г. Москва |
|
02 октября 2023 г. |
Дело N А40-79324/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 октября 2023 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ю.Н. Кухаренко,
судей Е.А. Птанской, Д.В. Пирожкова,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Д.Д. Лященко,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "РЖД"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 26 июня 2023 по делу N А40- 79324/23,
по иску ОАО "РЖД" (ОГРН: 1037739877295, ИНН: 7708503727)
к Минобороны России (ОГРН: 1037700255284, ИНН: 7704252261)
о взыскании 54 899,76 руб.
при участии в судебном заседании:
от истца: Аксенов О.А. по доверенности от 01.07.2022,
от ответчика: Авакян С.А. по доверенности от 12.10.2022,
УСТАНОВИЛ:
ОАО "РЖД" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к Минобороны России (далее - ответчик) о взыскании денежных средств в размере 54 899 руб. 76 коп.
Решением суда от 26 июня 2023 года в иске отказано.
ОАО "РЖД", не согласившись с решением суда, подало апелляционную жалобу, в которой считает его незаконным, необоснованным.
В своей жалобе заявитель указывает на то, что поскольку факт пользования привлеченным железнодорожным подвижным составом за время нахождения под грузовыми операциями и не учтенным сроком доставки по перевозке в спорный период подтверждается материалами дела, и не оспаривается Ответчиком, требования ОАО "РЖД" законные и обоснованные
По доводам, приведенным в жалобе, заявитель просит решение суда отменить, исковые требования удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании апелляционного суда заявитель доводы жалобы поддерживает в полном объеме.
Ответчик с доводами жалобы не согласен, решение суда считает законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Как усматривается из материалов дела, между государственным заказчиком - Министерством обороны Российской Федерации, действующий от имени Российской, именуемый в дальнейшем "Заказчик" с одной стороны, и ОАО "РЖД", именуемое в дальнейшем "Исполнитель" заключён Государственный контракт на оказание услуг по обеспечению и выполнению воинских и специальных ж.д. перевозок от 06.01.2022 N 1/ДТО-2022/4671219 (п. 11 Контракта - сроком действия на оказание услуг с 01.01.2022 по 28.03.2023) (далее - Контракт).
В соответствие с Контрактом получателями услуг являются воинские части, учреждения и организации, подведомственные Заказчику или определенные им в качестве уполномоченных на получение услуг.
В сентябре 2022 года Заказчику была предоставлена услуга по использованию привлеченного железнодорожного подвижного состава для перевозки грузов по требованиям-накладным формы 2 Г-3, Г-4 и ж.д. накладным согласно прилагаемому расчету: N N ЭЦ976164, XI69825, Х342623, Х270691, Х403968, Х169830, Х181197, Х181216, Х169831.
Прибывшие по указанным выше накладным вагоны были поданы для проведения грузовых операций. Согласно чему Исполнителем были составлены ведомости подачи и уборки вагонов ф. ГУ-46ВЦ/Э, которые подписаны Заказчиком без разногласий: N N 091044, 091080, 092084, 086022, 094186, 093220, 092216, 095222, 095946.
По причине нахождение спорных вагонов под грузовыми операциями в сутки не входящее в расчетный срок доставки, Исполнителем была начислена плата за привлечение подвижного состава по накопительным ведомостям ф. ФДУ-92 согласно Расчету суммы компенсации (Приложение N 1): NN 090941, 190903,190904, 190953, 170901, 220922, 220923, 230901, 250901.
Общая сумма задолженности по перечисленным выше накопительным ведомостям составила 53 471,41 руб. с учетом НДС.
Порядок начислений платам за привлечение подвижного состава и цены на услуги производится в порядке, установлены п. 6 Контракта.
Так, на основании указанных выше первичных документов за спорное время нахождения под грузовыми операциями привлеченного подвижного состава Исполнитель направил сформированные счета за месяц и акты оказанных услуг для акцепта и подписания Заказчику за сентябрь 2022 г.: счета N N 50 от 10.09.2022, 52 от 20.09.2022, 53 от 25.09.2022, акты оказанных услуг NN 50 от 10.09.2022, 52 от 20.09.2022, 53 от 25.09.2022, и перечни переборов к указанным счетам.
Заказчиком вышеуказанные акты и счета частично неакцептованные на общую сумму задолженности настоящего требования, что также отражено в перечнях переборов.
В свою очередь, согласно п. 5.4 Контракта для оказания услуг по организации воинских и специальных перевозок используется привлеченный железнодорожный подвижной состав на инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования на условиях, аналогичных условиям использования вагонов общего парка, с учетом особенностей тарификации, установленных Постановлением 1590.
Так, согласно п. 1 Постановления 1590 для оказания услуг по организации и осуществлению воинских и специальных железнодорожных перевозок, железнодорожный подвижной состав и контейнеры привлекаются на основании аукциона у владельцев железнодорожного подвижного состава и контейнеров. Порядок проведения этого аукциона, включая порядок определения стартовой цены привлечения железнодорожного подвижного состава и контейнеров.
Приказом ФАС России от 19.10.2017 N 1384/17 утвержден Порядок проведения аукциона по привлечению железнодорожного подвижного состава и контейнеров, включая порядок определения стартовой цены привлечения железнодорожного подвижного состава и контейнеров, согласно приложению к настоящему приказу (далее Порядок проведения аукциона).
В соответствие с п. 10.2.2 Порядка проведения аукциона в случае привлечения видов (типов) железнодорожного подвижного состава (вагонов) или контейнеров определение стартовой цены осуществляется по формуле.
С целью определения стартовой цены срок доставки вагонов, контейнеров (в сутках), при отсутствии в полном объеме исходных данных для расчета срока, рассчитывается путем деления среднепоясного расстояния для каждого тарифного пояса дальности (в километрах) на нормативный срок доставки маршрутных отправок (в километрах в сутки), определенный с учетом приказа Минтранса России N 245 и постановления Правительства Российской Федерации N 1590, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, с учетом увеличения срока доставки (в сутках) на операции, связанные с отправлением и прибытием груза, порожних вагонов.
В свою очередь для расчета стоимости компенсации за привлечение подвижного состава истец применяет формулы, установленные в п. 4 Постановления 1590,
Таким образом, особенности тарификации состоит в замене вагоносоставляющей, заложенной в Прейскуранте N 10-01 (Тарифного руководства N 1) и Тарифном руководстве N 2 на стоимость пользования привлеченным подвижным составом, как при перевозке, так и при задержке вагонов общего парка под грузовыми операциями за сутки.
Обязанность грузоотправителя/грузополучателя оплачивать время нахождения у них вагонов общего парка, в том числе вагонов привлеченных для воинских и специальных перевозок, при задержке подачи вагонов по причинам, зависящим от грузоотправителя/грузополучателя, и порядок исчисления оплачиваемого времени регулируются статьей 39 Федерального закона Российской Федерации от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав).
Уставом и другими нормативными документами Российской Федерации не предусмотрена связь между порядком начисления платы (компенсационной платы) за пользование вагонами/контейнерами и сроком доставки вагона/контейнера по перевозочному документу.
В соответствии с нормативно-правовыми актами Российской Федерации перевозка железнодорожным транспортом общего пользования и задержка подачи вагонов под погрузку/выгрузку являются разными услугами, с отдельными правилами их оформления и тарификации, установленными государственными органами регулирования.
Вместе с тем, следует отметить, что в отличие от правил начисления платы за пользование вагонами общего парка, ОАО "РЖД" было принято решение не начислять компенсационную плату за привлеченные вагоны, если эти сутки пользования вагоном учтены в перевозочном документе и входят в стоимость провозной платы.
Также, в случае просрочки исполнения Заказчиком обязательства по оплате за оказанные услуги, предусмотренные Контрактом, в соответствии с пунктом 7.11 Контракта Исполнитель вправе требовать уплату неустойки за каждый день просрочки исполнения обязательства в размере одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от размера окончательного расчета за оказанные услуги, предусмотренного Контракта.
Так, за неисполнение Заказчиком обязательств на сумму 53 471,41 руб. согласно расчету процентов задолженности (неустойки) общая сумма начисленной неустойки составляет 1 428,35 рубля.
При этом перерасчет суммы неустойки возможен с учетом даты фактического погашения задолженности.
Общая сумма задолженности составила 54 899,76 рублей.
В соответствии с п.1 ст. 395 ГК РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды.
Согласно расчету истца сумма процентов за пользование чужими денежными средствами составляет 54 899 руб. 76 коп.
Доводы истца, судом первой инстанции признаны необоснованными ввиду следующего:
В соответствии с условиями государственного контракта на оказание услуг по выполнению воинских железнодорожных грузовых перевозок для нужд Министерства обороны Российской Федерации во внутригосударственном сообщении от 6 января 2022 г. N 1/ДТО-2022/4671219 (далее - Контракт) для перевозки воинских грузов Исполнитель обязан самостоятельно осуществить привлечение подвижного состава третьих лиц, а Заказчик оплатить плату за перевозку воинских грузов, включающую плату за пользование привлеченным подвижным составом, в установленных случаях стоимость компенсации согласно п.4 Особенностей тарификации воинских и специальных железнодорожных перевозок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2016 N 1590 "Об оказании услуг по организации и осуществлению воинских и специальных железнодорожных перевозок" (далее - Особенности тарификации).
Согласно п.4 Особенностей тарификации, который предусматривает исчерпывающий перечень случаев, когда производится начисление стоимости компенсации (компенсация):
-в случае задержки привлеченного подвижного состава при его нахождении под грузовыми операциями, а также в случае задержки в процессе перевозки или подачи под грузовые операции по причинам, не зависящим от перевозчика и владельца инфраструктуры (т.е. сверх нормативного времени по причинам, зависящим от Заказчика.
-в случае использования привлеченного подвижного состава для осуществления учебной погрузки.
-в случае отказа федеральных органов исполнительной власти, в интересах которых осуществляются воинские и специальные перевозки, от использования привлеченного подвижного состава.
Одновременное начисление за одни и те же сутки и платы за привлечение и стоимости компенсации привлечения одного и того же вагона Особенностями тарификации не предусмотрено, однако вышеуказанные нормы права Истец трактует в свою пользу.
Согласно ст. 33 УЖТ РФ перевозка завершена и грузы считаются доставленными в срок, если до истечения, указанного в транспортной железнодорожной накладной срока доставки вагоны с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.
Позиция Минобороны России подтверждается позицией структурного подразделения ОАО "РЖД" (Центр фирменного транспортного обслуживания) который 13 января 2023 года письменно разъяснил, когда и при каких случаях начисляется компенсационная плата.
"При начислении платы за пользование привлеченными вагонами и контейнерами следует учитывать, что срок доставки (сутки пользования вагоном по перевозочному документу) включает также дату подачи вагона на станции выгрузки:
- по фактическому сроку доставки, если он менее или равен нормативному сроку доставки;
- по нормативному сроку доставки, если фактическое прибытие после нормативного срока доставки, за исключением задержки доставки и/или подачи по причинам, зависящим от грузоотправителей, грузополучателей заказчика, не начисляется.
В целях исключения убытков ОАО "РЖД" за оказанные услуги, необходимо исключить факты несвоевременного уведомления и подачи вагонов под грузовые операции, а при задержках подачи по причинам, зависящим от грузополучателей, фиксировать данные обстоятельства актами общей формы.
Ранее направленные разъяснения в части порядка расчета компенсационный платы при выгрузке вагонов из-под воинских и специальных грузов отменяются.".
Согласно вышеуказанным разъяснениям, постановлением Правительства Российской Федерации 18 февраля 2023 г. N 263, были внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2016 г. N 1590.
подпункт "в" изложить в следующей редакции:
"в) стоимость использования привлеченного перевозчиком подвижного состава, контейнеров при нахождении их под грузовыми операциями, а также в случае задержки в процессе перевозки или подачи (уборки) вагонов, контейнеров для (после) грузовых операций по причинам, не зависящим от перевозчика и владельца инфраструктуры, с учетом стоимости привлечения перевозчиком подвижного состава определяемая по формуле.
Вагоны под погрузку воинского имущества подавалась в период с 27.08.2022 по 20.09.2022 с нарушением нормативного срока доставки груза от 1 до 12 дней, что подтверждается материалами дела, представленные самим истцом.
Погрузка завершена в течение нормативного времени (в эти же сутки), о чем свидетельствует доказательства, в виде ведомостей подачи и уборки вагонов представленными ОАО "РЖД", вагоны также в эти же сутки были приняты перевозчиком к перевозке, что подтверждается материалами дела и не оспаривается стороной.
Время нахождения вагонов под грузовыми операциями подтверждается памятками приемосдатчика и ведомостями подачи/уборки вагонов, из которых следует, что задержки под грузовыми операциями со стороны Минобороны России не допущено.
ОАО "РЖД" необоснованно полагает, что Заказчик, которому груз доставлен с задержкой, помимо платы за привлечение вагона, начисленной по перевозочному документу, должен нести дополнительные расходы и оплатить компенсацию за сутки, на которые ОАО "РЖД" было перенесено выполнение грузовой операции Заказчиком в результате допущенной по вине ОАО "РЖД" либо иных лиц задержки доставки груза.
Время нахождения вагонов под грузовыми операциями подтверждается актом общей формы, памятками приемосдатчика и ведомостями подачи/уборки вагонов, из которых следует, что задержки под грузовыми операциями со стороны Минобороны России не допущено.
Если подача вагонов под выгрузку и их выгрузка осуществляются в те же сутки, в которые груз прибыл на ж.д. станцию, плата за привлечение за указанные сутки на основании железнодорожной накладной уже включена в плату за перевозку, начислена в АС "ЭТРАН" и не подлежит начислению за эти же сутки повторно. Правовые основания для повторного начисления платы за привлечение вагона за эти же сутки согласно п.5.1 Приложения N 1 к Контракту либо компенсации за эти же сутки отсутствуют, поскольку сутки использования вагона двойной оплате не подлежат.
Иной подход повлек бы неосновательное обогащение на стороне собственников вагонов.
Кроме того, для начисления компенсации за задержку привлеченных вагонов необходимо наличие предусмотренных законом и Контрактом правовых оснований и предъявление первичных учетных документов, являющихся документальным основанием для начисления компенсации и подтверждающих фактические обстоятельства.
Основанием для расчета начисляемой заказчику платы за перевозку воинских грузов, включающей плату за привлечение согласно подпункта а пункта 4 Особенностей тарификации, является перевозочный документ (транспортная железнодорожная накладная), который согласно Правилам выдачи грузов на железнодорожном транспорте, утвержденными приказом МПС России от 18.06.2003 г. N 29, раскредитовывается грузополучателем в сутки прибытия груза на станцию назначения вне зависимости от возможности перевозчика осуществить подачу вагонов под выгрузку. На основании пункта 210 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 27.07.2020 г. N 256 после раскредитования перевозочных документов в транспортной железнодорожной накладной проставляется календарный штемпель, подтверждающий уплату причитающихся перевозчику платежей.
В отсутствие такого первичного учетного документа оснований для начисления компенсации Заказчику не имеется.
ОАО "РЖД" указало, что начислены суммы по накопительным ведомостям.
Накопительные ведомости не являются перевозочными документами в силу ст. 2 Устава и приказа Минтранса России от 19.06.2019 N 191 "Об утверждении Единых форм перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом" и не могут служить основанием для начисления платы в перевозке и платы за использование при влеченного вагона после завершения перевозки. Накопительная ведомость не содержит сведений о времени задержки вагонов и не позволяет сделать выводы о лице, от которого зависели причины задержки.
Основанием для начисления компенсации за задержку привлеченного подвижного состава при выполнении грузовой операции является ведомость сроков оборота вагонов и технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов" и от 10.11.2003 N 70 "О Методике по разработке и определению технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов".
В соответствии с пунктом 4 Постановления правительства РФ N 1590 компенсационная плата начисляется только за время пользования вагонами, не учтенное в перевозочном документе (задержка привлеченных вагонов при нахождении их под грузовыми операциями или в процессе перевозке по причинам, не зависящим от перевозчика). В то же время, в соответствии с пунктами 2, 14 Правил исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Минтранса России от 07.08.2015 г. N 245 (далее - Правила N 245), перевозка грузов железнодорожным транспортом должна осуществляться в пределах нормативных сроков, установленных данными Правилами; доставка грузов считается оконченной в момент подачи вагонов с грузами грузополучателям на пути необщего пользования; неполные сутки при исчислении сроков доставки считаются за полные.
При рассмотрении вопроса о взыскании начисленной заказчику платы за использование привлеченного подвижного состава либо компенсации за его задержку в предмет доказывания входит наличие предусмотренных законом и Контрактом правовых оснований дли начисления, а также наличие первичных учетных документов, подтверждающих о фактические обстоятельства и являющихся документальным основанием для начисления
Согласно абзаца 1 пункта 1 Постановления правительства РФ N 1590 и условий контракта, исполнитель услуг на основании аукциона привлекает принадлежащий владельцам железнодорожный подвижной состав для выполнения воинских перевозок.
В соответствии с формулой 1 подпункта а) пункта 4 Особенностей тарификации в расчет платы за перевозку воинских грузов включаются: стоимость воинских железнодорожных перевозок грузов (тарифы), стоимость дополнительных услуг, плата за использование привлеченного подвижного состава.
Плата за использование привлеченного подвижного состава определяется по формуле 2 Особенностей тарификации.
Именно нормативный срок является максимальным сроком, за который на основании перевозочного документа может быть начислена плата за перевозку (включающая тарифы, стоимость дополнительных услуг и плату за использование привлеченного подвижного состава). Основания для отдельного от платы за перевозку начисления платы за использование привлеченных вагонов после окончания нормативного срока доставки груза Особенностями тарификации и контрактом не предусмотрены.
Основанием для расчета начисляемой заказчику платы за перевозку воинских грузов, включающей плату за привлечение согласно подпункта а пункта 4 Особенностей тарификации, является перевозочный документ (транспортная железнодорожная накладная), который согласно Правилам выдачи грузов на железнодорожном транспорте, утвержденными приказом МПС России от 18.06.2003 г. N 29, раскредитовывается грузополучателем в сутки прибытия груза на станцию назначения вне зависимости от возможности перевозчика осуществить подачу вагонов под выгрузку. На основании пункта 210 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 27.07.2020 г. N 256 после раскредитования перевозочных документов в транспортной железнодорожной накладной проставляется календарный штемпель, подтверждающий уплату причитающихся перевозчику платежей.
После завершения перевозочного процесса добор платы за использование привлеченных вагонов возможен исключительно в случае своевременной доставки груза и выгрузки вагонов, начавшейся в сутки подачи вагонов под выгрузку и завершенной грузополучателем в следующие сутки без задержки вагонов под выгрузкой (т.е. осуществленной в пределах нормативного времени нахождения вагонов под выгрузкой, но переходящей на следующие сутки выгрузке вагонов) согласно ведомости подачи и уборки вагонов (в дальнейшем включаемой в накопительную ведомость).
Если подача вагонов под выгрузку и их выгрузка осуществляются в те же сутки, в которые груз прибыл на железнодорожную станцию, плата за привлечение за указанные сутки на основании железнодорожной накладной уже включена в плату за перевозку, начислена в АС "ЭТРАН" и не подлежит начислению за эти же сутки повторно. Правовые основания для повторного начислении платы за привлечение вагона за эти же сутки согласно пункту 5.1 Приложении N 1 к контракту либо компенсации за эти же сутки отсутствуют, поскольку сутки использования вагона двойной оплате не подлежат. Иной подход повлек бы неосновательное обогащение на стороне собственников вагонов.
Накопительная ведомость также не является основанием для начисления компенсации за задержку привлеченного подвижного состава при выполнении грузовых операций, поскольку не содержит сведений о времени задержки вагонов и не позволяет сделать выводы о лице, от которого зависели причины задержки. Документов, подтверждающих задержку доставки груза в перевозочном процессе по зависящим от заказчика причинам и являющихся основанием для начисления компенсации, истец не представил в материалы дела, как и документов подтверждающих задержку подачи вагонов под выгрузку или задержку вагонов под выгрузкой.
Учитывая вышеизложенное, Арбитражный суд Москвы посчитал исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Рассмотрев дело в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ, заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
ОАО "РЖД" полагает о наличии законных оснований для взыскания компенсационной платы за пользование привлеченного подвижного состава в размере 53 471,41 руб. с Министерства обороны Российской Федерации.
Так, в соответствии с условиями государственного контракта на оказание услуг но выполнению воинских железнодорожных грузовых перевозок для нужд Министерства обороны Российской Федерации во внутригосударственном сообщении от 6 января 2022 г. N 1/ДТО-2022/4611219 (далее - Контракт) для перевозки воинских грузов Исполнитель обязан самостоятельно осуществить привлечение подвижного состава третьих лип, а Заказчик оплатить плат) и перевозку воинских грузов, включающую плату за пользование привлеченным подвижным составом, в установленных случаях стоимость компенсации согласно п.4 Особенностей тарификации воинских и специальных железнодорожных перевозок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации ОТ 31.12.2016 N 1590 "Об оказании услуг по организации и осуществлению воинских и специальных железнодорожных перевозок" (далее - Особенности тарификации).
П.4 Особенностей тарификации, который предусматривает исчерпывающий перечень случаев, когда производится начисление стоимости компенсации (компенсация):
-в случае задержки привлеченного подвижного состава при его нахождении под грузовыми операциями, а также в случае задержки в процессе перевозки или подачи иод грузовые операции по причинам, не зависящим от перевозчика и владельца инфраструктуры (т.е. сверх нормативного времени по причинам, зависящим от Заказчика);
-в случае использования привлеченного подвижного состава для осуществления учебной погрузки;
-в случае отказа федеральных органов исполнительной власти, в интересах которых осуществляются воинские и специальные перевозки, от использования привлеченного подвижного состава.
Одновременное начисление за одни и те же сутки и платы за привлечение и стоимости компенсации привлечения одного и того же вагона Особенностями тарификации не предусмотрено.
Согласно ст. 33 УЖТ РФ перевозка завершена и грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной срока доставки вагоны с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.
Структурное подразделение ОАО "РЖД" (Центр фирменного транспортного обслуживания) 13 января 2023 года письменно разъяснило, когда и при каких случаях начисляется компенсационная плата.
"При начислении платы за пользование привлеченными вагонами и контейнерами следует учитывать, что срок доставки (сутки пользования вагоном по перевозочному документу) включает также дату подачи вагона на станции выгрузки:
-по фактическому сроку доставки, если он менее или равен нормативному
сроку доставки;
-по нормативному сроку доставки, если фактическое прибытие после нормативного срока доставки, за исключением задержки доставки и/или подачи по причинам, зависящим от грузоотправителей, грузополучателей заказчика, не начисляется.
Пример 1:
прибытие вагона 1 числа отчетного месяца (срок доставки - 2 число); подача под выгрузку 1 числа отчетного месяца; завершение грузовой операции 1 числа отчетного месяца.
Итого: компенсационная плата за пользование вагоном за 1 число отчетного месяца не начисляется (дата должна быть учтена в перевозочном документе), а в случае окончания грузовой операции 2 числа отчетного месяца плата должна быть начислена за одни сутки.
Пример 2:
прибытие вагона 3 числа отчетного месяца (срок доставки - 1 число) сутки пользования вагоном по перевозочному документу включают срок по 1 число отчетного месяца; подача под выгрузку 3 числа отчетного месяца; завершение грузовой операции 3 числа отчетного месяца.
Итого: компенсационная плата за пользование вагоном 2 и 3 числа отчетного месяца не начисляется, а в случае окончания грузовой операции 4 числа отчетного месяца плата должна быть начислена за одни сутки.
Пример 3:
прибытие вагона 1 числа отчетного месяца (срок доставки - 1 число) сутки пользования вагоном но перевозочному документу включают срок по 1 число отчетного месяца; подача под выгрузку 2 числа отчетного месяца; завершение грузовой операции 2 числа отчетного месяца.
Итого: компенсационная плата за пользование вагоном 2 числа отчетного месяца не начисляется, а в случае окончания грузовой операции 3 числа отчетного месяца плата должна быть начислена за одни сутки.
В связи с вышеизложенным, и в целях исключения убытков ОАО "РЖД" за оказанные услуги, необходимо исключить факты несвоевременного уведомления и подачи вагонов под грузовые операции, а при задержках подачи по причинам, зависящим от грузополучателей, фиксировать данные обстоятельства актами общей формы.
Ранее направленные разъяснения в части порядка расчета компенсационный платы при выгрузке вагонов из-под воинских и специальных грузов отменяются.".
Согласно вышеуказанным разъяснениям, постановлением Правительства Российской Федерации 18 февраля 2023 г. N 263, были внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2016 г. N 1590.
В настоящем случае вагоны под погрузку воинского имущества подавались в период с 27.08.2022 г. по 20.09.2022 г. с нарушением нормативного срока доставки груза от 1 до 12 дней, что подтверждается материалами дела, представленными самим Истцом.
Кроме того, погрузка завершена в течение нормативного времени (в эти же сутки), о чем свидетельствуют доказательства, в виде ведомостей подачи и уборки вагонов представленными ОАО "РЖД", вагоны также в эти же сутки были приняты перевозчиком к перевозке, что подтверждается материалами дела и не оспаривается стороной.
Время нахождения вагонов под грузовыми операциями подтверждается памятками приемосдатчика и ведомостями подачи/уборки вагонов, из которых следует, что задержки под грузовыми операциями со стороны Минобороны России не допущено.
Вместе с тем, если подача вагонов под выгрузку и их выгрузка осуществляются в те же сутки, в которые груз прибыл на ж.д, станцию, плача за привлечение подвижного состава за указанные сутки на основании железнодорожной накладной уже включена в плату за перевозку, начислена в АС "ЭТРАН" и не подлежит начислению за эти же сутки повторно. Правовые основания для повторного начисления платы за привлечение вагона за эти же сутки согласно п.5.1 Приложения N 1 к Контракту либо компенсации за эти же сутки отсутствуют, поскольку сутки использования вагона двойной оплате не подлежат.
Иной подход повлек бы неосновательное обогащение на стороне собственников вагонов. Накопительная ведомость также не является основанием для начисления компенсации за задержку привлеченного подвижного состава при выполнении грузовых операций, поскольку не содержит сведений о времени задержки вагонов и не позволяет сделать выводы о лице, от которого зависели причины задержки.
Основанием для начисления компенсации за задержку привлеченного подвижного состава при выполнении грузовой операции является ведомость сроков оборота вагонов и технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов" и от 10.11.2003 N 70 "О Методике по разработке и определению технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов".
Таким образом, судом первой инстанции была дана надлежащая оценка обстоятельствам, сложившейся судебной практики и основанием для отказа в иске ОАО "РЖД" к Минобороны России.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу, что доводы жалобы не могут являться основанием для отмены либо изменения законного и обоснованного решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 26 июня 2023 по делу N А40- 79324/23 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Ю.Н. Кухаренко |
Судьи |
Е.А. Птанская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-79324/2023
Истец: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ