г. Санкт-Петербург |
|
02 октября 2023 г. |
Дело N А26-4195/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 октября 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Слобожаниной В.Б.
судей Ракчеевой М.А., Семиглазова В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ворониной Е.Ю.,
при участии:
от заявителя: не явился, извещен;
от заинтересованного лица: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2186/2023) Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 12.12.2022 по делу N А26-4195/2022 (судья Цыба И.С.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Карлис-Вяртсиля"
к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия
о признании незаконным отказа,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Карлис-Вяртсиля" (ОГРН 1151001010170, ИНН 1007023810; адрес: 186757, Республика Карелия, г. Сортавала, пгт. Вяртсиля, ул. Строителей, д. 9) (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия (ОГРН 1071001000828, ИНН 1001016090; адрес: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Андропова, д. 2/24) (далее - ответчик, Министерство) о признании незаконным отказа в продлении договора аренды лесного участка, изложенного в письме от 25.04.2022 N 7057/19-21/МПРиЭ-и.
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 12.12.2022 требования Общества удовлетворены, признан незаконным как не соответствующий Федеральному закону от 14.03.2022 N 58-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 58-ФЗ) отказ Министерства в заключении дополнительного соглашения об увеличении срока действия договора аренды лесного участка N 12-з от 24.11.2008 (далее - Договор), изложенный в письме N 7057/19-21/МПРиЭ-и от 25.04.2022; суд обязал Министерство устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Общества посредством заключения с Обществом в течение десяти календарных дней со дня вступления решения в законную силу дополнительного соглашения к договору аренды лесного участка N 12-з от 24.11.2008, предусматривающего увеличение срока действия данного договора аренды на три года; с Министерства в пользу Общества взыскано 3000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Министерство, не согласившись с решением суда, подало апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Общества.
В обоснование апелляционной жалобы Министерство указало, что судом сделан неверный вывод о допустимости применения норм Закона N 58-ФЗ к договорам аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, при том, что положения статьи 8 Закона N 58-ФЗ, предусматривающих возможность внесения изменений в договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, путем заключения дополнительных соглашений, не распространяется на лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.
Кроме того, как указал податель жалобы, Лесным кодексом Российской Федерации (далее - ЛК РФ) установлен прямой запрет на внесение изменений в договор аренды лесного участка, заключенного по результатам торгов, а в Законе N 58-ФЗ отсутствует указание на неприменение части 2 статьи 74.1 ЛК РФ при заключении дополнительных соглашений к договорам аренды земельных участков.
Также податель жалобы указал, что Договор действует до 04.08.2045 года, что позволяет Обществу пользоваться лесным участком еще 23 года и в таком случае необходимость в его пролонгации отсутствует, а увеличение установленного Договором срока на три года не соответствует тем мерам поддержки субъектов предпринимательской деятельности, которые предусмотрены Законом N 58-ФЗ.
В отзыве на апелляционную жалобу Общество просило решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определениями от 11.04.2023 и от 06.06.2023 рассмотрение апелляционной жалобы откладывалось, в том числе в связи истребованием Верховным Судом Российской Федерации материалов дела N А26-4189/2022, в рамках которого рассмотрены аналогичные доводы Министерства в отношении договора аренды лесного участка с иным арендатором.
26.06.2023 в апелляционный суд поступило заявление Министерства о приостановлении производства по делу до рассмотрения Верховным Судом Российской Федерации кассационной жалобы по делу N А26-4189/2022.
Определением от 04.07.2023 апелляционный суд приостановил производство по апелляционной жалобе Министерства на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 12.12.2022 по делу N А26-4195/2022 до рассмотрения Верховным Судом Российской Федерации кассационной жалобы по делу N А26-4189/2022.
В апелляционный суд поступило заявление Министерства о возобновлении производства по делу по апелляционной жалобе со ссылкой на то, что обстоятельства, послужившие основанием для приостановления производства по делу, отпали. Определением Верховного суда Российской Федерации N 307-ЭС23-5622 от 30.06.2023 ООО "Олонец - Древ" отказано в передаче кассационной жалобы по делу NА26-4189/2022 для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Определением от 18.08.2023, рассмотрев заявление Министерства о возобновлении производства по апелляционной жалобе, апелляционный суд назначил судебное заседание по рассмотрению вопроса о возобновлении производства по апелляционной жалобе Министерства на 26.009.2023 и в порядке подготовки к судебному разбирательству предложил участвующим в деле лицам представить в апелляционный суд и направить друг другу письменные позиции с учетом судебных актов, принятых по результатам рассмотрения дела N А26-4189/2022. Также указанным определением апелляционный суд разъяснил, что при отсутствии возражений лиц, участвующих в деле, производство по апелляционной жалобе будет возобновлено, апелляционная жалоба рассмотрена по существу.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, дополнительных письменных позиций и возражений против возобновления производства по апелляционной жалобе не представили.
Поскольку основания для приостановления производства по апелляционной жалобе отпали, определением от 26.09.2023, вынесенным в порядке части 5 статьи 184 АПК РФ, апелляционный суд возобновил производство по апелляционной жалобе.
В связи с неявкой представителей лиц, участвующих в деле, апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие их представителей в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Между Обществом (арендатор) и Министерством (арендодатель) заключен договор аренды участков лесного фонда N 12-з от 24.11.2008 (дата, номер государственной регистрации 10.02.2009 N10-10-07/002/2009-035), предусматривающий передачу арендатору во временное пользование лесного участка с целью заготовки древесины.
Срок действия Договора установлен с момента его государственной регистрации до 04.08.2045 (пункт 7.1. Договора).
14.03.2022 вступил в силу Закон N 58-ФЗ, которым предусмотрено введение в Российской Федерации ряда антикризисных мер в условиях международных санкций.
Частью 3 статьи 8 Закона N 58-ФЗ предусмотрено право арендатора земельного участка, находящегося в государственной собственности, потребовать заключения дополнительного соглашения к договору аренды об увеличении срока его действия. Дополнительное соглашение об увеличении срока аренды должно быть заключено в срок не позднее пяти рабочих дней со дня обращения арендатора с требованием о его заключении (пункт 5 статьи 8 Закона N58-ФЗ).
На основании Закона N 58-ФЗ Общество обратилось в Министерство с просьбой продлить срок действия Договора на три года.
Министерство письмом от 25.04.2022 N 7057/19-21/МПРиЭ-и отказало Обществу в продлении срока Договора со ссылкой на статью 74 ЛК РФ.
Полагая, что данный отказ не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с требованием о признании незаконным данного решения.
Суд первой инстанции, исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, а также установив, что Общество является арендатором земельного участка из состава земель лесного фонда, сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, пришел к выводу о том, что Общество имеет право на продление договора аренды в порядке, предусмотренном статьей 8 Закона N 58-ФЗ. При этом согласно выводу суда первой инстанции Закон N 58-ФЗ является специальным и в сфере его регулирования имеет приоритет над иными законодательными актами, не содержит исключений для его применения в отношении какой-либо категории земельных участков, следовательно, распространяет свое действие и на договоры аренды лесных участков.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции полагает решение суда первой инстанции подлежащим отмене в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ, пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу статьи 73.1 ЛК РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов на право заключения такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона или открытого конкурса, за исключением случаев, установленных частью 3 указанной статьи, частью 1 статьи 74 ЛК РФ.
Согласно части 2 статьи 72 ЛК РФ в аренду могут быть предоставлены только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учёт.
Срок договора аренды лесного участка определяется в соответствии со сроком использования лесов, предусмотренным лесохозяйственным регламентом (часть 4 статьи 72 ЛК РФ).
В силу части 1 статьи 74.1 ЛК РФ изменение и расторжение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом, Земельным кодексом и настоящим Кодексом.
Частью 2 статьи 74.1 ЛК РФ закреплено, что изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр.
Частью 3 статьи 74.1 ЛК РФ установлено, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
Таким образом, положения статьи 74.1 ЛК РФ предусматривают лишь в установленных в них случаях и только по указанным в них основаниям изменения условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, создают.
Исходя из пояснительной записки к проекту Федерального закона N 84938-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (впоследствии ставшего Законом N 58-ФЗ), подготовка указанного законопроекта обусловлена необходимостью реализации комплекса мер социально-экономического характера в отношении граждан Российской Федерации и юридических лиц в целях защиты национальных интересов Российской Федерации в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций. Законопроектом в 2022 году предусматриваются механизм пролонгации договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, и право уполномоченных органов принимать решения об определении льготного размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности.
Так, Законом N 58-ФЗ Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" дополнен статьей 20, согласно которой особенности регулирования земельных отношений в 2022 году устанавливаются федеральными законами (статья 2).
Статьей 8 Закона N 58-ФЗ (в редакции, действовавшей в спорный период) установлены особенности предоставления в 2022 году земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также возможность установления в 2022 году льготной арендной платы (части 1 и 2).
В соответствии с частью 3 статьи 8 Закона N 58-ФЗ до 01.03.2023 арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе потребовать от арендодателя заключения дополнительного соглашения к договору аренды такого земельного участка, предусматривающего увеличение срока действия данного договора аренды, независимо от оснований заключения данного договора аренды, наличия или отсутствия задолженности по арендной плате при условии, что:
1) на дату обращения арендатора с указанным требованием срок действия договора аренды земельного участка не истек либо арендодателем не заявлено в суд требование о расторжении данного договора аренды;
2) на дату обращения арендатора с указанным требованием у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка.
Согласно части 4 статьи 8 Закона N 58-ФЗ срок, на который увеличивается срок действия договора аренды земельного участка в соответствии с дополнительным соглашением, указанным в части 3 названной статьи, не может превышать три года, при этом положения пункта 8 статьи 39.8 ЗК РФ не применяются.
Указанная норма не содержит специальной оговорки о неприменении положений части 3 статьи 72 ЛК РФ, которая так же, как пункт 8 статьи 39.8 ЗК РФ, регулирует предельные сроки возможного действия договоров аренды.
В данном случае лесной участок предоставлен для заготовки древесины, которая производится Обществом в настоящее время, при этом на наличие препятствий в использовании участка по причине введения санкций против Российской Федерации заявитель не ссылался. Исходя из условий Договора, Общество имеет право использовать лесной участок в целях его предоставления (заготовки древесины) до 04.08.2045, и оснований полагать, что в текущий момент увеличение срока действия Договора до 04.08.2048 является для Общества необходимой мерой по смыслу Закона N 58-ФЗ, не имеется.
Доводов в обоснование того, что оспариваемый отказ Министерства действительно ограничивает свободу осуществления Обществом предпринимательской деятельности, заявитель не приводил и доказательств этому не представил.
Кроме того, применительно к особенностям аренды лесных участков, предоставленных с целью заготовки древесины, увеличение срока действия договора на три года обуславливает увеличение объема изъятия лесных ресурсов на три ежегодных объема разрешенной к заготовке древесины, в то время как таким договором устанавливается предельный объем вырубки лесных ресурсов. При этом объем допустимого изъятия лесных ресурсов определяется объемом расчетной лесосеки и положениями лесохозяйственного регламента лесничества, сведения которого входят в состав государственного лесного реестра (статья 87 ЛК РФ).
Таким образом, увеличение срока действия Договора, предоставленного с целью заготовки древесины, влечет существенное изменение его иных условий, в том числе объема изъятия лесных ресурсов, количественных и качественных характеристик лесного участка, требующих, в свою очередь, мероприятий по утверждению новой расчетной лесосеки и внесению изменений в лесохозяйственный регламент, отсутствие которых исключает подписание спорного дополнительного соглашения.
С учетом изложенного оспариваемый отказ Министерства в заключении дополнительного соглашения об увеличении срока действия Договора соответствует нормам ЛК РФ и не влечет нарушение прав и законных интересов Общества.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене ввиду несоответствия выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, а также неправильного применения норм материального права, с вынесением судебного акта об отказе в удовлетворении заявления Общества.
В порядке статьи 110 АПК РФ и с учетом отказа в удовлетворении заявления расходы по оплате государственной пошлине по заявлению относятся на Общество.
Руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 12.12.2022 по делу N А26-4195/2022 отменить, принять новый судебный акт.
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Карлис-Вяртсиля" отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Б. Слобожанина |
Судьи |
М.А. Ракчеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-4195/2022
Истец: ООО "Карлис-Вяртсиля"
Ответчик: Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия