г. Ессентуки |
|
3 октября 2023 г. |
Дело N А15-202/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.09.2023.
Постановление изготовлено в полном объёме 03.10.2023.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Мишина А.А., судей: Демченко С.Н. и Счетчикова А.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Наниковым Д.А.,
при участии в судебном заседании от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания N 22" (г. Махачкала, ИНН 0562064281, ОГРН 1060562006889) - Махмудова М.М. (и.о. директора), в отсутствие истца - Муниципального Бюджетного Учреждения "Махачкала-1" (г. Махачкала, ИНН 0562064281, ОГРН 1060562006889) извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания N 22" на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 18.07.2023 по делу N А15-202/2023,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное Бюджетное Учреждение "Махачкала-1" (далее - истец, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с исковым заявлением к общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания N 22" (далее - ответчик, общество) об обязании предоставить сведения, необходимые для начисления платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, по многоквартирным домам, управление которыми осуществляет общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания N 22".
Решением от 18.07.2023 исковые требования удовлетворены. Суд обязал ответчика предоставить сведения в отношении многоквартирных домов, необходимые для начисления платы за коммунальную услугу. Судебный акт мотивирован отсутствие у истца необходимых данных, что не позволяет ему исполнять обязанности исполнителя коммунальной услуги и реализовывать соответствующие права, а ответчик обладает соответствующими сведениями.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просил обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме. По мнению заявителя в соответствии с действующим законодательством он не обязан представлять истцу требуемые им документы, а также у управляющей компании отсутствуют, запрашиваемы персональные данные, невозможность их предоставления в силу запрета передачи персональных данных без согласия каждого из собственников помещений в МКД. Также ответчик указывает на то, что в рассматриваемом случае отсутствует необходимость предоставлять запрашиваемые сведения, так как указанные правоотношения не регулируются нормами ст. 157.2 ЖК РФ. Заявитель указывает на то, что ни одним собственником МКД запрашиваема информация не представлена, в связи с чем у него отсутствует объективная невозможность исполнения обязательств по передаче сведений.
В отзыве на апелляционную жалобу истец просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на общедоступных сайтах http://arbitr.ru/ в разделе "Картотека арбитражных дел" и Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда http://16aas.arbitr.ru в соответствии положениями статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и с этого момента является общедоступной.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель истца не явился, заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей.
Обжалуемый судебный акт проверен судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя ответчика, проверив правильность решения Арбитражного суда Республики Дагестан от 18.07.2023 по делу N А15-202/2023 в соответствии с требованиями главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 04.02.2021 между истцом и Минприродой Республики Дагестан были подписаны Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами по МЭОК "Центральная зона 1", МЭОК "Центральная зона 2", МЭОК "Северная зона 1" сроком до 31.12.2021 г.
В указанные зоны включен и муниципальное образование "город Махачкала".
В соответствии с Соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Дагестан по Центральному I МЭОК, а также соглашениями об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Дагестан по МЭОК "Махачкалинская территориальная зона" от 30.12.2021 (с учетом дополнительного соглашения от 04.03.2022 заключенных МБУ "Махачкала-1" и Министерством природных ресурсов и экологии Республики Дагестан, МБУ "Махачкала-1" осуществляет деятельность как региональный оператор по обращению с ТКО, в том числе, по МО "город Махачкала" в срок до 29.12.2022.
Таким образом, с 04.02.2021 на территории города Махачкалы никакая другая организация, кроме Регионального оператора МБУ "Махачкала-1" не имеет права оказывать услуги по обращению с ТКО.
Согласно ч. 4 ст. 24.7 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 N 89-ФЗ, собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.
В соответствии с п. 148 (1) Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 28.12.2021) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") (далее-Правила предоставления
коммунальных услуг) Управляющая организация, товарищество или кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом, предоставляют региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами приступающему к предоставлению коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в случаях, предусмотренных подпунктами "д" и "е" пункта 148(11) настоящих Правил, сведения, необходимые для начисления платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, не позднее чем за 5 рабочих дней до дня начала предоставления региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в указанных случаях.
Такие сведения должны включать в себя: (абзац введен Постановлением Правительства РФ от 13.07.2019 N 897): фамилию, имя, отчество (при наличии), дату и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон и адрес электронной почты (при наличии) каждого собственника и пользователя жилых помещений в многоквартирном доме, наименование (фирменное наименование) и место государственной регистрации юридического лица, контактный телефон, если собственником жилого помещения в многоквартирном доме является юридическое лицо (абзац введен Постановлением Правительства РФ от 13.07.2019 N 897) адреса жилых помещений в многоквартирном доме, собственникам или пользователям которых предоставляется коммунальная услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами, с указанием общей площади жилого помещения, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также количества лиц, постоянно проживающих в жилом помещении, и иных сведений, необходимых для расчета платы за коммунальные услуги в соответствии с настоящими Правилами; (абзац введен Постановлением Правительства РФ от 13.07.2019 N897); сведения о применении в отношении собственника или пользователя жилых помещений в многоквартирном доме мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации; (абзац введен Постановлением Правительства РФ от 13.07.2019 N 897); сведения о случаях, периодах и основаниях перерасчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю, копии документов, подтверждающих право потребителя на перерасчет размера платы в соответствии с настоящими Правилами, за предыдущие 12 месяцев; (абзац введен Постановлением Правительства РФ от 13.07.2019 N 897); реквизиты документов, подтверждающих право собственности на каждое жилое помещение в многоквартирном доме и (или) их копии (при их наличии), (абзац введен Постановлением Правительства РФ от 13.07.2019 N 897).
В случае непредставления указанных сведений и (или) предоставления управляющей организацией, товариществом или кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом, недостоверных сведений, убытки регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, понесенные в связи с уплатой региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами штрафа за необоснованное увеличение размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предусмотренного пунктом 155(1) настоящих Правил, рассчитанного при отсутствии указанных сведений или на основании недостоверных сведений, подлежат возмещению управляющей организацией, товариществом или кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом и не предоставившими сведения и (или) предоставившими недостоверные сведения (абзац введен Постановлением Правительства РФ от 13.07.2019 N 897).
Предоставление указанных сведений осуществляется одновременно на бумажном носителе за подписью единоличного исполнительного органа управляющей организации. товарищества или кооператива и на электронном носителе. Предоставление указанных сведений не требует согласия потребителя на передачу персональных данных в силу пункта 5 части 1 статьи 6 Федерального закона "О персональных данных".
В силу п. 148(1-1) Правил предоставления коммунальных услуг управляющая организация, правление товарищества или кооператива предоставляют региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами сведения из реестра собственников помещений в многоквартирном доме, позволяющие идентифицировать собственников помещений в данном многоквартирном доме (фамилия, имя, отчество (при наличии) собственника помещения в многоквартирном доме, полное наименование и основной государственный регистрационный номер юридического лица, если собственником помещения в многоквартирном доме является юридическое лицо, номер помещения в многоквартирном доме, собственником которого является физическое или юридическое лицо), а также сведения о размерах принадлежащих им долей в праве общей собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме в случае изменения указанных сведений не позднее 10 рабочих дней со дня такого изменения.
Предоставление указанных сведений осуществляется одновременно на бумажном носителе за подписью единоличного исполнительного органа управляющей организации, товарищества или кооператива и на электронном носителе (п. 148(1-1) введен Постановлением Правительства РФ от 13.07.2019 N 897).
Ответчик осуществляет управление 105 многоквартирными домами в г. Махачкале в соответствии с лицензией N 05-016 от 10.04.2015 (данные с официального сайта: www.: info(5),gisgkx.ru).
Таким образом, еще в марте 2021 года общество в связи с отсутствием договора между региональным оператором и управляющей организацией, обязано было выполнить указанные требования закона и предоставить полную информацию о потребителях услуги по обращению с ТКО - собственниках квартир и нежилых помещений, расположенных в МКД, находящихся в управлении управляющей компании.
При не заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО, управляющая компания, ТСЖ обязаны выполнить требования п. 148 (1), и п. 148 (1-1) Правил предоставления коммунальных услуг.
Претензию истца о необходимости предоставления информации о потребителях услуги по обращению с ТКО или заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО от 18.03.2022 общество не исполнило.
Указанные требования не исполнены, что не позволило истцу реализовать свое право на получение оплаты услуги по обращению с ТКО: невозможно открыть лицевые счета на реальных потребителей услуги по обращению с ТКО, проживающих в зоне деятельности регионального оператора, как следствие, невозможно начислить платежи, провести претензионно-исковую работу по взысканию задолженности за услугу по обращению с ТКО с потребителей услуги по обращению с ТКО - физических лиц (собственники, наниматели жилых и нежилых помещений в МКД). Ответчик приносит истцу значительные убытки в виде недополученной прибыли.
Данные обстоятельства послужили причиной обращения в суд.
В силу пункта 7 ст. 157.2 ЖК РФ договор с ресурсоснабжащей организацией считается заключенным со дня определенного решением общего собрания, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 ст. 44 ЖК РФ.
Вышеуказанная норма взаимосвязана с подпунктом "ж" пункта 17 Правил N 354, согласно которой ресурсоснабжающая организация приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме со дня определенного решением общего собрания, предусмотренным пунктом 4.4 части 2 ст. 44 ЖК РФ.
Таким образом, со дня определенного решением общего собрания, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 ст. 44 ЖК РФ о переходе на прямые договоры коммунальных услуг, ресурсоснабжающая компания приступает к предоставлению коммунальной услуги собственникам многоквартирного дома и становится исполнителем коммунальной услуги для собственников.
По смыслу статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией (часть 2 статьи 161 ЖК РФ).
Из части 2.3 названной статьи следует, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации Правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
В соответствии с п. 1 ст. 161 ЖК РФ договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора. Каждый собственник помещения в многоквартирном доме самостоятельно исполняет обязанности по договору управления многоквартирным домом, в том числе обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, и не отвечает по обязательствам других собственников помещений в данном доме.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность. Пунктом 2 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416), предусмотрено, что под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимается выполнение стандартов, направленных на достижение целей, установленных статьей 161 ЖК РФ, а также определенных решением собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу подпунктов "б", "ж" пункта 4 указанных Правил управление многоквартирным домом обеспечивается выполнение следующих стандартов: сбор, обновление и хранение информации о собственниках и нанимателях помещений в многоквартирном доме, а также о лицах, использующих общее имущество в многоквартирном доме на основании договоров (по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме), включая ведение актуальных списков в электронном виде и (или) на бумажных носителях с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных; организация и осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг, в том числе путем начисления обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; оформления платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме; ведения претензионной и исковой работы в отношении лиц, не исполнивших обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, предусмотренную жилищным законодательством Российской Федерации. Учитывая изложенное, осуществляя деятельность по управлению многоквартирными домами на основании соответствующих договоров управления, ответчик является оператором персональных данных, поскольку в силу действующего жилищного законодательства он имеет право и обязан осуществлять сбор, обновление и хранение информации о собственниках и нанимателях помещений в многоквартирном доме, а также осуществлять обработку полученных персональных данных в целях управления многоквартирными домами, обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества, а также предоставления коммунальных услуг гражданам. В этой связи, учитывая, что сбор, хранение и обработка персональных данных в отношении граждан, проживающих в многоквартирных домах, управление которыми осуществляется ответчиком, производится в соответствии законом для осуществления и выполнения возложенных на него законодательством Российской Федерации функций управляющей организации, согласие субъектов персональных данных на обработку персональных данных в силу прямого указания пункта 2 части 1 статьи 6 Закона N 152-ФЗ не требуется.
Как установлено частью 7.5 статьи 155 ЖК РФ в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, плата за коммунальные услуги вносится собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме соответствующей ресурсоснабжающей организации и региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно ч. 15, 16 ст. 155 ЖК РФ наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.
При этом наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе взыскивать в судебном порядке просроченную задолженность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
При привлечении лицами, указанными в части 15 настоящей статьи, представителей для осуществления расчетов с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, собственниками жилых помещений и взимания платы за жилое помещение и коммунальные услуги согласие субъектов персональных данных на передачу персональных данных таким представителям не требуется.
Согласно подпункту 1 пункта 11 статьи 161 ЖК РФ в случае, предусмотренном статьей 157.2 настоящего Кодекса, управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, обязаны предоставлять ресурсоснабжающим организациям, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами информацию, необходимую для начисления платы за коммунальные услуги, в том числе о показаниях индивидуальных приборов учета (при предоставлении таких показаний собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу) и коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в многоквартирном доме.
Исходя из буквального толкования смысла указанного пункта статьи 161 ЖК РФ следует, что управляющая организации обязана предоставлять сведения ресурсоснабжающим организациям необходимую для начисления платы за коммунальные услуги при переходе собственниками МКД на прямые договора с ресурсоснабжающей организацией. В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон N 152-ФЗ) под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).
Пунктом 2 названной статьи установлено, что оператором персональных данных является государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.
Согласно статье 2 Закона N 152-ФЗ его целью является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.
В силу части 1 статьи 6 Закона N 152-ФЗ обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных данным Федеральным законом. При этом данной нормой допускается возможность обработки персональных данных в отсутствие согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных, в том числе, в случае, если обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей, а также если обработка персональных данных необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных.
Как установлено частями 4, 5 этой же статьи лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению оператора, не обязано получать согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных. В случае, если оператор поручает обработку персональных данных другому лицу, ответственность перед субъектом персональных данных за действия указанного лица несет оператор.
Лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению оператора, несет ответственность перед оператором.
В соответствии с абзацем 5 пункта 148(1) Правил N 354 управляющая организация, товарищество, кооператив предоставляют региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказывающему коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, сведения о собственниках нежилых помещений в многоквартирном доме, а также направляют уведомления собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме о необходимости заключения договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами непосредственно с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно абзацам 6 - 11 пункта 148(1) Правил N 354 Управляющая организация, товарищество или кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом, предоставляют ресурсоснабжающим организациям, приступающим к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида, собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в случаях, предусмотренных подпунктами "е" и "ж" пункта 17 настоящих Правил, сведения, необходимые для начисления платы за коммунальные услуги, не позднее чем за 5 рабочих дней до дня начала предоставления коммунальной услуги соответствующего вида ресурсоснабжающими организациями в указанных случаях.
Такие сведения должны включать в себя, в том числе: фамилию, имя, отчество (при наличии), дату и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон и адрес электронной почты (при наличии) каждого собственника и пользователя жилых помещений в многоквартирном доме, наименование (фирменное наименование) и место государственной регистрации юридического лица, контактный телефон, если собственником жилого помещения в многоквартирном доме является юридическое лицо.
В абзаце 12 пункта 148(1) Правил N 354 определено, что в случае непредоставления указанных сведений и (или) предоставления управляющей организацией, товариществом или кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом, недостоверных сведений, убытки регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, понесенные в связи с уплатой региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами штрафа за необоснованное увеличение размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предусмотренного пунктом 155(1) настоящих Правил, рассчитанного при отсутствии указанных сведений или на основании недостоверных сведений, подлежат возмещению управляющей организацией, товариществом или кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом и не предоставившими сведения и (или) предоставившими недостоверные сведения. Предоставление указанных сведений осуществляется одновременно на бумажном носителе за подписью единоличного исполнительного органа управляющей организации, товарищества или кооператива и на электронном носителе (абзац 13 пункта 148(1) Правил N 354).
Предоставление указанных сведений не требует согласия потребителя на передачу персональных данных в силу пункта 5 части 1 статьи 6 Федерального закона "О персональных данных" (абзац 14 пункта 148(1) Правил N 354).
В данном случае запрашиваемые истцом сведения относятся к сведениям персональных данных, которые необходимы в целях исполнения обязанностей, предусмотренных п. 31 Правил "354, таких, как производить расчет размера платы, производить проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, осуществлять корректировку размера платы за коммунальную услугу, ведение претензионной и исковой работы в отношении лиц, не исполнивших обязанность по внесению платы за коммунальные услуги, предусмотренную жилищным законодательством Российской Федерации.
Доводы заявителя о невозможности представить указанные сведения, так как отсутствует согласия потребителя на передачу персональных данных и таковыми ответчик не располагает, ввиду получения отказа по его запросу от собственников, подлежат отклонению в силу пункта 5 части 1 статьи 6 Федерального закона "О персональных данных" (абзац 1 4 пункта 148 (1) Правил N 354) поскольку предоставление указанных сведений не требует согласия потребителя на передачу персональных данных.
На основании изложенной нормы ответчик в силу императивно установленных норм должен предоставить запрашиваемую истцом информацию.
Оценив по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы деле доказательства апелляционный суд считает недоказанным обстоятельством предоставления истцу всех необходимых сведений в порядке пункта 148 (1) Правил N 354, как и принятия ответчиком всех мер на её передачу.
Ссылки ответчика о неисполнимости судебного акта, ввиду запроса сведений у абонента и получения отказа, как и ввиду отсутствия такой информации, не принимается во внимание, поскольку противоречат указанным выше нормам права, а также не доказанностью принятия всех мер по её получению в установленном законом способом, в том числе обращению в суд за ее получением, учитывая что данная информация необходима ответчику для осуществления управления многоквартирными домами, в которых проживают лица, информацию о которых испрашивает истец.
Вывод о неисполнимости решения суда об удовлетворении иска не мотивирован, не указано, по какой причине управляющая организация не имеет возможности исполнить законно установленное требование.
Пунктом 2 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, предусмотрено, что под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимается выполнение стандартов, направленных на достижение целей, установленных ст. 161 ЖК РФ, а также определенных решением собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу подпункта пункта 4 Правил N 416 управление многоквартирным домом обеспечивает выполнение стандартов: сбор, обновление и хранение информации о собственниках и нанимателях в многоквартирном доме на основании договоров, включая ведение актуальных списков в электронном виде и (или) на бумажных носителях с учетом требований законодательства РФ о защите персональных данных.
Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 719 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрации учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации", утвержден перечень лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан. Среди ответственных лиц указаны управляющие жилищным фондом организации.
Таким образом, осуществляя деятельность по управлению многоквартирными домами на основании соответствующих договоров управления, ответчик является оператором персональных данных, поскольку в силу действующего жилищного законодательства он имеет право и обязан осуществлять сбор, обновление и хранение информации о собственниках и нанимателях помещений в МКД, а также осуществлять обработку полученных персональных данных в целях управления МКД, обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества, а также предоставления коммунальных услуг гражданам.
Ссылка ответчика на отсутствие у него необходимых сведений и информации не может служить основанием для освобождения его от предоставления таких сведений региональному оператору.
При этом ответчик вправе непосредственно сам осуществлять сбор такой информации или с привлечением третьих лиц, соответствующих требованиям Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных".
В качестве подтверждения своей позиции ответчик ссылается на решение Арбитражного суда Свердловской области от 10 марта 2021 г. по делу N А60-50327/2020, которое определением Верховного Суда РФ от 11.11.2021 г. N 309-ЭС21-20522 по делу N А60-50327/2020 оставлено без изменений. Суд считает несостоятельным так как, данный судебный акт не имеет преюдициальную силу для суда по настоящему спору, так как касается иных обстоятельств и участников.
Таким образом, исходя из вышеназванных положений у управляющей организации, осуществлявшей в течение длительного времени управление многоквартирного дома, должны быть сведения, позволяющие идентифицировать собственнике помещений в данном многоквартирном доме, а также сведения необходимые для начисления платы за коммунальные услуги, являющиеся предметом настоящего спора.
С учетом выявленной совокупности обстоятельств, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об обоснованности требования истца, и правовых оснований для иных выводов в рассматриваемой ситуации суд не находит.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц; изложенные в обжалованном судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
В нарушение требований статей 9 и 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательств наличия иных существенных обстоятельств, которые являются основанием для удовлетворении апелляционной жалобы, ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции в обоснование апелляционной жалобы ответчиком не представлено, поэтому доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты по изложенным выше основаниям и отклоняются за необоснованностью.
Суд апелляционной инстанции согласен с выводами суда первой инстанции и считает, что доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права и не опровергают выводы суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были проверены судом первой инстанции и могли бы повлиять на принятие иного судебного акта, а выражают несогласие с выводами суда, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Суд апелляционной инстанции считает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется, а поэтому апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы относится на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 268, 269, 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 18.07.2023 по делу N А15-202/2023
оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.А. Мишин |
Судьи |
С.Н. Демченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А15-202/2023
Истец: Муниц Б, МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "МАХАЧКАЛА-1"
Ответчик: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ N22"