г. Хабаровск |
|
04 октября 2023 г. |
А73-5765/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 октября 2023 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Швец Е.А.
судей Вертопраховой Е.В., Сапрыкиной Е.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Пинегиной В. А.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Хабавтотранс ДВ": Буркова А.М. по доверенности от 20.04.2023;
от Управления жилищно-коммунального хозяйства и эксплуатации жилищного фонда администрации города Хабаровска: Никитин К.Г. по доверенности от 29.12.2022;
от третьих лиц: общества с ограниченной ответственностью "Столица-Реал": Багаевская Ю.П. по доверенности от 15.09.2021; администрации города Хабаровска: явка не обеспечена;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Хабавтотранс ДВ"
на решение от 05.07.2023
по делу N А73-5765/2023
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Хабавтотранс ДВ"
к Управлению жилищно-коммунального хозяйства и эксплуатации жилищного фонда администрации города Хабаровска
о включении сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов; об изменении сведений о месте (площадке) накопления ТКО
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Столица-Реал", администрация города Хабаровска
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Хабавтотранс ДВ" (далее - заявитель, ООО "Хабавтотранс ДВ") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Управлению жилищно-коммунального хозяйства и эксплуатации жилищного фонда администрации города Хабаровска (далее - Управление ЖКХ) о включении сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) по адресу: г. Хабаровск, ул. Республиканская, д.17, уникальный идентификационный номер (УИН) 059665 в Реестр мест (площадок) накопления ТКО, что указано в уведомлении от 14.12.2022 N 9.1-19/9359, направленном в адрес общества с ограниченной ответственностью "Столица-Реал" (далее - ООО "Столица-Реал"); об изменении сведений о месте (площадке) накопления ТКО по адресу: г. Хабаровск, ул. Республиканская, д.17, уникальный идентификационный номер (УИН) 059665 в Реестр мест (площадок) накопления ТКО, что указано в уведомлении от 13.01.2023 N 9.1-19/147, направленном в адрес ООО "Столица-Реал".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО "Столица-Реал", администрация города Хабаровска (далее - Администрация).
Решением от 05.07.2023 суд в удовлетворении заявленных требований отказал. В части требования о признании незаконным решения Управления ЖКХ, изложенного в уведомлении от 14.12.2022 N 9.1-19/9359, суд отказал, поскольку пришел к выводу о пропуске срока, установленного пунктом 4 статьи 198 АПК РФ. В части требования о признании незаконным решения Управления ЖКХ, изложенного в уведомлении от 13.01.2023 N 9.1-19/147, суд пришел к выводу о его законности.
Не согласившись с решением суда, ООО "Хабавтотранс ДВ" заявило апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, ввиду неправильного применения судом норм материального, процессуального права, несоответствия выводов суда обстоятельствам дела. В обоснование доводов жалобы заявитель указал на несоответствие спорной площадки требованиям СанПиН 2.1.3684-21 в части расстояния от места образования отходов до площадки; в части несоответствия количества контейнеров (и их суммарного объема) объемам, определенным органом исполнительной власти на основании утвержденных нормативов. Считает, что оспариваемым решением нарушаются его права, так как в связи с включением спорной площадки в реестр, ООО "Столица-Реал" обратилось к ООО "Хабавтотранс ДВ" с заявлением об изменении способа коммерческого учета по Договору на оказание услуг по обращению с ТКО, а указанные изменения способа коммерческого учета повлекут существенное уменьшение дохода. Указывает, что срок обращения в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением не пропущен, поскольку о нарушении своих прав он узнал 18.01.2023, когда при подготовке дополнительного соглашения об изменении способа коммерческого учета по Договору было установлено, что включение спорной контейнерной площадки в реестр мест накопления и заявленный на этом основании потребителем способ коммерческого учета ООО "Столица-Реал" использует к своей выгоде.
В судебном заседании представитель ООО "Хабавтотранс ДВ" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
Управление ЖКХ, ООО "Столица-Реал" в представленном отзыве, представители в судебном заседании отклонили доводы апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное.
Администрация не принимала участие в судебном заседании апелляционной инстанции.
Изучив представленные материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы и возражений на нее, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
Как следует из материалов дела, ООО "Столица-Реал" 01.12.2022 подана заявка в Управление ЖКХ о согласовании места (площадки) накопления ТКО для нужд ООО "Столица-Реал" по ул. Республиканская, 17 в г. Хабаровске.
Указанная заявка на основании пункта 3.3.4 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Включение сведений о месте (площадке) накопления ТКО в реестр мест (площадок) накопления ТКО городского округа "Город Хабаровск" (утвержден постановлением администрации г. Хабаровска от 08.02.2019 N 345) в целях оценки на предмет соблюдения законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения направлена Управлением ЖКХ в Управление Роспотребнадзора по Хабаровскому краю.
По результатам оценки заявки Управлением Роспотребнадзора по Хабаровскому краю подготовлено заключение от 05.12.2022 N 1132 о соответствии планируемого места (площадки) накопления ТКО требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
С учетом представленного органом Роспотребнадзора заключения, Управлением ЖКХ 06.12.2022 выдано уведомление N 9.1-19/9114 о согласовании создания места (площадки) накопления ТКО по адресу: г. Хабаровск, ул. Республиканская, 17.
08.12.2022 ООО "Столица-Реал" в Управление ЖКХ подана заявка о включении сведений о месте (площадке) накопления ТКО в реестр мест (площадок) накопления ТКО городского округа "Город Хабаровск".
По результатам рассмотрения заявки Управлением ЖКЖ 14.12.2022 принято решение о внесении сведений о месте (площадке) накопления ТКО в Реестр с уникальным идентификационным номером места (площадки) накопления ТКО 059665, о чем ООО "Столица-Реал" направлено соответствующее уведомление от 14.12.2022 N 9.1-19/9359.
Данное уведомление получено ООО "Хабавтотранс ДВ" 29.12.2022 совместно с письмом ООО "Столица-Реал".
12.01.2023 ООО "Столица-Реал" в Управление ЖКХ подана заявка о внесении изменений в сведения о месте (площадке) накопления ТКО N 059665 в реестр мест (площадок) накопления ТКО городского округа "Город Хабаровск"; заявлено об увеличении количества контейнеров, увеличении площади площадки, добавлении одного источника образования отходов.
По результатам рассмотрения заявки Управлением ЖКЖ 13.01.2023 принято решение об изменении сведений о месте (площадке) накопления ТКО в Реестр с уникальным идентификационным номером места (площадки) накопления ТКО 059665, о чем ООО "Столица-Реал" направлено соответствующее уведомление от 13.01.2023 N 9.1-19/147.
Названное уведомление получено ООО "Хабавтотранс ДВ" 18.01.2023 совместно с письмом ООО "Столица-Реал".
ООО "Хабавтотранс ДВ", считая незаконными решения Управления ЖКЖ, изложенные в уведомлениях от 14.12.2022 N 9.1-19/9359, от 13.01.2023 N 9.1-19/147, обратилось 18.04.2023 с заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 указанной статьи предусмотрено, что заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Как установлено судом, заявление об оспаривании решений Управления ЖКХ подано в суд 18.04.2023.
Вместе с тем материалами дела подтверждается, что письмо ООО "Столица-Реал" (исх. N 62 от 27.12.2022), приложение к которому являлось уведомление Управления ЖКХ от 14.12.2022 N 9.1-19/9359, ООО "Хабавтотранс-ДВ" получило 29.12.2022 (вх. N 16606).
Таким образом, о решении, изложенном в уведомлении от 14.12.2022 N 9.1-19/9359, заявителю стало известно 29.12.2022.
ООО "Хабавтотранс-ДВ" проведен осмотр спорной контейнерной площадки с составлением акта осмотра от 13.01.2023 N 55, в пункте 10 которого отражено, в числе прочего, о несоответствии площадки в части наличия заключения Роспотребнадзора о соответствии контейнерной площадки санитарно-эпидемиологическим требованиям.
С учетом изложенного, о нарушении своих прав включением спорной площадки в реестр заявитель должен был узнать не позднее 13.01.2023, а соответственно заявление о признании незаконным решения о включении этой контейнерной площадки в реестр, что отражено в уведомлении Управления ЖКХ от 14.12.2022 N 9.1-19/9359, могло быть подано в суд не позднее 13.04.2023.
Доводы заявителя о том, что о нарушении своих прав решением, изложенным в уведомлении от 14.12.2022 N 9.1-19/9359, он узнал только 18.04.2023, правомерно отклонены судом первой инстанции, поскольку как указывалось выше, 13.01.2023 ООО "Хабавтотранс-ДВ" проведен осмотр контейнерной площадки с составлением соответствующего акта.
Приведенные обстоятельства свидетельствуют об обоснованности вывода суда первой инстанции, о том, что обратившись в суд с заявлением лишь 18.04.2023, заявитель в части требования о признании незаконным решения, изложенного в уведомлении от 14.12.2022 N 9.1-19/9359, пропустил срок, обращения в суд.
Уважительных причин пропуска срока заявителем не приведено, а судом по материалам дела не установлено, в связи с чем оснований для восстановления пропущенного срока не имеется.
Так как пропуск срока подачи в суд заявления об оспаривании решения органа, осуществляющего публичные полномочия и отказ в восстановлении пропущенного срока, является самостоятельным достаточным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворения требования ООО "Хабавтотранс-ДВ" в части признания незаконным решения, изложенного в уведомлении от 14.12.2022 N 9.1-19/9359.
В части требования ООО "Хабавтотранс-ДВ" о признании незаконным решения Управления ЖКХ, изложенного в уведомлении от 13.01.2023 N 9.1-19/147, суд первой инстанции верно указал, что трехмесячный срок на обращение в арбитражный суд не пропущен, вместе с тем правомерно отказал в удовлетворении заявленного требования по мотиву законности оспариваемого решения, при этом обоснованно исходил из следующего.
В целях реализации положений пункта 21 Правил обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 (далее - Правила обустройства), постановлением администрации города Хабаровска от 08.02.2019 N 345 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги "Включение сведений о месте (площадке) накопления ТКО в реестр мест (площадок) накопления ТКО городского округа "Город Хабаровск" (далее - Регламент N 345).
Пунктом 2.2 Регламента N 345 предусмотрено, что муниципальная услуга предоставляется Администрацией в лице Управление ЖКХ.
Полномочия Управление ЖКХ по ведению реестра мест (площадок) накопления ТКО закреплены также в абзаце 2 пункта 3.4 Положения об управлении жилищно-коммунального хозяйства и эксплуатации жилищного фонда администрации города Хабаровска, утвержденного решением Хабаровской городской Думы от 29.11.2016 N 457.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила обращения с ТКО).
Согласно пункту 2 Правил обращения с ТКО под "контейнерной площадкой" понимается место (площадка) накопления ТКО, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.
В соответствии с пунктом 10 Правил обращения с ТКО складирование ТКО осуществляется потребителями следующими способами:
- в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);
- в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;
-в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
Согласно пункту 4 Правил обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 (далее - Правила обустройства), создание или перенос места (площадки) накопления ТКО согласовывается с органом местного самоуправления на основании письменной заявки.
Постановлением Администрации города Хабаровска от 29.03.2019 N 936 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги "Согласование создания места (площадки) накопления ТКО на территории городского округа "Город Хабаровск" и внесении изменений в отдельные муниципальные правовые акты" (далее - Регламент N 936).
Из материалов дела, следует, что 01.12.2022 ООО "Столица-Реал" в соответствии с Регламентом N 936 подана заявка в Управление ЖКХ о согласовании создания места (площадки) накопления ТКО для нужд ООО "Столица-Реал" по ул. Республиканская, д. 17.
Согласно пункту 3.1 Регламента N 936 предоставление муниципальной услуги включает в себя следующие административные процедуры:
- прием и регистрация заявки;
-направление межведомственных информационных запросов и получение ответов на них, включая заключение Управления Роспотребнадзора края;
- рассмотрение заявки и прилагаемых к ней документов на соответствие требованиям Административного регламента с учетом ответов, полученных на межведомственные запросы, включая заключение Управления Роспотребнадзора края;
-принятие решения о согласовании создания места (площадки) накопления ТКО на территории городского округа "Город Хабаровск" или об отказе в согласовании создания места (площадки) накопления ТКО на территории городского округа "Город Хабаровск";
- уведомление заявителя о принятом решении.
Как предусмотрено пунктом 3.3.4 Регламента N 936, в целях оценки заявки на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения к местам (площадкам) накопления ТКО специалист производственного отдела уполномоченного органа в течение 1 календарного дня со дня регистрации заявки осуществляет подготовку и направление запроса в Управление Роспотребнадзора края с приложением копий всех документов, представленных заявителем, нарочным способом.
Материалами дела подтверждается, что заявка ООО "Столица-Реал" о согласовании создания места (площадки) накопления ТКО была направлена Управлением ЖКХ в Управление Роспотребнадзора края.
В свою очередь, 05.12.2022 управлением Роспотребнадзора по Хабаровскому краю выдано заключение N 1132 о соответствии планируемого места (площадки) накопления ТКО требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе санитарным правилам: СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (далее - СанПиН 2.1.3684-21).
С учетом заключения управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю Управлением ЖКХ 06.12.2022 выдано уведомление N 9.1-19/9114 о согласовании создания места (площадки) накопления ТКО по адресу: г. Хабаровск, ул. Республиканская, д. 17.
В соответствии с пунктом 21 Правил обустройства заявитель обязан обратиться в уполномоченный орган с заявкой о включении сведений о месте (площадке) накопления ТКО в реестр не позднее 3 рабочих дней со дня начала его использования.
08.12.2022 ООО "Столица-Реал" на основании Регламента N 345 подана заявка в Управление ЖКХ о включении сведений о месте (площадке) накопления ТКО в реестр мест (площадок) накопления ТКО городского округа "Город Хабаровск".
По результатам рассмотрения заявки 14.12.2022 Управлением ЖКХ принято решение о внесении сведений о месте (площадке) накопления ТКО в Реестр с уникальным идентификационным номером места (площадки) накопления ТКО: 059695; ООО "Столица-Реал" выдано уведомление от 14.12.2022 N 9.1-19/9359.
В силу положений пункта 29 Правил обустройства заявитель обязан сообщать в уполномоченный орган о любых изменениях сведений, содержащихся в реестре, в срок не позднее 5 рабочих дней со дня наступления таких изменений путем направления соответствующего извещения на бумажном носителе.
Исходя из данного положения, ввиду необходимости внесения изменений в сведения о месте (площадке) накопления ТКО в реестр мест (площадок) накопления ТКО городского округа "Город Хабаровск" ООО "Столица-Реал" в порядке, определенном Регламентом N 345, обратилось 12.01.2023 в Управление ЖКХ с соответствующей заявкой. Заявлено об увеличении количества контейнеров, увеличении площади площадки и добавлении одного источника образования отходов; обозначен уникальный номер места (площадки) накопления ТКО 059695; указано, что создание места (площадки) накопления ТКО согласовано уведомлением от 06.12.2022 N 9.1-19/9114.
Согласно положениям пункта 2.3 Регламента N 345 результатом предоставления муниципальной услуги является: включение сведений о месте (площадке) накопления ТКО в Реестр; отказ во включении сведений о месте (площадке) накопления ТКО в Реестр.
В силу пункта 2.8.2 Регламента N 345 исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги: несоответствие заявки установленной форме; наличие в заявке недостоверной информации; отсутствие согласования уполномоченным органом создания места (площадки) накопления ТКО.
Материалами дела подтверждается, что заявка ООО "Столица-Реал", поданная 12.01.2023 в Управление ЖКХ, соответствует установленной форме; недостоверная информация в заявке отсутствует; согласование уполномоченным органом создания места (площадки) накопления ТКО представлено.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что Управлением ЖКХ в строгом соответствии с Регламентом N 345 принято законное и обоснованное решение об изменении сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов по адресу: г. Хабаровск, ул. Республиканская, д.17, уникальный идентификационный номер (УИН) 059665 в Реестре мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, оформленное уведомлением от 13.01.2023 N 9.1-19/147.
Оснований полагать, что данное решение является незаконным, не имеется; ООО "Хабавтотранс ДВ" по существу не приведено доводов о том, что Управлением ЖКХ допущены какие-либо конкретные нарушения Регламента N 345.
Ссылки заявителя на нарушение требований пункта 4 СанПиН 2.1.3684-21 правомерно признаны судом несостоятельными, поскольку ООО "Столица-Реал" контейнерная площадка обустроена для продовольственных магазинов, а не для многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи.
Пункт 6 СанПиН 2.1.3684-21 определяет лишь максимальное количество контейнеров на контейнерной площадке, а не минимальное.
Доводы заявителя о том, что перевозка ТКО от источника образования ТКО до места (площадки) накопления ТКО считается транспортировкой ТКО, которая является исключительным полномочием ООО "Хабавтотранс ДВ" - единственной уполномоченной организацией на оказание услуг по обращению с ТКО, правомерно отклонены судом первой инстанции.
Пункт 13 Правил обращений с ТКО предусматривает, что региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз; в свою очередь, согласно пункту 2 Правил обращения с ТКО под "вывозом ТКО" понимается транспортирование ТКО от мест (площадок) их накопления до объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения ТКО.
Таким образом, по существу отсутствует запрет на перевозку хозяйствующими субъектами своих отходов к местам (площадкам) накопления ТКО в целях последующего оказания региональным оператором услуг по обращению с ТКО.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что решение Управления ЖКХ, изложенное в уведомлении от 13.01.2023 N 9.1-19/147, соответствует требованиям законодательства, а также не нарушает права и законные интересы ООО "Хабавтотранс ДВ" как регионального оператора, обязанного осуществлять сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО.
С учетом установленных обстоятельств, основания для признания незаконными оспариваемых решений Управления ЖКХ, изложенных в уведомлениях от 14.12.2022 N 9.1-19/9359, от 13.01.2023 N 9.1-19/147, отсутствуют, в связи с чем суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, сводящиеся к иной, чем у арбитражного суда, неверной трактовке законодательства, не могут служить основаниями для отмены судебного акта, так как не свидетельствуют о нарушении арбитражным судом первой инстанции норм права. Кроме того, данные доводы не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
В полном соответствии с имеющимися доказательствами судом первой инстанции определены фактические обстоятельства дела. Нарушений в правильности применения норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 05.07.2023 по делу N А73-5765/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.А. Швец |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-5765/2023
Истец: ООО "Хабавтотранс ДВ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА И ЭКСПЛУАТАЦИИ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ХАБАРОВСКА
Третье лицо: Администрация г. Хабаровска, ООО "Столица-Реал"