город Ростов-на-Дону |
|
02 октября 2023 г. |
дело N А53-45766/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 октября 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Фахретдинова Т.Р.,
судей Величко М.Г., Илюшина Р.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Чекуновой А.Т.,
при участии:
от истца: представитель Чилингарашвили А.Г. по доверенности от 09.01.2023,
от ответчика: представитель Дроботова Е.Н. по доверенности от 01.08.2023,
от третьего лица (Министерства труда и социального развития Ростовской области): представитель Балашова М.Ю. по доверенности от 09.08.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Автоколонна N 1559"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 18.07.2023 по делу N А53-45766/2022
по иску общества с ограниченной ответственностью "Автоколонна N 1559"
к Министерству финансов Ростовской области
при участии третьих лиц: администрации города Ростова-на-Дону;
Департамента транспорта города Ростова-на-Дону;
Министерства труда и социального развития Ростовской области;
Муниципального унитарного предприятия "Ростовпассажиртранс"
о взыскании убытков,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Автоколонна N 1559" (далее - общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с исковым заявлением к Ростовской области в лице Министерства финансов Ростовской области (далее - министерство, ответчик) о взыскании убытков в размере 43 849 923 руб.
Исковые требования мотивированы тем, что истец осуществлял в городе Ростове-на-Дону регулярные перевозки пассажиров, имеющих льготы по оплате проезда. Поскольку утвержденные тарифы не обеспечили полной компенсации расходов, истец просит взыскать выпадающие доходы с Ростовской области.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация города Ростова-на-Дону, департамент транспорта города Ростова-на-Дону, министерство труда и социального развития Ростовской области, муниципальное унитарное предприятие "Ростовпассажиртранс".
Решением от 18.07.2023 в удовлетворении ходатайства министерства о привлечении в качестве соответчика министерства труда и социального развития Ростовской области отказано, заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Истец обжаловал решение суда в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просил решение отменить, иск удовлетворить.
Жалоба мотивирована следующим.
Убытки истца понесены в связи с перевозкой региональных льготников не только по электронным билетам, но и по бумажным проездным билетам, проезд по которым обществу не компенсировался. Расчет убытков произведен с учетом средней численности льготной категории граждан на 1 км фактического пробега, рассчитанного Департаментом транспорта г. Ростова-на-Дону от 12.12.2011 N 232. Судом сделан неправильный вывод о пропуске срока исковой давности.
В отзывах ответчик и министерство труда и социального развития Ростовской области указали на несостоятельность доводов жалобы.
Администрация города Ростова-на-Дону, департамент транспорта города Ростова-на-Дону, муниципальное унитарное предприятие "Ростовпассажиртранс", явку представителей в судебное заседание не обеспечили, извещены о процессе, апелляционная жалоба рассматривалась в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель истца в судебном заседании в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, дал пояснения по существу спора.
Представитель ответчика против доводов апелляционной жалобы возражали, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель третьего лица (министерства труда и социального развития Ростовской области) против доводов апелляционной жалобы возражал, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ООО "Автоколонна N 1559" осуществляет деятельность по перевозке пассажиров городским транспортом (автотранспортам) по тарифам, установленным органами местного самоуправления.
В период с 01.01.2019 по 31.12.2019 ООО "Автоколонна N 1559" осуществляло деятельность по перевозке пассажиров автотранспортом по маршрутам в городском сообщении на платной основе в городе Ростове-на-Дону Ростовской области.
29.12.2015 между Департаментом транспорта г. Ростова-на-Дону и ООО "Автоколонна N 1559" заключен договор на осуществление регулярных перевозок пассажиров, багажа (ручной клади) автомобильным транспортом категории М2 и (или) МЗ по маршрутам города Ростова-на-Дону N 20-20. В соответствии с условиями данного договора перевозчик осуществлял регулярные перевозки пассажиров и багажа (ручной клади) автомобильным транспортам по маршрутам N 80мт и N 6бмт. Согласно разделу 7 договора он вступил в силу с "01" января 2016 со сроком действия пять лет.
29.12.2015 между Департаментом транспорта г. Ростова-на-Дону и ООО "Автоколонна N 1559" заключен договор на осуществление регулярных перевозок пассажиров, багажа (ручной клади) автомобильным транспортом категории М2 и (или) МЗ по маршрутам города Ростова-на-Дону N 20-15. В соответствии с условиями данного договора перевозчик осуществлял регулярные перевозки пассажиров и багажа (ручной клади) автомобильным транспортам по маршрутам N 1, N 10мт, N 27, N 43мт. Согласно разделу 7 договора он вступил в силу с "01" января 2016 со сроком действия пять лет.
29.12.2015 между Департаментом транспорта г. Ростова-на-Дону и ООО "Автоколонна N 1559" заключен договор на осуществление регулярных перевозок пассажиров, багажа (ручной клади) автомобильным транспортом категории М2 и (или) МЗ по маршрутам города Ростова-на-Дону N 20-16. В соответствии с условиями данного договора перевозчик осуществлял регулярные перевозки пассажиров и багажа (ручной клади) автомобильным транспортам по маршрутам N 40мт, N 11. Согласно разделу 7 договора он вступил в силу с "01" января 2016 со сроком действия пять лет.
29.12.2015 между Департаментом транспорта г. Ростова-на-Дону и ООО "Автоколонна N 1559" заключен договор на осуществление регулярных перевозок пассажиров, багажа (ручной клади) автомобильным транспортом категории М2 и (или) МЗ по маршрутам города Ростова-на-Дону N 20-17. В соответствии с условиями данного договора перевозчик осуществлял регулярные перевозки пассажиров и багажа (ручной клади) автомобильным транспортам по маршрутам N 14, N 14мт, N 98мт. Согласно разделу 7 договора он вступил в силу с "01" января 2016 со сроком действия пять лет.
29.12.2015 между Департаментом транспорта г. Ростова-на-Дону и ООО "Автоколонна N 1559" заключен договор на осуществление регулярных перевозок пассажиров, багажа (ручной клади) автомобильным транспортом категории М2 и (или) МЗ по маршрутам города Ростова-на-Дону N 20-18 В соответствии с условиями данного договора перевозчик осуществлял регулярные перевозки пассажиров и багажа (ручной клади) автомобильным транспортам по маршрутам N 49, N 49мт. Согласно разделу 7 договора он вступил в силу с "01" января 2016 со сроком действия пять лет.
29.12.2015 между Департаментом транспорта г. Ростова-на-Дону и ООО "Автоколонна N 1559" заключен договор на осуществление регулярных перевозок пассажиров, багажа (ручной клади) автомобильным транспортом категории М2 и (или) МЗ по маршрутам города Ростова-на-Дону N 20-19. В соответствии с условиями данного договора перевозчик осуществлял регулярные перевозки пассажиров и багажа (ручной клади) автомобильным транспортам по маршрутам N 99, N 99мт. Согласно разделу 7 договора он вступил в силу с "01" января 2016 со сроком действия пять лет.
29.12.2015 между Департаментом транспорта г. Ростова-на-Дону и ООО "Автоколонна N 1559" заключен договор на осуществление регулярных перевозок пассажиров, багажа (ручной клади) автомобильным транспортом категории М2 и (или) МЗ по маршрутам города Ростова-на-Дону N 20-21. В соответствии с условиями данного договора Перевозчик осуществлял регулярные перевозки пассажиров и багажа (ручной клади) автомобильным транспортам по маршрутам N 90, N 90мт. Согласно разделу 7 Договора он вступил в силу с "01" января 2016 со сроком действия пять лет.
29.12.2015 между Департаментом транспорта г. Ростова-на-Дону и ООО "Автоколонна N 1559" заключен договор на осуществление регулярных перевозок пассажиров, багажа (ручной клади) автомобильным транспортом категории М2 и (или) МЗ по маршрутам города Ростова-на-Дону N 20-22. В соответствии с условиями данного договора Перевозчик осуществлял регулярные перевозки пассажиров и багажа (ручной клади) автомобильным транспортам по маршрутам N 38мт, N 2. Согласно разделу 7 договора он вступил в силу с "01" января 2016 со сроком действия пять лет.
02.10.2018 между Департаментом транспорта г. Ростова-на-Дону, от имени муниципального образования "Город Ростов-на-Дону", и ООО "Автоколонна N 1559" заключен муниципальный контракт на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальному маршруту N 67а мкр. Левенцовский-пр. Сельмаш. В соответствии с разделом. контракта он вступил в силу с момента подписания и действует по 31.07.2023.
26.10.2018 между Департаментом транспорта г. Ростова-на-Дону, от имени муниципального образования "Город Ростов-на-Дону", и ООО "Автоколонна N 1559" заключен муниципальный контракт на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым (тарифам по муниципальному маршруту N 18 мкр. Суворовский - пл. К. Маркса. В соответствии с разделом 3 контракта он вступил в силу с момента подписания и действовал до проведения открытого конкурса на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальному маршруту N 18 мкр. Суворовский - пл. К. Маркса, но не более 180 дней.
26.10.2018 между Департаментом транспорта г. Ростова-на-Дону, от имени муниципального образования "Город Ростов-на-Дону", и ООО "Автоколонна N 1559" заключен муниципальный контракт на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальному маршруту N 30 Аквапарк "Осьминожек" - пр. Сельмаш. В соответствии с разделом 3 контракта он вступил в силу с момента подписания и действовал до проведения открытого конкурса на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальному маршруту N 30 Аквапарк "Осьминожек" - пр. Сельмаш, но не более 180 дней.
26.10.2018 между Департаментом транспорта г. Ростова-на-Дону, от имени муниципального образования "Город Ростов-на-Дону", и ООО "Автоколонна N 1559" заключен муниципальный контракт на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальному маршруту N 81 пр. Сельмаш - мкр. Суворовский. В соответствии с разделом 3 контракта он вступил в силу с момента подписания и действовал до проведения открытого конкурса на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальному маршруту N 81 пр. Сельмаш - мкр. Суворовский, но не более 180 дней.
30.04.2019 между Департаментом транспорта г. Ростова-на-Дону, от имени муниципального образования "Город Ростов-на-Дону", и ООО "Автоколонна N 1559" заключен муниципальный контракт на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальному маршруту N 30 Аквапарк "Осьминожек" - пр. Сельмаш. В соответствии с разделом 3 контракта он вступил в силу с момента подписания и действовал до полного исполнения сторонами своих обязательств. В соответствии с условиями технического задания к контракту - окончание работ - в день предшествующий дате начала выполнения работ по муниципальному контракту, заключенному по результатам проведения конкурса, но в любом случае - не позднее 31.12.2019 (в зависимости оттого, какое событие наступит ранее).
Согласно договорам ООО "Автоколонна N 1559", являясь "перевозчиком", приняло на себя обязанности по предоставлению услуг по перевозке пассажиров в городе Ростове-на-Дону городским автотранспортом на установленных маршрутах, так же предоставлении льгот на проезд льготным категориям граждан.
Наряду с перевозкой пассажиров, осуществляющих полную плату за проезд по тарифам, установленным Администрацией города Ростова-на-Дону в общественном городском транспорте, ООО "Автоколонна N 1559" оказывало услуги по перевозке и отдельным категориям граждан, имеющим право на бесплатный или частично оплачиваемый проезд в общественном городском транспорте.
С целью возмещения расходов за предоставленные меры социальной поддержки ООО "Автоколонна N 1559" заключило ряд договоров с муниципальными районами Ростова-на-Дону, ОСЗН и УСЗН по районам г. Ростова-на-Дону и Ростовской области на возмещение затрат, связанных с перевозкой региональных льготников: договор N 1/19 от 22.01.2019 с Департаментом транспорта города Ростова-на-Дону; договор N 28 от 24.01.2019 с Муниципальным образованием - городским округом город Ростов-на-Дону, в лице МБУ "Центр социального обслуживания населения Ленинского района г. Ростова-на-Дону; договор N 1-ТП/19 от 04.02.2019 с МБУ "Центр социального обслуживания населения Ворошиловского района города Ростова-на-Дону" договор N 991/3 от 11.01.2019 с Администрацией города Ростова-на-Дону; муниципальный контракт N 36 от 12.03.2019 с МБУ "Центр социального обслуживания населения Кировского района г. Ростова-на-Дону"; договор N 46 от 20.03.2019 с МБУ "Центр социального обслуживания населения Октябрьского района г. Ростова-на-Дону"; договор N 3/07 от 10.07.2019 с МБУ "Центр социального обслуживания населения Пролетарского района г. Ростова-на-Дону; договор N 23/19 от 17.09.2019 с Департаментом транспорта г. Ростова-на-Дону; договор N 110-П/19 от 31.10.2019 с Управлением социальной защиты населения администрации г. Азова; договор N 93 от 31.10.2019 с Управлением социальной защиты населения администрации Азовского района Ростовской области; договор N 12 от 31.10.2019 с Управлением социальной защиты населения Администрации Багаевского района Ростовской области; договор N 67 от 31.10.2019 с Управлением социальной защиты населения Администрации Аксайского района Ростовской области; договор N 112-2019 от 31.10.2019 с Управлением социальной защиты населения города Батайска; договор N 34-19 от 31.10.2019 с Управлением социальной защиты населения Администрации Зерноградского района Ростовской области; договор N 14 от 31.10.2019 с Управлением социальной защиты населения Кагальницкого района; договор N 32 от 31.10.2019 с Управлением социальной защиты населения Мясниковского района; договор N 71 от 31.10.2019 с Управлением труда и социального развития Администрации города Новочеркасска; договор N 7 от 31.10.2019 с Отделом социальной защиты населения Родионово- Несветайского района Ростовской области.
Между ООО "Автоколонна N 1559" и ОСЗН по районам г. Ростова-на-Дону ежемесячно составлялись отчеты о количестве перевезенных граждан на городском пассажирском транспорте, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Ростовской области. При этом, как указывает истце, понесенные им расходы на перевозку льготных категорий граждан компенсированы не в полном объеме.
ООО "Автоколонна N 1559" запросило в МБУ "Центр ИТС" информацию о количестве рейсов (план/факт), выполненных истцом за 2019, 2020 и 2021 годы с разбивкой по месяцам и по маршрутам (исх. N 699 от 01.12.2022).
В ответ на указанный запрос МБУ "Центр ИТС" направило информацию о количестве выполненных рейсов ООО "Автоколонна N 1559" за 2019, 2020 и 2021 годы в разрезе маршрутов с разбивкой по месяцам.
Истец запросил в Департаменте транспорта г. Ростова-на-Дону коэффициенты по результатам обследования пассажиропотока, проведенных в 2019, 2020 и 2021 годах по муниципальным маршрутам регулярных перевозок ООО "Автоколонна N 1559" по количеству перевезенных льготных категорий граждан регионального регистра по предъявлению ЕПТ, необходимые для руководства и использования в работе (исх. N 700 от 01.12.2022).
В ответ на указанных запрос Департамент транспорта г. Ростова-на-Дону направил информацию о количестве поездок на 1 рейс и 1 км пассажиров льготной категории граждан регионального регистра по результатам обследования пассажиропотока, проведенного в периоды 2019, 2020 и 2021 годах по предъявлению ЕПТ в городе Ростове-на-Дону (исх. N 59.36/4577 от 05.12.2022).
04.03.2020 утверждены Результаты обследования пассажиропотока общественного транспорта городского сообщения в 2019 году.
Истец полагает, что размер выпадающих доходов ООО "Автоколонна N 1559" за 2019 год по перевозке льготной категории граждан по ЕПТ (региональные льготники) составляет 43 849 923,00 руб.
Расчет убытков по данной категории льготников произведен истцом с учетом сведений о средней численности льготной категории граждан на 1 км фактического пробега, рассчитанного Департаментов транспорта г. Ростова-на-Дону в соответствии с данными обследования пассажиропотока и постановлением Правительства Ростовской области от 15.12.2011 N 232, сведений о протяженности каждого маршрута общества на 1 рейс предоставленных Департаментом транспорта г. Ростова-на-Дону на основании полученных сведений из МБУ "Центр интеллектуальной транспортной собственности", сведений о фактическом количестве рейсов общества, представленных Департаментов транспорта г. Ростова-на-Дону.
Для расчета убытков истцом использованы следующие данные: Численность перевезенных граждан льготной категории, определяемая как произведение ниже указанных данных: Средневзвешенная численность льготной категории граждан на 1 рейс (Данные департамента транспорта - результаты обследования пассажиропотока) * Фактическое количество рейсов (Данные центра ИТС - справка по количеству выполненных рейсов). Доходы от перевезенных граждан льготной категории, которые истец должен был получить, определяемые как произведение численности перевезенных граждан льготной категории умноженных на стоимость проезда. Далее, от доходов, которые истец должен был получить за перевозку льготной категории граждан вычитается сумма фактически возмещенных доходов.
Полагая, что убытки в виде названной суммы недофинансирования, понесенные в результате оказания услуг по перевозке граждан льготных категорий, подлежат взысканию с Ростовской области, истец обратился в арбитражный суд с исковым заявлением.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Статьей 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ), предусмотрено, что полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 этой статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Согласно подпункту 24 пункта 2 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ социальная поддержка и социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, социальная поддержка ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, жертв политических репрессий, в том числе, за счет средств предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, отнесена к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением N 232 утверждено Положение о расходовании средств областного бюджета на предоставление гражданам в целях оказания социальной поддержки субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, материальной и иной помощи для погребения, мер социальной поддержки в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами социальной направленности, а также об условиях и порядке их предоставления (далее - Положение о расходовании средств), которым установлен порядок расходования субвенций, представляемых из областного бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов Ростовской области, на осуществление, в числе прочего, полномочий в части предоставления мер социальной поддержки в денежном и (или) натуральном выражении, предусмотренных Областным законом Ростовской области от 22.10.2004 N 175-ЗС "О социальной поддержке ветеранов труда", Областным законом Ростовской области от 22.10.2004 N 163-ЗС "О социальной поддержке тружеников тыла", Областным законом Ростовской области от 22.10.2004 N 164-ЗС "О социальной поддержке граждан, пострадавших от политических репрессий", Областным законом Ростовской области от 20.09.2007 N 763-ЗС "О ветеранах труда Ростовской области", за исключением проезда на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения и на автомобильном транспорте пригородного межмуниципального и междугородного внутриобластного сообщения.
В соответствии с областными законами Ростовской области ветеранам труда, труженикам тыла, гражданам, пострадавшим от политических репрессий, ветеранам труда Ростовской области предоставляются льготы по бесплатному проезду в городском пассажирском транспорте.
Согласно пункту 4.1 Положения о расходовании средств администрации муниципальных образований заключают с поставщиками транспортных услуг муниципальные контракты о предоставлении транспортных услуг на очередной финансовый год.
Субвенции из бюджета Ростовской области, предназначенные для финансирования указанных льгот, направляются органам социальной защиты населения муниципальных образований, которые расходуют их на выплаты поставщикам транспортных услуг (пункт 5, подпункт 6.1 пункта 6 Положения о расходовании средств).
Пунктом 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
При осуществлении правового регулирования такого вида предпринимательской деятельности, как оказание услуг по перевозке пассажиров общим принципом регулирования правоотношений в названной сфере является необходимость соблюдения баланса между интересами пассажиров как экономически более слабой стороны в этих правоотношениях, которым должна быть обеспечена равнодоступность предлагаемых услуг, и интересами перевозчиков, эффективное функционирование которых предполагает возмещение им затрат на оказание таких услуг; пункт 5 статьи 790 Гражданского кодекса, закрепляющий возмещение транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета расходов, понесенных в связи с установлением на основании закона или иного правового акта льгот и преимуществ по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, направлен на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов; при этом все элементы правового механизма, обеспечивающего возмещение потерь в доходах перевозчика, в том числе порядок их возмещения, определяются соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22.09.2022 N 2101-О).
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" в тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя.
Таким образом, именно неисполнение обязанности по выплате компенсации, не полученной от потребителей платы, влечет возникновение убытков.
Вместе с тем, согласно подпункту 6.1.3 пункта 6 Положения о расходовании средств (действовавшему в спорном периоде), льготный проезд в соответствии с областными законами Ростовской области осуществляется по единому проездному талону, выдача которого производится органами социальной защиты населения бесплатно и без ограничения срока действия. Финансирование расходов за проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси), внутрирайонных маршрутов осуществляется органами социальной защиты населения или финансовыми органами муниципальных образований ежемесячно согласно договорам, заключенным с транспортными организациями и отчетам общества на первое число месяца.
Порядок компенсации, методика расчета и исходные данные, необходимые для расчета размера выпадающих доходов перевозчиков установлен постановлением N 232, которое является действующим нормативным правовым актом и подлежало применению при рассмотрении данного дела.
Судом первой инстанции установлено, и обществом не оспаривается, что понесенные обществом расходы на перевозку льготных категорий граждан регионального регистра в спорном периоде (2019 год) возмещены обществу в соответствии с постановлением N 232 и условиями договоров (с которыми при их заключении согласилось общество) на основании представленных обществом отчетов. Несоответствие закону норм постановления N 232, по которым обществу произведено фактическое возмещение расходов по перевозке в общественном транспорте областных льготников за спорный период, судом не установлено.
С учетом установленных судебными инстанциями фактических обстоятельств по данному делу, правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 28.06.2023 N 308-ЭС23-2251, основания для удовлетворения заявленного обществом требования отсутствуют.
Кроме того, при рассмотрении дела в суде первой инстанции ответчиком было заявлено ходатайство о пропуске обществом срока исковой давности.
Статья 196 Гражданского кодекс предусматривает, что общий срок исковой давности устанавливается в три года.
В пункте 2 статьи 199 Гражданского кодекса предусмотрено, что исковая давность применяется только по заявлению стороны в споре, которая в силу положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации несет бремя доказывания обстоятельств, свидетельствующих об истечении срока исковой давности (пункт 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", далее - Постановление N 43).
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 12 Постановления N 43, бремя доказывания наличия обстоятельств, свидетельствующих о перерыве, приостановлении течения срока исковой давности возлагается на лицо, предъявившее иск.
Согласно пункту 15 Постановления N 43 истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац второй пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса). Если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и не имеется уважительных причин для восстановления этого срока для истца - физического лица, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела.
Суд первой инстанций, установив дату обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском (29.12.2022) и приняв во внимание период, за который общество предъявило требование о возмещении выпадающих доходов, возникающих от перевозки пассажирским транспортом льготных категорий граждан (январь - декабрь 2019), пришел к верному выводу о том, что требования о взыскании заявлены с пропуском срока исковой давности.
Доводы апеллянта о начале течения срока исковой давности с утверждения результатов пассажиропотока, проведенного в 2019 году - 04.03.2020 года обоснованно отклонены судом первой инстанции, поскольку результаты пассажиропотока не являются документом, которым изменены или определены порядок и сроки возмещения денежных средств.
С учетом изложенного, приведенные в апелляционной жалобе доводы не подтверждают нарушений норм материального и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, были предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку, по существу, повторяют позицию ответчика по спору, не опровергают выводы суда, основаны на ином толковании положений законодательства, направлены на переоценку доказательств и установление по делу новых фактических обстоятельств, в связи с чем не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 18.07.2023 по делу N А53-45766/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев.
Председательствующий |
Т.Р. Фахретдинов |
Судьи |
М.Г. Величко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-45766/2022
Истец: ООО "Автоколонна N1559", ООО "АВТОКОЛОННАN1559"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Администрация г. Ростова-на-Дону, Департамент транспорта города Ростова-на-Дону, Министерство труда и социального развития Ростовской области, МУП "МУНИЦИПАЛЬНАЯ ТРАНСПОРТНАЯ КОМПАНИЯ "РОСТОВПАССАЖИРТРАНС", МУП "Ростовпассажиртранс"