г. Самара |
|
03 октября 2023 г. |
А55-29941/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 октября 2023 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Корнилова А.Б.,
судей Некрасовой Е.Н. и Николаевой С.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Плехановой А.А., с участием:
от МИФНС России N 18 по Самарской области - Колосова С.И., доверенность от 06.12.2022, Орлова И.В., доверенность от 22.11.2022,
от МИФНС России N 23 по Самарской области - Орлова И.В., доверенность от 08.12.2022,
от УФНС России по Самарской области - Орлова И.В., доверенность от 21.11.2022,
от ООО "Стройнефть" - Илюхина Е.И., доверенность от 11.11.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы N 18 по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 18 июня 2023 года по делу N А55-29941/2022 (судья Медведев А.А.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Стройнефть"
к Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы N 18 по Самарской области,
к Управлению федеральной налоговой службы по Самарской области,
третье лицо:
- Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы N 23 по Самарской области
о признании недействительным решения, действий,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Стройнефть" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решение Межрайонная ИФНС N 18 по Самарской области N 581 от 03.06.2022 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение УФНС по Самарской области N 20-16/24217@ от 17.07.2022 года, о признании незаконными действий Межрайонной ИФНС N 18 по Самарской области по взысканию с заявителя денежных средств в размере 186 694 руб. 44 коп. и просит обязать Межрайонную ИФНС N 18 по Самарской области возвратить заявителю незаконно списанные денежные средства в размере 186 694 руб. 44 коп.
Судом первой инстанции к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Межрайонная ИФНС N 23 по Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 18 июня 2023 года заявленные требования удовлетворены частично. Суд первой инстанции признал незаконными решение и действия Межрайонной ИФНС N 18 по Самарской области. В удовлетворении требования о признании недействительным решения УФНС по Самарской области было отказано.
Суд также обязал Межрайонную ИФНС России N 18 по Самарской области устранить нарушение прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью ООО "Стройнефть".
В апелляционной жалобе инспекция просит суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
В материалы дела поступил отзыв ООО "Стройнефть" на апелляционную жалобу, в котором оно просит апелляционный суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представители подателя жалобы, второго ответчика и третьего лица доводы в ней изложенные поддержали, просили решение отменить.
Представитель заявителя против удовлетворения жалобы возражала.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела,
ООО "Стройнефть" ИНН 6317091150/ КПП 631701001 зарегистрировано в Межрайонной ИФНС России N 18 по Самарской области с 27.04.2012 и является плательщиком страховых взносов в соответствии со ст. 419 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс).
Межрайонной ИФНС России N 18 по Самарской области проведена камеральная налоговая проверка на основании Расчета по страховым взносам за 9 месяцев 2021 г. ООО "Стройнефть".
Согласно Расчету по страховым взносам за 9 месяцев 2021 сумма выплат в пользу физических лиц, не подлежащая обложению страховыми взносами, составила 4.800.994,05 руб., что составляет 36% от общей суммы выплат и иных вознаграждений.
Межрайонной ИФНС России N 18 по Самарской области, в соответствии со ст. 93 НК РФ, по телекоммуникационным каналам связи налогоплательщику направлялись требования N 26519 от 29.10.2021, N 4297 от 06.04.2022 о представлении пояснений и документов в отношении отраженных сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, которые, в соответствии с информационным ресурсом налоговых органов, получены налогоплательщиком 11.11.2021 и 13.04.2022 соответственно, однако, в ответ на требования документы и пояснения налогоплательщиком не представлены.
Уведомлением N 302 от 14.01.2022 налогоплательщик приглашался в Межрайонную ИФНС России N 18 по Самарской области на комиссию по легализации налоговой базы в части страховых взносов на 19.01.2022. Данное уведомление направлено в адрес налогоплательщика по телекоммуникационным каналам связи, согласно информационному ресурсу налоговых органов, получено 19.01.2022.
19.01.2022 от ООО "Стройнефть" получен ответ N СН-02Б, согласно которому организация отказалась от явки в налоговый орган, сославшись на незаконность уведомления N302 от 14.01.2022 г.
Акт налоговой проверки, составленный по результатам проведения камеральной налоговой проверки на основании расчета по страховым взносам за 9 месяцев 2021, представленного ООО "Стройнефть", направлен налогоплательщику по телекоммуникационным каналам связи и, согласно сведениям информационного ресурса налоговых органов, получен 21.02.2022.
Извещением о времени и месте рассмотрения материалов проверки N 810 от 24.02.2022 налогоплательщик приглашался на рассмотрение материалов налоговой проверки на 24.03.2022. Данное извещение также направлено в адрес налогоплательщика по телекоммуникационным каналам связи и получено 04.03.2022.
В связи с неявкой 24.03.2022 руководителя ООО "Стройнефть" на рассмотрение материалов налоговой проверки, Межрайонной ИФНС России N 18 по Самарской области на основании пп. 5 п. 3 ст. 101 НК РФ принято решение N 373 об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки на 25.04.2022.
Данное решение направлено налогоплательщику по телекоммуникационным каналам связи и получено 04.04.2022.
В связи с неявкой 25.04.2022 руководителя ООО "Стройнефть" на рассмотрение материалов налоговой проверки, Межрайонной ИФНС России N 18 по Самарской области на основании пп. 5 п. 3 ст. 101 НК РФ принято решение N 603 об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки на 26.05.2022.
Данное решение направлено налогоплательщику по телекоммуникационным каналам связи и, согласно данным информационного ресурса налоговых органов, получено 23.05.2022.
26.05.2022 материалы камеральной налоговой проверки рассмотрены должностными лицами налогового органа в отсутствие представителя ООО "Стройнефть".
Межрайонной ИФНС России N 18 по Самарской области 03.06.2022 по результатам камеральной налоговой проверки, проведенной в отношении ООО "Стройнефть" за период 9 месяцев 2021 года, принято решение N 581 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым доначислена сумма страховых взносов в размере 730.868.39 рублей и начислены пени в размере 113.544.1 рублей. Всего доначисления по обжалуемому решению составляют 844.412.49 руб.
Заявителем представлена жалоба в УФНС России по Самарской области (далее -Управление) на вышеуказанное решение Инспекции.
По результатам рассмотрения жалобы, решением Управления от 14.07.2022 N 20-16/24217@ жалоба оставлена без удовлетворения.
Заявитель, не согласившись с решением Инспекции, обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно сослался на следующие доводы и установленные по делу обстоятельства.
Согласно позиции заявителя, сумма в размере 4.800.994,05 руб., не подлежит обложению страховыми взносами, поскольку является компенсационной выплатой, связанной с выполнением физическими лицами трудовых обязанностей.
В свою очередь, понятие компенсации, а также случаи предоставления компенсаций, связанных с выполнением работником своих трудовых обязанностей, установлены Трудовым кодексом Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс).
Статьей 302 "Гарантии и компенсации лицам, работающим вахтовым методом" Трудового кодекса предусмотрено, что работникам, выполняющим работы вахтовым методом, за каждый календарный день пребывания в местах производства работ в период вахты, а также за фактические дни нахождения в пути от места нахождения работодателя (пункта сбора) до места выполнения работы и обратно выплачивается взамен суточных надбавка за вахтовый метод работы.
Размер и порядок выплаты надбавки за вахтовый метод работы у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, трудовым договором.
При этом для организаций, не относящихся к бюджетной сфере, законодательством Российской Федерации специальных ограничений по установлению размера надбавки за вахтовый метод работы, которая выплачивается взамен суточных, не установлено. Вместе с тем, учитывая, что согласно статье 164 Трудового кодекса компенсации представляют собой денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, при разработке и установлении в коллективном договоре размеров надбавок за вахтовый метод работы учитывается оценка соответствующих затрат, а также наличие иных гарантий таким работникам.
Положениями подпункта 1 пункта 1 статьи 420 и пункта 1 статьи 421 Кодекса предусмотрено, что объектом и базой для начисления страховых взносов для организаций, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые, в частности, в рамках трудовых отношений, за исключением сумм, указанных в статье 422 Кодекса.
На основании положений подпункта 2 пункта 1 статьи 422 Кодекса не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.
Таким образом, упомянутые выплаты надбавки за вахтовый метод работы, производимые в соответствии с положениями Трудового кодекса лицам, выполняющим работы вахтовым методом, не подлежат обложению страховыми взносами на основании положений подпункта 2 пункта 1 статьи 422 Кодекса в размере, установленном коллективным договором, локальным нормативным актом организации, трудовым договором.
Налоговый орган на основании того, что сведения и документы, подтверждающие обоснованность отражения сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, ООО "Стройнефть" представлены не были, пришел к выводу, что указанные выплаты, произведенные в пользу работников, не могут признаваться компенсационными и, следовательно, подлежат обложению страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды в общеустановленном порядке.
В ходе рассмотрения настоящего арбитражного дела заявителем в материалы дела представлены документы, подтверждающие обоснованность отражения сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами.
24.01.2023 в судебное заседание Обществом представлены следующие документы:
1) табель учета рабочего времени от 23.01.2023 г.:
За отчетный период с 01.01.2021 по 31.01.2021 на Литова Д.С.. Панина И.Ю., Привалова С.И.. Филину Е.Г., Хмара В.В.
За отчетный период с 01.02.2021 по 28.02.2021 на Литова Д.С., Панина И.Ю., Привалова С.Й., Филину Е.Г., Хмара В.В.
За отчетный период с 01.03.2021 по 31.03.2021 на Литова Д.С., Панина И.Ю., Привалова С.И., Филину Е.Е., Хмара В.В.
За отчетный период с 01.04.2021 по 30.04.2021: 1) на Литова Д.С., Панина И.Ю.. Привалова С.И., Филину Е.Е., Хмара В.В.. Васильева А.Ю., Дубынина И.С.. Куприянова А.С., Куприянова С.А.. Майорова А.С., Ретина Е.А. 2) Афанасьева С.В.. Завьялова С.В.. Зуева С.В., Игнатьева В.В., Легошина Н.А., Мусабеков Н.В.. Мутушкин П.В.. Новиков И.Ю., Ретин В.А., Стеблев Д.В., Шишлов П.Е.
За отчетный период с 01.05.2021 по 31.05.2021 на 1) Литова Д.С., Панина И.Ю.. Филину Е.Е., Хмара В.В., Васильева А.Ю.. Дубынина И.С., Куприянова А,С.. Куприянова С.А., Майорова А.С.. Ретина Е.А. 2) Афанасьева С.В., Завьялова С.В., Зуева С.В.. Игнатьева В.В., Легошина Н.А., Мусабекова Н.В., Мутушкина П.В.. Новикова И.Ю.. Ретина В.А., Приз С.В., Симонова П.С., Стеблева Д.В., Шишлова П.Е.
За отчетный период с 01.06.2021 по 30.06.2021 на 1) Литова Д.С., Панина И.Ю., Филину Е.Е., Хмара В.В., Васильева А.Ю., Дубынина И.С., Куприянова А.С., Куприянова С.А., Майорова А.С., Ретина Е.А. 2) Афанасьева С.В., Вохмякова А.П., Завьялова С.В.. Зуева С.В., Игнатьева В.В., Легошина Н.А., Мартышова М.И., Мусабеков Н.В., Мутушкина П.В., Новиков И.Ю., Приз С.В., Ретина В.А.. Симонова П.С., Стеблева Д.В., Шишлова П.Е., Шумкина Е.В., Ярхамова Р.М.
За отчетный период с 01.07.2021 по 31.07.2021 на 1) Васильева А.Ю.. Литова Д.С., Майорова А.С., Панина И.Ю., Ретина Е.А., Филину Е.Г., Хмара В.В. 2) Афанасьева С.В., Вохмякова А.П., Завьялова С.В., Зуева С.В., Игнатьева В.В., Легошина Н.А., Мартышова М.И., Мусабеков Н.В., Мутушкина П.В., Новиков И.Ю., Приз С.В., Ретина В.А., Симонова П.С., Стеблева Д.В., Шишлова П.Е., Шумкина Е.В., Ярхамова Р.М.
За отчетный период с 01.08.2021 по 31.08.2021 на 1) Афанасьева С.В.. Васильева А.Ю., Игнатьева В.В.. Литова Д.С.. Майорова А.С'.. Мусабеков. Новикова И.Ю.. Панина И.Ю., Ретина Е.А., Филину Е.Г.. Хмара В.В. 2) Афанасьева С.В., Вохмякова А.Г!.. Завьялова С.В., Зуева С.В., Игнатьева В.В., Мартышова М.И.. Мусабеков И.В., Мутушкина П.В., Новиков И.Ю., Приз С.В., Ретина В.А., Симонова П.С., Стеблева Д.В., Шишлова П.Е., Шумкина Е.В., Ярхамова Р.М.
За отчетный период с 01.09.2021 по 30.09.2021 на 1) Афанасьева С.В.. Васильева А.Ю., Игнатьева В.В., Литова Д.С., Майорова А.С.. Мусабеков. Новикова И.Ю.. Панина И.Ю., Ретина Е.А., Филину Е.Г., Хмара В.В. 2) Завьялова С.В., Зуева С.В., Мартышова М.И., Мусабеков Н.В., Мутушкина П.В., Приз С.В., Ретина В.А., Симонова П.С., Стеблева Д.В., Шишлова П.Е., Шумкина Е.В., Ярхамова Р.М.
2) Приказ N 1 от 01 июля 2022 "Об утверждении штатного расписания".
3) Договора аренды жилых помещений во временное пользование заключенные ООО "Стройнефть" с физическими лицами:
Договор N 15/02-КВ от 15.02.2021 с Комаровым А.Б. Договор N 19/02 от 19.02.2021 с Дзева Р.Д.
Договор N 28/03-КВ от 28.03.2021 с Минибаевым Р.К. подписан представителем Новиковым И.Ю.
Договор N 13/04-КВ от 13.04.2021 с Ильяшенко В.А. подписан представителем Новиковым И.Ю.
Договор N 15/04 от 15.04.2021 с Немковым М.Л. Договор N б/н от 25.04.2021 с Дождиковой Ж.Н. Договор N 19/02 от 19.08.2021 с Мироновым В.Ф.
4) расписание электричек Самара-Тольятти на 2023 год.
Договор N 1-СН от 01.12.2018 аренды легкового транспортного средства марки МЕКСЕБЕ8-БЕК2 V 250 Б 4МАТ1С без экипажа гос номер N М001МЕ 163. Срок действия договора до 31.12.2019, доп.соглашениеN 1 от 20.02.2021 к договору N 1-СН от 01.12.2018
ПТС N 52 НУ576547 транспортного средства Автобус, принадлежащий ООО "Стройнефть".
Как указывает налоговый орган, при анализе представленных организацией в суд документов установлено:
Согласно расчету по страховым взносам за 9 месяцев 2021 года (далее - РСВ), представленному, 21.10.2021 в Межрайонную ИФНС России N 18 по Самарской области (далее - Инспекция, налоговый орган), количество физических лиц, с выплат которых начислены страховые взносы, составило 68 человек (прил.1, строка 010 РСВ).
В расчете, представленном Обществом, отражена сумма в размере - 4 800 994,05 руб., не подлежащая обложению страховыми взносами (прил.1. стр. 040).
Согласно персонифицированным сведениям о застрахованных лицах за 9 месяцев 2021 года из представленного расчета по страховым взносам, (раздел 3. представленного РСВ), установлено 28 человек, которым выплачены суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами.
1) с Васильевым А.Ю. заключен трудовой договор N 10/17 от 03.09.2018, согласно которому он принят на должность инженера с 03.09.2018 на неопределенный срок. С Васильевым А.Ю. 11.03.2020 ООО "Стройнефть" (Работодатель) заключило дополнительное соглашение N 2 к трудовому договору от 03.09.2018 N10/17, согласно пп. 1.1.1 п.1 которого Васильев А.Ю. (Работник) трудовые обязанности с 11.03.2020 выполняет вахтовым методом на объекте "Реконструкция аэровокзального комплекса внутренних воздушных линий АО "Международный аэропорт "Уфа" 1 этап" и расположенной в республика Башкортостан р -н Уфимский с.Булгаково (место работы). Работодатель за свой счет организует проживание Работника в период вахты, установленный графиком работы на вахте (Приложение N1 к дополнительному соглашению). По окончании вахты и до завершения междувахтового отдыха проживание Работника возможно за счет Работника.
Согласно пп. 1.1.2 п.1 дополнительного соглашения к началу рабочей смены, Работник обязан находиться у ворот по адресу: г.Самара, пер.Репина, д.3 (пункт сбора) для того чтобы проследовать в транспорт Работодателя (автобус), осуществляющий перевозку работников ООО "Стройнефть" к месту работы (и обратно к пункту сбора по окончании рабочей смены).
В Приложении N 1 к дополнительному соглашению отражен график работы, но не указан номер и дата дополнительного соглашения, год, на который написан график.
2) с Дубыниным И.С. (Работник) заключен срочный трудовой договор N 10/86 от 20.04.2021, согласно которому он принят на должность мастер участка/Отделение УРФА.
Согласно п. 1.3 договора трудовые обязанности Работник выполняет вахтовым методом на объекте "Спортивный футбольный центр государственного учреждения Свердловской области "Уральская футбольная академия" и расположенной в г.Екатеринбурге, ул.Фестивальная, 8 (место работы).
Работодатель за свой счет организует проживание Работника в период вахты, установленный графиком работы на вахте (Приложение N 1 к договору). По окончании вахты и до завершения междувахтового отдыха проживание Работника возможно за счет Работника.
К началу рабочей смены Работник обязан находиться у ворот по адресу: г.Самара, пер.Репина, д.3 (пункт сбора) для того чтобы проследовать в транспорт Работодателя (автобус), осуществляющий перевозку работников ООО "Стройнефть" к месту работы (и обратно к пункту сбора по окончании рабочей смены).
3) с Призом С.В. (Работник) заключен трудовой договор N 10/101 от 21.05.2021, согласно которому он принят на должность монтажника/Отделение Тольятти.
Согласно п. 1.3 договора трудовые обязанности Работник выполняет вахтовым методом на объекте "Строительство общеобразовательной школы на 1600 мест, расположенной по адресу: Самарская область, г.Тольятти, Автозаводской район, квартал, 20" (место работы).
Работодатель за свой счет организует проживание Работника в период вахты, установленный графиком работы на вахте (Приложение N 1 к договору). По окончании вахты и до завершения междувахтового отдыха проживание Работника возможно за счет Работника.
К началу рабочей смены Работник обязан находиться у ворот по адресу: г. Самара, пер.Репина, д.3 (пункт сбора) для того чтобы проследовать в транспорт Работодателя (автобус), осуществляющий перевозку работников ООО "Стройнефть" к месту работы (и обратно к пункту сбора по окончании рабочей смены).
С Хмарой В.В., Родионовым М.А., Зуевым С.В., Литовым Д.С., Мартышовым М.И., Филиной Е.Г., Куприяновым С.А., Шумкиным Е.В., Шишловым П.Е., Майоровым А.С., Ярхамовым Р.М., Мутушкиным П.В., Мусабековым Н.В., Завьяловым С.В., Симоновым П.С., Ретиным Е.А., Новиковым И.Ю., Ретиным В.А., Вохмяковым А.П., Афанасьевым С.В., Куприяновым А.С., Паниным И.Ю., Игнатьевым В.В., Стеблевым Д.В., Легошиным Н.А. заключены аналогичные договора, тразличие только в ФИО, должности и объекте выполнения работ.
По мнению налогового органа, по графикам работы на вахте, представленным к договорам не представляется сделать корректный вывод о фактической трудовой деятельности Работников, так как не представлены табели учета рабочего времени.
Кроме того, по представленным документам невозможно определить реальность нахождения указанных Работников на работе на вахте, поскольку организацией не представлены документы, содержащие все параметры вахтового труда, установленные в организации, в частности: -Положение о вахтовом методе работы; -Сведения о продолжительности вахтового периода и периода суммированного учета рабочего времени, размеры оплаты труда и компенсационных вахтовых выплат, график сменности, регламентирующий начало и окончание вахтовых периодов, междувахтового отдыха, дней в пути к месту вахты и обратно в течение установленного в компании учетного периода; -Сведения о фактическом проживании работников, направленных для выполнения работ вахтовым методом; -Проездные документы или расчет расхода ГСМ; -Сведения об установлении и расчете вахтовой надбавки; -Штатное расписание; -Сведения о медицинском заключении работников, направляемых на работу на вахту.
Также налоговый орган указывает, что согласно данным информационных ресурсов Инспекции, у организации отсутствует транспорт (автобус), которым организация может осуществлять перевозки сотрудников на дальние расстояния, а именно: в г.Екатеринбург или г.Уфа. Налогоплательщиком не представлены обоснования целесообразности применения вахтового метода, в частности на объекте в г. Тольятти, т.к. работники, которым выплачены суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами, и, которые согласно представленных договоров работают вахтовым методом в Тольятти, зарегистрированы в Самарской области.
По мнению налогового органа, документы, представленные Обществом в судебное заседание 24.01.2023, не относятся к проверяемому периоду камеральной налоговой проверки расчета по РСВ.
Так, представленный табель учета рабочего времени датирован (дата составления документа 23.01.2023 г) за период с 01.01.2021 по 30.09.2021 гг., что подтверждает отсутствие данного документа у Общества в проверяемый период и фактический период его составления 23.01.2023 г.
Приказ N 1 от 01 июля 2022 "Об утверждении штатного расписания" также не относится к проверяемому периоду 2021 г., так как он составлен 01.07.2022 года.
Договор N 1 -СН от 01.12.2018 аренды легкового транспортного средства марки МЕКСЕБЕ8-БЕК2 V250 Б4МАТ1С без экипажа гос номер N М001МЕ 163. Срок действия договора до 31.12.2019. доп.соглашениеN 1 от 20.02.2021 к договору N 1-СН от 01.12.2018 не подтверждает осуществление перевозки сотрудников ООО "Стройнефть" командировку, так как согласно табеля учета рабочего времени в зависимости от периода выезжало от 5 до 17 сотрудников в определенный месяц, который не может вместить всех сотрудников одновременно.
ПТС транспортного N 52 НУ576547 на Автобус принадлежащий ООО "Стройнефть" не подтверждает осуществление перевозки сотрудников Общества в проверяемый период, в связи с отсутствием путевых листов, расходов на бензин по транспортным средствам.
Таким образом, Инспекцией проведенным анализом представленных ООО "Стройнефть" в суд документов не подтверждается применение вахтового метода работ в ООО "Стройнефть" за 9 месяцев 2021 года, и, следовательно, выплаты физическим лицам в размере 4 800 994 руб. подлежат обложению страховыми взносами.
Аналогичные доводы содержатся в апелляционной жалобе. Судом первой инстанции указанные доводы правомерно отклонены, со ссылкой на следующее.
Как указывает Заинтересованное лицо, в ходе камеральной налоговой проверки в адрес ООО "Стройнефть" было направлено Требование N 26519 о предоставлении пояснений и предоставлении документов о расчете страховых взносов за 9 месяцев 2021 года, а именно:
Пояснительную записку по видам осуществляемой деятельности с расшифровкой сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами за период 9 месяцев 2021 года;
Карточки индивидуального учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов;
Регистры бухгалтерского учета (данные аналитического учета по счету 69 в разрезе субсчетов по счетам 50; 51; 70; 71; 76);
Авансовые отчеты с приложением документов, подтверждающих командировочные расходы; расчетные, платежные, расчетно-платежные ведомости;
расчетные, платежные, расчетно-платежные ведомости;
Прочие документы по расчетам с персоналам по оплате труда ( в том числе по расчетам в натуральной форме);
Кадровые документы (трудовые, гражданско-правовые и т.д);
Заявления работников на выплату компенсаций, материальной помощи, единовременной выплаты (с приложением подтверждающих документов);
Положение о вахтовом методе с приложениями и дополнениями;
Положение об оплате труда с приложениями и дополнениями; 1.11.Расчет вахтовой надбавки;
Табель расчет вахтовой надбавки на основании положения ст. 302 ТК РФ;
Табель -расчет компенсационных выплат (суточные, расходы на проезд и пр.) на основании ст. 168.1 ТК РФ;
График работы на вахте;
Приказы о направлении работников в иную местность (с указанием пункта сбора работников) в т.ч. о направлении в командировку на 9 месяцев;
Приказы об установлении размера суточных;
Командировочные удостоверения;
Табель-расчет командировочных (расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные) ст. 168 ТК РФ;
Договоры аренды жилых помещений с приложениями и дополнительными соглашениями;
Договор аренды офисных помещений и спецтехники с приложениями и дополнительными соглашениями;
Справки и медицинские заключения работников, привлекаемых к работам вахтовым методом за 2020 и 2021 годы;
Иные документы, подтверждающие обоснованность отражения сумм, не подлежащих налогообложению страховых взносов;
Документы, подтверждающие выплаты пособия по временной нетрудоспособности (больничные листы) за 9 месяцев 2021 года;
Журнал инструктажа работников по охране труда за 9 месяцев 2021 года;
Штатное расписание за 2021 год;
Письменные пояснения о местах выполнения работ (оказания услуг) и сотрудников, привлекаемых к работам на том или ином объекте.
17.12.2021 года налогоплательщиком направлен отказ от предоставления документов в связи с незаконность требования N 26519 от 11.11.2021 года, поскольку запрашиваемы Налоговым органом документы не соответствуют требованиям действующего законодательства РФ, а именно:
В соответствии с положениями ст. 93 части первой НК РФ налоговый орган в рамках проведения налоговой проверки вправе истребовать необходимые для ее проведения документы.
При этом каждый запрашиваемый документ, должен иметь конкретные индивидуализирующие признаки.
Однако документы, предоставление которых указанно в Требовании N 26519 от 11.11.2021 года, не содержат конкретных индивидуальных признаков.
Кроме того, в силу п. 1 ст. 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые юридическим лицом, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет - Пояснительная записка по видам осуществляемой деятельности с расшифровкой сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами за период 9 месяцев 2021 года не является первичным учетным документом.
Кроме того, подтверждение вида деятельности регулируется Приказом Минздравсоцразвития РФ N 55 от 31 января 2006 года, а порядок подачи документов предусмотрен в Приложении к нему. Руководители организации подтверждают вид деятельности в начале каждого года. В регламенте указан срок, до которого нужно сдать подтверждение - не позднее 15 апреля. Следовательно, подтверждение вида деятельности с расшифровкой предоставлять не требовалось, т.к. указанная расшифровка на момент проведения проверки была в распоряжении налогового органа.
Также часть документов запрашиваемых у налогоплательщика находилась в распоряжении Налогового органа, так как на основании Решения заместителя начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Самарской области N 3 "О проведении выездной налоговой проверки" от 31.03.2021 года. Инспекцией на территории Общества, проводилась выездная проверка, в связи с чем, налоговый орган изъял все документы, относящиеся к предмету деятельности налогоплательщика (Протокол N 1 от 01.04.2021 года), а также сервер, на котором была база 1С с бухгалтерской документацией, также Протоколом обыска (выемки) от 19 мая 2021 года были изъяты электронно-вычислительные машины (ноутбуки). В связи с чем, налогоплательщик был лишен возможности осуществлять текущую деятельность.
В соответствии с пунктом 5 статьи 93 Налогового кодекса Российской Федерации ранее представленные в налоговые органы документы (информация) независимо от оснований для их представления могут не представляться при условии уведомления налогового органа в установленный для представления документов (информации) срок о том, что истребуемые документы (информация) были представлены ранее, с указанием реквизитов документа, которым (приложением к которому) они были представлены, и наименования налогового органа, в который были представлены документы (информация)
Таким образом, в распоряжении налогового органа находились Государственный контракт N 0162200011819002465 на строительство объекта капитального строительства от 21.10.2019 года; муниципальный контракт N 01422000013200159930001 на выполнение строительно-монтажных работ по объекту капитального строительства от "22" октября 2020 года, Договоры аренды офисных помещений и спецтехники с приложениями и дополнительными соглашениями; договор N М/3344 от 22.02.2018 года с ООО "Модуль К" на покупку горюче -смазочных материалов, Договор N 23/01/19 от 23.01.2019 года на проведение мед осмотров, Договор аренды N 1-СН от 01.12.2018 года с дополнительным соглашением N 1 от 20.02.2021 года.
Кроме того, Требование N 26519 от 11.11.2021 года содержит требование о предоставлении документов при направлении работников в командировки. Однако указанные основания противоречат требованиям законодательства, т.к. основное различие в том, что вахта - это особая форма организации работ, когда работник выполняет свои трудовые обязанности у одного нанимателя вне места постоянного проживания. В командировке работник выполняет служебное поручение (задание), т.е. часть своих трудовых обязанностей, на территории другого нанимателя или в обособленном структурном подразделении своей организации (т.е. вне места постоянной работы).
Поскольку работники ООО "Стройнефть" работали вахтовым методом, а не находились в командировке, требование о предоставлении документов указанных в п. 1.4; 1.8; 1.16; 1.17; 1.18 заявления работников на выплату компенсаций, материальной помощи, единовременно не требовалось.
Не соответствует требованиям закона и требование о предоставлении Письменных пояснений о местах выполнения работ (оказания услуг) и сотрудников, привлекаемых к работам на том или ином объекте, т.к. работы вахтовым методом осуществлялись на основании Контрактов в г. Екатеринбурге и г. Тольятти, находящихся в распоряжении Налогового органа.
Как указывает Заинтересованное лицо, в ходе рассмотрения дела N А55-29941/2022 ООО "Стройнефть" предоставило в суд документы, которые, по его мнению, не относятся к проверяемому периоду, поскольку табель учета рабочего времени датирован 23.01.2023 года, что по мнению налогового органа подтверждает отсутствие данного документа у Общества в проверяемый период.
Однако данный довод противоречит фактическим обстоятельствам дела, т.к. табель учета рабочего времени, в ООО "Стройнефть" ведется в электронной форме (табель учета рабочего времени является первичным документом).
Такие документы можно составлять как на бумажных носителях, так и в электронной форме. Налоговый орган ошибочно ссылается на дату формирования письменного документа. При этом, электронный документ считается равнозначным документу на бумажном носителе.
Поскольку 01.04.2021 года сотрудниками Заинтересованного лица была проведена выемка, изъятие документов и предметов в соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 31 и ст. 94 Налогового кодекса Российской Федерации (Протокол изъятия N 1 от 01.04.2021 года). Кроме того, 19.05.2021 года у налогоплательщика были изъяты жесткие диски и носители информации (компьютеры и ноутбуки). Содержащие информацию о финансово-хозяйственной деятельности организации и указанные документы и электронные носители не были возвращены налогоплательщику, последний был вынужден восстанавливать необходимые документы, в т. ч. в электронном виде (Жалоба исх. СН 062-И от 09.04.2021 года; Жалоба N СН075-И от 20.04.2021 года; Жалоба исх. N СН-101 И от 21.05.2021 года; Жалоба исх. N СН-102 И от 21.05.2021 года; Жалоба исх. N СН-103 И от 21.05.2021 года).
Также в распоряжении Заинтересованного лица находилось Положение о вахтовом методе ООО "Стройнефть" от 20.01.2020 года; Приказ об утверждении вахтовой надбавки.
Также не соответствует фактическим обстоятельствам дела, довод Налогового органа о том, что отсутствует сведения о вахтовой надбавке.
В силу ч. 4 ст. 302 ТК РФ размер и порядок выплаты надбавки за вахтовый метод работы у других работодателей устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, трудовым договором.
Сведения о вахтовой надбавке содержатся в трудовом договоре, заключенном между организаций и работником.
Дополнительно налогоплательщиком в материалы дела были представлены: Решение N 3; Протокол N 1 о производстве выемки от 01.04.2021 года; Протокол обыска (выемки) от 19.05.2021 года; Жалоба исх. СН 062-И от 09.04.2021 года; Жалоба N СН075-И от 20.04.2021 года; Жалоба исх. N СН-101 от 21.05.2021 года; Жалоба исх. N СН-102 от 21.05.2021 года; Жалоба исх. N СН-103 от 21.05.2021 года; Авансовый отчет от 16.04.2021 года; ПриказN 22к от 12.04.2021 года; Авансовый отчет от 66.04.2021 года; ПриказN 26к от 24.04.2021 года; Авансовый отчет от 13.05.2021 года; ПриказN 31к от 07.05.2021 года; Авансовый отчет от 21.05.2021 года; ПриказN 35к от 17.05.2021 года; Авансовый отчет от 27.05.2021 года; ПриказN 38к от 21.05.2021 года; Авансовый отчет от 04.06.2021 года; ПриказN 39к от 31.05.2021 года; Авансовый отчет от 23.06.2021 года; ПриказN 45к от 18.06.2021 года; Авансовый отчет от 02.06.2021 года; ПриказN 48к от 25.06.2021 года; Авансовый отчет от 07.07.2021 года; ПриказN 53к от 02.07.2021 года; Авансовый отчет от 15.07.2021 года; Приказ N 55к от 09.07.2021 года; Авансовый отчет от 07.07.2021 года; ПриказN 53к от 09.07.2021 года; Авансовый отчет от 03.08.2021 года; ПриказN 61к от 30.07.2021 года; Авансовый отчет от 11.08.2021 года; ПриказN 64к от 06.08.2021 года; Авансовый отчет от 17.08.2021 года; ПриказN 67к от 13.08.2021 года; Авансовый отчет от 25.08.2021 года; ПриказN 69к от 20.08.2021 года; Авансовый отчет от 13.09.2021 года; ПриказN 53к от 02.07.2021 года; Авансовый отчет от 21.09.2021 года; ПриказN 73к от 17.09.2021 года; Авансовый отчет от 27.09.2021 года; ПриказN 76к от 23.09.2021 года; Журнал регистрации инструктажа на рабочем месте (УРФА); Журнал регистрации инструктажа на рабочем месте (Тольятти); Служебная записка от 09.04.2021 года; Заключение медосмотра от 09.04.2021 года; Служебная записка от 12.04.2021 года; Заключение медосмотра от 12.04.2021 года; Служебная записка от 12.04.2021 года; Заключение медосмотра от 12.04.2021 года; Договор на оказание платных медицинских услуг N 23/01/19 от 23.01.2019 года; Акт N 623 от 09.04.2021 года; Акт N 624 от 12.04.2021 года; Акт N 625 от 16.04.2021 года; Акт N 626 от 22.04.2021 года; Акт N 627 от 21.05.2021 года; Акт N 628 от 01.06.2021 года; Заключение медосмотра; Приказ от 11 января 2020 года; Распечатка с сайта Мерседес-Бенц; Табель учета рабочего времени (Екатеринбург); Табель учета рабочего времени (Тольятти); Приказ по Тольятти; Приказ по Екатеринбургу; Дополнительные соглашения; Отчет по Расходу бензина.
Возражая против доводов заявителя, налоговый орган сослался на следующее.
Действующими положениями подпункта 1 пункта 1 статьи 420 и пункта 1 статьи 421 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекса) предусмотрено, что объектом и базой для начисления страховых взносов для организаций, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые, в частности, в рамках трудовых отношений, за исключением сумм, указанных в статье 422 Кодекса.
На основании положений подпункта 2 пункта 1 статьи 422 Кодекса не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.
Понятие компенсации, а также случаи предоставления компенсаций, связанных с выполнением работником своих трудовых обязанностей, установлены Трудовым кодексом Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс).
Согласно расчету по страховым взносам за 9 месяцев 2021 года (далее - РСВ), представленному, 21.10.2021 в Инспекцию, количество физических лиц, с выплат которых ООО "Стройнефть" начислены страховые взносы, составило 68 человек (прил.1, строка 010 РСВ).
В расчете, представленном Обществом, отражена сумма в размере - 4 800 994,05 руб., не подлежащая обложению страховыми взносами (прил.1, стр. 040).
Согласно персонифицированным сведениям о застрахованных лицах за 9 месяцев 2021 года из представленного расчета по страховым взносам, (раздел 3, представленного РСВ), установлено 28 человек, которым выплачены суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами.
Обществом, в ходе камеральной налоговой проверке расчета по страховым взносам за 9 месяцев 2021 г. не представлены документы по суммам не подлежащих обложению страховыми взносами, а также расчет сумм заявленных в РСВ за 9 месяцев 2021 г. "необлагаемых".
В заявлении направленном в суд, налогоплательщик утверждает, что суммы отраженные в РСВ за 9 месяцев 2021 г в прил.1, стр. 040 необлагаемые страховыми взносами, в связи с использованием вахтового метода работ.
Вышеуказанные суммы, по мнению Общества, являются компенсационной выплатой за вахтовый метод работы.
Подп. 1 п. 1 ст. 420 Кодекса, предусмотрено, что выплата надбавки за вахтовый метод работы производится в рамках трудовых отношений. Такие выплаты, по мнению налогового органа, подлежат обложению страховыми взносами. Исключение составляют выплаты, не облагаемые страховыми взносами, которые перечислены в ст. 422 НК РФ. Так, согласно подп. 2 п. 1 ст. 422 НК РФ не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат, связанных, в частности, с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.
Статьей 302 "Гарантии и компенсации лицам, работающим вахтовым методом" Трудового кодекса предусмотрено, что работникам, выполняющим работы вахтовым методом, за каждый календарный день пребывания в местах производства работ в период вахты, а также фактические дни нахождения в пути от места нахождения работодателя (пункта сбора) до места выполнения работы и обратно выплачивается взамен суточных надбавка за вахтовый метод работы.
Размер и порядок выплаты надбавки за вахтовый метод работы у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, трудовым договором.
Таким образом, по мнению налогового органа, упомянутые выплаты надбавки за вахтовый метод работы, производимые в соответствии с положениями Трудового кодекса лицам, выполняющим работы вахтовым методом, в настоящее время не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц и страховыми взносами на основании положений пункта 1 статьи 217 Кодекса и подпункта 2 пункта 1 статьи 422 Кодекса в размерах, установленных вышеупомянутыми нормативными правовыми актами или коллективным договором, локальным нормативным актом организации, трудовым договором.
Вместе с тем, учитывая, что согласно статье 164 Трудового кодекса компенсации представляют собой денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, при разработке и установлении в коллективном договоре размеров надбавок за вахтовый метод работы учитывается оценка соответствующих затрат.
Кроме того, налоговый орган указывает, что суммы выплат больничных за счет работодателя Родионову М.А.. Яхрамову Р.М. в размере 3094,05 руб., выплаченное пособие Дубынину И.С. в размере 30 000 руб. осуществлены ООО "Стройнефть" в 4 квартале 2021 года и не включаются в период 9 мес.2021год.
По мнению инспекции, возможно, и в заявленных суммах в РСВ за 9 месяцев 2021 года заявлены аналогичные суммы выплат (больничных за счет работодателя, пособия при увольнении).
Таким образом, Инспекция, даже после оценки представленных ООО "Стройнефть" в Арбитражный суд документов, не согласилась с правомерностью необлагаемой суммы 4.800.994 руб. заявленной Обществом в РСВ за 9 месяцев 2021 г.
Суд первой инстанции правомерно отклонил указанные доводы налогового органа.
Как указывает Заинтересованное лицо в своих возражениях понятие компенсации, а также случаи предоставления компенсаций связанных с выполнением работников своих трудовых обязанностей, установлены Трудовым кодексом РФ и что Заявителем не представлены документы по суммам, не подлежащим налогообложению страховыми взносами.
Вместе с тем указанный довод не соответствует фактическим обстоятельствам дела, документы Заявителем представлялись в материалы дела и Заинтересованному лицу.
Кроме того, требования налогового органа не соответствуют критериям установленным в п. 1 ст. 31 НК РФ.
Как разъяснено в пункте 3 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 07.04.2022 N 821-0 (далее - Определение N 821-0), "Налоговый кодекс Российской Федерации, наделяя налоговые органы правом требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика документы по формам и (или) форматам в электронной форме, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов (подпункт 1 пункта 1 статьи 31), в целях создания условий, гарантирующих исполнение конституционной обязанности по уплате налогов, определяет порядок и условия реализации этого права применительно к отдельным мероприятиям и формам налогового контроля с учетом их особенностей и назначения.
Формы проведения налогового контроля связаны, прежде всего, с камеральными и выездными налоговыми проверками (статьи 82, 87, 88 и 89 Налогового кодекса Российской Федерации).
Камеральная же налоговая проверка, по смыслу пункта 1 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации, является формой текущего документального контроля за соблюдением налогового законодательства, который проводится на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Она, в отличие от выездной налоговой проверки, нацелена на своевременное выявление ошибок в налоговой отчетности и оперативное реагирование налоговых органов на обнаруженные нарушения, что позволяет смягчить для налогоплательщиков последствия неправильного применения ими законодательства о налогах и сборах. Указанные положения Налогового кодекса Российской Федерации во всяком случае не предполагают дублирования контрольных мероприятий, осуществляемых в рамках налоговых проверок указанных видов - выездных и камеральных, и в этой связи не исключают выявления при проведении выездной налоговой проверки (как более углубленной формы налогового контроля) таких нарушений, которые не были обнаружены при проведении камеральной налоговой проверки (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 8 апреля 2010 года N 441-0. от 10 марта 2016 года N 571-0 и др.).
Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает право должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, истребовать у проверяемого лица документы, необходимые для проверки (пункт 1 статьи 93), а также определяет виды и характер документов, пояснений, сведений и информации, которые могут быть истребованы у налогоплательщика, ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков, плательщика страховых взносов при проведении камеральной налоговой проверки, дифференцируя основания их истребования (пункты 3, й> 8, 8/2 - 8Л, 9, 77 и 12 статьи 88)".
В силу пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ.
В силу пункта 2 статьи 69 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Согласно пункту 1 статьи 88 Налогового кодекса РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок (пункт 3 статьи 88 Налогового кодекса РФ).
В соответствии с пунктом 8.6 статьи 88 Налогового кодекса РФ при проведении камеральной налоговой проверки расчета по страховым взносам налоговый орган вправе истребовать в установленном порядке у плательщика страховых взносов сведения и документы, подтверждающие обоснованность отражения сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, и применения пониженных тарифов страховых взносов.
Однако при проведении камеральной налоговой проверки ошибок в декларации Заявителя по страховым взносам, налоговым органом выявлено не было, следовательно, наличие у Заявителя недоимки по страховым взносам не подтверждено.
В силу статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера.
Таким образом, действующим законодательством установлено, что объектом для исчисления страховых взносов являются не любые денежные выплаты, произведенные физическому лицу по месту его работы, а лишь начисленные работнику в связи с выполнением им трудовых обязанностей.
Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и физическими лицами не является основанием для вывода о том, что все выплаты, которые начисляются физическим лицам, по существу представляют собой оплату их труда.
Представленные работодателем своим работникам блага в случаях, не предусмотренных законом, только тогда включаются в базу для исчисления страховых взносов в Фонд социального страхования, когда с учетом обстоятельств конкретного дела такие блага могут быть расценены как вознаграждение работников в связи с выполнением ими работы (служебных обязанностей).
Согласно статье 297 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) вахтовый метод - это особая форма осуществления трудового процесса вне места постоянного проживания работников, когда не может быть обеспечено их ежедневное возвращение в место постоянного проживания.
Согласно статье 302 ТК РФ лицам, выполняющим работы вахтовым методом, за каждый календарный день пребывания в местах производства работ в период вахты, а также за фактические дни нахождения в пути от места нахождения работодателя (пункта сбора) до места выполнения работы и обратно выплачивается взамен суточных надбавка за вахтовый метод работы.
Размер и порядок выплаты надбавки за вахтовый метод работы работникам федеральных государственных органов и федеральных государственных учреждений устанавливается Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2005 г. N 51.
Размер и порядок выплаты надбавки за вахтовый метод работы в государственных органах субъектов Российской Федерации, государственных учреждениях субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях устанавливаются соответственно нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (часть 3 статьи 302 ТК РФ).
Размер и порядок выплаты надбавки за вахтовый метод работы у других работодателей устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, трудовым договором (часть 4 статьи 302 ТК РФ).
Как следует из материалов дела, при выполнении работ вахтовым методом к заработной плате работников за каждый день работы на вахте, а также за фактические дни нахождения в пути от места расположения предприятия к месту работы и обратно, взамен суточных согласно условиям трудовых договоров и доп. соглашений производились выплаты, установленные указанными договорами.
Указанные выплаты не входят в систему оплаты труда и производились в качестве компенсации затрат работников, связанных с выполнением ими трудовых обязанностей. Таким образом, данная надбавка не является оплатой труда в повышенном размере.
Между тем, законодательством не определены ни нормы суточных, ни порядок их установления применительно к страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Общий порядок установления таких норм и ограничения их размера предусмотрен только трудовым законодательством.
Согласно статье 168 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику расходы по проезду, расходы по найму жилого помещения, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.
Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом. При этом размеры возмещения не могут быть ниже размеров, установленных Правительством Российской Федерации для организаций, финансируемых из федерального бюджета.
Из правового анализа изложенных норм следует, что для организаций, не финансируемых из федерального бюджета, нормы суточных устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором и ограничены только минимальным размером.
Материалами дела, подтверждено, что размеры надбавок за вахтовый метод работы в данном случае определены трудовыми договорами, Положением о вахтовом методе организации работ ООО "Стройнефть", Приказом об утверждении вахтовой надбавки ООО "Стройнефть" от 11.01.2020 года.
Кроме того, работа вахтовым методом подтверждается постановкой на учет как обособленного подразделения в г. Екатеринбург и г. Тольятти, что подтверждается Уведомлением о постановке на учет обособленного подразделения в г. Екатеринбург и Уведомлением о постановке на учет обособленного подразделения в г. Тольятти.
Проверив в соответствии со ст.67 и 68 АПК РФ допустимость и относимость доказательств, и рассмотрев представленные в материалы дела доказательства в совокупности и во взаимосвязи в порядке, установленном ст.71 АПК РФ, арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что представленными доказательствами ООО "Стройнефть" подтвердило реальность и обоснованность применения вахтового метода работ в ООО "Стройнефть" за 9 месяцев 2021 года.
Таким образом, у налогового органа отсутствовали основания для доначисления страховых взносов и привлечения Общества к ответственности в связи с начислением и выплатой работникам компенсационных выплат за вахтовый метод работы взамен суточных.
Также не обоснован довод Налогового органа о том, что согласно суммы выплат больничных за счет работодателя Родионову М.А., Ярхамову Р.М. в размере 3 094,05 рублей выплаченное пособие Дубынину И.С. в размере 30.000 рублей осуществлены ООО "Стройнефть" в 4 квартале 2021 года и не включаются за период 9 месяцев 2021 года.
Данный довод опровергается Решением УФНС России по Самарской области N 20-16/38878@ от 07.11.2022 года и Расчетом пособия Родионова М.А. за период с 12.04.2021 года по 16.04.2021 года; Ярхамова Р.М. за период с 28.06.2021 года по 12.07.2021 года; Соглашением о расторжении трудового договора с Дубыниным И.С. от 08.06.2021 года, Приказом "О прекращении трудового договора" N 6 от 08.06.2021 года.
Кроме того, работодателю нет необходимости распечатывать и хранить у себя копии электронных больничных, так как Электронные листки нетрудоспособности являются документом, имеющим юридическую силу. В соответствии с Федеральным законом от 01.05.2017 N 86-ФЗ они формируются и хранятся в информационной системе ФСС "Единая интегрированная информационная система "Соцстрах".
В подтверждение доводов ООО "Стройнефть", в материалы дела представлены Расчет пособия Родионова М.А. за период с 12.04.2021 года по 16.04.2021 года; Расчет пособия Ярхамова Р.М. за период с 28.06.2021 года по 12.07.2021 года; Соглашение о расторжении трудового договора с Дубыниным И.С. от 08.06.2021 года, Приказ "О прекращении трудового договора" N 6 от 08.06.2021 года.
В соответствии с ч.2 ст.201 АПК РФ арбитражный суд установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Самарской области N 581 от 03.06.2022 года об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения не соответствует требованиям Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы заявителя, что в силу статьей 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для признания его незаконным, и возложения на ответчиков обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Кроме того, ИФНС России по Самарской области по Решению о взыскании N 4203 от 17.08.2022 года на основании ст. 46 НК РФ было незаконно списаны денежные средства в сумме 186 694,44 руб., что подтверждается инкассовыми поручениями N 27867 от 17.08.2022 года; N 27868 от 17.08.2022 года; N 27869 от 17.08.2022 года; N 27870 от 17.08.2022 года; N 27871 от 17.08.2022 года; N 27872 от 17.08.2022 года.
В соответствии с п.4 ст.201 АПК РФ в резолютивной части решения суда по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, суд должен указать обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Суд посчитал, что следует обязать Межрайонную ИФНС России N 18 по Самарской области устранить нарушение прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью ООО "Стройнефть".
Пунктом 75 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" определено, что решение вышестоящего налогового органа, принятое по жалобе налогоплательщика, может являться самостоятельным предметом оспаривания в суде, если оно представляет собой новое решение, а также по мотиву нарушения процедуры его принятия либо по мотиву выхода вышестоящего налогового органа за пределы своих полномочий.
Оспариваемым решением Управления ФНС РФ по Самарской области N 20-16/24217@ от 17.07.2022 года апелляционная жалоба налогоплательщика была оставлена без удовлетворения, Решение об отказе в привлечении к ответственности было оставлено без изменений.
С учетом изложенного, в удовлетворении требования о признании незаконным решения УФНС по Самарской области судом первой инстанции было отказано.
В указанной части выбора способа устранения нарушений прав и в части отказа в удовлетворении требований, решение суда первой инстанции заявителем не оспаривается.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу и им дана надлежащая оценка.
Отказывая в удовлетворении апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции исходит также из следующего.
Утверждение суда первой инстанции о том, что законодательством не определены ни нормы суточных, ни порядок их установления применительно к страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, является не совсем верным. Такой размер действительно не определен, применительно к взаимоотношениям между работодателем и его работником. Однако, ст. 217 НК РФ (на неё имеется ссылка в ст.422 НК РФ, определяющей освобождение от уплаты страховых взносов) установлено, что не подлежат налогообложению выплаты взамен суточных, но не более 700 руб. за каждый день нахождения в командировке.
С целью проверки размера компенсационных выплат перечисленных своим работникам, суд апелляционной инстанции откладывал судебное заседание, предложив заявителю представить подробный расчет сумм, им выплаченных.
В соответствии с представленным им расчетом (оформлен в качестве дополнения к отзыву на апелляционную жалобу от 22.09.2023 г.) суммы, выплаченные работникам, не превышают 700 рублей в день, соответственно они были правомерно освобождены от обложения страховыми взносами.
Таким образом, выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Расходы по уплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации относятся на подателя апелляционной жалобы - заявителя по делу.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 18 июня 2023 года по делу N А55-29941/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Б. Корнилов |
Судьи |
Е.Н. Некрасова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-29941/2022
Истец: ООО "Стройнефть"
Ответчик: Межрайонная ИФНС N18 по Самарской области, УФНС по Самарской области
Третье лицо: ГУ ФССП по Самарской области, МИФНС N 23 по Самарской области, ООО "ЯНТАРЬ ПЛЮС", ОСП г. Чапаевска Самарской области