП "Гефест" в размере, указанном в локальном сметном расчете и необходимом для восстановления благоустройства согласно Договору. Решение суда ухудшает положение ООО "Севастопольэнерго" является карательным для ООО "Севастопольэнерго", так как предприятие вынуждено будет нести финансовую нагрузку второй раз. Департаментом на основании заявления ООО "ЭП "Гефест" выдан ордер от 29.10.2020 N 1161 на проведение земляных работ. Согласно пункту 27.6 Правил благоустройства на территории г. Севастополя, утвержденных Постановлением Правительства от 03.11.2017 N 844-ПП (далее - Правила благоустройства), все разрушения и повреждения дорожных покрытий, произведенные строительными и ремонтными организациями при производстве работ по прокладке подземных коммуникаций или других видов строительных, ремонтных, аварийных работ, ликвидируются в полном объеме указанными выше организациями, получившими разрешение на производство работ в сроки, установленные постановлением Правительства Севастополя от 06.02.2018 N 64-ПП "Об утверждения Порядка проведения земляных работ, не требующих получения разрешения на строительство, на территории города Севастополя". Таким образом, ООО "Севастопольэнерго" не подпадает в рассматриваемом случае в качестве лица, обязанного исполнять данную норму.
ООО "ЭП "Гефест" также обратилось с апелляционной жалобой на решение от 12.04.2023, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам: ООО "ЭП "Гефест" никогда не выполняло земляные работы от ТП-1127 вдоль дома N 147 и проезжей части между домами N 147 и N 149 по пр. им. Генерала Острякова.
ООО "Управляющая Компания" предоставило не верную информацию и указывает на ООО "ЭП "Гефест" лишь потому, что ООО "ЭП "Гефест" был выдан ордер на производство земляных работ. Но еще до начала земляных работ ООО "ЭП "Гефест" кто то уже выполнял земляные работы и не произвёл должное благоустройство повреждённого ими асфальтового покрытия. ООО "Управляющая Компания" умолчала о том, что дорожного асфальтового покрытия между домами N 147 и N 149 по пр. им. Генерала Острякова не было, и после вскрытия каналов теплосети, крышка канала торчала из-под дорожного покрытия и через неё затапливало подвал дома N 149. Дорога вдоль домов N 147 и N 149 по пр. им. Генерала Острякова является придомовой территорией, за которую непосредственно несёт ответственность сама ООО "Управляющая Компания". Ни Департамент, ни ООО "Управляющая Компания" не предоставили факты, подтверждающие наличие качественного дорожного асфальтового покрытия вдоль дома N 149 и между домами N 147 и N 149 по пр. им Генерала Острякова до начала работ ООО "ЭП "Гефест". ООО "Севастопольэнерго" является заказчиком исполнения работ, а ООО "ЭП "Гефест" является подрядчиком по договору подряда от 26.08.2022 N 481-92/19, согласно которому объёмы работ и стоимость асфальтирования работ составляет 89000,00 руб. В большем объеме ООО "ЭП "Гефест", как подрядчик, не обязан выполнять работы по благоустройству. Не предусмотренные договором и проектно-сметной документацией работы являются дополнительными и оплачиваются отдельно с заключением дополнительно договора.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2023 и от 11.07.2023 апелляционные жалобы приняты к производству.
В отзыве на апелляционные жалобы Департамент возразил против их удовлетворения, указал, что 29.10.2020 Департаментом в порядке, установленном постановлением Правительства Севастополя от 06.02.2018 N 64-ПП, на основании заявления ООО "ЭП "Гефест" выдан ордер N 1161 на проведение земляных работ по прокладке кабельной линии электропередач к индивидуальным жилым домам по ул. 1-я Сарандинаки, 4 в городе Севастополе со сроком до 05.01.2021. Департаментом ООО "ЭП "Гефест" 30.03.2021 выдано предписание N 1269 об устранении нарушения пункта 27.6 Правил благоустройства, которым общество было обязано в семидневный срок восстановить нарушенное в результате проведения земляных работ по ул. 1-я Сарандинаки, 4 асфальтовое покрытие. За неисполнение предписания решением Мирового судьи судебного участка N 19 Нахимовского судебного района города Севастополя от 12.07.2021 общество привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ в виде штрафа 10000 рублей. 01.04.2022 ООО "Севастопольэнерго", как заказчику работ, и ООО "ЭП "Гефест", как их исполнителю, Департаментом направлено письмо, в котором еще раз разъяснялись требования нормативных правовых актов города Севастополя об обязанности заказчика и исполнителя работ восстановить нарушенные элементы благоустройства. В этом письме в досудебном порядке Департамент предлагал в срок до 30.04.2022 устранить выявленные нарушения. Департаменту поступил акт от 05.07.2022, составленный ООО "Управляющая компания" о том, что в районе торца дома N 149 и подъезда N 6 дома N 147 по пр. им. Генерала Острякова в городе Севастополе установлено нарушение асфальтового покрытия в результате земельных работ по прокладке электрокабельных сетей. Согласно рабочей документации по проекту прокладки сетей электроснабжения, предоставленной ООО "ЭП "Гефест", работы в районе торца дома N 149 и подъезда N 6 дома N 147 по пр. Генерала Острякова в городе Севастополе производились обществом. Кроме того, факт нарушения благоустройства и его невосстановления подтверждается перепиской Департамента с ООО "ЭП "Гефест", в которой последнее не соглашается лишь с объемами необходимого восстановления. В связи с неисполнением предписания Департамента, ордер на проведение земляных работ - аннулирован 21.12.2022. Учитывая, что ни заказчиком работ, ни их исполнителем разрушенное асфальтовое покрытие не восстановлено, Департамента обратился в суд с настоящим исковым заявлением.
ООО "Управляющая компания", извещенное о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации о судебном заседании на сайте http://kad.arbitr.ru/, в судебное заседание 28.09.2023 представителя не направило.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционные жалобы рассматриваются в отсутствие представителя ООО "Управляющая компания".
В судебном заседании представители ООО "ЭП "Гефест" и ООО "Севастопольэнерго" просили отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска, Представитель Департамента возражал против удовлетворения апелляционных жалоб по доводам, изложенным в отзыве на нее.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии с положениями главы 34 АПК РФ.
В судебном заседании 21.09.2023 арбитражный суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьей 159, частью 2 статьи 268 АПК РФ, протокольным определением отказал в удовлетворении ходатайства ООО "ЭП "Гефест" о приобщении к материалам дела CD-диска и фотографий состояния асфальтового покрытия на дату 05.09.2023 на 8-и листах, поскольку апеллянт не обосновал невозможность приобщения CD-диска к материалам дела по объективным, не зависящим от него причинам в суде первой инстанции; фотографии состояния асфальтового покрытия на момент обращения Департамента с иском и в период рассмотрения дела судом первой инстанции в материалах дела имеются.
В судебном заседании после окончания перерыва 28.09.2023 суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьей 159, частью 2 статьи 268 АПК РФ, протокольным определением отказал в удовлетворении ходатайств ООО "ЭП "Гефест" 1) о привлечении к участию в деле третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО "Управляющая компания" и 2) об истребовании у ООО "Управляющая компания" письменных пояснений по делу, поскольку ООО "Управляющая компания" судом первой инстанции было привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, все письменные пояснения по обстоятельствам спора ООО "Управляющая компания" представило; ООО "ЭП "Гефест" не обращалось к суду первой инстанции с ходатайством об истребовании у ООО "Управляющая компания" дополнительных письменных пояснений и не обосновало объективно невозможности обращения с таким ходатайством при рассмотрении дела судом первой инстанции.
При рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
Между ООО Севастопольэнерго" (заказчик) и ООО "ЭП "Гефест" (подрядчик) заключен договор подряда от 26.08.2019 N 481-92/19 на выполнение строительных работ по объекту "Строительство ЛЭП-0,4 кВт от ТП-1127 руб. 19 до опоры подключения строящегося жилого дома на земельном участке по ул. 1 -я Сарандинаки г. Севастополя" (т. 1, л.д. 41).
Согласно схеме прокладки линии электропередач трасса ЛЭП пересекает пр. им Генерала Острякова в районе домов N N 147, 149 (т.1, л.д. 161, 162).
В соответствии с условиями договора подрядчик обязуется выполнить работы в соответствии с государственными строительными нормами, правилами техники безопасности, правилами пожарной безопасности и других нормативных документов (п. 5.1.1 Договора).
Департамент выдал ООО "ЭП "Гефест" ордер от 29.10.2020 N 1161 на проведение земляных работ по прокладке кабельной линии электропередач к индивидуальным жилым домам по ул. 1-я Сарандинаки, 4 в г. Севастополе со сроком до 05.01.2021 (т. 1, л.д. 14). Из содержания ордера следует, что заказчик и исполнитель работ обязались проводить земляные работы в соответствии с Порядком проведения земляных работ, с соблюдением требований действующих строительных норм и правил, соблюдать Правила благоустройства, восстановление благоустройства проводится в сроки действия ордера.
ООО "ЭП "Гефест" обратилось в Департамент с письмом от 25.11.2020 N 96/11 о продлении срока действия ордера, ссылаясь на наличие ряда объективных причин и необходимость восстановления покрытия с учетом "просадки" грунта (т. 1, л.д. 16).
Департамент выдал ООО "ЭП "Гефест" предписание от 15.12.2020 N 9318 об устранении выявленных нарушений в сфере благоустройства: в течение одного дня организовать ограждение места земляных работ (т. 1, л.д. 172).
Департаментом 21.12.2020 аннулирован, выданный ООО "ЭП "Гефест" ордер на проведение земляных работ, в связи с неисполнением предписания Департамента, в части организации ограждения места работ. ООО "ЭП "Гефест", ООО "Севастопольэнерго" разъяснены положения пункта 14.4 Порядка, в соответствии с которым заказчик работ обязан восстановить нарушенное благоустройство в течение 3 рабочих дней (т.1, л.д. 53-54).
ООО "Гефест" 22.12.2020 обратилось в Департамент с ходатайством от 22.12.2020 N 119 о продлении срока действия ордера, ссылаясь на то, что необходимо время для "просадки" грунта перед восстановлением асфальтового покрытия, указало на то, что окончательное благоустройство (восстановление асфальта) нецелесообразно, так как на месте работ проводится прокладка водопровода. К письму от 22.12.2020 N 119 приложена фотофиксация фактически выполненной работы без восстановления асфальтового покрытия (т. 1, л.д. 50, 52).
Между тем ООО "ЭП "Гефест" сдало, а ООО "Севастопольэнерго" по акту КС-2 от 23.12.2020 N 1 приняло работы по договору подряда от 25.08.2019 N 481-92/19 на сумму 588030,16 руб., включая "восстановление асфальтового покрытия" на сумму 81276,68 руб. (т. 1, л.д. 167-169).
Актом рабочей комиссии ООО "Севастопольэнерго" приема выполненных работ установлено от 23.12.2020, что работы по строительству участка выполнены подрядчиком ООО "Гефест" в период с августа 2019 года по декабрь 2020 года согласно рабочему проекту (т. 1, л.д. 170).
Платежным поручением от 29.12.2020 N 7646 на сумму 588030,16 руб. ООО "Севастопольэнерго" оплатило стоимость работ ООО "ЭП "Гефест" (т.1, л.д. 222).
В ответ на письмо ООО "ЭП "Гефест" от 22.12.2020 N 119 Департамент письмом от 28.12.2020 указал, что продление срока ордера не представляется возможным, так как ордер аннулирован письмом от 21.12.2020 аннулирован; но заказчик обязан восстановить нарушенное благоустройство (т. 1, л.д. 49).
Департаментом ООО "ЭП "Гефест" выдано предписание от 30.03.2021 N 1269 об устранении нарушения пункта 27.6 Правил благоустройства - восстановлении в семидневный срок нарушенного асфальтового покрытия в ходе проведения земляных работ по прокладке кабельной линии по ул. 1-я Сарандинаки, 4 от ТП-1127 (т.1, л.д. 55).
За неисполнение предписания от 30.03.2021 N 1269 решением мирового судьи судебного участка N 19 Нахимовского судебного района города Севастополя от 12.07.2021 ООО "ЭП "Гефест" привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ в виде штрафа 10000,00 руб.
Департаментом направлено ООО "Севастопольэнерго" и ООО "Гефест" письмо от 01.04.2022, в котором еще раз разъяснялись требования нормативных правовых актов города Севастополя об обязанности заказчика и исполнителя работ восстановить нарушенные элементы благоустройства. В этом письме в досудебном порядке Департамент предлагал в срок до 30.04.2022 устранить выявленные нарушения.
Техником ООО "Управляющая компания" составлен акт от 22.06.2022 о том, что в районе торца дома N 149 и подъезда N 6 дома N 147 по пр. им. Генерала Острякова в г. Севастополе установлено нарушение асфальтового покрытия в результате земельных работ по прокладке электрокабельных сетей. Акт от 22.06.2022 с приложением фотографий направлен Департаменту (т. 1, л.д. 66-68).
Согласно рабочей документации по проекту прокладки сетей электроснабжения, предоставленной ООО "ЭП "Гефест" в Департамент, работы в районе торца дома N 149 и подъезда N 6 дома N 147 по пр. Генерала Острякова в городе Севастополе производились ООО "ЭП "Гефест".
Так как в результате земляных работ по прокладке электрокабельных сетей, выполненных ООО "ЭП "Гефест" по договору подряда с ООО "Севастопольэнерго", нарушено асфальтовое покрытие в районе домов N N 147, 149 по пр. им. Генерала Острякова в г. Севастополе, Департамент обратился в Арбитражный суд города Севастополя с иском об обязании ответчиков солидарно восстановить нарушенное в результате проведения земляных работ благоустройство, а именно: произвести восстановление покрытия проезжей части большими картами (по ширине - от борта до борта проезжей части, по длине - по всей протяженности участка разрытия плюс 5 метров в обе стороны от кромки разрытия) на протяжении около 50 метров от ТП-1127 вдоль дома N 147 и проезжей части между домами N 147 и N 149 по пр. им. Генерала Острякова в г. Севастополе, в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Принимая решение об удовлетворении иска, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 1, 8, 12, 322, 1080 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Постановлением Правительства Севастополя от 06.02.2018 N 64-ПП "Об утверждении порядка проведения земляных работ, не требующих получения разрешения на строительство, на территории города Севастополя" (далее - Порядок N 644-ПП), Правилами благоустройства, а также общими Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденными приказом Министерством энергетики Российской Федерации от 13.01.2003 N 6, Правилами технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденными Приказом Минэнерго России от 19.06.2003 N 229, исходил из того, что на момент начала проведения земляных работ качество дорожного покрытия могло не отвечать обычно предъявляемым требованиям, вместе с тем, действующее законодательство не допускает восстановления дорожного покрытия по качеству до уровня по состоянию на момент начала проведения земляных работ. Восстановление дорожного покрытия должно быть в соответствии Правилами благоустройства в виде асфальтирования проезжей части после производства работ. Ответчики не выразили согласия на предложение суда первой инстанции о проведении по делу судебной строительно-технической экспертизы с целью опровержения доводов Департамента по месту восстановления благоустройства и определению объема работ, необходимых для восстановления асфальтового покрытия.
Повторно рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела, заслушав пояснения истца и ответчиков, проверив доводы, изложенные в апелляционных жалобах, возражения на них, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
На основании пунктов 1 и 2 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
По общим правилам возмещения вреда (статья 1064 ГК РФ) лицо, требующее возмещения вреда, обязано доказать наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда, причинную связь между наступлением вреда и противоправностью поведения ответчика.
Недоказанность хотя бы одного из перечисленных обстоятельств влечет недоказанность всего состава гражданско-правового института убытков и отказ в удовлетворении исковых требований.
В соответствии со статьей 1082 ГК РФ суд, удовлетворяя требование о возмещении вреда, в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (п. 2 ст. 15).
Департамент в исковом заявлении просит обязать ответчиков солидарно восстановить вред в натуре - произвести восстановление покрытия проезжей части большими картами (по ширине - от борта до борта проезжей части, по длине - по всей протяженности участка разрытия плюс 5 метров в обе стороны от кромки разрытия) на протяжении около 50 метров от ТП-1127 вдоль дома N 147 и проезжей части между домами N 147 и N 149 по пр. им. Генерала Острякова в г. Севастополе,
В соответствии с Положением о Департаменте городского хозяйства города Севастополя, утвержденным постановлением Правительства Севастополя от 16.09.2016 N 875-ПП, Департамент городского хозяйства города Севастополя (далее - Департамент) является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, осуществляющим функции по реализации государственных полномочий города Севастополя в сферах жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и обеспечения топливно-энергетическими ресурсами, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, функции по государственному контролю за соблюдением требований законодательства города Севастополя в сфере благоустройства, в том числе утвержденных Правительством Севастополя правил и порядков в сфере благоустройства на территории города Севастополя (в границах административно-территориальных и единиц - районов города Севастополя), земельный контроль на территории города Севастополя, государственный контроль (надзор) за соблюдением требований к размещению, содержанию и внешнему виду рекламных конструкций на территории города Севастополя входящим в систему исполнительных органов государственной власти города Севастополя и финансируемым за счет средств бюджета города Севастополя.
Производство земляных работ на территории г. Севастополя регламентировано Порядком N 64-ПП, Правилами благоустройства.
Правила благоустройства регламентируют права и обязанности государственных органов, предприятий, учреждений, организаций любых организационно-правовых форм и форм собственности, органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований города Севастополя, граждан в сфере благоустройства и содержания территорий, объектов и элементов благоустройства и определяют требования к благоустройству территорий предприятий, учреждений, организаций и физических лиц. Правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями любых организационно-правовых форм и форм собственности, иностранными гражданами, лицами без гражданства.
Согласно пунктам 1.1, 1.3 Порядка N 64-ПП устанавливается порядок и основания выдачи, продления и закрытия ордеров на земляные работы на территории города Севастополя при проведении инженерных изысканий, за исключением территорий объектов культурного наследия; строительстве, реконструкции и ремонте инженерных коммуникаций, за исключением территорий объектов культурного наследия; строительстве и обустройстве объектов, не требующих получения разрешения на строительство, за исключением территорий объектов культурного наследия. Настоящий Порядок обязателен для всех юридических лиц, независимо от их организационно правовой формы и ведомственной принадлежности, индивидуальных предпринимателей, физических лиц, осуществляющих (планирующих) проведение земляных, строительных и ремонтных работ, связанных с благоустройством территории города Севастополя в его административных границах.
В соответствии с пунктом 27.6 Правил благоустройства все разрушения и повреждения дорожных покрытий, объектов инженерной инфраструктуры (в том числе подземных коммуникаций, кабельных трасс связи, линий электропередач и т.п.), озеленения и элементов благоустройства, произведенные строительными и ремонтными организациями при производстве работ по прокладке подземных коммуникаций или других видов строительных, ремонтных, аварийных работ, ликвидируются в полном объеме указанными выше организациями, получившими разрешение на производство работ, в сроки, установленные постановлением Правительства Севастополя от 06.02.2018 N 64-ПП "Об утверждении Порядка проведения земляных работ, не требующих получения разрешения на строительство, на территории города Севастополя".
Так, в соответствии с пунктом 16.5.18 Порядка N 64-ПП после проведения работ с занятием проезжей части и тротуаров асфальтобетонное (плиточное) покрытие восстанавливается следующих объемах:
- покрытие тротуаров восстанавливается на всю ширину тротуаров по всей протяженности участка земляных работ;
- покрытие проезжей части восстанавливается большими картами (по ширине - от борта до борта проезжей части, по длине - по всей протяженности участка разрытия плюс 5 метров в обе стороны от кромки разрытия, за исключением разрытия траншей шириной не более 5 см).
ООО "ЭП "Гефест" в апелляционной жалобе ссылается на то, что до начала проведения работ асфальтовое покрытие по месту прохождения трассы отсутствовало.
Однако данный довод опровергается доказательствами, представленными в материалы дела, в том числе и самим ООО "ЭП "Гефест".
Так, ООО "ЭП "Гефест", выполнявшее по договору подряда от 25.08.2019 N 481-92/19 для ООО "Севастопольэнерго" земляные работы по прокладке ЛЭП, в письме к Департаменту от 22.12.2020 N 119 просило продлить срок действия ордера на земляные работы, ссылаясь на необходимое время для "просадки" грунта перед восстановлением асфальтового покрытия, представило фотофиксацию места проведения земляных работ по состоянию на 22.12.2020, однако на следующий день 23.12.2020, не получив ордер на производство земляных работ, подрядчик по акту КС-2 от 23.12.2020 N 1 сдает ООО "Севастопольэнерго" работы, в том числе, и по восстановлению асфальтового покрытия" на сумму 81276,68 руб. (т. 1, л.д. 167-169). ООО "Севастопольэнерго" при этом приняло у ООО "ЭП "Гефест" работ без замечаний по объему и качеству.
Между тем, Департамент представил доказательства того, что ордер на земляные работы у ООО "ЭП "Гефест" был аннулирован 21.12.2020.
Исполнительную документацию, подтверждающую факт выполнения работ по восстановлению асфальтового покрытия, ни ООО "ЭП "Гефест", ни ООО "Севастопольэнерго" не представили.
28.09.2023 представило в материалы дела акт приемки траншей, каналов, туннелей и блоков под монтаж кабелей, подтверждающий, что 21.12.2020 траншея была принята комиссией заказчика и подрядчика для закрытия.
Таким образом, заказчику и подрядчику при той степени заботливости и осмотрительности, какая от них требовалась по характеру обязательства, должно было быть известно, что по состоянию на 23.12.2020 предусмотренные договором подряда работы по восстановлению асфальтового покрытия не были выполнены, следовательно, и ООО "Севастопольэнерго", и ООО "ЭП "Гефест" в данном случае действовали виновно (статья 401 ГК РФ).
В соответствии с пунктами 14.1, 14.4 Порядка N 64-ПП аннулирование ордера на земляные работы влечет за собой прекращение проведения земляных работ (работ по установке временных ограждений, размещению временных объектов), предусмотренных ордером на земляные работы. В случае прекращения действия ордера на земляные работы заказчик работ обязан восстановить нарушенное благоустройство, провести демонтаж временных ограждений и временных объектов, восстановить постоянную схему дорожного движения (при проведении работ на проезжей части улиц и магистралей) в течение 3 (трех) рабочих дней.
В силу пункта 16.6 Порядка N 64-ПП заказчик работ обязан восстановить все ранее существующие элементы благоустройства, ликвидировать все разрушения и повреждения дорожных покрытий, озеленения и элементов благоустройства, произведенные по вине строительных и ремонтных организаций при производстве работ по прокладке подземных коммуникаций или других видов строительных работ, в полном объеме в сроки, указанные в ордере на земляные работы.
По утверждению Департамента, благоустройство в виде асфальтирования проезжей части после производства работ ответчиками не восстановлено по длине около 50 м от ТП 1127 вдоль дома N 147 и проезжей части между домами N 147 и N 149 по пр. Генерала Острякова в городе Севастополе.
С целью рассмотрения вопросов, входящих в предмет исследования по настоящему делу, суд первой инстанции предложил сторонам провести судебную строительно-техническую экспертизу (протокол от 03.03.2023).
Между тем, стороны от проведения судебной строительно-технической экспертизы в суде первой инстанции отказались.
При не реализации ответчиками права на обращение с ходатайством о проведении экспертизы по делу (часть 1 статьи 82 АПК РФ), исходя из разъяснений, содержащихся в абзаце третьем пункта 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.2014 N 23 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе", оценка требований и возражений сторон осуществлена судом с учетом положений статьи 65 АПК РФ о бремени доказывания, исходя из принципа состязательности, согласно которому риск наступления последствий несовершения соответствующих процессуальных действий несут лица, участвующие в деле (часть 2 статьи 9 АПК РФ).
На основе имеющихся в материалах дела фотоматериалов, предоставленных, в том числе ответчиком ООО "Гефест", суд первой инстанции сделал вывод, что асфальто-бетонное покрытие восстановлено не качественно (т. 1, л.д. 98-99).
Суд первой инстанции допустил, что на момент начала проведения земляных работ качество дорожного покрытия могло не отвечать обычно предъявляемым требованиям.
Однако, действующее законодательство не предусматривает восстановления дорожного покрытия после проведения земляных работ до того качественного состояния, которое было на момент начала земляных работ. Качество восстановленного асфальтового покрытия после проведения земляных работ должно соответствовать пункту 16.5.18 Порядка N 64-ПП, а также строительным нормам и правилам.
Согласно абзацу 1 статьи 1080 ГК РФ лица, совместно причинившие вред, отвечают перед потерпевшим солидарно.
В соответствии с пунктом 2 статьи 322 ГК РФ обязанности нескольких должников по обязательству, связанному с предпринимательской деятельностью, равно как и требования нескольких кредиторов в таком обязательстве, являются солидарными, если законом, иными правовыми актами или условиями обязательства не предусмотрено иное.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, отражённой в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" к солидарной ответственности могут быть привлечены заказчик, поручивший выполнение работ, которые причиняют вред окружающей среде, и подрядчик, фактически их выполнивший. Заказчик может быть освобожден от ответственности, если докажет, что подрядчик при выполнении работ вышел за пределы данного ему заказчиком задания.
Из материалов дела следует, что действия заказчика и подрядчика совершены при осуществлении предпринимательской деятельности (пункт 2 статьи 322 ГК РФ), Доказательствами, представленными в дело, не подтверждается, что заказчиком приняты действенные меры к понуждению подрядчика к выполнению работ надлежащим образом.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований Департамента в полном объёме. Суд первой инстанции, изучив представленные в материалы дела доказательства, пришел к обоснованному выводу, что истцом доказаны те обстоятельства, на которые он ссылается в обоснование своих доводов, а ответчики доказательства отсутствия своей вины в материалы дела не представили.
Несовершение ответчиками на соответствующей стадии процесса процессуальных действий, направленных на опровержение исковых требований, является исключительно их риском и не может свидетельствовать о незаконности или необоснованности обжалуемого ими судебного акта.
Приведенные в апелляционных жалобах доводы рассмотрены судом апелляционной инстанции и признаны несостоятельными, поскольку они сводятся к несогласию заявителей с установленными по делу фактическими обстоятельствами, которые, однако, подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами.
Судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены.
Нарушений норм процессуального права, которые в силу части 4 статьи 270 АПК РФ являются основанием для безусловной отмены судебного акта, не допущено.
На основании статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины в связи с рассмотрением апелляционных жалоб относятся на заявителей апелляционных жалоб.
Руководствуясь статьями 110, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 12.04.2023 по делу N А84-35/2023 оставить без изменения, апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Савастопольэнерго" и общества с ограниченной ответственностью "Электромонтажное предприятие "Гефест" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Баукина |
Судьи |
А.В. Зарубин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.