г. Чита |
|
04 октября 2023 г. |
Дело N А19-13319/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 октября 2023 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей: Басаева Д.В., Ломако Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Трофимовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Иркутская электросетевая компания" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 09 августа 2023 года по делу N А19-13319/2023 по заявлению открытого акционерного общества "Иркутская электросетевая компания" (ОГРН 1093850013762, ИНН 3812122706 адрес: 664033, г. Иркутск, ул. Лермонтова, д. 257) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (ОГРН 1033801033155, ИНН 3811020966, адрес: 664025, г. Иркутск, ул. Российская, д. 17) о признании незаконным и отмене постановления от 01.06.2023 N 038/683/23 по делу N 038/04/9.21-2441/2022 об административном правонарушении,
в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, в деле участвуют: открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (ОГРН: 1037739877295, ИНН: 7708503727; адрес: 107174, Россия, г. Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Басманный, Новая Басманная ул, д. 2/1, стр. 1), общество с ограниченной ответственностью "Энергопромсбыт" (ОГРН 1027706023597, ИНН 7706284445; адрес: 119017, город Москва, Большая Ордынка улица, дом 48), Служба по тарифам Иркутской области (ОГРН 1033801025092, ИНН 3808023928; адрес: 664027, Иркутская область, Иркутск город, Ленина улица, дом 1а,), Министерство энергетики Российской Федерации (ОГРН: 1087746777205, ИНН: 7705847529; адрес: 109012, город Москва, Китайгородский проезд, дом 7), акционерное общество "Системный оператор единой энергетической системы" (ОГРН 1027700201352, ИНН:7705454461; адрес: 109074, город Москва, Китайгородский проезд, 7, стр.3), Министерство жилищной политики и энергетики Иркутской области (ОГРН 1083808000671, ИНН 3808171820; адрес: 664011, Иркутская область, Иркутск город, Горького улица, 31),
в отсутствие в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Иркутская электросетевая компания" (далее - заявитель, ОАО "Иркутская электросетевая компания", ОАО "ИЭСК" или общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконными и отмене постановления Управления федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее - Иркутское УФАС России, Управление или антимонопольный или административный орган) от 01.06.2023 N 038/683/23 по делу N 038/04/9.21-2441/2022 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 09 августа 2023 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, как принятого при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанности имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд счел установленными, несоответствии выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неприменении закона, подлежащего применению, и при применении закона, не подлежащего применению.
Общество отмечает, что Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила технологического присоединения), определяют, в том числе порядок и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям (далее также - ЭПУ), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор), устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям (далее - технические условия).
Выполнение мероприятий по строительству новой двухцепной ВЛ 110 кВ Тулун - Нюра повлечет изменение точек присоединения и схемы внешнего электроснабжения, не влекущее пересмотра величины максимальной мощности ПС 110 кВ "Нюра тяговая", принадлежащей открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД").
В связи с чем, на последнем лежит обязанность обратиться в АО "ИЭСК" с самостоятельной заявкой на технологическое присоединение (изменение точек присоединения, не влекущее пересмотра величины максимальной мощности, но изменяющее схему внешнего электроснабжения) по ПС 110 кВ "Нюра". Указанная обязанность ОАО "РЖД" до настоящего времени не исполнена.
Ввиду отсутствия самостоятельной заявки от ОАО "РЖД" на технологическое присоединение (изменение точек присоединения, не влекущее пересмотра величины максимальной мощности, но изменяющее схему внешнего электроснабжения) по ПС 110 кВ "Нюра", в целях исполнения Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и Распоряжения Правительства Российской Федерации от 30.09.2018 N 2101-р ОАО "ИЭСК" включило стоимость строительства новой двухцепной В Л 110 кВ Тулун - Нюра в состав платы за технологическое присоединение по договору N 741/22-ЗЭС.
Таким образом, в действиях АО "ИЭСК" отсутствует вина во вменяемом административном правонарушении, так как исполнить Указ Президента Российской Федерации и Распоряжение Правительства Российской Федерации возможно только путем соблюдения процедуры технологического присоединения ПС "Нюра", выполнения технических условий как со стороны ОАО "РЖД" в пределах земельного участка на котором расположена ПС 110 кВ "Нюра", так и со стороны АО "ИЭСК" до земельного участка.
В противном случае будет нарушена процедура технологического присоединения, установленная Правилами технологического присоединения, а точки присоединения и схема внешнего электроснабжения ПС 110 кВ "Нюра" не будет соответствовать Акту разграничения эксплуатационной ответственности сторон от 20.03.2015 N 19/15-ЗЭС.
АО "ИЭСК" полагает, что время совершения вменяемого правонарушения установлено Иркутским УФАС России неверно.
Также общество считает ошибочными выводы суда о том, что что строительство новых объектов электросетевого хозяйства (участок новой двухцепной ВЛ 110 кВ от ПС 500кВ Тулун до ПС Нюра ориентировочной протяженностью 2,5 км каждая (АС-185)) представляет собой развитие существующей сети и не может быть включено в плату за технологическое присоединение.
Строительство новой двухцепной BJI 110 кВ Тулун - Нюра не является мероприятием по развитию существующей инфраструктуры, так как не является ни реконструкцией существующих объектов электросетевого хозяйства, не направлено на обеспечение надежности электроснабжения уже существующих сетей, не развивает связи между объектами электросетевого хозяйства сетевой организации и не относится к какому-либо иному строительству, которое не подпадает под действие Правил технологического присоединения.
В силу пункта 2 Правил технологического присоединения строительство новой двухцепной BJI 110 кВ Тулун - Нюра является мероприятием по технологическому присоединению ранее присоединенных ЭПУ ОАО "РЖД" (ПС 110 кВ "Нюра"), так как указанное строительство изменяет точки присоединение и схему внешнего электроснабжения ПС 110 кВ "Нюра".
ПС 110 кВ "Нюра" - энергопринимающее устройство ОАО "РЖД" (присоединяемое энергопринимающее устройство, у которого изменяются существующие точки присоединения).
ПС 500 кВ "Тулун" - ближайший объект электросетевого хозяйства АО "ИЭСК" (существующий объект АО "ИЭСК").
Строительство новой двухцепной BJI 110 кВ Тулун - Нюра непосредственно направлено и повлечет изменение точек присоединения объекта ОАО "РЖД" - ПС 110 кВ "Нюра", в связи с чем является исключительно мероприятием "последней мили" для ПС 110 кВ "Нюра" и не является развитием существующей инфраструктуры АО "ИЭСК" и в силу поручений, содержащихся в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204, Распоряжении Правительства Российской Федерации от 30.09.2018 N 2101-р и протоколе от 31.08.2021 N НШ-249/1пр направленно исключительно на развитие транспортной инфраструктуры ОАО "РЖД".
Кроме того общество указывает, что вывод суда первой и инстанции о том, что денежные средства, необходимые АО "ИЭСК" для выполнения мероприятий по строительству новой двухцепной ВЛ110 кВ Тулун - Нюра, входят в инвестиционную программу и учтены Службой по тарифам в составе тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2023 год в соответствии с инвестиционной программой, утвержденной на 2023 год Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 31.10.2022 N 13@", является ошибочным.
Расходы на строительство новой двухцепной BJI 110 кВ Тулун - Нюра не учтены Службой по тарифам Иркутской области при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
При этом строительство новой двухцепной BJI 110 кВ Тулун - Нюра необходимо для увеличение пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей, то есть направлено на развитие именно транспортной инфраструктуры ОАО "РЖД", следовательно, без развития энергетической инфраструктуры невозможно увеличить пропускную способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей, таким образом, строительство новой BJI 110 кВ Зима - Ново-Зиминская N 3 направлено исключительно на развитие транспортной инфраструктуры ОАО "РЖД".
Кроме того, вопросы осуществления технологического присоединения вытекают из договорных правоотношений, соответственно, подлежит разрешению в судебном порядке в соответствии со статьей 445 ГК РФ в рамках разногласий между ОАО "ИЭСК" и ОАО "РЖД", возникших при заключении договора N 741/22-ЗЭС.
Антимонопольный орган лишен возможности произвести надлежащую оценку техническим условиям, вытекающим из специфики энергоснабжения, в том числе, оценивать необходимость строительства линий электропередач, в виду отсутствия технического специалиста с надлежащим образованием.
Также общество указывает на возможность применения положений статьи 2.9 КоАП РФ
Управление и общество с ограниченной ответственностью "Энергопромсбыт" (далее - ООО "Энергопромсбыт") в письменных отзывах на апелляционную жалобу просят решение Арбитражного суда Иркутской области оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается также отчетом о публикации на официальном сайте Арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству.
В соответствии с частью 2 статьи 210 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в Иркутское УФАС России поступили материалы обращения ООО "Энергопромсбыт" в интересах ОАО "РЖД" (N 16415-эп/22 от 17.11.2022) в отношении ОАО "ИЭСК" по факту установления необоснованного размера платы за технологическое присоединение, согласно проекту договора N 741/22-ЗЭС об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.
Определением N 038/3253/22 от 16.11.2022 в отношении ОАО "ИЭСК" возбуждено дело N 038/04/9.21-2441/2022 по событию административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, и проведено административное расследование.
Согласно определению N 038/3253/22 от 16.11.2022 в соответствии со статьей 25.2 КоАП РФ ОАО "РЖД" привлечено в качестве потерпевшей стороны по делу N 038/04/9.21-2441/2022.
По результатам административного расследования 16.02.2023 составлен протокол об административном правонарушении N 038/259/23.
По результатам рассмотрения материалов административного дела N 038/04/9.21-2441/2022 Иркутским УФАС России 01.06.2023 вынесено постановление N 038/683/23 о признании ОАО "ИЭСК" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 600 000 рублей.
Заявитель, полагая, что постановление от 01.06.2023 N 038/683/23 о назначении административного наказания вынесено антимонопольным органом в нарушение требований действующего законодательства и нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением о признании его незаконным и отмене.
В соответствии с частями 6 и 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере эксплуатации сетей и систем энергоснабжения.
Предметом противоправного посягательства в числе прочих выступают правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения заключается в несоблюдении виновным лицом при технологическом присоединении энергопринимающих устройств требований соответствующих нормативных актов.
Субъектами ответственности по данной статье являются субъекты естественной монополии, собственники или иные законные владельцы, в частности объектом электросетевого хозяйства.
ОАО "ИЭСК" включено в Реестр хозяйствующих субъектов, как хозяйствующий субъект, оказывающий услуги по передаче электрической энергии в пределах инженерных сетевых коммуникаций на территории Иркутской области.
Общество является субъектом естественной монополии и включено в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе в раздел I "Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии".
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
По договору об осуществлении технологического присоединения сетевая организация принимает на себя обязательства по реализации мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, в том числе мероприятий по разработке и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, согласованию с системным оператором технических условий, обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства, включая их проектирование, строительство, реконструкцию, к присоединению энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики).
Плата по договору об осуществлении технологического присоединения взимается однократно с возможным условием об оплате выполнения отдельных мероприятий по технологическому присоединению.
Правила технологического присоединения определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям, порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также особенности отказа потребителей электрической энергии от максимальной мощности в пользу сетевой организации (пункт 1).
В соответствии с подпунктом "д" пункта 16 Правил технологического присоединения договор об осуществлении технологического присоединения должен содержать размер платы за технологическое присоединение, определяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере электроэнергетики (при осуществлении технологического присоединения по индивидуальному проекту размер платы за технологическое присоединение определяется с учетом особенностей, установленных разделом III настоящих Правил).
Приказом Федеральной антимонопольной службы от 30 июня 2022 года N 490/22 утверждены Методические указания по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям.
Настоящие Методические указания по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям (далее - Методические указания) определяют основные положения по расчету размера платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - Устройства) к объектам электросетевого хозяйства сетевых организаций (далее - плата за технологическое присоединение), и предназначены для использования Федеральной антимонопольной службой, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, сетевыми организациями, а также лицами, обратившимися к сетевым организациям с заявками на технологическое присоединение Устройств к объектам электросетевого хозяйства сетевых организаций (далее - Заявители).
Плата за технологическое присоединение рассчитывается в случаях присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных Устройств, максимальная мощность которых увеличивается, а также в случаях, при которых в отношении ранее присоединенных Устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких Устройств (пункт 2).
В соответствии с пунктом 6 Методических указаний плата за технологическое присоединение к территориальным распределительным сетям определяется исходя из:
1) льготной ставки за 1 кВт запрашиваемой максимальной мощности, предусмотренной абзацем восьмым пункта 87 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 4, ст. 504; 2022, N 27, ст. 4863) (далее - Основы ценообразования);
2) формулы платы за технологическое присоединение с применением стандартизированных тарифных ставок согласно главе II Методических указаний;
3) решения об установления платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту в случаях, предусмотренных разделом III Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года 861 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 52, ст. 5525; 2022, N 1, ст. 255) (Правила технологического присоединения), в соответствии с главой III Методических указаний.
Инвестиционная составляющая на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры, в том числе связей между объектами территориальных сетевых организаций и объектами Единой национальной (общероссийской) электрической сети (далее - ЕНЭС), в целях присоединения новых и (или) увеличения мощности Устройств, присоединенных ранее, не учитывается при установлении платы за технологическое присоединение к электрическим сетям за исключением случаев технологического присоединения генерирующих объектов к объектам электросетевого хозяйства, соответствующим критериям отнесения к ЕНЭС, при которых в состав платы за технологическое присоединение также включается инвестиционная составляющая на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры, в том числе связей между объектами территориальных сетевых организаций и объектами ЕНЭС (пункт 7).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, между ОАО "РЖД" и ООО "Энергопромсбыт" заключен агентский договор N 4389635 от 30.04.2021, в соответствии с которым ООО "Энергопромсбыт"в лице своего филиала "Желдорэнерго" осуществляет комплекс действий, направленных на реализацию положений указанного договора, в соответствии с Правилами технологического присоединения.
Распоряжением ОАО "РЖД" от 30.10.2020 N 2390/р утвержден Регламент осуществления технологического присоединения к электрическим сетям, в соответствии с которым определен порядок осуществления ООО "Энергопромсбыт" деятельности по рассмотрению/оформлению заявок и проектов договоров.
07.10.2022 в адрес ОАО "ИЭСК" поступила заявка ОАО "РЖД" N 32121/22-СЦ на увеличение максимальной мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств с 36 902 кВт на 2 280 кВт до 39182 кВт.
07.11.2022 в адрес заявителя поступил проект договора N 741/22-ЗЭС об осуществлении технологического присоединения ПС 110кВ Харик тяговая (далее - Договор N 741/22-ЗЭС), где плата за технологическое присоединение составила 49 680 809, 30 рублей (с учетом НДС 20%).
В соответствии с пунктом 1.3 Технических условий к Договору N 741/22-ЗЭС предусмотрено строительство двухцепной ВЛ 110кВ от ПС 500кВ Тулун до ПС Нюра ориентировочной протяженностью 2,5 км каждая (АС-185).
По итогам рассмотрения полученного проекта Договора N 741/22-ЗЭС ОАО "ИЭСК" письмом от 08.11.2022 N 1644+и-КИП/ЭПС получило мотивированный отказ от подписания проекта договора с требованием исключить из состава платы строительство двухцепной ВЛ 110кВ от ПС 500кВ Тулун до ПС Нюра ориентировочной протяженностью 2,5 км каждая (АС-185), что является развитием существующей инфраструктуры ОАО "ИЭСК".
Рассмотрев отказ от 08.11.2022, ОАО "ИЭСК" направило в адрес ООО "Энергопромсбыт" письмо от 23.11.2022, содержащее обоснование включения в состав платы за технологическое присоединение плату за строительство двухцепной ВЛ 110кВ от ПС 500кВ Тулун до ПС Нюра ориентировочной протяженностью 2,5 км.
Из доводов ОАО "ИЭСК", данных в ходе антимонопольного расследования следует, что в соответствии с мероприятиями, разработанными в рамках "Схемы внешнего электроснабжения направления Кузбасс-Дальний Восток на период до 2025 года" и утвержденными решением заседания штаба по вопросам проектирования и строительства объектов внешнего энергоснабжения первого и второго этапов реализации программы "Увеличение пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей в 1,5 раза до 180 млн тонн" под руководством Министра энергетики Российской Федерации Шульгинова Н.Г. (протокол N НШ-249/1пр от 31.08.2021), для обеспечения надежной работы энергосистемы Иркутской области в связи с увеличением тяговой нагрузки на вышеуказанных железнодорожных транзитах необходимо выполнить ряд мероприятий по новому строительству линейных объектов, в том числе двухцепной ВЛ 110кВ от ПС 500кВ Тулун до ПС Нюра ориентировочной протяженностью 2,5 км.
Реализация принятого решения по строительству указанной ВЛ приведет к изменению точек присоединения и схемы внешнего электроснабжения ПС 110 кВ Нюра тяговая и требует реконструкции тяговой ПС 110 кВ Нюра в части расширения РУ 110 кВ для подключения новой ВЛ.
В связи с чем, в целях реализации в Протоколе N НШ-249/1пр от 31.08.2021 утвержден план мероприятий для увеличения тяговой нагрузки на железнодорожных транзитах и соблюдения требований действующего законодательства, ОАО "РЖД" обязано было подать в ОАО "ИЭСК" заявку на технологическое присоединение (изменение точек присоединения и схемы внешнего электроснабжения) в отношении ПС 110 кВ Нюра тяговая.
В соответствии с абзацем третьим пункта 15 Методических указаний в плату за технологическое присоединение включаются экономически обоснованные расходы по мероприятиям "последней мили".
Новое строительство двухцепной ВЛ 110кВ от ПС 500кВ Тулун до ПС Нюра ориентировочной протяженностью 2,5 км каждая (АС-185) непосредственно направлено и повлечет присоединение объекта - ПС 110 кВ Зима тяговая, в связи с чем является исключительно мероприятием "последней мили" для ПС 110кВ Нюра тяговая и не является развитием существующей инфраструктуры ОАО "ИЭСК".
В связи с чем, включение в состав платы для ОАО "РЖД" за технологическое присоединение к электрическим сетям стоимости строительства двухцепной ВЛ 110кВ от ПС 500кВ Тулун до ПС Нюра ориентировочной протяженностью 2,5 км каждая (АС-185) является законным и обоснованным, и было предусмотрено по договору N 741/22-ЗЭС ввиду отсутствия самостоятельной заявки от ОАО "РЖД" (изменения точек присоединения и схемы внешнего электроснабжения) по ПС 110кВ Нюра тяговая.
ОАО "ИЭСК" направило в адрес заявителя проект Договора об осуществлении технологического присоединения ПС 110 кВ Нюра тяговая N 777/22-ЗЭС с включением мероприятий по строительству двухцепной ВЛ 110кВ от ПС 500кВ Тулун до ПС Нюра ориентировочной протяженностью 2,5 км каждая (АС-185), в целях реализации утвержденного в Протоколе N НШ-249/1пр от 31.08.2021 плана мероприятий для увеличения тяговой нагрузки на железнодорожных транзитах и соблюдения требований действующего законодательства.
Антимонопольным органом установлено, что включение ОАО "ИЭСК" в технические условия к Договору N 741/22-ЗЭС об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств тяговой подстанции Харик в связи увеличением максимальной мощности по существующим точкам присоединения мероприятий по строительству объектов электросетевого хозяйства (участок новой двухцепной ВЛ 110кВ от ПС 500кВТулун 15 до ПС Нюра ориентировочной протяженностью 2,5 км каждая (АС-185) ) и отказ привести проект указанного договора в соответствие с требованиями Правил технологического присоединения, является навязыванием невыгодных условий и обязательств, не предусмотренных Правилами технологического присоединения, что повлекло за собой завышение размера платы за осуществление технологического присоединения.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что строительство новой двухцепной ВЛ 110кВ от ПС 500кВ Тулун до ПС Нюра ориентировочной протяженностью 2,5 км каждая, является инвестиционной составляющей, связанной с развитием существующей инфраструктуры, и не подлежит включению в размер платы за технологическое присоединение.
Кроме того, денежные средства необходимые ОАО "ИЭСК" для выполнения мероприятий, в том числе, строительство новой двухцепной ВЛ 110кВ от ПС 500 кВ Тулун до ПС Нюра ориентировочной протяженностью 2,5 км каждая, входят в инвестиционную программу и учтены Службой по тарифам в составе тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2023 год в соответствии с инвестиционной программой, утвержденной на 2023 год Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 31.10.2022 N 13@.
Службой по тарифам Иркутской области при расчете и установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии в отношении ОАО "ИЭСК" в необходимой валовой выручке учтены расходы, связанные с реализацией мероприятий инвестиционной программы, утвержденной на 2023 год приказом Минэнерго России от 31.10.2022 N 13@.
Расходы на реализацию мероприятий инвестиционной программы, финансирование которых предусмотрено за счет тарифных источников, полностью учтены при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии в отношении ОАО ИЭСК (пункты 3.3, 3.5, 5.2.1 приложения 2 к протоколу заседания Правления Службы по тарифам Иркутской области от 28.11.2022).
Министерством энергетики Российской Федерации в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции представлены письменные пояснения, из которых следует, что проект "новой двухцепной ВЛ 110кВ от ПС 500кВ Тулун до ПС Нюра ориентировочной протяженностью 2,5 км каждая (идентификатор инвестиционного проекта М-З256)" включен в инвестиционную программу ОАО "ИЭСК" в 2022 году.
Указанный проект предусмотрен в схеме и программе развития электроэнергетики Иркутской области на 2023 - 2027 годы, утвержденных указом Губернатора Иркутской области от 28.04.2022 N 71-уг (раздел 3.5, табл.1.5.3 поз.31, раздел 6, табл.6.1 поз.13).
При этом, изменения внесены в инвестиционную программу ОАО "ИЭСК" в соответствии с Правилами утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, утвержденными Постановлением Правительства Российской от 01.12.2009 N 977.
Также указанные мероприятия по строительству предусмотрены, в том числе, в составе согласованного перечня мероприятий в рамках протокола совещания от 28.01.2021 N НШ-21пр по вопросу внешнего электроснабжения тяговых подстанций второго этапа развития Восточного полигона железных дорог ОАО "РЖД" в разделе "Транзит 110 кВ Ново-Зиминская-Черемхово".
ОАО ИЭСК представлено экспертное заключение Института систем энергетики им. Л.А. Мелентьева Сибирского отделения Российской академии наук (далее - ИСЭМ СО РАН) от 06.02.2023 N 1Э/2023, согласно которому технически невозможно выполнить технологическое присоединение дополнительной мощности на ПС 110 кВ Делюр, ПС 110 кВ Залари, НС 110 кВ Головинская на существующих точках присоединения путем усиления существующей электрической сети.
По мнению ОАО "ИЭСК", выводы экспертного заключения ИСЭМ СО РАН от 06.02.2023 N 1Э/2023 полностью подтверждают его правовую позицию.
Вместе с тем, как правильно указал суд, отраженные выводы заключения не содержат нормативно-правового обоснования, содержащихся в нем выводов, в связи с чем, экспертное заключение носит субъективный характер, основан на субъективных суждениях экспертов и не является достаточно обоснованным.
В силу указанного суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что усиление существующей электрической сети в связи с увеличением мощностей энергопринимающих устройств ОАО "РЖД" представляет собой развитие существующей сети, в связи с чем строительство двухцепной ВЛ 110кВ от ПС 500кВ Тулун до ПС Нюра ориентировочной протяженностью 2,5 км каждая (АС-185) не может быть включено в плату за технологическое присоединение.
Частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи.
Судом первой инстанции установлено, что ранее ОАО "ИЭСК" привлекалось к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ решениями Арбитражного суда Иркутской области от 22.04.2022 по делу N А19-114/2022 (вступило в законную силу 20.04.2022, оплачено 19.08.2022).
В силу части 1 статьи 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.
Учитывая, что годичный срок со дня окончания исполнения данного постановления на момент совершения административного правонарушения, рассматриваемого в настоящем деле, не истек, административным органом действия общества правомерно квалифицированы по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Доказательств наличия объективных препятствий для соблюдения требований законодательства Российской Федерации в установленный срок заявителем не представлено.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16.1 Постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. В тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Общество имело возможность обеспечить соблюдение установленных требований, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, однако при отсутствии объективных, чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств не приняло все зависящие от него меры для предотвращения правонарушения.
Факт совершения ОАО "ИЭСК" административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, подтверждается представленными по делу доказательствами.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что событие и состав вмененного обществу административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, является установленными и подтвержденными материалами дела.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (статья 24.5 КоАП РФ), а также обстоятельств, вызывающих неустранимые сомнения в виновности лица, привлеченного к административной ответственности, арбитражным судом не установлено.
Проверив процедуру привлечения к административной ответственности, суд первой инстанции установил, что постановление о назначении административного наказания вынесено уполномоченным должностным лицом в пределах предоставленной компетенции и при наличии достаточных оснований.
Права общества на участие при рассмотрении дела об административном правонарушении, составлении протокола об административном правонарушении, а также иные права, предоставляемые КоАП РФ лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, административным органом обеспечены и соблюдены.
В рассматриваемом случае установленный КоАП РФ порядок привлечения к административной ответственности Иркутским УФАС России не нарушен.
Установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности административным органом за допущенное обществом административное правонарушение на дату вынесения постановления не истек.
Обстоятельств, свидетельствующих о наличии оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и признания рассматриваемого противоправного деяния малозначительным судом первой инстанции, как и судом апелляционной инстанции не установлено.
Административный штраф, назначен административным органом в размере 600 000 рублей в соответствии с санкцией, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
На основании приведенных норм права и изложенных обстоятельств дела, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о доказанности наличия обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что заявленные ОАО "ИЭСК" требования удовлетворению не подлежат.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в общедоступной базе данных Картотека арбитражных дел по адресу www.kad.arbitr.ru.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 09 августа 2023 года по делу N А19-13319/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Басаев Д.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-13319/2023
Истец: ОАО "Иркутская электросетевая компания"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области
Третье лицо: АО энергетики и электрификации "ЕЭС России" РАО "ЕЭС России", МИНИСТЕРСТВО ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ И ЭНЕРГЕТИКИ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ, Министерство энергетики Российской Федерации, ОАО "Российские железные дороги", ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала "Трансэнерго", ООО "Энергопромсбыт", Служба по тарифам Иркутской области