г. Пермь |
|
04 октября 2023 г. |
Дело N А71-1061/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 октября 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Журавлевой У.В.,
судей Балдина Р.А., Муталлиевой И.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Моор О.А.,
рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Меркурий"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 27 июня 2023 года
по делу N А71-1061/2022
по иску общества с ограниченной ответственностью "Спецавтохозяйство" (ОГРН 1121841000390, ИНН 1841023336; далее - общество "САХ")
к обществу с ограниченной ответственностью "Меркурий" (ОГРН 1061839026160, ИНН 1830017429; далее - общество "Меркурий"),
третьи лица: Правительство Удмуртской Республики (ОГРН 1021801149435, ИНН 1831072895); Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики (ОГРН 1021801162679, ИНН 1831044305); публично-правовая компания по формированию комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами "Российский экологический оператор" (ОГРН 1197746250030, ИНН 7703474222),
о взыскании задолженности за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО),
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
УСТАНОВИЛ:
общество "САХ" обратилось в Арбитражный Удмуртской Республики с иском к обществу "Меркурий" о взыскании 934 руб. 28 коп. долга по оплате услуг по обращению с ТКО за июнь, июль, ноябрь, декабрь 2021 г. (с учетом принятых судом уточнений исковых требований в порядке статьи 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 27.06.2023 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. В обоснование жалобы апеллянт указывает, что исходя из утвержденного на момент разрешения спора замещающего норматива накопления ТКО общая стоимость оказанных ему в 2021 г. услуг составляет 2802 руб. 84 коп. (по 233 руб. 57 коп. в месяц). Заявитель жалобы ссылается на то, что производил оплату услуг за 2021 г. исходя из ранее действовавшего норматива накопления, в связи с чем перечислил истцу денежные средства в общей сумме 7112 руб. 24 коп., которые на основании статьи 319 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) должны быть учтены в счет погашения спорной задолженности и полностью покрывают ее.
Отзывы на апелляционную жалобу в материалы дела не поступили.
Лица, участвующие в деле, явку в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Как установлено судом первой инстанции, с 01.01.2019 общество "САХ" наделено статусом Регионального оператора по обращению с ТКО в Удмуртской Республике сроком на 10 лет.
Между обществом "САХ" (региональный оператор) и обществом "Меркурий" на основании заявки последнего заключен договор на оказание услуг по обращению с ТКО от 15.02.2021 N ТКО2021-0010093, по условиям которого региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в месте, которые определены в договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 1 договора).
Во исполнение обязательств по договору общество "САХ" в 2021 г. оказывало обществу "Меркурий" услуги по обращению с ТКО, о чем составило и выставило к оплате акты оказанных услуг в период с января по декабрь 2021 г.: от 30.07.2021 N ЦБ-7-20739, N ЦБ-7-20741, N ЦБ-7-20743, N ЦБ-7-20745, N ЦБ-7-20747, N ЦБ-7-20749, N ЦБ-7-20751, от 30.11.2021 N ЦБ-11-08158, от 30.12.2021 N ЦБ-12-09136 на сумму 889 руб. 03 коп. каждый.
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение обществом "Меркурий" обязанности по оплате оказанных услуг, общество "САХ" обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с рассматриваемым иском о взыскании 6223 руб. 21 коп. долга за март - июль, ноябрь, декабрь 2021 г.
В ходе судебного разбирательства истец неоднократно уточнял заявленные требования, в итоге просил взыскать с общества "Меркурий" 934 руб. 28 коп. долга за услуги, оказанные в июне, июле, ноябре, декабре 2021 г.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался статьями 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статями 1, 24.6, 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641", исходил из доказанности факта оказания истцом услуг по обращению с ТКО в спорный период, возникновения на стороне ответчика обязанности по оплате данных услуг и неисполнения последним данной обязанности в отношении услуг, оказанных в июне, июле, ноябре, декабре 2021 г. в общей сумме 934 руб. 28 коп.
Повторно исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, первоначально требования истца основаны на начислении платы за услуги по обращению с ТКО в сумме 889 руб. 03 коп. ежемесячно исходя из норматива потребления, установленного для категории объекта ответчика постановлением Правительства Удмуртской Республики от 06.04.2018 N 107.
Согласно пункту 1 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505).
В силу пункта 5 Правил N 505 коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется: а) расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов; б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
Нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Удмуртской Республики были установлены Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 06.04.2018 N 107, в том числе для предприятий торговли продовольственными и непродовольственными товарами.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 19.12.2018 N 528 в указанное выше Постановление N 107 внесены изменения, для объектов торговли утвержден единый норматив - подпункт 2 приложения к Постановлению N 528.
Решением Верховного Суда Удмуртской Республики от 28.11.2019 по делу N 3а-0339/2019 подпункт 2 Приложения к Постановлению N 528 признан недействующим со дня вступления решения в законную силу.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 12.09.2019 N 421 в Постановление N 107 внесены изменения: утверждены отдельные нормативы для объектов торговли непродовольственными товарами (пункт 2) и объектов торговли, за исключением объектов торговли непродовольственными товарами (пункт 2.1).
Решением Верховного Суда Удмуртской Республики от 21.05.2020 по делу N 3а-132/2020 с учетом его частичного изменения Апелляционным определением Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 21.05.2020 признаны недействующими с момента вступления решения в законную силу пункты 2 и 2.1 Постановления N 107 (в редакции Постановления N 421).
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 06.07.2018 N 29-П разъяснено, что последствием признания судом нормативного правового акта недействующим является его исключение из системы правового регулирования. Арбитражный суд должен исходить из того, что в деле обратившегося за таким пересмотром лица данный нормативный правовой акт в части, признанной не соответствующей иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяться не может - вне зависимости от того, с какого момента он признан недействующим.
На основании изложенного при расчете платы за оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор в любом случае не может применять признанные недействующими нормативы накопления ТКО вне зависимости от того, с какого момента они были признаны недействующими.
Как разъяснено в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 N 63 "О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена" в случае признания судом недействующим нормативного правового акта об установлении регулируемой цены, подлежащей применению в расчетах неопределенного круга лиц с ресурсоснабжающими организациями за поставленный ресурс (далее - нормативный правовой акт), с целью надлежащего урегулирования данных отношений соответствующий орган в силу его компетенции, закрепленной законом и иными правовыми актами, и в связи с принятием соответствующего решения суда обязан в установленный судом срок принять нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный судом недействующим.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 28.02.2023 N 121 в постановление Правительства Удмуртской Республики от 06.04.2018 N 107 "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Удмуртской Республики" внесены изменения в части нормативов накопления для объектов торговли непродовольственными товарами - 11,26 кг за 1 кв. метр площади, и объектов торговли, за исключением объектов торговли непродовольственными товарами - 19,62 кг за 1 кв. метр площади.
Таким образом, на момент разрешения спора судом первой инстанции регулирующим органом установлен замещающий норматив накопления ТКО на 2021 г. для категории объекта ответчика - 19,62 за 1 кв.м. общей площади, в связи с чем истцом скорректированы исковые требования, задолженность определена в сумме 934 руб. 28 коп., составляющей стоимость услуг, оказанных в июне, июле, ноябре, декабре 2021 г., из расчета 233 руб. 57 коп. в месяц.
Возражая относительно удовлетворения скорректированных исковых требований, общество "Меркурий" указывало, что перерасчет платы за обращение с ТКО исходя из замещающего норматива накопления должен быть произведен за весь 2021 г., по итогам такого перерасчета общая стоимость оказанных в 2021 г. истцом услуг составит 2802 руб. 84 коп., в связи с чем услуги за 2021 г. полностью оплачены с учетом перечисления истцу за указанный период 7112 руб. 24 коп.
При этом в материалы дела представлены платежные поручения от 10.11.2021 N 636, от 24.01.2022 N 37 и от 22.02.2022 N 111 на сумму 1778 руб. 06 коп. каждое, а также от 16.02.2022 N 90 и от 27.09.2021 N 519 на сумму 889 руб. 03 коп. каждое, всего на общую сумму 7 112 руб. 24 коп. с назначением платежа "оказание услуг по обращению с ТКО по договору ТКО2021-0010093 2021 г" (платежное поручение N 519 в назначении платежа содержит указание на август 2021 г., остальные платежные поручения указание на месяц не содержат).
Удовлетворяя исковые требования и отклоняя возражения ответчика о необходимости перерасчета по утвержденному нормативу за весь 2021 г., суд первой инстанции указал, что в рамках настоящего дела истцом заявлен период взыскания задолженности июнь - июль, ноябрь - декабрь 2021 г., а ответчик не лишен права на обращение к истцу с заявлением о перерасчете за предыдущий период во внесудебном порядке.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции.
Формально ограниченное заявленными требованиями рассмотрение спора о взыскании задолженности по периодическим платежам противоречит принципам эффективности судопроизводства и процессуальной экономии, а также влечет утрату правовой определенности во взаимоотношениях сторон, порождает необходимость обращения в суд с новыми исковыми требованиями.
Как справедливо указывает ответчик, общая стоимость оказанных ему услуг за 2021 г. с учетом установленного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 28.02.2023 N 121 для объектов торговли продовольственными товарами норматива в 19,62 кг за 1 кв. метр площади составляет 2802 руб. 84 коп.
Платежи на сумму 7112 руб. 24 коп. произведены им с указанием в назначении платежа на оплату услуг по обращению с ТКО по заключенному сторонами договору за 2021 г.
Принимая во внимание, что о распределении произведенных платежей в том числе и на спорные периоды обществом "Меркурий" заявлено в суде первой инстанции, указанные доводы должны были быть рассмотрены по существу.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции констатирует, что обязательства общества "Меркурий" по оплате услуг по обращению с ТКО за 2021 г. исполнены в полном объеме.
Произведенных платежей достаточно для вывода о полной оплате услуг за 2021 г. и об отсутствии оснований для взыскания какой-либо дополнительной платы в судебном порядке.
Искусственное создание обществом "САХ" в рамках данного дела видимости наличия задолженности за отдельные расчетные периоды не должно влечь принятие судебного акта в его пользу с соответствующим распределением судебных расходов.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании пункта 1 части 1 статьи 270 АПК РФ с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении иска.
На основании статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение иска остаются на истце, поскольку в удовлетворении его требований отказано, расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы подлежат возмещению ответчику за счет истца, поскольку доводы жалобы признаны обоснованными.
Руководствуясь статьями 104, 110, 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 27 июня 2023 года по делу N А71-1061/2022 отменить.
В удовлетворении исковых требований отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Спецавтохозяйство" (ОГРН 1121841000390, ИНН 1841023336) в пользу обществу с ограниченной ответственностью "Меркурий" (ОГРН 1061839026160, ИНН 1830017429) 3000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
У.В. Журавлева |
Судьи |
Р.А. Балдин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-1061/2022
Истец: ООО "Спецавтохозяйство"
Ответчик: ООО "Меркурий"
Третье лицо: Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики, Правительство УР, Публично-правовая компания по формированию комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами "Российский экологический оператор"