02 октября 2023 г. |
А11-11778/2022 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Ковбасюка А.Н., судей Мальковой Д.Г., Устиновой Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Цадкиной А.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования Юрьев-Польский район на решение Арбитражного суда Владимирской области от 03.07.2023 по делу N А11-11778/2022,
по иску Министерства имущественных и земельных отношений Владимирской области, ИНН 3329013633, ОГРН 1023303357472, к муниципальному образованию город Юрьев-Польский в лице администрации муниципального образования Юрьев-Польский район, ИНН 3326002626, ОГРН 1023301254426, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Совет народных депутатов муниципального образования Юрьев-Польский район (ИНН 3326011613, ОГРН 1133326000807), акционерное общество "Газпром газораспределение Владимир" (ИНН 3328101380, ОГРН 1023301461810), Министерство жилищно-коммунального хозяйства Владимирской области (ИНН 3329032820, ОГРН 1043303406464), Совет народных депутатов города Юрьев-Польский (601800, г. Юрьев-Польский, ул. Шибанкова, д. 33), об обязании принять в муниципальную собственность объекты недвижимости
при участии представителей: от истца - Министерства имущественных и земельных отношений Владимирской области - Кутьменевой А.А. (по доверенности от 09.01.2023 N 5 сроком действия до 31.12.2023 и диплому);
от ответчика и третьих лиц - полномочные представители не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом,
установил.
Министерство имущественных и земельных отношений Владимирской области (далее - Министерство, МИЗО, истец) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с иском к муниципальному образованию город Юрьев-Польский в лице администрации муниципального образования Юрьев-Польский район (далее - Администрация, ответчик) об обязании принять в муниципальную собственность муниципального образования города Юрьев-Польский Владимирской области следующие объекты недвижимости:
1) сооружение с кадастровым номером 33:04:010132:70, наименование: газопровод низкого давления, протяженностью 189 м, расположенный по адресу: Владимирская область, Юрьев-Польский р-н, г Юрьев-Польский, ул Набережная, д 18;
2) сооружение с кадастровым номером 33:04:010130:202, наименование: газопровод низкого давления, протяженностью 34 м, расположенный по адресу: Владимирская обл., Юрьев-Польский р-н, г. Юрьев-Польский, ул. Артиллерийская, к котельной N 4 по ул. Герцена;
3) сооружение с кадастровым номером 33:04:010142:214, наименование: газопровод низкого давления, протяженностью 586 м, расположенный по адресу: Владимирская обл., Юрьев-Польский р-н, г. Юрьев-Польский, ул. Покровская;
4) сооружение с кадастровым номером 33:04:010146:230, наименование: газопровод низкого давления, протяженностью 12 м, расположенный по адресу: Владимирская область, Юрьев-Польский район, г. Юрьев-Польский, ул. Покровская, д.16;
5) сооружение с кадастровым номером 33:04:010112:248, наименование: газопровод низкого давления, протяженностью 436 м, расположенный по адресу: Владимирская обл., Юрьев-Польский р-н, г. Юрьев-Польский, ул. 1 Мая, ул. 1 Усадебная, ул. 2 Усадебная;
6) здание с кадастровым номером 33:04:010138:252, наименование: газопровод низкого давления, протяженностью 50 м, расположенный по адресу: обл. Владимирская, р-н Юрьев-Польский, г. Юрьев-Польский газопровод низкого давления ул. Школьная, д.4а;
7) сооружение с кадастровым номером 33:04:010138:253, наименование: газопровод низкого давления, протяженностью 96 м, расположенный по адресу: Владимирская обл., Юрьев-Польский район, г. Юрьев-Польский, Газопровод низкого давления по ул. Школьной, д. 3;
8) сооружение с кадастровым номером 33:04:010145:264, наименование: газопровод низкого давления, протяженностью 86 м, расположенный по адресу: Владимирская обл., Юрьев-Польский р-н, ул. Перфильева, к домам 67Б, 71;
9) сооружение с кадастровым номером 33:04:010141:267, наименование: газопровод низкого давления, протяженностью 85 м, расположенный по адресу: Владимирская область, р-н Юрьев-Польский, г Юрьев-Польский, ул. Луговая, д 25 (к ГЭУ);
10) сооружение с кадастровым номером 33:04:010121:291, наименование: газопровод низкого давления, протяженностью 73 м, расположенный по адресу: Владимирская обл., Юрьев-Польский р-н, г. Юрьев-Польский, ул. Горького 13 (к ГЕУ);
11) сооружение с кадастровым номером 33:04:010121:292, наименование: газопровод низкого давления, протяженностью 299 м, расположенный по адресу: Владимирская обл., Юрьев-Польский р-н, г. Юрьев-Польский, ул. Луговая, 43-45А, ул. Шибанкова, 144-146;
12) сооружение с кадастровым номером 33:04:010114:318, наименование: газопровод низкого давления, протяженностью 152 м, расположенный по адресу: Владимирская обл., Юрьев-Польский р-н, г. Юрьев-Польский, ул. Луговая, 51,51А, пер. Промышленный, 11,13;
13) сооружение с кадастровым номером 33:04:000000:586, наименование: газопровод низкого давления, протяженностью 233 м, расположенный по адресу: Владимирская обл., Юрьев-Польский район, г. Юрьев-Польский, Газопроводы низкого давления ул. Луговая, д. 45, ул. Шибанкова, д. 156;
14) сооружение с кадастровым номером 33:04:000000:587, наименование: газопровод низкого давления, протяженностью 185 м, расположенный по адресу: Владимирская обл., Юрьев-Польский район, г. Юрьев-Польский, ул. Шибанкова, д. 160-164, пер. Промышленный, д. 9;
15) сооружение с кадастровым номером 33:04:000000:589, наименование: распределительный газопровод низкого давления, протяженностью 295 м, расположенный по адресу: Владимирская обл., Юрьев-Польский район, г. Юрьев-Польский, Газопровод низкого давления по ул. Павших борцов, д. 1-5;
16) сооружение с кадастровым номером 33:04:000000:596, наименование: газопровод низкого давления, протяженностью 946 м, расположенный по адресу: Владимирская обл., Юрьев-Польский р-н, г. Юрьев-Польский, Песчаный тупик, ул. Железнодорожная, ул. Станционная;
17) сооружение с кадастровым номером 33:04:000000:660, наименование: газопровод низкого давления, протяженностью 362 м, расположенный по адресу: Владимирская обл., р-н Юрьев-Польский, МО город Юрьев-Польский (городское поселение), западная часть города Юрьев-Польского, в квартале застройки индивидуальных домовладений по ул. Покровская, ул. Комсомольская, ул. Свободы;
18) сооружение с кадастровым номером 33:04:010134:725, наименование: газопровод низкого давления, протяженностью 214 м, расположенный по адресу: Владимирская обл., Юрьев-Польский район, г. Юрьев-Польский, Газопровод низкого давления по ул.1 Мая, 50.
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Совет народных депутатов города Юрьев-Польский, Совет народных депутатов муниципального образования Юрьев-Польский район, акционерное общество "Газпром газораспределение Владимир", Министерство жилищно-коммунального хозяйства Владимирской области.
Решением от 03.07.2023 Арбитражный суд Владимирской области удовлетворил иск. Обязал Администрацию принять в муниципальную собственность города Юрьев-Польский Владимирской области спорное имущество.
Не согласившись с принятым по делу решением, Администрация обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Нижегородской области на основании положений статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что ответчик не давал волеизъявление на принятие спорного имущества, что в силу позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в определениях от 07.12.2006 N 542-О и от 04.12.2007 N 828-О-П исключает передачу имущества. Ответчик не обладает полномочиями по содержанию сетей газораспределения. Министерство жилищно-коммунального хозяйства Владимирской области передав спорное имущество в аренду акционерному обществу "Газпром газораспределение Владимир" реализовал свои полномочия собственника, подтвердив, что муниципальным образованием и муниципальными учреждениями указанное имущество не используется. Обратил внимание на то, что исковое заявление основано на Федеральном законе от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" который полностью утратил силу с 01.01.2023.
Представитель истца в судебном заседании и в отзыве просил решение оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает жалобу в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся материалам дела.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, во исполнение постановления Губернатора Владимирской области от 15.11.2013 N 1288 "Об организации работы по передаче распределительных газовых сетей в государственную собственность Владимирской области" принято распоряжение Губернатора Владимирской области от 01.04.2014 N 159-р "О принятии имущества из муниципальной собственности Юрьев-Польского района Владимирской области в государственную собственность Владимирской области".
В соответствии с указанным распоряжением в государственную собственность Владимирской области приняты вышеуказанные объекты.
Указанные объекты газоснабжения предоставлены во временное владение и пользование открытому акционерному обществу "Газпром газораспределение Владимир" по договорам аренды государственного имущества от 24.04.2015 N 67/2014-01-ОГ40-0205 для транспортировки газа юридическим и физическим лицам на территории Юрьев-Польского района Владимирской области.
Постановлением администрации Владимирской области от 11.12.2019 N 860 "О внесении изменений в постановление Губернатора области от 02.04.2014 N 312 и признании утратившими силу отдельных нормативных правовых актов области в сфере жилищно-коммунального хозяйства" признано утратившим силу постановление Губернатора Владимирской области от 15.11.2013 N 1288.
Министерством предложено муниципальному образованию город Юрьев-Польский в лице администрации муниципального образования Юрьев-Польского района рассмотреть вопрос о принятии в собственность муниципального образования Юрьев-Польского района вышеуказанные сооружения газоснабжения (газопроводы).
Письмом от 12.09.2022 N 01/14-4472 администрация Юрьев-Польского района Владимирской области отказала в принятии имущества в муниципальную собственность.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Изучив материалы дела, проверив доводы заявителя жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены (изменения) судебного акта.
Первый арбитражный апелляционный суд полагает, что судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно определен характер спорного правоотношения, круг обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора и подлежащих исследованию, проверке и установлению по делу, правильно определены законы и иные нормативные акты, которые следовало применить по настоящему делу, дана оценка всем имеющимся в деле доказательствам с соблюдением требований арбитражного процессуального законодательства.
Суд первой инстанции, полно и всесторонне исследовав и оценив совокупность имеющихся в материалах дела доказательств, пришел в соответствии с вышеприведенными нормами права к обоснованным выводам.
Обжалуемый судебный акт отвечает требованиям законности, обоснованности и мотивированности, предусмотренным частью 4 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основан на правильном применении норм материального права и соблюдении норм процессуального права, содержит обоснование сделанных судом выводов применительно к конкретным обстоятельствам дела.
При разрешении возникшего между сторонами спора суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
На основании части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд признает бездействие органов местного самоуправления незаконным, если установит, что оспариваемое бездействие не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с положением о Департаменте имущественных и земельных отношений Владимирской области, утвержденным постановлением Губернатора Владимирской области от 20.12.2005 N 739, на Департамент возложены функции по ведению учета объектов государственной собственности Владимирской области, управлению и распоряжению в пределах своей компетенции имуществом, находящимся в государственной собственности Владимирской области, также Департамент осуществляет полномочия по защите в судебном порядке имущественных прав и законных интересов Владимирской области.
На основании Указа Губернатора Владимирской области от 17.10.2022 N 165 "Об органах исполнительной власти Владимирской области" с 01.01.2023 Департамент имущественных и земельных отношений Владимирской области переименован в Министерство имущественных и земельных отношений Владимирской области.
Согласно статье 212 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 5 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.
Порядок передачи имущества из собственности субъекта Российской Федерации в муниципальную собственность определен частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Пунктом 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ предусмотрено, что находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность в случае: если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; если указанное имущество используется органами местного самоуправления для целей, установленных статьей 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных решений в соответствии с передаточным актом.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 07.02.2012 N 234-О-Р "Об отказе в принятии к рассмотрению ходатайства Совета народных депутатов Кемеровской области о разъяснении определения Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2007 N 828-О-П", арбитражные суды в каждом конкретном деле на основе исследования всего комплекса фактических обстоятельств самостоятельно решают вопросы о том, было ли учтено в процессе передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную волеизъявление соответствующего органа местного самоуправления, а если орган местного самоуправления по каким-то причинам отказался от согласования передачи имущества, то не является ли это его решение произвольным.
Таким образом, при рассмотрении спора о возложении на муниципальное образование обязанности принять имущество суд устанавливает факт соблюдения обязательного порядка, предусмотренного Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ, а также наличие согласия органа местного самоуправления на передачу ему объектов; в случае отказа органа местного самоуправления принять объекты - обоснованность такого отказа.
При этом необходимо учитывать финансово-экономические интересы муниципального образования и его фактическую заинтересованность в передаваемом объекте для решения вопросов местного значения (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2007 N 828-О-П).
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ) в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных данным Законом вопросов местного значения.
Правоотношения по газоснабжению в Российской Федерации регламентированы Федеральным законом от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации".
Согласно статье 7 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления городских поселений, городских округов и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами. Организация газоснабжения поселений в границах муниципального района, а также организация газоснабжения населения сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и межселенной территории является полномочием органов местного самоуправления муниципального района и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.
В силу пункта 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ организация в границах поселения газоснабжения населения является вопросом местного значения поселения.
Пунктом 4 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района отнесена организация в границах муниципального района газоснабжения поселений.
Согласно пунктам 3, 5 части 1 статьи 36 Устава МО город Юрьев-Польский к полномочиям администрации муниципального образования Юрьев-Польский район относятся:
- владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования город ЮрьевПольский, в установленном Советом народных депутатов муниципального образования город Юрьев-Польский Юрьев-Польского района порядке;
- организация в границах муниципального образования город ЮрьевПольский электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 35 Устава муниципального образования Юрьев-Польский район в новой редакции, принятого Решением Совета народных депутатов Юрьев-Польского района от 28.10.2009 N 88 (далее - Устав МО Юрьев-Польский район), в соответствии с абзацем 3 части 2 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" на администрацию муниципального образования Юрьев-Польский район возлагается исполнение полномочий по решению вопросов местного значения муниципального образования город Юрьев-Польский, определяемых Уставом муниципального образования город Юрьев-Польский и иными нормативными правовыми актами муниципального образования город Юрьев-Польский.
В соответствии с частью 4 статьи 6 Устава МО Юрьев-Польский район администрация муниципального образования Юрьев-Польский район осуществляет полномочия администрации муниципального образования город Юрьев-Польский, являющегося административным центром Юрьев-Польского района, в случаях, предусмотренных абзацем 3 части 2 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета муниципального образования Юрьев-Польский район. С учетом изложенного к ведению именно муниципального образования Судогодский район относится организация газоснабжения на территории муниципального образования Юрьев-Польский район и входящих в его состав поселений, следовательно, у ответчика имеется фактическая заинтересованность в объектах, предназначенных для решения данных вопросов местного значения.
При изложенных обстоятельствах отсутствие волеизъявления ответчика на принятие объекта в муниципальную собственность не может препятствовать процедуре передачи имущества с учетом законных на то оснований.
Напротив нахождение имущества в государственной собственности при наличии оснований для его передачи в муниципальную собственность и в отсутствие какого-либо решения относительно этого вопроса, нарушает права и законные интересы уполномоченного представителя собственника государственного имущества.
С учетом изложенного, поскольку к ведению именно муниципального образования Юрьев-Польский район относится организация газоснабжения на территории поселений, у ответчика имеется фактическая заинтересованность в объектах, предназначенных для решения данных вопросов местного значения, в связи, с чем требование истца является обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Иное толкование заявителем положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права и допущенной судебной ошибке.
Оснований для отмены обжалуемого решения суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая, что заявитель жалобы является лицом, которое в силу подпункта 1.1 пункта 1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено от уплаты государственной пошлины, вопрос о распределении судебных расходов судом апелляционной инстанции не рассматривался.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 03.07.2023 по делу N А11-11778/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования Юрьев-Польский район - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.Н. Ковбасюк |
Судьи |
Д.Г. Малькова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-11778/2022
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ИМУЩЕСТВЕННЫХ И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ АДМИНИСТРАЦИИ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: города Юрьев-Польский в лице администрации муниципального образования Юрьев-Польский район
Третье лицо: АО "ГАЗПРОМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВЛАДИМИР", ДЕПАРТАМЕНТ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ, Совет народных депутатов города Юрьев-Польский, Совет народных депутатов Юрьев-Польского района Владимирской области