г. Самара |
|
03 февраля 2023 г. |
Дело N А65-8463/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 февраля 2023 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Корастелева В.А.,
судей Драгоценновой И.С., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Борченко К.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "ЕвроСити"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 17 ноября 2022 года по делу N А65-8463/2022 (судья Гилялов И.Т.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЕвроСити", г.Набережные Челны, (ОГРН 1031616045724, ИНН 1650107899)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, г. Казань, (ОГРН 1091690058107, ИНН 1659097613)
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан, ООО "Техноимпортэкспорт", ЗАО "Финтранс",
об обязании провести постановку на кадастровый учет земельного участка,
в судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ЕвроСити" (далее - заявитель, Общество, ООО "ЕвроСити") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (далее - ответчик, Управление, регистрирующий орган), с учетом принятого судом первой инстанции в порядке ст.49 АПК РФ отказа от части заявленных требований, об обязании провести постановку на кадастровый учет земельного участка.
Обжалуемым решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 17 ноября 2022 года принят отказ заявителя от иска в части требования о проведении государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 16:52:020102:66, площадью 2847 кв.м., расположенный по адресу: Республика Татарстан, г.Набережные Челны, пр-кт им. Мусы Джалиля, д. 25, с измененными характеристиками. Производство по делу в данной части прекращено. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по данному делу новый судебный акт.
Жалоба мотивирована тем, что постановление судебного пристава в части запрета на совершение регистрационных действий ограничивает права ООО "ЕвроСити" и его законные интересы как собственника недвижимого имущества.
В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что в результате постановки на кадастровый учет характеристика земельного участка не ухудшается, а лишь улучшается путем увеличения площади. Перераспределение земельного участка путем его увеличения на 200 кв.м. не направлено на отчуждение земельного участка, не влечет за собой смены собственника, и не исключает возможности обращения взыскания на земельную долю в праве общей долевой собственности на данный земельный участок, принадлежащую ЗАО "Финтранс".
Податель жалобы отмечает, что доля общества с ограниченной ответственностью "ЕвроСити" в общем имуществе составляет 4013/5000, это 80,26%, то есть гораздо больше, чем доля должника по исполнительному производству N 5237/21/16008-ИП от 22.06.2021. Эти обстоятельства существенно нарушают права общества с ограниченной ответственностью "ЕвроСити" как собственника, имеющего права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Кроме того, податель жалобы отмечает также, что факт обращения за постановкой на кадастровый учет земельного участка площадью 3146 кв.м. подтверждается уведомлением о приостановлении государственного кадастрового учета от 04.10.2021, соответственно, при вынесении решения суд проигнорировал данные факты и необоснованно отказал в постановке на кадастровый учет земельного участка.
В апелляционной жалобе также указывает, что основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления. Исполнительным комитетом муниципального образования города Набережные Челны Республики Татарстан было вынесено Постановление N 3389 от 20.05.2021 г. "Об утверждении проекта межевания территории Комсомольского района по проспекту им. Мусы Джалиля муниципального образования город Набережные Челны".
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители лиц, участвующих в деле, не явились, извещены надлежащим образом.
На основании ст.ст. 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения дела.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 09.09.2021 истцом и ЗАО "Финтранс" были поданы заявления о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка, образуемого путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером 16:52:020102:66 из земель, находящихся в государственной собственности, расположенного по адресу: РТ, г. Набережные Челны, пр-кт им. Мусы Джалиля, дом 25.
04.10.2021 управлением вынесено уведомление N КУВД-001/2021-37500557/8 о приостановлении государственного кадастрового учета. В качестве основания приостановления указано, что в отношении земельного участка зарегистрировано ограничение (обременение) в виде запрещения совершать регистрационные действий на основании постановления судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов N1 по Советскому району г. Казани N5237/21/16008-ИП от 22.06.2021 года.
Считая, что данные действия регистрирующего органа нарушают права и законные интересы общества, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При принятии решения об отказе в удовлетворении указанного заявления суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Судом первой инстанции в порядке ст.49 АПК РФ был принял отказ истца от иска в части требования о проведении государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 16:52:020102:66, площадью 2847 кв.м., расположенный по адресу: Республика Татарстан, г.Набережные Челны, пр-кт им. Мусы Джалиля, д. 25, с измененными характеристиками, поскольку не противоречит закону, не нарушает права других лиц, в связи с чем производство по делу в данной части прекратил в соответствии с п. 4 части 1 статьи 150 АПК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ, самостоятельно определив способы их судебной защиты (статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) определено, что судебной защите подлежат оспоренные или нарушенные права.
Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса. В противном случае право на заявленный иск в рамках данного конкретного дела у истца отсутствует.
Следовательно, истец, обращаясь в суд за защитой нарушенных прав, должен указать, какие его права и каким образом нарушены ответчиком, а также самостоятельно избрать предусмотренный законом способ защиты нарушенного права.
В свою очередь, способы защиты гражданских прав предопределяются правовыми нормами, регулирующими конкретное правоотношение.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных данным Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном данным Законом порядке.
В обжалуемом решении верно отмечено, что основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: 1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; 2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; 3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; 4) свидетельства о праве на наследство; 5) вступившие в законную силу судебные акты; 5.1) решения третейских судов, по которым выданы исполнительные листы в соответствии с вступившими в законную силу судебными актами судов общей юрисдикции или арбитражных судов, вместе с такими исполнительными листами; 6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; 7) межевой план (при государственном кадастровом учете образуемых земельных участков, государственном кадастровом учете в связи с образованием части земельного участка (за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 44 данного Закона), государственном кадастровом учете в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади в случаях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 43 данного Закона); 7.1) утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; 7.2) утвержденная карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории); 7.3) технический план (при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав либо при государственном кадастровом учете в связи с созданием в результате строительства или изменением в результате реконструкции зданий, сооружений, изменением в результате капитального ремонта сооружений, если иное не установлено данным Законом; при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении объектов незавершенного строительства; при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении помещений или машино-мест в здании, сооружении; при государственном кадастровом учете помещений или машино-мест в здании, сооружении); 7.4) акт обследования (при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прекращения прав либо при государственном кадастровом учете в связи с прекращением существования здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения или машино-места); 8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости; 9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
Согласно п. 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных данным Законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с п. 5 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Судом установлено, что обществу принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с кадастровым номером 16:52:020102:66, площадью 2 847 кв. м., вид разрешенного использования - под магазин и офис, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г.Набережные Челны, пр-кт им. Мусы Джалиля, дом 25, доля в праве 4013/5000.
Другим участником общей долевой собственности является закрытое Акционерное общество "Финтранс" (третье лицо-3), его доля в общем имуществе составляет 883/5000, 104/5000. Указанное подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 14.02.2011 г. серия 16-АЕ 494928. (л.д. 20-21), а также сведениям из ЕГРН.
В ходе правовой экспертизы Управление установило, что на спорный земельный участок наложен запрет на совершение регистрационных действий, установленный постановлением судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов N 1 по Советскому району г.Казани N 5237/21/16008-ИП от 22.06.2021. Указанное исполнительное производство возбуждено 21.05.2021 на основании исполнительного листа, выданного Верховным Судом Республики Татарстан по делу N 13-47/2020 от 29.07.2020, предмет исполнения: взыскание задолженности в размере 1738499,70 евро, в размере: 156 030 348.07 руб. в валюте по ОКВ: 643, в отношении ЗАО "ФИНТРАНС" (третье лицо-3), в пользу взыскателя: ООО "ТЕХНОИМПОРТЭКСПОРТ" (третье лицо-2).
Кроме того, на указанный земельный участок имеется запрет на регистрационные действия от 13.04.2022 N 4369/22/16001-ИП, наложенный постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам г. Казани.
Для получения дополнительной информации об актуальности вышеуказанных запрещений на совершение регистрационных действий регистрирующим органом были направлены межведомственные запросы в Отдел судебных приставов N 1 по Советскому району г. Казани УФССП России по Республике Татарстан.
В соответствии со статьей 80 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" арест имущества должника включает запрет распоряжаться имуществом, а при необходимости - ограничение права пользования имуществом или изъятие имущества. Вид, объем и срок ограничения права пользования имуществом определяются судебным приставом-исполнителем в каждом случае с учетом свойств имущества, его значимости для собственника или владельца, характера использования, о чем судебный пристав-исполнитель делает отметку в постановлении о наложении ареста на имущество должника и (или) акте о наложении ареста (описи имущества).
В пункте 6 статьи 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации, регламентирующей возникновение и сохранение прав, обременений (ограничений) на образуемые и измененные земельные участки, указано, что не указанные в пунктах 2, 4 и 5 указанной статьи обременения (ограничения) прав, за исключением обременений (ограничений) прав, возникших на основании договоров, сохраняются в отношении образуемых земельных участков, измененных земельных участков в прежних границах.
Земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Законом N 218-ФЗ, за исключением случаев, указанных в п. 4 и 6 статьи 11.4 ЗК РФ, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
В силу пункта 12 статьи 41 Закон N 218-ФЗ, в случае, если в отношении исходного объекта недвижимости в ЕГРН зарегистрированы ограничения прав и обременения такого объекта недвижимости, на основании заявления о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на образуемые из него объекты недвижимости и одновременно с такими государственным кадастровым учетом и государственной регистрацией прав осуществляются государственная регистрация ограничений прав и обременений образуемых объектов недвижимости, если в соответствии с федеральным законом такие ограничения и обременения переходят (сохраняются) в отношении образованных объектов.
При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок, за исключением случая, предусмотренного п. 12 ст. 39.29 ЗК РФ.
В случае осуществления государственного кадастрового учета по заявлению истца от 09.09.2021 N КУВД-001/2021-37500557 о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка, образуемого путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером 16:52:020102:66 и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности произойдет образование нового земельного участка с характеристиками, отличающимися от характеристик земельного участка с кадастровым номером 16:52:020102:66 в отношении которого внесены записи о запрете действий по регистрации.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что постановка на кадастровый учет образуемого из спорного земельного участка из земель, находящихся в муниципальной собственности, в рассматриваемом случае противоречит принципам осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества.
К тому же, с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет указанного земельного участка площадью 3146 кв.м., образуемого в результате перераспределения спорного земельного участка площадью 2847 кв.м. с кадастровым номером 16:52:020102:66 из земель, находящихся в государственной собственности, расположенного по адресу: РТ, г.Набережные Челны, пр-кт им. Мусы Джалиля, дом 25, Общество в регистрирующий орган не обращалось, что было подтверждено представителем сторон в судебном заседании суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции по праву пришел к выводу, что требование об обязании регистрирующего органа осуществить постановку на государственный кадастровый учет образуемого земельного участка площадью 3 146 кв.м., минуя установленный Законом N 218-ФЗ порядок, является неправомерным и удовлетворению не подлежит.
Судом первой инстанции также верно указано, что данное требование заявлено обществом в отсутствие нарушения его прав и законных интересов со стороны Управления.
С учетом изложенных выше обстоятельств судебная коллегия апелляционного суда приходит к выводу, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Доводы и аргументы подателя апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы правовое значение для вынесения иного судебного акта по существу настоящего спора, повлияли бы на обоснованность и законность, либо опровергли бы выводы суда первой инстанции.
В связи с чем данные доводы подателя жалобы, сводящиеся фактически к повторению его позиции, исследованной и правомерно отклоненной арбитражным судом первой инстанции, признаются апелляционным судом несостоятельными, поскольку не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.
Несогласие ООО "ЕвроСити" с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела, представленных доказательств и иное толкование положений закона не являются основанием для отмены законного и обоснованного судебного акта.
Нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
С учетом изложенного выше решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 17 ноября 2022 года по делу N А65-8463/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.А. Корастелев |
Судьи |
И.С. Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-8463/2022
Истец: ООО "ЕвроСити", г.Набережные Челны
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и катографии по Республике Татарстан, г.Казань, Управление Федеральной службы судебных приставов России по Республике Татрстан, г.Казань
Третье лицо: 11ААС, ООО "Техноимпортэкспорт", г.Казань, ООО "Финтранс", г.Казань